Главная тема

CОЮЗУ НУЖЕН ТЯГАЧ

CОЮЗУ НУЖЕН ТЯГАЧ
CОЮЗУ НУЖЕН ТЯГАЧ

К номеру:   ()


01 Декабря 2008 года

Минские «богатыри» работают в любых условиях Сегодня уже не секрет, что со времен Советского Союза основной продукцией Минского завода колесных тягачей (торговая марка «Волат», что переводится как «Богатырь») являются шасси и тягачи, выпускаемые для нужд Министерства обороны сначала СССР, а теперь России. Они предназначаются для транспортировки командно-штабных пунктов, радиолокационных средств, ракетных комплексов оперативно-тактического назначения, комплексов залпового огня. В настоящее время на МЗКТ научились выпускать и технику гражданского назначения. Во многом это заслуга союзных программ.

МЗКТ – предприятие уникальное. Да, и в Европе и в США выпускают шасси и тягачи, чья грузоподъемность превышает 100 тонн. Но зарубежная техника предназначена в основном для хороших дорог. Минские же богатыри «Волат» успешно работают даже в условиях полного бездорожья. Не так давно они наглядно продемонстрировали это в ОАЭ во время тендера на поставку транспортеров танков. По результатам испытаний белорусы выиграли и у «Мерседеса» (ФРГ), и у «Татры» (Чехия), и у «Киноса» (Англия). Белорусская машина транспортировала два танка общей массой в 130 тонн по асфальту со скоростью 70 км/час. По пескам этот автобогатырь с массой в 70 тонн развивал скорость до 30 км/час. В ОАЭ в этом году уже поставлена первая партия – 40 комплектов трехзвенных автопоездов.
Сегодня уже не верится, что еще совсем недавно судьба предприятия висела буквально на волоске. После развала СССР большинство заводов, работающих на оборонку, остались без заказов. Правда, на минском предприятии отгрузка продукции шла по так называемому тридцать первому контракту, по которому поставка техники шла непрерывно, невзирая на оплату. Поэтому некоторое время завод стабильно поставлял технику, не получая за это никаких денег. Накопился огромный долг, и предприятие оказалось на грани полного краха. Но завод выстоял. И этому было несколько причин.
Во-первых, у всего коллектива было стремление сохранить уникальный завод, невзирая ни на что. Во-вторых, на МЗКТ сумели в кратчайшие сроки найти технические решения для создания новой востребованной техники. А мобильность производства и большие мощности позволили быстро внедрить новые разработки в производство. Очень важно, что завод получил поддержку со стороны государства. А тут вовремя «подставили плечо» и союзные программы по развитию дизельного автомобилестроения.
– Союзные программы помогли нам выжить и перейти от выпуска исключительно военной техники на продукцию двойного назначения. Благодаря Союзным программам за последние годы создано более 30 новых моделей транспортных средств. Средства союзного бюджета позволили стабилизировать ситуацию и выстроить модельный ряд новых и перспективных мощных гидромеханических трансмиссий, – говорит генеральный директор Геннадий Синеговский.
Недавно широкой публике было представлено специальное полноприводное шасси МЗКТ-6001 – машина будущего, насыщенная интеллектуальными системами, которая была создана в тесном сотрудничестве с россиянами.
– Мы изначально ставили перед собой задачу создать прототип перспективного автомобиля для отработки самых новых и передовых технологических идей. Машина спроектирована по тактико-техническому заданию, согласованному с Министерством обороны Республики Беларусь и специалистами российского оборонного ведомства. Таких машин на постсоветском пространстве еще никто не проектировал, – не без гордости рассказывает главный конструктор МЗКТ Юрий Николаев. – Многоцелевой автомобиль, адаптированный под монтаж «разумного» легкого вооружения, способен двигаться на максимальных скоростях по пересеченной местности. Это достигнуто за счет применения уникальной независимой подвески, позволяющей приспосабливаться к дорожным неровностям.
Нет сомнений, что у белорусского специального полноприводного шасси МЗКТ-6001 с российским двигателем – хорошие перспективы.
В планах МЗКТ – создание новых образцов автотехники по договорам с заказчиками из России. Никто в мире сегодня не в состоянии проектировать и создавать технику такой грузоподъемности и высокой проходимости.
Сегодня в России востребована не только военная, но и гражданская техника МЗКТ, которая выпускается в рамках кооперации с российскими партнерами. Стабильным спросом пользуются специальные колесные шасси под крановые установки российского производства грузоподъемностью от 50 до 160 тонн. Достигнуто соглашение с российскими коллегами о создании машин еще большей грузоподъемности. В Минске создана целая гамма автомобилей, на которые монтируют буровые установки грузоподъемностью до 125 тонн. Идет работа над тяжелым семиосным шасси грузоподъемностью 180 тонн. Эта техника незаменима в условиях Крайнего Севера. Хорошо зарекомендовали себя в России самосвалы «Волат» повышенной проходимости и грузоподъемностью 25-30 тонн.
МЗКТ – один из активных участников Союзных программ дизельного автомобилестроения, начиная с первой, которая была утверждена в 1998 году. А на «круглом столе» «Союзная программа дизельного автомобилестроения: Вчера. Сегодня. Завтра», который прошел нынешней весной в Минске, генеральный директор завода Геннадий Синеговский однозначно высказался за участие предприятия и в третьей Союзной программе дизельного автомобилестроения, которая сегодня еще только разрабатывается. МЗКТ входит в состав межгосударственной финансово-промышленной группы «БелРусьАвто», в рамках которой и осуществляется союзное сотрудничество промышленных предприятий Беларуси и России. Результат такого тесного военного и гражданского сотрудничества – на Россию приходится до 85 процентов выпускаемой на МЗКТ продукции.
С сожалением приходится констатировать ослабление научных связей с российскими коллегами. Постоянно завод сотрудничает лишь с московским институтом НАМИ, а по конкретным проектам – с МГТУ им. Баумана, и это практически все. Необходимо, чтобы научное сотрудничество в Союзном государстве было более тесным, в том числе и в рамках Союзных программ. Ведь объединение наших научных потенциалов принесет двойную пользу.
– Сегодня практически все наши автомобильные заводы отстают от конкурентов из-за того, что мы не имеем хороших конструкционных материалов, работаем только с тем, что было создано еще в первой половине прошлого века. К сожалению, Беларусь не имеет своей металлургии для автомобильной промышленности, а российские заводы увлекаются коммерческими поставками давно отработанных конструкционных материалов. И только третья Союзная программа может заставить металлургов разрабатывать и производить те современные материалы, которые необходимы сегодня белорусскому и российскому автопромам, – убежден генеральный директор МЗКТ Геннадий Синеговский.
По его словам, Союзному государству необходимы транспортные средства для транспортировки грузов от 70 до 250 тонн. И технические возможности завода позволяют производить такие транспортные средства, но для их создания необходимо максимально задействовать науку, которая традиционно сильна в российских вузах.
– Чтобы быть конкурентоспособными на мировых рынках, белорусы и россияне должны не только объединить свою науку, но и делиться своими новинками, – солидарен с гендиректором и главный конструктор МЗТК Юрий Николаев. – Недавно мы создали новую перспективную гидромеханическую передачу мощностью 300, 400, 500 и 650 лошадиных сил. И сразу же это белорусское ноу-хау предложили для оценки Брянскому автомобильному заводу, УралАЗу, КамАЗу. Это пойдет на пользу и нам, и россиянам.
Во время своего недавнего визита в Беларусь генеральный директор российской государственной корпорации «Ростехнологии» Сергей Чемезов назвал МЗКТ «очень интересным» предприятием, с которым россиянам хотелось бы создать совместные производства по выпуску продукции, способной конкурировать с европейскими, американскими и китайскими компаниями. Заявление особо актуально сегодня, когда в Беларуси объявлено об акционировании ряда ведущих промышленных предприятий страны, в том числе и МЗКТ. Российские инвестиции позволят выйти белорусским предприятиям на передовые технологические рубежи, и это будет общим вкладом в развитие и укрепление Союзного государства.

Александр РУДКОВСКИЙ