Главная тема

В обновленном составе

В Минске 16 декабря прошла Тридцать пятая сессия Парламентского Собрания Союза Беларуси и России
В обновленном составе
В обновленном составе

К номеру:   ()


01 Декабря 2008 года

Ключевые слова:
беларусь и россияборис грызловгосударственная думаборис батура
Открыл ее Председатель Парламентского Собрания, Председатель Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Борис Грызлов. Главными вопросами в повестке дня сессии стало утверждение полномочий белорусских парламентариев, делегированных Национальным собранием Беларуси в Парламентское Собрание Союза Беларуси и России, формирование комиссий ПС. Первым заместителем Председателя Парламентского Собрания Союза Беларуси и России избран спикер Палаты представителей Национального собрания Беларуси Владимир Андрейченко, заместителями – председатель Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь Борис Батура и председатель Постоянной комиссии Палаты представителей Национального собрания Беларуси по международным делам и связям с СНГ Сергей Маскевич.
Депутаты обсудили также меры по устранению недостатков в подготовке союзных программ и по совершенствованию организации бюджетного процесса в Союзном государстве.

Борис ГРЫЗЛОВ:
«Уходящий год оставил заметный след в союзном строительстве»


Выступление Председателя Парламентского Собрания Союза Беларуси и России, Председателя Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Б.В. Грызлова на открытии Тридцать пятой сессии Парламентского Собрания

Уважаемые участники сессии, представители постоянных наблюдателей и гости Тридцать пятой сессии Парламентского Собрания Союза Беларуси и России!
Разрешите мне от имени российской депутации поздравить наших белорусских коллег с избранием в Палату представителей и Совет Республики Национального собрания Республики Беларусь. Мы убеждены, что новый состав депутатов Национального собрания республики внесет достойный вклад в экономическое и социальное развитие Беларуси.
Хочу отдельно поздравить белорусских законодателей, делегированных в состав Парламентского Собрания. У каждого из вас, дорогие друзья, достаточный жизненный и профессиональный опыт. Это позволит успешно решать стоящие перед нами задачи по строительству Союзного государства, укреплению и развитию братских отношений народов Беларуси и России.
Уходящий год оставил заметный след в союзном строительстве. Решены многие вопросы формирования единого экономического пространства, ускорения межгосударственной интеграции, сохранения устойчивости национальных экономик в условиях мировой финансовой нестабильности. К числу несомненных успехов можно отнести окончание и в Беларуси, и в России внутригосударственных процедур по введению в действие Соглашения о регулировании вопросов собственности Союзного государства и Соглашения об обеспечении равных прав граждан на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства на территориях государств – участников Союзного государства. Эти меры будут способствовать интенсификации интеграционных процессов, формированию экономической базы Союзного государства, правовой системы регулирования экономических отношений государств-союзников.
Успешно осуществлялось сотрудничество хозяйствующих субъектов наших государств, укреплялись их производственные и торговые связи. Взаимный межгосударственный торговый оборот в 2008 году станет рекордным за все время объединительного процесса и составит свыше 35 миллиардов долларов.
Уважаемые коллеги! На нынешней сессии нам необходимо рассмотреть ряд организационных вопросов деятельности Парламентского Собрания. Их перечень содержится в материалах, розданных вам при регистрации.
В проекте повестки сессии содержатся и другие вопросы, рассмотрение которых является настоятельной необходимостью. В частности, мы должны рассмотреть вопрос совершенствования порядка подготовки и реализации совместных программ. Практика союзного строительства свидетельствует, что применение в этом процессе норм национального законодательства как единственного основополагающего начала не всегда оказывается эффективным. Очевидно, что необходимо совершенствование нормативно-правовой базы в этой сфере сотрудничества на основе применения наряду с национальным законодательством такой формы, как Декрет Высшего Государственного Совета Союзного государства.
Нам следует также обсудить вопросы и принять соответствующее постановление о совершенствовании бюджетного строительства. Это обусловлено введением в действие Соглашения между Республикой Беларусь и Российской Федерацией о регулировании вопросов собственности в Союзном государстве и изменениями в связи с этим структур доходной и расходной частей союзного бюджета, а также возможным планированием бюджета на среднесрочную перспективу. Иными словами, речь идет о необходимости разработки проекта обновленного Декрета Высшего Государственного Совета «О порядке формирования и исполнения бюджета Союзного государства» с учетом появившихся обстоятельств на этом важнейшем направлении союзного строительства.
Уважаемые коллеги! В работе Тридцать пятой сессии Парламентского Собрания Союза Беларуси и России принимают участие представители органов власти Республики Беларусь и Российской Федерации, органов Союзного государства, общественных организаций.

НА БЛАГО НАШИХ НАРОДОВ



XXXV сессия Парламентского Собрания Союза Беларуси и России

Курс на интеграцию остается неизменным

В Минске состоялась очередная, XXXV сессия Парламентского Собрания Союза Беларуси и России. Она имела в основном организационный характер, так как в ней впервые приняли участие белорусские депутаты нового созыва. На сессии им предстояло получить статус союзных парламентариев. Решив организационные вопросы, утвердив председателей и составы профильных комиссий, депутаты перешли к рассмотрению практических проблем. В частности, были обсуждены меры по устранению недостатков при подготовке и реализации программ Союзного государства и вопросы совершенствования организации бюджетного процесса.

Открывая заседание сессии, Председатель Госдумы РФ, Председатель Парламентского Собрания Союза Беларуси и России Борис Грызлов отметил достигнутые успехи в союзном строительстве.
Одной из главных задач на ближайший период Борис Грызлов назвал совершенствование нормативной правовой базы, обеспечивающей реализацию совместных программ с применением такой формы, как Декрет Высшего Госсовета Союзного государства.
Напомним, что Парламентское Собрание состоит из равного числа представителей, делегируемых от Беларуси и России: по 36 человек от каждого государства-участника. От белорусской стороны в состав ПС вошли 23 депутата Палаты представителей и 13 членов Совета Республики. Союзные парламентарии единогласно признали полномочия своих новых коллег. Спикер Палаты представителей Владимир Андрейченко избран на пост первого заместителя Председателя Парламентского Собрания. На сессии избраны также два заместителя Председателя ПС от Национального собрания Беларуси – спикер верхней палаты Борис Батура и председатель Постоянной комиссии Палаты представителей по международным делам и связям с СНГ Сергей Маскевич. Затем состоялись заседания профильных комиссий, на которых были утверждены их руководители и персональный состав.
Стоит отметить, что перед началом сессии в кулуарах белорусские и российские депутаты активно обсуждали актуальные вопросы интеграции, проблемы, требующие согласованного решения на уровне отраслевых министерств и ведомств. Упоминали и о необходимости скорейшего принятия Конституционного Акта, и перспективах введения единого платежного средства, и создании союзного парламента, который был бы уполномочен принимать законы, обязательные для исполнения на территории Беларуси и России.
Не обошли вниманием и тему мирового финансового кризиса. Госсекретарь Союзного государства Павел Бородин, отвечая на вопросы журналистов, высказал мнение, что негативные явления затронут Беларусь и Россию в меньшей степени, чем другие страны. Но для этого Союзное государство должно максимально задействовать все свои преимущества. У нас есть то, чего нет на Западе: огромные территории, нефть, газ, цветные металлы, солидный научный потенциал. А общей национальной идеей, по словам Павла Бородина, должно стать строительство трансъевропейского транспортного коридора, соединяющего страны Европы с Дальним Востоком и Китаем, что обеспечит выход на морские пути Азиатско-Тихоокеанского бассейна. Он выразил уверенность, что абсолютно все участники этого глобального проекта получат ощутимую выгоду.
Павел Бородин уверен, что в обозримом будущем Союзное государство Беларуси и России станет катализатором объединительных процессов на постсоветском пространстве. «Никто не говорит о вхождении в состав России. Речь идет о конфедеративном устройстве с общими границами, таможней, единым платежным средством», – подчеркнул Госсекретарь Союзного государства.

Одним из главных факторов дальнейшего развития торгово-экономического сотрудничества наших стран является разработка и реализация союзных программ и мероприятий. Практика показывает, что вместе с увеличением бюджета Союзного государства растет и количество совместных проектов и производств. Но здесь не все так гладко, как хотелось бы.
– Мы часто сетуем на маленький союзный бюджет, – говорит член Комиссии Парламентского Собрания по экономической политике Анатолий Локоть. – Но на деле даже эти деньги используются не всегда эффективно.

Главная причина – несовершенство соответствующей нормативной правовой базы. Применение норм национального законодательства при разработке и реализации программ Союзного государства не позволяет в должной мере учесть их специфику.
По мнению российского парламентария, сегодня нужно решать три проблемы. Во-первых, свести в один цикл согласования разработки программ в отраслевых министерствах, экономических и финансовых органах Беларуси и России. Пора прекратить бесконечные хождения по инстанциям, бюрократические согласования документов вплоть до запятой.
Во-вторых, после того как Совет Министров Союзного государства утвердит основные параметры бюджета предстоящего финансового года, следует проводить конкурсы по утвержденным программам, выполнение которых должно осуществляться в предстоящем году.
И в-третьих, необходимо решить вопрос об увеличении размера авансирования работ по реализации программ до 80 процентов от утвержденного объема финансирования на текущий год.
Чтобы решить эти задачи, депутаты предложили Совету Министров Союзного государства в первом полугодии 2009 года внести в Парламентское Собрание проект Декрета Высшего Госсовета о порядке разработки и реализации программ Союзного государства.

Говоря о мерах по совершенствованию бюджетного процесса в Союзном государстве, член Комиссии Парламентского Собрания по бюджету и финансам Вячеслав Новиков отметил, что вступление в силу Соглашения о регулировании союзной собственности приведет к изменениям доходной и расходной частей бюджета. И это нужно отразить в соответствующих нормативных правовых актах.
В связи с этим Совету Министров Союзного государства предложено в первом полугодии 2009 года внести изменения в Порядок формирования и исполнения союзного бюджета. В частности, предлагается рассмотреть возможность введения трехгодичного бюджетного планирования. Госсекретарь Союзного государства Павел Бородин считает необходимой разработку Бюджетного кодекса, который упрочит союзные отношения и ускорит процесс интеграции. По его словам, требуется также организационное обеспечение учета и управления союзной собственностью. С этой целью он предложил создать при Постоянном комитете Союзного государства департамент имущественных отношений, на который будут возложены не только функции Аппарата Совмина, но и обязанности по учету и управлению союзной собственностью.
По мнению Павла Бородина, Постоянный комитет Союзного государства как финансовый орган должен быть наделен соответствующими полномочиями. Мелочная опека и нежелание брать на себя ответственность со стороны отраслевых министерств России и Беларуси в течение двух лет тормозят принятие решения по реструктуризации задолженностей по программе дизельного автомобилестроения. Проблему недостаточного финансирования социальной сферы Союзного государства обозначил глава Комиссии Парламентского Собрания по социальной политике, науке, культуре и гуманитарным вопросам Виктор Водолацкий. Он, в частности, отметил, что в 2008 году из союзного бюджета финансируется 18 мероприятий социального характера. Все выделяемые средства используются в полном объеме. Вместе с тем депутат упрекнул белорусское Министерство труда и соцзащиты и российское Министерство здравоохранения и соцразвития за неоправданную медлительность в реализации совместной программы по сближению законодательства в социально-трудовой сфере и уровней социальных гарантий для граждан Беларуси и России. На осуществление этой программы в 2008 году из союзного бюджета выделено около 4,5 миллиона российских рублей. Министерство труда и соцзащиты Республики Беларусь начало освоение средств только во втором полугодии и на 1 декабря освоило около полутора миллионов рублей. А Минздрав России к реализации программы приступил лишь в конце четвертого квартала.
Практически 25 процентов союзного бюджета отведено на программы и мероприятия социальной направленности. Но в профильной комиссии считают, что этих средств недостаточно.
В октябре текущего года сессия Парламентского Собрания приняла бюджет на 2009 год, согласно которому финансирование социальной сферы осталось на прежнем уровне. Виктор Водолацкий предложил включить депутатов в состав рабочих групп по разработке бюджета с тем, чтобы законодатели могли участвовать в обсуждении главного финансового документа не только на стадии его принятия.
На сессии депутаты утвердили план международной деятельности Парламентского Собрания на 2009 год.
Подводя итоги сессии, Председатель Палаты представителей Национального собрания Беларуси, первый заместитель Председателя Парламентского Собрания Владимир Андрейченко подчеркнул, что приоритетом и главной целью деятельности парламентариев была и остается интеграция Беларуси и России.
В условиях мирового экономического кризиса крайне необходимо устранить все существующие барьеры в торгово-экономических отношениях между нашими странами. Многое еще предстоит сделать на пути создания полноценного таможенного союза и единого экономического пространства, сказал Владимир Андрейченко.
Говоря о перспективах взаимодействия на уровне регионов Беларуси и России, спикер Совета Республики, заместитель Председателя Парламентского Собрания Борис Батура подчеркнул, что межрегиональное сотрудничество является мощной базой для развития и становления Союзного государства. Никаких пределов и ограничений здесь просто не существует. На уровне регионов есть много конкретных планов, и депутаты Парламентского Собрания могут и должны внести свою лепту в их реализацию.
Следующая, XXXVI сессия Парламентского Собрания Союза Беларуси и России пройдет в феврале 2009 года в Минске.

Евгений КОНОНОВИЧ

_______________________________________________

Владимир АНДРЕЙЧЕНКО: «Ориентиры есть. Их надо четко придерживаться»

Союзные парламентарии всегда были последовательными сторонниками белорусско-российской интеграции. Даже в самые сложные периоды союзного строительства они не шли на попятную, оставаясь нацеленными на поиск оптимальных решений возникающих проблем. И это еще раз подтвердила состоявшаяся в Минске XXXV сессия Парламентского Собрания Союза Беларуси и России, которая наделила полномочиями парламентариев, делегированных Национальным собранием Республики Беларусь. Обновление депутатского корпуса – хороший повод для осмысления дальнейших путей союзной интеграции.
На вопросы газеты «Союзное вече» отвечает Председатель Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь, первый заместитель Председателя Парламентского Собрания Союза Беларуси и России Владимир АНДРЕЙЧЕНКО.

– Владимир Павлович, какие надежды вы связываете с приходом в Парламентское Собрание Союза Беларуси и России новой белорусской депутации?
– Работу мы начинаем не с нуля. Наши коллеги предыдущих созывов заложили прочную основу для углубления двустороннего сотрудничества, создали условия для расширения взаимосвязей по всем направлениям. Я глубоко убежден в том, что в Парламентском Собрании находятся настоящие патриоты Беларуси, России и Союзного государства. Поэтому обновление депутатского корпуса ни в коей мере не ослабит воцарившейся здесь атмосферы взаимопонимания и сотрудничества, а лишь расширит круг единомышленников, всех тех, кто поможет продвинуться нам по пути объединения, стать еще сильнее.
Уверен, новый состав депутатов сохранит преемственность в работе Парламентского Собрания, что особенно важно в условиях сложной геополитической и экономической обстановки в мире.
О своих белорусских коллегах могу сказать, что они очень грамотные, высокопрофессиональные люди, настроенные активно работать на Союзное государство, на общее благо наших народов.

– В следующем году исполнится десять лет Договору о создании Союзного государства. Когда подписывали этот документ, все находились в состоянии эйфории, построить полноценный Союз Беларуси и России рассчитывали быстро, буквально за несколько лет. Но на практике реализовать задуманное оказалось непросто. Как вы оцениваете нынешнее состояние союзного строительства? Насколько эффективна интеграция в экономической сфере?
– Темпы строительства Союзного государства действительно оставляют желать лучшего. Но это тот случай, когда излишняя торопливость может лишь навредить. В ходе союзного строительства приходится находить баланс взаимных интересов, учитывать ряд факторов, согласовывать массу нюансов, что, естественно, требует времени.
И все же поводов для оптимизма немало. Беларусь и Россия подошли к сегодняшнему дню динамично развивающимися странами, в которых растет ВВП и производство промышленной продукции, увеличиваются инвестиции в основной капитал, поэтапно повышаются зарплаты и пенсии. Все это способствует увеличению внутреннего товарооборота Союзного государства. Ожидается, что к концу нынешнего года он превысит 35 миллиардов долларов. За время союзного строительства товарооборот между Беларусью и Россией вырос в семь раз. Много ли в мире таких примеров?
Характерной особенностью развития взаимной торговли между нашими странами в последние годы является то, что в ее структуру входят не только сырьевые товары, но и продукция с высокой степенью переработки, машины и механизмы, продукты питания. В этот процесс вовлечены тысячи белорусских и российских предприятий, которые в свою очередь «затягивают» в него тысячи смежников. Взаимная выгода очевидна и в комментариях, полагаю, не нуждается.
Наши экономики развиваются и требуют все большей кооперации, без которой дальнейший рост весьма проблематичен. Уже достигнуты результаты по унификации пошлин, применяемых в торговле с третьими странами. Выработаны единые критерии определения страны происхождения товаров и их таможенной стоимости, порядок таможенного оформления, меры экспортного контроля. Сокращены различия в перечне товаров, к которым применяются меры нетарифного регулирования.
Тем не менее есть еще и существенные расхождения, и сегодня парламентариям, представителям исполнительной власти наших стран необходимо предпринять более энергичные шаги для формирования единого экономического пространства, создания полноценного таможенного союза, устранения препятствий в торговле. В союзном строительстве, по моему мнению, категорически не приемлемы какие бы то ни было сиюминутные амбиции, экономический эгоизм, попытки что-то выторговать друг у друга. Отношения должны строиться исключительно на равноправной, взаимовыгодной основе.
Ключевым инструментом в достижении целей и задач Союзного государства стал союзный бюджет. На следующий год он определен в размере около пяти миллиардов российских рублей, что позволяет финансировать более 40 совместных программ и мероприятий.

– Союзные программы воплощаются в реальной совместной работе на различных направлениях союзного строительства, но она также нуждается в постоянном совершенствовании...
– Без совершенствования не будет движения вперед. Союзные программы охватывают, как известно, различные производственные отрасли, в том числе машиностроительный комплекс, дизельное автомобилестроение, высокие технологии и космос, оборонную промышленность, обустройство границы и таможенных пунктов, медицину и образование, сельхозмашиностроение, суперкомпьютеры, и приносят значительную пользу нашим странам. Это не только востребованная продукция, финансовые поступления в государственную казну в виде налогов со стабильно работающих предприятий, но и, что особенно важно, дополнительные рабочие места. Тот факт, что совместными усилиями Беларусь и Россия заняли половину рынка автомобилестроения и треть телевизионного рынка на постсоветском пространстве, подтверждает постоянно растущий потенциал нашего экономического партнерства.
На мой взгляд, Союзное государство Беларуси и России создает уникальную возможность объединения ресурсов для реализации прорывных проектов в самых различных сферах. Взять, к примеру, инициированное белорусскими станкостроителями предложение о разработке союзной программы по развитию станкостроения до 2012 года. Собственное станкостроение в Беларуси многие годы обеспечивало количественное и качественное развитие других отраслей, играя ключевую роль в обновлении парка технологического оборудования. Этот опыт может и должен быть использован на благо Союзного государства.
Одна из главных задач на сегодня – как можно быстрее сократить зависимость от западных технологий. Необходимо сконцентрировать административные и финансовые ресурсы на перспективных проектах в сфере космоса, компьютерных систем, нанотехнологий. Чем более развитой у нас будет экономика, тем больше внимания мы сможем уделять социальным проектам.
Кроме того, более четким, ясным и прозрачным должно стать финансовое обеспечение союзных программ. Планирование финансирования хотя бы на 3–4 года вперед позволит более грамотно распределять бюджетные ресурсы Союзного государства.

– Важную роль в развитии торгово-экономических отношений Беларуси и России играет сотрудничество на региональном уровне. Вы много лет возглавляли граничащую с Россией Витебскую область. Какие плоды принесла нам ставка на региональное сотрудничество? Смогли ли мы в полной мере реализовать имеющийся потенциал в этой сфере?
– Сотрудничество между регионами, пожалуй, одно из немногих направлений нашей интеграции, где нет никаких проблем. Если десять лет назад Беларусь имела устойчивые экономические связи только с несколькими регионами России, то сегодня они установлены практически со всеми субъектами Российской Федерации. С 80 российскими регионами подписаны соглашения и протоколы в торгово-экономической сфере, в области науки, образования и культуры. Тесное сотрудничество регионов позволяет активизировать производственные связи товаропроизводителей, расширять взаимную торговлю.
На примере Витебской области могу сказать, что для белорусских регионов Россия – это и сырье, и рынки сбыта. Ее предприятия являются для нас желанными инвесторами. В общей сумме привлеченных на Витебщину иностранных инвестиций 93 процента поступило из Российской Федерации в качестве вкладов в уставные фонды, кредитов и займов. Каждое пятое предприятие с иностранными инвестициями, осуществляющее свою деятельность на территории области, – российское.
Считаю, что в дальнейшем межрегиональное сотрудничество должно быть направлено прежде всего на эффективное использование имеющихся в регионах производственных потенциалов, развитие специализации и кооперирования предприятий, совершенствование ранее сложившихся экономических связей.

– Владимир Павлович, строительство Союзного государства требует максимальной унификации и гармонизации законодательной базы стран-участниц. Насколько мы продвинулись в этом направлении и что еще необходимо сделать для укрепления правового фундамента союзного строительства?
– Уже решены многие вопросы, связанные с обеспечением равных прав граждан Беларуси и России на участие в хозяйственной деятельности, на получение образования, трудоустройство и равную оплату труда. Обеспечивается взаимное признание трудового стажа, включая стаж работы по специальности. Узаконены равные права белорусских и российских граждан на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства на территориях государств – участников Союзного государства.
Мы вышли на единые подходы в формировании гражданского, хозяйственного и банковского законодательства. Унифицированы национальные законы о естественных монополиях, валютном регулировании, государственной регистрации недвижимого имущества, защите прав потребителей и многие другие. Согласованы действия по вступлению наших стран в ВТО. Наработана основательная практика по модельным законам, касающимся охраны труда, занятости населения, инвестиционной деятельности и других областей нашей жизни.
Но нам еще предстоит многое сделать по формированию современной нормативной базы в формате интеграции. Необходимо, на мой взгляд, скоординировать процедуры ратификации двусторонних соглашений. Важно продолжать унификацию наших законодательств, чтобы завершить юридическое оформление Союзного государства. Белорусы и россияне на территории друг друга при любых обстоятельствах должны чувствовать себя как дома.

– Мировое сообщество столкнулось с очень серьезными геополитическими угрозами и вызовами. Как вы оцениваете состояние и перспективы белорусско-российского сотрудничества в сфере безопасности?
– В Договоре о создании Союзного государства четко акцентирована необходимость согласованных действий Беларуси и России в союзном строительстве, в том числе в области обороны, безопасности, борьбы с преступностью.
Что бы нам ни говорили, какие бы заверения о мире и сотрудничестве ни декларировались, планы по расширению НАТО, размещению в Восточной Европе американских систем ПРО, полеты военных самолетов альянса у границы Союзного государства – это потенциальная военная опасность. И она, разумеется, заставляет нас думать об адекватных ответных мерах.
Надо сказать, что в министерствах обороны Беларуси и России понимают всю сложность ситуации. Плодотворное сотрудничество силовых структур без преувеличения можно считать примером для остальных министерств и ведомств наших стран.
В 1998 году была принята Концепция совместной оборонной политики, а в 2001-м утверждена Военная доктрина Союзного государства. Эти документы стали правовой основой для создания региональной группировки войск Беларуси и России. Ее задача – защита передовых рубежей Союзного государства на западном направлении от возможной военной угрозы.
Чтобы повысить эффективность военно-технического взаимодействия и воссоздать общий оборонный комплекс, необходимо, полагаю, перейти к единому оборонному заказу Союзного государства, к совместным программам научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ. Это поспособствует развитию белорусско-российского военно-технического сотрудничества.

– Владимир Павлович, какими вам видятся перспективы строительства Союзного государства?
– Ориентиры союзного строительства определены Договором о создании Союзного государства, который следует неукоснительно исполнять, жестко поставив во главу угла принцип равноправия сторон.
Депутаты Парламентского Собрания всегда выступали за скорейшее принятие Конституционного акта. Надо принимать решение и по этому вопросу. Парламентское Собрание Союза Беларуси и России работает довольно активно, но нам нужен союзный парламент, который бы принимал законы, обязательные для исполнения на территории Союзного государства. У Союза должны быть единая граница, единая таможня, общее оборонное пространство, унифицированная финансовая, кредитная политика, свободное движение людей и капиталов. Все это вкупе позволит совершить мощный рывок в развитии белорусско-российской интеграции, что в свою очередь укрепит авторитет Союзного государства на постсоветском пространстве и его позиции на мировой арене.

Евгений КОНОНОВИЧ

_____________________________________

Сергей Стрельченко:
«Союзные парламентарии – это профессионалы в своей сфере деятельности»


В канун нового года принято подводить итоги и строить планы на будущее. Оценить работу депутатов Парламентского Собрания Союза Беларуси и России в этом году, а также обозначить главные задачи на год следующий «СВ» попросила Ответственного секретаря Парламентского Собрания Сергея СТРЕЛЬЧЕНКО.

– Сергей Георгиевич, как вы оцениваете работу Парламентского Собрания и его Секретариата в уходящем 2008 году?
– Не скрою, это был непростой для всех год. Новые экономические и геополитические реалии накладывают свой отпечаток и на сознание граждан Беларуси и России. Каждому стало еще более очевидным, что только вместе можно противостоять современным угрозам и вызовам.
Так, беспрецедентная по своей циничности агрессия властей Грузии против мирного населения Южной Осетии и российских миротворцев не оставила никого равнодушным. В конце августа депутаты Парламентского Собрания посетили Абхазию и Южную Осетию с целью определения основных направлений и видов оказания помощи республикам и жителям, пострадавшим в ходе вооруженного конфликта. И уже в октябре, на тридцать четвертой сессии Парламентского Собрания, парламенты этих республик получили статус постоянных наблюдателей при Парламентском Собрании.
Мировой экономический кризис заставил Россию и Беларусь еще больше активизировать действия, направленные на создание единого экономического пространства в рамках Союзного государства. Имеющаяся у нас на сегодняшний день мощнейшая экономическая кооперация обладает достаточным потенциалом, чтобы снизить уровень возможных рисков для национальных экономик, а значит – и для каждого гражданина России и Беларуси.
В этом году обновился состав Парламентского Собрания. На прошедшей 14 февраля 2008 года в Москве тридцать третьей сессии были признаны полномочия депутатов Парламентского Собрания, делегированных Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации, а 16 декабря 2008 года в Минске на тридцать пятой сессии – делегированных Национальным собранием Республики Беларусь.
В октябре союзные парламентарии приняли бюджет Союзного государства на 2009 год. Отмечу, что по сравнению с уходящим годом его доходная часть увеличилась примерно на 20 процентов, а расходная часть союзного бюджета на следующий год включает в себя финансирование 42 программ, подпрограмм и мероприятий.
В течение года продолжил свою работу постоянно действующий семинар при Парламентском Собрании по вопросам строительства Союзного государства. Участники семинара обсуждали проблемы, связанные с продолжительностью жизни в Союзном государстве, эффективностью механизма формирования и исполнения союзного бюджета, вопросы экономического сотрудничества Беларуси и России, пути решения актуальных проблем обеспечения безопасности в Союзном государстве в современных условиях и другие темы.
В сентябре в Ростове-на-Дону прошел третий фестиваль «Молодежь – за Союзное государство». Я специально выделил это мероприятие среди многих других с участием депутатов Парламентского Собрания. Ведь наш фестиваль помогает молодым гражданам Беларуси и России почувствовать себя полноправными участниками политической и общественной жизни и активно включиться в процесс строительства Союзного государства.
Ну и конечно же каждый депутат Парламентского Собрания весь год работал в своей профильной комиссии, занимался решением конкретных проблем союзного строительства. Скажу без ложной скромности, что союзные парламентарии – это профессионалы в своей сфере деятельности с ясной позицией и четким видением возможных вариантов решения проблем, возникающих в ходе российско-белорусской интеграции. Каждодневная работа по унификации национальных законодательств – первоочередная задача депутата.
Обязанности по организации и проведению мероприятий Парламентского Собрания возложены на сотрудников Секретариата. Это нелегкий труд и высокая ответственность. Для того чтобы задачи, стоящие перед Парламентским Собранием, успешно решались, необходимо подготовить и согласовать многие документы, зачастую преодолевая бюрократические препоны в министерствах и ведомствах, предусмотреть возможные негативные последствия и вовремя их устранить, собрать и предоставить депутатам объективную и исчерпывающую информацию о состоянии дел в той или иной сфере союзного строительства. Секретариат – это хорошая команда профессиональных чиновников (в лучшем смысле этого слова), в которой каждый несет ответственность за свой участок работы, болеет душой за будущее Союзного государства.
Сегодня я не хотел бы давать какие-то оценки. Тем более что депутатский корпус работает не за оценку, а на совесть. Оценивает работу депутатов всегда народ, граждане России и Беларуси. И если жизнь наших людей в уходящем году стала лучше, если они не чувствуют, что разделены границами, если права белорусов не ущемляются в России, а россиян – в Беларуси, если каждый понимает, что мы единый народ с большим будущим, значит, парламентарии сработали на отлично.

– Что ожидает Парламентское Собрание в наступающем 2009 году?
– Много работы. Строительство Союзного государства не завершено. Поэтому расслабляться нельзя. И в следующем году депутаты будут встречаться и обмениваться мнениями во время работы сессий, межпарламентских слушаний, научно-практических конференций, круглых столов, заседаний профильных комиссий, постоянно действующего семинара, а также молодежного фестиваля в Ростове-на-Дону. По содержанию каждое из этих мероприятий если не уникально, то имеет принципиальные отличия от предыдущих. На каждом из них могут быть инициированы и постановления Парламентского Собрания, кардинально влияющие на ход союзного строительства, и решения комиссий, направленные на устранение препятствий на пути российско-белорусской интеграции, и рекомендации. Могут даже появиться новые лица, которые регулярно открывает фестиваль «Молодежь – за Союзное государство». Все это делает работу Парламентского Собрания интересной и насыщенной событиями, позволяет находить оптимальные варианты решений актуальных проблем союзного строительства.

– Что бы вы пожелали нашим читателям в наступающем году?
– Не хотел бы ограничиться общими словами типа: «здоровья, счастья, любви». Читатели «СВ» – особые люди. Они мыслят, переживают, ратуют за успех строительства Союзного государства, ищут на страницах нашей газеты ответы на острые вопросы сегодняшнего дня. И конечно же всех волнует тема мирового финансового кризиса, как он отразится на экономиках наших стран, что будет с каждым из нас. Помните, профессор Преображенский из «Собачьего сердца» Михаила Булгакова верно подметил, что разруха начинается в головах. Немного перефразируя его слова, но не меняя смысла, то же самое можно сказать и об экономическом кризисе. Он у нас в головах. И если каждый будет добросовестно выполнять свои обязанности без оглядки на других, все у нас будет хорошо. Поэтому я желаю всем читателям «СВ» найти в себе силы уверенно идти к поставленным целям, не пасовать перед временными трудностями, отличать главное от второстепенного и активнее включаться в процесс строительства Союзного государства. Пусть наступающий год принесет всем больше радости и положительных эмоций, а лица близких людей будут наполнены счастьем и добротой. И еще желаю, чтобы газета «СВ» стала хорошим другом и интересным собеседником для каждого жителя России и Беларуси.

Беседовал Сергей ЯСЮНАС

________________________________________

Степан ШОРШОРОВ:
«Законодательная поддержка союзного строительства»

Главное в работе Комиссии Парламентского Собрания Союза Беларуси и России по законодательству и Регламенту, возглавляемой Степаном Шоршоровым, заместителем председателя Комитета Государственной Думы по делам национальностей, — гармонизация союзнических отношений на законодательном уровне, решение задач, возникающих в процессе строительства Союзного государства. Кроме того, выполнение решений Парламентского Собрания и его Совета. Эта работа включает в себя унификацию национальных законодательств, подготовку и проведение заседаний, круглых столов, семинаров.
— В течение года, сообщил Степан Шоршоров, было проведено несколько заседаний, в числе которых совместные — с комиссиями по безопасности, по экономической политике, по бюджету и финансам, по социальной политике, науке, культуре и гуманитарным вопросам, по вопросам внешней политики, по вопросам экологии, природопользования и ликвидации последствий аварий, по информационной политике.
Мы рассмотрели особенности нормативно-правового регулирования интеграции, прежде всего посредством международных договоров и соглашений России и Беларуси. Особое внимание уделяли вопросам, касающимся принятия Конституционного акта Союзного государства и реализации Договора о его создании. Члены комиссии обсуждали формы взаимодействия Парламентского Собрания и палат национальных парламентов, правовое регулирование сферы местного самоуправления в законодательстве России и Беларуси, то есть вопросы, решение которых требует законодательной поддержки и затрагивающие все сферы взаимодействия двух государств. Не забыли и о молодежи: союзные законодатели участвовали в информационно-пропагандистской акции — велопробеге «Молодежь России и Беларуси — дорога в будущее Союзного государства».
Наибольший интерес у союзных депутатов вызвала международная научно-практическая конференция «Актуальные проблемы строительства и развития Союзного государства» в Геленджике, в рамках которой работала секция «Союзный парламентаризм: от Сообщества России и Беларуси к Союзному государству».
Подводя итоги работы в этом году, могу оценить ее как конструктивную и плодотворную. Мы решили очень важные вопросы, касающиеся жизни всех граждан на территории Союзного государства: в социальной сфере, в области трудового законодательства, здравоохранения, обороны и безопасности, военно-технического сотрудничества, охраны границ, создания Таможенного союза и так далее.
К сожалению, не все задуманное выполнено. Например, так и не был принят Конституционный акт Союзного государства: эта важнейшая акция, надеюсь, состоится в 2009 году. А следом — дальнейшая унификация национальных конституций, парламентских регламентов, законов, нормативно-правовых актов, требующихся для учета союзной собственности.
Понимая огромнейшее значение появления на карте мира легитимного Союзного государства для российских и белорусских граждан, хочу пожелать своим коллегам и согражданам, чтобы союзная Конституция в наступающем году все же была принята, всенародные референдумы проведены, полноценный союзный парламент заработал. С Новым годом, с новыми надеждами, дорогие коллеги и сограждане!

Шоршоров Степан Мкртычевич — председатель комиссии (РФ)
Смирнов Евгений Александрович — заместитель председателя (РБ)
Жолобов Олег Владимирович (РФ)
Жорова Маргарита Анатольевна (РБ)
Попков Александр Андреевич (РБ)
Самосейко Николай Леонидович (РБ)
Торшин Александр Порфирьевич (РФ)
Третяк Борис Никитович (РФ)

____________________________________

Анатолий ВАНЬКОВИЧ:
«Наша задача – не допустить, чтобы угрозы переросли в опасность»

Председатель Комиссии Парламентского Собрания по безопасности, обороне и борьбе с преступностью, заместитель председателя Постоянной Комиссии Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь по национальной безопасности Анатолий ВАНЬКОВИЧ.
— Анатолий Степанович, как вы оцениваете степень сотрудничества по безопасности в Союзном государстве? В чем видите позитивность работы в этом направлении прежнего состава комиссии и Парламентского Собрания в целом? Что, на ваш взгляд, предстоит сделать новому составу комиссии?
— Рассматривать национальную безопасность только с точки зрения обороны или борьбы с преступностью было бы неправильно. Да, в военном сотрудничестве, как и во взаимодействии наших силовых ведомств, наши страны продвинулись дальше всего, и выполнение программ Союзного государства по этому направлению, пожалуй, может быть эталоном, на который можно равняться. Но если рассматривать безопасность в широком смысле, то это состояние защищенности личности и государства от всех внутренних и внешних угроз, которых, увы, сегодня становится все больше.
Считаю, что прежним составом Парламентского Собрания было сделано многое, в том числе и для обеспечения безопасности наших стран — в самом широком смысле этого слова. Все, что было сделано до сих пор союзными парламентариями, во многом способствовало созданию того барьера, который смягчил последствия нынешнего кризиса и не позволил многим угрозам нового времени «прорваться» на территорию Союзного государства.
Безусловно, новому составу комиссии, продолжая начатую работу, предстоит и дальше развивать и углублять наше сотрудничество в вопросах обороны, военном строительстве, в охране правопорядка и рубежей Союзного государства. Однако, не упуская из виду приоритетных направлений, мы должны отслеживать все составляющие национальной безопасности — экономическую, информационную, экологическую, демографическую...
Мы должны видеть и прогнозировать ситуацию на годы вперед. Если принимается какой-то базовый закон, нужно внимательно проанализировать, как он будет работать в случае возникновения тех угроз, которые сегодня существуют. Вот это я считаю главной составляющей в работе комиссии, которая должна стать связующим звеном не только между парламентами наших стран, но и между всеми структурами, работающими на безопасность Союзного государства.
Наша конечная задача — чтобы угрозы, внешние и внутренние, не переросли в опасность. А максимально эффективно противостоять постоянно возникающим угрозам мы сможем только вместе.

Ванькович Анатолий Степанович — председатель комиссии (РБ)
Розуван Алексей Михайлович — заместитель председателя (РФ)
Казимирчик Евгений Александрович (РБ)
Крыжевич Сергей Иванович (РБ)
Маслов Виктор Николаевич (РФ)
Новиков Анатолий Николаевич (РБ)
Прозоровский Валерий Владимирович (РФ)
Савицкая Светлана Евгеньевна (РФ)

__________________________________

Олег ТОЛКАЧЕВ:
«Союзный кошелек должен бытьпод тщательным контролем»

В 2008 году деятельность Комиссии Парламентского Собрания Союза Беларуси и России по экономической политике, возглавляемой Олегом ТолкаЧевым, председателем Комиссии Совета Федерации по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству, была подчинена реализации положений Договора о создании Союзного государства, унификации национальных законодательств в экономической сфере и формированию единого экономического пространства.
Наиболее важные вопросы касались формирования и рассмотрения исполнения союзного бюджета, итогов Заключения Счетной палаты РФ и Комитета государственного контроля Беларуси по отчету Совета Министров Союзного государства об исполнении бюджета за 2006 год, реализации программ. «Развитие дизельного автомобилестроения на период до 2008 года», «Создание и организация серийного производства комплексов сельскохозяйственных машин на базе универсального мобильного энергетического средства мощностью 200—450 л.с. на 2006—2009 годы», проекта программы «Развитие станкостроения на период до 2012 года», взаимоотношений России и Беларуси в области международных автомобильных перевозок, совершенствования таможенной инфраструктуры и обустройства внешней границы Союзного государства и так далее. Всего члены комиссии рассмотрели 36 вопросов.
— Важное направление деятельности комиссии, — пояснил Олег Толкачев, — контроль использования бюджета Союзного государства, изучение и рассмотрение вопросов своевременного исполнения программ экономического профиля. Члены комиссии курировали 10 союзных программ, в том числе прорывного характера. Например, «Создание компьютерных технологий, программно-переналаживаемого оборудования, новых материалов и инструментов для обработки оптических деталей от микрооптики до астрооптики из традиционных и нетрадиционных оптических материалов», «Развитие и внедрение в государствах — участниках Союзного государства наукоемких компьютерных технологий на базе мультипроцессорных вычислительных систем».
Члены комиссии выступили организаторами международной научно-практической конференции в Геленджике, в рамках которой работала секция «Межрегиональное сотрудничество — приоритетное направление союзного строительства». На ней были не только рассмотрены очень важные вопросы российско-белорусского межрегионального и приграничного сотрудничества, ключевые проблемы и перспективные направления его развития, но и выработаны меры их стимулирования.
В рамках постоянно действующего семинара при Парламентском Собрании проведено заседание на тему «Экономическое сотрудничество Беларуси и России: итоги и перспективы», обсуждено состояние торгово-экономического и межрегионального сотрудничества, формирование и управление собственностью Союзного государства и так далее. Предложены меры, направленные на ускорение формирования единого экономического пространства, углубление межгосударственной интеграции в экономической сфере.
В качестве положительного примера можно сказать о том, что нам удалось добиться многократного увеличения товарооборота между Россией и Беларусью. В январе—июне 2008 года он достиг 18011,3 млн долларов. Рост по сравнению с январем—июнем 2007 года 60,7 процента. Успешно развивается интеграция по всем направлениям сотрудничества, чему способствуют сближение условий хозяйствования, укрепление кооперационных связей между белорусскими и российскими предприятиями, областями и регионами. Мы создали надежную систему обороны и безопасности двух государств и продолжаем ее совершенствовать.
Российские и белорусские граждане свободно передвигаются по территории Союзного государства, выбирают место жительства и так далее. В рамках Союзного государства реализуется большое количество совместных промышленных и научных программ. В будущем году из союзного кошелька будут финансироваться 42 программы, подпрограммы и мероприятия. Плюс шесть дополнительных программ.
Надеюсь, что 2009-й войдет в историю Союзного государства как год принятия Конституционного Акта, формирования постоянно действующего наднационального Совета Министров, Счетной палаты, Верховного суда — как это было записано в Договоре о создании Союзного государства. И, главное, ратификация соглашения о союзной собственности позволит нам наконец вплотную заняться решением вопросов, с ней связанных.
Желаю своим коллегам-парламентариям хорошо отдохнуть в зимние каникулы, запастись здоровьем и хорошим настроением, чтобы в новом году приступить к союзнической работе с полной отдачей и энтузиазмом.

Толкачев Олег Михайлович — председатель комиссии (РФ)
Толкачев Виктор Иванович — заместитель председателя (РБ)
Бабаков Александр Михайлович (РФ)
Белкина Тамара Алексеевна (РБ)
Борцов Николай Иванович (РФ)
Дума Василий Михайлович (РФ)
Ермакова Надежда Андреевна (РБ)
Локоть Анатолий Евгеньевич (РФ)
Новицкий Геннадий Васильевич (РБ)
Шевчик Константин Федорович (РБ)

_________________________________

Нина МАЗАЙ:
«Межпарламентский диалог необходимо активизировать»

Председатель Комиссии Парламентского Собрания Союза Беларуси и России по внешней политике, председатель Комиссии Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь по международным делам и национальной безопасности Нина МАЗАЙ.
— Нина Николаевна, какие главные вопросы обсуждались на первом заседании нового состава комиссии?
— Мы рассмотрели итоги международной деятельности в 2008 году и определили план работы как комиссии, так и Парламентского Собрания в целом на 2009 год по трем основным направлениям. Первое — продолжение нашего сотрудничества с теми межпарламентскими организациями, с которыми у нас уже сложились отношения, в которых Парламентское Собрание имеет статус постоянного наблюдателя. Это Межпарламентский союз, Парламентская ассамблея Черноморского экономического сотрудничества, Межпарламентская ассамблея СНГ и ЕврАзЭС.
Вторая основная группа вопросов и второе направление, по которому нам хотелось бы продвинуться, — проведение консультаций с парламентами других государств на предмет возможного сотрудничества. Будет это в рамках сотрудничающих групп или будет выбран иной формат, но такой список мы имеем и будем продолжать эту работу. Есть у нас список и других межпарламентских организаций, с которыми мы уже имели контакты или хотели бы обсудить вопросы возможного сотрудничества.
Важное направление работы — это наблюдение за выборами. Есть богатый и разнообразный опыт проведения избирательных кампаний — наши депутаты всегда принимают активное участие в наблюдении за выборами. Это важно с точки зрения обеспечения нормального избирательного процесса, с другой стороны, такая практика — хороший опыт для каждого депутата.
Кроме того, сейчас, в конце года, мы обсудили и другие мероприятия — проведение круглых столов, конференций. Возможно, это будут выездные заседания комиссии, с тем чтобы на месте увидеть и изучить те или иные процессы.
— На заседании комиссии постоянный наблюдатель от Республики Абхазия пригласил вас и ваших коллег наблюдать за проведением выборов в Абхазии летом следующего года. Поедете в Сухуми?
— Это новое предложение, и мы его будем обсуждать. У нас уже есть отработанные предложения, которые поступили раньше. Что касается поступивших сейчас, то когда получим официальные приглашения и разрешения присутствовать на выборах, тогда и будем обсуждать возможные варианты.
— В чем видите главные направления работы комиссии на следующий год?
— Главное, повторюсь, активное участие Парламентского Собрания в деятельности межпарламентских структур. Контакты с международными организациями необходимы, чтобы донести объективную информацию о Беларуси и России, о нашем Союзном государстве. И, конечно, получить встречную информацию о тех, с кем мы ведем сотрудничество или только устанавливаем контакты, с кем обсуждаем проблемы, интересующие парламентариев.

Мазай Нина Николаевна — председатель комиссии (РБ)
Саввиди Иван Игнатьевич — заместитель председателя (РФ)
Нелидов Андрей Витальевич — заместитель председателя (РФ)
Попов Вадим Александрович (РБ)
Тиханская Раиса Александровна (РБ)
Фурман Александр Борисович (РФ)

______________________________

Виктор ВОДОЛАЦКИЙ:
«Главное в работе депутатов – реальный результат»

Комиссия Парламентского Собрания Союза Беларуси и России по социальной политике, науке, культуре и гуманитарным вопросам, возглавляемая Виктором Водолацким, членом Комитета Государственной Думы РФ по безопасности, в уходящем году рассмотрела 45 конкретных проблем. Все они решены.
Члены комиссии участвовали в семинарах, заседаниях круглых столов, форумах и мероприятиях, проводимых Парламентским Собранием или при его поддержке. В их числе — заседание постоянно действующего семинара при Парламентском Собрании «Медицина и продолжительность жизни в Союзном государстве», пресс-конференция «Союзное государство и духовно-нравственное воспитание молодежи», всероссийские Дни славянской письменности и культуры в Твери, международный кинофорум «Золотой Витязь», фестиваль «Славянский базар в Витебске», гражданско-патриотическая смена кадетских школ-интернатов Беларуси и России в «Зубренке», фестиваль «Молодежь — за Союзное государство», форум «Туризм в Союзном государстве: современные вызовы», научно-практическая конференция «Социальное развитие Союзного государства — состояние и перспективы», в рамках которой было рассмотрено выполнение положений «Концепции социального развития Союзного государства до 2010 года». Обсужден проект сценария патриотического фильма «Брестская крепость» и поддержано создание одноименного полнометражного патриотического фильма.
В 2008 году усилилось взаимодействие союзных депутатов с Департаментом социальной политики Постоянного Комитета Союзного государства Беларуси и России. По предложению председателя комиссии Виктора Водолацкого, члена Комитета Государственной Думы по безопасности, заседания по унификации национальных законодательств социальной сферы теперь проходят с участием представителей профильных министерств и ведомств. Это делается для того, чтобы в рабочем порядке координировать свои действия, сверяя их с положениями Концепции социального развития Союзного государства. Такая организация уже принесла хорошие плоды. Например, предварительное согласование перечня финансируемых из союзного бюджета мероприятий позволило поддержать и одобрить к финансированию Телевизионно-театральный фестиваль Союзного государства «Ожившая сказка», концерт мастеров искусств России и Беларуси, посвященный 65-летию освобождения Беларуси, фестиваль Союзного государства «Творчество юных» и другие социально значимые мероприятия.
— 2008 год был очень насыщенным для нашей комиссии, заявил Виктор Водолацкий. — Мы занимались унификацией национальных законодательств, приняли решения, впоследствии ратифицированные двумя парламентами, — касающиеся здравоохранения, социальной политики, трудоустройства и страхования граждан на территории Союзного государства и так далее.
Комиссия отстояла финансирование всех детских и юношеских мероприятий — творческих конкурсов, олимпиад, спартакиад, гражданско-патриотическую смену учащихся кадетских школ-интернатов Беларуси и России «За честь Отчизны», военно-патриотическую смену для учащихся суворовских училищ Беларуси и России «Молодая смена защитников Отечества». А это особенно важно, поскольку большинство кадетов и суворовцев — сироты и дети из неполных семей.
Защитили мы и мероприятия по разделам «Образование» и «Здравоохранение». Депутаты пошли нам навстречу и увеличили финансирование с 5 до 12 процентов бюджета. Это — огромный прорыв. Теперь мы сможем в 2009 году провести первый в истории Союзного государства конгресс педиатров Беларуси и России.
Работой парламента, активностью депутатов Парламентского Собрания в этом году я очень доволен. Надеюсь, что 2009 год будет еще эффективнее. Наши ряды пополнились новыми силами — обновился белорусский депутатский корпус. Значит, появятся новые идеи, возможности, формы взаимодействия.

Водолацкий Виктор Петрович — председатель комиссии (РФ)
Морова Антонина Петровна — заместитель председателя (РБ)
Афанасьева Елена Владимировна (РФ)
Величко Олег Иванович (РБ)
Зданович Владимир Матвеевич (РБ)
Карпуть Аркадий Иванович (РБ)
Лаврукевич Анна Николаевна (РБ)
Степанова Зоя Михайловна (РФ)
Щеблыгин Сергей Евгеньевич (РФ)

_____________________________

Владимир АДАШКЕВИЧ:
«Двойной эффект экологического информирования и взаимодействия»

Председатель Комиссии Парламентского Собрания Союза Беларуси и России по вопросам экологии, природопользования и ликвидации последствий аварий, депутат Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь Владимир АДАШКЕВИЧ:
— Несмотря на то что в нашу комиссию поэтапно вливаются новые люди, это никоим образом не сказалось на реализации курируемых нами программ и мероприятий. В частности, сегодня можно привести немало конкретных примеров, свидетельствующих об успешной совместной деятельности Беларуси и России в области гидрометеорологии и мониторинга загрязнения природной среды. А ведь эффективное использование данных и информации о фактических и прогнозируемых погодно-климатических условиях, об ожидаемых стихийных гидрометеорологических явлениях и высоких уровнях загрязнения — необходимое условие нормальной работы практически всех отраслей экономики, обеспечения обороноспособности, а также безопасных и благоприятных условий проживания населения и своевременной его защиты от стихийных бедствий.
— Каковы приоритетные направления сотрудничества в этой сфере?
— Это техническое, технологическое, научно-методическое и нормативно-правовое развитие и совершенствование гидрометеорологических служб обеих стран, а в перспективе — их объединение. Цели и задачи тоже обозначены четко: повышение эффективности использования информации о сложившихся и ожидаемых погодно-климатических условиях, опасных и стихийных явлениях, а также данных о состоянии природной среды в интересах Беларуси, России и Союзного государства в целом.
Кстати, ровно 12 лет назад, 18 декабря 1996 года, было утверждено Положение о Комитете Сообщества Беларуси и России по гидрометеорологии и мониторингу загрязнения природной среды, который позже стал Комитетом Союзного государства. Многие координационные этапы уже пройдены, и сегодня можно констатировать, что основа для создания единой гидрометеорологической службы создана.
Заложена хорошая основа для продолжения совместных работ в рамках программы Союзного государства «Совершенствование системы обеспечения населения и отраслей экономики Российской Федерации и Республики Беларусь информацией о сложившихся и прогнозируемых погодно-климатических условиях, состоянии и загрязнении природной среды». Эта программа рассчитана на 2007—2011 годы.
— Во что обойдется ее реализация союзному бюджету?
— Подсчитано, что один рубль, вложенный в развитие гидрометеорологической отрасли, приносит 5 рублей дохода. Поэтому если в 1998—2006 годах на реализацию совместной программы было направлено почти 58 миллионов российских рублей, то объем финансирования нынешней программы составляет более 131,8 миллиона российских рублей.
— К компетенции вашей комиссии относится и решение чернобыльских проблем...
— Выполняется уже третья союзная программа, рассчитанная на 2006—2010 годы. Объем ее финансирования составляет 1,2 миллиарда российских рублей. И если 85 процентов общего финансирования предыдущей программы, составившего 980 миллионов российских рублей, пришлось на капитальные вложения, то особенность новой программы заключается в переходе к внедрению новых технологий в сельском и лесном хозяйстве, медицине и так далее. В основу положены наработки, полученные за последние 5—7 лет в рамках реализации национальных и союзных программ.
Главная цель нынешней чернобыльской программы — обеспечение радиационной безопасности и надлежащего уровня здоровья населения, а также снижение радиационного риска. Продолжается формирование единых требований и элементов нормативного и технического регулирования работ по приведению в безопасное состояние и возврат в хозяйственный оборот сельхозугодий и земель лесного фонда Беларуси и России. Важным направлением является информационно-аналитическое обеспечение решения проблем чернобыльской катастрофы. Новый импульс получит и экономическая реабилитация территорий, основной элемент которой — дальнейшая переспециализация сельхозпроизводства, направленная на обеспечение качества продукции по радиационному фактору, экономический подъем хозяйств и создание новых рабочих мест.

Адашкевич Владимир Степанович — председатель комиссии (РБ)
Губайдуллин Экзам Саматович — заместитель председателя (РФ)
Кондратенко Николай Игнатович (РФ)
Москалькова Татьяна Николаевна (РФ)
Мусалимов Николай Николаевич (РФ)
Синяков Владимир Евтехович (РБ)
Шершень Петр Петрович (РБ)

___________________________

Дмитрий САБЛИН:
«Бюджетный процесс необходимо постоянно совершенствовать»

В уходящем году в центре внимания Комиссии Парламентского Собрания Союза Беларуси и России по бюджету и финансам, которую возглавляет первый заместитель председателя Комитета Государственной Думы по собственности Дмитрий Саблин, было два вопроса: совершенствование бюджетного процесса и координация работы в этом направлении других комиссий. Много времени члены комиссии уделили разработке нормативно-правовых документов, регулирующих бюджетные отношения в Союзном государстве и направленных на своевременное исполнение программ, подпрограмм и мероприятий. Не остался без внимания и контроль целевого использования бюджетных средств.
В 2008 году члены комиссии провели четыре заседания, в том числе одно расширенное. Было одобрено увеличение объемов отчислений средств с российской и белорусской сторон в доходную часть бюджета на 2008 год. С учетом международной обстановки было внесено предложение активнее использовать союзный кошелек для углубления военно-технического сотрудничества и повышения обороноспособности и безопасности Беларуси и России. Свое решение направили Государственному секретарю Союзного государства Павлу Бородину — для учета при доработке проекта бюджета. В поле зрения комиссии находился и ряд других проблемных вопросов.
По мнению Дмитрия Саблина, работа комиссии в уходящем году была конструктивной. Все принятые решения выполнены. Бюджет на 2009 год — беспрецедентный случай — депутаты приняли в октябре. Для строительства Союзного государства это очень важно, поскольку позволит вовремя начать финансирование союзных программ, под-программ и мероприятий, а их — 42. Союзные парламентарии убедили финансовые органы увеличить бюджет не на 13, как планировалось вначале, а на 20 процентов. Фактически его объем превысит 5 миллиардов рублей — за счет остатков прошлых лет. С помощью дополнительных средств можно будет профинансировать шесть дополнительных, очень важных для союзного строительства программ.
— Завершен процесс ратификации Соглашения о союзной собственности, констатировал Дмитрий Саблин. Теперь нам необходимо перейти к иным принципам формирования бюджета, новой системе отношений, начиная с учета союзной собственности и заканчивая распределением бюджетных средств. Перестроить сознание и понять, что после того, как Россия и Беларусь перечислили деньги в союзный бюджет, средства принадлежат не им, а Союзному государству и никакого отношения к национальным бюджетам не имеют.
В этом году много времени и сил члены комиссии уделили анализу исполнения предыдущих союзных бюджетов, в частности 2006 года. Это позволило выявить проблемы, мешающие нормально развиваться российско-белорусским отношениям, и найти пути их решения. Накопленный опыт, надеюсь, позволит нам сократить время формирования бюджета до разумных пределов. В противном случае мы не сможем реализовать задачи, поставленные перед нами вызовами сегодняшнего дня и требованиями наших народов, а именно: создать единое экономическое пространство, оборону и обеспечить социальные гарантии для россиян и белорусов на территории Союзного государства.

Саблин Дмитрий Вадимович — председатель комиссии (РФ)
Антоненко Александр Ильич — заместитель председателя (РБ)
Артюшенко Евгений Антонович (РБ)
Глухих Виктор Константинович (РФ)
Голубева Татьяна Геннадьевна (РБ)
Кнорр Андрей Филиппович (РФ)
Кокошин Андрей Афанасьевич (РФ)
Кулик Геннадий Васильевич (РФ)
Новиков Вячеслав Александрович (РФ)
Пищ Светлана Сергеевна (РБ)
Рабец Валерий Васильевич (РБ)
Сокол Святослав Михайлович (РФ)

_____________________________

Геннадий ДАВЫДЬКО:
«Главное – возродить интерес масс к союзному строительству»

Председатель Комиссии по информационной политике Парламентского Собрания Союза Беларуси и России, депутат Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь Геннадий ДАВЫДЬКО:
— Мы, депутаты Парламентского Собрания, много сегодня общались — и на заседаниях, и в перерывах. Все союзные депутаты едины во мнении, что необходимо как можно скорее активизировать союзное строительство.
Мне импонирует активная позиция нашего правительства — например, это касается недавнего выступления Премьер-министра Беларуси Сергея Сидорского и его слов о возможности единого платежного средства. Кроме того, обнадеживают высказывания отдельных российских политиков — представителей исполнительной власти. Так что дело остается за нами — депутатами России и Беларуси.
— В чем вы видите основные направления и задачи работы союзной парламентской комиссии по информационной политике?
— Главное — улучшение качества информационной работы, выработка новых требований к создаваемому нами информационному продукту. Необходимо подойти по-новому и к самой информации, и к методам ее продвижения. Наша информация должна быть более эмоциональной, идеологически насыщенной, призывать к большей нетерпимости ко всяким проволочкам в процессе объединения двух братских государств в единое государство.
Считаю, мы в этом направлении недостаточно наступательны. Более того, мы слишком полагаемся только на инициативу наших лидеров. А где позиция и глас народа? В союзном строительстве делается очень многое. Но тревожит то, что пропадает общественный интерес к нашему союзу. Поэтому главное на сегодня — возрождение этого интереса, пробуждение эмоциональной составляющей строительства Союзного государства. Наше стремление к дружбе должно быть обоюдным, сильным, активным.

Давыдько Геннадий Брониславович — председатель комиссии (РБ)
Клинцевич Франц Адамович — заместитель председателя (РФ)
Ильюшкин Евгений Павлович (РФ)
Коржаков Александр Васильевич (РФ)
Наумчик Алла Александровна (РБ)
Островский Алексей Владимирович (РФ)
Сакадынец Олег Степанович (РБ)
Шатько Александр Викторович (РБ)