Молодёжная страница

Полярные перспективы

Сегодня Арктика – территория важнейших стратегических интересов России. Но есть ли место в наше время полярной романтике и героизму среди ценностей современного общества, а особенно – молодежи?
Полярные перспективы
Полярные перспективы

Текст:  Маргарита ЧАПЛИНА

К номеру:  5 (537)


14 Февраля 2014 года

Ключевые слова:
АрктикаперспективаРоссияСоюзное государствомолодежь
Об этом рассуждали ученые и исследователи в ходе видеомоста в РИА «Новости», посвященного 80-летию героического спасения экспедиции парохода «Челюскин».

Еще Михаил Ломоносов называл север «фасадом России». А впервые в воды Северного Ледовитого океана русские мореплаватели вышли еще в XI веке. Активные исследования арктического побережья шли практически в течение XVIII и XIX веков. Огромное значение для освоения Арктики имел Северный морской путь.
     
– В 1904 году геолог Владимир Русанов, предвидя военный конфликт с Японией, направил письмо министру внутренних дел Российской империи, в котором пояснял необходимость освоения этого пути для отправки судов на Дальний Восток, – рассказывает Юрий Бурлаков, вице-президент Московской общественной благотворительной организации полярников (МОСПОЛ). – К войне не успели, но в 1910 году в Северном Ледовитом океане работала уникальная экспедиция. Но, к сожалению, началась Первая мировая, потом – две революции, Гражданская война. И в 1920-1930-х годах пришлось начинать все сначала.
     
Впервые за одну навигацию Северный морской путь был пройден в 1932 году – экспедицией во главе с Отто Шмидтом на ледокольном пароходе «Александр Сибиряков». Через год, чтобы отработать схему доставки грузов этим путем за одну летнюю навигацию, из Ленинграда во Владивосток отправился пароход «Челюскин». Но в Чукотском море судно попало в ледовый плен, было раздавлено и в течение нескольких часов ушло под воду. К такому сценарию экипаж был готов: высадились на лед, оставив только теплые вещи, палатки и необходимый провиант. Экипаж судна впоследствии был благополучно снят со льдины летчиками. Кстати, спасители «челюскинцев» – летчики Водопьянов, Доронин, Каманин, Леваневский, Ляпидевский. Молоков и Слепнев стали первыми в истории Героями Советского Союза.
     
Но надо сказать, что и моряки, и ученые сумели сплотить силы и проявили настоящие чудеса героизма. Известие о «челюскинцах» и их спасении облетело весь мир.
     
Активное освоение Севера шло вплоть до 1980-х годов, когда постепенно ему стали уделять все меньше и меньше внимания.
     
Сегодня Россия возвращается в Арктику, которую практически покинула тогда, четверть века назад, после крушения СССР. Сама Арктика переживает индустриальный прорыв, за ее богатства спорят сильнейшие государства планеты, ведь это запасы нефти, полезных ископаемых, большое число разновидностей пушнины, рыбы и многое другое. Это огромные возможности для развития множества отраслей народного хозяйства.
     
Но Арктика – важная территория не только с точки зрения экономики, но и с точки зрения науки. Именно поэтому ученые настаивают на активном развитии там научных исследований. Для этого необходимо восстановление арктических обсерваторий, как стационарных, так и дрейфующих полярных станций. Увы, за тяжелые 90-е годы многие ключевые поселки полярников пришли в запустение. Сегодня для осуществления успешной исследовательской работы требуется развитая современная инфраструктура: модульные поселки, аэропорты, оснащенные в соответствии с последними техническими разработками.
     
Однако трасса Северного морского пути сегодня возрождается.
     
– Грузооборот по Северному морскому пути сегодня еще не достиг того максимума, который был в советское время, но приближается к нему, – отмечает Юрий Бурлаков. – И не за счет увеличения числа рейсов, а за счет увеличения тоннажа.
     
По мнению участников видеомоста, сегодня наблюдается возрождение интереса молодежи к Арктике. Действуют кружки юных полярников, в том числе при Суворовском училище в Москве. А в скором времени в Тамбове пройдет слет юных ученых – будущих исследователей Арктики.
     
Светлана Болдырева, правнучка летчика-героя Михаила Водопьянова, также напомнила об огромном числе книг, написанных исследователями-полярниками и летчиками-полярниками для детей и юношества. Эти книги сегодня необходимо переиздавать и популяризировать среди молодежи.
     
– Но, зная особенности нынешнего поколения, которое больше информации получает благодаря электронным носителям, нужно скорее создавать фильмы о героях-полярниках, интерактивные и компьютерные игры, адаптированные для восприятия молодого поколения, –
считает правнук руководителя арктических экспедиций О.Ю. Шмидта, доцент НИУ ВШЭ Кирилл Левинсон.
   
В связи с этим большая роль сегодня принадлежит исторической науке – сохранять память о великих российских северных экспедициях, реконструировать наиболее значимые события для того, чтобы подрастающее поколение училось на наглядных примерах.

– И особенно важно сегодня охранять эту реконструированную картину от всякого рода домыслов и фальсификаций, – добавляет Кирилл Левинсон.