Союзное государство

Кадровый потенциал Союзного государства

Рассмотрена концепция создания Совета по делам молодежи при Парламентском Cобрании
Кадровый потенциал Союзного государства
Кадровый потенциал Союзного государства

К номеру:  27 (383)


16 Июня 2011 года

В ходе тридцать девятой сессии Парламентского Собрания Союза Беларуси и России депутаты обсудили итоги реализации Концепции социального развития Союзного государства до 2010 года и основные направления социального развития Союзного государства до 2015 года. Об успехах и проблемах в этой сфере рассказывает председатель Комиссии Парламентского Собрания Союза Беларуси и России по социальной политике, науке, культуре и гуманитарным вопросам, депутат Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Виктор ВОДОЛАЦКИЙ:

– Комиссия Парламентского Собрания по социальной политике, науке, культуре и гуманитарным вопросам совместно с Постоянным Комитетом Союзного государства активно занималась реализацией всех направлений Концепции социального развития Союзного государства, которая действовала до 2010 года.
Ее приоритетные задачи были связаны с проведением согласованной социальной политики на всех уровнях, включая вопросы занятости, миграции, условий труда, социального страхования, обеспечения равных прав граждан в трудоустройстве и оплате труда, в получении образования, медицинской помощи, предоставлении других социальных гарантий гражданам Союзного государства.

Разработка и принятие Концепции было обусловлено необходимостью формирования единой социальной сферы Союзного государства, целью которой является сближение законодательства Беларуси и России. Вместе с тем практика показывает, что объективные трудности на этом пути возникают по причине отсутствия единых подходов в социально-трудовой сфере, в области образования, здравоохранения, физкультуры и спорта, культуры, системе жилищно-коммунальных услуг.

29 марта 2007 года вступил в силу Договор между Беларусью и Россией о сотрудничестве в области социального обеспечения. Этот документ гарантирует равные права граждан Беларуси и России в социальной сфере и позволяет при переезде в другое государство решать вопросы выплаты трудовых пенсий по возрасту, инвалидности, в случае потери кормильца, за выслугу лет, социальных пенсий, а также пособий по временной нетрудоспособности и материнству, по безработице, в случае трудового увечья или профессионального заболевания, пособий для семей с детьми. Тем не менее до сих пор не решен вопрос пенсионного обеспечения сотрудников органов Союзного государства от Республики Беларусь.

24 января 2006 года подписано Соглашение между Правительством Республики Беларусь и Правительством Российской Федерации о порядке оказания бесплатной медицинской помощи гражданам наших стран в любом медицинском учреждении Союзного государства. Однако в данном Соглашении не удалось найти механизм финансирования медицинской помощи, который позволил бы уравнять в правах временно пребывающих и неработающих граждан, включая студентов, аспирантов, пенсионеров (до получения ими вида на жительство при переезде). Для этих категорий граждан предлагается пока лишь добровольное медицинское страхование и оплата медицинских услуг за счет личных средств.
Законодательство Республики Беларусь и Российской Федерации обеспечивает гражданам равные права на получение образования, но единое образовательное пространство в настоящее время находится в стадии формирования.

Законодательство Республики Беларусь и Российской Федерации обеспечивает гражданам равные права на получение образования, но единое образовательное пространство в настоящее время находится в стадии формирования. В настоящее время в связи с различием систем тестирования в общеобразовательных учреждениях ЕГЭ не признается в высших учебных заведениях Беларуси и, наоборот, ЦТ – в Российской Федерации. Остаются нерешенными вопросы о признании эквивалентности некоторых видов документов об образовании, выданных в другом государстве – участнике Союзного государства. Решение этих проблем министерствами Республики Беларусь и Российской Федерации позволит выпускникам школ, специалистам, окончившим вузы в своих государствах, действительно ощущать себя гражданами Союзного государства.

Одним из основных направлений одобренного в июне 2007 года Советом Министров Союзного государства проекта Программы совместной деятельности по преодолению последствий чернобыльской катастрофы в рамках Союзного государства на 2006-2010 годы остается совершенствование оказания адресной специализированной медицинской помощи гражданам России и Беларуси, пострадавшим вследствие данной трагедии.

При этом следует отметить, что главный недостаток большинства принятых нормативно-правовых актов состоит в отсутствии эффективного механизма их исполнения. Одной из причин такого положения является то, что должностные лица на местах и население мало информированы. Необходимо, чтобы министерства и ведомства своевременно и в полном объеме разъясняли государственным органам и населению порядок применения этих актов. Также следует выпустить массовым тиражом сборник принятых документов по данной тематике и разослать его во все исполнительные органы субъектов Российской Федерации и Республики Беларусь. Надо привлечь к этой работе и средства массовой информации, шире использовать возможности не только местных, региональных, но и центральных газет, теле- и радиоканалов, а также сети Интернет.
Политика в сфере охраны труда также является одним из важных с точки зрения реализации разделов Концепции. Данные, которые публикуют органы государственной статистики, показывают благоприятную тенденцию в этой области. Так, если в 1991 году травмировались на производстве 21 600 человек в Беларуси и 405 700 человек в России, то в 2009 году – 2800 и

46 000 человек соответственно. Смертность и количество случаев с летальным исходом уменьшились с 400 в 1991 году до 200 человек в 2009 году в Беларуси, а в России – с 8000 до 2000 человек соответственно. Зато тяжесть травм существенно возросла. Выборочные локальные исследования свидетельствуют о том, что статистика слабо учитывает ситуацию с охраной труда в быстроразвивающемся секторе экономики – на малых предприятиях. Именно здесь нередко процветают такие явления, как высокая степень травматизма, отсутствие элементарных средств защиты здоровья занятых на производстве, несоблюдение трудового законодательства.

В связи с этим при реализации Концепции социального развития Союзного государства на 2011-2015 годы  необходимо  предпринять следующее:
– Выработать и принять нормативно-правовые акты, направленные на регулирование системы компенсаций работающим в неблагоприятных условиях труда.
– Разработать единые правовые нормы, регламентирующие условия и охрану труда, единство методологического подхода к оценке безопасности разрешенных видов работ, управление профессиональными рисками. Повысить ответственность работодателей всех уровней за состояние условий и охраны труда.
– Организовать проведение мониторинга состояния охраны и условий труда на предприятиях, представляющих все отрасли и сектора экономики обеих стран; разработать систему показателей, характеризующих состояние охраны и условий труда, и включить их в оценочные индикаторы социального развития.
– Ежегодно проводить научно-практические конференции по совершенствованию управления условиями и охраной труда. Шире освещать работу по аттестации рабочих мест, деятельность центров по охране труда, обучению работников в этой области.

Следует отметить, что по инициативе депутатов Парламентского Собрания Союза Беларуси и России ежегодно с 2007 года проводится «Военно-патриотическая смена для учащихся суворовских военных училищ Беларуси и России» на базе санатория «Вита» в Анапе, завершающаяся фестивалем «Творчество юных», инициированным Постоянным Комитетом Союзного государства.

В начале каждой осени стартует гражданско-патриотическая смена для учащихся кадетских школ-интернатов Беларуси и России «За честь Отчизны» в национальном детском образовательно-оздоровительном центре «Зубренок», расположенном в Минской области. В рамках смены традиционно проходит День Союзного государства под девизом: «Две страны – одна судьба!», а также различные конференции, семинары и «круглые столы», в которых принимают участие представители Парламентского Собрания, Министерства образования Республики Беларусь и Министерства образования и науки Российской Федерации, региональных органов законодательной и исполнительной власти, общественности и СМИ Беларуси и России.

Начиная с 2006 года ежегодно проводится фестиваль «Молодежь – за Союзное государство», инициатором которого также выступает Парламентское Собрание Союза Беларуси и России. Общее количество участников фестиваля составляет около 15 000 человек. Это более 50 творческих юношеских коллективов, молодежь в возрасте от 16 до 25 лет из различных регионов России и Беларуси. И таких мероприятий можно перечислять множество.

Во исполнение поручения Совета Парламентского Собрания Комиссией по социальной политике, науке, культуре и гуманитарным вопросам подготовлена и рассмотрена Концепция создания Совета по делам молодежи при Парламентском Собрании Союза Беларуси и России. В настоящее время Комиссия по социальной политике ведет работу по подготовке проекта Положения Совета по делам молодежи при Парламентском Собрании. Основная цель создания данной общественной организации – содействие деятельности Парламентского Собрания Союза Беларуси и России в определении правовых, экономических, организационных условий и гарантий для самореализации личности молодого человека, а также  развитие молодежных объединений, движений и инициатив для участия в формировании молодежной политики и подготовки социального заказа органам Союзного государства.

Молодежь Беларуси  и России составляет приблизительно 11 процентов от численности населения соответственно. Это кадровый потенциал Союзного государства, именно молодые граждане в ближайшем будущем станут активными участниками общественно-политической жизни, и наша задача – содействовать правильному формированию их морально-нравственных устоев и общественно-политических воззрений.

И в заключение хотелось бы отметить, что подготовка к реализации определяемых Концепцией направлений социальной политики требует высокой ответственности всех заинтересованных органов Союзного государства. Назрела необходимость совершенствования нормативно-правового регулирования и механизмов практической реализации равных прав граждан на медицинское, пенсионное и социальное обеспечение, в сфере образования.
Полагаю, что депутаты Парламентского Собрания Союза Беларуси и России совместно с Советом Министров Союзного государства и Постоянным Комитетом Союзного государства примут необходимые меры по усилению взаимодействия государств-участников для эффективного достижения целей Концепции, обеспечат дальнейшее сближение законодательства в социально-трудовой сфере, определят единые подходы к решению общего социального пространства.