Союзное государство

Ревизия в союзной казне

Финансовая дисциплина главных распорядителей общего бюджета двух стран постоянно улучшается
Ревизия в союзной казне
Ревизия в союзной казне

К номеру:  30 (386)


07 Июля 2011 года

Контролирующие органы – Счетная палата Российской Федерации и Комитет государственного контроля Республики Беларусь – провели проверку исполнения союзного бюджета за 2009 год. О ее результатах корреспондент «СВ» побеседовал с заместителем председателя Комитета госконтроля Беларуси Раисой САВРИЦКОЙ.

– Раиса Петровна, почему сегодня мы ведем речь о союзном бюджете за 2009 год – на дворе-то середина 2011-го?
– По нормативным документам годовой отчет Совета Министров Союзного государства по исполнению союзного бюджета за истекший год представляется до
1 июля следующего за отчетным года. После чего нам, контролирующим органам, дается еще 4,5 месяца для проведения внешней проверки и подготовки соответствующего заключения. В свою очередь, Парламентское Собрание Союза в течение полутора месяцев должно рассмотреть этот вопрос. Таким образом, почти год уходит на рассмотрение всего пакета документов. Впрочем, оперативный контроль мы ведем в течение всего года.
– И как можно прокомментировать исполнение союзного бюджета за 2009 год?
– Что касается доходной части, она перевыполнена – процент ее исполнения составил 101,1. Но мы обращали внимание прежде всего на исполнение союзного бюджета по расходам. Если доходная часть у нас из года в год перевыполняется, то расходная в 2009 году профинансирована на 90,5 процента. Освоение же этих средств еще ниже – 87 процентов. Если доходная часть бюджета составила 5,7 млрд российских рублей, то освоено всего 4,9 млрд. Можете себе представить, насколько широк задел неиспользованных средств, именно на это нами и было обращено внимание.
В целом же можно констатировать, что финансовая дисциплина главных распорядителей союзного бюджета улучшилась. В динамике 2010 года, кстати, ситуация изменилась в лучшую сторону, причем коренным образом. Здесь процент освоения бюджетных средств составляет 95,7.
– Какие негативные стороны вскрыты вами в ходе проверки исполнения союзного бюджета?
– Повторюсь, не до конца освоены средства. А значит, не реализованы должным образом союзные программы. И их приходится продлевать – как, например, программу «Реализация информационных технологий общих таможенных процессов на территории государств – участников Союзного государства», которую продлили на весь текущий год. В то же время повторюсь, что финансовая дисциплина в самом деле улучшилась. Полагаю, что и наши проверки, и постоянный контроль со стороны Постоянного Комитета Союзного государства сыграли в этом свою позитивную роль.
– Как обстоят дела с остатками неиспользованных союзных средств?
– Здесь также наметились серьезные позитивные тенденции. Если на 1 января 2010 года таковых насчитывалось 1,4 млрд российских рублей, то на начало нынешнего года – всего 381 млн. Часть средств была возвращена в национальные бюджеты (в прошлом году – 563 млн рублей, не использованных в 2007-2008 годах). Но поскольку в феврале 2009 года Республикой Беларусь было ратифицировано соглашение о союзной собственности, начиная с того года остатки средств союзного бюджета считаются собственностью Союзного государства и возврату в национальные бюджеты не подлежат.
– Вопросы союзной собственности были одним из наиболее острых моментов на недавнем заседании 39-й сессии Парламентского Собрания Союза Беларуси и России…
– Вся проблема заключается в том, что соглашение о собственности подписано и ратифицировано, а нормативные документы по учету, оценке и управлению собственностью Союзного государства до сих пор не разработаны и не приняты. Поэтому бюджет теряет доходы от союзной собственности: никто не знает ее размер.
– А что же предпринято для решения этой проблемы?
– В Постоянном Комитете Союзного государства создана специальная рабочая группа, которая занимается этими вопросами. Но нормативной базы пока нет. Что касается белорусской стороны, то учет союзной собственности у нас ведет Государственный комитет по имуществу. С российской же стороны такого учета нет. Конкретные предложения по совершенствованию нормативной базы Союзного государства содержатся в нашем заключении, о чем мною было отмечено на сессии Парламентского Собрания, где указано на необходимость разработки соответствующих документов.
– Во время работы сессии Парламентского Собрания поднимались и вопросы касательно средств обанкротившихся субъектов хозяйствования…
– Здесь дело вот в чем. В 1998-2002 годах на реализацию четырех союзных программ были выделены бюджетные кредиты. Частично они были погашены, но на 1 января 2009 года осталась просроченная задолженность в сумме 1,2 млрд российских рублей. В нее вошли не только основной долг, но и проценты по кредитам, и пеня. На сегодняшний день не определен порядок списания задолженности по предприятиям, которые обанкрочены и ликвидированы. Потому задолженность и числится до сих пор.
– Будем надеяться, проблему эту в скором времени удастся решить. Раиса Петровна, в заключение хочется задать технический вопрос. Как Комитет госконтроля Беларуси оценивает свое сотрудничество со Счетной палатой России?
– Мы почти десять лет осуществляем взаимное сотрудничество – и в настоящее время понимаем друг друга, можно сказать, с полуслова. Взаимодействуем на самом высоком уровне, готовим и проводим совместные коллегии. Предыдущая проходила в феврале этого года в Москве, поэтому следующая будет в Минске. Наши корпоративные связи крепнут год от года, а взаимодействие всегда на должной высоте. Да и как может быть иначе: мы – контролеры, и делаем мы одно дело. На благо наших стран, на благо Союзного государства.

Максим ОСИПОВ