Союзное государство

О судьбах нашей интеграции

О судьбах нашей интеграции
О судьбах нашей интеграции

К номеру:  48 (404)


21 Октября 2011 года

В ответ на опубликованную в «Известиях» статью Владимира Путина об интеграции на постсоветском пространстве свое мнение о Евразийском союзе на страницах «Известий» 17 октября высказал и Президент Беларуси Александр Лукашенко.

Александр Лукашенко назвал статью Владимира Путина в «Известиях» настоящим событием, потому как Россия впервые за многие годы ясно и недвусмысленно заявила о приоритете отношений с государствами, с которыми, пере-
фразируя классика, вышла из общей советской шинели.
Только недалекие люди могут обвинять публикацию и ее автора в предвыборной конъюнктурности, убежден Президент Беларуси. Он напоминает, что идею Единого экономического пространства России, Беларуси, Украины и Казахстана Владимир Путин озвучил еще в начале 2003 года, то есть задолго до выборов 2012 года.
По убеждению Александра Лукашенко, размышления о судьбах интеграции тем более неслучайны в нынешнее непростое время, которое переживают и Европа, и Азия, да и весь мир. Ровно двадцать лет назад завершилась эпоха противостояния двух сверхдержав. Но смена биполярного мира на многополярный, сбалансированный множественностью центров влияния, так и не произошла, сожалеет Александр Лукашенко.
Для Беларуси глубокая, продуктивная интеграция с наиболее близкими соседями была, есть и будет естественным путем развития, подчеркивает Александр Лукашенко, напоминая, что два референдума, проведенных в стране в первой половине 90-х годов, абсолютным большинством населения дали власти четкий мандат на интеграцию.
На обломках СССР появилась первая интеграционная структура – СНГ с центром в Минске. На объединительных принципах строились ОДКБ и ЕврАзЭС. И то, что у нас существует несколько межгосударственных образований, тоже нормально, считает Александр Лукашенко. Мы ищем, нащупываем те механизмы, которые удовлетворяли бы интересам всех участников. А главное, реально работали бы на наших людей.
Беларуси и России удалось серьезно продвинуться в обеспечении равных прав граждан, унификации национальных законодательств, координации внешнеполитической деятельности. Реальным стало осуществление масштабных межгосударственных программ, в том числе в сфере научно-технического сотрудничества.
Единая система социальных гарантий, равный доступ к образованию, услугам здравоохранения, беспрепятственное трудоустройство, свобода передвижения и выбора места жительства, ставшие возможными благодаря Союзному государству, являются ориентирами для дальнейшей работы в формате «тройки». По некоторым направлениям мы даже впереди Европейского союза, убежден белорусский лидер.
Александр Лукашенко напоминает также, что белорусско-российское Соглашение о Таможенном союзе 1995 года сегодня служит несущим каркасом договорно-правовой базы Таможенного союза Беларуси, Казахстана и России. А созданная в процессе союзного строительства таможенная и пограничная инфраструктура мирового уровня позволяет эффективно решать задачи, стоящие сейчас перед Таможенным союзом и ЕЭП.
Ожидания от участия в Таможенном союзе начинают оправдываться. Увеличились объемы торговли между его участниками. Упразднены тарифные и нетарифные барьеры во взаимной торговле. Отменены все виды контроля на внутренних границах. Обеспечивается защита белорусских, казахстанских и российских товаров от недобросовестной конкуренции со стороны третьих стран. С единых позиций ведутся переговоры с крупнейшими мировыми торговыми партнерами.
Президент Беларуси считает, что надо добиться принципиального поворота лицом к интеграции в рамках всех интеграционных структур – Союзного государства, Таможенного союза, ЕЭП, ЕврАзЭС, СНГ – не на бумаге, а на деле. Сделать такой подход каждодневной практикой взаимодействия. Люди наших стран ждут этого уже сейчас, без промедления. А если будут реализованы цели, намеченные ЕЭП, то три страны смогут перейти к созданию Евразийского союза. Беларусь примет в его формировании самое активное участие, гарантирует Александр Лукашенко.
Построить такой союз, по его убеждению, – дело непростое. Ведь достигнув максимально возможного уровня экономической интеграции, мы вплотную подойдем к необходимости создания прочной социально-политической надстройки – с общими ценностями, правовой системой, жизненными стандартами и ориентирами. Здесь не обойтись без постепенного консенсусного формирования неких наднациональных органов, в том числе, возможно, политических. Допускаем, что в таком случае в практическую плоскость перейдет и вопрос о введении новой единой валюты.
Президент Беларуси особо подчеркивает, что в создании Евразийского союза не следует усматривать попытку некоего раздела Европы. «Евразийский союз я вижу как неотъемлемую часть общеевропейской интеграции. Наш союз призван стать ключевым региональным игроком, который поможет выстраивать отношения с ведущими мировыми экономическими структурами», – считает Александр Лукашенко. Именно отсюда исходит предложение «тройки» о таком взаимодействии с Евросоюзом, которое привело бы в конечном итоге к созданию общего экономического пространства от Лиссабона до Владивостока. Кстати, единственная таможенная граница на этом пути сейчас проходит через Брест. Мы предлагаем «интеграцию интеграций», подчеркивает белорусский лидер. Беларусь, находясь на стыке двух интеграционных союзов, особо заинтересована в их взаимном сближении.
При этом нашей интеграционной структуре нельзя ограничиваться только западным вектором, считает Александр Лукашенко. Важнейшей задачей должна стать и тесная интеграция с государствами и экономическими объединениями на Востоке, прежде всего с нашим стратегическим партнером – Китаем.
Интеграция – не самоцель. Это инструмент достижения наивысшей цели – роста благосостояния и качества жизни наших людей.