Союзное государство

Минимум ограничений, максимум движения

Что сулит нашим странам участие в международной торговой системе?
Минимум ограничений, максимум движения
Минимум ограничений, максимум движения

К номеру:  52 (407)


24 Ноября 2011 года

Рабочая группа по присоединению России к Всемирной торговой организации,  в которую входили более 60 государств (рекордное количество в истории ВТО),  приняла пакет документов по вступлению РФ в эту организацию и была распущена. Тем самым подведена черта под сложными переговорами, длившимися 18 лет. Теперь принятые документы должна одобрить министерская конференция организации. Она запланирована на середину декабря, когда Россия будет официально приглашена в ВТО. Но как согласуются все эти действия по вступлению России в ВТО с функционированием Таможенного союза Беларуси, России и Казахстана? Нет ли здесь противоречий и расхождений в тактике и стратегии? Насколько взаимоувязана правовая база двух объединений? Что даст нашим странам участие в ВТО? Эти вопросы звучали недавно в белорусском парламенте. Депутаты Палаты представителей Национального собрания ратифицировали договор о функционировании Таможенного союза в многосторонней торговой системе. Председатель Постоянной комиссии Палаты представителей Национального собрания Беларуси по международным делам и связям с СНГ Виталий БУСЬКО рассказал «СВ» о том, насколько важен этот договор с точки зрения сложившейся ситуации в мировой экономической системе.

Документ, подписанный в мае текущего года в Минске, направлен на приведение правовой базы Таможенного союза в соответствие с правилами и принципами Всемирной торговой организации. Уникальность Договора о функционировании Таможенного союза в многосторонней торговой системе заключается в том, что он позволяет одному интеграционному сообществу работать параллельно с другим. Во-первых, данный документ дает право любому участнику Таможенного союза самостоятельно вступать во Всемирную торговую организацию. Стоит напомнить, что с момента обретения независимости участники будущей таможенной «тройки» – Беларусь, Россия и Казахстан – самостоятельно вели переговоры по вступлению в ВТО. Но система политических и экономических координат выстроилась так, что Таможенный союз построили быстрее. Тут же появилась идея о том, что присоединяться к ВТО будем все вместе, то есть единым блоком. Но в таком случае каждой из стран пришлось бы заново начинать всю процедуру присоединения, начиная от подачи заявления. Поэтому страны Таможенного союза решили двигаться в ВТО по отдельности, но конечной целью будет вхождение Таможенного союза в эту организацию единой территорией. Для снятия препятствий на пути каждой из стран «тройки» и подписан данный договор.
Если, например, Россия и Казахстан вступят в ВТО раньше Беларуси, то формально с ними нужно будет вести переговоры отдельно, как и с другими членами организации. Но в договоре о функционировании Таможенного союза четко прописано, что Россия, в том числе политическими способами и методами, будет способствовать присоединению Беларуси к ВТО. Так что вступление одного из государств Таможенного союза в ВТО автоматически ускорит присоединение и других участников таможенной «тройки». По проторенному пути всегда проще идти, как небольшому кораблю вслед за ледоколом.
Во-вторых, ратифицированный договор не только максимально учитывает интересы стран Таможенного союза в требованиях будущих партнеров во Всемирной торговой организации, но и снимает основные коллизии между равными по силе международными обязательствами. При этом каждая из сторон, и это тоже прописано в договоре, вправе придерживаться отдельных норм Таможенного союза, если они не противоречат соглашениям ВТО.
Сегодня уже очевидно и понятно всем: в условиях глобальной транснациональной конкуренции без вступления в ВТО мы будем терять свои позиции на мировом рынке. Ведь базовый принцип данной организации  – свободная торговля и минимум ограничений. Учитывая, что к ВТО на сегодняшний день присоединились 153 государства и еще 31 имеют в ней статус наблюдателя, можно себе представить, о каком огромном рынке идет речь. На долю входящих в ВТО стран приходится примерно 97 процентов мировой торговли. А ведь увеличение экспорта с выходом на положительное внешнеторговое сальдо – основная стратегия Беларуси в ближайшие годы. Беларусь торгует более чем со 170 странами мира, большинство из которых являются членами ВТО. Постоянный режим наибольшего благоприятствования для своих товаров на зарубежных рынках страна получит только через членство в ВТО. И поэтому Беларусь, как стратегический игрок с точки зрения транзита и торговли в Европе, заинтересована вступить в эту организацию. По ряду причин с 2005 года мы несколько притормозили переговорный процесс по этому вопросу. Но в ближайшие месяцы он может возобновиться, тем более что Российская Федерация подтвердила готовность оказать Беларуси всестороннюю помощь и политическую поддержку в этом деле. Откладывать больше нельзя, ведь правила по вступлению могут измениться, и не в нашу пользу.
Членство в ВТО не менее важно и для такого сырьевого гиганта, как Казахстан. Я уж не говорю о мощнейшей России. На мой взгляд, ее отсутствие в ВТО – экономический нонсенс. Впрочем, ситуация может измениться уже к началу следующего года, и Россия все-таки станет членом организации. Сможем ли мы так быстро перестроиться? Оснований для беспокойства нет, поскольку процесс перехода на принципы ВТО будет плавным и поступательным и, по оценкам российских экспертов, займет от 2 до 7 лет. Так что у Беларуси будет достаточно времени, чтобы присмотреться и не повторить чужих ошибок при вступлении в ВТО.
Еще одно опасение связано с приходом на отечественный рынок импорта. Скептики утверждают, что после вступления в ВТО в страну хлынут американские тракторы, швейцарские сыры и японская электроника, что больно ударит по неокрепшему и непривыкшему к жесткой открытой конкуренции отечественному производителю. Но, во-первых, вступление в ВТО не предполагает резкого снижения таможенных ограничений на ввоз иностранной продукции. Во-вторых, льготное присутствие импорта придаст дополнительный импульс развитию отечественной экономики и «расшевелит» субъектов хозяйствования, заставит их работать по-новому, поставив во главу угла такие ключевые экономические категории, как производительность труда, рентабельность и прибыль.