Союзное государство

На страже Союзного государства

Российские журналисты могли на практике ознакомиться, как в Беларуси реализуются программы обеспечения безопасности граждан СГ
На страже Союзного государства
На страже Союзного государства

К номеру:  57 (412)


14 Декабря 2011 года

Чтобы обеспечить безопасность граждан Союзного государства, из союзного бюджета выделяются немалые деньги – реализуется около двадцати союзных программ в этой сфере, на финансирование которых уходит около 45 процентов союзного бюджета, а  с учетом программ двойного назначения это около 75 процентов от всех средств. Ежегодно разрабатываются новые союзные программы, способные дать отпор мировым вызовам и угрозам. Только благодаря совместным действиям правоохранительных органов Беларуси и России удалось значительно снизить преступность на территории Союзного государства и укрепить его военную мощь.

В Беларуси для достижения таких результатов был задействован колоссальный опыт работы военных, спасателей и пожарных. С белорусским опытом и возможностями обеспечения безопасности граждан Союзного государства в рамках трехдневного пресс-тура, проходящего в Минске, могли ознакомиться российские журналисты. За это время они пообщались с представителями Министерства внутренних дел, Министерства обороны и Министерства по чрезвычайным ситуациям, посетили воинскую часть и учебные заведения, где готовят будущих офицеров, – Военную академию Республики Беларусь и Минское суворовское военное училище.

Объединив усилия

Вооруженные силы Беларуси из года в год подтверждают свою дееспособность и адаптивность современным рискам и вызовам безопасности государства. В том числе и в ходе белорусско-российских учений. Одно из них – «Щит Союза-2011» – еще раз подтвердило прочность союзнических отношений двух стран.
Активно развивается нормативно-правовая база военного сотрудничества Беларуси и России: заключено более 35 международных договоров, реализация которых направлена на координацию совместной деятельности в военной сфере, в области военно-воздушных сил и войск противовоздушной обороны, на решение вопросов военно-технического сотрудничества. Немаловажное значение имеет обеспечение региональной безопасности и создание объединенных систем региональной группировки войск (сил), в том числе Единой региональной системы противовоздушной обороны Беларуси и России и системы информационного обеспечения военного сотрудничества двух стран.
Кроме того, в белорусской армии создаются подразделения по противодействию киберугрозам.
– Мы очень глубоко оцениваем информационную составляющую воздействия на Вооруженные силы, на военную безопасность. Создаем ряд подразделений, которые в этой информационной сфере занимаются противодействием вызовам и угрозам. Киберпространство становится тем же полем боя, как и обычные территории, где ведут боевые действия войска. Не реагировать на это мы не можем, – сказал начальник Генерального штаба Вооруженных сил Беларуси, заместитель министра обороны генерал-майор Петр Тихоновский.

Меры для порядка

Немаловажное значение для Союзного государства имеет работа правоохранительных органов Беларуси в сфере обеспечения общественной безопасности в целом. Так, на протяжении пяти последних лет сохраняется динамика снижения количества регистрируемых в стране преступлений: за одиннадцать месяцев нынешнего года произошло около 118 тысяч противоправных действий, что более чем на 11 тысяч меньше уровня прошлого года за аналогичный период.
– В целях предупреждения правонарушений, совершаемых в общественных местах, в наиболее криминогенные дни недели увеличивается время несения службы нарядами внутренних войск, – отметил заместитель министра внутренних дел Беларуси Сергей Гуреев. – МВД совместно с местными органами власти поступательно внедряет в практическую деятельность средства видеонаблюдения с выводом сигнала в оперативно-дежурные службы.

Коррупции - бой

Одна из особо наболевших проблем современного общества – коррупция. К сожалению, такие преступления имеют место быть и в Беларуси, но их число на порядок меньше, чем в соседних странах. Как же белорусским правоохранительным органам удается пресекать такие преступления, интересовались журналисты.
– В то время как карманы недобросовестных людей тяжелеют за счет казенных денег, государство не досчитывается огромных сумм денег, – констатировал факт исполняющий обязанности начальника управления по борьбе с коррупцией и организованной преступностью Генеральной прокуратуры Беларуси Игорь Грейбо. – Отсюда нехватка медицинского оборудования, завышенная цена на образование, разбитые дороги. В Беларуси, например, таким образом присваивается около 17 процентов всех бюджетных денег, но радует тот факт, что доля таких преступлений среди всех правонарушений составляет не более двух процентов. А за десять месяцев нынешнего года было зарегистрировано около 2,2 тысячи коррупционных правонарушений, что на 33 процента меньше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
Такие результаты достигнуты благодаря тому, что в Беларуси акцент делается в первую очередь на профилактику подобных злодеяний. Например, ведется постоянный контроль за доходами чиновников, которые ежегодно обязаны подавать в соответствующие органы декларацию о доходах и приобретенном имуществе, в том числе и члены их семей. Задуматься над тем, стоит ли присваивать казенные деньги или давать взятку, заставляет тот факт, что закон сурово наказывает таких преступников и амнистия к таким лицам не применяется.
Еще одна не менее острая проблема для наших стран связана с изготовлением поддельных денежных купюр. Причем наибольшее количество подделок на территорию Беларуси ввезено именно из России (порядка 80 процентов). При выявлении фактов сбыта поддельной инвалюты чаще стала возникать необходимость в проведении согласованных и совместных мероприятий по предотвращению этих преступлений. Поэтому укрепление сотрудничества органов внутренних дел Беларуси с российскими правоохранителями рассматривается как одна из важнейших задач повышения эффективности борьбы с подделкой денежных знаков.
Затрагивая тему развития интеграционных процессов Беларуси и России, а с недавнего времени и Казахстана, сотрудник Генпрокуратуры отметил, что помимо позитивных моментов объединения существуют определенные риски, связанные с разногласиями в законодательстве. Поэтому странам необходимо выработать единые законодательные подходы, которые смогут лечь в основу общего для трех стран закона.

На борьбу с ЧП

В Командно-инженерном институте Министерства по чрезвычайным ситуациям Беларуси российских журналистов познакомили с условиями подготовки пожарных и спасателей. Здесь и компьютеризированные классы, и учебные лаборатории, где отрабатываются навыки оказания первой помощи пострадавшим, и комфортабельные казармы, в которых проживает всего по два-три курсанта.
Всем желающим была предоставлена возможность сделать массаж сердца и укол манекену, а также побывать в специальной комнате, условия в которой максимально приближены к чрезвычайным – дым, запах гари, крики людей, звуки разбивающихся стекол.
Побывав в этой комнате, понимаешь, на какие жертвы идут пожарные, чтобы спасти жизнь человека. И не каждый мужчина сможет приспособиться к таким условиям работы. Не говоря уже о женщинах. Хотя во многих странах мира на борьбу с огнем выходят и представительницы слабой половины человечества.
– Конечно, в нашем институте есть девушки, но после получения диплома они занимаются более мирным и спокойным делом, в огонь не бросаются, – рассказывает первый заместитель начальника Командно-инженерного института МЧС Беларуси Александр Герасимчик. – Первый набор курсанток мы осуществили в 2006 году, тогда взяли лишь шесть девчат. Сегодня же девушек, желающих посвятить свою жизнь пожарному делу, гораздо больше.
Здесь обучаются также курсанты разных национальностей – таджики, азербайджанцы, кавказцы. Среди курсантов есть и россияне, но в гораздо меньшем количестве, поскольку в России существует свое специализированное учебное заведение. В Минск российские будущие пожарники приезжают только в рамках обмена студентами на непродолжительный срок, чтобы поделиться своим опытом работы и кое-что перенять у белорусских коллег.
– Наш институт тесно сотрудничает с российской Академией государственной противопожарной службы, и это не единственный пример белорусско-российского взаимодействия, – продолжает Александр Петрович. – Практически ежегодно проводятся совместные коллегии на уровне министров, где обсуждаются вопросы взаимодействия при возникновении чрезвычайных ситуаций в приграничных областях, например в Смоленской и Витебской, в Могилевской и Брянской областях. В таких ситуациях будут задействованы потенциалы МЧС и Беларуси, и России.
Кроме того, братские страны тесно работают в плане оказания психологической помощи пожарным и спасателям. После теракта в минском метро многие белорусские спасатели оказались психологически не готовы к таким ситуациям, и специалисты Центра консультационно-психологической помощи МЧС России оказали им достаточно большую помощь. К тому же это ускорило создание подобного подразделения и в Беларуси: в октябре этого года был создан Центр кризисно-психологической помощи МЧС.
Но нередко и белорусы помогают восточным соседям справляться с чрезвычайными ситуациями. Многие запомнили то засушливое лето, когда по всей территории России в лесах и на торфяниках бушевали пожары. По оценкам коллег, белорусский отряд, тушивший пожары в Рязанской области, отработал очень успешно. Александр Герасимчик заверил, что отношения МЧС Беларуси и России прекрасные и сотрудничество между коллегами будет продолжаться.