Союзное государство

Потенциал Союзного государства прирастает

По важности произошедших знаковых событий 2011 год стал одним из важнейших в судьбе союзного проекта
Потенциал Союзного государства прирастает
Потенциал Союзного государства прирастает

К номеру:  57 (412)


14 Декабря 2011 года

2011 год  – год 15-летия Союзного государства – стал знаковым в его развитии. Если еще в начале 2011 года комментарии в отношении союзного проекта были полны пессимизма, то последние месяцы года несли практически всегда позитив. Решены многие экономические вопросы  в российско-белорусских отношениях, в частности разрешен один из самых сложных вопросов – цены поставок российского газа, основы белорусской энергетической системы, строительства белорусской АЭС. Значимые решения приняты и в сфере безопасности. ОДКБ теперь становится гарантом не только военной безопасности, но и конституционного порядка в странах-участницах, в случае провоцирования беспорядков из-за пределов страны. И, конечно же, Союзное государство получило очень лестные отзывы в ходе обсуждения осенью 2011 года проектов строительства Евразийского союза. На самом высоком уровне прозвучали слова о том, что модель Союзного государства должна стать образцом для развития отношений в рамках планируемого Евразийского союза. Многое теперь, конечно же, зависит от позиции казахстанской стороны. В случае готовности Астаны двигаться вперед Союзное государство из Союза России и Беларуси может фактически трансформироваться в Союзное государство из трех участников – Евразийский союз. Вполне возможен и сценарий, когда количество участников может стать еще больше. В числе ближайших кандидатов на участие в тесных интеграционных процессах называют Кыргызстан и Таджикистан.
В заявлении Парламентского Собрания Союза Беларуси и России в связи с пятнадцатилетием союзного строительства отмечалось, что результатом проведения согласованной социальной политики стало обретение гражданами Беларуси и России равных прав на свободу передвижения, выбор места жительства, получение образования, трудоустройство, медицинское и пенсионное обеспечение. Указывалось, что сотрудничество государств – участников Союзного государства в сфере обороны, безопасности, пограничной политики и правоохранительной деятельности опирается на прочную правовую основу. Выражалась уверенность в том, что интеграционный потенциал, наращиваемый в рамках Союзного государства, послужит интересам всех стран и народов, заинтересованных в реализации объединительных процессов.
Из значимых решений 2011 года стоит отметить принятое на тридцать девятой сессии Парламентского Собрания Союза Беларуси и России, предусматривающее обращение в Высший Государственный Совет Союзного государства с предложением рассмотреть вопрос о разработке проекта Концепции безопасности Союзного государства. Стоит отметить, что аналогичные документы на национальном уровне были приняты в России в 2009 году и в Беларуси в 2010 году, заменив предыдущие, устаревшие редакции. В условиях нарастающих проблем на глобальном уровне в мировых финансах, экономике и в сфере безопасности актуальность разработки такого документа на союзном уровне не вызывает сомнений. Он также позволит укрепить военно-политические аспекты союза двух народов.
На той же сессии был одобрен проект Концепции социального развития Союзного государства на 2011-2015 годы. Данная концепция позволит достичь новых высот в установлении равных прав для граждан Беларуси и России на территории Союзного государства, предоставит новые возможности для роста благосостояния населения.
8 июня 2011 года на заседании Совета Парламентского Собрания было одобрено создание Научно-исследовательского института интеграционных процессов. Создание подобной аналитической структуры окажется полезным не только для Союзного государства, но и для других интеграционных образований на постсоветском пространстве.
2011 год запомнится и тем, что произошла смена Государственного секретаря Союзного государства. Павла Бородина, возглавлявшего Постоянный Комитет Союзного государства на протяжении 12 лет, с 15 декабря сменит Григорий Рапота. Можно полагать, что высокая планка достижений на этом посту Павла Бородина будет поддержана его преемником, а союзное строительство получит новый импульс в своем развитии.
В ноябре 2011 года был утвержден бюджет Союзного государства на 2012 год в размере 4,872 миллиарда российских рублей. Особое внимание будет уделяться финансированию программ, при помощи которых научно-техническому развитию экономики будет придано новое, инновационное ускорение. Программы Союзного государства будут нацелены на новые достижения в самых разных областях знания – от   гидрометеорологии и машиностроения до освоения космоса и развития медицины.
В 2012 году органы Союзного государства продолжат плодотворную работу. Все направления деятельности очертить невозможно – остановимся на направлениях деятельности Парламентского Собрания Союза Беларуси и России в международной сфере. В 2012 году парламентарии примут активное участие в деятельности  Межпарламентского союза. Главной формой работы станут 126-я и 127-я ассамблеи в Уганде и Канаде. Продолжится плодотворное сотрудничество по линии Парламентской ассамблеи Черноморского экономического сотрудничества (ПАЧЭС). Помимо двух пленарных заседаний Генеральной ассамблеи  ПАЧЭС состоятся и заседания профильных комитетов. Продолжится деятельность в рамках Межпарламентской ассамблеи государств – участников Содружества Независимых Государств, в Межпарламентской ассамблее Евразийского экономического сообщества и в Парламентской ассамблее Организации Договора о коллективной безопасности. Будут предприняты шаги по установлению отношений сотрудничества с Межпарламентской ассамблеей Ассоциации стран Юго-Восточной Азии и Латиноамериканским парламентом.
Можно с уверенность отметить, что 2011 год по важности произошедших знаковых событий стал одним из важнейших в судьбе союзного проекта. Он уверенно преодолел те препятствия, которые многими назывались практически непреодолимыми, и продемонстрировал мощный интеграционный потенциал, который может оказаться достаточным и для расширения его действия на новые страны.
Сергей КИЗИМА,
заведующий кафедрой
международных отношений Академии управления
при Президенте
Республики Беларусь,
заместитель председателя
секции внешней политики
Научно-консультативного
совета при Парламентском Собрании Союза
Беларуси и России