Союзное государство

Импульс для интеграции заложен Союзным государством

Его опыт будет использован при создании Евразийского союза
Импульс для интеграции заложен Союзным государством
Импульс для интеграции заложен Союзным государством

К номеру:  57 (412)


14 Декабря 2011 года

Подходит к завершению очередной год работы Парламентского Собрания Союза Беларуси и России. Настало время подвести итоги 2011 года, который был насыщен политическими и экономическими новостями. Каковы итоги работы Парламентского Собрания в этом году? Какие перспективы развития Союзного парламентаризма? И какими будут основные направления деятельности в 2012 году? На эти и другие вопросы ответил в режиме онлайн-конференции, проведенной в российском агентстве международной информации «РИА Новости», заместитель Председателя Парламентского Собрания Союза Беларуси и России, первый заместитель Председателя Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации Александр ТОРШИН.

Во вступительном слове Александр Торшин подчеркнул, что «проект Союзного государства – самый оптимистический проект рубежа веков». По его словам, многие механизмы интеграции опробованы на опыте создания и развития Союзного государства. «Все положительное, что наработано при создании Союзного государства, будет использовано для создания Евразийского союза», – подчеркнул Торшин.
Говоря о бюджете Союзного государства, зампредседателя Парламентского Собрания отметил, что в будущем году предусмотрено финансирование новых программ, содействующих модернизации и научно-техническому прогрессу наших стран.
– В бюджете Союзного государства на 2012 год заложено около 17% на социальную политику, в том числе здравоохранение, образование и культуру. По моему мнению, бюджет считается социально ориентированным, потому что так или иначе социальные аспекты можно найти почти во всех разделах и статьях бюджета. Мероприятия и программы, реализованные за счет средств, выделенных из союзного бюджета, имеют не только колоссальный экономический эффект, но и важнейшее социальное значение, так как они направлены на улучшение качества жизни граждан Беларуси и России. Благодаря их реализации создаются новые рабочие места, новые уникальные разработки, отвечающие мировым стандартам или даже не имеющие аналогов в мире. А некоторые программы имеют четкую социальную направленность – это программы в сфере медицины и образования, трудовой сфере, – сказал Торшин.
Он напомнил, что на начальном этапе союзного строительства совместные программы решали задачи поддержания отдельных предприятий и отраслей, научных коллективов, восстановления производства значимых видов продукции. В наши дни объединение сил и средств, координация действий двух государств позволяют эффективно решать общие социально-экономические и научно-технические проблемы. В настоящее время союзные программы охватывают различные производственные отрасли. Это машиностроительный комплекс, суперкомпьютеры, высокие технологии и космос, оборонная промышленность, социальные и экологические проблемы, в том числе вопросы ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, а также медицина, образование и так далее.
– Активная реализация таких программ Союзного государства в значительной степени способствует развитию торгово-экономического сотрудничества России и Беларуси, так как в этот процесс вовлечены сотни российских и белорусских предприятий, происходит упрочение производственных связей между субъектами хозяйствования наших стран, в государственную казну с работающих предприятий стабильно приходят поступления в виде налогов, создаются новые рабочие места. И все это, безусловно, придает импульс развитию экономик наших стран, – подчеркнул Торшин.
В ходе своего выступления Александр Торшин поднял проблему союзной собственности. По его словам, Парламентским Собранием и Постоянным Комитетом ведется работа по подготовке нормативно-правовой базы по учету, оценке, управлению активами, созданными и приобретенными за счет средств бюджета Союзного государства.
Говоря о евразийской интеграции, сенатор выразил уверенность, что опыт работы Парламентского Собрания будет не только полезен, но и необходим. По его мнению, Евразийский союз Беларуси, России и Казахстана мог бы взять на вооружение некоторые инструменты сотрудничества, действующие в рамках Союзного государства. Так, например, у России и Беларуси в рамках союзного сотрудничества налажен бюджетный процесс, многое сделано в деле гармонизации национальных законодательств. Многие положения Гражданского и Гражданско-процессуального кодексов Республики Беларусь аналогичны положениям соответствующих правовых актов Российской Федерации. Многое сделано по унификации и гармонизации таможенного законодательства, законодательства в сфере обороны, безопасности, пограничной политики и правоохранительной деятельности, военно-технического сотрудничества, по сближению правовой базы в сфере банковской деятельности, в социальной сфере. Кроме того, найдено взаимопонимание по ключевым торговым и товарным позициям, по нефти и газу например, другим видам продукции и услуг. Действует налаженный процесс и механизм взаимодействия между парламентами наших стран.
– Тот опыт, который накоплен в России и Беларуси в рамках строительства Союзного государства, безусловно, не имеет прецедентов на постсоветском пространстве. Беларусь и Россия были первыми, кто осознал важность и необходимость интеграционных процессов. И первыми, кто настолько глубоко и всесторонне продвинулся на этом пути. Считаю, Союзное государство может стать не только платформой, но и придать динамику развитию всех интеграционных процессов на постсоветском пространстве, в том числе развитию Евразийского союза, – признает парламентарий.
Подводя итоги 2011 года, сенатор сказал, что уходящий год ознаменован для Союзного государства в достаточной степени динамичными и содержательными событиями. Прежде всего он отметил принятый в ходе сороковой сессии Парламентского Собрания бюджет Союзного государства на 2012 год. Несмотря на современные кризисные явления в мировой экономике, бюджет Союзного государства сохраняется на уровне более 4,8 млрд российских рублей. Это позволяет обеспечить стабильность финансирования всех запланированных программ и мероприятий Союзного государства, в том числе – запустить новые проекты, в рамках которых будут разрабатываться и реализовываться новейшие технологии, создаваться оборудование нового поколения для различных сфер экономики.
Одним из приоритетов Союзного государства с момента подписания договора о его создании стало обеспечение равных прав для граждан Беларуси и России в области образования, медицинской помощи, социальной защиты.
Сенатор напомнил, что Союзное государство проводит активную работу по социальной защите и поддержке инвалидов и участников Великой Отечественной войны и приравненных к ним лиц. За счет средств бюджета Союзного государства ежегодно организуется санаторно-курортное лечение. В период с 2003 по 2011 год курс санаторно-курортного лечения и оздоровления прошли свыше 4,5 тысячи ветеранов и инвалидов Великой Отечественной войны, было выделено около 90 миллионов российских рублей. С каждым годом сумма на эти цели увеличивается. В этом году из бюджета Союзного государства выделено 16 миллионов рублей. Ветераны получили более 600 путевок в лучшие российские и белорусские санатории. В 2012 году на реализацию этой социальной программы предлагается направить 17,6 миллиона российских рублей. Однако в настоящее время наблюдается увеличение количества инвалидов вследствие боевых действий и военной травмы, и численность их составляет примерно 120 тысяч человек. На сегодня только в России, по данным государственной статистики, инвалидов войны насчитывается более 950 тысяч человек, ветеранов боевых действий – 900 тысяч человек. В связи с этим союзные парламентарии приняли решение о расширении перечня мер социальной поддержки инвалидов войны и боевых действий, их обеспечении путевками в санаторно-курортные организации, а также оснащении техническими средствами социальной реабилитации в Республике Беларусь и протезно-ортопедическими изделиями в Российской Федерации.
В ходе конференции участники не могли обойти стороной тему обновления Парламентского Собрания в связи с избранием нового состава Госдумы. Александр Торшин разъяснил, что, скорее всего, это произойдет в январе следующего года, поскольку первое заседание Госдумы запланировано на 21 декабря. Дума в этот день займется собственными внутренними делами, формированием комитетов и комиссий.
– Состав Думы поменяется, и достаточно серьезно, оппозиционные партии будут иметь больше мандатов. Но при этом, а я уже лет 8 нахожусь в составе Парламентского Собрания, в российской депутации все фракционные грани стираются автоматом. В Госдуме депутат постоянно находится в противостоянии с противоположными фракциями, но как только входит в российско-белорусский парламент, все различия стираются: плечо к плечу, локоть к локтю работают представители всех фракций. Будет и сложность, конечно, потому что количество мандатов от России у нас ограничено. По верхней палате знаю, что у нас ожесточенная, в хорошем смысле слова, конкуренция за эти места. У нас очередь стоит – одни фракции приходят, другие уходят. Желающих работать в Парламентском Собрании гораздо больше, чем мест. И конкуренция на эти места в Госдуме более высокая, чем в Совете Федерации, так как в верхней палате 166 человек, а в Госдуме – 450. Очень бы хотелось, чтобы в январе наша депутация, российская часть союзного парламента, была укомплектована, – надеется Торшин.