Союзное государство

Реформы не для проформы

Совершенствование политической системы должно проходить эволюционным путем
Реформы не для проформы
Реформы не для проформы

К номеру:  4 (418)


02 Февраля 2012 года

Модель развития любого государства должна быть гибкой и адекватно реагировать на изменения, происходящие не только в обществе, но и на международной арене. Лишь в таком случае можно рассчитывать на сохранение политической и социальной стабильности в стране. В этом смысле заявление Президента Беларуси Александра Лукашенко о предстоящем проведении в стране политических реформ, озвученное им в недавнем интервью китайским журналистам, выглядит как вполне логичный и закономерный ход действующей власти.

О том, что на белорусской политической кухне произойдут изменения, Александр Лукашенко говорил еще в 2010 году на Всебелорусском народном собрании. В прошлогоднем послании белорусскому народу и парламенту глава государства также не исключил возможности политических преобразований. Он, в частности, обратил особое внимание на переход в будущем от мажоритарной избирательной системы к смешанной, когда к выборам депутатов по одномандатным округам добавится еще и голосование по партийным спискам. В очередной раз мысль о политических трансформациях прозвучала в прошлом декабре на пресс-конференции для белорусских и зарубежных СМИ. И вот теперь, общаясь с китайскими журналистами, Александр Лукашенко сказал: «Мы сегодня изучаем определенные тенденции в мире. И, конечно же, мы и приспосабливаться будем, и модернизировать нашу политическую систему. Проведем парламентские выборы, и, думаю, нам надо обратить серьезное внимание на реформу политической системы. Мы на это пойдем, хотя у нас катастрофы в этом плане нет. Но надо всегда быть на шаг впереди тех процессов, которые будут происходить». При этом Александр Лукашенко отметил: «Главное – сохранить стабильность, дать возможность человеку нормально жить и выражать свое мнение».
Любая политическая система не является чем-то застывшим и закостеневшим, рано или поздно возникает вопрос о необходимости ее обновления, адаптации к существующим реалиям. Вопрос лишь в том, каким способом это делать, в каком направлении двигаться и какие инструменты использовать для политической либерализации. Решение должно быть обдуманным и взвешенным, здесь совершенно неуместны спешка и революционная нетерпеливость, приведшие некоторые страны к потере управляемости и хаосу.
Как именно реформируют политическую систему, президент пока не уточняет. Не исключено, что пути либерализации подскажет парламентская избирательная кампания, стартующая в этом году. Очевидно одно: строить новый дом нужно на основе уже заложенного фундамента. В этом смысле яркий успешный пример демонстрирует все тот же Китай. Хорошо известно, что главный реформатор этой страны Дэн Сяопин, как хороший хозяин, стремился построить новое здание, не ломая преждевременно старого дома и тем более не разрушая самого фундамента. И в этом он вторил Конфуцию, учившему, что ключевая задача мудрой власти состоит в том, чтобы поддерживать порядок и равновесие в государстве, не допускать смуты и хаоса. «Болтовня» о некоей абстрактной демократии, по мнению Дэн Сяопина, открывает путь расцвету экстремизма и анархии, разрушает политическую атмосферу спокойствия и единства.
Характерная особенность белорусской модели – эволюционное развитие, в этом заключается весомое преимущество страны, поскольку любые преобразования наиболее эффективны, когда они проходят в спокойной социально-экономической обстановке, без резких потрясений и социального шока, с учетом интересов самих граждан. «Если мы говорим о трансформации, то ее основная задача – максимально повысить конкурентоспособность Беларуси на международной арене, быть максимально эффективным государством, и, естественно, политические преобразования должны отвечать тем социальным запросам, которые есть сегодня в обществе», – убежден политолог Вадим Боровик.

Исходя из этого можно предположить, что центральным элементом политической модернизации станет усиление роли партий в политической системе. Ведь именно партии представляют собой основной «строительный материал», из которого строятся гражданское общество и здание демократии.  
Сегодня на 9,5 миллиона жителей Беларуси приходится 15 политических партий. По словам лидера Либерально-демократической партии Беларуси Сергея Гайдукевича, в парламенте обязательно должна появиться конструктивная оппозиция, чтобы с высокой трибуны высказывались различные мнения и точки зрения о тактике и стратегии развития страны.
Ключом к расширению спектра политических сил в парламенте станет введение пропорциональной избирательной системы. «Если мы ее не введем так, как вводили наши соседи, то есть однозначно, как в прорубь прыгнули, – мы никогда не созреем, – считает глава Центризбиркома Беларуси Лидия Ермошина. – Потому что партии в отсутствие пропорциональной избирательной системы не развиваются».
С другой стороны, усиливая партийное влияние в обществе, нельзя забывать о том, что у этого процесса есть обратная сторона. Получив в той или иной степени доступ к власти, партии могут блокировать социально-экономическое развитие изнутри. Пример соседней Украины показателен: там бывали периоды, когда страна вступала в новый год без бюджета. А принятие важных политических и экономических решений стопорилось в Верховной раде, оборачиваясь бурными дебатами и стычками. К тому же необходимо исключить всякое влияние на политические партии внешних сил. «Если  мы говорим об усилении политических партий, оно не должно быть таким, что в результате усилится роль Вашингтона на внутриполитической арене Беларуси, – предостерегает доктор политических наук Сергей Кизима. – Ясно, что это противоречит конституции и нормам функционирования нормального суверенного государства. Нам нужны политические партии, которые будут ответственно, самостоятельно, без внешней финансовой поддержки и обязательств перед спонсорами работать на благо государства и общества».
Еще одним пунктом повестки дня может стать повышение роли и ответственности местных органов власти. По словам политолога Вадима Гигина, «особенно актуален вопрос взаимодействия и разделения полномочий между исполнительными комитетами и советами на местах. Не секрет, что некоторые руководители местных распорядительных органов власти смотрят на советы как на своеобразный придаток по принятию бюджета. Да и сами депутаты советов не всегда проявляют должную активность, отсюда и оценка избирателей – традиционно на выборах народных представителей в местные органы власти наблюдается самая низкая явка».
Так или иначе, вне зависимости от объема заявленной модернизации очевидна ее цель – создание условий для общенациональной консолидации и придание нового импульса развитию государства. Но прежде чем осуществлять какие-то реформы, нужен широкий общественный диалог, инициированный государством, считает политолог Всеволод Шимов. Исходя из всестороннего обсуждения с участием самих партий, экспертного сообщества, простых граждан, могут формироваться определенные варианты модернизации политической системы, которые вполне можно вынести на всенародный референдум.

Евгений КОНОНОВИЧ