Союзное государство

Эффективность союзного рубля

В Минске состоялась совместная коллегия контрольных органов Беларуси и России по отчету Совета министров СГ
Эффективность союзного рубля
Эффективность союзного рубля

К номеру:  7 (421)


24 Февраля 2012 года

Заседание прошло в Минске в старинном особняке, где размещается Комитет государственного контроля Республики Беларусь. Первым вопросом повестки дня коллегии, которую вели председатель Комитета государственного контроля Беларуси Александр Якобсон и председатель Счетной палаты Российской Федерации Сергей Степашин, стало рассмотрение заключения Счетной палаты и КГК по отчету Совета Министров Союзного государства об исполнении союзного бюджета за 2010 год.

Александр Якобсон напомнил, что в 2010 году доходы союзного бюджета равнялись 5,6 млрд российских рублей, или 100,8% уточненных бюджетных назначений. При этом кассовое исполнение составило 5,4 млрд российских рублей (95,7% уточненной бюджетной росписи), и по сравнению с 2009 годом оно увеличилось на 8,3%. И если в 2007 году план по доходам был исполнен на 98%, то с 2008 года план по доходам постоянно перевыполняется, подчеркнул председатель КГК.
Особо отмечалось значительное улучшение исполнения бюджета по расходам – этот показатель вырос до 94%. И в этом немаловажную роль сыграла совместная работа Комитета госконтроля и Счетной палаты. Сергей Степашин даже вспомнил, что были такие времена, когда союзный бюджет исполнялся максимум на 70%.
В прошлом году контрольные органы двух стран также проверили эффективность использования средств бюджета Союзного государства, выделенных на реализацию четырех совместных программ: «Нанотехнология-СГ», «Информационные технологии таможенных процессов», «Композит», «Космос-НТ». В отчете отмечались системные недостатки и нарушения в выполнении практически всех программ: неоправданно затягиваются сроки их разработки, согласования и утверждения, несвоевременно вносятся изменения в действующие программы. Государственными заказчиками не налажен должный контроль за эффективным использованием средств. Например, предусмотрено, что головной исполнитель осуществляет организационное и научно-техническое сопровождение программы, при этом отдельные мероприятия не выделяются, объем финансирования не устанавливается. Более того, затраты на работы головные исполнители программ определяют тоже по-разному: в Беларуси – в порядке, определенном национальным законодательством, в России – согласно фактическим затратам, что приводит к нецелевому или неэффективному использованию бюджетных средств. По результатам проверок по программам «Нанотехнология-СГ» и «Космос-НТ» установлено нецелевое использование на сумму 13,1 млн российских рублей, которые восстановлены в бюджете Союзного государства.
Как считает Александр Якобсон, данная проблема не в квалификации исполнителей. Ее корни – в различиях законодательства России и Беларуси, поэтому все недоразумения в планировании, сопровождении и принятии решений необходимо разрешать совместно. С этой целью контрольные органы Беларуси и России решили выйти на нового Госсекретаря Союзного государства Григория Рапоту с предложениями по унификации законодательства. Счетная палата России и Комитет госконтроля Беларуси не раз обращали внимание на необходимость скорейшей доработки нормативной базы Союзного государства, однако эта работа так и не завершена. Например, до сих пор нормативно не урегулированы вопросы учета, оценки и управления активами Союзного государства, не определен орган управления собственностью Союзного государства. Также коллегия предложила в ближайшее время разработать новую редакцию порядка формирования и исполнения бюджета Союзного государства.
Финансовые органы Беларуси и России ведут системный мониторинг текущего исполнения бюджета, поскольку, как отметил председатель Счетной палаты России Сергей Степашин: «От вложенных в союзные программы денег должна быть отдача». Но, как было констатировано с сожалением, не все союзные программы имеют одинаковую эффективность. В частности, экономически неэффективной оказалась программа «Союзный телевизор». В то же время внедрение IT-технологий в таможенной сфере на 13% увеличило пропускную способность грузов на границах Таможенного союза. Другие же реализуемые программы пока находятся на уровне научных разработок и анализа возможностей их внедрения.
Отдельная тема, которую затронули участники коллегии, – работа Телерадиовещательной организации Союзного государства (ТРО Союза). Выступая перед журналистами уже после заседания коллегии, Сергей Степашин сказал: «Предыдущее руководство Постоянного Комитета Союзного государства полемизировало, нужно ли нам иметь отдельное телевизионное сопровождение Союзного государства. Я считаю, что такая организация должна быть, поскольку Союзное государство – это данность: с историей, традициями и близостью народов».
Он сообщил, что Счетная палата и КГК намерены поставить вопрос о программе развития ТРО перед Госсекретарем Союзного государства и предложил написать официальную записку по решению ряда вопросов работы ТРО в Совет Министров Союзного государства.
Председатель Телерадиовещательной организации Союзного государства Игорь Угольников, в свою очередь, отметил, что есть проблемы в реализации концепции развития ТРО до 2015 года, так как она до сих пор не утверждена.
Говоря о ближайших планах телеканала, Игорь Угольников рассказал, что после большого успеха киноленты «Брестская крепость» решено снять еще один фильм на военную тематику – к 100-летию Первой мировой войны. В 2014 году на экраны должен выйти фильм, сюжет которого будет основан на реальных событиях, происходивших в 1914 году на фронте в районе белорусского города Сморгонь (Гродненская область).
На заседании коллегии также утвержден план совместных мероприятий Комитета госконтроля Беларуси и Счетной палаты России на 2012 год.

Алексей НИКОЛЬСКИЙ