Союзное государство

Рождается умный автомобиль

Наша автоэлектроника может быть конкурентной

Текст:  Николай АЛЕКСЕЕВ

К номеру:  22 (436)


25 Мая 2012 года

Ключевые слова:
Союзная программаконкурентоспособностьавтоэлектроника
Проект уникальной союзной программы «Разработка и создание нового поколения электронных компонентов для систем управления и безопасности автотранспортных средств специального и двойного назначения» (шифр «Автоэлектроника») проходит согласования в министерствах Беларуси и России.
По мнению генерального конструктора ОАО «НПО «Радар ммс» Геннадия Сапожникова, сегодня электронная начинка во многом определяет конкурентоспособность автомобиля на рынке.
– Программа «Автоэлектроника» способна придать новый импульс развитию отечественного автопрома, который, в свою очередь, может позитивно повлиять на многие сектора экономики. Новая электроника важна и для обеспечения безопасности дорожного движения, что особенно актуально в наших реалиях, когда в дорожно-транспортных происшествиях гибнут тысячи людей. Среди потребителей новой электроники мы видим ГАЗ, УАЗ, КамАЗ, АвтоВАЗ, МАЗ, БелАЗ, УралАЗ, – говорит генеральный конструктор.
Будущая союзная программа нацелена на возрождение отечественной индустрии электроники для автомашин. В рамках проекта предлагается создать комплексные системы управления силовым агрегатом, трансмиссией и подвеской, системы и устройства ближней навигации, системы управления электрооборудованием кабины и кузова, датчики и радиоэлектронные элементы систем автомобиля.
В проекте есть поистине амбициозные темы. Ученые хотят создать систему определения рядности и полосы, систему обнаружения и распознавания препятствий на дороге, аналитический комплекс для магистральных автопоездов, интеллектуальную систему управления и диагностики автомобиля, автомобильный дисплей для отображения информации на лобовом стекле и многое другое. А это уже те задачи, которые ставят своим конструкторам ведущие мировые автоконцерны.
Сейчас на автоэлектронику приходится 20-25% от общей стоимости машины. Для гибридных авто- и электромобилей эта цифра составляет уже порядка 40%. То есть союзная программа изначально представляется достаточно перспективной в финансовом плане. Немаловажно и то, что, поддержав программу Союзного государства по автоэлектронике, государство поддержит весь автопром России и Беларуси. Кроме того, новая электроника будет применяться и для военной техники.
Предполагается, что госзаказчиками проекта выступят Министерство  промышленности и торговли России и Министерство промышленности Беларуси. Общие затраты на реализацию программы могут достичь 4,7 млрд российских рублей. При этом финансирование будет осуществлено на 66,7% за счет средств бюджета Союзного государства и 33,3% –  за счет внебюджетных источников. В обеих странах планируется создать около 15 тысяч рабочих мест. Планируемый объем выпускаемой продукции к 2015 году – 20 млрд рублей.
Кто же способен стать головным исполнителем такого сложного проекта?
На это место претендует Научно-производственное предприятие «Радар ммс».
Это предприятие оборонной промышленности является одним из мировых лидеров в области создания систем самонаведения высокоточного оружия, военной и гражданской авионики, систем мониторинга и навигации, специального оборудования с использованием СВЧ и цифровой техники, точного приборостроения, сложного программного обеспечения. Продукция предприятия имеет гражданское, двойное и военное назначение, соответствует требованиям международных стандартов ISO.
В 2010 году предприятие удостоено благодарности Президента Российской Федерации «За большой вклад в развитие радиоэлектронной промышленности, укрепление обороноспособности страны и достигнутые трудовые успехи».
«Радар ммс» намерен реализовывать проект в кооперации с белорусским ОАО «Интеграл» и Объединенным институтом машиностроения Национальной академии наук Беларуси. В таком «звездном составе» можно горы свернуть, главное теперь – чтобы наших ученых и конструкторов поддержали в министерских кабинетах.

Николай АЛЕКСЕЕВ