Союзное государство

«Закаменная» Беларусь живет и поныне

«Закаменная» Беларусь живет и поныне
«Закаменная» Беларусь живет и поныне

Тюменская областная общественная организация «Национально-культурное общество «Автономия Беларусь» при финансовой поддержке Комитета по делам национальностей правительства Тюменской области делает все, чтобы сохранить в Сибири белорусскую культуру и традиции предков. 

В поисках лучшей доли белорусские крестьяне отправлялись за Камень, как тогда называли Уральские горы, потому что земли эти притягивали своим изобилием. В тайге было полно дичи, грибов, орехов и ягод – хоть косой коси. В реках – осетр, стерлядь и муксун. Крепостного права и дворянства здесь не было, купцы славились добродушием и честностью. Сибирский мужик с богом и властью держался на равных, трудился вдохновенно, отдыхал шумно, отличался отменным здоровьем.

Сначала отправлялись в дальний путь «разведчики» – о них белорусы говорили: «пошли в сугляды», а потом уже решались на групповые переезды. Так за Уралом все больше появлялось хуторов и заимок. Белорусы привозили с собой новые орудия труда: сохи, окучники, мотыги, кузнечные и столярные инструменты. У них были охотничьи сумки с сигнальным рогом и кошелем из бересты, фитильные ружья, тарелочные капканы, ловушки-самоловы, что для местных жителей – татар и остяков – было в диковинку. От переселенцев-самоходов они узнавали правила трехполья, учились выращивать рожь, лен, овощи, использовать удочку для зимнего лова, рогульку и острогу. Белорусы держали пасеки, имели опыт строительства каналов.

Женщины занимались ткачеством, сохраняя в рисунках традиционный народный орнамент. Со временем белорусские деревни становились украшением Сибири. Улицам давали свои названия, в семейных альбомах бережно хранили старинные фотографии дедов, и каждый несбыточно мечтал еще хоть раз увидеть свою родную Беларусь. Долгое время сохранялся обычай строить дома толокой, помогая друг другу. Свадьбы и крестины до сих пор справляют по-белорусски. Остался и свой язык: лук называют цыбулей, свеклу – бураком, кувшин – крынкой. Тюменская область богата талантами. 

Далеко за ее пределами известны такие народные белорусские ансамбли, как фольклорно-этнографический «Вячорки», белорусской песни – «Лянок», фольклорный – «Россияночка», молодежный ансамбль белорусской музыки и песни «Палессе» и многие другие. Руководители – Любовь Мякишева, Валентина Михиенко, Клавдия Зуева, Надежда Вычужанина, Тамара Григорьева – настоящие мастера своего дела. Творчество проявляют не только в музыке. Изделиями из соломки занимается Любовь Фуфаева, текстильными куклами – Юлия Черепанова, вышивками – Галина Безгодова, сувенирами из глины – Надежда Аниканова. Кружком белорусской кухни руководит Галина Полуян. Главная задача – сохранить и популяризировать традиционную белорусскую культуру, включая рукоделие. Белорусы Тюменской области отмечают такие обрядовые праздники, как «Раство», «Каляды» «Гуканне вясны», «Юрье», «Багач», «Дзяды». В селе Ермаки, например, праздник Ивана Купалы отмечают по обычаям, привезенным сюда в конце XIX века самоходами. Травами устилают полы, из полевых цветов девушки плетут венки и, загадывая судьбу, бросают их в реку, приговаривая при этом прабабушкины заклинания. Совершают и обряд «поминания предков». Князь Купалиш с Купалинкой угощают ухой и ароматным чаем из 12 трав, а ведьма с русалками обливают всех водой, приговаривая: «Иван-Купала, обливай кого попало». 

Молодежь прыгает через костры, все селяне хороводят возле реки, поют и танцуют. Готовят в Ермаках и отменное домашнее пиво по старинному рецепту. А в селе Осиновка сохранился уникальный обычай переносить на Рождество из дома в дом икону «Воскресение Христово», которую привезли с собой самоходы. Считается, что для хранителей иконы год будет счастливым, а их дом становится своеобразной церковью. Перенос иконы проходит очень торжественно: утром от одного дома к другому выстилают широкую дорожку из соломы. Выносят икону мужчины, впереди хозяйка с хлебом-солью. Все присутствующие становятся на колени. У принимающего двора икону встречают новые хозяева и ставят ее в «красный угол». 

Ежегодно торжественно и вдохновенно отмечается в Тюменской области и День единения народов России и Беларуси – День образования Союзного государства и День Независимости Республики Беларусь. Поздравить с этими праздниками к белорусам приходят представители власти, председатели национальных и общественных объединений. А Дни белорусской культуры в Тюмени становятся настоящим национальным праздником, создающим особую атмосферу межнациональной дружбы в рамках единого Союзного государства. Впрочем, между Тюменской областью и Беларусью интеграционные производственные связи и дружба народов никогда не прерывались. На территории региона открываются сервисные центры, создаются совместные предприятия. Только за последние четыре года товарооборот между нашей областью и Беларусью увеличился более чем в два с половиной раза. 
Примеров сотрудничества, деловых и творческих встреч множество!