Союзное государство

Послание Президента РФ Федеральному Собранию

Владимир Путин огласил ежегодное Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию.
Послание Президента РФ Федеральному Собранию
Послание Президента РФ Федеральному Собранию

К номеру:  58 (531)


19 Декабря 2013 года

Ключевые слова:
Послание Путина Федеральному собраниюПутинРоссия
На церемонии, состоявшейся в Георгиевском зале Большого Кремлевского дворца, присутствовали члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы, члены Правительства, руководители Конституционного, Верховного и Арбитражного судов, губернаторский корпус, председатели законодательных собраний субъектов Федерации, главы традиционных конфессий, общественные деятели, в том числе главы общественных палат регионов, руководители крупнейших средств массовой информации.

В этом году Послание оглашено в день двадцатилетия Конституции Российской Федерации, принятой 12 декабря 1993 года всенародным голосованием.

Обращение президента страны с ежегодным Посланием Федеральному Собранию – это требование Конституции России, Конституции, которой сегодня ровно 20 лет, отметил В. Путин и поздравил присутствующих с этой значимой для нашего государства и общества датой, а также с 20-летием Федерального Собрания – парламента России, сформированного в соответствии с Основным законом страны.

ЭКОНОМИКА 

Основные причины замедления экономического роста носят не внешний, а внутренний характер. По такому ключевому показателю, как производительность труда, мы отстаем от ведущих стран в два-три раза. Необходимо форсированно преодолеть этот разрыв.

Нужно оказать людям информационную поддержку, включая создание общефедеральной базы вакансий, чтобы каждый человек мог увидеть, в каком регионе он может найти хорошую работу.

Со следующего года будет запущен национальный рейтинг состояния инвестиционного климата в регионах России. Он станет механизмом оценки реализации национальной предпринимательской инициативы в каждом субъекте Федерации.

Разворот России к Тихому океану, динамичное развитие всех наших восточных территорий не только откроет нам новые возможности в экономике, новые горизонты, но и даст дополнительные инструменты для проведения активной внешней политики.

Необходимо перенастроить всю систему профессионального образования. Это и возрождение школьной профориентации, работа высших технических учебных заведений – втузов, которые создавались на базе крупных промышленных предприятий. Главный принцип – обучение на реальном производстве, когда теория подкрепляет практические навыки.

Нужно упорядочить прием на работу иностранных граждан, прибывающих в Россию в безвизовом порядке, усилить ответственность работодателей за использование труда иностранных работников. Государство должно знать, зачем и на какой срок приезжает иностранец в Россию.

Нужно посмотреть, чего не хватает бизнесу, какие преференции ему нужно создать и какие условия, чтобы инвестор шел в моногорода не из-под палки, а видел реальную выгоду. Лучше нам это сделать таким образом, чем вкладывать потом десятки миллиардов в трудоустройство напрямую из бюджета. 

Все регионы страны могут предоставлять двухлетние налоговые каникулы для новых малых предприятий, работающих в производственной, социальной, научной сферах.   

Борьба с размыванием налоговой базы, с разного рода офшорными схемами – сегодня мировая тенденция. Доходы компаний, которые зарегистрированы в офшорной юрисдикции и принадлежат российскому собственнику, конечному бенефициару, должны облагаться по нашим налоговым правилам, а налоговые платежи должны быть уплачены в российский бюджет.

Компаниям, зарегистрированным в иностранной юрисдикции, нельзя будет пользоваться мерами государственной поддержки, включая кредиты ВЭБа и госгарантии. 

Следует повышать прозрачность экономики. За предоставление заведомо недостоверных, неполных сведений о реальном положении банков, страховых компаний, пенсионных фондов, других финансовых организаций необходимо ввести уголовную ответственность в отношении их руководства.

ИНТЕГРАЦИЯ

Сейчас мы входим в решающую стадию подготовки Договора о Евразийском экономическом союзе. Рассчитываем, что к 1 мая 2014 года согласование текста Договора будет завершено, и он поступит в парламенты России, Белоруссии и Казахстана. Уже сейчас действуют рабочие группы, которые готовят «дорожные карты» по присоединению к Таможенному Союзу Киргизии и Армении. Уверен, реальные достижения евразийской интеграции только повысят интерес к ней со стороны других наших соседей, в том числе и со стороны украинских партнёров.

Наш интеграционный проект основан на равноправии, на реальных экономических интересах. Будем последовательно продвигать евразийский процесс, не противопоставляя его другим интеграционным проектам, в том числе, разумеется, и такому зрелому интеграционному проекту, как европейский, будем исходить из нашей взаимодополняемости и, конечно, будем продолжать работу с нашими европейскими друзьями по подготовке нового базового соглашения.

В ближайшее время нужно обеспечить взаимное признание документов о школьном образовании со всеми странами Содружества. 

ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА

Мы не претендуем на звание какой-то сверхдержавы, не покушаемся ни на чьи интересы, никому не навязываем свое покровительство, никого не пытаемся учить жить. Но мы будем стремиться быть лидерами, защищая международное право, добиваясь уважения к национальному суверенитету, самостоятельности и самобытности народов.

В последние годы мы видели, как попытки навязать другим странам якобы более прогрессивную модель развития на деле оборачивались регрессом, варварством, большой кровью. Так было в целом ряде стран Ближнего Востока, Северной Африки. Такая драматическая ситуация складывалась и вокруг Сирии.

Россия готова к совместной работе со всеми партнерами в интересах обеспечения общей, равной и неделимой безопасности.

ВООРУЖЕННЫЕ СИЛЫ

Ни у кого не должно быть иллюзий относительно возможности добиться военного превосходства над Россией. Мы этого никогда не допустим. Россия ответит на все эти вызовы: и политические, и технологические. Весь необходимый потенциал у нас для этого есть.

Впервые за всю историю страны мы закрываем вопрос с постоянным жильем для военнослужащих армии и флота России. И теперь можем сконцентрироваться на завершении создания современного фонда служебного жилья и комфортных военных городков.

КОНСТИТУЦИЯ
Конституционный каркас должен быть стабильным, и прежде всего это касается прав и свобод человека и гражданина. Эти положения Основного закона незыблемы. 

Мы должны поддержать растущее стремление граждан, представителей общественных и профессиональных объединений, политических партий, предпринимательского класса участвовать в жизни страны.

Местная власть должна быть устроена так, чтобы любой гражданин, образно говоря, мог дотянуться до нее рукой. 

ОБЩЕСТВО

Современной России необходима широкая общественная дискуссия, причем с практическими результатами, когда общественные инициативы становятся частью государственной политики и общество контролирует их исполнение.

Все законопроекты, ключевые государственные решения, стратегические планы должны проходить гражданское, так называемое «нулевое», чтение с участием НКО, других институтов гражданского общества.

Одним из приоритетов в совместной работе государства и общества должна стать поддержка правозащитного движения. Рассчитываем, что в деятельности таких организаций не будет политической ангажированности, что она будет максимально приближена к интересам и проблемам конкретного гражданина, конкретного человека.

МЕЖЭТНИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ

Межэтническое напряжение провоцируют не представители каких-то народов, а люди, лишенные культуры, уважения к традициям, как своим, так и чужим. Это своего рода аморальный интернационал, в который входят и распоясавшиеся, обнаглевшие выходцы из некоторых южных регионов России, и продажные сотрудники правоохранительных органов, которые «крышуют» этническую мафию, и так называемые «русские националисты», разного рода сепаратисты, готовые любую бытовую трагедию сделать поводом для вандализма и кровавой бузы. Мы вместе должны справиться с этим вызовом, должны защитить межнациональный мир, а значит единство нашего общества, единство и целостность Российского государства.

ЗДРАВООХРАНЕНИЕ 

Система ОМС должна в полной мере финансово обеспечить государственные гарантии оказания бесплатной медицинской помощи. При этом пациент должен точно знать, какую помощь ему обязаны предоставить бесплатно, а врач – понимать, по каким принципам оплачивается его работа.

У пациента должна быть возможность выбрать то медицинское учреждение, которое, по его мнению, работает лучше.

Начиная с 2015 года все дети и подростки должны ежегодно проходить обязательную бесплатную диспансеризацию, а взрослые – один раз в три года.

ОБРАЗОВАНИЕ 

Нам нужны школы, которые не просто учат, что чрезвычайно важно, но и школы, которые воспитывают личность. Граждан страны, впитавших ее ценности, историю и традиции. Людей с широким кругозором, обладающих высокой внутренней культурой, способных творчески и самостоятельно мыслить.

Для обновления всей системы высшего образования нужно использовать потенциал лучших вузов, делегировав им право и полномочия по оценке качества образования, в том числе с их помощью добиться того, чтобы выпускники были востребованы на рынке труда, а экономика и общество получили реальную отдачу.

Мы также должны значительно нарастить экспорт качественных образовательных услуг, создать условия для получения образования в российских вузах для иностранных граждан и наших соотечественников, прежде всего из государств СНГ. Это очень серьезный инструмент укрепления культурного, интеллектуального влияния России в мире.

ЖИЛЬЕ

Правительство уже определило подходы к реализации программы строительства доступного жилья: «Жилье для российской семьи».

Также в течение ближайших месяцев необходимо принять все изменения в законодательство, которые разблокируют процесс предоставления земельных участков под застройку. 


Точка зрения

Сергей НАРЫШКИН, Председатель Государственной Думы, Председатель Парламентского Собрания Союза Беларуси и России:

– В послании президента очень четко 
расставлены акценты и связь между 
нравственной, гуманитарной сферой, 
дальнейшей модернизацией политичес
кой системы и развитием экономики. 
Для меня как главы Российского исто
рического общества было очень важ
ным еще раз услышать оценки прези
дента о том, что история и другие гу
манитарные науки являются очень 
сильным инструментом воспитания 
патриотизма. 

Если говорить о дальнейших шагах в части модернизации политической системы, президент отметил и то, что надо очень внимательно подумать о конструкции выборов депутатов Государственной Думы, о значении работы с непарламентскими партиями и о возможности формирования предвыборных блоков.

Президентом поставлены вполне конкретные задачи по ряду тем, в том числе в части, касающейся совершенствования законодательства по местному самоуправлению. Отмечали мы и то, что новые возможности должны быть даны общественному контролю, в том числе и возможности законодательного характера. И вот этими вещами и другими, конечно, Федеральное Собрание будет заниматься в весеннюю сессию.

Валентина МАТВИЕНКО, Председатель Совета Федерации:

– По сути, глава государства представил стране конкретную программу действий. Большое впечатление на меня произвел уверенный тон самого выступления президента, предельно предметный характер Послания. Никакого пафоса, никаких общих деклараций, все строго по делу.
Особо хочу отметить экономическую часть Послания, в особенности то, что касается развития Дальнего Востока и Сибири. Президент не только подчеркнул, что для страны это проект века, то главное, с чем мы связываем устойчивый, динамичный рост экономики, ее перевод на инновационные рельсы, но и четко сформулировал, как это теперь принято называть, «дорожную карту» достижения намеченного. Совет Федерации уже год готовит соответствующие законопроекты, будем завершать эту работу.

Сильной частью Послания считаю блок, посвященный задаче деофшоризации экономики. Мы недавно в Совете Федерации рассматривали этот вопрос, отметили, что ведомства пока, по сути, не предприняли никаких конкретных шагов. Сегодня президент определил, что нужно сделать в этой сфере и в какие сроки. Это значит, что вся работа будет контролироваться, уклониться от решения поставленных задач не удастся.

Огромное внимание уделено выполнению в полном объеме социальных обязательств власти. Глава Российского государства послал ясный сигнал: никакие ссылки ответственных лиц на объективные причины в связи с задержкой выполнения указов, социальных программ не принимаются. Необходимые ресурсы выделены, ищите пути выполнения всего намеченного точно в срок и в полном объеме.

Глава государства коснулся и предстоящего в 2014 году Года культуры в России, подчеркнув, что он должен быть использован для развития всех отраслей социальной сферы, непосредственно связанных со становлением, развитием, духовным ростом личности на основе ценностей, традиционных для России, всего человечества.
В Совете Федерации, что называется, с карандашом в руках изучат документ, подготовят план действий, направленных на его осуществление. В законодательной части будем координировать нашу работу с Государственной Думой. 

Александр ТОРШИН, заместитель Председателя ПС Союза Беларуси и России, первый заместитель Председателя Совета Федерации:  

– Послание этого года, по сравнению со всеми предыдущими, более насыщено программными заявлениями. Президент указал конкретные сроки и параметры для выполнения тех или иных задач. Особенно ярко это прозвучало в части, посвященной жилищному строительству.

Президент затронул все без исключения проблемные темы, как внутрироссийские, так и международные. Но самое сильное впечатление на меня произвел призыв Президента РФ перейти к формуле «приняли решение – выполнили». На плохой дисциплине исполнения мы теряем солидную часть доходов государства. Если это исправим, то можем приобрести столько, сколько не даст ни одна отрасль промышленности. Данное требование руководителя страны к исполнителям – ключ ко всему тому, что было сказано им в послании в целом.

Иван МЕЛЬНИКОВ, заместитель Председателя Парламентского Собрания Союза Беларуси и России:

– Послание Президента вновь строго базировалось на ценностной карте либеральной экономической модели. Мы практически ничего не слышали ни о социальной справедливости, ни о подвижках в решении проблемы имущественного расслоения. С таким курсом и подходом мы, естественно, не можем согласиться.

Тем не менее следует позитивно оценить пакет конкретных предложений, связанных с поддержкой фундаментальной и прикладной науки в области медицины, развитием несырьевого экспорта, стимулированием инвестиций в моногорода, созданием новых авангардных преференций и льгот для реального сектора в Сибири и на Дальнем Востоке. Безусловно, в этом же ряду и те новые интересные меры, которые могут сделать более результативной борьбу с офшорами. Что касается идеи о системе патентов для мигрантов, то сложно с ходу сказать, насколько именно этот вариант будет эффективным, фракция КПРФ предлагала иные механизмы. Но можно поддержать тот факт, что поиск решения ведется среди экономических регуляторов. 

Франц КЛИНЦЕВИЧ, заместитель председателя Комиссии ПС по информационной политике:

– Мне, как заместителю председателя Комитета ГД по обороне, приятно было услышать о развитии стратегических неядерных вооружений и системах противодействия им. Концепции «обезоруживающего мгновенного глобального удара», сказал Владимир Путин, необходимо подготовить достойный ответ. Для дальнейшего усиления нашей ядерной триады ведется разработка новых ракетных систем стратегического назначения наземного, морского и воздушного базирования. Будет продолжено укрепление РВСН, строительство атомного подводного флота. Начинается работа над перспективным комплексом дальней авиации. На очереди – формирование глобальной системы разведки, развитие сил общего назначения: авиации, флота, Сухопутных войск. 

Россия была и будет одним из ключевых игроков на военной арене земного шара. Мы никому не угрожаем, но безопасность своей страны обеспечим полностью, в том числе и безопасность своих друзей по Союзному государству.


Хватит ли духу у верховной власти бороться с элитой страны?

Анатолий ЛОКОТЬ, председатель Комиссии ПС по социальной политике, науке, культуре и гуманитарным вопросам: 

– Президент обозначил, что развитие социальной сферы должно осуществляться не только за счет бюджета, однако открыто не обозначил, за счет каких дополнительных средств оно должно идти. Были поставлены большие задачи и в строительной сфере, состояние которой президент сравнил с советским временем. Была поставлена задача - стремиться к этим показателям. Однако, насколько эта задача «привязана» к реальным цифрам, насколько существующие мощности (производство цемента, строительных и монтажных материалов) позволят ее решить, пока непонятно. 

Другим аспектом социальной политики, озвученной Владимиром Путиным, стало решение проблем демографии, с которыми плотно связаны и проблемы миграции. Президент заявил, что образовательные учреждения должны быть готовы к увеличению численности обучающихся. Ставилась задача и повышения качества подготовки профобразования. Но, по-моему, президент забыл сказать, что профобразование вышло из-под контроля министерства федерального уровня и теперь передано на уровень субъектов Федерации. И в этой ситуации трудно ожидать, что субъекты смогут решить столь серьезную задачу. 

Марсел ГАЛИМАРДАНОВ, заместитель председателя Комиссии  Парламентского Собрания по безопасности, обороне и борьбе с преступностью:

– Президент РФ В. Путин отметил, что конституционный процесс нельзя рассматривать как окончательно завершенный, и точечные коррективы других глав Основного закона могут быть вполне обоснованными. В первую очередь речь шла о поправках в Конституцию, на основании которых объединяются Верховный и Высший арбитражный суды. 
Говоря о том, что современной России необходима широкая общественная дискуссия, Путин посчитал необходимым, чтобы все законопроекты, ключевые государственные решения, стратегические планы проходили гражданское («нулевое» чтение) с участием НКО и других институтов гражданского общества. Общественная палата, Совет по правам человека и другие общественные и правозащитные организации должны активно включиться в подготовку проекта закона «Об общественном контроле».