Союзное государство

На пути к единому миграционному пространству

На пути к единому миграционному пространству
На пути к единому миграционному пространству
Беларусь и Россия выстроили наиболее четкую и органичную миграционную систему на территории СНГ
К такому выводу пришли эксперты в ходе состоявшегося в Минске экспертно-медийного семинара «Формирование единого миграционного пространства Союзного государства: проблемы и перспективы», в котором приняли участие представители Постоянного Комитета, Парламентского Собрания Союза Беларуси и России, МВД Республики Беларусь и ФМС Российской Федерации.

Одним из важнейших шагов в сфере миграционной политики стало подписание в январе 2006 года президентами Беларуси и России соглашения об обеспечении равных прав граждан на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства на территории Союзного государства. Эксперты отмечают, что в ряде случаев это соглашение предоставляет даже больший объем гражданских свобод, чем предусмотрено внутренними законодательными актами. Знаковым событием для формирования единого миграционного пространства стало подписание межправительственного соглашения о реадмиссии. Однако пока работа не закончена, поскольку не принята комплексная программа по созданию единого союзного миграционного пространства, предусмотренная Концепцией социального развития Союзного государства на 2011-2015 годы. Создана Межгосударственная межведомственная рабочая группа, в компетенцию которой входит решение проблем, возникающих в ходе реализации миграционного законодательства. 

Сейчас граждане Союзного государства пересекают границу без предъявления паспорта, упрощен порядок трудоустройства, уравнены ставки подоходного налога, возможен перевод пенсий гражданина, переехавшего на постоянное место жительства в соседнее государство. Урегулированы основные вопросы по оказанию медицинской помощи. Но в то же время есть проблемы. Прежде всего это касается социального страхования и налогообложения.

– В России белорус может получить пособие медицинского страхования, только став на миграционный учет, – рассказал представитель Парламентского Собрания Союза Беларуси и России Алексей Ершов. – Но социальные страховые взносы будут выплачиваться с первого дня, а пособие медстрахования – только с седьмого месяца работы. Если человек заболеет в течение первого полугодия своей работы, он пособие не получит. 

Большинство белорусов работают в России по договорам и контрактам сроком до шести месяцев. Значит, они не имеют даже минимальной социальной защиты: не обеспечены медстраховкой, им не оплачивают больничные листы, компенсацию в случае производственного травматизма, а трудовой стаж и полученные в это время за границей заработки не учитываются при оформлении пенсии.  

Не урегулированы и некоторые вопросы налогообложения. Например, в России иностранец, в том числе белорус, имеет право выплачивать подоходный налог в том же объеме, что и россиянин, только в том случае, если его трудовой договор заключен на шесть месяцев и более. Если менее этого срока – белорусу приходится выплачивать подоходный налог в треть заработной платы. В такую ситуацию регулярно попадают ребята из студенческих отрядов. Молодежь устраивается на работу на летние каникулы и третью часть заработанного отдает в качестве подоходного налога. 

Эти вопросы требуют скорейшего разрешения, считает замначальника департамента социальной политики и информационного обеспечения Постоянного Комитета Союзного государства Ольга Виноградова:

– Справедливая миграционная политика – это краеугольный камень Союзного государства. Многое сделано, но остается немало проблем. Проанализировать причины их возникновения и продумать возможные пути решения – это задача специалистов обеих стран.