Союзное государство

Александр ЛУКАШЕНКО:

Александр ЛУКАШЕНКО:
Александр ЛУКАШЕНКО:

К номеру:   ()


01 Ноября 2008 года

«Это будет особый Госсовет» Президент Беларуси намерен внести в повестку дня самые важные и принципиальные вопросы
российско-белорусских отношений


Глобальный финансово-экономический кризис заставляет в ином ракурсе взглянуть на состояние и перспективы белорусско-российской интеграции. Сегодня никто из экспертов не сможет с точностью предсказать, как долго продлится «ликвидная» болезнь и какими осложнениями она может обернуться. Но одно не вызывает сомнений: если действовать быстро, согласованно и при этом строго придерживаться союзных договоренностей и обязательств, преодолеть негативные последствия будет намного проще и менее затратно. Вот почему сейчас крайне важно тщательно проанализировать имеющиеся резервы и возможности союзного строительства, с тем чтобы максимально задействовать их в ближайшее время. В этом смысле намеченный на конец ноября Высший Госсовет вызывает большой интерес. От него ждут ответов на многие вопросы, волнующие сегодня наших граждан.
– Это будет особый Госсовет, – заявил Президент Беларуси Александр Лукашенко на совещании по вопросам внутренней и внешней политики. – Как его председатель я сделаю все, чтобы внести в повестку дня самые важные и принципиальные вопросы, которые касаются самого главного в наших отношениях. А таких вопросов накопилось немало.
По словам белорусского лидера, «впредь наши отношения, особенно с Российской Федерацией, которые основываются на наших контактах в рамках СНГ, ЕврАзЭС, Союзного государства, отношениях между нашими министерствами, должны быть более продуманными и организованными».
Можно лишь предполагать, что имел в виду Президент Беларуси, подчеркивая особый характер предстоящей встречи с российским коллегой. Но в любом случае стоит отметить, что последние шаги в союзном строительстве вселяют оптимизм.

Белорусский парламент недавно ратифицировал соглашение о союзной собственности, российская сторона ратифицировала Соглашение об обеспечении равных прав граждан России и Беларуси на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства на территориях стран – участниц Союзного государства. Буквально на этой неделе Россия ввела новый порядок ввоза личного автотранспорта, зарегистрированного на территории Беларуси, который предусматривает возможность многократного использования удостоверения временного ввоза транспортного средства в течение полугода.
Наши экономики сплетены настолько тесно, что объемы российской торговли с 9-миллионной Беларусью и с 1,5-миллиардным Китаем практически одинаковы. Товарооборот между Беларусью и Россией в этом году, по прогнозам экспертов, составит около 35 миллиардов долларов. Еще один примечательный факт – впервые союзный бюджет принимается столь рано – еще в ноябре, что уже само по себе является надежной основой успешной реализации свыше сорока совместных производственных программ и мероприятий. Наверняка в ближайшие месяцы, учитывая серьезное осложнение геополитической обстановки в мире, будет наращиваться сотрудничество в военной сфере. И соглашение о единой системе ПВО – это лишь один из вопросов, которые требуют решения на уровне глав государств.
Вместе с тем для выхода на более высокую ступень интеграции нужны смелые, по-настоящему прорывные решения.
– Давно пора на законодательном уровне создать единый продовольственный рынок. Чтобы наши товаропроизводители были хозяевами на этой территории и при необходимости совместно защищали ее от недобросовестной конкуренции со стороны товаропроизводителей других стран, – считает заместитель Государственного секретаря Союзного государства Василий Хрол. – По логике, Беларусь и Россия должны приветствовать товары друг друга на общем рынке. А что в реальности? Несмотря на то что Россия импортирует более 30 процентов продовольствия, а белорусская продукция подходит россиянам по цене и качеству, ввоз в основном осуществляется из ЕС, Латинской Америки, США и других далеких стран.
Притчей во языцех стал Конституционный Акт. Не исключено, что его проект также будет рассматриваться на заседании Высшего Госсовета.
– Что плохого в том, если мы примем этот документ, взяв за основу конфедеративную модель Евросоюза? – говорит политолог-международник Андрей Романьков. – Ведь ни о каком ущемлении чьего-либо суверенитета там речь не идет. Есть законы макроэкономики, и если мы хотим быть конкурентоспособными на мировом рынке и успешно противостоять внешним угрозам, нам следует действовать синхронно по всем направлениям: создание полноценного союзного парламента, дальнейшая унификация правовой базы в социальной сфере, формирование общего энергетического рынка, таможенного пространства и как заключительный этап – выход на единое платежное средство. Для осуществления прорыва в союзном строительстве сегодня есть все предпосылки и условия, и мы не должны упускать этот удобный момент.
На совещании у Президента Беларуси прозвучали и другие важные заявления. В частности, о либерализации белорусской экономики и дебюрократизации системы управления в государстве. «До 1 января в этом плане мы должны сделать максимум, – сказал Александр Лукашенко. – Видим, что есть проблема с регистрацией предприятий – давайте дебюрократизируем эту систему, вплоть до заявительного принципа регистрации. Нет ничего плохого в том, что у нас будет экономика без лишних обуз и пут. Потому что основные рычаги в управлении экономикой и другими отраслями мы не потеряли. Из мирового финансового кризиса Беларусь может и должна извлечь определенную пользу».
В этой связи Президент поручил правительству до 1 декабря решить все вопросы, связанные с реакцией белорусской экономики на финансовые колебания на мировых рынках. В частности, предлагается расширить географию рынков сбыта.

Евгений КОНОНОВИЧ