Союзное государство

Николай БОРЦОВ:

Николай БОРЦОВ:
Николай БОРЦОВ:

К номеру:   ()


01 Ноября 2008 года

«Союз Беларуси и России на деле продемонстрировал преимущества
глубокой интеграции»


Николай Борцов, заместитель председателя Комитета Государственной Думы по аграрным вопросам, член Комиссии Парламентского Собрания Союза Беларуси и России по экономической политике, открывал заседание постоянно действующего семинара при Парламентском Собрании по вопросам строительства Союзного государства на тему «Экономическое сотрудничество Беларуси и России: итоги и перспективы». Корреспондент «СВ» попросил Николая Ивановича высказать свою позицию по основным проблемам, которые обсуждались в Светлогорске. – Николай Иванович, что сегодня Союзное государство дает для развития сотрудничества Беларуси и России в экономической сфере?
– Союз Беларуси и России, созданный по воле наших народов и основанный на исторически сложившейся общности белорусов и россиян, сегодня в полной мере доказал всему мировому сообществу свою жизнеспособность, на деле продемонстрировал преимущества глубокой интеграции. За прошедшие двенадцать лет сделано немало по развитию и сохранению дружбы, сотрудничества, добрососедства Республики Беларусь и Российской Федерации, в том числе и в экономической сфере. Более того, именно экономика и тесная экономическая кооперация двух стран являются базой дальнейшего развития нашего содружества. Парламентское Собрание совместно с правительствами двух стран, заинтересованных министерств, ведомств проводит большую работу по разработке документов о дальнейшем сближении экономик, финансовых рынков, совершенствованию таможенного законодательства. И семинар в Калининграде – тому подтверждение.
Доминирующей формой экономических связей Беларуси и России как на национальном, так и на региональном уровнях выступают торговые отношения. Взаимный товарооборот растет год от года и является реальным подтверждением прочных экономических основ Союзного государства. Достаточно высокими темпами осуществляется сотрудничество хозяйствующих субъектов государств – участников договора о создании Союзного государства. Развиваются и укрепляются промышленные и торговые связи.
Беларусь по итогам первого полугодия вошла в шестерку основных торговых партнеров России. Межгосударственный торговый оборот за этот период по сравнению с январем – июнем 2007 года увеличился в 1,6 раза и составил более 18 миллиардов долларов. Складываются предпосылки для того, чтобы в 2008 году взаимный товарооборот превысил 30 миллиардов долларов.

Сегодня почти все российские регионы успешно сотрудничают с Беларусью, налажены прямые межрегиональные связи и побратимые связи между городами, ширится приграничная торговля, развиваются другие контакты. Эффективному сотрудничеству регионов Беларуси и России значительно способствует соответствующая двусторонняя нормативно-правовая база. На конец 2007 года она включала более 200 соглашений, протоколов и меморандумов.
Одним из ключевых вопросов формирования Союзного государства является создание и развитие союзной собственности. За годы интеграции Беларуси и России создано достаточно много объектов союзной собственности за счет союзного бюджета. Это пункты пропуска на общей границе, автодороги, телекоммуникационная связь, машиностроительный комплекс, дизельное автомобилестроение, сельское хозяйство, союзное ноу-хау. Только в создание современных грузовых автомобилей вложено более миллиарда российских рублей. Всю эту собственность нужно не только грамотно учесть, но и заставить ее работать в общих интересах союза двух стран.
В преддверии 34-й сессии Парламентского Собрания Союза Беларуси и России 10 октября одновременно были ратифицированы в Беларуси соглашение о регулировании вопросов собственности Союзного государства (в РФ уже принят федеральный закон), а в России — соглашение между Республикой Беларусь и Российской Федерацией об обеспечении равных прав граждан на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства на территориях государств — участников Союзного государства, которое в нашей стране уже ратифицировано. Эти меры будут способствовать дальнейшей интенсификации процессов межгосударственной интеграции, наращиванию экономической базы Союзного государства, правовой системы регулирования экономических отношений государств-участников.
Союзный бюджет, который формируется и реализуется с 1998 года, является особо эффективным инструментом решения совместных социально-экономических задач Беларуси и России. В 2008 году доходная часть бюджета Союзного государства превысила 4,1 миллиарда российских рублей, то есть за прошедшие 11 лет увеличилась в 7 раз. Свыше 90 процентов средств союзного бюджета направляется на финансирование совместных программ и мероприятий, охватывающих как сферу материального производства, так и социальную и сферу обеспечения безопасности. Бюджет 2009 года возрастет примерно еще на 20 процентов и составит уже 4,9 миллиарда рублей.
Одна из основных статей расходов — финансирование союзных программ, которые являются одним из важнейших инструментов практического решения социально-экономических задач, стоящих перед двумя государствами. За прошедший период частично или полностью профинансировано выполнение 40 совместных программ.

— Какие союзные программы, на ваш взгляд, внесли наибольший вклад в развитие экономик Беларуси и России?
— Прежде всего отмечу программу развития дизельного автомобилестроения. Программа необходима каждому из наших государств. В России есть КамАЗ, в Беларуси — МАЗ и БелАЗ. Эти производства востребованы как на внутреннем рынке, так и в Союзном государстве в целом. Автомобили, выпущенные в России, нужны в Беларуси и наоборот. Или взять среднее тракторостроение. У нас в любом сельхозпредприятии работают тракторы из Беларуси, и, наоборот, много российской техники работает на белорусских полях.
— Видите ли вы необходимость в разработке новых союзных программ?
— Конечно, такая необходимость есть. Жизнь не стоит на месте, особенно в области развития нанотехнологий. Нам нужно разрабатывать и реализовывать новые союзные программы, развивать производство наших государств. Вместе мы сможем решить многие проблемы и гораздо легче перенесем удар нынешнего мирового кризиса.
И все же в первую очередь нам надо сосредоточиться на реализации и своевременном финансировании уже существующих программ. Хотя бюджет Союзного государства из года в год увеличивается, этого не всегда бывает достаточно для финансирования действующих программ. Поэтому новые проекты разрабатывать конечно же нужно, но не в ущерб действующим программам.
— Насколько эффективна, по-вашему, такая форма работы депутатов Парламентского Собрания, как постоянно действующий семинар?
— Несмотря на очевидные успехи в союзном строительстве, многие проблемы еще ждут своего разрешения. Необходимо совершенствовать законодательства наших стран по основным вопросам интеграции Беларуси и России. Постоянно обсуждать состояние и вопросы дальнейшего развития белорусско-российских отношений в области формирования и активного функционирования единого экономического, таможенного, инвестиционного, оборонного и научно-технического пространства, выработать конкретные мероприятия по решению проблемных вопросов. Оперативно такие вопросы снимать.
Поэтому постоянно действующий семинар при Парламентском Собрании Союза Беларуси и России — очень полезная форма работы. Здесь присутствуют депутаты, ученые, представители министерств и ведомств, руководители различных предприятий из регионов Беларуси и России. У каждого свое видение проблем, свои вопросы, трудности. Появляются очень интересные предложения, которые необходимо принимать к рассмотрению. Такое взаимодействие улучшает качество нашей депутатской работы над законами. То есть мы воочию видим, как наши законодательные нормы работают, что они дают людям.