Союзное государство

Вячеслав НОВИКОВ:

Вячеслав НОВИКОВ:
Вячеслав НОВИКОВ:

К номеру:   ()


01 Ноября 2008 года

«Совместные проекты способствуют общей капитализации нашего государства»

Кому должна принадлежать собственность, приобретенная на средства союзного бюджета? Какая страна получает больше выгоды от реализации союзных программ? Какие производственные программы имеют шанс получить средства из союзного бюджета? На эти и другие вопросы нашего корреспондента отвечает Вячеслав Новиков.

Член Комиссии Парламентского Собрания по бюджету и финансам, заместитель председателя Комитета Совета Федерации Федерального Собрания РФ по бюджету. — Вячеслав Александрович, каковы, на ваш взгляд, основные проблемы при урегулировании вопросов, касающихся существования собственности Союзного государства?
— До сих пор, к сожалению, в министерствах финансов Российской Федерации и Республики Беларусь бюджет Союзного государства ассоциируется со своеобразной копилкой с помеченными деньгами. Эту сумму вложила одна сторона, а эту — другая. Соответственно каждого из участников вклада беспокоит, куда же пошли его деньги. Считаю это абсолютно неприемлемым. Ведь речь идет о Союзном государстве со своим самостоятельным бюджетом. В союзном бюджете уже нет разделения на средства Российской Федерации или Республики Беларусь. И вопрос распоряжения деньгами находится только в компетенции органов Союзного государства. Напрямую с этим связана и проблема существования союзной собственности. Если у Союзного государства есть бюджетные средства, то собственность, приобретенная на них, также принадлежит Союзному государству. Однако при отсутствии Конституционного акта невозможно принимать соответствующие законы о порядке управления, распоряжения этой собственностью.
— Львиная доля бюджета Союзного государства направлена на финансирование союзных программ. Можно ли рассматривать конкретные результаты выполнения этих программ, полученную при их реализации совместную продукцию в качестве союзной собственности?
— Безусловно, если за счет средств союзного бюджета закупается определенное оборудование, строятся специальные сооружения, выпускается определенная продукция. Но для оформления продукта в собственность Союзного государства, повторюсь, требуется соответствующая законодательная база.
— Но одни союзные программы в большей степени реализуются в России, другие — в Беларуси. Как достигнуть паритета при распределении сопутствующих экономических бонусов?
— Подход к решению этой проблемы в точности совпадает с общемировой практикой. К примеру, иностранные предприятия начинают свою деятельность на территории другого государства. Конечно, там же создаются новые рабочие места, выплачиваются заработная плата и налоги. Но при этом начинается капитализация этого предприятия. Заработанный таким образом капитал становится уже собственностью данного предприятия.
Союзное государство представляет собой некое надгосударственное образование, действующее на территории России и Беларуси. Реализация союзных программ, естественно, в большей или меньшей степени приносит пользу российской или белорусской экономике. Однако при этом возрастает и капитализация Союзного государства в целом.
— Бюджетных денег не хватает, чтобы профинансировать все потенциальные союзные программы. По каким принципам отбираются новые проекты и мероприятия для финансирования из бюджета Союзного государства?
— Процедура отбора и утверждения союзных программ сегодня чрезвычайно сложная. Необходимо пройти целую серию согласований, что, к сожалению, занимает немало времени. В первую очередь они должны быть выгодны для экономик России и Беларуси, а следовательно, и Союзного государства или быть связанными с высокотехнологичным производством. Во-вторых, способствовать обеспечению национальной безопасности, содействовать повышению обороноспособности России и Беларуси. Например, нельзя только деньгами измерить общие выгоды от программы обустройства внешней границы Союзного государства или подпрограммы по подготовке, профессиональной переподготовке и повышению квалификации кадров для органов безопасности Беларуси и России.
— Но ведь можно выгодные с экономической точки зрения проекты финансировать из средств национальных бюджетов?
— Национальные бюджеты и финансируют большинство таких национальных проектов. Однако во всех отраслях экономики существуют направления, в которых одна из сторон имеет более серьезные научные разработки, лучшие технологии, современное оборудование или высококвалифицированных специалистов. Конечно, можно выпускать продукцию за счет собственных средств или заключить специальные договоры с партнерами, но все же гораздо выгоднее объединить научно-технический потенциал двух стран и создать единую систему управления.
— Предполагается ли привлекать в союзные программы инвестиции со стороны третьих лиц? Особенно если речь идет о дорогостоящих высокотехнологических производствах.
— Мы опять упираемся в отсутствие нормативно-правовой базы Союзного государства в этой сфере. Для того чтобы частное лицо могло вложить деньги в ту или иную производственную программу, необходимо наличие системы законов и гарантий со стороны государства. Думаю, это вопрос будущего. Пока об этом, к сожалению, говорить еще рано.
— Как известно, политика есть концентрированное выражение экономики. Применима ли данная классическая формула и к Союзному государству?
— Оценивая процесс союзного строительства, хотелось бы, чтобы большее внимание уделялось именно политической составляющей.
— Прошедший в городе Светлогорске Калининградской области семинар был посвящен теме экономического сотрудничества Беларуси и России. В Совете Федерации Российской Федерации вы представляете Красноярский край. Каков, по вашему мнению, уровень торгово-экономического сотрудничества между краем и Республикой Беларусь?
— По данным Федеральной службы государственной статистики по Красноярскому краю, внешнеторговый оборот края с Республикой Беларусь за период январь—март 2008 года составил 22,6 млн долларов и увеличился более чем на 25 процентов в сравнении с тем же периодом 2007 года. Это 1,6 процента от суммарного краевого внешнеторгового оборота, тогда как год назад данный показатель составлял 0,9 процента.
При этом следует отметить, что экспортные поставки из Беларуси в край традиционно превышают импорт. На протяжении всего периода торгово-экономических отношений Красноярского края и Республики Беларусь сохраняется отрицательное сальдо торгового баланса края. Мы покупаем у Беларуси больше товаров, чем продаем ей. Основу нашего импорта сегодня составляют молочная продукция, большегрузные транспортные средства и тракторы, сельскохозяйственное оборудование и механические устройства, автомобильные шины. Также из Беларуси в край регулярно ввозится мебель и продукция текстильной отрасли.
Примечательно, что экспортные поставки из Красноярского края в Республику Беларусь в первом квартале 2008 года увеличились на 96 процентов в сравнении с тем же периодом 2007 года. Большая часть экспорта пришлась на продукцию цветной металлургии, электротехническое оборудование, лесоматериалы. Кроме того, в Беларусь вывозятся холодильное оборудование и синтетический каучук.
Хочу напомнить, что 17—18 июля 2008 года в рамках пребывания официальной делегации Республики Беларусь в г. Красноярске был подписан Протокол о торгово-экономическом, научно-техническом и культурном сотрудничестве между Красноярским краем и Республикой Беларусь на 2008—2010 годы. И это, уверен, придаст нашим отношениям еще больший динамизм. У россиян и белорусов не только общая историческая судьба, но и мощный экономический потенциал для взаимовыгодного сотрудничества.