Союзное государство

Между Сциллой и Харибдой

Между Сциллой и Харибдой
Между Сциллой и Харибдой

К номеру:   ()


01 Декабря 2008 года

Протиснутся ли белорусы на московский рынок?

Товарооборот между Москвой и Республикой Беларусь за девять месяцев 2008 года увеличился на 43 процента по сравнению с аналогичным показателем 2007 года. Однако здесь не все так гладко, как кажется. Поэтому россияне и белорусы сели за «круглый стол», чтобы обсудить текущие проблемы. Дискуссия была организована в стенах белорусского посольства в Москве. Тема – «Информационное обеспечение процессов социально-экономического сотрудничества Республики Беларусь и г. Москвы в рамках Союзного государства». На встречу были приглашены представители госуправления РФ и РБ, члены Постоянного Комитета СГ, журналисты. Значительная часть обсуждения была посвящена вопросам союзных СМИ, но самое интересное прозвучало, когда дискуссия развернулась вокруг экономических отношений российской столицы и братской республики.
Сначала говорили о хорошем. Москва для Беларуси – стратегический партнер. Об этом в свое время высказывались и Александр Лукашенко, и Юрий Лужков. Сотрудничество города и республики выстроено в четкую систему благодаря продуманному законодательству с обеих сторон. Как ожидается, по итогам 2008 года российско-белорусский товарооборот составит порядка 30 млрд долларов, из которых около 5 млрд придется на Москву. В формировании единого экономического пространства российская столица может являться образцом для подражания. Сотрудничество налажено до такой степени, что отдельные белорусские области могут напрямую выходить с взаимовыгодными предложениями на конкретные московские префектуры.
Более острый тон дискуссии задал заместитель Государственного секретаря СГ Василий Хрол. По его мнению, если наши государства стремятся объединиться в единое Союзное государство, то надо создавать равные условия для хозяйствующих субъектов Беларуси и России, что положительным образом скажется на ускорении процессов объединения.
Василий Хрол посетовал, что в последнее время товарооборот между РФ и РБ во многом раздувается лишь на бумаге. Этому способствует постоянно растущая цена на российский газ. Но «надутый газом» товарооборот не приносит пользы мелким и средним производителям наших стран. Одно дело, когда рост идет в денежном выражении, и совсем другое, когда в натуральном. Заместитель Госсекретаря СГ уверен: если уделить большее внимание торговле другими группами товаров, в том числе высокотехнологичными, то в ближайшие годы планка российско-белорусского товарооборота поднимется до 40 млрд долларов.
Представители белорусской стороны выразили сожаление, что на московский рынок пробиваются в основном крупные и сильные белорусские компании. А Беларусь могла бы поставлять в российскую столицу гораздо больше товаров самого широкого ассортимента, которые производятся средними и мелкими предприятиями.
Вот любопытный факт. Москвичи едут в Брест, затариваются дешевым и качественным трикотажем, который шьют в белорусском городе более трехсот фирм, и следующим же поездом возвращаются в Москву. Спрашивается: если такой спрос, то почему же белорусский трикотаж шире не представлен в столичных магазинах?
Тут всплывает другая проблема. Крупные зарубежные инвесторы понастроили в Москве гигантские торговые центры, и, естественно, им выгодно поставлять туда товары именно из своих стран, а вовсе не из Беларуси. Но ведь нам прежде всего надо думать об интересах простых людей, а не о том, как иностранному инвестору заработать очередной миллиард. Для многих предпочтительнее приобрести натуральные белорусские продукты, а не сомнительный импорт, напичканный химией и ГМО. То же касается и одежды – не у всех есть средства одеваться в бутиках.
Прозвучал логичный вопрос: а почему бы Беларуси не создать в Москве мощные торговые структуры, как «Ашан» или «Мега»? Ответ был предсказуем: мы опоздали – все «рыбные места» уже застолбили.
Тем не менее протискиваться на московский рынок необходимо. И Беларусь это делает. Сейчас республика строит в районе московского района Солнцево свой торговый центр, с которого мелкие партии товаров будут распределяться по небольшим магазинам столицы.
Кроме того, отдельные белорусские предприятия пробиваются на российский рынок самостоятельно. К примеру, у белорусской фирмы «Милавица», которая шьет модное женское белье, уже есть в Москве своя довольно разветвленная сеть магазинов. Кроме того, некоторые белорусские области организуют в Москве свои торговые площади. Но здесь тоже не все так просто. Например, по ряду причин застопорилось строительство торгового дома Минской области.
Тем не менее участники «круглого стола» уверены, что со временем ситуацию удастся улучшить. Диалог налажен, и весьма конструктивный. Белорусы благодарны Юрию Лужкову за его дальновидность. Например, покупая белорусскую технику, Москва инвестирует деньги в Россию. Как это получилось? Элементарно. Порой свыше половины узлов для белорусских машин производят именно российские предприятия. Из этого следует, что половина потраченных средств возвращается на российскую территорию и продолжает работать дальше. На этом простом примере видно, что сотрудничество с белорусами не может быть невыгодным. Значит, надо находить пути решения проблем, искать, чем еще мы можем быть полезны друг другу.

Николай АЛЕКСЕЕВ