Союзное государство

ИЗ БЕЛАРУСИ - С ЛЮБОВЬЮ

ИЗ БЕЛАРУСИ - С ЛЮБОВЬЮ
ИЗ БЕЛАРУСИ - С ЛЮБОВЬЮ

К номеру:   ()


01 Декабря 2008 года

№ 52 (240) - СПЕЦИАЛЬНЫЙ ВЫПУСК - 10 декабря 2008 года



У наших народов — белорусов и россиян — общие корни, история, общие победы. У наших экономик — общая платформа, благодаря которой некогда единую страну ценили и уважали в мире.
Став независимыми странами, мы, к счастью, быстро поняли, что общего и объединяющего у нас неизмеримо больше, чем казалось. Поэтому стремление создать Союзное государство воспринимается нашими народами как абсолютно естественный шаг между братскими странами, граждане которых никогда не считали друг друга иностранцами. Не менее значим этот шаг с точки зрения экономики. Вместе мы сильнее. Причем, как отмечают ученые, определяя возможности двух экономик, которые работают как одно целое, по законам физики надо складывать не суммы, а амплитуды волн их энергии, которые при сложении возрастают не в два, а минимум в четыре раза.
Нынешний год наглядно демонстрирует эффективность союзного строительства. Взаимный товарооборот прогнозируется на уровне 36 миллиардов долларов, что является абсолютным рекордом за все постсоветские годы. Реализуется около 40 союзных программ, причем в самых прорывных отраслях экономики, которые будут определять конкурентоспособность наших экономик не только сегодня, но и завтра. Миллионы людей в двух странах заняты на предприятиях, связанных друг с другом теснейшей промышленной кооперацией, что обеспечивает работу и заработок и белорусам, и россиянам. Сегодня Беларусь получает из России 95 процентов энергоресурсов и 85 процентов материалов и комплектующих, а подавляющую часть выпущенной продукции (современной, конкурентоспособной по цене и качеству) поставляет обратно в Россию. Тем самым союзная страна обеспечивает потребности россиян в современных, качественных и доступных машинах, бытовой технике, мебели, качественных натуральных продуктах питания, модной и недорогой одежде и обуви, многих других товарах.
Белорусское машиностроение и продовольствие, легкая промышленность и товары для дома давно стали брэндами на постсоветском пространстве. Товары с маркой “Made in Belarus” все популярнее и на западных рынках — ведь сегодня, как известно, белорусский экспорт почти в равных долях делится между Востоком и Западом. Наконец, уникальна даже сама белорусская природа, поэтому отдых в Беларуси также выбирают все больше граждан не только Беларуси и России, но и зарубежных стран.
Неоценима роль Беларуси для Союзного государства и в том, что сегодня 85 процентов товаропотока из России в Европу и обратно идет через Беларусь. Транзитная привлекательность страны — весомая составляющая союзного потенциала.
Почти каждый второй рубль инвестиций, направленный Россией в страны СНГ, сегодня также работает в экономике Беларуси. Сумма российских инвестиций за семь лет увеличилась многократно — с 77 миллионов в 2000 году до 1,3 миллиарда долларов в 2007-м. И судя по интересу российских инвесторов, наблюдаемому в последнее время, присутствие российского капитала на белорусском направлении будет расти и дальше. Беларусь интересна иностранным инвесторам прежде всего своей политической и социальной стабильностью, высокоразвитой промышленностью и сильным сельским хозяйством, выгодным транзитным положением, и конечно же все они отмечают огромную работу руководства государства по улучшению инвестиционного климата в стране.
Актуальность белорусско-российской интеграции неизмеримо растет в условиях мирового финансового кризиса, который охватил сегодня практически все страны. Объединив наши экономики и рынки, мы сможем не только максимально минимизировать его последствия для наших государств, но и выйти из кризиса более сильными, о чем неоднократно говорили лидеры Беларуси и России.
Сегодня уже не надо никого убеждать, что все, что сделано в Беларуси, сделано с любовью, с умом, сделано на совесть. И все это сегодня служит на благо граждан Союзного государства.

___________________________________________________________

Страна, которая многое имеет и многое может предложить

Белорусский инвестклимат cтановится все более благоприятным для иностранных инвесторов

Беларусь формирует сегодня мягкие и комфортные условия для потенциальных инвесторов, желающих открыть на ее территории собственные или совместные предприятия, вложить средства в создание новых производств и освоение передовых технологий. В страну за девять месяцев текущего года на чистой основе поступило 824 млн долларов иностранных инвестиций. Их объем, как и в предыдущие годы, продолжает неуклонно расти.

Перед молодым, динамично развивающимся белорусским государством стоят амбициозные задачи – войти в тридцатку государств с самым благоприятным деловым климатом, привлечь инвесторов, заинтересованных в создании инновационных производств. В Беларуси – единственной из стран СНГ – принят Инвестиционный кодекс, направленный на стимулирование инвестиционной деятельности, ее господдержку и защиту прав инвесторов.
Приняты беспрецедентные меры по отмене процедуры декларирования происхождения капитала, а возврат банковских депозитов обеспечивается государством в полном объеме. Введен пятилетний мораторий на ухудшение условий хозяйствования для совместных и иностранных предприятий, значительно сократилось количество административных процедур. Иностранным инвесторам предоставляется ряд преференций – в свободных экономических зонах, малых и средних городах, сельской местности, Парке высоких технологий. Резиденты этих территорий частично освобождаются от налогов, таможенных платежей, пользуются множеством других льгот.
Как сказал Президент Беларуси Александр Лукашенко, для прихода в страну солидных инвесторов дверь открыта. Частный бизнес у нас приветствуется: создавайте новые производства, владейте ими, честно работайте и получайте прибыль. В каждом белорусском регионе потенциальный инвестор сможет найти для себя интересное предложение.
Свои инвестиционные возможности в середине ноября Беларусь презентовала в Лондоне, где в рамках первого Белорусского инвестиционного форума в Великобритании были организованы прямые контакты представителей мирового бизнес-сообщества с предприятиями и банками Беларуси. Работу форума возглавлял премьер-министр Республики Беларусь Сергей Сидорский.
Открывая форум, белорусский премьер-министр Беларуси Сергей Сидорский подчеркнул, что доля иностранных инвестиций в общем объеме инвестиций в Беларуси в 2010 году увеличится до 15–20 процентов. Страна успешно реализует инновационный путь развития, поэтому в кратчайшие сроки в Беларуси будет построено более 100 инновационных предприятий и создано около 400 новых высокотехнологичных и высокоэффективных производств. И именно для реализации, в первую очередь, таких проектов направляются иностранные инвестиции.
Объемы зарубежных инвестиций в экономику Беларуси растут и сегодня. В 2007 году они составили 5,4 млрд долларов, в 3 раза превысив уровень 2005 года и в 7,5 раза — уровень 2002 года. Если пять лет назад в стране было 2 тысячи организаций с иностранным капиталом, то сегодня их уже свыше 4 тысяч более чем из 100 стран мира. Среди основных стран – инвесторов в белорусскую экономику выступают Россия, Австрия, Швейцария, Германия, Великобритания и другие.
Инвесторы сегодня отмечают значительное улучшение инвестиционного климата в Республике Беларусь. Немаловажным для потенциальных инвесторов является факт получения Беларусью в 2007 году суверенного кредитного рейтинга, который подтверждает стабильность уровня социально-экономического развития страны. И в текущем, довольно сложном для всех году присвоенный Республике Беларусь международными агентствами рейтинг сохранен.
Постоянно совершенствуется в сторону либерализации национальное законодательство, прежде всего экономическое, так как руководство страны поставило перед собой достаточно амбициозную цель — войти в число 30 стран мира с наиболее благоприятными условиями ведения бизнеса. “В рамках реализации этой задачи только за последнее время принято более 30 нормативных правовых актов, направленных на совершенствование законодательства в различных сферах экономики”, — сказал в Лондоне Сергей Сидорский. Он также напомнил, что в Беларуси — единственной из стран СНГ — принят Инвестиционный кодекс, положения которого направлены на стимулирование инвестиционной деятельности, ее господдержку, а также защиту прав инвесторов на территории республики. Предприняты беспрецедентные меры по отмене процедуры декларирования происхождения капитала, а возврат банковских депозитов в полном объеме гарантируется государством. Введен пятилетний мораторий на ухудшение условий хозяйствования для совместных и иностранных предприятий. Важным аспектом улучшения инвестиционного климата является отмена института “золотой акции”.
Для привлечения инвестиций республика предоставляет иностранным инвесторам ряд преференций.
О привлекательности белорусской экономики для инвесторов говорил в Лондоне председатель совета директоров российского ООО “НГК “ИТЕРА” Игорь Макаров, который представил на форуме самый крупный проект “ИТЕРА” в Беларуси — “Минск-Сити”. Его реализацией занимается строительная компания “ИТЕРА-Инвест-Строй”. Стоимость проекта оценивается в 5 млрд долларов, сроки реализации составят 12 лет. “Минск-Сити” — ультрасовременный “город в городе” — будет построен в центре белорусской столицы на площади 318 га. Масштабность капиталовложений в строительный бизнес в Беларуси является лучшим подтверждением наличия благоприятного инвестиционного климата в республике, считает Игорь Макаров.
“Беларусь сегодня является очень стабильной страной. Правительство прикладывает массу усилий, проводит реформы по совершенствованию бизнес-климата. Мы это приветствуем”, — отметил президент ливанского “Франсабанка” Аднан Кассар. “Франсабанк” имеет представительства во Франции, Алжире, Сирии, Судане, Кубе, Ливии. Он также отметил, что правительство Беларуси на самом высоком уровне поддерживает иностранных инвесторов, предлагает стабильный и быстрорастущий рынок, на котором задействованы высококвалифицированные специалисты.
“В течение нескольких последних лет мы наблюдаем резкий всплеск интереса к белорусскому банковскому бизнесу со стороны крупных зарубежных финансовых институтов, в том числе из арабского мира”, — сказал Аднан Кассар. По его словам, это говорит об уверенной позиции Беларуси. “Что касается сектора недвижимости, то это непочатый край для инвесторов. Сектор туризма также очень привлекателен для вложения инвестиций. Огромные возможности имеет и сельское хозяйство”, — добавил руководитель “Франсабанка”.
Беларусь за последние годы достигла колоссальных успехов, отметил и профессор политической экономики в Университете Уорвика лорд Роберт Скидельский. В Беларуси обеспечен стабильный рост ВВП, смягчено налогообложение, упрощена работа малого и среднего бизнеса, отменена “золотая акция”. Это позволило Беларуси занять четвертое место в десятке регуляторных реформаторов по оценке Всемирного банка. По словам лорда Скидельского, подход Беларуси к реформированию экономики прагматичный и аккуратный. И этот курс на стабильность начинает себя оправдывать. Лорд Скидельский подчеркнул, что серьезный экономический рост, улучшение технологического обеспечения, развитие системы образования — все это позволяет Беларуси во многих исследованиях находиться на высоких позициях.
Вице-президент банка RBS (ABN Amro) Франк Кайлаарс также назвал условия ведения бизнеса в Беларуси привлекательными: “Беларусь имеет многое и многое может предложить”. Банк работал в Беларуси по двум крупным процессам: при получении Беларусью странового кредитного рейтинга и при продаже 50 процентов акций “Белтрансгаза” России. По словам бизнесмена, в Беларуси работать удобно: высококвалифицированные и доброжелательные люди, четко налаженная организация проведения сделок.

________________________________________

Почему сегодня выгодно инвестировать в экономику Беларуси

- выгодное географическое положение между Европейским союзом и Российской Федерацией, доступ для стран Таможенного союза;
- высококвалифицированная рабочая сила и значительный научно-технический потенциал;
- развитая сеть транспортных коммуникаций и инфраструктура (два панъевропейских транспортных коридора);
- стабильная социально-политическая ситуация, отсутствие конфликтов регионального и национального характера;
- экспортно-ориентированная экономика (экспортируется более 60 процентов ВВП);
- низкий уровень преступности и коррупции;
- страна в числе лидеров среди государств СНГ по уровню и темпам экономического развития;
- наличие шести свободных экономических зон и Парка высоких технологий;
- деятельность Консультативного совета по иностранным инвестициям и Национального инвестиционного агентства;
- развитый промышленный, научно-технический и экспортный потенциал. Около трети объема производства ВВП обеспечивает сегодня промышленный комплекс.

____________________________________________

Льготный режим свободных экономических зон

Созданные указами Президента Республики Беларусь на срок от 30 до 50 лет шесть свободных экономических зон действуют в целях увеличения притока иностранных инвестиций, развития экспорта, внедрения новых технологий, создания импортозамещающих производств и новых рабочих мест.

Резиденты СЭЗ имеют особый режим налогообложения, таможенные и другие неналоговые преференции. Однако воспользоваться льготным режимом СЭЗ можно только при условии производства товаров на экспорт или импортозамещающих товаров для внутреннего рынка Беларуси.
Прибыль, полученная от реализации продукции, работ и услуг собственного производства, на которые распространяется специальный правовой режим СЭЗ, освобождается от обложения налогом на прибыль сроком на пять лет с момента объявления прибыли. По деятельности, на которую распространяется специальный правовой режим, ставка налога на прибыль снижена на 50 процентов и составляет 12 процентов.
При ввозе иностранных и отечественных товаров в свободную таможенную зону (СТЗ), а также при вывозе их с территории СТЗ за пределы Беларуси НДС не взимается.
Не уплачивается налог на недвижимость по объектам, используемым в деятельности резидента СЭЗ, на которую распространяется специальный правовой режим.
Резиденты СЭЗ освобождаются от налога на приобретение автомобильных транспортных средств независимо от цели их приобретения, а также от уплаты отчислений в инновационный фонд Министерства архитектуры и строительства.

Неналоговые льготы резидентов СЭЗ:

- установление для резидентов СЭЗ гарантий неизменности в течение семи лет специального правового режима;
- закрепление после 1 апреля 2008 года в качестве критерия для регистрации резидентом СЭЗ соответствия заявленного объема инвестиций в реализацию инвестиционного проекта в сумме, эквивалентной не менее одному миллиону евро;
- упрощение порядка регистрации резидентов СЭЗ за счет сокращения административных процедур. Администрация СЭЗ полномочна принимать самостоятельное решение о регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в качестве резидентов СЭЗ и о сдаче им в аренду находящегося в управлении имуществом;
- оказание содействия со стороны государства для резидентов СЭЗ, реализующих крупные инвестиционные проекты (более 10 млн евро), в финансировании строительства и развитии необходимых объектов инфраструктуры;
- сокращение процедур по формированию перечня импортозамещающих товаров, производимых резидентами СЭЗ. Например, резиденту СЭЗ дается гарантия включения выпускаемой им продукции на протяжении трех лет в ежегодно формируемый перечень импортозамещающих товаров, производимых резидентами СЭЗ и поставляемых на внутренний рынок, если такие товары включены в вышеуказанный перечень в первый год;
- резиденты СЭЗ освобождаются от обязательной продажи иностранной валюты на внутреннем валютном рынке Беларуси.

В СЭЗ действует особый порядок таможенного регулирования. Продукция, работы, услуги собственного производства резидентов СЭЗ не квотируются и не лицензируются при вывозе на остальную таможенную территорию Беларуси и за ее пределами, за исключением продукции по международным обязательствам Республики Беларусь.
Предприятия, в том числе и резиденты СЭЗ, в чьем уставном фонде иностранные инвестиции составляют более 30 процентов, вправе без лицензий и дополнительных разрешений экспортировать продукцию, работы, услуги собственного производства. Кроме того, предприятия с иностранными инвестициями, в том числе резиденты СЭЗ, вправе безлицензионно импортировать продукцию, работы, услуги для собственной хозяйственной деятельности и на договорной основе устанавливать цены на продукцию, работы, услуги.

_____________________________________________

Бюджетно-налоговая политика: новые тенденции

В 2007 году бюджетно-налоговая политика республики осуществлялась с учетом изменившихся условий внешней торговли и, в частности, существенного роста цен на энергоносители. Уровень налоговой нагрузки на экономику был снижен на 0,7 процента к ВВП в основном за счет:
- отмены чрезвычайного налога и отчислений в государственный фонд содействия занятости, взимаемых единым платежом в размере 4 процентов от фонда заработной платы;
- освобождения от оборотных налогов (3 процента к выручке от реализации товаров и услуг) реализации на внутреннем рынке нефтепродуктов;
- введения упрощенных схем налогообложения для субъектов малого предпринимательства;
- существенного упрощения механизмов исчисления и уплаты налогов, обеспечивающих основную долю налоговых поступлений в бюджет, главным образом за счет отмены ряда налоговых льгот. При одновременном сокращении налоговой нагрузки и снижении уровня расходов бюджета к ВВП профицит республиканского бюджета составил 0,5 процента.

Приоритетами в налоговой сфере в 2008 году остаются дальнейшее упрощение налоговой системы в целях снижения налогового давления на экономику, совершенствование налогового законодательства и его унификация с российским, улучшение налогового администрирования.

Реализация намеченных подходов осуществляется в 2008 году по следующим конкретным направлениям:
- отмена налога с пользователей автомобильных дорог, взимаемого в настоящее время с выручки от реализации товаров (работ, услуг) по ставке в размере 1 процента;
- упразднение трех местных сборов с пользователей;
- по налогу на добавленную стоимость для плательщиков предусматривается полный вычет сумм входного налога, уплаченного при приобретении основных средств и нематериальных активов, вне зависимости от направлений дальнейшего использования этих средств и активов;
- по подоходному налогу с 20 до 15 процентов снижается размер ставки налога в отношении доходов, полученных плательщиками не по месту их основной работы (службы, учебы). Реализация предлагаемых мер обеспечит снижение налоговой нагрузки в 2008 году на 0,9 процента к ВВП.

Белорусское правительство направляет усилия на упрощение системы уплаты налогов и снижение налоговой нагрузки.
В 2009 году будет осуществлен переход от прогрессивной к плоской шкале подоходного налога, снизятся отчисления в фонд социальной защиты населения, уменьшатся ставки местных налогов c продаж.
В 2010 году будут полностью отменены налоги с оборота, налог на приобретение автотранспортных средств, целевые сборы из прибыли предприятий.

__________________________________________________

«Доходы от экспорта нефти и газа Россия с помощью Беларуси может увеличить в три-четыре раза»

Сегодня Россия поставляет огромные объемы нефти и газа в Европу. Однако выручаемые за это средства не идут ни в какое сравнение с той выгодой, которую могла бы получать Россия, поставляй она на Запад не сырье, а нефте- и газопродукты. И потенциальные возможности для этого у нее, что называется, под боком. На территории союзной Беларуси можно создать мощнейший нефтехимический кластер, который будет принадлежать двум государствам, и в Европу поставлять не нефть и газ, а продукты их переработки. Нужно совместными усилиями приватизировать и поднять “Гродно
Азот”, где газ превращается в очень дорогие на мировом рынке азотные удобрения. Нужно не спорить о цене поставок нефти в Беларусь, о том, как делить эти ввозные пошлины, которые с Беларуси берут, как с иностранного государства, – лично я считаю, что своему единственному союзнику Россия должна поставлять нефть и газ по внутрироссийским ценам. И чтобы на совместных предприятиях, пусть это будет союзная собственность или совместная собственность “Роснефти” и Белорусской нефтяной компании, нефть перерабатывалась, и в ту же Голландию мы бы поставляли не сырье, а топливо, мазут, бензин и т. д. В этом случае граждане наших государств будут иметь работу, российские доходы от экспорта нефти и газа увеличатся по крайней мере в три-четыре раза, а для Беларуси экономический эффект от такой программы позволит кардинально решить вопрос обеспечения энергоносителями. Здесь можно как использовать уже существующую инфраструктуру, так и дополнительно построить новые современные заводы, которые стали бы совместной собственностью. В Беларуси существуют десятки химических комбинатов по производству синтетических волокон, полиэтилена, полиэфира – опять же, из нефти. Можно создавать и союзные корпорации, которые будут приносить нам гарантированный доход. Считаю, инвестировать средства в такую программу – это надежнейший способ не просто получить хорошую прибыль, но и, без преувеличения, преумножить свое состояние. Конечно, если приступать к такому проекту достаточно масштабно и многосторонне, потребуются огромные инвестиции – речь здесь идет о миллиардах долларов. Однако обоюдная выгода будет не намного, а во много раз больше.

Михаил КОВАЛЕВ,
декан экономического факультета Белгосуниверситета,
доктор физико-математических наук, профессор

____________________________________________________

Сегодня Беларусь – индустриально развитая страна. И большая заслуга в этом именно машиностроения. Машиностроительный комплекс Беларуси – явление в своем роде уникальное, в него входит свыше 100 белорусских промышленных предприятий, которые выпускают очень широкий спектр продукции автомобилестроения, сельскохозяйственного, дорожно-строительного и коммунального машиностроения.... Не каждая страна с гораздо большей территорией и населением может похвастаться подобными и столь широко известными во всем мире брэндами – «МАЗ», «БелАЗ», «Беларус», спецтехника «Амкодор»…

Машиностроительный комплекс – основа инновационного развития Союзного государства

Машиностроение Беларуси нельзя представить без Михаила Высоцкого – человека-легенды. Американский биографический институт включил его имя в список 5000 ученых, внесших большой вклад в развитие науки в XX веке. Неоценим вклад Михаила Степановича в развитие машиностроительного комплекса сначала Советского Союза, а теперь Беларуси и Союзного государства. Генеральный директор Объединенного института машиностроения НАН Беларуси, Герой Беларуси, академик Михаил Высоцкий рассказал читателям “Союзного вече” о научных аспектах развития машиностроительного комплекса.

– Еще из школьного курса экономической географии и основ политэкономии мы усвоили, что залог динамичного развития народнохозяйственного комплекса – опережающее развитие производства средств производства, т.е. базовых отраслей машиностроения. И в бывшем СССР развитию машиностроения уделялось должное внимание, сопровождавшееся, впрочем, определенными упущениями и недоработками. Это и “гигантомания”, и слабая обновляемость модельных рядов (одни и те же модели машин могли выпускаться 20 и более лет), излишне зауженная специализация предприятий (когда я был начинающим главным конструктором МАЗа, то нам не “полагалось” проектировать трехосные автомобили – они были в зоне специализации другого завода – КрАЗа) и другое.
В силу этих и других причин после распада СССР белорусское машиностроение подверглось наиболее глубокому кризису среди других народнохозяйственных комплексов, а по отдельным отраслям машиностроения спад производства достигал десятков раз (например, в станкостроении). Республика Беларусь в тот сложный период оказалась перед сложной дилеммой – есть крупнейшие машиностроительные заводы – МАЗ, МТЗ, БелАЗ, МЗКТ и ряд других, нужна научная проработка новых технических, экономических и иных решений, а вся отраслевая наука осталась в России!
Пришлось Национальной академии наук Беларуси брать на себя функции отраслевых НИИ союзного значения. Наиболее удачно это получилось в отрасли автотракторосельхозмашиностроения, когда в ряде институтов физико-технического отделения академии по моей инициативе (а все начиналось с ОГрА в далеком 1974 году) были созданы “ростки” НАМИ, НАТИ, ВИСХОМа, НИИТАвтопрома, слившиеся в итоге в единую структуру – Объединенный институт машиностроения Национальной академии наук Беларуси. Положительная динамика развития в 1994–2006 годах отечественного автотракторо-сельхозмашиностроения во многом базируется на научном обеспечении разработки новой конкурентоспособной техники в рамках государственной научно-технической программы “Белавтотракторостроение” (с 2006 года – ГНТП “Машиностроение”). Первые работы были развернуты еще в 1996 году по совместной инициативе НАН Беларуси и Министерства промышленности. Только в рамках ГНТП “Белавтотракторостроение” с участием 12 научных организаций НАН Беларуси, 5 университетов Минобразования, конструкторских коллективов ведущих объединений Минпрома разработано и освоено в производстве предприятиями машиностроения более 100 видов новых базовых моделей техники: 15 автомобилей и автобусов, 13 самосвалов и другой карьерной техники, 23 тракторов и специальной автотракторной техники, 16 самоходных комбайнов и другой сельскохозяйственной техники, 20 специальных строительно-дорожных и коммунальных машин, 6 новых малотоксичных дизельных двигателей.
Во многом благодаря именно научно-техническому обеспечению за последнее десятилетие в республике практически сформировались новые для нашего машиностроения отрасли – автобусостроение, лесохозяйственное и коммунальное машиностроение, зерноуборочное комбайностроение.
Но жизнь не стоит на месте. Мы должны и дальше интенсивно развивать базовые отрасли нашей экономики, такие как автотракторосельхозмашиностроение. В целях неотложного перевода национальной экономики в режим интенсивного инновационного развития в рамках белорусской экономической модели Указом Президента Республики Беларусь от 26 марта 2007 года № 136 утверждена Государственная программа инновационного развития страны на 2007–2010 годы.
Одним из основных направлений Программы инновационного развития является дальнейшее внедрение программно-целевого принципа организации исследований и разработок в интересах реального сектора экономики. В техническом же плане мы должны разработать новые импортозамещающие машины, оборудование и технологии с материало- и энергопотреблением на уровне лучших мировых аналогов и ориентированные на собственную сырьевую базу. За очень короткий отрезок времени необходимо создать условия для более эффективного технического и технологического обновления производств, их восприимчивости к инновациям с использованием имеющегося в стране научно-технического потенциала и результатов выполненных и выполняемых фундаментальных и прикладных научных исследований.
И здесь есть поле для совместной научно-технической деятельности ученых и производственников машиностроительного профиля Беларуси и России. Я имею в виду прежде всего разработку и производство современных компонентов общемашиностроительного и специализированного автотракторного применения как единой для наших государств отрасли машиностроения. Ведь здесь мы одинаково отстаем от развитых стран, имеем одинаковые проблемы с комплектацией своих машин и в то же время дорожим уже раскрученными брэндами: нам МАЗ так же дорог, как россиянам КамАЗ! Но однотипные модели этих машин могут комплектоваться компонентами одного и того же производителя (например, тормоза, подвеска, рулевое управление, блоки бортовых электронных систем и др.). Чтобы ускорить реализацию этой идеи, мы планируем в самое ближайшее время создать совместно с коллегами из Российской Федерации научно-технический центр Союзного государства по машиностроению. С созданием такого центра мы связываем надежды на дальнейшее повышение экспортного потенциала белорусского машиностроения, повышение его конкурентоспособности на российском рынке.

_______________________________________________

«МАЗ» – лучший друг российских дорог

Техника Минского автомобильного завода соответствует высоким мировым стандартам.

Сегодня МАЗ производит более 500 моделей и модификаций автотехники. Автомобили “МАЗ” зарекомендовали себя как надежные и приспособленные к различным, в том числе и самым тяжелым, условиям эксплуатации. Их гамма включает седельные тягачи, бортовые, среднетоннажные низкорамные автомобили, самосвалы, лесовозы, сортиментовозы, автомобили повышенной проходимости, автомобили-шасси под комплектацию всевозможного спецоборудования и установок. Основная доля продукции завода приходится на тяжелые грузовики. Кроме того, МАЗ производит свыше 60 модификаций прицепной техники (одно-, двух-, трехосной), которая может быть оборудована тентованными, жесткими и изотермическими кузовами. Прицепы-шасси применяются под установку различного спецоборудования. Налажено производство прицепов к самосвалам с двусторонней разгрузкой, выпускаются прицепы к легковым автомобилям.

С конца прошлого года реализуется новая концепция товаропроводящей и сервисной сети РУП “МАЗ” в Российской Федерации. Она развивается по следующим направлениям: обеспечение товаропроводящей и сервисной сетью регионов Российской Федерации, где нет дилеров и сервисных центров по техническому обслуживанию и ремонту автотехники МАЗ; создание сети торговых домов РУП “МАЗ”. Автозавод планирует в 2008 году развитие товаропроводящей до 63 и сервисной сети до 80 дилеров.

Автотехника Минского автомобильного завода неоднократно признавалась лучшей на различных выставках, форумах, становилась победителем международных конкурсов. 2008 год отмечен победой на Международном автотранспортном форуме “PROДвижение”, где автомобиль “МАЗ-437130” получил диплом в номинации “Лучший автомобиль года средней грузоподъемности”, а “МАЗ-6430А9” завоевал приз зрительских симпатий.

________________________________________

Гигант индустрии

Единственному в СНГ заводу карьерных самосвалов БелАЗ принадлежит треть мирового рынка самосвалов грузоподъемностью 110–130 тонн.

Когда речь заходит о Белорусском автомобильном заводе, трудно удержаться от эпитетов “большой”, “огромный”, “колоссальный”. Впечатляет как сама продукция – самосвалы-тяжеловесы, способные перевезти до 320 тонн груза, так и ее объемы: за годы работы предприятия выпущено более 120 тысяч машин 400 модификаций. Крупнейшее машиностроительное предприятие республики демонстрирует стабильный рост – только за первое полугодие 2008 года производство товарной продукции возросло на 15 процентов по сравнению с аналогичным периодом 2007 года.

Машины БелАЗа экспортируются более чем в 70 стран мира. С каждым годом предприятие открывает для себя новые рынки сбыта. Например, с 2004-го завод поставляет технику в Иран – за эти годы в страну отправилось 75 машин различных модификаций, которые успешно зарекомендовали себя на строительстве шахт, плотин, добыче полезных ископаемых. В 2008 году предприятие заключило договор с иранской фирмой ZAGROS Machine на поставку 20 самосвалов грузоподъемностью от 30 до 55 тонн и 15 машин грузоподъемностью 130 тонн. Большая часть “БелАЗов” “трудится” на крупнейшем в стране горнодобывающем комплексе “Чадор Малю”. Нижняя точка карьера находится на высоте 1405 метров над уровнем моря, а верхняя – 1510 метров. Климат преимущественно сухой и жаркий. Столбик термометра летом достигает плюс 45 градусов, зимой опускается до плюс 4 градусов по Цельсию. В таких сложных климатических условиях “БелАЗы” работают по 6 часов в три смены, и, как показала практика, они успешно справляются с такой “жаркой” задачей.
БелАЗ смог “пробиться” на угольные копи Китая, белорусские самосвалы отправляются даже в Австралию – зеленый континент имеет более 250 карьеров, в которых добываются почти все элементы таблицы Менделеева. Завод вышел на австралийский рынок с 220-тонным самосвалом.
Однако главным торговым партнером для БелАЗа по-прежнему остается Россия. За девять месяцев 2008 года экспорт составил 1673 машины общей стоимостью 4,8 миллиона долларов. По сравнению с прошлым годом темп роста составил 126,3 процента.
Крупнейший потребитель белорусской продукции на российском рынке – российская угольная компания “Кузбассразрезуголь”. Предприятие, которое добывает 45 миллионов тонн угля в год (к 2012 году добычу планируется увеличить до 55 миллионов тонн), нуждается в технике высокой грузоподъемности. Сейчас на службе угольной компании работает 510 машин “БелАЗ” грузоподъемностью от 30 до 320 тонн. Начиная с 1980 года Беларусь поставила “Кузбассразрезуглю” 2968 автосамосвалов, в том числе 852 машины грузоподъемностью более 110 тонн.
Недавно на территории “Уралвагонзавода” в Нижнем Тагиле был собран первый 45-тонный карьерный самосвал серии 7547. До конца года уральцы намерены выпустить еще 40 подобных грузовиков.
“Совместная работа РУП “БелАЗ” и ОАО “НПК “Уралвагонзавод” дает практические результаты и является ярким примером реализации Плана мероприятий по развитию сотрудничества между правительством Свердловской области России и правительством Беларуси на 2008–2009 годы, подписанного в Минске в апреле нынешнего года”, – отметил губернатор Эдуард Россель в письме на имя Александра Лукашенко. Он также выразил уверенность, что “дальнейшие экономические и культурные связи Республики Беларусь и Свердловской области России будут успешно и плодотворно развиваться”.

____________________________________

Мы говорим трактор – подразумеваем МТЗ

МТЗ – один из крупнейших производителей тракторной техники в мире и абсолютный лидер в производстве тракторов среди стран СНГ

Универсальность тракторов “Беларус” позволяет эффективно использовать их круглый год в различных климатических зонах. Основной удельный вес в объеме производства занимают тракторы, предназначенные для выполнения всего комплекса работ в сельскохозяйственном производстве: пахота, культивация, предпосевная обработка, посев, внесение удобрений, междурядная обработка, кошение трав, уборочные работы и так далее.
Перед ПО “МТЗ” стоят задачи по завершению научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по созданию нового поколения тракторов от 45 до 300 л.с., гусеничного трактора “Беларус-1802” и его модификации, специальных машин различного технологического назначения для лесного, коммунального хозяйства, шахт и др. (МЛ-131, МЛПР-394, МЛ-127, МЛПТ-354М, МПТ-461, “Беларус-320ТТ”, шасси Ш-406), гаммы плугов для тракторов тягового класса 3, 4, 5.
Минским тракторным заводом создана мощная товаропроводящая сеть, обеспечивающая реализацию продукции МТЗ, ее гарантийное и послегарантийное обслуживание, осуществление рекламной деятельности, маркетинговых исследований, обучение специалистов и выполнение других функций представителя завода на рынке. Реализация продукции осуществляется как через дилеров, так и через создание собственных субъектов товаропроводящей сети – торговых домов, совместных предприятий, акционерных обществ с долей МТЗ в уставном капитале более 50 процентов. Вторым учредителем, как правило, выступает местный дилер, который осуществляет продажу тракторов “Беларус” на рынке страны продолжительное время, хорошо знает местный рынок, располагает собственной субдилерской сетью. Именно по этому принципу осуществляется реализация продукции в Российской Федерации.
Двадцать четыре собственных субъекта товаропроводящей сети МТЗ на сегодняшний день представляют интересы МТЗ за рубежом. В планах – совершенствование работы товаропроводящей сети, создание четко функционирующего механизма, который позволяет сопровождать трактор от момента его создания до встречи с потребителем, обеспечивать гарантийное и сервисное обслуживание, бесперебойное снабжение запасными частями. Чтобы осуществлять оперативную доставку продукции, МТЗ организовал в России сборочное производство.

_____________________________________

Дороги, которые нас объединяют

Почти 85 процентов товаропотока из Европы в Россию и обратно следует через Беларусь.

Географически Беларусь находится на перекрестке основных транзитных путей между Западом и Востоком, Севером и Югом. Транзит – это национальное богатство и достояние Беларуси, и его нужно сделать максимально привлекательным.
Президент Республики Беларусь Александр ЛУКАШЕНКО

Сегодня благодаря своему выгодному географическому расположению Беларусь была и остается ключевой транзитной страной для Европейского союза и России. Так сложилось, что для нас это еще и два самых главных торгово-экономических партнера. В чем же наши преимущества как транзитного государства? Во-первых, транзит через Беларусь намного короче, чем через любое другое государство. Во-вторых, в стране хорошо развита транспортная, таможенная и пограничная инфраструктура, и она постоянно совершенствуется. В-третьих, что также признают и весьма ценят зарубежные партнеры и гости, в Беларуси нет разгула преступности, этнических и религиозных противоречий. В стране создана крепкая политическая система, обеспечивающая порядок во всех смыслах. И это важный фактор развития транзитного потенциала республики.

Основоположники геополитики считали, что оценка силы или слабости государства должна начинаться с анализа его географического положения. В мире есть страны, географическое положение которых является в определенной степени уникальным. Беларусь – одна из них. Находясь на пересечении не просто межгосударственных коммуникаций, а именно транснационального, межконтинентального торгового пути Запад–Восток или Европа–Азия, страна рассматривается экспертами как “Европейская Панама”, кратчайший путь из одного “океана” в другой. Конечно, пересечь этот “перешеек” можно и выше, и ниже, но наиболее удобно напрямую. Учитывая, что Беларусь является связующим звеном двух мощных экономических центров силы в лице ЕС и России, ее транзитный потенциал становится и важным геополитическим фактором, который необходимо рассматривать в тесной увязке с процессом союзного строительства. Около 80 процентов грузов, следующих транзитом через Беларусь, предназначено для России или вывозится оттуда. Особенно велика роль белорусского транзита в снабжении всем необходимым Калининградской области. Через белорусское воздушное пространство ежегодно пролетают десятки тысяч самолетов, и более трети из них – российские. Три четверти транзитных грузов, которые перевозит Белорусская железная дорога, также следуют из России или в нее.
Наконец, практически половина экспортных поставок российской нефти в Европу и около 20 процентов природного газа также прокачивается через Беларусь.
Получается, что если сегодня сконцентрировать финансовые и организационные усилия по созданию и совершенствованию транспортной инфраструктуры Союзного государства и управлять транспортными потоками с применением современных телекоммуникационных и информационных технологий, то Союзное государство имеет все шансы реализовать свое уникальное географическое положение в качестве транзитного моста между Европой и Азией.
Не случайно сегодня получила широкое распространение идея строительства трансъевропейского транспортного коридора, соединяющего страны Европы от Великобритании до Урала, с последующим продолжением до российских дальневосточных портов, что обеспечит выход на морские пути Азиатско-Тихоокеанского бассейна. По задумке, такой путь будет представлять собой единую многопрофильную систему, включающую автомагистраль, железную дорогу, системы энерготрафика и телекоммуникационные каналы. Как подчеркнул госсекретарь Союзного государства Павел Бородин, реализация данного проекта позволит сократить в 2–3 раза сроки доставки грузов из Азии в Европу, в разы увеличить объем товаропотока и получать ежегодную прибыль от транзита в размере до 25 миллиардов долларов. А главное – мощный импульс экономического и социального развития получат населенные пункты, находящиеся вдоль этого маршрута.


Выгодный маршрут

Автоводители выбирают самый короткий и удобный путь

Автомобильные дороги – это важнейший элемент транспортной системы государства и в то же время мощная централизующая сила, без которой немыслимо его экономическое, социальное и культурное развитие.

Плотность автомобильных дорог на 1 квадратный километр территории составляет 0,4 километра (в России в целом – 0,06, Европейской части России – 0,15) и на 1 тысячу жителей – 8,5 км (в России – 5,1).
В настоящее время сеть автомобильных дорог общего пользования Беларуси сформирована с учетом дальнейшего развития экономики страны, социальных потребностей населения и не требует строительства новых направлений. Государством в лице департамента “Белавтодор”, его предприятий в целях поддержания сети автомобильных дорог в бесперебойном проезжаемом, относительно безопасном состоянии делается немало. Внедряются на ряде участков автодорог новые технологии самого широкого спектра, постоянно обновляется дорожная техника.
В 2008 году завершились работы по строительству северного автодорожного обхода Несвижа. После проведения реконструкции сданы в эксплуатацию участки автодорог на дорогах Минск – Молодечно – Нарочь, подъезд к погранпереходу Новая Гута (Украина). Введены в строй два путепровода через железнодорожные пути: на дороге Лепель – Полоцк и в районе Жлобина на дороге Минск – Гомель. В сжатые сроки был завершен капитальный ремонт автодороги М2 Минск – Национальный аэропорт “Минск”.
Близки к завершению работы по вводу запланированных участков на дорогах: Минск – Могилев, Минск – Бобруйск, Минск – Гродно и двух больших мостов через Западную Двину в Верхнедвинске и на обходе Витебска.


Надежное звено

Железнодорожный транспорт во все времена был движущей силой развития национальной экономики

Роль железнодорожного транспорта сегодня нисколько не уменьшается. Напротив, его безусловное преимущество стало очевидным. Так, Белорусская железная дорога обеспечивает около 75 процентов всех выполняемых в стране грузовых и более 50 процентов пассажирских перевозок.
Эксплуатационная длина БЖД составляет свыше 5,5 тысячи километров. Двухпутная электрифицированная линия Брест – Минск – Орша – граница Российской Федерации протяженностью 609 километров обеспечивает скорость движения пассажирских поездов до 140 километров в час, грузовых – до 90 километров в час.
Сегодня БЖД не только крупный транспортный комплекс Беларуси, но и важное связующее звено в системе международных экономических отношений.

Выгодное географическое положение страны позволило БЖД занять достойное место в системе международной экономической интеграции, стать надежным партнером ведущих европейских компаний в обеспечении и развитии эффективных транспортных связей на евроазиатском пространстве. На Белорусской железной дороге наметилась устойчивая тенденция роста объемов грузовых перевозок. За 10 месяцев 2008 года железнодорожным транспортом перевезено 121,3 миллиона тонн грузов, или 105,1 процента к аналогичному периоду 2007 года. С учетом складывающейся конъюнктуры транспортного рынка прогнозируемый объем грузовых перевозок в 2008 году, как предполагается, составит почти 150 миллионов тонн, или 105 процентов к уровню 2007 года.
Важнейший партнер БЖД в осуществлении международных перевозок – Российские железные дороги. Большое значение для привлечения дополнительных грузопотоков имеет также подписанное в декабре 2007 года Соглашение между правительствами обеих стран о создании равных условий в области ценовой политики на железнодорожном транспорте.
В сообщении с Россией за 10 месяцев 2008 года было перевезено около 50 миллионов тонн грузов, или почти 105 процентов к аналогичному периоду 2007 года.
Калининградское направление является наиболее важным и перспективным для привлечения дополнительных грузопотоков. Доля калининградского транзита в общем объеме международных перевозок по белорусской магистрали за 10 месяцев 2008 года составила 31 процент (увеличение за последние 5 лет более чем в 2 раза). Развитию этих перевозок способствует как реализация российской программы развития собственных портов, так и проводимая БЖД политика на увеличение объемов перевозок в Калининградскую область, включая ее порты.


«Белаэронавигация»: профессионализм и безопасность

Через воздушное пространство Беларуси проходят маршруты более 925 авиакомпаний мира из 91 государства

Понятие “белорусский транзит” было бы неполным без такой весомой составляющей транзитных потоков республики, как авиатранзит. Беларусь расположена в центре Европы, поэтому с каждым годом возрастает роль воздушного пространства республики в Европейском регионе. В самом деле, через страну проходит 55 международных воздушных трасс общей протяженностью свыше 25 тысяч километров. Ежегодно осуществляется свыше 180 тысяч авиарейсов, более 87 процентов из которых транзитные.

Слаженную четкую и бесперебойную работу по координации полетов, поддержанию экономичности, регулярности и безопасности воздушного движения над нашей страной обеспечивает государственное предприятие “Белаэронавигация”.
Спектр решаемых предприятием задач довольно широк – это управление потоками воздушного движения и аэродромными полетами, обеспечение связью и навигацией, организация радиотехнического обеспечения, предоставление пользователям аэронавигационной информации.
– Вот уже более десяти лет мы успешно сотрудничаем с международными авиационными организациями, ориентируясь в своей деятельности только на общемировые стандарты. А потому у авиакомпаний, постоянно пользующихся воздушным пространством нашей страны, нет никаких нареканий на качество услуг, оказываемых “Белаэронавигацией”, – рассказывает генеральный директор Леонид Чуро.

Слагаемые качества и надежности География полетов становится шире

Реализуемая в стране комплексная программа развития транспорта и дорожного хозяйства на 2008–2010 годы предусматривает ежегодную закупку четырех-пяти самолетов. В обозримом будущем это позволит перейти от эксплуатации устаревших судов советского производства к использованию “боингов” и CRJ. К слову, в этом году “Белавиа” уже приобрела три воздушных суда – два “Боинга” и CRJ.
В следующем году белорусская авиакомпания планирует открыть новый рейс в Амстердам, а в перспективе намерена увеличить частоту полетов в Лондон, Париж и другие города разных стран мира.
К 2010 году будет открыт авиарейс в Пекин.

Воздушные ворота страны

Как театр начинается с вешалки, так и любой полет начинается с аэропорта. Пассажиры обращают внимание на любую мелочь: от внешней чистоты и порядка до улыбок персонала. И, конечно, не последняя роль отводится технической реконструкции объектов.

Все семь аэропортов страны имеют статус международных. Четыре из них – “Брест”, “Витебск”, “Могилев” и “Гродно” – входят в состав государственного предприятия “Белаэронавигация” и допущены к эксплуатации всех типов воздушных судов, в том числе “Боингов” и аэробуса А310-200/300. Планомерно развиваются и пассажирские перевозки. Авиакомпанией “Гомельавиа” выполняются рейсы в Калининград из всех областных аэропортов. В ближайших планах “Белаэронавигации” – открытие воздушного сообщения из Бреста и Гродно в Москву. Что касается столичного Национального аэропорта “Минск”, то специалисты обещают полностью завершить реконструкцию воздушного порта в следующем году. Для решения всех оставшихся вопросов правительство уже выделило 22 миллиарда рублей.

Нефтегазовые параллели

Ежегодно через Беларусь прокачивается треть российской нефти и четверть природного газа

Стратегическим элементом использования транзитного потенциала республики является наращивание транспортировки энергоресурсов. Здесь у Беларуси есть все предпосылки для успеха: растущий спрос в Европе, намерения России увеличивать экспорт, сеть трубопроводов, которая не только содержится в надлежащем состоянии, но и постоянно развивается.
Несмотря на то что и поставщики, и потребители постоянно заявляют о планах диверсификации маршрутов энергопоставок, очевидно, что в обозримом будущем никакие новые пути не смогут заменить белорусское направление.

Белорусское руководство неоднократно заявляло о готовности обсуждать с Россией, Украиной, Евросоюзом новые варианты транспортировки энергоносителей, проекты, которые не будут вбивать клин между соседями, а укрепят общую энергетическую безопасность, привлекут ресурсы Азербайджана, Казахстана, Туркменистана.
Взять, к примеру, строительство второй нитки газопровода Ямал – Европа. На первом этапе предлагается построить газопровод на участке Несвиж – граница Германии. По расчетам специалистов, данный проект можно реализовать за два года при инвестициях в 2,6 миллиарда долларов.
Это позволит в минимально короткие сроки увеличить объем транзита газа на 23 миллиарда кубометров. Затем можно достраивать вторую часть этой ветки на участке Несвиж – Торжок.

“Россия добывает 1 миллиард 200 миллионов тонн жидких энергоносителей. Ни о каком их транзите в обход не может быть и речи. Все основные газопроводы и нефтепроводы идут через Беларусь. Транзит через Украину будет дальше, через Прибалтику – дороже, через Финляндию – в три раза дальше и в три раза дороже. А Беларусь – центр Европы, и этим все сказано”, – подчеркнул госсекретарь Союзного государства Павел Бородин.

Сегодня транзит российского газа в Европу осуществляется по белорусскому участку газопровода Ямал – Европа, принадлежащего российскому “Газпрому”. Его мощность составляет 24,8 миллиарда кубометров в год. Нефть через территорию страны перекачивается по нефтепроводу “Дружба”. Его проектная производительность на участке Унеча – Мозырь – 81 миллион тонн в год.

________________________________

Приглашаем к богатому столу!

Говорят, что у нас в стране фермерам, занимающимся агротуризмом, приходится очень трудно психологически. Оказывается, среднестатистическому белорусу просто неудобно брать с людей деньги за элементарные, с его точки зрения, вещи: радушие, гостеприимство и хороший стол. За последнее в особенности... Гость в Беларуси — это святое. Традиционный белорусский стол, который мы накроем сегодня для вас, дорогие россияне, будет оформлен по всем правилам — начиная с хлеба и заканчивая, как говорят у нас в Беларуси, “чаркай и шкваркай”.


В начале был хлеб

Встречая гостей, будь то сваты на деревенской свадьбе или гости из далеких краев, хозяйки на Беларуси выносят на узорном расшитом рушнике как символ открытости и гостеприимства румяный хлебный каравай. В каждом уголке страны есть свои особые, тщательно оберегаемые его рецепты. Хлеб из Беларуси везут домой как самый настоящий сувенир.
На различных выставках в России хлебозаводы Беларуси представляют в качестве раритетов то, чего практически нет на российском рынке, – ржаные заварные хлеба. Это в первую очередь деликатесные хлеба с курагой, черносливом, изюмом и грецкими орехами. Особый спрос на хлеб, изготовленный по национальным белорусским рецептам и улучшенным технологиям с добавлением картофельной крупки, ржаного солода, с различными посыпками – семян льна, кунжута, подсолнечника, микронизированным и цельным зерном. Кстати, белорусские ржаные заварные хлеба имеют особенность сохранять питательную свежесть около 7 суток. Кроме того, вся продукция реализуется в упакованном виде, что также увеличивает срок хранения. Каждая область и каждый хлебпром соответственно может похвастаться своими собственными изобретениями. Мы не случайно говорили об особом отношении белорусов к хлебу – некоторые старинные рецепты хлебов буквально возрождаются из небытия, добываются во время специальных “экспедиций” технологов-хлебопеков в белорусскую глубинку. Так, например, случилось и с рецептом вкуснейшего хлеба под названием “Радзивилловский”, который выпекается по старинным рецептам, привезенным из Несвижа, где находились некогда хлебопекарни влиятельнейшего на Беларуси магнатского рода.
В белорусском хлебопечении применяются и новые технологии, продиктованные модой на здоровый образ жизни. Например, в хлебе под названием “Долголет” используется порошок топинамбура, а вот в Гомеле освоили производство бездрожжевых хлебов на хмелевой закваске, таких как “Новобелицкий новый” и “Вязынский”.
Гордость “Брестхлебпрома” – бездрожжевой хлеб “Золото полей” на сухих квасах. В рецептуру его улучшенной модификации входит, помимо всего прочего, картофельное пюре. Кроме того, здесь выпускают также различные кондитерские изделия.
Беларуси пекут хлеб по классическому рецепту. Тесто должно быть выброженным, хорошо замешенным. Это длительный процесс, здесь укороченные технологии неприемлемы. Поэтому хлеб имеет свой аромат, характерный вкус. Белорусские кондитеры и хлебопеки работают на самом современном оборудовании, а печи, откуда выходит уже готовый продукт, напоминают огромные компьютеры.
Даже немногие белорусы знают, что только в Беларуси сохранили до наших дней древнейшую технологию выпечки хлебов из смеси ржаной и пшеничной муки. Эти хлеба замешены на термофильных молочнокислых сброженных заквасках. Сложнейшая технология, многочасовая, трудная, под тщательным контролем специалистов. Поэтому ржаной белорусский хлеб неповторим по вкусу и аромату.


Какой же стол без шкварки!

Французы говорят: недоплатишь мяснику, переплатишь аптекарю

Ученые предупреждают: если к 2050 году население планеты достигнет 9 или даже 10 миллиардов человек, в мире возникнет колоссальная потребность в дополнительной биомассе, производимой сельским хозяйством. Вместе с тем миллионы людей меняют стиль жизни и свои кулинарные пристрастия. Многие из них, особенно в странах Юго-Восточной Азии, больше не желают питаться одним рисом или соей, они хотят видеть на столе пиццу и макароны, бургер и шницель. Неудивительно, что за последние 25 лет потребление мяса удвоилось и продолжает расти.
Производством мяса и мясопродуктов в Беларуси занимается 281 организация, в том числе 23 мясокомбината. Мощности предприятий позволяют ежегодно вырабатывать 550 тысяч тонн мяса, 150 тысяч тонн колбасных изделий, 90 муб мясных консервов, 120 тысяч тонн мясных полуфабрикатов. Ускоренное обновление производственных фондов на новой технической основе стало одним из главных направлений интенсификации производства в мясной промышленности. Без такого обновления невозможна была бы качественная перестройка производства на выработку продукции повышенной биологической ценности и широкого ассортимента (свыше 1000 наименований), который может полностью удовлетворить спрос населения республики с различным уровнем доходов.
Сегодня белорусские мясоперерабатывающие предприятия производят колбасы вареные высшего, первого, второго сорта; сосиски и сардельки; мясорастительные вареные колбасы, в том числе с повышенными сроками годности; полукопченые, варено-копченые, сырокопченые и полусухие колбасы типа салями; продукты из говядины, свинины и конины в вареном, копчено-вареном, копчено-запеченном виде и сырокопченые; продукты из шпика; прессованные и фаршированные продукты из свинины и субпродуктов; зельцы, паштеты, студни, рулеты из субпродуктов, пищевой крови; пищевые жиры (свиной, говяжий, сборный), а также мясные полуфабрикаты и мясные консервы (с применением только мясного сырья, комбинированные продукты с растительными добавками, обогащенные молочными белками и т.д.). Детское питание на мясной основе представлено мясными консервами в ассортименте (80 наименований), изготовленными из мяса говядины, свинины, мяса птицы, субпродуктов с обогащенными витаминами и микроэлементами.
Кроме того, мясокомбинаты отрасли в последние годы освоили выпуск полуфабрикатов для быстрого приготовления — чебуреков, маринованных шашлыков, каш в оболочке, сырых колбасок для гриля, белково-растительных паст для бутербродов, быстрозамороженных продуктов для вторых блюд — мяса и субпродуктов в соусах, блинчиков с начинками, голубцов, лепешек, картофельных клецек и цеппелинов.
Предприятиями промышленности разработано и освоено более 300 новых видов колбасных изделий, 125 видов различных консервов, 100 видов полуфабрикатов, около 90 видов продуктов из свинины и говядины с отличными вкусовыми качествами и увеличенными сроками годности. Освоено также производство мясорастительных пельменей и вареников с использованием круп, овощей, соевого белка, творога, варенья.
Учитывая колебания спроса на потребительском рынке на мясопродукты, особенно в последние годы, предприятия мясной отрасли постоянно обновляют ассортимент выпускаемой продукции. И готовы разделывать мясо по кулинарному назначению, как это делается в развитых странах, выпускать большой ассортимент мясных и диетических полуфабрикатов, т.е. более эффективно использовать имеющиеся в республике сырьевые ресурсы.
Беларусь не только полностью обеспечивает себя мясными продуктами, но и активно их экспортирует. Если в прошлом году за 9 месяцев их было продано за пределы страны чуть более 63 тысяч тонн, то в нынешнем году за аналогичный период — около 88 тысяч тонн.
В мире организовано широкомасштабное производство пищевой продукции, полученной из генетически модифицированных источников. А в Беларуси это направление не нашло широкой поддержки у производителей и потребителей. Вот почему белорусские продукты экологичны.


Семен ШАПИРО, министр сельского хозяйства и продовольствия
Республики Беларусь: «Качество продукции – залог ее конкурентоспособности»


Зачастую почему-то считают, что качество стоит денег, и забывают о том, что оно приносит деньги. Мировая практика свидетельствует, что высококачественная продукция приносит примерно на 40 процентов больше прибыли на инвестированный капитал, чем товары низкого качества. Престижность производителя базируется не на цене, а именно на качестве продукции.
Пищевая продукция Беларуси традиционно славилась своим качеством и высоко ценилась потребителем. Многолетнее присутствие на рынках продовольствия России и других стран, ведь потребителями продукции белорусского АПК являются около 50 государств Европы, Азии и Америки, подтверждает это.
С 1 июля 2008 года в Беларуси введена маркировка пищевой продукции знаком “Натуральный продукт”. Он наносится на продукцию, изготовленную из натурального сырья животного или растительного происхождения. Право наносить такую метку уже получили 23 белорусских предприятия, выпускающих молоко питьевое, кефир, сметану, творог, сыры, масло крестьянское, соки плодоовощные для детского питания, воду питьевую. Среди предприятий, получивших право на такую маркировку, – ОАО “Савушкин продукт”, ОАО “Быховмолоко”, ОАО “Осиповичский молочный комбинат”, ОАО “Бабушкина крынка”, ОАО “Барановичский молочный комбинат” и другие предприятия.
Учитывая, что сельское хозяйство Беларуси является экспортно-ориентированным и исходя из объемов производства и собственного потребления, на зарубежные рынки может быть поставлено до 3 миллионов тонн молочных продуктов в пересчете на молоко, 200 тысяч тонн мяса и мясопродуктов, до 300 тысяч тонн зернопродуктов, до 500 тысяч тонн картофеля, 200 тысяч тонн плодоовощной продукции в натуральном и переработанном виде.


Шоколадный патриотизм

Практически все белорусы уверены — наш шоколад лучший в мире. И совершенно неважно, что исторически он появился где-то там в Мексике

Основные “сладкие” брэнды “Беларуси — минская кондитерская фабрика “Коммунарка” и гомельский “Спартак”. В плане вкусовых предпочтений есть некоторые различия. Например, считается, что гомельский шоколад более мягкий по вкусу, а “Коммунарке” очень удается горький. К тому же только на “Коммунарке” делают шоколад для диабетиков — “Талия”. Вообще же соперничество двух больших фабрик весьма относительно — рынок большой. Рядом с гигантами органично вырастают молодые кондитерские компании, такие как молодечненская “Конфа”, брестский “Идеал” и ивенецкий “Ивкон”.


Молочные реки

В Беларуси они все полноводные и текут в сырных берегах

Одним из широко известных брэндов нашей страны является компания “Савушкин продукт”, выпускающая весь ассортимент молочной продукции. Здесь работают по европейским стандартам. У компании есть свои хозяйства, где используются компьютерные технологии дойки. Полученное молоко на месте проходит тест на качество, охлаждается и в автоцистернах доставляется на предприятие. Необходимо отметить, что все эти хозяйства находятся вблизи Национального заповедника “Беловежская пуща”. Все сырье, поступающее на предприятие, проходит физико-химический, микробиологический и радиационный контроль. Входной контроль качества осуществляет сырьевая лаборатория, оборудованная по последнему слову техники. Авторитетным подтверждением, гарантией качества для потребителя является то, что компания “Савушкин продукт” первой в Республике Беларусь получила сертификат на право маркировки своей продукции знаком “Натуральный продукт”. Такая маркировка экологически чистых и безопасных продуктов питания внедрена в Беларуси только в июле нынешнего года. И для получения сертификата продукт проходит скрупулезную проверку на всех этапах производства — от сырьевой зоны до фасовки.


Большие ставки

Не исключено, что в скором времени на прилавках магазинов белорусы увидят ананасы, лимоны, апельсины, мандарины, грейпфруты отечественного роизводства

По крайней мере, в агрокомбинате “Ждановичи” в будущем году собираются под каждую из этих экзотических для белорусов культур выделить по
10 соток земли. Если их производство окажется экономически выгодным, площади будут расширены. Эксперимент может оказаться удачным, ведь освоили же здесь технологию выращивания перца и баклажанов.
Агрокомбинат “Ждановичи” — крупнейший в Беларуси производитель овощей. Он располагает одним из самых больших тепличных хозяйств в республике — 19,8 гектара. В общем объеме производства овощей защищенного грунта в Беларуси продукция этого предприятия составляет 13,3 процента.
Ставка агрокомбината “Ждановичи” — на новый тепличный комплекс, который полностью построят в 2008—2009 годах. Современная теплица с лабораторией по разведению шмелей займет в деревне Богатырево 7 гектаров земли. На новых мощностях будет опробована технология досвечивания, что позволит увеличить урожайность овощных культур до
30 процентов, — с одного квадратного метра можно будет снимать в год не менее 90 килограммов томатов и 120—130 килограммов огурцов.
В агрокомбинате выращивают овощи и в открытом грунте. Здесь могут производить 8—10 тысяч тонн капусты, до 10 тысяч тонн моркови. И другой продукции столько, сколько может потребить Минск и близлежащие районы. Планируется строительство перерабатывающего цеха по производству консервированных овощей, овощей в замороженном виде, овощных полуфабрикатов. А еще на агрокомбинате “Ждановичи” собираются приобрести линию глубокой заморозки для смородины, черноплодной рябины (под их выращивание планируется отвести 30 гектаров земли) и другой продукции. У предприятия уже есть 20 гектаров сада, из которого в нынешнем году получен неплохой урожай яблок, груш и слив. К концу года сад увеличится до 46, в следующем году до 220, а в перспективе он раскинется на 500 гектарах земли. Закладка сада будет вестись по новой технологии — каждое дерево, чтобы не зависеть от капризов погоды, будет иметь капельный полив.

____________________________________

На огонек в белорусский дом

В последнее время в моду стал возвращаться некогда популярный, но подзабытый национальный колорит. Дизайнеры одежды роются в сундуках бабушек в поисках “славянских изюминок”, оформители интерьеров ринулись в музеи учиться обставлять дом и создавать в нем уют так, как это умели делать наши предки. Даже модному понятию фэн-шуй нашлась альтернатива в виде славянского домоведения. А кому, как не белорусам, знать абсолютно все и даже немножко больше про уют и комфорт в доме?
Белорусский дом уже успел стать своеобразной визиткой определенного стиля: теплого, домашнего, создающего неповторимую атмосферу добра и гостеприимства. Если добавить к этому возможности современных материалов и техники, то неудивительно, что интерес к белорусскому колориту в дизайне интерьера постоянно растет.


Цвета жизни

Брэнд — отечественный, качество — европейское

И вот хорошая новость от ОАО “Белорусские обои”: в фирменных салонах и магазинах дилерской сети предприятия уже появились новые виниловые обои. Это актуальная тенденция сегодняшнего рынка: виниловые обои эстетичны, фактурны, а, кроме того, стены после оклейки можно мыть и перекрашивать. Поэтому виниловые обои так популярны у покупателей.
Обои под маркой “Vinyl” производятся из высококлассных импортных материалов на современном немецком оборудовании, и к тому же белорусский “Vinyl” стоит дешевле немецкого.
Виниловые обои имеют ряд п