Союзное государство

Интеграция, а не конкуренция

Интеграция, а не конкуренция
Интеграция, а не конкуренция

К номеру:   ()


01 Декабря 2008 года

Аграрии Беларуси и России на пути формирования единого продовольственного рынка

На заседании первой совместной коллегии Министерства сельского хозяйства и продовольствия Беларуси и Министерства сельского хозяйства России, прошедшей в здании Национальной библиотеки Беларуси, состоялся долгожданный и откровенный разговор по главным и самым болезненным вопросам сотрудничества наших стран в аграрной сфере. В итоге по всем основным направлениям стороны пришли к согласованной позиции. Достигнуто и соглашение по объемам поставок в Россию белорусского сахара. В работе коллегии приняли участие министры сельскохозяйственных ведомств наших стран – Семен Шапиро и Алексей Гордеев, заместитель Премьер-министра Беларуси Иван Бамбиза, другие официальные лица. Речь на коллегии шла об интеграции российского и белорусского рынков сельскохозяйственной продукции и продовольствия и задачах аграрной политики в рамках Союзного государства.
Россия является основным внешнеторговым партнером Беларуси по экспорту продовольствия. За прошлый год его поставлено на 1,5 млрд долларов (82% от суммы всего белорусского продовольственного экспорта). В текущем году – на 1,6 млрд долларов, а удельный вес импорта продовольствия в Россию из Беларуси ожидается порядка 4%. География белорусских продовольственных поставок охватывает все федеральные округа Российской Федерации.
Происходящие на мировом продовольственном рынке процессы, будучи следствием мирового кризиса, повлекли, особенно во втором полугодии, снижение спроса и соответственно цен на продовольствие, особенно на молочную продукцию, что привело в ноябре к убыточности белорусского экспорта сухого молока, масла, сыров. Уровень белорусских экспортных цен сегодня ниже отпускных цен перерабатывающих российских предприятий по маслу на 40%, сухому обезжиренному молоку – на 20%, сырам сычужным – на 12%. Однако можно ли говорить о каком-то демпинговании на российском рынке за счет сверхвысокой господдержки, если по таким же ценам российские потребители импортируют продовольствие из других стран?
Тем не менее, по мнению российских специалистов, более высокий уровень государственной поддержки в Беларуси позволяет ее сельхозпроизводителям иметь одностороннее преимущество на рынках России. Так ли это? По мнению белорусской стороны, сами объемы белорусского продовольственного экспорта не могут оказать существенного влияния на экономику сельскохозяйственной отрасли России. Белорусские сельхозорганизации находятся в несколько худших условиях, чем российские, – по налогам и отчислениям в социальные фонды, по ценам на природный газ, бензин, дизтопливо, электроэнергию. Кроме того, закупочные цены на агропродукцию в Беларуси существенно ниже, чем в России, имеющей преимущества в природно-климатических условиях. Таким образом, необходимость государственной финансовой и ресурсной поддержки сельскому хозяйству Беларуси существует, по крайней мере, на сегодня. Хотя со следующего года за счет рыночных методов формирования закупочных и розничных цен ее уровень в Беларуси будет сокращаться.
Объективно и то, что экономика агропромышленного комплекса обеих стран находится на подъеме благодаря государственной поддержке в соответствии с российской Государственной программой развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы, а также белорусской Государственной программой возрождения и развития села на 2005-2010 годы. За девять месяцев текущего года индекс производства сельхозпродукции в России составил 106,2%, в Беларуси – 108%. Собраны рекордные за всю историю урожаи зерновых – 100 млн тонн в России и 9 млн тонн в Беларуси.
Наращивается экспортный потенциал белорусской молочной продукции и мяса. В 2010 году на экспорт может быть реализовано 3,8 млн тонн молока и 200 тыс. тонн мяса. Вместе с тем, согласно утвержденным балансам, Россия планирует поэтапное снижение поставок молока из Беларуси с 2,8 млн тонн в нынешнем году до 2,5 млн тонн в 2012 году.
В какой степени это отвечает интересам российского потребителя? Сегодня Россия импортирует молочных продуктов, в пересчете на молоко, примерно 7 млн тонн, при этом потребление молока в России на душу населения значительно отстает от уровня ведущих государств и существенно ниже рекомендованных медицинских норм. Условия для производства молока в Беларуси и России примерно одинаковые, поэтому цены на молоко будут близкими. Однако если в Беларуси практически создана производственная база для содержания скота, генетический потенциал коров составляет 7-7,5 тыс. кг, имеется кормовая база, то в России все это еще нужно создавать, и процесс этот может затянуться на годы. Не актуальнее ли поэтому российским потребителям молока инвестировать средства не в производство, а в его совместную переработку?
Один из самых болезненных вопросов, прозвучавших на коллегии, – существующие барьеры в торговле продовольствием и сельхозсырьем как с одной, так и с другой стороны. Основные препятствия – нетарифные барьеры: запрет экспорта (импорта), ужесточение технических барьеров на таможне, валютные ограничения, лицензирование импорта, стандарты и сертификация и т.д. Мешает и протекционизм в отношении чувствительных продуктов – сахара, отдельных мясных и молочных продуктов.
Актуальным и неурегулированным до сих пор остается вопрос ветеринарного контроля. С 1 мая 2008 года ввоз всей продукции животного происхождения из Беларуси в Россию осуществляется только с предприятий, аттестованных Россельхознадзором, и разрешения получили не все белорусские предприятия-экспортеры. Чтобы не допустить ограничительных мер во взаимных поставках продукции и создать единый продовольственный рынок Союзного государства, Минсельхоз-прод Беларуси, уже устранив недостатки на большинстве предприятий, где они были выявлены, разработал пакет нормативных документов, в том числе порядок проведения взаимных инспекций и аттестации перерабатывающих предприятий, которые находятся на согласовании в Россельхознадзоре. Кроме того, белорусской стороной было предложено решить до 1 января 2009 года вопрос по четырнадцати белорусским предприятиям, которым Россельхознадзор установил ограничения на поставку продукции на экспорт в российские регионы.
В заключение российский министр предложил проводить такие совместные коллегии ежегодно.

Андрей БОБОК