Союзное государство

Лишних людей не бывает

Лишних людей не бывает
Лишних людей не бывает

К номеру:   ()


01 Декабря 2008 года

В кризисной ситуации Беларусь остается
социально ориентированным государством


Дыхание мирового кризиса уже начинает ощущаться даже в традиционно стабильной Беларуси. Первое, что тревожит каждого человека, – его социальные гарантии. В какой степени сможет белорусское государство защитить своих граждан от разразившейся мировой бури? На вопросы газеты «Союзное вече» отвечает председатель Постоянной комиссии Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь по труду, социальной защите, делам ветеранов и инвалидов Анна ЛАВРУКЕВИЧ. – Анна Николаевна, какие превентивные меры, на ваш взгляд, необходимо предпринять сегодня, чтобы защитить от последствий кризиса наших граждан, и в первую очередь – наиболее социально уязвимую часть населения?
– Когда в стране увеличивается число людей, остро нуждающихся в адресной социальной помощи, – это уже проигрыш. Социальную защищенность нужно рассматривать не саму по себе, а в контексте общей экономической ситуации в государстве. Главное, чего необходимо добиться всем нам, каждому на своем месте – чтобы не уменьшились доходы предприятий, чтобы они производили больше качественной продукции и чтобы эта продукция продавалась. Можно сколько угодно сочувствовать людям, нуждающимся в помощи, но если у тебя нет денег, ты этим людям не поможешь. Об этом, кстати, в одном из своих недавних выступлений сказал глава белорусского государства: необходимо, с одной стороны, сократить затраты, а с другой – выпустить больше конкурентоспособной продукции и всем вместе, используя все возможности, реализовать ее без задержек.
Будут доходы у предприятий – будут и налоговые поступления в бюджет, и зарплата людям, и положенные по закону льготы, и достойные пенсии. Безусловно, если ситуация будет ухудшаться, уверена, Президент и Правительство обязательно примут адекватные меры – никто не собирается пускать социальные процессы на самотек.
Но, повторяю, главное – не допустить остановки предприятий, обеспечить людей работой и таким образом добиться получения запланированной доходной части бюджета. Беларусь даже в кризисной ситуации не перестанет быть социально ориентированным государством. Вопрос в том, в каком размере мы сможем помочь нуждающимся и обеспечить льготы и пенсии.

– Для взрослого человека непенсионного возраста главное – иметь постоянную работу, которая гарантирует хотя бы минимально достойный уровень жизни своей семье. Но сегодня, если те же госпредприятия, несмотря на сложную ситуацию, стараются защитить интересы своих работников, отдельные коммерческие организации просто избавляются от «лишних» людей. Как вы считаете, есть ли здесь реальная законодательная возможность надежнее защитить интересы работника? Или частично ситуацию можно стабилизировать, скажем, за счет дополнительных преференциальных законодательных мер по отношению к работодателю?
– Считаю более рациональным помочь и госпредприятиям, и тем же коммерческим организациям не сворачивать свое производство или торговлю, чтобы они могли сохранить рабочие места для своих сотрудников. С другой стороны, одним «пряником», конечно, не обойдешься – необходимо тщательно следить за соблюдением прав сокращаемых работников, строго наказывать работодателя даже за небольшое нарушение трудового законодательства и стараться минимизировать потери для человека, теряющего работу.
Нами недавно внесены и уже приняты во втором чтении изменения в Закон Республики Беларусь «О занятости населения», в части «Обязанности нанимателей в области обеспечения занятости населения» (21-я статья). Суть изменений: не менее чем за два месяца до массового освобождения работников в связи с ликвидацией организации, прекращением ее деятельности письменно уведомлять органы по труду, занятости и социальной защите по месту нахождения нанимателя. С указанием фамилий, должности, квалификации, размеров оплаты труда работников. И что такое массовое увольнение, сколько это человек – пять, десять или больше, будет определяться Правительством Беларуси исходя из ситуации. Чтобы можно было (два месяца – немалый срок) посмотреть, разобраться на месте, что там за причина.

– Насколько актуально, по-вашему, усиление совместной работы с российскими коллегами-депутатами в направлении реального обеспечения равных прав граждан стран – участников Союзного государства Беларуси и России? С какими предложениями намерены выступить?
– Понятно, что первая сессия нового состава Парламентского Собрания будет прежде всего организационной. Однако всем нам, союзным депутатам нового созыва, считаю, необходимо всю свою работу, по всем направлениям планировать и строить, исходя из необходимости главного конечного результата – конкретной пользы для каждого человека, каждого гражданина наших стран. Очень важный момент – сбалансированное формирование и эффективное использование бюджета Союзного государства. Как сделать так, чтобы каждый рубль из союзного кошелька работал в конечном итоге на человека? Об этом каждый депутат обязан думать в первую очередь.
А с точки зрения социальной – конечно же, здесь во главу угла мы должны поставить выработку действенных механизмов для обеспечения именно реального, а не декларированного равенства прав граждан стран – участников Союзного государства. Можно принять очень хороший, справедливый закон, поаплодировать восторженно по этому поводу и успокоиться. А каким образом этот союзный закон будет исполняться на территории суверенного государства, где уже сформированы собственные исполнительные механизмы, которые никто не собирается менять? Выходит, принимая закон или поправку к нему, надо тут же адаптировать его к исполнительным механизмам на территории стран, где этот закон будет работать. И очень хорошо, что среди российских и белорусских депутатов нового созыва немало тех, кто имеет опыт работы в исполнительных структурах. Уверена, это поможет принимать законы в таком виде, чтобы они были предельно понятны основным исполнителям на местах. Тогда законы будут реально работать.

Беседовал Андрей ТАРАСОВ