Союзное государство

Союзное государство прирастать будет Кавказом

Союзное государство прирастать будет Кавказом
Союзное государство прирастать будет Кавказом

К номеру:   ()


01 Декабря 2008 года

Франц КЛИНЦЕВИЧ, заместитель председателя Комиссии Парламентского Собрания Союза Беларуси и России по информационной политике, первый заместитель председателя Комитета ГД по делам ветеранов, подводит итоги уходящего года. – Какими знаковыми событиями войдет в историю Союзного государства Тридцать пятая сессия Парламентского Собрания Союза Беларуси и России?
– Наиболее значимое событие для нас, как союзных парламентариев, – присутствие на сессии новых постоянных наблюдателей – наших коллег из Абхазии и Южной Осетии. Вы знаете, что наши связи начинались еще на территории разбомбленной грузинами Южной Осетии: там побывала делегация Парламентского Собрания. После признания Россией их независимости представители парламентов двух республик обратились к нам с просьбой ввести их в состав постоянных наблюдателей. В этом качестве они и присутствовали на Тридцать пятой сессии в Минске. Сейчас наша комиссия предложила поручить Секретариату Парламентского Собрания проработать с ними вопрос о возможности проведения выездных мероприятий союзных парламентариев на их территории.
Еще одно революционное новшество – увеличение авансирования программ Союзного государства до 80 процентов. Сегодня у россиян только 30, что делает выполнение большинства проектов невозможным.
Вместе с тем с трибуны сессии, как никогда ранее, звучало много критики об исполнении бюджета, финансировании и формировании союзных программ. Виновниками зачастую оказываются национальные министерства и ведомства, причем к российским претензий больше, межгосударственные различия финансовой и кредитной политики.

Но ведь мы делаем общее дело. Зачем плодить или мириться с искусственными преградами? Поэтому я рад, что депутаты наконец предложили обеспечить один цикл согласований в отраслевых министерствах и обратиться в Высший Госсовет Союзного государства для разработки соответствующего декрета, статус которого выше статуса национального закона. Правда, этому предшествовал серьезнейший анализ исполнения бюджетов и практики принятия программ.
– Франц Адамович, в канун Нового года принято подводить итоги сделанного, намечать новые планы, делать выводы. Какие выводы сделали вы?
– Беларусь и Россия, как в поговорке, «медленно запрягают, да быстро едут». За период строительства мы действительно достигли глубоких, содержательных взаимоотношений. Решили вопросы формирования единого экономического пространства, успешно унифицируем законодательство в социальной сфере, здравоохранении, на поприще ликвидации последствий чернобыльской катастрофы, сохраняем и развиваем культурные связи. Многие мероприятия социальной, культурной направленности стали традиционными. Наша молодежь регулярно встречается, пробует силы на сценических и спортивных площадках, учится военному делу и готовится плечом к плечу защищать Союзное государство. Мы беспрепятственно ездим друг к другу в гости, на отдых, лечиться, работать. Наши промышленные предприятия интегрированы друг в друга настолько, что эти связи уже не разорвать. Конечно, зримее они проявляются в приграничных областях, регионах. Там действительно неважно, россиянина или белоруса приняла белорусская акушерка. Белорусу или россиянину оказала экстренную помощь российская «скорая». Да наши народы никогда и не жили друг без друга. Правда, сейчас, в силу известных обстоятельств, для некоторых структур пока еще остаются немного иностранцами. Но, надеюсь, ненадолго: мир изменился, «запрягать» медленно уже не получится.
– Что вы имеете в виду: долгожданное принятие Конституционного Акта Союзного государства, подписание Соглашения о единой системе ПВО?
– И то, и другое. Всем ясно, что пора переходить от экономической интеграции к политической, государственной. Роль Парламентского Собрания Союза Беларуси и России ограничена рамками, которые для достигнутого уровня отношений наших стран стали тесными и тормозят дальнейшее экономическое и социальное союзническое развитие. Союзные парламентарии сегодня формируют бюджет Союзного государства, утверждают программы сотрудничества, унифицируют и гармонизируют союзное и национальные законодательства. Но этого уже недостаточно. Для решения многих производственных, экономических, энергетических проблем необходимы законы Союзного государства, которые могут принимать только легитимно избранные союзные парламентарии. Так что сама жизнь показывает: нам нужен легитимный союзный парламент. Легитимный наднациональный Совет Министров, Суд. Иными словами, юридически оформленное Союзное государство. Что интересно, его еще нет, а желающие войти в его состав, помимо Беларуси и России, есть. Например, Абхазия и Южная Осетия. Так что скоро нашего полку прибудет.
Что касается создания единой системы ПРО, то соглашение об этом готовится. Сегодня это актуально как никогда: действия блока НАТО и США, во что бы их ни рядили наши заокеанские и западноевропейские партнеры, несут прямую угрозу безопасности России и Беларуси, Союзному государству. Мы просто обязаны предпринять необходимые политические, экономические, военные и дипломатические шаги, направленные на противодействие этим угрозам. Усилить взаимодействие на международной арене, ускорить создание в двух государствах современных мобильных вооруженных сил, способных дать достойный отпор любому агрессору.
И мы не сидим сложа руки: на программы в сфере обороны, безопасности, правоохранительной деятельности в рамках Союзного государства Беларуси и России в этом году выделено более 2,5 млрд российских рублей, реализуются 17 программ, планов и мероприятий. На функционирование региональной группировки войск Беларуси и России из союзного бюджета направлено 398 млн российских рублей. 40 объектов военной инфраструктуры будут модернизированы.
– Традиционный в канун Нового года вопрос: каковы планы на будущее?
– Встретить этот всеми любимый праздник в кругу семьи, побывать на родине – я родом из Беларуси. Запастись там здоровьем, хорошим настроением и с новыми силами приступить к исполнению депутатских обязанностей: работать над упрочением наших отношений, развитием экономического сотрудничества, совершенствованием бюджетного процесса, процедуры принятия научно-технических, социальных и производственных программ, единого информационного пространства. Союзное строительство – по-прежнему наш главный союзнический приоритет.

Беседу вела
Наталья ДОЛГУШИНА