Союзное государство

БЕЗОПАСНОСТЬ ЧЕРЕЗ РАЗВИТИЕ

БЕЗОПАСНОСТЬ ЧЕРЕЗ РАЗВИТИЕ
БЕЗОПАСНОСТЬ ЧЕРЕЗ РАЗВИТИЕ

К номеру:   ()


01 Декабря 2008 года

Специальный выпуск о тринадцатом заседании постоянно действующего семинара
при Парламентском Собрании Союза Беларуси и России


Приоритетная задача союзного строительства – завершение формирования системы обеспечения безопасности Союзного государства, способной адекватно и рационально противодействовать комплексу глобальных, региональных, трансграничных, внутренних опасностей и угроз. Очередное, тринадцатое по счету заседание постоянно действующего семинара при Парламентском Собрании Союза Беларуси и России вызвало особый интерес журналистов, что в общем-то вполне объяснимо. Безопасность и защита национальных интересов были и остаются жизненно важным направлением строительства Союзного государства. А в условиях резко осложнившейся геополитической и экономической ситуации в мире их значимость возрастает еще больше. Именно поэтому участники семинара были единодушны в том, что Беларусь и Россия на современном этапе нуждаются в единой стратегии обеспечения системы безопасности, способной адекватно и рационально противодействовать комплексу глобальных, региональных, трансграничных и внутренних опасностей и угроз.

По словам российского эксперта, союзная интеграция предполагает единение всего потенциала, общую идеологию, цель и стратегию, унифицированную правовую базу, совместные законы. На деле же Союзное государство до сих пор не стало субъектом мирового права, по многим вопросам нам не удается прийти к общему знаменателю. А главное, у нас нет выверенной национальной стратегии безопасности и развития. “Мы должны реалистично оценить угрозы и больше подчинять экономику интересам обороны, взяв за основу лозунг “Безопасность через развитие», – полагает Александр Владимиров.
С ним не согласна депутат Татьяна Москалькова, по словам которой Союзное государство поступательно развивается, и к тем достижениям и наработкам, которые уже есть, надо относиться очень бережно. Чтобы укрепить свою политическую и экономическую безопасность, необходимо как можно быстрее завершить формирование таможенного союза, отказаться от всякого рода пошлин и демпингов, выработать единые тарифы.
Еще один приоритет – создание новых методик борьбы с экономическими преступлениями, поскольку глобальные кризисы всегда сопровождаются всплеском преступности, особенно в области экономики. Речь идет о правонарушениях в сферах налогообложения, банковской деятельности, отмывании доходов, полученных незаконным путем. Только в этом году подразделениями по борьбе с экономическими преступлениями и коррупцией, органами внутренних дел Беларуси в банковской системе выявлено 115 преступлений. В сфере предпринимательства зарегистрировано 158 тяжких и особо тяжких преступных деяний, в том числе 68 замаскированных хищений, 62 мошенничества в крупном размере.
По мнению экспертов, в сотрудничестве правоохранительных органов стран СНГ, в том числе Беларуси и России, еще много неиспользованных резервов. Например, слабо задействуются преимущества Интерпола по выявлению и розыску преступников.
Одним из важных звеньев обеспечения безопасности является программа по обустройству внешних границ Союзного государства. На белорусской границе сегодня настоящий технологический бум. Во всех пунктах пропуска работает автоматизированная система пограничного контроля. Электронная база данных значительно сократила время оформления и улучшила качество проверки. Появились мобильные лаборатории оперативного реагирования, которые в считанные минуты распознают радиоактивный груз и определяют уровень излучения. С такой же оперативностью принимается решение о дальнейшей судьбе груза.
По данным Государственного пограничного комитета страны, в этом году на модернизацию белорусского участка прибалтийской границы выделено 190 миллионов российских рублей, а финансирование всей программы обустройства союзной границы до 2011 года обойдется в 1,4 миллиарда рублей.
Помимо средств из союзного бюджета деньги на эти цели выделяют различные европейские структуры. На Западе крайне заинтересованы в том, чтобы союзная граница стала непреодолимым барьером для наркотрафика, нелегальных мигрантов и прочего криминала. За десять лет по линии международной технической помощи пограничникам было выделено более 25 миллионов долларов. На эти средства проведена демаркация границы с Литвой и Латвией, развернуто 10 мобильных пограничных застав на границе со странами Евросоюза и Украиной, завершено создание автоматизированной системы пограничного контроля, реконструирован кинологический центр, создается сеть центров временного содержания нелегальных мигрантов и лиц, ищущих убежища.
Благодаря союзной программе развития таможенной инфраструктуры на территории Беларуси реконструированы восемь пунктов пропуска. Все они получили высокую оценку зарубежных экспертов. Взять, к примеру, автодорожный пропускной пункт “Мокраны» в Малоритском районе Брестской области. Долгое время его пытались использовать в своих целях контрабандисты. Зачастую через этот переход на территорию Союзного государства ввозили спирт, сигареты, наркотики. А имевшееся техническое оснащение значительно отставало от требований времени. Теперь же в “Мокранах», и не только там, есть суперсовременная аппаратура, позволяющая вычислить самого изощренного нарушителя.
Развитие таможенной инфраструктуры продолжается. На будущий год запланировано введение в строй трех пунктов пропуска. Еще пять намечено обустроить к 2011 году. За этот год белорусские таможенники возбудили 48 уголовных дел по выявленным фактам контрабанды и иным преступлениям. Изъято 20 килограммов наркотиков, свыше 32 тонн алкогольной продукции и около 150 предметов, имеющих историческую и художественную ценность.
В Государственном таможенном комитете Беларуси уверяют: страна никогда не будет проходным двором для нарушителей закона.
По итогам состоявшегося семинара выработаны рекомендации для исполнительных органов Союзного государства, которые, по мнению парламентариев, будут способствовать развитию интеграционных процессов в сфере обороны, национальной безопасности и борьбы с преступностью.
Участники семинара предложили Высшему Государственному Совету рассмотреть на своем заседании актуальные проблемы обеспечения безопасности Союзного государства на период до 2012 года и по результатам обсуждения поручить союзному Совмину подготовить в 2009 году проект Стратегии обеспечения безопасности Союзного государства с привлечением к этой работе комиссий Парламентского Собрания Союза Беларуси и России, профильных министерств и ведомств обеих стран.
Кроме того, рекомендовано внести предложения советам безопасности Беларуси и России по объединению усилий в совершенствовании информационно-аналитической работы, мониторинга и прогнозирования появления новых вызовов и угроз на среднесрочную перспективу в целях принятия адекватных мер по их пресечению и локализации.
Среди приоритетных направлений обеспечения безопасности Союзного государства – борьба с организованной преступностью и коррупцией. В связи с этим правоохранительным структурам обеих стран рекомендовано активизировать работу по гармонизации национальных законодательств и совершенствованию правоприменительной практики в сфере борьбы с преступностью.
Еще одним актуальным направлением обеспечения государственной и социальной безопасности признана информационная безопасность. Заинтересованным министерствам и ведомствам рекомендовано принять исчерпывающие меры для реализации программы Союзного государства по развитию системы защиты общих информационных ресурсов от воздействия так называемого информационного оружия.

На снимках: участники семинара ознакомились с работой пункта управления оперативнотактического командования ВВС и войск ПВО, а также с 61-й истребительной авиабазой.

_________________________

Предупреждать и противодействовать

В случае возникновения общих проблемных, кризисных, чрезвычайных ситуаций особенно важна межгосударственная координация деятельности двух стран в рамках
Союзного государства.

Семинар «Пути решения актуальных проблем обеспечения безопасности в Союзном государстве в современных условиях» открывал председатель Комиссии Парламентского Собрания Союза Беларуси и России по безопасности, обороне и борьбе с преступностью, заместитель председателя Постоянной комиссии Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь Анатолий ВаньковиЧ. И на правах хозяина, так как семинар проходил в Минске и Барановичах, и как авторитетный специалист в вопросах безопасности. Анатолий Степанович окончил Вильнюсское высшее военное училище радиоэлектроники противовоздушной обороны, Военную командную Краснознаменную академию противовоздушной обороны имени Г.К.Жукова, Академию Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации. Генерал-майор. Прошел армейский путь от командира взвода до начальника Главного штаба – первого заместителя командующего ВВС и войсками ПВО Вооруженных Сил Республики Беларусь. Награжден орденом «За службу Родине» III степени, медалями «За безупречную службу» I, II, III степени, «За боевые заслуги», девятью медалями СССР, Республики Беларусь и Российской Федерации.

– Анатолий Степанович, как вы в целом оцениваете деятельность Союзного государства по обеспечению своей безопасности, безопасности своих граждан?
– Беларусь и Россия реализуют сегодня 17 совместных программ, которые непосредственно касаются безопасности Союзного государства. На их выполнение направляется почти 50 процентов союзного бюджета. И уже этот факт подтверждает то огромное внимание, которое уделяется вопросам нашей общей безопасности.
Но, увы, сегодня количество рисков – экономических, политических, социальных и многих других – столь велико и они столь масштабны, что требуется постоянный их мониторинг и тесно скоординированная работа всех государственных структур Беларуси и России по их предупреждению, профилактике и адекватному противодействию.
Сегодня в государствах – участниках Союзного государства под руководством президентов Беларуси и России функционируют собственные системы обеспечения безопасности. Деятельность силовых структур и спецслужб достаточно скоординирована на национальном уровне. В рамках Союзного государства налажено взаимодействие между национальными структурами, участвующими в обеспечении безопасности в той или иной сфере: вопросы общей деятельности решаются на совместных коллегиях соответствующих министерств и ведомств, действуют Таможенный и Пограничный комитеты Союзного государства и др.
Вместе с тем практика свидетельствует о недостаточности лишь межведомственного взаимодействия, она подтверждает потребность в координации деятельности по обеспечению безопасности в масштабе Союзного государства. Необходим орган, который на постоянной основе решал бы задачи совместной безопасности. Недостаточная межгосударственная координация не позволяет адекватно реагировать на возникающие сложные и напряженные ситуации в сфере безопасности Союзного государства в целом и возможное их обострение, способное в перспективе дестабилизировать политическое и социально-экономическое положение в государствах-участниках и Союзном государстве в целом.
Особенно острой потребность в межгосударственной координации деятельности двух государств в рамках Союзного государства становится в случаях возникновения общих проблемных, кризисных, чрезвычайных ситуаций в политической, социально- экономической и других сферах обоих государств.
Результаты анализа, проведенного членами Научно-консультативного совета Парламентского Собрания Союза Беларуси и России, показывают, что для совершенствования совместной деятельности наших стран в сфере безопасности необходимы ситуационный анализ безопасности в Союзном государстве и согласование на межгосударственном уровне действий заинтересованных органов Республики Беларусь и Российской Федерации по обеспечению общей безопасности.
Актуальными направлениями этой работы являются, в частности, развитие информационно-аналитического обеспечения Высшего Государственного Совета и Совета Министров Союзного государства по вопросам состояния безопасности государств-участников и общей безопасности Союзного государства; осуществление практической координации совместных действий по реализации Концепции безопасности Союзного государства в условиях возникновения и нарастания проблемных, кризисных и чрезвычайных ситуаций; межгосударственный и межведомственный контроль за исполнением решений ВГС и Совмина по вопросам безопасности.
В интересах координации необходимо опять же на постоянной основе проводить анализ данных мониторинга ситуации в сфере безопасности государств-участников и Союзного государства в целом и вести разработку текущих и перспективных мер по совершенствованию ее обеспечения. Нужна постоянная экспертиза проектов решений и планов органов Союзного государства, направленных на предупреждение и преодоление проблемных и иных ситуаций в обеспечении безопасности в Союзном государстве; выработка предложений для ВГС и Совета Министров по повышению результативности совместных мероприятий и совершенствованию управления обеспечением безопасности. Необходим постоянный межгосударственный контроль хода реализации Концепции безопасности Союзного государства, а также определение перспективных направлений противодействия угрозам интересам Беларуси и России, предотвращения кризисных и чрезвычайных ситуаций, в том числе требующих разработки новых союзных программ.
Для решения перечисленных и других задач в области безопасности Союзного государства целесообразно создание соответствующего рабочего органа.
Научно-консультативным советом Парламентского Собрания разработан проект о таком органе, где определены его основные задачи, функции, полномочия, регламент работы и другие организационные вопросы. И семинар стал еще одним шагом в решении этой актуальной проблемы союзного строительства.

– На семинаре обсуждалась идея создания Координационного совета безопасности Союзного государства. Какими видятся его задачи, как он будет формироваться?
– Координационный совет безопасности Союзного государства представляется целесообразным образовать при Высшем Государственном Совете Союзного государства. Данный Совет должен стать постоянно действующим представительным органом, включающим в свой состав заместителей руководителей органов Союзного государства, советов безопасности, спецслужб, МИД, МО, МВД, МЧС и других органов государственной власти Беларуси и России, в компетенцию которых входит обеспечение безопасности. Персональный состав Совета объявляется постановлением Высшего Государственного Совета Союзного государства.
Координационный совет безопасности мог бы вести постоянный и профессиональный мониторинг угроз безопасности Союзному государству, вырабатывать комплекс совместных мероприятий по их нейтрализации. В его задачи входило бы проведение экспертизы подготовленных министерствами и ведомствами предложений для Высшего Государственного Совета, организация квалифицированной экспертизы специальных мероприятий по предупреждению и противодействию проблемным, кризисным и чрезвычайным ситуациям, общий контроль хода исполнения решений ВГС по вопросам безопасности на всех стадиях их реализации.
Консультационный совет мог бы стать организатором внедрения единых информационных технологий в ситуационных центрах различной государственной и ведомственной подчиненности в целях совершенствования управления и координации совместных действий; участвовать в определении общей потребности финансирования союзных программ в области безопасности из бюджета Союзного государства; заслушивать отчеты министерств и ведомств государств-участников в рамках своей компетенции по итогам деятельности по обеспечению безопасности Союзного государства. И это лишь основные его функции и права.
Работа КСБ осуществляется на плановой основе в соответствии с регламентом, утверждаемым председателем Совета. Его заседания должны быть постоянными, не реже одного раза в квартал, а при необходимости он должен безотлагательно рассматривать вопросы, входящие в его компетенцию.
– Насколько известно, предложение о создании Координационного совета безопасности Союзного государства было далеко не единственным в проекте рекомендаций участников семинара для государственных органов Беларуси и России.
– Безусловно. Согласно проекту рекомендаций постоянно действующего семинара, приоритетной задачей союзного строительства становится завершение формирования системы обеспечения безопасности Союзного государства, способной адекватно и рационально противодействовать комплексу глобальных, региональных, трансграничных и внутренних опасностей и угроз.
Участники семинара обсуждали необходимость внесения предложения Высшему Государственному Совету Союзного государства рассмотреть на своем заседании актуальные проблемы обеспечения безопасности Союзного государства на период до 2012 года. А по результатам обсуждения поручить Совету Министров Союзного государства подготовить в 2009 году проект Стратегии обеспечения безопасности Союзного государства с привлечением к этой работе комиссий Парламентского собрания Союза Беларуси и России, профильных министерств и ведомств обеих стран.
Планируется также внести предложения cовбезам Беларуси и России по объединению усилий в совершенствовании информационно-аналитической работы, проведении мониторинга и оценке существующих угроз национальным интересам и безопасности государств-участников. Совмину СНГ будет предложено совместно с профильными комиссиями Парламентского Собрания, министерствами и ведомствами в 2009 году провести анализ действующих договоров, соглашений в сфере обеспечения безопасности на межгосударственном уровне в рамках Союзного государства и принять дополнительные меры по их эффективной реализации на практике.
В проекте рекомендаций отмечается, что одним из приоритетных направлений обеспечения безопасности Союзного государства является активное участие Беларуси и России в военно-политической интеграции в рамках ОДКБ. Борьбу с организованной преступностью и коррупцией предлагается считать приоритетным направлением в деятельности правоохранительных органов государств – участников Союзного государства по обеспечению общественной безопасности.
В целом участники семинара выразили уверенность в том, что осуществление перечисленных и других мер по обеспечению безопасности России и Беларуси будет способствовать дальнейшему формированию Союзного государства.

________________________________

Баланс национальных интересов находит отражение в основных направлениях сотрудничества

Юрий ДУБИНСКИЙ, заместитель Госсекретаря –
член Постоянного Комитета Союзного государства.

Вопросам обороны, безопасности и правоохранительной деятельности Союзного государства уделяется особое внимание. В этом году по указанным направлениям реализуется 17 программ и мероприятий с общим бюджетом свыше 2,5 миллиарда российских рублей, что составляет более половины союзного бюджета. Можно выделить пять основных направлений сотрудничества в области обеспечения безопасности.
Первое из них – это сотрудничество в оборонной сфере. В основе белорусско-российского взаимодействия лежит Концепция совместной оборонной политики и Военная доктрина Союзного государства. Создана и функционирует региональная группировка войск Беларуси и России. В текущем году на ее обеспечение из бюджета Союзного государства направлено 398 миллионов российских рублей. Также реализуется программа совершенствования объектов военной инфраструктуры, предназначенных для совместного использования. Она предусматривает модернизацию более 40 объектов военной инфраструктуры на территории Беларуси и России. Осуществляется реализация программы по созданию единой системы технического прикрытия железных дорог региона.
В июне этого года завершена программа подготовки белорусских военнослужащих в военно-учебных заведениях Минобороны России, в рамках которой в 34 российских вузах подготовлено 842 специалиста для Вооруженных Сил Республики Беларусь. В настоящее время на рассмотрение Совета Министров Союзного государства готовится новый концептуальный документ – проект Основ функционирования военной организации Союзного государства. К подписанию также готовится соглашение о создании единой системы ПВО двух стран и прорабатывается вопрос о разработке новой программы, предназначенной для обеспечения безопасности западного рубежа Союзного государства. Последняя, в частности, предусматривает создание низковысотного локационного поля для системы ПВО двух стран.
Вторым направлением сотрудничества является обеспечение безопасности внешних границ Союзного государства. Сейчас выполняется вторая союзная программа по их обустройству, рассчитанная до 2011 года. На недавней коллегии пограничных ведомств двух стран в Бресте было принято решение подготовить предложения по разработке новой программы обеспечения безопасности внешней границы Союзного государства на 2012–2017 годы.
Третье направление предусматривает взаимодействие в сфере правоохранительной деятельности. Результаты исследования, проведенного МВД Беларуси и России, на среднесрочную перспективу указывают на реальность развития неблагоприятного социально-криминологического сценария. Возникают новые источники криминогенного воздействия, связанные с производственно-экономической и социальной сферами жизни. Многие криминогенные процессы изменяют свои внешние характеристики, однако отмечается усиление их негативного воздействия на различные сферы жизни общества.
Вот почему требуется существенное укрепление правоохранительных органов и ужесточение мер борьбы с преступностью. Для выполнения этой задачи была принята специальная программа борьбы с преступностью на 2008–2012 годы с общим бюджетом свыше 617 миллионов российских рублей. Реализация мероприятий по данной программе позволит повысить эффективность деятельности органов внутренних дел в борьбе с преступностью, снизить темпы ее роста, ослабить позиции организованной преступности и минимизировать уровень криминализации экономики, повысить раскрываемость тяжких преступлений, обеспечить своевременное реагирование на вызовы и угрозы общественной безопасности.
Четвертое направление сотрудничества включает осуществление совместных практических мероприятий и подготовку кадров. Приоритетом здесь является борьба с терроризмом. В рамках взаимодействия КГБ Беларуси и ФСБ России осуществляется реализация ежегодного плана совместных мероприятий по противодействию терроризму на территории Союзного государства. На эти цели в 2008 году выделено около шести миллионов российских рублей. С учетом реальных потребностей органов безопасности государств-участников в учебных заведениях ФСБ и КГБ осуществляется подпрограмма профессиональной подготовки и повышения квалификации кадров для органов госбезопасности.
Нельзя упускать из виду и сотрудничество в оборонно-промышленной сфере. Речь прежде всего идет о таком направлении, как разработка и внедрение в производство продукции специального и двойного назначения. В текущем году реализуется восемь научно-технических программ, на которые направлено более 1,4 миллиарда российских рублей. Среди них программа по спецволокну, суперсовременной вычислительной технике, использованию космоса и другие.

_________________________________

Учиться новому пониманию мировых реалий

Знание сегодня определяет военную мощь нации, ее выживание и военный успех.

Александр ВЛАДИМИРОВ, вице-президент Коллегии военных экспертов России,
Член Совета по национальной стратегии, старший научный сотрудник НЭ РАН.

Во времена холодной войны у политического руководства США и СССР от момента обнаружения старта ракет до принятия решения на ответный удар было порядка 15 минут. При условии размещения элементов ПРО США в Чехии и Польше и их вероятном использовании в качестве ядерных ракет меньшей и средней дальности время реакции политического руководства России и Беларуси сокращается до 2–3 минут, что делает процесс принятия решений в буквальном смысле слова «нечеловеческим», поэтому должен быть поручен компьютеру. Еще лучше, если и процесс, и реализация «решения» станут частью алгоритма превентивных действий российской армии, что является сферой абсолютно профессиональной, а значит, доступной (разрешенной) только знающим и уполномоченным.
Поэтому важнейшей проблемой сегодня становится возможность системы государственного, а значит, эквивалентного ему военного управления получением необходимой и точной информации и ее своевременная, лучше – заблаговременная доставка до инстанции, принимающей решение. Это предполагает не только высочайший профессионализм управляющих инстанций, но и разработанную систему критериев и признаков войны, что требует новых подходов к теории и практике войны, системе выработки и распространения знаний.
Приведенные примеры неоспоримо доказывают необходимость военных знаний и военного профессионализма у людей в структурах государственного управления, ответственных за безопасность нации и решение вопросов войны и мира, а также наличия инфраструктуры самих знаний, возможностей и национальных систем их реализации. Более того, сегодня очевидно, что знание является самостоятельным ресурсом выживания и развития нации, поскольку, рождая технологии, информацию и компетентность, определяет военную мощь нации, ее выживание и военный успех.
Важнейшим принципом расширения и улучшения качества национальной сферы знания является понимание, что бояться знания не надо, а независимость и несогласие экспертов с принятыми ныне взглядами на существо проблем войны и мира, государственного и военного строительства является нормой, раздвигающей рамки знания, а не свидетельством их нелояльности.
Из всех форм общественной жизни государство остается единственным легитимным общественным институтом – последней надеждой нации и гарантом ее выживания. В ответ на требование самых «продвинутых» – «меньше государства» мы зададим простой вопрос: во имя чего меньше? И в ответ получим только «демократические завывания» о «конкурентоспособности, эффективности и успешности» в их самом диком, рыночном виде. При этом сами «демократы» никогда не будут нести личную ответственность «за базар». Так образуется одна из главных задач человечества – спасти национальное государство и национально-государственную идентификацию людей.
Мы не должны давать права и возможности вновь появляющимся общественным новообразованиям, к которым можно отнести транснациональные корпорации и союзы, религии, «особо успешные регионы» и т.д., стремящиеся заменить собой национальное государство, говорить и действовать от имени «международного гражданского общества», становиться самостоятельными субъектами геополитики.
Современная война не видна, не осязаема, ее как бы нет. Но люди гибнут, государства рушатся и народы исчезают. И в первую очередь те, которые, даже погибая, не замечают или не хотят замечать ведущейся против них войны – политической, экономической, информационной, идеологической. Именно так погиб СССР и может погибнуть Россия.
С точки зрения теории войн сегодня «воюют» все государства и нации – за историческое выживание, место и роль в мире. Россия, Беларусь и Союзное государство в целом. Но единственным агрессором, инициатором и исполнителем всех вооруженных конфликтов современности, всех видов международной напряженности являются Соединенные Штаты Америки, применяющие как средства вооруженной борьбы, так и новые операционные средства войны – «чтобы американоцентричный глобализм стал «вечным».
В целях подготовки мировой «инфраструктуры» к захвату к миру в целом, к России и Беларуси целенаправленно применяются геополитические стратегии и политические, экономические, культурологические и так далее технологии – системные средства глобального управления. Совокупность согласованных прямых и непрямых действий различного масштаба применяется геополитическим агрессором к своему геополитическому противнику с целью его ликвидации в качестве соперника и равнопорядкового субъекта – вплоть до полной дезинтеграции его государственности. Главным принципом их осуществления является прямая, открытая эшелонированная экспансия, которой США сеют в мире хаос и неверие в возможность альтернативы их вечному лидерству.
Особенно важно это осознавать в связи с нашим печальным национальным опытом последних тридцати лет, который подтверждает, что государство, не догадывающееся об этих стратегиях и технологиях и не распознающее признаки их применения относительно себя, обречено на поражение. Нам необходимо понять, что Россия, Беларусь и Союзное государство в современном и будущем мире не имеют и не могут иметь союзников.
Поэтому нам надо учиться новому пониманию мировых реалий и оценивать их с точки зрения теории войны, которая еще не разработана. Выработать единое понимание, что такое «союзник», «стратегия», «война», «национальная безопасность», и, опираясь на новое знание, строить национальную и союзную стратегию, которых еще нет, разрабатывать новые документы доктринального характера и новое правовое поле действий.
И России, и Беларуси нужно переоценить текущую политику и совместно выходить с инициативами формирования новой системы региональной безопасности в Европе, разрабатывать механизмы борьбы с новыми операционными средствами войны – геополитическими технологиями, которые успешно применяются нашими противниками. Искать способы парирования угроз размывания нашей славянской и исторической национальной идентичности, не давать чуждым идеологиям и их носителям создавать на наших землях их цивилизационные плацдармы и так далее, прекратить думать, что ничего плохого не случится и все обойдется благодаря талантам наших национальных лидеров. Их талантов будет недостаточно, так как необходимо не только в корне менять взгляды и подходы к безопасности, но и переориентировать и заново формировать системы национальной безопасности России, Беларуси и Союзного государства.
И не надо думать, что все это можно получить «на халяву» или заказать необходимые исследования каким-то государственным институтам. Эту работу может выполнить считанное число специалистов, которых еще надо, в буквальном смысле поштучно, найти и заинтересовать. И заниматься этим необходимо на самом высоком государственном уровне. Например, США тратят на эти цели порядка двух миллиардов долларов в год.
В заключение хочу сказать, что в рамках существующих подходов решить проблемы безопасности России, Беларуси и Союзного государства невозможно. Нам нужно исправлять ситуацию, от которой напрямую зависит будущее наших народов. Если не начать делать это уже сейчас, нам придется отвечать перед грядущими поколениями за свою близорукость, корысть, невежество и нерешительность.

_________________________

Спецслужбы напоминают

Основа сегодняшних угроз безопасности Союзного государства была заложена в середине 80-х годов ХХ столетия, когда готовился развал Советского Союза.

Виктор ПЕТРИЩЕВ, заместитель начальника НИЦ ФСБ России по научной работе, доктор юридических наук, профессор.

Именно тогда на волне так называемых демократических преобразований в СССР стали возникать, разрастаться и множиться опасные деструктивные процессы, объективно создававшие благоприятные условия для роста сепаратизма, экстремизма, преступности.
Отечественные органы безопасности, отслеживая динамику происходящих событий, прогнозировали возможное наступление трагической развязки и регулярно информировали о нарастающей угрозе распада державы руководство страны, начиная с самых ранних этапов активизации националистических и сепаратистских процессов в прибалтийских республиках. Однако глава государства, увлеченный идеей защиты «общечеловеческих интересов», не воспринимал всерьез эти тревожные сигналы, списывая их на профессиональную подозрительность сотрудников КГБ СССР. Дезинтеграционные процессы, приведшие к разрушению Советского Союза, набрав инерцию и распространившись среди широких социальных групп и слоев населения, превратились в серьезную угрозу и для возникших на постсоветском пространстве административно-государственных образований. Благоприятствующим, а иногда детерминирующим фактором в разрастании угроз безопасности в государствах постсоветского пространства стали распространение во всех слоях общества правового и нравственного нигилизма, утрата общей и политической культуры.
Не вызывает сомнений тот факт, что и в развале Советского Союза, и в создании очагов напряженности в образовавшихся на постсоветском пространстве государствах приняли самое активное участие специальные службы США и их союзников, стремившиеся к построению однополярного мира. Показательным является и то обстоятельство, что после разрушения СССР в образовавшиеся на его развалинах государства хлынул поток «советников» из США и других стран Запада, которые стали активно «помогать» новому руководству в экономической, политической, бюджетной, военной и других сферах, по существу претворяя в жизнь геостратегические замыслы своих национальных администраций. Главной целью при этом были активизация и углубление дезинтеграционных процессов на постсоветском пространстве, ослабление и подчинение вновь возникших государств своей политической воле. Российская оперативная практика знает много примеров, когда американские «эксперты» получали свободный доступ к секретной информации, посещали режимные объекты, проводили опросы их сотрудников. С учетом изложенного излишне доказывать тот факт, что такое одностороннее «сотрудничество» со спецслужбами США нанесло серьезный ущерб безопасности страны. Прозрение по поводу истинных целей американской «помощи» шло слишком медленно, а сотрудничество с заокеанскими «партнерами» дорого обошлось безопасности России.
Сегодня уже ни для кого не является секретом, что все декларации американской администрации о защите демократических свобод во всем мире, о войне с международным терроризмом служат лишь прикрытием агрессивной внешней политики США, а развязанные ими войны в Югославии, Афганистане, Ираке или организованные и спонсированные «цветные революции» в Сербии, Украине, Грузии, Киргизии – лишь средства достижения целей этой политики.
После распада Советского Союза возник и целый комплекс новых обстоятельств, способствовавших росту масштабов и географии угрожающих тенденций: обострение социальной напряженности, порожденное кризисом в различных сферах человеческих отношений (экономика, политика, духовность, идеология, нравственность и т.д.); криминализация различных сфер общественной жизни; активизировавшаяся подрывная деятельность зарубежных спецслужб и организаций; национализм и сепаратизм; незаконный оборот средств совершения преступлений; возрастание масштабов и общественной опасности организованной преступности и наркобизнеса, а также ряд других негативных процессов.
Образовался вакуум в идеологической сфере. Произошла девальвация и утрата таких понятий, как патриотизм, гражданственность, чувство долга, коллективизм, которые прежде выполняли роль идеологических скреп общества.
После развала Советского Союза именно органы безопасности оказались теми прагматичными и объективно оценивающими обстановку структурами, которые выступили инициаторами сохранения тесной координации в области обеспечения коллективной и национальной безопасности. При активном участии именно КГБ Республики Беларусь и ФСБ России в марте 1997 года решением Совета глав государств Содружества Независимых Государств был создан координационный орган СНГ – Совет руководителей спецслужб и органов безопасности (СОРБ). На юбилейном, 20-м заседании СОРБ, состоявшемся в Санкт-Петербурге в 2007 году, его участники отмечали, что именно представители спецслужб Содружества встали во главе интеграционных процессов, в дальнейшем развивавшихся по различным направлениям и сферам деятельности.
Именно белорусские и российские органы безопасности пошли дальше и глубже всех в сотрудничестве на постсоветском пространстве. Еще в мае 1992 года Министерство безопасности Российской Федерации и Комитет государственной безопасности Республики Беларусь подписали Соглашение о сотрудничестве и взаимодействии. В документе закреплены основные направления и формы сотрудничества в области обеспечения безопасности государств.
Соглашение закрепляет возможность осуществления при необходимости и по взаимному согласию совместных оперативно-розыскных мероприятий на территории Российской Федерации и Республики Беларусь, органы безопасности взаимодействуют и оказывают друг другу помощь в розыске и задержании лиц, совершивших преступления или подозреваемых в совершении преступлений, обмениваются оперативными данными, информируют друг друга о возможных экстремальных и чрезвычайных ситуациях, затрагивающих суверенитет, территориальную целостность, обороноспособность, экономическую и экологическую безопасность Российской Федерации и Республики Беларусь. В документе предусматривается сотрудничество и по другим направлениям деятельности: в области подготовки кадров, оказании методической и материально-технической помощи и т.д.
Органы безопасности Беларуси и России являются главными субъектами реализации ежегодных межгосударственных планов совместных мероприятий по противодействию терроризму на территории Союзного государства. Ежегодно принимаются и реализуются планы основных совместных организационных и оперативно-розыскных мероприятий ФСБ России и КГБ Беларуси.

_______________________________

Масштабы угроз и новые вызовы
заставляют ведущие державы непрерывно совершенствовать силовые инструменты
и механизмы обеспечения безопасности


Дмитрий УПОРОВ, заместитель начальника отдела управления международного военного сотрудничества Министерства обороны Республики Беларусь.

При этом перспектива того, что использование дипломатических методов и соблюдение общепризнанных принципов и норм международного права останутся доминирующей тенденцией в решении проблем международной безопасности, крайне низка.
На первый план с точки зрения региональной безопасности выдвинулась проблема размещения на континенте элементов системы стратегической противоракетной обороны США. Анализ сложившейся ситуации позволяет говорить о том, что данный процесс приобрел необратимый характер и появление соответствующих американских объектов в Польше и Чехии на сегодняшний день представляется предрешенным. Планы по развертыванию элементов системы стратегической противоракетной обороны США в Европе поддержало руководство Североатлантического союза. Об этом в очередной раз было заявлено на заседании Совета НАТО на уровне министров иностранных дел.
Непосредственным дестабилизирующим фактором развития обстановки в регионе является наличие территорий, «свободных» от ограничений на размещение обычных вооружений. Неучастие Литвы, Латвии и Эстонии в ДОВСЕ позволяет им продолжить формирование законодательной и нормативной правовой базы для приема и размещения на своей территории иностранных воинских контингентов, что создает предпосылки для развертывания в сопредельных странах группировок войск любого состава и численности без нарушения положений Договора.
В ходе апрельского саммита НАТО в Бухаресте было принято решение о расширении альянса за счет принятия Албании и Хорватии. Примечательно, что при рассмотрении вопроса о приеме в альянс новых членов руководством НАТО учитываются не столько критерии реальной готовности стран – претендентов на вступление в блок, сколько демонстрация приверженности «западным ценностям», степень участия в проводимых под эгидой блока операциях, а также их геостратегическое положение в плане продвижения интересов Запада.
В интересах подготовки к размещению контингентов ОВС НАТО продолжается совершенствование оперативного оборудования территории Польши и стран Балтии, а также приведение их военной инфраструктуры в соответствие со стандартами альянса. Наиболее значительные мероприятия по совершенствованию оперативного оборудования проведены по модернизации военных аэродромов. В настоящее время завершены работы по переоборудованию четырех польских и одной литовской авиабаз. К завершающей стадии приближаются работы еще на пяти аэродромах: трех в Польше и по одному – в Латвии и Эстонии.
Характерным примером освоения потенциального театра военных действий является миссия НАТО по охране воздушного пространства стран Балтии. На данный момент соответствующий опыт получили более 100 экипажей из 13 государств – членов НАТО. При этом обозначилась тенденция расширения участия самих стран Балтии в соответствующих мероприятиях: в настоящее время посредством принятия на себя части материально-финансовых затрат, в перспективе – путем возможного создания сводного формирования ВВС. В качестве возможного срока передачи миссии странам Балтии рассматривается 2015 год.
Отдельным направлением в деятельности Североатлантического союза, оказывающим общее неблагоприятное влияние на развитие военно-политической ситуации в регионе, остается наращивание масштабов проникновения на постсоветское пространство и вовлечение государств бывшего СССР в зону своего стратегического влияния. Последовательное наращивание активности Североатлантического союза на пространстве бывшего СССР необходимо рассматривать в контексте геополитического соперничества с Россией путем дальнейшего вовлечения постсоветских государств в орбиту стратегического влияния Запада. Следует ожидать, что активность НАТО на постсоветском пространстве будет и далее усиливаться с особым акцентом на энергодобывающие и энергоэкспортирующие регионы, а также государства, играющие «знаковую роль» в плане региональной безопасности.
В преломлении на безопасность Республики Беларусь и Российской Федерации, исходя из вышесказанного, можно утверждать, что будут наращиваться все виды разведки с территорий и воздушного пространства сопредельных государств. Важным мероприятием в этом плане стало вступление Польши в Организацию по управлению программой дальнего радиолокационного обнаружения и управления авиацией «АВАКС–НАТО», что позволило существенно расширить возможности по контролю воздушного пространства Беларуси и России.
Дополнительный инструмент контроля воздушной обстановки Североатлантический союз получил с присоединением Украины к Программе по обмену данными о воздушной обстановке.
В качестве фактора, способного привести к скачкообразному росту военно-политической напряженности как в Европе, так и мире и непосредственно влияющего на безопасность Республики Беларусь и Российской Федерации, представляется неблагоприятное развитие ситуации в кризисных регионах. Наиболее показательным в этом отношении стал российско-грузинский вооруженный конфликт, в ходе которого РФ продемонстрировала твердую готовность защищать национальные интересы в регионе всеми без исключения средствами.
Как прямое следствие вооруженного конфликта в Закавказье следует рассматривать намерение ряда государств Восточной Европы пересмотреть концептуально-доктринальные установки в области национальной безопасности. В первую очередь это касается стран Балтии и Украины, руководство которых незамедлительно заявило о необходимости сделать соответствующие выводы из российско-грузинского конфликта и внести изменения в действующие концепции национальной безопасности и военные доктрины. Примером этому может служить решение министерства обороны Украины пересмотреть планы проведения мероприятий оперативной и боевой подготовки ВСУ, а также восстановить сокращенные ранее части и подразделения морской пехоты и противовоздушной обороны в Крыму.
Анализ российско-грузинского конфликта вынудил литовское руководство к пересмотру концепции боевого применения вооруженных сил. По мнению литовской стороны, существующий в НАТО принцип коллективной безопасности не обеспечивает в случае агрессии немедленной военной помощи альянса (сначала предполагается принятие мер политического и экономического воздействия на агрессора, оценка возможных рисков и лишь по истечении одной-двух недель возможны активные действия).
В связи с этим руководство Литвы приступило к консультациям с партнерами по альянсу по вопросу разработки плана взаимодействия, а также возможности размещения контингента ВС США на своей территории. Одновременно начата работа с парламентариями и подготовка общественного мнения с целью обоснования необходимости размещения на территории страны иностранных военных контингентов. Вносятся коррективы в планы оперативной и боевой подготовки ВС.
Основной упор при этом делается на отработке действий небольших мобильных формирований на временно оккупированной территории, а также ведении боевых действий в городских условиях.
В среднесрочной перспективе следует ожидать нарастания глобальной нестабильности, порождаемой обострением традиционных и появлением новых вызовов и угроз, с одной стороны, и упадком имеющихся международных институтов – с другой. Данные процессы будут оказывать неблагоприятное влияние как на развитие общей военно-политической и военно-стратегической обстановки в Европейском регионе, так и на ситуацию в непосредственной близости от границ наших стран.

____________________________

Кто управляет информацией, тот управляет миром

Научно-технический прогресс вывел информационное противоборство на одно из первых мест в решении международных вопросов.

Лариса ВОРОНЦОВА, профессор Академии ФСБ
Российской Федерации.

Государства, накопившие значительный теоретический и практический опыт информационного противоборства или умело перенявшие его у других стран, сумевшие создать для ведения информационного противоборства необходимые технические и иные позиции, заняли на мировой арене весьма влиятельное положение. Для остальных государств информационное противоборство, особенно в его наиболее острых и агрессивных формах, стало крайне опасным явлением.
Усиление роли информационного противоборства в решении мировых вопросов всегда происходило благодаря постоянному совершенствованию его средств, методов и способов. В настоящее время уровень развития технологической основы информационного противоборства сделал возможным достижение практически любых внешнеполитических целей путем оказания управляющего информационного воздействия на руководителей государств, основные системы принятия решений, различные слои населения.
Субъекты Союзного государства весьма стремительно интегрировались в мировое информационное пространство, быстро вышли в сеть Интернет. Вместе с тем такая стремительность большей частью не была подкреплена соответствующим обеспечением информационной безопасности, особенно в гуманитарном отношении. Этим успешно воспользовались другие государства. Освоение субъектами Союзного государства современных информационно-психологических технологий идет очень медленно, несогласованно, без достаточной теоретической и технической базы.
Зарубежные противники Союзного государства, напротив, владеют методами и способами психологического воздействия на самом высоком уровне. Наблюдается постоянный прогресс в использовании массмедиа манипулятивных технологий государственными, транснациональными, коммерческими структурами, неправительственными организациями. Иностранные государства успешно применяют разнообразные методы и способы внесения раскола между субъектами Союзного государства, практически не встречая должного противодействия с нашей стороны.
Отсутствие адекватной реакции со стороны субъектов Союзного государства оборачивается серьезными проблемами. Это и наличие неблагоприятных информационных условий для деятельности Союзного государства, и ослабление поддержки идеи Союзного государства со стороны населения наших стран, и различные затруднения в отношениях Беларуси и России, и ухудшение отношений с соседними государствами (в значительной степени за счет очернения истории взаимоотношений между народами). Это создает препятствия на пути экономического развития Беларуси и России, мешает достижению равноправия наших стран на международной арене, грозит возникновением социальных, национальных и религиозных конфликтов.
Об информационном противоборстве, манипуляции общественным сознанием, методах и способах ведения информационной борьбы в последние десять–пятнадцать лет написано много работ. При этом большинство специалистов приходят к выводу, что важнейшим инструментом современной политики зарубежных государств в отношении Беларуси, России, Союзного государства в целом становятся информационные акции и операции, направленные прежде всего на недопущение экономического и политического укрепления Беларуси и России в результате их реальной интеграции в Союзное государство. Инспирируются трения в отношениях между лидерами Беларуси и России и в отношениях между народами двух братских государств. В противостоянии идее Союзного государства активно задействовано самое авторитетное экспертно-аналитическое сообщество.
Зарубежные специалисты имеют богатый опыт по скрытной организации комплекса постоянных дезинформационных акций в целях внесения раскола в отношения как между руководителями самого высокого ранга различных государств, так и между целыми народами. Реальные фактические данные корректируются в нужном аспекте, смесь лжи и правды по различным информационным каналам доводится до адресатов и в зависимости от реакции на них дополняется и корректируется. И так продолжается вплоть до получения желаемого эффекта.
За счет информационного превосходства противники Союзного государства стремятся решать самые разнообразные задачи, но все они направлены против национальных интересов Беларуси и России, Союзного государства. Они работают на то, чтобы развитие промышленности, сельского хозяйства, науки, образования, культуры Беларуси и России сориентировать на чужие интересы, а не на свои собственные. Ставится также цель ослабить обороноспособность наших стран, получить прямой и неконтролируемый доступ к ресурсам России и Беларуси, спровоцировать отток капитала и специалистов из наших стран и так далее.
Другими словами, в современных условиях глобального ресурсного, экологического, демографического кризиса Беларусь и Россия при своих богатых природных и трудовых ресурсах, высоком интеллектуальном потенциале, удобном геополитическом расположении рассматриваются лишь в качестве средства обеспечения благоприятных условий жизни населения других государств.
В этой связи необходимо совместно выработать и реализовать новый подход к использованию средств и методов информационного противоборства в интересах народов Беларуси и России, обеспечения безопасности Союзного государства. Усилия в этой сфере должны быть скоординированными, они обязаны исходить из общих национальных интересов, опираться на современную техническую базу, единые банки пропагандистских материалов, новейшие информационно-психологические технологии, на специалистов-аналитиков и экспертов, российско-белорусские неправительственные организации, отечественные и зарубежные традиционные и сетевые СМИ, лидеров общественного мнения. В ином случае противники идеи Союзного государства найдут возможность отдалить наши народы и элиты друг от друга, создав для нас при этом полную иллюзию собственного выбора такого пути.

___________________________

Союзом против преступности

Особое место в системе обеспечения общественной безопасности на территориях государств – участников Союзного государства отведено органам внутренних дел.

Александр ХАРИТОНОВ, начальник отдела главного организационно-аналитического управления Министерства внутренних дел
Республики Беларусь.

С 1997 года действует Соглашение о сотрудничестве между министерствами внутренних дел Республики Беларусь и Российской Федерации. За эти годы сделаны значительные шаги в направлении укрепления безопасности и стабильности, предприняты активные совместные меры по противодействию международному терроризму, наркобизнесу, организованной транснациональной преступности.
Сохраняющиеся тенденции консолидации преступных формирований, попытки правонарушителей скрыться на территории наших стран от уголовного преследования, имеющие место факты проникновения преступности в экономику Союзного государства и другие факторы предопределяют дальнейшее взаимодействие правоохранительных органов двух стран.
В настоящее время министерствами внутренних дел Беларуси и России решены основные вопросы организационного и правового характера, устранены имевшиеся преграды, налажено конструктивное сотрудничество, отвечающее требованиям противодействия складывающейся криминогенной ситуации на территориях наших государств.
Начиная с 1998 года проводятся заседания Объединенной коллегии министерств внутренних дел Беларуси и России, что позволяет обеспечивать более высокий уровень координации и эффективного взаимодействия органов внутренних дел.
Реализация мероприятий двух межведомственных программ «Борьба с различными формами организованной преступности на территории государств – участников Союза Беларуси и России на период до 2000 года» и «Борьба с преступностью на территории государств – участников Союзного государства на период 2003–2005 годы» позволила консолидировать усилия по противодействию криминалу и прежде всего его организованным формам. Исходя из положительных результатов работы по выполнению этих программ, правоохранительные органы обоих государств продолжили взаимодействие в рамках новой программы Союзного государства «Борьба с преступностью на территориях государств – участников Договора о создании Союзного государства на период 2008–2012 годы».
Много сделано по созданию единого информационного поля в сфере борьбы с террористическими и экстремистскими проявлениями. Министерством внутренних дел Российской Федерации предоставлен Министерству внутренних дел Беларуси программный комплекс автоматизированной системы «Антитеррор», который постоянно пополняется сведениями и используется правоохранительными структурами государств – участников Содружества Независимых Государств. Следует особо подчеркнуть эффективность взаимодействия с российскими коллегами в вопросах пресечения противозаконной деятельности лиц, занимающихся торговлей оружием, взрывчатыми веществами, склонных к террору в различных его проявлениях, а также противодействия этническим преступным формированиям. В 2007 году и за истекший период 2008 года задержано 11 представителей организованной преступности, скрывшихся от органов следствия и суда.
В условиях прозрачности границ на территории Союзного государства положительно зарекомендовала себя и позволила достичь весомых результатов практика проведения правоохранительными органами России и Беларуси межгосударственных комплексных оперативно-профилактических операций по выявлению и пресечению каналов поставок наркотических веществ, выявлению и задержанию лиц, находящихся в межгосударственном розыске, противодействию незаконной миграции, контрабандному перемещению грузов. Сегодня правонарушитель уже не уходит от ответственности, пересекая границу, он не может считать себя в безопасности на территории Союзного государства.
Немаловажным аспектом в обеспечении общественной безопасности и укреплении правопорядка на территориях наших государств являются налаженные деловые контакты следственных аппаратов, взаимодействие которых при расследовании уголовных дел осуществляется на основании Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 22 января 1993 года. Основной формой сотрудничества является взаимное исполнение поручений об оказании правовой помощи. Общее количество международных поручений, направленных в 2008 году компетентным учреждениям юстиции России, составило 757. В текущем году подразделениями предварительного расследования МВД Республики Беларусь исполнено 257 поручений об оказании правовой помощи российских следователей и дознавателей.
Для наиболее плодотворного взаимодействия в данном направлении имеется необходимость в ратификации Российской Федерацией Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам, подписанной в Кишиневе 7 октября 2002 года. Это позволит значительно сократить сроки исполнения поручений, реализовать возможность создания совместных следственно-оперативных групп при расследовании наиболее значимых уголовных дел, связанных с выявлением и пресечением деятельности транснациональных преступных группировок, каналов перемещения наркотических средств, торговли людьми, проявлений экстремизма.
Немаловажную роль в укреплении общественной безопасности Союзного государства играет обеспечение дорожной безопасности. Обсуждение проблемных вопросов обеспечения дорожной безопасности способствовало ускорению ратификации Российской Федерацией Конвенции о взаимном признании и исполнении решений по делам об административных правонарушениях правил дорожного движения. В соответствии с ней Беларусь и Россия признают решения компетентных органов обоих государств, вынесенные в отношении лиц, которые постоянно проживают на территории Республики Беларусь и Российской Федерации, за нарушения правил дорожного движения. Только за октябрь–ноябрь текущего года в управление ГАИ МВД Беларуси поступило для исполнения более 200 дел, административный процесс по которым был начат подразделениями Государственной инспекции безопасности дорожного движения Российской Федерации.
Управление ГАИ МВД Республики Беларусь в октябре текущего года поддержало инициативу МВД Российской Федерации об обеспечении возможности преследования преступников «по горячим следам» сотрудниками правоохранительных органов одного государства на территории другого. Поскольку преступные сообщества активно используют территорию Российской Федерации и Республики Беларусь для незаконного авто- и наркобизнеса, контрабандного перемещения товаров и иных правонарушений, а задачи, функции и полномочия правоохранительных органов, осуществляющих борьбу с преступностью, при некоторых различиях в основном совпадают, в настоящее время прорабатывается вопрос о нормативном закреплении таких полномочий.
Активно осуществляется деятельность по развитию и укреплению взаимодействия органов внутренних дел на транспорте. Отработан алгоритм действий сотрудников транспортной милиции Беларуси и России по раскрытию преступлений, в том числе «по горячим следам», совершаемых в поездах на приграничных участках. В целях обеспечения общественного порядка, предупреждения и своевременного пресечения преступлений в поездах межгосударственного сообщения Департаментом охраны правопорядка на транспорте МВД России и УВД на транспорте МВД Беларуси подготовлена и утверждена Единая дислокация нарядов милиции по сопровождению поездов межгосударственного сообщения на 2008 год. Налажен обмен информацией между российской и белорусской сторонами в отношении лиц, находящихся в местном и международном розыске, с использованием возможностей программно-технического комплекса «Розыск-Магистраль».
В настоящее время правоохранительными органами Союзного государства проводится работа по разработке проекта нормативного правового акта о сотрудничестве государств – участников Договора о создании Союзного государства в области охраны грузов, перевозимых по территории Беларуси и России. Государственными подразделениями охраны министерств внутренних дел Беларуси и России осуществляются организационные и практические мероприятия по созданию автокоридора безопасности Москва–Брест.

_____________________________

Александр КОРЖАКОВ: «Внутренний враг страшнее»

Главные угрозы – это терроризм, наркоторговля, коррупция.

В перерыве между заседаниями семинара корреспондент газеты «Союзное вече» задал несколько вопросов члену Комиссии Парламентского Собрания Союза Беларуси и России по информационной политике, депутату ГД РФ, члену Комитета ГД по обороне Александру КОРЖАКОВУ.

– Александр Васильевич, в чем вы сегодня видите главные угрозы для наших стран?
– Главную опасность сейчас виже не в том, что в Чехии или в Польше будут размещены станции ПРО, и даже не в том, что НАТО приближается к нашим границам. Считаю, что для нас гораздо страшнее сегодня враг внутренний. Главные внутренние угрозы нами обозначены, это – терроризм, наркоторговля, коррупция. Кстати, коррупция за последние восемь лет выросла в десять раз. Масштабы ее по России оцениваются за прошлый год в 300 миллиардов долларов. Это то, что видно наяву, а на самом деле ее масштабы еще большие. В Беларуси, конечно, ее уровень гораздо ниже, и здесь я боюсь, как бы Россия не «заразила» Беларусь. Коррупция проникла во все сферы нашей жизни. Взять ту же оборону. Начиная от призыва и до пенсии за решение любого серьезного вопроса, например получение квартиры, надо дать взятку. И все правоохранительные органы охватила коррупция – суды, МВД, ФСБ, прокуратуру, МЧС. Везде, где есть силовики, есть коррупция. Она проникла и во все управленческие органы, и все чиновники знают, сколько чего стоит, и сколько какое место стоит. А наш малый и средний бизнес? Мы его уже задушили коррупцией, хотя кричим везде: «У нас есть закон о коррупции!». Закон сам по себе ничего не решит.

– Недавно Президент Беларуси Александр Лукашенко сказал о том, что коррупция, в ее международном понимании – одна из причин мирового финансового кризиса. А вы как считаете?
– Конечно, я согласен с Президентом Беларуси. Посмотрите, еще в сороковых годах в Америке банкам было запрещено играть на бирже деньгами своих вкладчиков. И только в начале нового тысячелетия – с чего бы вдруг? – законодательные власти США разрешили такие «игры». Известно, к чему это привело. Ипотека ипотекой, а причина именно в этом.

– Александр Васильевич, как вы думаете, из кризиса нам, россиянам и белорусам, лучше выбираться все-таки вместе?
– Из кризиса мы, хотим того или нет, все равно будем «выкарабкиваться» вместе. Мне кажется, Беларуси это будет легче, потому что она всегда рассчитывала на свои силы. Выберется, думаю, и на этот раз. Нам, в России, будет гораздо труднее, потому что мы очень сильно завязаны на свои международные вклады. Все равно считаю, что рядовых людей это коснется меньше, чем той же банковской сферы. Конечно, страшно, когда увольняют рабочих – на металлургических комбинатах или на автомобильных заводах. Но кризис мы, я уверен, преодолеем, причем сделаем это вместе.

Выпуск подготовили
Николай АЛЕКСЕЕВ
Андрей БОБОК,
Евгений КОНОНОВИЧ, Владимир НИКОЛАЙЧУК. Фото Александра ШАБЛЮКА