Союзное государство

ВМЕСТЕ МЫ СИЛЬНЕЕ

ВМЕСТЕ МЫ СИЛЬНЕЕ
ВМЕСТЕ МЫ СИЛЬНЕЕ

К номеру:   ()


01 Апреля 2009 года

Специальный выпуск ко Дню Единения



В празднике День единения народов Беларуси и России заложен простой и великий смысл: ВМЕСТЕ. Вместе народы, каждый из которых – ТРУЖЕНИК, СОЗИДАТЕЛЬ, ТВОРЕЦ благополучия и процветания своей страны. Вместе РАБОТАЯ, вместе СОЗДАВАЯ, вместе ВОПЛОЩАЯ самые смелые замыслы, вместе РЕШАЯ самые сложные задачи, строим мы наш Союз. И эти ключевые слова, действия и продвижения делают его сильным, несмотря на любые внешние вызовы и проблемы, которые можно преодолеть только ВМЕСТЕ и только ТРУДЯСЬ. Эта простая истина проверена многими поколениями наших предков. Нас не сломали, не победили, не заставили жить по чужим правилам, потому что мы не были порознь, не делились по мелочам, а были и есть брат за брата, друг за друга – ГОРОЙ, мы сеем и убираем – ТОЛОКОЙ, храмы строим – ВСЕМ МИРОМ, живем ДРУЖНО, вопросы решаем СООБЩА.

________________________________

Александр ЛУКАШЕНКО, Президент Республики Беларусь, Председатель Высшего
Государственного Совета Союза Беларуси и России:


“Сегодня чрезвычайно важно удержать существующий между Беларусью и Россией высокий уровень интеграционного взаимодействия, взаимовыгодной кооперации в области промышленного, научно-технического и регионального со-
трудничества. В планах – скорейшее завершение работы по обеспечению на деле равных условий для хозяйствующих субъектов двух стран. Наши экономики взаимосвязаны, и никто не собирается их разрывать. Беларусь сегодня так или иначе обеспечивает работой около 10 миллионов человек в России, ведь белорусские предприятия очень тесно кооперированы с российскими”.

Дмитрий МЕДВЕДЕВ, Президент Российской Федерации:

“В последнее время стороны многое сделали для достижения оптимального баланса в экономической сфере, продолжалась динамичная работа по укреплению экономической основы Союзного государства. В числе приоритетных задач остается скорейшее формирование единого экономического и таможенного пространства. Мы готовы активизировать эту работу. Мы вышли на ряд серьезных договоренностей, имеющих экономическое, гуманитарное, региональное измерение. Как любые договоренности, они нуждаются в превращении из бумажного материала в реальные контракты, поставки, в решение конкретных вопросов”.

_____________________________

Этапы большого пути

2 апреля 1996 года Президент Республики Беларусь Александр Лукашенко и Президент Российской Федерации Борис Ельцин подписали в Москве Договор о Сообществе Беларуси и России.
2 апреля 1997 года был подписан Договор о Союзе Беларуси и России, который дал новый импульс процессу всеобъемлющей интеграции двух государств.
В конце апреля 1996 года в Санкт-Петербурге руководители парламентов двух стран подписали Соглашение о создании Парламентского Собрания Сообщества Беларуси и России. В июне 1997 года Парламентское Собрание Сообщества преобразовано в Парламентское Собрание Союза Беларуси и России.
25 декабря 1998 года президенты Беларуси и России подписывают Декларацию о дальнейшем единении двух стран. В декларации главы государств заявили о решимости продолжить поэтапное движение к добровольному объединению в Союзное государство при сохранении национального суверенитета государств – участников Союза.
8 декабря 1999 года Российская Федерация и Республика Беларусь, руководствуясь волей народов России и Беларуси к единению и опираясь на общность их исторических судеб, подписывают договор о создании Союзного государства.
Со вступлением в силу Договора о создании Союзного государства в 2000 году произошло формирование органов Союзного государства. Высшим органом стал Высший Государственный Совет, исполнительным органом – Совет Министров. Для координации работы союзных органов, подготовки и реализации решений Высшего Государственного Совета и Совета Министров был сформирован Постоянный Комитет Союзного государства.
Сегодня народы двух стран подошли к самому ответственному этапу становления и развития Союза – принятию Конституционного акта.
И Беларусь, и Россия с учетом добровольно переданных Союзному государству полномочий сохраняют свои суверенитет, независимость, территориальную целостность, другие атрибуты государственности.
Бюджет Союзного государства за прошедшие одиннадцать лет увеличился в семь раз. На 2009 год он определен в сумме около 5 миллиардов российских рублей.
Сегодня реализуются 42 программы, подпрограммы и мероприятия Союзного государства.
Товарооборот Беларуси и России в прошлом году составил более 34 миллиардов долларов и возрос по сравнению с позапрошлым годом почти на треть. На февральском заседании Высшего Государственного Совета президенты одобрили план совместных действий правительств Беларуси и России по минимизации последствий финансового кризиса.

______________________________

Время надежд и созидания

Борис ГРЫЗЛОВ, Председатель Парламентского Собрания Союза Беларуси и России, Председатель Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации

В декабре нынешнего года мы будем отмечать десятилетие подписания Договора о создании Союзного государства. Однако надо помнить, что путь от сообщества двух стран к Союзному государству начинался 2 апреля 1996 года. Эту дату мы отмечаем сегодня как День единения народов Беларуси и России. Оглядываясь назад, мы можем с уверенностью и гордостью сказать, что за эти годы нами проделана немалая работа. В ее основе – высокая ответственность за настоящее и будущее наших стран, горячее желание упрочить историческую связь братских народов.
Нам удалось не только сохранить, но и укрепить отлаженные хозяйственные связи, в полной мере использовать высокий интеграционный потенциал наших стран. Беларусь и Россия проводят согласованную внешнюю политику и политику в области обороны. Совместными усилиями успешно продвигается создание единого экономического пространства. В результате скоординированной социальной политики достижения интеграции дошли до каждой семьи, до каждого человека.
Время, прошедшее с начала пути по дороге интеграции, ценно еще и тем, что у нас появилось ощущение собственной истории. Уже давно никто не ставит под сомнение необходимость становления союзного государства. Мы планомерно и успешно наполняем реальным содержанием то, что вначале было прекрасной идеей. Идеей, которая оказалась не просто перспективной – совместными усилиями она претворяется в наше общее будущее.
Желаю всем, чтобы этот праздник всегда оставался символом нашей нерушимой дружбы, залогом благополучной жизни многих поколений белорусов и россиян!

Владимир АНДРЕЙЧЕНКО, первый заместитель Председателя Парламентского Собрания Союза Беларуси и России, Председатель Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь

Есть особый – добрый и светлый – символ в том, что именно в начале апреля мы празднуем День единения народов Беларуси и России. Весна – это всегда пора светлых надежд и созидания. Весной мы сеем то, что предстоит пожать осенью. В нашем общем союзном доме это уже далеко не первая весна, нам есть на что оглянуться, есть на что опереться. Союзные парламентарии всегда были и остаются последовательными сторонниками белорусско-российской интеграции. Даже в самые сложные периоды союзного строительства искали оптимальные решения проблем.
Разразившийся во всем мире финансовый кризис требует от нас еще большей и оперативной мобилизации общих усилий, направленных на минимизацию его последствий и последовательную реализацию поставленных задач, совместных планов, проектов и программ. Для того мы и создали этот союз, чтобы быть сильнее и успешнее.
Парламентариям, представителям исполнительной власти необходимо предпринять еще более энергичные шаги для дальнейшего укрепления единого экономического пространства, создания полноценного таможенного союза, устранения препятствий в торговле. Отношения должны строиться без экономического эгоизма, попыток что-то выторговать друг у друга, исключительно на равноправной, взаимовыгодной основе. Чем более развитой у нас будет экономика, тем больше внимания мы сможем уделять социальным проектам. Это подтверждает жизнь.
Уже решены и многие вопросы, связанные с обеспечением равных прав граждан Беларуси и России на участие в хозяйственной деятельности, получение образования, трудоустройство и равную оплату труда. Узаконены равные права белорусских и российских граждан на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства на территориях двух стран. Важно продолжать унификацию наших законодательств, чтобы завершить юридическое оформление Союзного государства. Белорусы и россияне на территории друг друга при любых обстоятельствах должны чувствовать себя как дома.

________________________________

Этот праздник вселяет веру в успех союзного строительства

Сергей СТРЕЛЬЧЕНКО, Ответственный секретарь Парламентского Собрания Союза Беларуси и России

2 апреля 2009 года исполняется 13 лет с момента подписания Республикой Беларусь и Российской Федерацией Договора об образовании Сообщества Беларуси и России. И пусть никого не смущает эта “чертова дюжина”. Уверен, в этом году Россия и Беларусь сделают еще один шаг навстречу друг другу, будет пройден очередной этап союзного строительства. А 8 декабря этого года мы отметим 10 лет со дня подписания Договора о создании Союзного государства.
Теперь это уже почти история. Но многие помнят, как в середине 90-х годов начался процесс единения наших стран. Тогда Республика Беларусь и Российская Федерация заключили Соглашение о таможенном союзе, был подписан ряд соглашений, позволивших отказаться от границы между нашими странами, активизировалась работа по гармонизации и сближению таможенного законодательства двух стран.
Не знаю, как бы развивались события дальше. Возможно, все могло бы ограничиться обычными межгосударственными договорами и межправительственными соглашениями. Однако лидеры наших народов почувствовали свою ответственность и историческую миссию. И новый этап единения Беларуси и России начался 2 апреля 1996 года, когда Президент Российской Федерации Борис Ельцин и Президент Республики Беларусь Александр Лукашенко подписали Договор об образовании Сообщества Беларуси и России, которое ровно через год было преобразовано в Союз Беларуси и России. С этого времени в Беларуси и России стали торжественно отмечать 2 апреля как День единения.
Думаю, весьма символично, что именно Россия и Беларусь одними из первых государств – участников СНГ осознали необходимость более тесной двусторонней интеграции. Ведь единый испокон веков народ нельзя обмануть и разъединить искусственными границами.
2 апреля – это не просто дата, связанная с подписанием важного документа. Дата могла бы быть любой другой. Это и не количество лет, прожитых нашими народами в новом геополитическом образовании. Но я назвал бы такие праздники вехами-символами, которые определяют будущее государств, их судьбы и направления развития. Так случилось и 13 лет назад. Обратного пути нет. Есть цель, отмеченная подобными трассирующими датами. И след от них навсегда остается в памяти людей. А тем, кто у власти, нельзя свернуть с этого пути. Народ не поймет, не поддержит, не простит. Ведь граждане России и Беларуси наблюдают и за президентами, и за парламентариями, и за чиновниками наших стран. Не разочаровать, не обмануть – это не просто императив власти. Это ее святая обязанность. Поэтому, наверное, второй день второго месяца весны дает нам и второе дыхание в нелегком, но таком необходимом для всех деле строительства Союзного государства.
2 апреля и 8 декабря не единственные наши общие праздники. Есть еще и 9 мая 1945 года, ознаменовавший каждодневный подвиг и самопожертвование всех без исключения наших людей. Так и процесс союзного строительства складывается из обычных будней, борьбы, маленьких подвигов, порой поражений и разочарований, но непременно упорного труда.
И если уж проводить какие-то параллели, то народы России и Беларуси – это солдаты российско-белорусской интеграции, превозмогающие все тяготы несправедливого разделения, разлуки многих семей, оказавшихся по разные стороны границ, но уверенные в победе и воссоединении наших государств. А наши парламентарии – словно саперы, которые, как известно, ошибаются один раз, “разминируют” и постепенно снимают преграды в области национальных законодательств наших стран. И вот вам ответ, почему нельзя спешить, почему так долго, почему уже 13 лет... Слишком много “мин” было закопано в начале 90-х годов прошлого века на пространстве СНГ. Слишком много работы и ответственности. Слишком много судеб зависит от правильных, обдуманных действий наших лидеров, парламентариев и рядовых граждан.
А сегодня у нас праздник. Он дарит нам надежду и веру в успех союзного строительства. Мы благодарны друг другу, нашим соседям и братьям за то, что не стали чужими за эти годы, что поверили друг в друга и поддерживали в эти годы. 13 лет. Срок и большой и маленький одновременно. Ведь сколько нам всем еще предстоит сделать! Но, перефразируя поэта, я знаю: Союзное государство будет, я знаю: саду цвесть, когда такие люди в России и Беларуси есть!

_______________________________

За интеграцией – будущее

Государственный секретарь Союзного государства Павел БОРОДИН рассказывает о том, что уже сделано за годы белорусско-российской интеграции на пути союзного строительства

В Союзном государстве образованы и работают Высший Государственный Совет и Совет Министров Союзного государства, который возглавляют главы государств и главы правительств Беларуси и России. На заседаниях высших органов Союзного государства принимаются стратегические решения по вопросам интеграции. Например, решения, принятые в начале нынешнего года, направлены на формирование единого экономического и таможенного пространства Союзного государства в новых непростых мировых условиях. Высшим Государственным Советом одобрен План совместных действий правительств Республики Беларусь и Российской Федерации по минимизации последствий финансового кризиса, улучшению параметров платежного баланса, совершенствованию условий ведения предпринимательской деятельности и взаимной торговли, подписанный главами правительств Беларуси и России
30 января 2009 года.
Наиболее значимые положения Плана предусматривают разработку прогноза социально-экономического развития Союзного государства и сценарных условий на среднесрочную перспективу, поддержку инвестиционных проектов с участием инвесторов Российской Федерации и Республики Беларусь, развитие производственной кооперации, создание совместных объединений, корпораций и холдингов. В плане также реализация национального режима доступа товаров на внутренние рынки государств – участников Союзного государства, расширение использования лизинговых операций при поставках машинно-технической продукции, разработка концепции единой аграрной политики Союзного государства, создание условий для интеграции финансовых рынков, улучшение условий для осуществления предпринимательской деятельности. Особо выделена проблема активизации работы по завершению формирования таможенного союза, завершение формирования правовой базы и системы мер регулирования в областях режима государственной границы, таможенного дела, таможенно-тарифного и нетарифного регулирования, перенос всех контрольных функций, осуществляемых на белорусско-российской границе, на внешнюю границу Союзного государства.
На заседании Высшего Госсовета также намечены направления взаимодействия в финансово-кредитной сфере, в том числе в вопросах расширения применения российского рубля во взаимных расчетах в двусторонней торговле. Рассмотрены направления расширения сотрудничества в области энергетики. Приняты решения о развитии сотрудничества в областях обороны и военно-технического сотрудничества.
30 января 2009 года Совет Министров Союзного государства принял План мероприятий по упрощению перемещения товаров и транспортных средств на территории Союзного государства, направленный на перенос таможенного, транспортного, ветеринарного и фитосанитарного контроля с белорусско-российской границы на внешнюю границу Союзного государства.

В прошлом году товарооборот Беларуси и России превысил 34 млрд долларов. Это свидетельствует о высокой интегрированности наших экономик: товарооборот Беларуси и России сопоставим с товарооборотом России и Китая – индустриального гиганта с миллиардным населением.
Эффективность нашей работы существенно повышается благодаря расширению взаимодействия органов управления Беларуси и России. На заседаниях Совета Министров систематически рассматриваются графики работы отраслевых органов Союзного государства, объединенных коллегий министерств и ведомств Беларуси и России. Реальный вклад в союзное строительство внесли совместные белорусско-российские коллегии министерств экономики, сельского хозяйства, финансов.
Эффективность интеграционного развития Союзного государства подтверждается и ростом его бюджета: за прошедшие 11 лет он увеличился в 7 раз. Так, бюджет на 2009 год определен в сумме около 5 млрд рублей. (4882,0 млн рублей), что на 20 процентов больше, чем в 2008 году. В бюджете на 2009 год предусмотрено финансирование 42 программ, подпрограмм и мероприятий, при этом в стадии разработки находится еще 6 программ, финансирование которых будет открыто после их утверждения.
Союзные программы являются эффективным механизмом развития интеграционного процесса, реализации кооперационных связей между субъектами хозяйствования, которые обеспечивают выпуск более конкуренто-способной продукции, позволяют загрузить производственные мощности, организовать дополнительные рабочие места, увеличить экспортные поставки. За годы союзной интеграции созданы миллионы рабочих мест. Только сейчас с учетом смежников на предприятиях, участвующих в союзных программах, работает порядка 400 тысяч человек.
Активная политика интеграции инициирует расширение эффективных связей регионов, через союзные программы они вступают в производственную кооперацию, на расширение которой направлен союзный бюджетный процесс. В настоящее время правительства Беларуси и России ставят беспрецедентные по масштабам задачи, связанные с повышением транзитного потенциала наших стран. Эти цели корреспондируются с реализацией союзных программ по обустройству внешней границы Союзного государства, созданию таможенной и пограничной инфраструктуры, отвечающей требованиям мирового уровня. В рамках Программы первоочередного развития таможенной инфраструктуры пограничных пунктов таможенного оформления (пунктов пропуска) на территории Республики Беларусь проведена большая работа по обустройству таможенной инфраструктуры. Построено и реконструировано восемь пограничных пунктов таможенного оформления (ППТО) на территории Республики Беларусь, в результате их пропускная возможность увеличилась почти на 20 тысяч автомобилей в сутки. В настоящее время в рамках Таможенного комитета разрабатывается проект новой союзной программы, направленной на реконструкцию и обустройство еще ряда ППТО на территории Республики Беларусь. Достигнутые результаты в перспективе позволят наращивать межгосударственный транзит.
За формированием транснациональных транспортных коридоров стоят крупномасштабные инвестиции, мультипликативное развитие сопутствующих отраслей промышленности и технологий, миллионы рабочих мест в России и Беларуси. Популяризации белорусско-российского Союзного государства и его укреплению на мировой арене будет способствовать реализация проекта по созданию мощного транспортного коридора из Западной Европы через Беларусь и Россию в Юго-Восточную Азию.

В настоящее время вступили в силу белорусско-российские договоренности, закрепляющие правовую основу социальных направлений формирования Союзного государства, обеспечивающих равные права граждан. Приоритет этого вектора работы также неоднократно отмечался в совместных белорусско-российских заявлениях и декларациях на высшем уровне. Направления работы по реализации социальной стратегии Союзного государства отражены в Совместной декларации, подписанной главами государств Беларуси и России по итогам переговоров 22 июня 2008 года в Бресте.
В рамках Союзного государства проводится существенная работа по унификации законодательства Беларуси и России в различных областях социальной сферы, совершенствуется миграционная политика, развиваются формы сотрудничества по формированию общего рынка труда, осуществляется ряд проектов и мероприятий в сфере образования и здравоохранения, наращивается взаимодействие в сферах культуры, спорта, молодежной политики. Граждане России и Беларуси получили равные права в оплате труда, режиме рабочего времени и времени отдыха, охране и условиях труда. Обеспечивается взаимное признание трудового стажа, включая стаж работы по специальности. В рамках создания единого миграционного пространства отменен разрешительный порядок найма на работу. На граждан Беларуси и России не распространяется требование обязательного заполнения миграционных карт.
Создана нормативная правовая база и в области образования, обеспечивающая гражданам России равные права на получение образования на территории Республики Беларусь, а гражданам Беларуси – на территории России. В январе 2006 года были подписаны: Соглашение об обеспечении равных прав граждан России и Беларуси на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства на территориях государств – участников Союзного государства; Договор о сотрудничестве в области социального обеспечения; Соглашение о порядке оказания медицинской помощи гражданам наших стран в учреждениях здравоохранения Республики Беларусь и Российской Федерации; Протокол к Соглашению между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов на доходы и имущество от 21 апреля 1995 года.
В феврале 2009 года вступило в силу Соглашение об обеспечении равных прав граждан на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства и, таким образом, весь пакет этих важных документов вступил в работу в полном объеме. На заседании Высшего Госсовета 3 февраля 2009 года заслушана информация о ходе выполнения Концепции социального развития Союзного государства до 2010 года и принято решение о подготовке нового основного документа союзной социальной политики. Их основой является равенство прав граждан в трудоустройстве и оплате труда, в получении образования, предоставлении медицинской помощи и других социальных гарантий.
Высший Государственный Совет на прошедшем заседании утвердил Программу согласованных действий в области внешней политики государств – участников Договора о создании Союзного государства на 2008–2009 годы. Реализация этого документа позволит интегрировать ресурсы внешнеполитических ведомств Беларуси и России с целью проведения согласованной внешней политики, что является одной из главных задач союзного строительства.
Сегодня можно говорить о том, что вопросы, связанные с обеспечением равных прав белорусов и россиян в сферах трудоустройства и оплаты труда, образования, медицины, выбора места пребывания и жительства, практически решены. А это придает строительству Союзного государства новый импульс.
Уверен, нам сегодня надо прекратить стенать: “Кризис, кризис!”. От этого ситуация лучше не станет. Хочу в этой связи процитировать Предстоятеля Русской православной церкви Патриарха Кирилла: “Корни кризиса кроются не столько в экономической, сколько в нравственной сфере. Путь к преодолению проблем в экономике лежит через преодоление кризиса человеческих душ, через отказ от культа богатства и эгоистичного использования собственности”.
Нет сегодня таких проблем, которые невозможно было бы решить нам вместе в рамках Союзного государства. Ведь вместе мы – сила!

__________________________

Всей душой и сердцем

Читатели “СВ” поддерживают созидательный процесс союзного строительства

Алексей ПИСКУНОВ,
участник Великой Отечественной войны, председатель комитета ветеранов труда Белорусского общественного объединения ветеранов:
Я был призван на фронт Новодеревеньковским военкоматом Орловской области, воевал на пяти фронтах, участвовал в освобождении Беларуси. И хочу сказать, что тогда белорусы и русские плечом к плечу сражались против захватчиков, вместе проливали кровь. Вместе наши народы и сейчас. И это благодаря Союзному государству. Мы, ветераны войны и труда, всей душой и сердцем за союз с Россией во всех без исключения областях жизни.

Вячеслав ВИННИК,
руководитель Представительства губернатора и правительства Нижегородской области в Республике Беларусь:
Лично для меня и как человека, и как руководителя Представительства День единения народов России и Беларуси – это прежде всего осознание своих гражданских обязанностей по сохранению и укреплению нашего единства. А оно спаяно православными идеалами-ценностями – добра, правды, сострадания, чести, доказавшими свою жизненную силу на протяжении многовековой истории наших православных народов.

Петр НЕСТЕРОВИЧ,
первый заместитель председателя Чечерского райисполкома Гомельской области:
Союзное государство очень много значит для повседневной жизни нашего района. Чечерский район граничит с Красногорским районом Брянской области. Но мы никогда не разделяли себя с соседями. Не существует разделения и сейчас. Наоборот, мы стараемся помочь друг другу чем можем. Так, когда в своем районе заканчиваем уборку зерновых, то едем помогать российским крестьянам. У нас существуют самые тесные связи во всех областях жизни: экономической, культурной, спортивной, бытовой. Традиционно на День России проводим на Красногорщине день Чечерского района. В День единения народов России и Беларуси состоится товарищеский матч по футболу, в котором традиционно победит белорусско-российская дружба. Дружим мы и с двумя районами Калининградской области – Полесским и Гурьевским. А недавно подписали договор о культурном и экономическом сотрудничестве с Волоколамским районом. Так что дружба с россиянами у нас не только углубляется, но и расширяется.

Александр РЫНКИН,
менеджер, Москва:
Раньше я никогда не задумывался о том, что живу в Союзном государстве. Но затем мы с друзьями поехали в Беларусь отдыхать. На границе проблем у нас никаких не возникло, никто не придирался, не требовал миграционных карт. По республике на своей машине также передвигались свободно, как дома. Всюду в Беларуси знают русский язык, всюду православные храмы. Мы прибыли в красивое место у озера и вскладчину сняли целый коттедж на неделю, а где-нибудь в Подмосковье за эти же деньги нам сдали бы только какую-нибудь “избушку на курьих ножках”. Но главное, что отношение со стороны белорусов к нам было чудесное. Все дни, что мы там были, стол ломился от всевозможных блюд. Особенно нам понравились молочные продукты и мясо. Одним словом, в Беларуси мы ощущали себя как дома – даже уезжать не хотелось. Значит, Союзное государство существует.

Николай ЛОБАЧ,
генеральный директор Минского моторного завода:
Наш завод – участник всех союзных программ по развитию дизельного автомобилестроения в наших странах. Участие в них позволило Минскому моторному заводу развить мощности предприятия, освоить выпуск моторов экологического стандарта Евро-3, осуществлять подготовку по выпуску моторов Евро-4, увеличить мощностной ряд двигателей. Сегодня наша продукция поставляется на сорок один конвейер в России, порядка сорока процентов выпускаемых у нас двигателей – это прямые поставки в Российскую Федерацию. В свою очередь восемьдесят предприятий России поставляют на ММЗ комплектующие, топливную аппаратуру, подшипники, клапаны, пружины, нормали... О тесноте наших союзных связей свидетельствует и такой факт. В Нижегородской области десять предприятий производят для нас продукцию, белорусы же в свою очередь поставляют моторы на шесть предприятий Нижегородчины. Если мы в Союзном государстве будем и дальше работать в столь тесной кооперации, то не будет страшен никакой кризис.

Ирина НОСОВА,
сотрудник автобазы, Владимир:
А мне, кажется, что Союзное государство – эфемерное понятие. Вроде где-то оно есть, но никто его не видел. Какая в нем выгода лично для меня, мне толком никто не объяснил. По центральным телеканалам иногда показывают встречи наших президентов. Этим все, как правило, и ограничивается. Мельком говорят, что есть какие-то союзные проекты, кооперация предприятий, культурный обмен. Но в повседневной жизни все это мне не встречалось. Почему-то почти не представлены у нас белорусские фильмы, передачи, спектакли, художественные выставки. Слышала, что у белорусов качественный трикотаж, продукты питания неплохие. Но в наших магазинах их замучаешься выискивать. Мне кажется, взаимодействие двух стран какое-то неравномерное, может, где-то в приграничных регионах оно и заметнее, но чем дальше мы удаляемся от западной границы России, тем более размытым выглядит наш Союз.

Владимир ИГНАТЕНКО,
директор КСУП “Богдановичи” Кормянского района Гомельской области:
Как человек, работающий на земле, где успех приносит коллективный труд, скажу про Союзное государство только одно – нам надо интегрироваться во всем. Причем этот процесс должен быть постоянным и поступательным. Ведь та семья крепка, где много людей-единомышленников. А мы, белорусы и русские, – народы-братья. И отрадно, что президенты Беларуси и России так много внимания уделяют созидательному процессу строительства Союзного государства.

Алексей СТУДНИК,
руководитель группы по работе с молодежью и общественными организациями Минского автомобильного завода:
Мы, молодые, связываем наше будущее именно с Союзным государством. На Минском автомобильном заводе, который выпускает популярные в России “МАЗы”, работает немало молодежи. Молодое поколение славян должно не забывать наши общие корни и нести в будущее лучшие традиции наших предков. Через проведение совместных акций, мероприятий, семинаров, спортивно-массовых мероприятий. И именно благодаря Союзному государству молодежь наших стран имеет возможность общаться без границ и барьеров. Мы, например, тесно сотрудничаем с представителями молодежных организаций Москвы, Московской области. Ведь от того, что мы сможем заложить в умы молодежи, зависит будущее Союзного государства, которое является продолжением многовековой совместной истории наших народов.

Олег ОБРАЗКОВ,
наладчик Минского подшипникового завода:
Беларусь и Россия связаны единой исторической судьбой. Наш Президент Александр Лукашенко постоянно подчеркивает, что Россия для Беларуси партнер номер один. Так думает и подавляющее большинство простых белорусов. Отрадно, что союзное строительство в последние годы получило второе дыхание. Но хотелось бы еще более глубоких отношений. Так что политикам нужно сделать еще много по сближению наших братских народов.

Николай ПЛОТНИКОВ,
начальник отдела кадров, Можайск:
Союзное государство проявляется во вполне конкретных вещах. Вот, например, приходят к нам устраиваться на работу люди, приехавшие из стран СНГ. Причем по национальности они могут быть и русскими. Но они сталкиваются с таким количеством проблем для легального оформления документов, что зачастую вынуждены уходить в теневой сектор. Там зарплату они получают в конвертах, которая нигде не декларируется. Следовательно, если работодателю вздумается задержать выплаты, уменьшить их или вообще оставить деньги себе, то труженику не у кого просить защиты. Другое дело – белорусы. Их мы ждем с распростертыми объятиями, ведь законодательство на их стороне. Вы откройте газету объявлений о поиске работников и увидите, как часто работодатели готовы принять наряду с россиянами и белорусов. Из этого следует, что Союзное государство медленно, но верно просачивается в нашу жизнь и вскоре оно уже не будет казаться нам чем-то диковинным.

Галина НИКОЛАЕВА,
пенсионерка,
д.Остромечево Брестской области:
Я сама – белоруска, но так как муж – военный, то во времена СССР исколесила с ним всю страну. Пришлось хлебнуть всякого – и в местах не только белорусских. Но мне всегда нравилось жить в Союзе – одной большой семьей. Вы знаете, как-то лучше люди друг друга понимали, быстрее могли помочь, прийти на выручку.
У белорусского народа особая отзывчивость. Тому, кто рядом, с белорусами всегда комфортно. Комфортно жить и дружить. И семьями, и нациями.

____________________________________

Мы не иностранцы друг для друга

Законодательная работа нацелена на максимальное сближение прав наших граждан

Степан ШОРШОРОВ, председатель Комиссии Парламентского Собрания Союза Беларуси и России по законодательству и регламенту, заместитель председателя Комитета Государственной Думы по делам национальностей

Сегодня, думаю, проще говорить о том, что еще не сделано, поскольку союзные парламентарии со дня подписания 2 апреля 1996 года Договора об образовании Сообщества России и Беларуси потрудились действительно хорошо.
Напомню основные направления, по которым развивалась законодательная база стран — участниц Союзного государства. Это документы, определяющие основы интеграции Беларуси и России, включая Договор о создании Союзного государства и Программу действий наших стран по реализации его положений, подписанные 8 декабря 1999 года; документы, регламентирующие деятельность органов Союзного государства — Высшего Государственного Совета, Парламентского Собрания Союза Беларуси и России, Совета Министров Союзного государства, включая Постоянный комитет; документы об основах экономической интеграции, по вопросам обороны и безопасности, охраны границы, социальной политики, науки, культуры и образования.
Только перечисление направлений законодательной работы дает понимание того, что она охватывает все жизненно важные стороны российско-белорусской интеграции и нацелена на максимальное сближение прав наших граждан.
Важными документами считаю принятую Концепцию социального развития Союзного государства до 2010 года, определяющую основные направления и приоритеты унификации социально-трудовой сферы, образования, здравоохранения, культуры, и Соглашение о собственности Союзного государства, реализация которого поднимет нашу интеграцию на качественно новый уровень.
В последние годы подписаны и ратифицированы очень важные для ускорения интеграции договоры и соглашения в области здравоохранения, образования равенства прав при выборе места жительства и работы, ведения бизнеса, в торгово-экономической и таможенной сферах. Мы можем рассчитывать на бесплатную медицинскую помощь, жить и работать и в России, и в Беларуси, получать пенсию, обоюдно признаем дипломы о высшем образовании, ученые степени. Российские и белорусские абитуриенты могут поступать в любые вузы на территории наших стран. Мы перестали быть иностранцами друг для друга. Совместно действуем на международной арене и защищаем рубежи нашего Союза. Фактически мы уже живем в едином государстве. А юридически – еще нет.
К сожалению, работа по подготовке Конституционного акта Союзного государства застопорилась, хотя парламентарии готовы сделать все от них зависящее, чтобы он был вынесен на референдумы государств-участников. На мой взгляд, это главная преграда на пути нашего единения. Ситуация тревожная, особенно учитывая политику Евросоюза и США на постсоветском пространстве, их попытки оторвать Беларусь от России, влияние западной культуры на нашу молодежь.
У нас, россиян и белорусов, так много общего, столько лет мы жили вместе, по одним законам, вместе защищали независимость общей Родины, поэтому трудно представить, что на каком-то этапе народы обоих государств об этом забудут.

_________________________

Стратегическое направление

Алла ШАВЦОВА, кандидат юридических наук, доцент кафедры конституционного права Белгосуниверситета

Несмотря на весьма неодно-значный характер белорусско-российского сотрудничества в предыдущие годы, в последнее время наметилась достаточно устойчивая тенденция по сближению и углублению партнерских отношений. В настоящее время наибольший интерес представляет собой решение таких проблем, как эффективность работы надгосударственных органов, формирование единого правового пространства, совершенствование правового обеспечения реализации основных прав и свобод граждан обоих государств.
Существенным фактором, способным повлиять на процесс экономической интеграции, является создание единого таможенного пространства Союзного государства. В этом вопросе следует отметить высокий уровень профессионализма моих коллег-юристов по подготовке правовой базы, например недавно принятого решения о переносе всех видов контроля на внешние границы Союзного государства.
По моим данным, в рамках Союза принято более 300 правовых решений. Основная задача состоит сейчас в разработке модельных законов для имплементации их в национальное законодательство. На сегодняшний день белорусская и российская законодательные системы проходят унификацию по некоторым направлениям, однако требуется комплексное обеспечение этого процесса.
По-прежнему открытым остается вопрос принятия основополагающего документа – Конституционного акта. Депутатами национальных парламентов и Парламентского Собрания Союза Беларуси и России неодно-кратно обсуждался его проект. У белорусов есть собственный опыт длительного непринятия Основного Закона страны, когда суверенитет был провозглашен Декларацией о государственном суверенитете в 1991 году, а Конституция была принята только в 1994 году. Аналогичным образом развиваются события и в рамках Союзного государства: Договор о его создании подписали 10 лет назад, а Конституция до сих пор не принята. Нельзя однозначно сказать, что столь длительное отсутствие Конституции как в Беларуси, так и в Союзном государстве резко отрицательно сказалось на их развитии. Но столь же ошибочно мнение, будто последствий не было. Конституция – это лицо государства, по ней судят о форме правления и государственного устройства, политическом режиме, организации государственной власти, системе прав и свобод граждан. Это также программный документ, в котором провозглашаются цели, задачи, основные направления государственного строительства. Из этого следует только один вывод: существование цивилизованного государства невозможно без Конституционного акта. Именно потому, что этот правовой документ является самым важным с точки зрения политической, стратегической и идеологической, в нем так заинтересованы сторонники интеграции и так усложняют его принятие противники. Для координации нормо-творческого процесса в Союзном государстве создана комиссия по правовым аспектам союзного строительства. В ее задачи входит обеспечение сближения законодательств Беларуси и России, установление взаимопонимания между юристами двух стран. Продуктивная работа этой комиссии позволит устранить шероховатости между белорусской и российской законодательными системами, что приблизит Союзное государство к принятию Конституционного акта.
Развитие союзного законодательства в регулировании правового статуса граждан является стратегическим направлением, потому в этой области заключается наибольшее количество взаимных соглашений. Поскольку на территории Союзного государства граждане чаще сталкиваются с правом на труд, медицинскую помощь, образование, жилье, социальное обеспечение, эта группа прав и свобод вызывает у людей наибольший интерес и позволяет судить об уровне и качестве жизни, социально-экономических возможностях и гарантиях.
Однако общая система прав и свобод значительно шире. Для меня как юриста наиболее показательными с точки зрения глубины и пределов интеграционных процессов являются политические права и свободы граждан. Несмотря на то что мы проживаем в границах суверенных государств и на нас распространяется верховенство и юрисдикция национальных органов государственной власти, важным шагом политической интеграции является предоставление права влиять на свою судьбу. Например, через участие белорусских и российских граждан в формировании местных представительных органов власти в случае, если они постоянно проживают на территории соответственно России и Беларуси.


Иван ПЛЯХИМОВИЧ, кандидат юридических наук, доцент юридического факультета БГУ
Важно продолжать унификацию наших законодательств, чтобы завершить юридическое оформление Союзного государства. Сейчас, на мой взгляд, необходимо скоординировать процедуры ратификации двусторонних соглашений и оптимизировать процедуру принятия союзных программ. Некоторые из них принимаются по два-три года, что абсолютно недопустимо.
До сих пор не реализовано положение Договора о создании союзного парламента, который принимал бы законы Союзного государства. Ведь инвестор, как внутренний, так и внешний, смотрит на наличие нормативной правовой базы. Если она есть – он готов работать. У Союза должны быть единая граница, единая таможня, общая оборона, военно-техническое сотрудничество, единые платежные средства, единая финансовая, кредитная политика, свободное движение людей и капиталов.

______________________________

Абсолютный приоритет

Сергей МАРТЫНОВ, министр иностранных дел Республики Беларусь:
– Союз Беларуси и России – это уже успешный проект, поскольку нам удалось самым серьезным образом реально продвинуться в решении одной из главных задач, изначально ставившихся в качестве целей Союза, – обеспечение равных прав и возможностей для белорусов и россиян. На последнем заседании Высшего Государственного Совета Союза Беларуси и России состоялся обмен ратификационными грамотами по последнему из серии соглашений, реально обеспечивающих равенство таких прав в сфере налогообложения, социального обеспечения, здравоохранения, свободы передвижения и выбора места жительства, получения образования. Это большой и реальный успех сотрудничества Беларуси и России, который ощущают в своей повседневной жизни наши люди.
Другой фундаментальной основой взаимодействия наших государств является стремление к созданию равных условий для субъектов хозяйствования двух стран. Значительный прогресс есть и на этом направлении. В 2008 году товарооборот между Беларусью и Россией составил более 34 млрд долларов США и вырос более чем на 30 процентов. Поэтому никто не может сказать, что наш союз не состоялся. В повседневной жизни он дает реальную отдачу и для наших стран, и для наших народов.

Сергей ЛАВРОВ, министр иностранных дел Российской Федерации:
– Важнейший, я бы сказал даже, абсолютный приоритет для нас – это пространство СНГ. В истекшем году была принята стратегия экономического развития Содружества до 2020 года, развивались новые формы и механизмы гуманитарного сотрудничества. Наши взаимно привилегированные отношения с партнерами по СНГ строятся на столетних традициях совместной истории, экономической, культурной жизни, тесных связях между людьми. Мы имеем в виду и далее продвигать интеграционные процессы на постсоветском пространстве, совершенствовать организационную структуру Содружества, эффективнее взаимодействовать в рамках интеграционного ядра ЕврАзЭС и ОДКБ, содействовать скорейшему формированию таможенного союза с участием на первых порах России, Беларуси и Казахстана, продвигать дальнейшее строительство Союзного государства с Беларусью.
Значение предстоящей работы по подготовке к празднованию 65-летия Победы в Великой Отечественной войне трудно переоценить. И эта работа должна строиться не только через планирование соответствующих мероприятий, посвященных различным памятным датам войны, но и, безусловно, с учетом активизировавшихся попыток переписать историю.
Развитие сотрудничества на пространстве СНГ отягощают сохраняющиеся здесь конфликты. Мы будем делать все возможное для их мирного, переговорного урегулирования. И в числе важнейших задач в этой связи мы видим противодействие попыткам со стороны внерегиональных сил расколоть пространство Содружества, провести здесь своего рода линию военно-политического противостояния.
Мы убеждены, что ставить страны СНГ перед ложным выбором – либо вы с нами, либо вы против нас, превращать их в заложников чьих-то геополитических проектов недопустимо, да и безнравственно. Мы будем добиваться, чтобы законные интересы наших партнеров уважались всеми, чтобы к ним относились как к равноправным членам международного сообщества.


В общих интересах строится внешнеполитическая деятельность двух братских стран

Нина МАЗАЙ, председатель Комиссии Парламентского Собрания Союза Беларуси и России по вопросам внешней политики, председатель Постоянной комиссии Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь по международным делам и национальной безопасности.

Взаимодействие Беларуси и России на международной арене уже имеет свою историю и свои формы. Оно строится на достаточно четкой концептуальной основе: координация усилий для более эффективной защиты и продвижения внешнеполитических интересов и России, и Беларуси – в наших общих интересах. Сегодня мы совершенно определенно говорим о готовности к углубленному взаимодействию по основным проблемам международной повестки дня. К примеру, инициатива президента России Дмитрия Медведева по подготовке нового договора о европейской безопасности была поддержана Беларусью, о чем заявил на встрече министров иностранных дел в Хельсинки белорусский министр Сергей Мартынов. На зимней сессии Парламентской ассамблеи ОБСЕ белорусская делегация также выступила в поддержку российской инициативы, приняв участие в достаточно широкой дискуссии. Мы обосновали свою позицию тем, что рассматриваем эту инициативу как своевременную и отвечающую интересам не только стран – членов ОБСЕ, но и более широкого международного сообщества.
В преддверие саммита “двадцатки” в Лондоне Президент Беларуси Александр Лукашенко заявил, что Беларусь поддерживает предложения, сформулированные Россией в отношении реформирования международных финансовых институтов. Так что, я думаю, о тесном взаимодействии Беларуси и России на международной арене мы можем говорить сегодня как о реальности.
Свой вклад в международное сотрудничество наших стран вносят и парламентарии Беларуси и России. Национальным собранием Беларуси и Государственной думой России сформированы постоянные делегации для участия в работе международных межпарламентских организаций. Практикуем и проведение консультаций между делегациями по повестке дня международных форумов. Уже вырисовывается некая линия на выработку общих подходов, на оказание взаимной поддержки в ходе дискуссий или рассмотрения конкретных вопросов. Например, наши парламентские делегации достаточно согласованно работают в ОБСЕ. Кроме того, сформированы рабочие группы и делегации для двустороннего сотрудничества парламентов.
Сегодня можно говорить о реальном и достаточно весомом вкладе парламентариев наших стран в международное и межпарламентское сотрудничество во всех форматах, что стимулирует многоуровневое и многогранное сотрудничество наших государств.
На заседании Комиссии Парламентского Собрания по вопросам внешней политики мы утвердили состав рабочих групп Парламентского Собрания по работе с международными организациями, в которых оно имеет статус наблюдателя. На сегодня среди них как межпарламентские организации на пространстве СНГ, так и Межпарламентский союз, и Парламентская ассамблея Черноморского экономического сотрудничества. Одновременно мы инициируем оформление статуса наблюдателя в Парламентской ассамблее ОДКБ. Принято решение и начаты консультации и подготовка к переговорам с Межпарламентской ассамблеей православия. Таким образом, поле наших межпарламентских контактов расширяется.
Парламенты и парламентарии не могут оставаться безразличными к тем проблемам, с которыми сталкиваются государства, будь то проблемы экономического сотрудничества, или создание условий для устойчивого развития, в том числе регионального. Необходимо более активное сотрудничество в интересах безопасности во всех ее измерениях, включая, например, энергетическую безопасность. Для этого нужно, с одной стороны, обеспечить законодательную основу, а с другой – содействовать органам исполнительной власти в том, чтобы этот процесс был целенаправленным, последовательным.


Марина ДОЛГОПОЛОВА, начальник управления России и Союзного государства МИД Беларуси:
– Считаю, что ключевым ориентиром внешнеполитического взаимодействия наших государств на ближайший период является утвержденная Высшим государственным советом Союзного государства Программа согласованных действий в области внешней политики государств – участников Союзного государства на 2008–2009 годы. Это в высшей степени актуальный, конкретный и содержательный документ. Сегодня в рамках реализации Договора о создании Союзного государства работают эффективные механизмы белорусско-российского внешнеполитического взаимодействия, которые позволяют осуществлять конструктивное сотрудничество по всем направлениям, представляющим взаимный интерес, как в двустороннем формате, так и по широкому кругу вопросов международной повестки дня.


Парламентское Собрание расширяет свое присутствие
В Москве на заседании Комиссии Парламентского Собрания по вопросам внешней политики рассмотрен вопрос о формировании рабочих групп Парламентского Собрания по работе с межпарламентскими организациями.
Союзные парламентарии обсудили состав делегации Парламентского Собрания на 120-ю ассамблею Межпарламентского союза, которая состоится 5–10 апреля 2009 года в Аддис-Абебе (Федеративная Демократическая Республика Эфиопия).
На заседании также обсуждался вопрос о подготовке проведения круглого стола на тему “Место и роль Союзного государства в системе международных отношений”. Кроме того, депутаты обсудили вопрос об обращении Парламентского Собрания к Парламентской ассамблее Организации договора о коллективной безопасности с просьбой предоставления статуса наблюдателя при ПА ОДКБ, а также о проведении переговоров с Межпарламентской ассамблеей православия для изучения возможностей установления отношений и получения статуса наблюдателя.

Отделение посольства Беларуси откроется в Смоленске
Открытие в Смоленске отделения Посольства Беларуси в России – дело ближайших недель.
Чрезвычайный и Полномочный Посол Беларуси в России Василий Долголев сообщил, что в Беларуси на всех уровнях, включая Президента, уже принято решение об открытии отделения посольства. Предварительное согласие на открытие дало также и Министерство иностранных дел России. Предполагается, что отделение будет распространять свою деятельность не только на Смоленскую область, но и на весь центральный регион России. “Мы рассчитываем, что открытие здесь отделения будет способствовать нашим контактам на региональном уровне”, – заявил Василий Долголев.

Совместными усилиями
24 марта 2009 г. в Минске состоялись белорусско-российские межмидовские консультации по проблемам европейской безопасности.
Стороны обсудили широкий круг вопросов, связанных с адаптацией существующей архитектуры европейской безопасности к новым вызовам и угрозам в контексте инициативы Президента России Дмитрия Медведева о разработке нового договора о европейской безопасности. Достигнута договоренность о продолжении совместных усилий по продвижению указанной инициативы в различных международных форматах, включая ОБСЕ.

___________________________

Фундамент нашего Союза

Пример в области экономического сотрудничества сулит Союзному государству хорошие перспективы

Олег ТОЛКАЧЕВ, председатель Комиссии Парламентского Собрания Союза Беларуси и России по экономической политике, председатель Комиссии Совета Федерации по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству

Экономическая интеграция предусматривает унификацию нормативно-правовых актов, регламентирующих все направления российско-белорусских торгово-экономических отношений. За годы союзного строительства сделано очень много. Перечислить все попросту невозможно. Потому остановлюсь на главных экономических направлениях развития нашей интеграции. Безусловно, это создание Таможенного союза, мощное развитие межрегиональных и приграничных связей, теснейшая производственная и сельскохозяйственная кооперация, юридическое закрепление равных прав на ведение хозяйственной деятельности, бизнеса, труд и социальную защиту, получение пенсий.
Наиважнейшим моментом считаю ратификацию соглашения о союзной собственности. Союзное государство мы строим много лет. Реализуя наши программы, создаем союзную собственность. Однако до ратификации соответствующего соглашения не имели юридического основания для ее учета. А это позволяло разбазаривать наше общее добро. Особенно в России, потому что в Беларуси к нему относятся бережно. Нередко возникали споры, кому что должно принадлежать, несмотря на то что финансировались программы из союзного бюджета. Теперь всем предельно ясно: доходы, полученные от реализации союзной соб-ственности, должны идти только в бюджет Союзного государства.
Пример Союзного государства в области экономического сотрудничества сулит хорошие перспективы его расширения. На постсоветском пространстве считать умеют, поэтому поймут выгоду от тесной интеграции для каждой страны СНГ и захотят вступить в наш Союз. Время работает на нас. Особенно сейчас, когда Евросоюз оказался не в состоянии в трудную минуту помочь своим новым членам. Главное – не упустить момент. Дать понять, что нам дорога каждая бывшая союзная республика.
Что связывает меня с Беларусью? Многое. Во-первых, родственные связи. Во-вторых, тесные рабочие отношения. Ведь я, можно сказать, в союзном парламенте представляю и нашу столицу, Москву. А у нее с Беларусью издавна сохранились самые тесные отношения. Москвичи имеют возможность питаться качественными белорусскими молочными и мясными продуктами – во многих магазинах есть специализированные белорусские отделы. Покупать добротную белорусскую обувь, сделанную, кстати, только из натуральных материалов, носить белорусский трикотаж. Высокое качество и сравнительно низкая цена предлагаемых товаров делают белорусские ярмарки-выставки желанными для москвичей.
Каждая московская префектура имеет самые тесные связи с белорусскими областями. В Москве и Беларуси ежегодно проводятся совместные заседания Совета делового сотрудничества Республики Беларусь и города Москвы. 2009-й – год Беларуси в России, к проведению которого Москва подошла очень серьезно. Московское правительство разработало обширную программу проведения дней каждой из белорусских областей в московском округе-побратиме. В списке мероприятий, посвященных 65-летию освобождения Республики Беларусь от немецко-фашистских захватчиков, – встречи с москвичами, освобождавшими братскую страну.
Как видите, о том, что меня связывает с Беларусью, я могу рассказывать очень долго и с удовольствием.


Требуется большая публичность

Анатолий ЛОКОТЬ, член Комиссии Парламентского Собрания Союза Беларуси и России по экономической политике, член Комитета Государственной Думы по вопросам местного самоуправления:
– Политическая и экономическая ситуация в мире и на постсоветском пространстве резко меняется. Мировой экономический кризис не обошел и Союзное государство. И выходить из кризиса, защищаться от него лучше, объединив наши экономики в одном экономическом пространстве. У Союзного государства огромный экономический ресурс, громадный внутренний рынок. Если объединить потенциал Беларуси и России, а в перспективе и других государств, которые желают вступить в Союзное государство, мы получим колоссальный внутренний рынок! За счет его развития, за счет правильного выстраивания внутренних экономических и интеграционных связей мы смогли бы не давить друг друга ценами, не препятствовать реализации продукции, а, наоборот, снимать все эти барьеры. Тогда мы смогли бы не только смягчить влияние мирового кризиса на нас, но, думаю, даже выйти из него еще с большим потенциалом.
На мой взгляд, строительству Союзного государства нужно придать сегодня большую публичность. Это позволит оперативно высвечивать возникающие проблемы, вовремя вырабатывать пути для их преодоления, тем более что большинство из них имеют субъективный характер. Сегодня необходимо максимально задействовать общественное мнение народов двух стран для того, чтобы активизировать процесс построения Союзного государства.


От взаимодействия – к взаимопроникновению

“Интеграционные процессы более широкие по своей сути, чем просто товарообмен”, – напоминает Владимир ДМИТРИЕВ, ведущий научный сотрудник отдела экономики стран СНГ НИЭИ Минэкономики Беларуси. Если осознать это и разобраться в понятиях, то экономическое сотрудничество Беларуси и России может выйти на новый, более качественный уровень.
“Как правило, государственные чиновники и журналисты характеризуют уровень экономического сотрудничества показателями внешней торговли, – объясняет ученый. – Внешняя торговля – действительно одна из важных составляющих экономического сотрудничества. Но успешным экономическое взаимодействие можно назвать только в том случае, если присутствуют и два других элемента: кооперация и денежно-кредитные, финансовые отношения”.
Для того чтобы процесс товарообмена был стабильным, постоянным, необходимо, чтобы взаимопроникновение экономик было на “молекулярном” уровне – подобно процессу образования сплава металлов, то есть на уровне хозяйствующих субъектов. “Нужно вести активную работу по созданию совместных производств, ассоциаций, альянсов, – призывает Владимир Дмитриев. – Это не изобретение нашего времени, это исторический опыт. Теряется в определенной степени экономическая самостоятельность, но общая экономика становится неразрывной, в экономической интеграции легче преодолеваются все возникающие препятствия”.
“В той либо иной мере, – отмечает ученый, – всем странам, в том числе и нашим, присущ экономический эгоизм. Это реальное и объективное обстоятельство. Было бы удивительно, просто абсурдно, если бы у какой-то страны не было собственных экономических интересов”. Тем не менее Беларуси и России ради успешной интеграции придется поступиться какими-то своими экономическими интересами и сделать выбор в пользу общего успешного развития экономик.
Не следует проблемы интеграции Беларуси и России объяснять исключительно “разноразмерностью” экономик двух стран. “Это заблуждение многих экономистов и политиков, журналистов, – также полагает Владимир Дмитриев. – Самый главный критерий, характеризующий развитие экономики, не объем ВВП, а уровень производительности. Причем производительности не труда, а рабочего места. Само понимание сущности производительности у нас до сих пор деформировано: как правило, говорим о производстве продукта на единицу населения, или на одного работника, или в единицу времени, тогда как в научном понимании производительность определяется отношением количества единиц продукта на выходе к количеству единиц ресурсов на входе в общественное производство”. В итоге многие предприятия по старинке гонят вал, увеличивают расход сырья, материалов, хотя в первую очередь должны стремиться к высокому качеству и широкому ассортименту конкурентоспособной продукции. Поэтому правильнее сопоставлять экономики Беларуси и России не по объему созданного продукта, а по их конкурентоспособности, основным показателем которой является производительность.
Очень важно, убежден ученый-экономист, чтобы политические элиты двух стран четко определились, к чему мы стремимся: к взаимодействию в формате союзного государства или союза государств.


Высокий приоритет
Из бюджета Союзного государства в 2009 году будут профинансированы 42 проекта.
Они касаются многих отраслей: от сельского хозяйства и промышленности до гидрометеорологии. На особом счету будут союзные проекты в сфере высоких технологий: космос, создание суперкомпьютера, нанотехнологии, а также проект по общей терапии с использованием стволовых клеток.

Совместное дело
Завод по сборке белорусской сельхозтехники планируется открыть в Смоленской области.
“Этот проект оценивается в два с лишним миллиарда российских рублей”, – сообщил губернатор региона Сергей Антуфьев. По его словам, в настоящее время на Смоленщине действует 88 предприятий, созданных с участием белорусского капитала.

Общий госзаказ
Согласовывается перечень предприятий, которым будет обеспечен равный доступ к госзаказам как в Беларуси, так и в России.
С белорусской стороны в этот перечень вошли 11 предприятий, с российской – 9. Как пояснил заместитель министра экономики Беларуси Анатолий Филонов, в предварительный список вошли предприятия, работающие в тесной кооперации с производителями другой страны Союзного государства. Не исключено, что преференции получат, например, МАЗ, ГАЗ, КамАЗ, Бобруйскагромаш.

Лизинг по-нашему
Подготовлен проект белорусско-российского соглашения о создании благоприятных условий для продвижения продукции на рынках с помощью лизинговых операций.
Работа по реализации продукции (прежде всего технической и сельскохозяйственной) посредством системы лизинга является одним из важных направлений плана совместных действий правительств Беларуси и России по преодолению последствий мирового кризиса.

______________________________

Адекватный ответ на вызовы современности, или Как важно видеть и прогнозировать ситуацию на годы вперед

Анатолий ВАНЬКОВИЧ, председатель Комиссии Парламентского Собрания Союза Беларуси и России по безопасности, обороне и борьбе с преступностью, депутат Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь

Вопросам обороны, безопасности и правоохранительной деятельности Союзного государства уделяется особое внимание. По указанным направлениям реализуется свыше полутора десятков программ и мероприятий с общим бюджетом свыше 2,5 миллиарда российских рублей. Создана и функционирует региональная группировка войск Беларуси и России, выполняется программа совершенствования объектов военной инфраструктуры, предназначенных для совместного использования, которая предусматривает модернизацию более 40 объектов военной инфраструктуры на территории Беларуси и России. В этом году подписано долгожданное соглашение о создании единой системы ПВО двух стран, прорабатывается вопрос о подготовке новой программы по обеспечению безопасности западного рубежа Союзного государства. Последняя, в частности, предусматривает создание низковысотного локационного поля для системы ПВО двух стран.
Реализуется второй этап создания единой автоматизированной информационной системы Таможенного комитета Союзного государства, которая позволит белорусским и российским таможенникам обмениваться необходимой информацией в режиме реального времени.
Принята специальная программа борьбы с преступностью на 2008–2012 годы с общим бюджетом свыше 617 миллионов российских рублей. Реализация мероприятий по данной программе позволит повысить эффективность деятельности органов внутренних дел в борьбе с преступностью, снизить темпы ее роста, ослабить организованную преступность и минимизировать уровень криминализации экономики, повысить раскрываемость тяжких преступлений, обеспечить своевременное реагирование на вызовы и угрозы общественной безопасности.
В военном сотрудничестве, как и во взаимодействии силовых ведомств, наши страны продвинулись дальше всего. Но угроз меньше не становится, и задача состоит в том, чтобы не допустить их перерастания в опасность. Мы должны отслеживать все составляющие национальной безопасности: экономическую, информационную, экологическую, демографическую, чтобы видеть и прогнозировать ситуацию на годы вперед.
Нельзя упускать из виду и сотрудничество в оборонно-промышленной сфере. Речь прежде всего идет о разработке и внедрении в производство продукции специального и двойного назначения. Среди них программа по спецволокну, суперсовременной вычислительной технике, использованию космоса и другие.
Направления военно-технического сотрудничества и разработанные для их реализации союзные программы в первую очередь ориентированы на обеспечение безопасности Беларуси и России. Отдельные разработки уже применяются в модернизируемых и новых системах вооружения и военной технике.
Однако эти результаты были бы более весомы, если бы удалось сократить сроки согласования новых проектов, особенно в экономических и финансовых органах. Необходимо упрощать действующий Порядок разработки и реализации программ Союзного государства, устранить тавтологию между требованиями, предъявляемыми к содержанию предложения о разработке проекта программы и собственно к ее проекту. Не менее важным является вопрос совершенствования нормативно-правовой базы военно-технического сотрудничества.
В более активном использовании нуждается потенциал наших ВПК. Союзное государство может и должно стать серьезным экспортером продукции и технологий в этом сегменте мировой экономики.
Я убежден: альтернативы Союзному государству не существует. Хотя бы потому, что в этом есть личная заинтересованность наших граждан. Мне, например, совсем не безразлично, как складывается судьба России. Там прошла вся моя воинская служба. В войсках противовоздушной обороны на Кольском полуострове я прошел ступени от командира взвода до командира батальона. Потом учился в Академии имени Жукова в Твери, тогда Калинине, в Академии генштаба. Так что Россия для меня – вторая родина.