Союзное государство

Место встречи – Смоленщина

Место встречи – Смоленщина
Место встречи – Смоленщина

К номеру:   ()


01 Апреля 2009 года

Специальный выпуск, посвященный постоянно действующему семинару при Парламентском Собрании Союза Беларуси и России в Смоленске



В конце марта в Смоленске прошло четырнадцатое заседание постоянно действующего семинара при Парламентском Собрании Союза Беларуси и России по вопросам строительства Союзного государства на тему «Роль СМИ Российской Федерации, Республики Беларусь и Союзного государства в формировании общественного мнения о процессе строительства Союзного государства». Смоленщина встретила гостей форума очень гостеприимно. Эта земля исторически играет важнейшую роль в развитии белорусско-российских отношений. Именно на этой героической земле 31 декабря 1918 года была образована белорусская государственность, в годы Великой Отечественной войны два братских народа бок о бок сражались против гитлеровских захватчиков. Смоленщина – единственный регион России, имеющий самую протяженную границу с Республикой Беларусь, самые тесные контакты между людьми, именно здесь живет самое большое число смешанных белорусско-российских семей.
Во встрече участвовали четыре депутата Парламентского Собрания Союза Беларуси и России. Это – заместитель председателя Постоянной комиссии Палаты представителей Национального собрания РБ Геннадий Давыдько, первый заместитель председателя Комитета РФ по делам ветеранов Франц Клинцевич, член Комитета Госдумы РФ по обороне Александр Коржаков, председатель Комитета Госдумы РФ по делам СНГ и связям с соотечественниками Алексей Островский. Делегацию Секретариата Парламентского Собрания возглавил его Ответственный секретарь Сергей Стрельченко. Также на мероприятии присутствовал член Совета Федерации Вячеслав Шверикас.
В первый день семинара в центре внимания были выступления депутатов Парламентского Собрания, представителей интеграционных органов СГ, руководителей ведущих СМИ, освещающих строительство Союзного государства. После заседания участникам семинара устроили обзорную экскурсию по городу. Сначала гости посетили одно из ведущих предприятий города – ЗАО «Аркада», которое благодаря применению новейших технологий по выпуску стройматериалов смогло наладить множество кооперационных связей с белорусскими хозяйствующими субъектами. Далее участники форума смогли посетить исторические места Смоленска. Особенно всем запомнился визит в Успенский кафедральный собор. Вечером в городском культурном центре для белорусов и россиян был организован торжественный прием от имени губернатора.
Второй день работы семинара открывал губернатор Смоленской области Сергей Антуфьев. Он отметил важную роль журналистики в процессе союзного строительства. Далее слово получили представители региональных СМИ, а также студенты российских и белорусских университетов. По окончании пленарного заседания участники семинара приняли итоговый документ с рекомендациями по формированию общественного мнения.

Иван НИКОЛАЕВ

_____________________________

Наши СМИ сотрудничают активно

В работе семинара при Парламентском Собрании участвовал и губернатор Смоленской области Сергей АНТУФЬЕВ.
В эксклюзивном интервью «СВ» он прокомментировал некоторые аспекты создания единого информационного пространства Союзного государства, ответив на вопросы нашего корреспондента.

– Сергей Владимирович, доступны ли белорусские газеты и журналы смоленскому читателю и можно ли говорить о едином информационном пространстве Смоленской области и Республики Беларусь? Как СМИ Смоленщины информируют население о ходе союзного строительства?
– Насчет доступности белорусских газет и журналов скажу, что на смоленском рынке прессы они представлены достаточно скромно. В первую очередь потому, что это экономически невыгодно самим белорусским изданиям. Да и в принципе нет в этом необходимости. Существует газета Парламентского Собрания Союза Беларуси и России – «Союзное вече», в которую пишут лучшие представители журналистской профессии двух братских государств. Большинство смолян знакомы с газетой «Союз. Беларусь – Россия». Успешно ведет свою работу информационно-аналитический портал Союзного государства www.soyuz.by, налажен регулярный обмен информационными материалами между газетами «Смоленские новости» и «Витьбичи», «Рабочий путь» и «Витебский рабочий». Особенно ценно то, что в последнее время активно сотрудничают печатные СМИ небольших населенных пунктов. Можно привести пример газет «Руднянский голос» (Руднянский район Смоленской области) и «Сцяг Перамогi» (Лиозненский район Витебской области), «Сельская правда» (Смоленский район) и «Жыццё Прыдзвiння» (Витебский район).
Редакция газеты «Хиславичские известия» (Хиславичский район Смоленской области) обменивается информационными материалами с газетой Мстиславского района Могилевской области «Святло Кастрычника» («Свет Октября»). Кроме того, белорусские журналисты помогали своим хиславичским коллегам осваивать компьютерную верстку.
Безусловно, лидеры информационных рейтингов сегодня – электронные СМИ. Поэтому сотрудничество в этой сфере представляется особенно важным. С 2008 года налажен регулярный обмен материалами между телерадиокомпанией «Витебск» и ГТРК «Смоленск». Еженедельно «Радио России – Смоленск» размещает в эфире подборку новостей о социально-экономической, культурной, спортивной жизни Витебской области. Соответственно на Витебском радио звучат новости Смоленщины. Журналисты смоленского радио периодически готовят свои репортажи непосредственно на Витебской земле. Реализация этого успешного опыта продолжится в рамках делового сотрудничества с радиокомпанией города Гомеля.
Хочу отметить, что сегодня любой житель Смоленщины может получить полную и достоверную информацию не только о строительстве Союзного государства в целом, но и о жизни своих ближайших соседей (Витебской и Могилевской областей). Это ли не показатель успешного существования и функционирования единого информационного пространства двух стран?
– Не секрет, что выгодное соседство Смоленской области и Республики Беларусь помогает многим предприятиям и хозяйствам выживать в условиях финансово-экономического кризиса. Как СМИ способствуют развитию российско-белорусского межрегионального торгово-экономического сотрудничества в это непростое время?
– Роль свободы слова в современном мире надо рассматривать отнюдь не только в контексте прав человека и политических свобод. Свобода слова, свобода информации, деятельности бизнес-сообществ являются неотъемлемыми условиями динамичного экономического развития.
Республика Беларусь – крупнейший торговый партнер Смоленской области. По итогам 2008 года, удельный вес Беларуси в товарообороте Смоленской области составил 39,2%, а доля среди стран СНГ – 84%. Внешнеторговый оборот между Смоленщиной и Беларусью в прошлом году – 789,2 млн долларов США (131,2% к уровню 2007 года).
В рамках сотрудничества на протяжении всего года проходит множество совместных выставок-ярмарок, например традиционные мероприятия «Весенний калейдоскоп», «Славянский калейдоскоп» и другие. В освещении этих событий СМИ Союзного государства принадлежит особая роль, тем более во времена экономических трудностей. Конечно, это и формирование положительного инвестиционного имиджа, и привлечение инвесторов, и реклама выпускаемой на Смоленщине продукции. Но главное, благодаря журналистам читатели и зрители могут увидеть, несмотря на кризис, что Смоленщина остается надежным торговым партнером Беларуси, располагает широким ассортиментом продукции, исполняет свои обязательства точно и в срок.
Также планируется вместе с Телерадиовещательной организацией Союзного государства создание циклов теле- и радиопередач, рубрик в печатных СМИ, посвященных совместным межрегиональным российско-белорусским туристическим маршрутам, экономически привлекательным для ряда бизнес-структур.
– Пользуясь случаем, хочу задать вам еще один вопрос. В свое время вы являлись председателем Комиссии Парламентского Собрания Союза Беларуси и России по законодательству и Регламенту, заместителем председателя Комитета Государственной Думы по делам Содружества Независимых Государств и связям с соотечественниками. Расскажите, пожалуйста, о собственных законодательных инициативах, которые оказали наибольшее влияние на ход российско-белорусской интеграции.
– Как известно, к сожалению, Парламентское Собрание Союза Беларуси и России не обладает правом законотворческой инициативы. А деятельность Комиссии Парламентского Собрания по законодательству и Регламенту, которую я возглавлял, концентрировалась на анализе работы совместной российско-белорусской комиссии по подготовке проекта Конституционного Акта Союзного государства, внесении возможных поправок и дополнений в этот главный союзный документ.
Говоря о своей работе в Комитете Государственной Думы по делам СНГ и связям с соотечественниками, хочу отметить, что члены комитета уделяли особое внимание подготовке законов, связанных с ратификацией межправительственных соглашений между Россией и Беларусью по обеспечению равных прав граждан наших стран, а также вопросам унификации национальных законодательств России и Беларуси.
Я всегда с удовлетворением вспоминаю этот период в моей жизни. Ведь и в Комиссии Парламентского Собрания, и в Комитете Государственной Думы царила атмосфера сотрудничества, желания профессионально и оперативно решать проблемы российско-белорусской интеграции и строительства Союзного государства.

_____________________

Журналисты и власть: партнерство ради Союза


Василий ДОЛГОЛЕВ: «Осторожнее с «жареными» фактами»

Чрезвычайный и Полномочный Посол Республики Беларусь в Российской Федерации Василий Долголев уверен, что СМИ не должны зацикливаться на недостатках союзного строительства.

– Василий Борисович, на семинаре много говорили о том, что в Союзном государстве проведена огромная работа по унификации законодательства, по обеспечению равных прав наших граждан. А в доступе к союзной информации насколько равны права граждан России и Беларуси?
– Во-первых, мы должны всегда помнить и людям правильно говорить, что у нас существует Договор о создании Союзного государства. Пока только строим, ищем пути и подходы. Что касается информационного доступа, то я думаю, что проведенная огромная работа при всех недостатках и каких-то претензиях все-таки срабатывает и дает возможность людям видеть все успехи и достижения. Конечно же, есть такая манера у СМИ – давать «жареные» факты. Взять, к примеру, подборку статей лет за пять. Читая этот негатив, можно подумать: все умерло давно и давно должно было развалиться. Но ведь все работает, и все приоритеты растут! Обратите внимание на встречи президентов: очевидно, что отношения выстраиваются конструктивно. Да, мы спорим о том, как правильно поступать. Да, мы где-то выясняем отношения. Но это же нормальная работа!
Что касается граждан, то доносить эту информацию до них можно тоже по-разному. Есть принятое решение о равных правах, подписанное в Санкт-Петербурге. Но ведь должны быть механизмы, законодательно принятые. Мало прописать, как должно быть. Нужно прописать, как это должен реализовывать и таможенник, и постовой милиционер, и юридическая консультация, и масса других людей, которые должны провести и реализовать договоренности президентов. И вот эта черновая работа остается за кадром, она не видна. И все же я думаю, что на сегодняшний день мы прошли достаточно большой путь и многого достигли, и люди наши это понимают.
– Как представлена Беларусь на информационном пространстве России?
– Я думаю, что неплохо, благодаря усилиям самих белорусов. А вот что касается содействия, то так называемые рыночные условия накладывают свой отпечаток. Например, мы имеем спутниковый канал «Беларусь-ТВ». Но включить его административным ресурсом, чтобы он присутствовал, например, в Москве, нам пока не удается. И я думаю, что здесь существуют какие-то подпольные препятствия, которых мы еще не нащупали. Хотя российские каналы представлены у нас в Беларуси. На все каналы есть договоры. Но нам пока на российском пространстве полностью продвинуться не удалось. Поэтому мы сейчас действуем самыми разными путями, в том числе и через интернет. Нашу газету ежесуточно читают 7 тысяч пользователей. И этот показатель важен для нас. Мы активно работаем со всеми журналистами, которые приезжают в Беларусь, приглашаем их в посольство. И появляющиеся после этого публикации радуют нас в первую очередь потому, что они рассказывают в позитивном тоне о том, что происходит в отношениях между нашими государствами.
– Есть ли сегодня в союзной тематике запретные темы – например, возможное признание Беларусью Южной Осетии и Абхазии?
– Этот вопрос больше внутригосударственный, и его перемалывание создает иллюзию напряжения не только между нашими странами, но и в Европе. Внезапно увязывают «Восточное партнерство» с этим признанием. Это нонсенс. Для нас Европа – огромный рынок, куда мы поставляем половину своего экспорта. И мы, создавая внешнеэкономические условия, причем на любом рынке, должны работать аккуратно и осторожно. Но каждый почему-то хочет из обычных фактов сделать острые.
– Расскажите, пожалуйста, об открытии отделения посольства Беларуси в Смоленске.
– Решение принято президентом нашей страны. Мы вскоре поедем смотреть помещение. Центральный федеральный округ России, несмотря на кризис, бурно развивается. И нам нужно плотнее с ним работать. Главная задача нового отделения – развитие торгово-экономических и культурных связей. Я полагаю, что эффект от его открытия здесь будет достаточно большим.


Геннадий ДАВЫДЬКО: «Мы должны строить храм»

Председатель Комиссии Парламентского Собрания Союза Беларуси и России по информационной политике, заместитель председателя Постоянной комиссии Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь по правам человека, национальным отношениям и средствам массовой информации Геннадий Давыдько убежден, что СМИ должны создавать общественную нетерпимость к проволочкам в деле построения Союзного государства.
– Геннадий Брониславович, в дискуссии о союзном строительстве есть две стороны – политики и журналисты. В вашем выступлении прозвучали довольно серьезные упреки в адрес журналистов, освещающих союзную тематику. Хотелось бы кое-что уточнить. Как вы предполагаете измерить эффективность того или иного издания?
– Существует неоспоримый, но очень грустный факт: там, где в силу каких-то причин нет влияния радио и газет Союзного государства, к СГ относятся лучше. Это говорит о том, что есть люди, освещающие союзное строительство, работающие по обязанности, а не по зову души. А очень хочется, чтобы мы не кирпичи клали, а храм строили. Необходима идеологическая составляющая и духовная убежденность. Мне даже хочется сказать: друзья, все, кто работает на создание СГ, считайте себя одной партией Союзного государства. От вас строительство Союзного государства зависит так же, как от чиновников. Мы вместе строим. СМИ нужно создавать общественную нетерпимость к проволочкам строительства – это и будет способствовать ускорению долгожданных событий.
– Когда вы говорите об ответственности журналистов, мы всегда думаем, что мы еще и представители национальных СМИ. А в национальной политике есть некоторые тактические отступления от нашей союзной идеологии. Как быть в этом случае журналисту? Например, программа «Восточного партнерства» и привлекательность интеграции на постсоветском пространстве. Что должно быть для журналиста на первом месте?
– Опять же – тот храм, который мы собираемся строить. И вовсе не по религиозным признакам и не по национальным. Хотя звучат слова «славянское братство» и так далее. Это есть. Мы строим на евразийском пространстве красивый дом, в который потом в будущем мечтаем пригласить жить и других, если нам будет хорошо. Они должны видеть, что мы соединились, нашли компромисс, подписали Конституционный Акт, нашли, как поделить и устроить власть, нашли финансовую составляющую – и все потянутся к нам, я в этом глубоко убежден. Ведь мы все сильно обожглись. Совсем недавно нам было очень больно: и распад, и развал, политические и экономические катаклизмы, сейчас – кризис. И поэтому все осторожничают в принятии важных политических и образовательных решений. Но мы должны показать пример, и в этом должна быть наша воля.
– Вы сказали, что Союзное государство должно стать мечтой для нашей молодежи. Достаточно ли сегодня делается для того, чтобы привлечь вообще молодежь к этой тематике?
– На мой взгляд, катастрофически мало. Надо бороться именно за молодежь, за тех, кто начинает жить и ничего не знает. У него нет опыта совместного проживания в Союзе Советских Социалистических республик. Ветеранов войны агитировать не надо. И взрослых, которым под шестьдесят, тоже: они знают, как было, и предполагают, как будет. Необходимо создание мощной общественной молодежной организации Союза Беларуси и России, огромное количество совместных проектов – культурологических, туристических маршрутов, совместных фестивалей. Чтобы молодые люди понимали и уже не могли жить друг без друга. Это архиважно.
– В чем вы видите приоритеты и нравственные ценности гражданина будущего СГ?
– В первую очередь – в уважении к могилам предков. Во-вторых, в непрестанной заботе и беспокойстве о подрастающем поколении. Созидать жизнь необходимо разумно. Ведь зачастую мы совершаем поступки, не соответствующие даже элементарным представлениям о логике.


Сергей ШУХНО: «СМИ стали полем противостояния»

Заместитель Государственного секретаря Союзного государства Сергей Шухно считает, что союзным средствам массовой информации необходимо давать больше информационных поводов.

– Существенную роль СМИ играют в политической жизни союзного общества, имея самое непосредственное отношение к его жизнедеятельности и выполняя как ретранслирующую, так и созидающую функции, поэтому они в равной мере несут ответственность за происходящие в обществе процессы.
От того, какую информацию, в какой форме и с какими комментариями получают граждане Беларуси и России, во многом зависят их последующие действия. Поток информации в современном мире настолько разнообразен и противоречив, что самостоятельно разобраться в нем не в состоянии ни отдельный человек, ни даже группа специалистов. Поэтому отбор наиболее важной информации и ее представление в доступной массовой аудитории форме и комментирование – важная задача всей системы СМИ. Информированность граждан Союзного государства, в том числе политиков и государственных деятелей не только федерального или республиканского, но и регионального уровня, прямо зависит от того, как, с какими целями и по каким критериям отбирается информация, насколько глубоко она отражает реальные факты, а также от способа и форм подачи информации.
Таким образом, в современный период развития общества успешное решение политических, экономических и социальных задач все больше зависит от действия такого субъективного фактора, как социальная активность СМИ.
Это хорошо понимают противники Союзного государства, которые с помощью доступных им средств массовой информации и технологий пытаются формировать в сознании людей ложные представления о тех или иных процессах, явлениях или событиях, происходящих в Союзном государстве. СМИ стали полем противостояния, а часто и откровенного столкновения интересов различных политических партий, финансовых и промышленных групп, неправительственных организаций и объединений.
Именно поэтому при осуществлении информационной политики Союзного государства первостепенное значение придается становлению и развитию тех средств массовой информации, которые призваны донести до широких кругов общественности не только Беларуси и России, но и других стран объективную информацию о ходе союзного строительства.
Хочу отметить: по данным опросов общественного мнения, число сторонников Союзного государства по-прежнему значительно превосходит число противников интеграции, что создает благоприятные условия для дальнейшего развития интеграционных процессов. А значит, всем нам необходимо приложить максимум усилий, с тем чтобы средства массовой информации, играющие в жизни современного общества огромную роль, активно способствовали расширению интеграции в рамках Союзного государства.
Региональные СМИ Беларуси в достаточной степени освещают процесс строительства СГ, а вот российские – несколько меньше. Наш мониторинг показывает, что многие региональные элиты уделяют достаточное внимание СГ. В тех регионах, где работают отделения посольства Беларуси, эта тема имеет место на страницах печати.
В Смоленске мы увидели много интересного. Например, выступление главного редактора газеты «Витьбичи», редакторов смоленской газеты, местного телевидения. Все это показывает, что можно создать хороший совместный информационный продукт, который устраивает как граждан Республики Беларусь, так и граждан Российской Федерации. Поэтому к смоленскому опыту стоит прислушаться. Мы уже давно работаем со Смоленском, мы знаем местные инициативы и стараемся их использовать.
А вообще надо больше давать информационных поводов. Недавно проходила встреча глав наших государств, и, конечно, об этом написали все. Когда проходит ВГС, об этом говорят с интересом. В создании информационных поводов должны более весомую роль играть и органы Союзного государства – Постоянный Комитет и Парламентское Собрание.


Алексей ОСТРОВСКИЙ: «Бороться надо за качество, а не количество»

Член Комиссии Парламентского Собрания Союза Беларуси и России, председатель Комитета Госдумы РФ по делам СНГ и связям с соотечественниками Алексей Островский полагает, что идеологию СГ должны формировать не чиновники в кабинетах, а граждане двух стран.

– В принципе единое информационное пространство России и Беларуси уже существует. Поэтому Союзному государству нужно думать не столько о создании единого информационного пространства, сколько бороться за его качество. Добиваться, чтобы оно способствовало союзному строительству, а не вредило. Мы убедились, что простым учреждением союзных СМИ проблему не решить. Газеты, журналы, радио и телевидение – это категория количественная. Соответственно, прежде всего следует выяснить, что необходимо для качественного преобразования единого информационного пространства.
Пока же отсутствие такого качества в ходе освещения деятельности органов власти Союза, союзного строительства отрицательно сказывается на его общественной поддержке. А ведь качественное информационное обеспечение подразумевает, среди прочего, подготовку общественного мнения к положительному восприятию союзного строительства. И это должно стать одной из главных задач.
Следует согласиться, что без идеологии не бывает государства, как не бывает и органов информации. Идеология – чаще всего не в форме свода догм, а в форме идеи, идеала, порой даже ясно не сформулированного, – является стержнем любого серьезного дела.
Мы нередко выступаем в роли эдаких прагматиков и основной упор делаем только на экономической целесообразности объединения, говорим о росте благосостояния граждан в результате построения Союзного государства.
Бывает, что наряду с экономической целесообразностью мы часто говорим о необходимости обеспечения безопасности наших народов. Вместе с тем, как мне представляется, нельзя все сводить только к вопросам экономики, также как и безопасности, утверждать, что именно во имя этого мы и строим Союзное государство.
Но если не во имя экономического процветания и не во имя безопасности (хотя и для того и другого тоже) строится Союзное государство, то какая же идея должна лежать в его основе? Полагаю, что для ее поиска не нужно создавать институты, она ясна каждому здравомыслящему человеку, и ее очень точно выразил, например, на состоявшихся недавно в Госдуме парламентских слушаниях Госсекретарь СГ Павел Бородин: «У нас сейчас государств много, а страна как была, так и осталась одна. Я думаю, что началу возвращения той великой страны, того великого государства, которое у нас было, и послужит Союзное государство».
Идея, ощущение национального, культурного, религиозного единства всегда играли и играют колоссальную роль в жизни народов. Идея, чувство народного и государственного единства – основа союзного строительства. Быть их активными носителями и проводниками – вот главная задача союзных органов информации.
Также надо помнить, что СМИ являются лишь инструментом обеспечения информирования о деятельности тех или иных чиновников. Если чиновники не делают ничего в пользу построения Союзного государства или порой против него работают, то и СМИ работают так же.
Я думаю, что идеологию СГ формируют не чиновники в кабинетах, а граждане России и Беларуси. А народы наших стран видят Союзное государство как некий элемент возврата в славное советское прошлое, и даже вопросы экономического, военно-политического характера – это не главное. Главное то, чтобы люди были уверены в едином будущем народов двух стран, а это, соответственно, взаимное уважение национальных культур, традиций, истории.
Хотел бы отдельно отметить, что приход в Смоленскую область нового губернатора, который до этого работал в Парламентском собрании, это, безусловно, новая струя в межрегиональном сотрудничестве субъектов России и Беларуси. Более того, характерен тот факт, что Смоленская область является единственным субъектом РФ, где губернатором введена должность своего заместителя по вопросам построения Союзного государства. Это уже говорит о многом. И чем больше будет приходить к власти в регионах людей, которые выстрадали предыдущей своей работой идею построения Союзного государства, тем будет лучше.





Союзная тема поднимает тираж

Главный редактор газеты «Витьбичи» Нина ТУЛИНОВА:
– На 90 процентов «Витьбичи» распространяются по подписке. Чтобы газета пользовалась авторитетом у читателей, сотрудники редакции встречаются с трудовыми коллективами Витебщины. И таких встреч в году бывает не менее двухсот. Как правило, люди говорят о том, что бы они хотели видеть на страницах газеты. Так вот, нередко звучат пожелания: «Больше пишите о России, о соседях-смолянах – чем они живут, что у них примечательного».
В конце февраля прошлого года здесь, в Смоленске, между председателем Витебского облисполкома Владимиром Андрейченко и губернатором Смоленской области Сергеем Антуфьевым было подписано Соглашение о сотрудничестве между Витебской и Смоленской областями. Это Соглашение – яркий пример того, как на деле надо укреплять и развивать наше Союзное государство. Соглашение придало мощный импульс развитию сотрудничества между регионами в различных сферах, в том числе и в области СМИ.
Газета «Витьбичи» придает огромное значение плодотворному контакту с ее читателями. Письма в редакцию, телефонные звонки, устные обращения витебчан – все это не остается без внимания журналистов. Мы и раньше поднимали тему Союзного государства. Вначале связались с журналистами Савеловского района Москвы, затем – с руководством этого столичного района. Материалы появлялись в течение года. Если кто-то из наших сотрудников или витебчан, друзей газеты бывал в Смоленске, то привозил оттуда прессу, и мы делали подборку: «У наших соседей».
После подписания Соглашения о сотрудничестве между нашими областями развивать творческое взаимодействие между газетами Витебска и Смоленска, как говорится, сам Бог велел. Мы предложили редакции газеты «Смоленские новости» готовить и публиковать совместный выпуск, который так и назвали – «Вместе». В 2008 году увидели свет два таких выпуска, приуроченных к Дню единения народов Беларуси и России и 65-летию освобождения Смоленска от немецко-фашистских захватчиков.
Рассказы о нынешних витебчанах, которые в годы Великой Отечественной войны сражались с фашистами на Смоленской земле, сегодняшняя жизнь наших городов и областей в различных ее проявлениях – все это нашло отражение в совместных выпусках, подготовленных витебскими и смоленскими журналистами.
Выпуски «Вместе» очень понравились наши читателям. Мы получили массу положительных откликов. В письмах витебчан, присланных в редакцию газеты «Витьбичи», красной нитью проходит мысль, что нет более интересной и нужной темы для освещения на страницах газеты, чем тема соседей.


Смоленщина – продвинутый регион

Начальник Управления информационной политики и общественных связей аппарата администрации Смоленской области Юрий ГЛЕБОВ:
– То, насколько успешно будут протекать интеграционные процессы между Смоленской областью и приграничными областями Беларуси, во многом зависит и от работы СМИ. Но доступность информации о Союзном государстве широким массам на сегодняшний день – серьезная проблема в нашей стране.�Тем не менее я могу с уверенностью сказать, что в этом плане Смоленщина – продвинутый регион. Наши периодические издания постоянно освещают события в Беларуси, а также все интеграционные процессы между нами и граничащими с нами белорусскими областями.
Уже несколько лет в наших газетах работают рубрики: «Наши соседи» или «Как живет Беларусь?». ГТРК «Смоленск» наладила обмен радийными программами с Витебской телерадиокомпанией. Сегодня разрабатываются и другие проекты, и, безусловно, это должна быть такая информационная продукция, которая будет интересна и в России, и в Беларуси. Конечно же, в связи с этим необходимо принять все надлежащие меры по подготовке, обучению, созданию резерва кадров.
А вообще, основ для тесного и плодотворного взаимодействия с Беларусью у нас очень много. Взять хотя бы тот факт, что на территории Смоленской области проживает огромное число российско-белорусских семей. Мы граничим с разными областями Беларуси, и сегодня весьма успешно протекают самые различные интеграционные процессы между этими областями и Смоленщиной.
Например, существует программа «Скорой медицинской помощи». В приграничных районах можно вызвать «скорую» из Беларуси. Уровень развития инфраструктуры и социального обеспечения в республике – пример для нас, и его мы берем за основу и хотим, чтобы у нас было так же. И, конечно же, нельзя забывать о том, что Беларусь – наш крупнейший торговый партнер.
Сегодня более 4 тысяч белорусских студентов обучаются в Смоленске. И немало смолян учатся в белорусских вузах, например очень много наших студентов в Институте им. Кулешова в Могилеве. Наше студенчество постоянно находится в контакте с белорусскими соседями. Мы постоянно проводим фестивали студенческого творчества, КВНы и многие другие мероприятия. И на сценах традиционно присутствуют коллективы из Республики Беларусь.
Вообще молодежной политике у нас уделяется очень большое внимание. Министерством образования РБ, Федеральным агентством по физической культуре и спорту России, администрацией Смоленской области, Витебским и Могилевским областными исполкомами проводится традиционный велопробег «Молодежь России и Беларуси – дорога в будущее Союзного государства». Все это, безусловно, является хорошими поводами для освещения в СМИ.


Каждому государству – свое ТВ

Первый заместитель председателя ТРО Союза Тамара ВЯТСКАЯ:
– Нет стран без своего собственного национального телевидения. А сегодня можно и Союзное государство отнести к разряду государств состоявшихся, поскольку состоялся союзный телеканал «ТРО».
С 25 сентября 2007 года началось собственное вещание на спутниковом телеканале «ТРО», и уже в конце декабря аудитория канала составила 5 миллионов зрителей, включающих граждан не только Беларуси и России, но и граждан СНГ, стран Балтии и государств Восточной Европы, что, безусловно, подчеркивает интерес зрительской аудитории к телеканалу.
На сегодняшний день телеканал «ТРО» ретранслируют 95 кабельных операторов в 36 регионах РФ, а наша зрительская аудитория превысила�уже 17�миллионов человек.�
Концепция�вещания�ТРО�строится�по�принципу�общественного телевидения – позитивная направленность программ, отсутствие передач, содержащих сцены насилия и жестокости.
В этом году мы намерены запустить несколько новых проектов, среди них – общественно-политическое ток-шоу, информационно-аналитическая программа, а также ряд эксклюзивных документальных фильмов. Готово первое молодежное ток-шоу, которое снимается на базе журфака БГУ.
Иногда нам приходится искусственно создавать информационные поводы – собственно союзных новостей не так много. Но дело того стоит. Особый упор мы делаем на новости из регионов – именно там закладывается серьезная основа для строительства общего дома. Но хотелось бы наконец перестать делить информацию на союзную и двустороннюю! Потому что любая новость об общих делах – союзная!
ТРО Союза не размещает информацию о строительстве Союзного государства на федеральных российских телеканалах. Это сделать невозможно по вполне понятным причинам – и Первый канал, и телеканал «Россия» имеют свои возможности для освещения этой тематики. Пожалуй, только канал «ТВ-Центр» готов к разговору на эту тему, и мы надеемся на решение этой задачи в ближайшее время.
К Дню единения народов Беларуси и России, ко 2 апреля 2009 года, в Интернете начинает работать сайт «ТРО Союза», где будут публиковаться программа передач телеканала и радио, анонсы передач, а интерактивные возможности сайта позволят зрителям и слушателям корректировать работу ТРО и высказывать свои пожелания по улучшению работы телеканала.
Тем не менее нельзя не отметить, что дальнейшее развитие телеканала сдерживается рядом проблем: ограниченностью финансирования, недостаточностью технической базы, нехваткой творческо-производственного персонала, необходимостью дальнейшего расширения сети вещания и расширения собственной корреспондентской сети.


Учредил газету – будь ответствен

Председатель Постоянной комиссии Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь по правам человека, национальным отношениям и СМИ Александр ЮШКЕВИЧ:
– В начале февраля этого года в Республике Беларусь вступил в силу закон «О средствах массовой информации», занимающий центральное место в правовом регулировании деятельности СМИ.
Разработка проекта закона была обусловлена рядом причин. Действовавший в то время закон «О печати и других средствах массовой информации», принятый еще в 1995 году, в связи со стремительным развитием новых коммуникационных возможностей безнадежно устарел.
В процессе подготовки проекта закона был скрупулезно изучен и применен передовой мировой опыт правового регулирования вопросов в сфере СМИ с учетом национальной специфики. При этом большое внимание уделялось гармонизации национального законодательства с российским. К работе привлекались представители СМИ, международные и общественные организации.
Закон Республики Беларусь «О средствах массовой информации» не касается деятельности Интернета. Он затрагивает лишь интернет-аналоги печатных и электронных изданий. Речь идет о том, что независимо от способа распространения СМИ требования к ним должны быть едиными. Но закон в целом не предполагает каких-либо ограничительных и запрещающих мер в отношении СМИ.
А вот к учредителям СМИ предъявляются новые требования. Учредители не должны отстраняться от деятельности учрежденной ими газеты или телерадиопрограммы. В этом случае использован опыт Швеции, где владелец (то есть учредитель) средства массовой информации является юридически ответственным за содержание учрежденного им СМИ и несет ответственность за любые нарушения, совершенные его издателем или редактором.
Что касается средств массовой информации Союзного государства, то их деятельность попадает под действие международных договоров и регулируется ими. В сфере массовой информации для Республики Беларусь действуют Соглашение о сотрудничестве в распространении массовой информации от 20 сентября 2002 года и Соглашение между Правительством Республики Беларусь и Правительством Российской Федерации о сотрудничестве в области печати от 19 февраля 1998 года.
Этими международными договорами устанавливается особый порядок распространения массовой информации без регистрации и получения разрешения в Министерстве информации РБ. Таким образом, белорусское законодательство в сфере СМИ направлено на гармонизацию и унификацию с российским законодательством и содержит объективные предпосылки для создания единого информационного пространства Союзного государства.


Ждем в гости российские СМИ

Заместитель директора ГУ «Национальный пресс-центр Республики Беларусь» Алексей ЦЫБУЛЬКО:
– По состоянию на 1 февраля 2009 года в Республике Беларусь зарегистрировано 1305 периодических изданий, в том числе 663 газеты, 594 журнала, 42 бюллетеня, 6 каталогов. Пресса издается на белорусском, русском, английском, немецком, украинском, польском и других европейских языках. При этом в Беларуси распространяются более 6 тысяч российских средств массовой информации, в том числе в кабельных сетях и эфире транслируется около 60 телеканалов. Общий объем российских печатных изданий, представленных в Беларуси, оценивается в 1-1,5 миллиона экземпляров. Таким образом, количество наименований распространяемых в республике российских СМИ в 5 раз превышает количество белорусских. Из этого следует, что общее информационное пространство Союзного государства первоначально было создано на территории Республики Беларусь.
Однако информационная открытость республики способствовала не только получению информации из России. Для построения общего информационного пространства Союзного государства Беларусь последовательно придерживалась политики максимальной открытости в предоставлении информации о нашей стране. Такая позиция способствовала преодолению недостатка сведений о Беларуси в Российской Федерации.
С 2003 года Национальным пресс-центром проводится плановая работа по организации пресс-мероприятий по актуальным вопросам белорусско-российской интеграции, участниками которых являются представители российских СМИ. На протяжении последних шести лет Национальным пресс-центром Республики Беларусь было организовано более 60 пресс-конференций, брифингов и «круглых столов» исключительно по союзной тематике; совместно с Постоянным Комитетом СГ и Посольством РБ в России проведено 22 пресс-тура для российских региональных и федеральных СМИ. Следует особо отметить проведение 7 пресс-конференций Президента Республики Беларусь Александра Лукашенко для российских журналистов.
В рамках пресс-туров Беларусь посетили более 750 представителей региональных и федеральных СМИ России. С большинством масс-медиа, участвовавших в пресс-турах, поддерживается постоянный контакт.
С 2004 года Национальным пресс-центром совместно с белорусскими и российскими партнерами проведено более 20 видеомостов и интернет-конференций.
В режиме ежедневного обновления нашим пресс-центром совместно с Постоянным Комитетом СГ с 2004 года организована работа Информационно-аналитического портала Союзного государства во Всемирной паутине.


СМИ равны, но кто-то «равнее»?

Директор Центра социологических и политических исследований Белорусского государственного университета Давид РОТМАН:
– Результаты опросов, проведенных нашим центром в 2007 и 2008 годах, свидетельствуют о том, что подавляющее большинство жителей Беларуси волнует проблема взаимоотношений нашей страны с ближайшим соседом и союзником – Российской Федерацией. Следует отметить, что, несмотря на некоторые разногласия, возникающие в последние два года между нашими странами, граждане Беларуси очень хорошо относятся к России. Нынешние отношения большинство белорусов (73,2%) определяют как дружеские или скорее дружеские.
Более 80% жителей Беларуси уверены в том, что двум братским странам следует создать реальное Союзное государство. Эта же позиция доминирует и среди граждан Российской Федерации.
В ходе опроса ни один из экспертов не сказал, что единое информационное пространство Беларуси и России в современном информационном мире не нужно. Но многие профессионалы считают, что это пространство уже есть: российское телевидение принимают во всех областях Беларуси, купить центральные российские газеты и журналы в Бресте не сложнее, чем в Хабаровске. Более того, благодаря Интернету информационное пространство стало вообще безграничным. Как показали результаты опроса, 34,3% экспертов считают, что единое информационное пространство двух стран сегодня уже существует. Однако большинство экспертов придерживаются противоположной точки зрения: 60% склоняются к тому, что единого информационного пространства Беларуси и России реально нет, а 5,7% экспертов твердо в этом убеждены.
Из тех экспертов, которые считают, что единого информационного пространства Беларуси и России реально не существует, 30,4% склонны возлагать ответственность на российскую сторону и 69,4% считают виновными обе стороны.
Из тех экспертов, которые считают единое информационное пространство двух стран реальностью, 41,6% полагают, что белорусские и российские СМИ обладают равными правами. Более половины экспертов (58,4%) – напротив, склонны констатировать неравенство прав средств массовой информации Беларуси и России.
Можно отметить также, что в российских СМИ присутствует некая монотонность – есть лишь несколько основных тем, которые мелькают: встречи наших президентов, споры о цене на газ, новые поставки «МАЗов» и «БелАЗов», «Славянский базар в Витебске» – и все. А хотелось бы, чтобы российские СМИ говорили больше о национальной культуре белорусов, об особенностях их жизни, об истории – этого правда сегодня не хватает.

_________________________

Сергей Дубовик, директор Института журналистики
Белорусского государственного университета:
«СМИ – важнейший стратегический ресурс»


– История развития белорусской государственности – это во многом история развития отечественной журналистики. В средствах массовой информации за последние пятнадцать лет произошли огромные изменения. Изменились не только идейные парадигмы и информационное поле, в соответствии с которыми осуществляется содержательная творческая деятельность белорусских журналистов, но и принципы организации, тенденции развития национальных СМИ. Информационный рынок Республики Беларусь состоялся, он прошел период своего становления и находится сейчас в фазе стабильного роста. Развитие массмедийного пространства самым тесным образом связано с экономическим состоянием страны, доходами населения. Очевидна коммерциализация средств массовой информации как следствие формирования рекламно-информационного рынка в условиях развития национальной экономической системы. Все больше белорусских изданий и телерадиоканалов работают в условиях самоокупаемости. Это свидетельствует о безусловных достижениях, проводимых в стране социально-экономических преобразованиях.
По темпам развития СМИ наша страна значительно опережает большинство стран СНГ. При этом опережение касается не только количественного, но и качественного уровня. Наблюдается значительная тематическая дифференциация медиарынка.
Претерпели радикальные преобразования социальные основания деятельности национальных масс-медиа. Это в первую очередь связано с возникновением новых собственников, социальных слоев, политических партий и движений. Все они, получая широкие возможности, заявляют о своих целях, проводят свои взгляды, отстаивают свои интересы, активно используя средства информации. Доля негосударственных СМИ в Беларуси составляет около 80 процентов.
Одна из позитивных тенденций последних лет – увеличение количества телевизионных и радиовещательных каналов. Пятнадцать лет назад телевещание в стране велось только по одному общенациональному каналу, теперь их пять. Белорусское государственное радиовещание – это уникальное по своей структуре и решаемым задачам электронное СМИ. Оно представлено двумя каналами, тремя радиостанциями. Объем суточного вещания достиг 103 часов на белорусском, русском, английском и немецком языках. В отечественном эфире активно работают и негосударственные радиостанции.
Основное призвание национальных СМИ заключается в содействии активному участию граждан в решении жизненно важных для общества и государства проблем формирования продуктивного общественного сознания. Именно такой видит белорусскую журналистику Президент Республики Беларусь А.Г. Лукашенко.
Роль, которая отведена в белорусском обществе средствам массовой информации, огромна: они де-факто стали одной из ветвей власти. Но власть, естественно, предполагает ответственность. Именно ответственность придает СМИ уважение и влияние среди людей, помогает формировать и защищать моральные устои, которые достались нам от старших поколений. В своих многочисленных выступлениях перед журналистами президент акцентирует внимание на том, что картина нашей сегодняшней действительности – это и позитивные, и негативные стороны жизни. Преднамеренный акцент на одной из них – либо необоснованное восхваление, либо огульное охаивание – это неправильно. А если существуют недостатки, присущие всему нашему обществу, то надо честно признать, что не в последнюю очередь ответственность за это разделяют и журналисты.
В системе СМИ нашей страны особое место занимают масс-медиа Союзного государства. С каждым годом увеличивается их аудитория. Важно не разочаровать их ожидания, профессионально соответствовать высоким требованиям читателей и теле- и радиослушателей.
Сегодня стоит необходимость качественных изменений уже существующего единого информационного пространства, с тем чтобы оно работало на благо Союза. Для этого СМИ должны представлять больше интересной и качественной информации о ходе союзного строительства.
Нам необходимо признать, что информационные процессы в Союзном государстве носят однонаправленный характер. Часто мы агитируем тех, кто сам является активным сторонником интеграции. Отсутствует обратная связь, то есть возможность слушателей, зрителей и читателей выражать свое мнение по интересующему их вопросу.
По мере развития интеграционных процессов следует развивать и информационное обеспечение, которое подразумевает подготовку общественного мнения к положительному восприятию Союзного государства. В этой связи особое место занимает организация подготовки журналистов, которые профессионально и на высоком уровне будут работать по союзной тематике, сделают теле- и радиопередачи по-настоящему интересными, востребованными, реально заинтересуют аудиторию. До недавнего времени в союзные СМИ часто шли работать не самые лучшие кадры. Это, безусловно, негативно сказывалось на востребованности СМИ Союзного государства, их популярности среди простых людей. Об этой проблеме неоднократно шел разговор на заседаниях Комиссии Парламентского Собрания Союза Беларуси и России по информационной политике предыдущих созывов, на которых мне доводилось участвовать в качестве депутата Парламентского Собрания Союза Беларуси и России.
Это упущение, проблему сегодня стремится решать Институт журналистики БГУ. Мы пересмотрели учебные программы и сумели найти возможность включить в них спецкурс для студентов 3-го и 4-го курсов по союзной проблематике.
В настоящее время Институт журналистики БГУ является единственным в Беларуси учебным подразделением, готовящим кадры журналистов для СМИ страны. Наши выпускники работают практически во всех национальных изданиях, теле- и радиоканалах, возглавляют их, успешно трудятся в масс-медиа России. На всех курсах у нас обучается сегодня 1,5 тысячи студентов. С сентября 2008 года журфак реорганизован в институт в связи с созданием на его базе второго факультета – повышения квалификации и переподготовки журналистских кадров. Впервые в Беларуси мы два года обучаем журналистов, не имеющих журналистского образования, и выдаем диплом с присвоением квалификации «Журналист».
Я хочу вынести на ваше рассмотрение предложение ученого совета нашего института об организации целевой подготовки журналистов для союзных средств массовой информации. Мы готовы набрать группу студентов на первый курс (10-15 человек), оперативно разработать и согласовать с Постоянным Комитетом Союзного государства, профильными министерствами программы обучения по этому направлению. В достаточно короткий срок союзные СМИ получат высококвалифицированных специалистов.
Успех нашего дела напрямую зависит от того, насколько существенную роль будут играть союзные СМИ в формировании общественного мнения о процессе строительства Союзного государства.

__________________________

Жизненные ценности подрастающего поколения

Игорь Горский и Виолетта Лашкова из Института журналистики Белорусского государственного университета рассказали о роли юных граждан в Союзе Беларуси и России

В век огромных скоростей сознание молодого человека испытывает глобальный прессинг буквально со всех сторон. В современном мире мы должны быть во всех местах и сразу, иначе мы проиграем.

В то же время без идейного стержня юноша или девушка могут просто потерять себя как личность. Что может послужить этим стержнем для современной молодежи?
На фоне существующих проблем молодежи просто необходима единая идея осознания себя как социального слоя со своими требованиями, правами, мнениями. Эта идея должна сочетать в себе как осознание молодыми людьми самих себя, так и их имидж в глазах иных социальных слоев. Задача реализации этой идеи ложится на плечи как самих юношей и девушек, так и Союзного государства и СМИ.
В ценностях современной молодежи также произошел кризис: существенно снизилась ценность труда и учебы как факторов самоутверждения личности. Но зато резко возросла значимость таких ценностей, как жизнь, безопасность, дружба, любовь, семья, материальное благополучие, деньги. Одновременно стали более значимыми такие жизненные ценности, как повышение профессионального уровня, надежда на случай, удачу, везение. Резко снизился интерес к политике. Представляя свое будущее, большинство молодежи проявляет прагматический подход. Наблюдая за процессом интеграции Беларуси и России, молодые люди часто задают вопросы: «А какая польза в этом для меня? Что мне даст Союзное государство?»
Одним из важнейших приоритетов социального развития Союзного государства является создание благоприятных условий для развития и самореализации молодого поколения. Активная гражданская позиция молодежи двух стран может стать залогом успешного будущего народов Беларуси и России.
Молодое поколение нуждается в поддержке и защите государства. Молодежи необходимо постоянное стимулирование.
Важное место отводится информационной политике.
Но существует ряд проблем на пути получения объективной информации для молодежи двух стран. К примеру, российские электронные и печатные СМИ доступны жителям Беларуси практически на всей ее территории. В то же время белорусские газеты и журналы в России имеют ограниченную сферу распространения и мало востребованы, а теле- и радиопрограммы практически недоступны российской аудитории. Это обстоятельство не позволяет российской молодежи иметь полное представление о реальной картине жизни Республики Беларусь.
Современная молодежь хочет видеть в Союзном государстве не политический фантом, а реально действующий механизм защиты и опоры.
Союзное государство должно стать институтом, в котором лучшие идеи, творчество, предложения, инициатива молодых людей могли бы беспрепятственно претворяться в жизнь. Союзное государство – государство возможностей.

______________

Союзное издание для молодежи

Плодотворный и ускоряющийся с каждым годом процесс тесного сотрудничества и взаимодействия между нашими странами требует подключения творческого потенциала и сил молодого поколения. Последние социологические опросы показывают, что молодые люди в большинстве своем (порядка 85% опрошенных) хотят жить в Союзном государстве. У них есть желание, знания, силы и энергия для того, чтобы созидать. Но эта сила нуждается в организации и поддержке со стороны государства.
Именно поэтому сегодня столь необходима активизация участия молодежи во всех программах и мероприятиях Союзного государства. За последние годы уже сделаны серьезные шаги в этой работе. Стала традиционной гражданско-патриотическая смена для учащихся суворовских военных училищ Беларуси и России под девизом «Молодая смена защитников Отечества» в Анапе. С успехом проводятся ежегодный фестиваль «Молодежь – за Союзное государство», фестиваль «Творчество юных», Международный молодежный научно-практический форум с участием представителей белорусских городов – побратимов подмосковных Мытищ и многие другие мероприятия.
Еще одной важной ступенью, которая позволит обеспечить реальное и полноценное участие юного поколения в жизни Союзного государства, должно стать учреждение молодежного печатного органа. Уже сегодня газета «Союзное вече» могла бы выпускать молодежное приложение. В первую очередь это даст молодым гражданам двух государств не только возможность получать полную информацию обо всех интеграционных процессах между нашими странами, но и возможность высказаться, поделиться идеями и мыслями о будущем Союзного государства и таким образом также внести свою посильную лепту в наше общее дело. Создание этого органа станет прочной основой для общения, культурного и информационного обмена между молодежью двух стран и, безусловно, послужит важным шагом в деле патриотического воспитания молодых граждан, который позволит заинтересовать и привлечь молодежь обеих стран к процессу строительства Союзного государства.

Татьяна КУТАРЕНКОВА

__________________________

РГГУ готов к сотрудничеству

Один из ведущих вузов России предлагает свою программу подготовки журналистов для работы в союзных СМИ и приглашает к участию белорусских коллег

На прошедшем 25-26 марта семинаре при Парламентском Собрании Союза Беларуси и России участники, обсуждая наиболее актуальные проблемы современных союзных СМИ, не раз отмечали, что сегодня крайне необходимо добиться того, чтобы свобода прессы сочеталась с ее ответственностью перед обществом. Журналистика, освещающая союзную тематику, должна способствовать выражению общих интересов граждан Союзного государства, а также цивилизованному разрешению проблем межгосударственной интеграции. Но, как практически единогласно замечали участники обсуждения, добиться этого невозможно, если в ближайшем будущем не разрешить серьезную проблему – проблему профессионализма самих сотрудников СМИ и их профессиональной переподготовки. Свою помощь в решении этой задачи предложил Институт Массмедиа Российского государственного гуманитарного университета (РГГУ). О работе института, его образовательных экспериментальных программах и самом процессе обучения участникам семинара рассказали декан факультета журналистики Института Массмедиа и его студенты.

В этом году Институту Массмедиа исполняется 10 лет. За это время он успел стать одним из лидеров в российском образовании. В 2009 году конкурс поступающих составил 18 человек на одно бюджетное место. Руководство института отмечает, что важным преимуществом образовательной программы института является то, что профессиональная подготовка будущего журналиста предусматривает развитие у студентов навыков самостоятельного и оперативного принятия решений, анализа и формирования медиасреды. Институт активно сотрудничает с Международной академией телевидения и радио, совместно с которой проводит тренинги «Телевизионное мастерство для региональных журналистов» как в Москве, так и во многих городах России.
Выступая на семинаре, декан факультета журналистики Института Массмедиа РГГУ Петр Шульцман рассказал о двух важных направлениях в работе университета.
«У нашего университета есть конкретные предложения и Парламентскому Собранию, и всем участникам семинара, – говорит Петр Шульцман. – Я также вхожу в состав президиума Учебно-методического объединения по журналистике. Существует программа дополнительного профессионального образования, которая уже третий год распространяется по России Международной академией телевидения и радио при поддержке РГГУ. Мы ведем плановую переподготовку региональных журналистов, работающих в электронных СМИ. За это время успели подготовить более полутора тысяч региональных журналистов. У нас есть конкретные результаты и конкретные методики. Более десяти журналистов по одной только Смоленской области. Это уже заметно сказалось на уровне работы наших региональных журналистов. Сегодня мы – и Академия телевидения и радиовещания, и РГГУ – приглашаем к сотрудничеству в этой области как белорусских коллег, так и смоленских. Наш университет открыт для всех».
Еще одно важное направление в работе Института Массмедиа РГГУ – подготовка молодых специалистов для будущей работы в региональных, в том числе и союзных, СМИ. «Перед вами свежий выпуск газеты «Союзное вече», который осуществлен с участием нашего факультета журналистики и редакции газеты «Союзное вече», – рассказывает Петр Шульцман. – Я надеюсь, что эта работа перейдет в серьезное направление и получит достаточно плодотворное продолжение».
О том, как идет подготовка молодых кадров в РГГУ, на семинаре рассказали сами учащиеся Института Массмедиа. «Одним из наиболее важных достижений факультета журналистики является то, что профессиональному мастерству нас учат ведущие журналисты и топ-менеджеры, работающие на основных российских каналах, – рассказывает студентка второго курса Валерия Полякова. – Среди них – член общественной палаты, автор книги о Президенте Российской Федерации Дмитрии Медведеве Николай Сванидзе, Максим Шевченко – известный политический обозреватель, Леонид Кравченко – в прошлом известный председатель Гостелерадио СССР, Марина Рыклина – руководитель пресс-центра общественной палаты, многолетний руководитель пресс-службы МЧС России и многие другие. Регулярные мастер-классы на нашем факультете проводят Маргарита Симонян, телеведущие Арина Шарапова, Владислав Флярковский».
Представители Института Массмедиа всегда могут с уверенностью сказать, что в средствах массовой информации востребованы не только выпускники, но даже те, кто еще учится на последних курсах. В процессе обучения студенты проходят производственную практику на ведущих телеканалах, интернет-порталах, в известных изданиях. Часть студентов имеет возможность проходить практику в самом Институте Массмедиа. Еще только учась на втором курсе, Валерия и ее коллега Елена уже активно участвуют в процессе телепроизводства: они не только студентки, но и сотрудники студенческого телеканала РГГУ.
«Студентами факультета журналистики РГГУ был организован проект под названием Студенческий телеканал, – рассказывает студентка второго курса Елена Колесникова. – Участие в этом проекте позволяет студентам освоить на практике навыки, полученные на лекциях. Например, дикторское и актерское мастерство, основы монтажа и средства выразительности экрана, телевизионная режиссура, психология коммуникации, операторское мастерство, основы продюсирования и многие другие. Безусловно, важным преимуществом Института Массмедиа РГГУ является наличие профессиональной телевизионной аппаратуры. Уже в течение 8 лет каждую неделю в эфир выходят новости. За это время канал получил различные призы и награды».
В свою очередь студенты Института Массмедиа также выдвинули свое предложение сотрудничества с молодыми журналистами из Беларуси. «У нас возникла идея создания летнего лагеря для молодых журналистов Союзного государства. Это была бы прекрасная возможность лучше и удобнее преподнести пожелания политиков средствам массовой информации, важные напутствия не только журналистам, но и тем, кто только собирается ими стать, – поделились своими мыслями молодые участники семинара. – Наверное, и нашим преподавателям интересно было бы провести выездные мастер-классы. Конечно, нам и самим хотелось бы познакомиться с нашими белорусскими коллегами, обмениваться с ними идеями, полученным опытом и информационными материалами. Возможно, организация такого лагеря и приведет к результатам, о которых так много говорили участники семинара, – созданию Союзного государства».
Подводя итоги выступления, декан факультета журналистики отметил: «Я считаю, что сегодня в этих направлениях у нас есть множество возможностей и поводов для сотрудничества как с белорусскими университетами, так и с белорусскими СМИ».

Татьяна СЕРГЕЕВА

______________________

Над спецвыпуском работали Николай АЛЕКСЕЕВ и Татьяна КУТАРЕНКОВА.
Фото Александра МАТЮШКИНА