Союзное государство

Мода на здоровый образ жизни

Мода на здоровый образ жизни
Мода на здоровый образ жизни

К номеру:   ()


01 Апреля 2009 года

На вопросы газеты «Союзное вече» отвечает член Комиссии Парламентского Собрания Союза Беларуси и России по социальной политике, науке, культуре и гуманитарным вопросам, Председатель Постоянной комиссии Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь по охране здоровья, физической культуре, делам семьи и молодежи Олег ВЕЛИЧКО. – Олег Иванович, на всех международных соревнованиях, например во время последней Олимпиады в Пекине, мы, белорусские телезрители, болели как за своих, так и за российских спортсменов. Уверен, что и для большинства россиян участвовавшие в состязаниях белорусы были «своими». Конечно, всерьез говорить о сборной команде Союзного государства пока рано. И все же, как вы считаете, насколько необходима сегодня единая политика наших стран в области физической культуры и спорта, унификация законодательства в этой области? И что сегодня реально для этого делается?
– Спорт неслучайно называют послом мира и дружбы между народами. Эту миссию он с честью выполняет и между гражданами наших братских государств. В спорте, как и в жизни, мы искренне радуемся успехам друг друга, переживаем за неудачи. И это здорово.
Что касается согласованности государственной политики в области физической культуры и спорта, унификации законодательства наших стран, то эта тема обширна и многогранна. Как в Беларуси, так и в России развитие физкультурного и спортивного движения определяется многими факторами и процессами – политическими, социально-экономическими, правовыми. Нынешние рыночные отношения тоже все активнее влияют на развитие этой важной отрасли: изменяются условия финансово-хозяйственной деятельности физкультурно-спортивных организаций, связанные с переходом в большинстве случаев от бюджетного финансирования к самофинансированию, с расширением спектра платных услуг, развитием коммерческой деятельности. И эти принципиальные изменения вызывают потребность в более четком государственном регулировании отношений в области физической культуры и спорта. То есть вовлечение государства в спорт стало не только реальностью, но и необходимостью. Причем модель «вмешательства» в физкультурно-спортивную сферу в наших странах совпадает с преобладающей в современном мире системой взглядов.

Все изменения в области физической культуры и спорта могут быть продуктивными только в рамках надлежащего правового обеспечения, взаимоувязанности законодательной базы Беларуси и России, синхронности принятия государственных решений. Унификация может рассматриваться как на законодательном, так и на подзаконном уровне. И все же наиболее важной, на мой взгляд, является унификация концептуальных положений законодательства, основ регулирования деятельности в области физической культуры и спорта. Без сбалансированных базовых законодательных актов обоих государств говорить об унификации всего законодательства не представляется возможным.
Сегодня основные направления унификации законодательства Беларуси и России в этой области уже четко определены. Это единая политика развития физической культуры и спорта, молодежного и детско-юношеского спорта, физкультурно-оздоровительного движения, формирование нормативно-правовой базы профессионального олимпийского и паралимпийского спорта, реабилитация инвалидов, страхование спортсменов, борьба против использования допингов и наркотиков. В этом же ряду – улучшение качества физического воспитания, создание эффективной системы подготовки спортсменов на основе научных исследований, повышения профессиональной подготовки кадров, формирования необходимой инфраструктуры и материально-технической базы, привлечение частного капитала к развитию отрасли, предоставление льгот и социальных гарантий малообеспеченным.
Эти направления и находятся в центре внимания парламентов Беларуси и России. А самый наглядный пример унификации правовых систем наших стран в этой области – принятие основных законов о физической культуре и спорте.
Белорусские разработчики воспользовались опытом российских коллег, принявших закон «О физической культуре и спорте» еще в 1999 году. И заложили в основу национального закона такие принципы, как массовое привлечение граждан к занятию физической культурой и спортом, учет их интересов при разработке и реализации государственных и региональных физкультурных и спортивных программ, господдержка спорта высших достижений, взаимодействие государственных органов с Национальным олимпийским комитетом, Паралимпийским комитетом Республики Беларусь, национальными федерациями по видам спорта и общественными объединениями. Закон был принят в 2003 году и стал знаковым событием для развития физической культуры и спорта, формирования здорового образа жизни граждан Беларуси.
– Видимо, формированию здорового образа жизни в рамках Союзного государства у Беларуси можно поучиться?
– У нас и правда есть чему поучиться. В республике создана цельная национальная, образовательная и воспитательная система формирования здорового образа жизни, что позволило резко повысить заинтересованность граждан в сохранении здоровья. Как следствие, за последние годы почти половина населения стала бережнее и внимательнее к нему относиться. Белорусы стали меньше пить и курить.
Во всех регионах ведется пропаганда здорового образа жизни и антипропаганда курения и злоупотребления алкоголем, употребления наркотиков. Проводятся всевозможные акции и недели здоровья, тематические, культурные мероприятия. Например, конкурсы, информационные кампании, конференции и выставки, посвященные здоровому образу жизни.
Есть и результаты. По данным социологических исследований, в иерархии жизненных ценностей белорусов здоровье занимает первое место – 84,7%. При этом 70,3% населения отмечают, что здоровый образ жизни входит в моду. Еще выше этот показатель у представителей подрастающего поколения – 79,7%. И наконец, абсолютное большинство (91,4%) главным виновником потери здоровья признают самих себя.
– Обретет ли эта эффективно работающая система законодательную форму?
– Логическим продолжением может стать принятие в ближайшее время закона «О здоровье народа». Новые законы, как отметил в Послании Национальному собранию и белорусскому народу Александр Лукашенко, должны исходить из реалий жизни, отвечать чаяниям людей. А сегодня проблема сохранения и укрепления здоровья населения Беларуси далеко выходит за рамки медицинской. Необходима консолидация усилий государственных органов, организаций, общественности и, безусловно, самих граждан. Сферы и формы этого взаимодействия необходимо отразить в новом законе.
Полагаю, реализация его положений позволит изменить приоритеты образа жизни, научит людей жить без дополнительного риска для здоровья, улучшит физическое и психическое здоровье общества в целом. И конечно, ради здоровья и благополучия граждан Союзного государства мы готовы поделиться опытом с российскими коллегами.
– Насколько важна, на ваш взгляд, проблематика здорового образа жизни, развития физкультуры и спорта в деятельности Парламентского Собрания Союза Беларуси и России?
– Чрезвычайно важна. И отрадно, что союзные парламентарии это прекрасно осознают. Ведь большинство социальных программ и мероприятий Союзного государства направлены именно на сохранение физического и нравственного здоровья наших граждан. Очень здорово, что уже не первый год проводится Спартакиада молодежи Союзного государства, ряд других совместных молодежных физкультурных акций. Тем не менее, думаю, мы еще в начале пути. Чтобы мода быть здоровым и красивым стала в Союзном государстве нормой жизни, нам, парламентариям, надо еще много и упорно потрудиться. Впрочем, как и вам, союзным средствам массовой информации.

Беседовал Андрей БОБОК