Союзное государство

Закон для гуманистов СНГ

Закон для гуманистов СНГ
Закон для гуманистов СНГ

К номеру:   ()


01 Апреля 2009 года

Или как привлечь к союзному строительству общественность

Национальная политика – проблема, которую можно отнести к разряду труднорешаемых. Тем отраднее узнать, что в Беларуси она практически решена, а в России за нее взялись самым решительным образом. Как? Об этом рассказывает председатель Комиссии Парламентского Собрания Союза Беларуси и России по законодательству и Регламенту, заместитель председателя Комитета Государственной Думы по делам национальностей Степан ШОРШОРОВ. Создание единого Союзного государства Беларуси и России – яркий пример интеграции на постсоветском пространстве. К сожалению, на этом пути есть объективные трудности – политического и экономического характера: финансово-экономический прагматизм явно доминирует над гуманитарной составляющей. В то время как культурное сотрудничество и сближение наших стран должны идти вне зависимости от текущих двусторонних взаимоотношений в экономической сфере. Причем при широком участии структур гражданского общества, например, национально-культурных автономий Беларуси и России. На мой взгляд, их потенциал в союзном строительстве совершенно не учитывается и не используется. А ведь это прекрасная возможность вовлечь в него широкие слои населения: интеллигенцию, деятелей литературы, культуры, искусства, представителей научных кругов, то есть самых активных и уважаемых членов общества.
Для решения этой задачи целесообразно, на мой взгляд, активизировать научно-информационную работу – в виде конференций, конгрессов, семинаров, «круглых столов» по изучению и пропаганде российско-белорусской культурной интеграции, проблемам совместного политического, экономического и культурного развития наших народов и государств с привлечением научной и творческой интеллигенции России и Беларуси. Активнее возрождать российско-белорусские творческие фестивали, выставки произведений искусств, Дни культуры, начать систематически переводить лучшие литературные произведения с белорусского языка на русский, с русского – на белорусский.
Нельзя забывать и о роли СМИ, а именно об их возможностях создавать благоприятный, доброжелательный информационный фон для российско-белорусской интеграции. В современных геополитических реалиях это очень важный момент. Через электронные и печатные СМИ необходимо проводить материалы, способствующие укреплению дружбы и взаимного уважения, дальнейшему культурному и духовному сближению россиян и белорусов, народов бывшего Советского Союза.

Особое значение имеет договорно-правовая сфера гуманитарной интеграции. Чувствуется, что сегодня нам не хватает двусторонних консультативных комитетов, которые бы занялись разработкой и совершенствованием двусторонних нормативных правовых актов, совместных программ социально-культурного развития, научных исследований. В комитеты обязательно должны войти представители гражданского общества, общественных организаций этнокультурной направленности.
Хорошей законодательной платформой для этой работы может стать разработанный по инициативе Комитета Государственной Думы по делам национальностей
4-го созыва в рамках Межпарламентской Ассамблеи стран СНГ модельный закон «Об этнокультурных объединениях граждан». В его основе лежат федеральные законы РФ «Об общественных объединениях» и «О национально-культурной автономии». В настоящее время он готов к рассмотрению на майском пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи СНГ.
Хочу сказать о значении национально-культурных автономий (НКА). Это одна из форм реализации культурных интересов представителей этнических меньшинств, помогает решать проблемы развития языков и культур, способствует упрочению гражданского мира и единства.
По данным Министерства юстиции РФ, в России действует 18 федеральных и более 600 региональных и местных НКА. Федеральный закон «О национально-культурной автономии», сыгравший важнейшую роль в их деятельности, постоянно совершенствуется. В январе вступил в силу Федеральный закон «О внесении изменений в статью 16 Федерального закона «О национально-культурной автономии», суть которого заключается в том, что государственная поддержка НКА всех уровней должна осуществляться за счет бюджетов всех уровней: федерального, субъектов Федерации и муниципальных. Благодаря другой поправке восстановлен и функционирует, теперь при Министерстве регионального развития РФ, Консультативный совет Федеральных национально-культурных автономий.
На мой взгляд, заслуживает распространения опыт финансирования государственной политики в сфере межэтнических отношений. Впервые в истории многонациональной России предусмотрены средства на государственную национальную политику, в том числе на помощь НКА и другим национальным общественным объединениям.
Беларусь, где в межнациональном согласии проживают представители более 140 народностей, тоже накопила богатый опыт. Ситуация здесь положительно стабильная, каких-либо конфликтов на этнической и вероисповедальной основе нет. Это закономерный результат государственной политики, направленной на конструктивное взаимодействие с общественными объединениями, поддержание межнационального мира и согласия, обеспечение оптимальных условий и возможностей для реализации прав на национально-культурное развитие.
В Республике Беларусь действуют 124 общественных объединения граждан 25 национальностей. С целью сохранения стабильности в сфере этнонациональных отношений на республиканском уровне в регионах работает Программа развития конфессиональной сферы, национальных отношений и сотрудничества с соотечественниками за рубежом на 2006-2010 годы, соответствующие региональные программы. Представители национальных общностей при Уполномоченном по делам религий и национальностей создали Консультативный межэтнический совет.
Это важно, поскольку национально-культурные объединения имеют большое значение для решения наиболее актуальных проблем этнокультурного развития россиян и белорусов, формирования единого правового пространства. Поэтому модельный закон «Об этнокультурных общественных объединениях граждан» очень важен и нужен для всех государств постсоветского пространства, так как создает правовую основу для дальнейшего сближения народов стран СНГ.
Его уникальность в том, что Россия, развивая концепцию этнокультурных общественных объединений, действующих на экстерриториальной основе, создает правовой прецедент – развития этнокультурных, языковых традиций стран СНГ, вышедших из единого многонационального государства, через модельный закон. Аналогов такой деятельности в мировой практике нет.
Законопроект предусматривает законодательное закрепление права граждан на создание национально-культурных объединений, создает правовую основу для свободной этнокультурной самоорганизации, удовлетворения потребностей в этнокультурном развитии (приверженности к языку, духовным ценностям, традициям, религии и т.д.) безотносительно к месту проживания и специфики национально-государственного или территориально-государственного образования. Проект основан на принципиально новых методологических посылках. Субъектом реализации прав на этнокультурное и языковое развитие он признает гражданина и ему предоставляет право свободного выбора своей национальной и языковой принадлежности и форм удовлетворения национально-культурных запросов.
Это существенно снижает риск межнациональных конфликтов. Ситуация выводится из тупика бесконечных претензий на установление «этнической государственности», поскольку «полем» равноправного удовлетворения национальных запросов и интересов становится гражданское общество. Свободный гражданин получает национальную самореализацию среди таких же свободных граждан, принадлежащих к другим национальностям.
Надеюсь, что законопроект поможет преодолеть сложившийся стереотип, когда некоторые граждане или группы лиц претендуют на представительство народа, с которым себя ассоциируют. Такие претензии часто осложняют межнациональные и межгосударственные отношения. А возможности национально-культурного объединения выражают интересы и волю только тех, кто в них объединяется. Таким образом, этот законопроект снимает причины национальных конфликтов, открывает свободу гражданского творчества в области национально-культурного строительства и является хорошей основой для дальнейшего сближения и более глубокой интеграции братских государств.