Союзное государство

Чернобыль: от экстренной помощи – к развитию

Чернобыль: от экстренной помощи – к развитию
Чернобыль: от экстренной помощи – к развитию

К номеру:   ()


01 Мая 2009 года

Специальный выпуск, посвященный постоянно действующему семинару при Парламентском Собрании Союза Беларуси и России в Брянске и Гомеле Брянщина оживает

Брянская область – один из наиболее пострадавших от чернобыльской катастрофы российских регионов, на долю которой пришлось две трети радиационных осадков, выпавших в нашей стране. Загрязненными оказались территории с числом жителей около полумиллиона человек. О социальной политике руководства области рассказывает губернатор Николай ДЕНИН.
Вопрос, как повысить эффективность двусторонних отношений, ежегодно рассматривается на заседаниях совместной Рабочей группы по сотрудничеству Брянской области и Республики Беларусь. И небезуспешно. Например, жители области могут быть направлены на обследование и лечение в Республиканский научно-практический центр радиационной медицины и экологии человека Минздрава Беларуси в г. Гомеле (РНПЦ РМиЭЧ). И наши, и белорусские дети – набираться здоровья в здравницах Брянщины и Беларуси.
К сожалению, не все наши жители могут лечиться в Гомеле. Дело в том, что на минимизацию медицинских последствий катастрофы из союзного бюджета средства ежегодно выделяются и Беларуси, и России. А вот области – нет. Финансирование по статье «Охрана здоровья граждан, подвергшихся радиационному воздействию, и их детей первого и второго поколения» Федеральной целевой программы «Преодоление последствий радиационных аварий на период до 2010 года» с 2006 года прекращено.
РНПЦ РМиЭЧ спроектирован во времена Советского Союза, ориентирован на нужды чернобыльской медицины двух государств, построен на деньги Союзного государства. Из бюджета республики ежегодно получает 20 миллиардов белорусских рублей и немалые деньги из союзного бюджета. Но бесплатно лечит и обследует только жителей республики. Вопрос об оказании бесплатной высокотехнологичной медицинской помощи и жителям сопредельных территорий Брянской области давно перезрел. Это можно делать за счет выделения квот. Поэтому главный вопрос – источник финансирования этих мероприятий. Мы считаем, что они должны финансироваться из бюджета Союзного государства. Надеюсь, парламентарии помогут нам решить эту проблему.
Ликвидация последствий катастрофы на ЧАЭС имеет для Брянской области чрезвычайно важное значение и находится на особом контроле.
В рамках Федеральной целевой программы «Преодоление последствий радиационных аварий на период до 2010 года» в прошлом году мы вложили значительные средства в строительство и реконструкцию систем газоснабжения и водоснабжения. Для Брянщины особенно важна программа газификации. И торф, и дрова в тех районах часто содержат радиоактивные вещества, которые при горении выделяются в воздух. Использование газа эту проблему полностью устраняет.
На создание условий для безопасного лесопользования на загрязненных территориях в 2007 году мы приобрели 4 лаборатории для обследования лесных массивов юго-западных районов Брянщины, подвергшихся радиоактивному загрязнению. В 2008 году выделили деньги на противопожарную технику для работы в лесах области. В этом году тоже выделим средства на лесную технику: при лесных пожарах воздух загрязняется радиоактивными веществами.
Мероприятия, запланированные на 2008 год по областной целевой программе «Реабилитация населения и территории Брянской области, подвергшихся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, в 2007-2010 годах», выполнены в полном объеме. Освоены средства на возведение онкогематологического центра ГУЗ «Брянская областная детская больница». Сейчас туда идут частные пожертвования, перечисляют деньги брянские предприятия и организации.
Четыре семьи участников ликвидации последствий чернобыльской катастрофы в рамках областной программы получили субсидии на сумму 5 миллионов рублей – на улучшение жилищных условий.
Сегодня в Брянской области проживают несколько категорий граждан, подвергшихся радиоактивному воздействию от ЧАЭС, признанных нуждающимися в улучшении жилищных условий.
Жилищные проблемы этих категорий решаются в соответствии с положениями Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов. В текущем году на эти нужды планируем выделить 216 миллионов рублей.

_______________________

Преодоление

22-24 апреля в Брянске и Гомеле, городах, попавших в число наиболее пострадавших от радиоактивного заражения в 1986 году, проходило 15-е заседание постоянно действующего семинара при Парламентском Собрании Союза Беларуси и России, посвященное координации совместной деятельности Беларуси, России и международных организаций, направленной на минимизацию последствий чернобыльской катастрофы.

Теоретики и практики проанализировали, как выполняются Программа совместной деятельности по преодолению последствий чернобыльской катастрофы в рамках Союзного государства, Федеральная целевая программа «Преодоление последствий радиационных аварий на период до 2010 года», Государственная программа Республики Беларусь по преодолению последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС на 2006-2010 годы. Эффективность информационной работы с населением пострадавших территорий в рамках деятельности Российско-белорусского информационного центра. Перспективы реализации Плана действий ООН по Чернобылю до 2016 года. Перспективы совершенствования российско-белорусского взаимодействия и сотрудничества с международными организациями по минимизации последствий чернобыльской катастрофы и другие актуальные вопросы. Белорусскую делегацию возглавил председатель Комиссии Парламентского Собрания Союза Беларуси и России по вопросам экологии, природопользования и ликвидации последствий аварий, заместитель председателя Постоянной комиссии Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь по правам человека, национальным отношениям и средствам массовой информации Владимир АДАШКЕВИЧ. Российскую – член Комиссии Парламентского Собрания Союза Беларуси и России по вопросам экологии, природопользования и ликвидации последствий аварий, заместитель председателя Комитета Государственной Думы по делам Содружества Независимых Государств и связям с соотечественниками Татьяна МОСКАЛЬКОВА.
На реализацию Программы совместной деятельности по преодолению последствий чернобыльской катастрофы из бюджета Союзного государства в 2002-2005 годах было направлено 980 млн российских рублей. Это позволило значительно развить материально-техническую базу учреждений здравоохранения и фармацевтической промышленности наших стран, оснастить специализированные и научные учреждения необходимым оборудованием, уточнить дозовые нагрузки пострадавшего населения, усовершенствовать и развить единую систему радиационного мониторинга и контроля. Разработать единые нормативные правовые документы, регулирующие радиационно-гигиенические и другие аспекты безопасного проживания на радиоактивно загрязненных территориях, разработать и внедрить современные методы и технологии, обеспечивающие снижение содержания радионуклидов в пищевой продукции. Кроме того, разработать унифицированные методические указания, руководства и материалы, необходимые для ведения агропромышленного и лесного хозяйства на пострадавших территориях, усовершенствовать информационные технологии по работе с населением.
Владимир Адашкевич напомнил, что при долевом участии Союзного государства в Беларуси ввели в эксплуатацию Республиканский научно-практический центр радиационной медицины и экологии человека Минздрава Беларуси в Гомеле. Он включает в себя специализированный радиологический диспансер, стационар на 450 мест, несколько научных подразделений. За счет союзных средств построен и оснащен Гродненский завод медицинских препаратов. Введено в эксплуатацию капсульное и таблеточное производство готовых лекарственных форм на основе субстанций высокоочищенных аминокислот мощностью 200 млн таблеток и 50 млн капсул в год.
В России средства союзного бюджета позволили реконструировать Медицинский радиологический научный центр РАМН в Обнинске. Ввести в действие эндоскопическое, диспансерно-поликлиническое и поликлиническое отделения. Обновить Всероссийский центр экстренной и радиационной медицины в Санкт-Петербурге. Центр оснастили компьютерным томографом, передвижным рентгеновским аппаратом, рентгенодиагностической системой, аппаратурой и оборудованием для диагностики, терапии и реабилитации.
Поработали деньги Союзного государства и в Брянской области. Здесь появились Ямновская неполная средняя школа на 100 учебных мест и Гордеевская районная больница на 55 коек. На базе Института проблем безопасного развития атомной энергетики РАМН оснащен оборудованием и введен в действие российско-белорусский информационный центр на 40 рабочих мест, подготовивший более 80 научно-методических документов.
Здесь хочу немного отойти от темы и поделиться с читателями мнением главы Новозыбковского района Валерия Анищенко о ЕГЭ. На вверенной ему территории стали закрываться школы. Ежегодно количество учеников старших классов уменьшается на 100 человек. Есть учреждения, в которых на 21 педагога приходится всего 16 учеников. Такие школы считаются неперспективными и подлежат закрытию.
Причина сложившейся ситуации – ЕГЭ, ставший в России притчей во языцех. Если раньше нерадивый ученик, не сдав выпускные экзамены, получал справку о том, что прослушал курс средней школы, и мог продолжить обучение в ПТУ, то сейчас, не справившись с ЕГЭ, обречен пересдавать его через год или уходить без какого-либо свидетельства. В нынешней ситуации горе-ученик может пойти в свинари, разнорабочие и так далее. Не желая терять времени и сидеть на шее у родителей, дети не идут в старшие классы. Россия упорно движется от статуса страны с всеобщей грамотностью к статусу государства с малограмотным населением. Впрочем, вернемся к теме.

На средства союзного бюджета ученые разработали единый регистр России и Беларуси по всем категориям лиц, подвергшихся радиационному воздействию в 1986 году, объемом данных более чем на 326 тысяч человек. Регистр имеет большое значение для оказания адресной социальной и специализированной помощи пострадавшему населению.
Появился у нас единый банк данных, отражающий основные аспекты чернобыльской катастрофы. Он содержит сведения о радиационно-гигиенической обстановке, социально-экономическом развитии наиболее пострадавших районов, радиоактивном загрязнении сельскохозяйственных угодий.
Разработана нормативно-правовая база, регламентирующая деятельность в сфере преодоления последствий чернобыльской катастрофы. Сегодня каждый желающий может ознакомиться с данными единого банка на сайте российско-белорусского информационного центра.
Федеральная целевая программа «Преодоление последствий радиационных аварий на период до 2010 года» направлена на обеспечение защиты россиян, подвергшихся радиационному воздействию вследствие аварий на производственном объединении «Маяк», ЧАЭС, испытаний ядерного оружия на Семипалатинском полигоне, социально-экономической реабилитации этих категорий, включая возвращение загрязненных территорий в хозяйственный оборот, снижение риска радиоактивного загрязнения объектов природной среды от потенциально опасных источников загрязнения.
В следующем году благодаря этой Программе до 35 процентов человек, подвергшихся радиационному воздействию, смогут получить консультативную медицинскую помощь, до 45 процентов – амбулаторную и стационарную специализированную помощь. Не менее 60 процентов населения, живущего на загрязненных территориях, обретут наконец безопасные источники газоснабжения, водоснабжения и канализацию.
В хозяйственный оборот вернется до 7 процентов площади лесов. Необходимую информацию о безопасной жизнедеятельности на загрязненных территориях получат не менее 50 процентов.
Предполагается, что общий экономический эффект от реализации Программы за счет средств федерального бюджета составит не менее 16,8 млрд рублей.
Цели и задачи белорусской Государственной программы по преодолению последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС на 2006-2010 годы в главном повторяют таковые в аналогичной российской. Однако есть и существенные различия. Белорусская программа предусматривает создание эффективной системы социальной защиты и социально-психологической реабилитации населения, проживающего на загрязненных территориях, ликвидаторов, эвакуированных и отселенных. Газификацию, водоснабжение и обустройство загрязненных территорий, завершение программ переселения людей из зон последующего отселения. Обеспечение функционирования системы радиационного контроля продукции сельского и лесного хозяйства, пищевых продуктов и питьевой воды. Расширение международного сотрудничества.
Медицинское обеспечение пострадавших от катастрофы граждан Беларуси включает диспансеризацию населения, раннюю диагностику и лечение предопухолевых заболеваний в целях профилактики злокачественных образований, обеспечение в необходимых объемах организаций здравоохранения, обслуживающих пострадавшее население, и в первую очередь территориально-медицинских объединений пострадавших районов, современными изделиями медицинского назначения, медицинской техникой и лекарственными средствами. Оздоровление и санаторно-курортное лечение пострадавшего населения в соответствии с законом Республики Беларусь «О социальной защите граждан, пострадавших от катастрофы на ЧАЭС», других радиационных аварий и в результате производства и испытаний ядерного оружия.
Под специальным медицинским наблюдением в республике находится около 1,3 млн человек, среди них – 260 тыс. детей.
Медицинское обслуживание населения затрудняет нехватка медицинских и фармацевтических кадров для работы в пострадавших районах. Для решения этой проблемы предусмотрены контрактная форма найма специалистов и предоставление им льгот.
Значительная часть льгот предоставляется инвалидам, в отношении которых установлена причинная связь наступившей инвалидности с катастрофой, семьям умерших инвалидов и семьям участников ликвидации последствий. Выявлением этой связи занимаются межведомственные экспертные комиссии.
В рамках социально-экономической защиты жителей загрязненных районов планируется реализовать подпрограмму «Дети Чернобыля» президентской программы «Дети Беларуси», предусматривающую завершение реконструкции и расширение детских реабилитационно-оздоровительных центров.
Общая сумма расходов на реализацию Госпрограммы – 3277,5 млрд бел. рублей.
Об итогах и перспективах реализации «Программы совместной деятельности по преодолению последствий чернобыльской катастрофы в рамках Союзного государства на 2006-2010 годы» рассказала Татьяна МАРЧЕНКО, начальник Управления преодоления последствий радиационных аварий и катастроф МЧС России, доктор медицинских наук.
Программа направлена на совершенствование нормативно-правового регулирования совместной деятельности Беларуси и России в области ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС. Результатом ее реализации должны стать совершенствование адресной помощи пострадавшим россиянам и белорусам, создание условий для безопасного использования сельскохозяйственных земель и земель лесного фонда, формирование адекватного восприятия населением Союзного государства последствий аварий с помощью общей информационной политики.
Финансирование программы ведется за счет средств союзного бюджета. Общий объем – 1200,0 млн рублей. В 2010 году заказчики, исполнители и граждане Союзного государства, подвергшиеся радиационному воздействию в 1986 году, вправе ожидать появления современных медицинских технологий на базе национальных медицинских учреждений и получить высокотехнологичную медицинскую помощь.
Программа предусматривает снятие ограничений взаимной торговли сельскохозяйственным сырьем, расширение межгосударственной кооперации в разработке технологий производства и переработки сельскохозяйственного сырья. Повышение конкурентоспособности сельскохозяйственных предприятий, расположенных в зонах заражения, дополнительные рабочие места, повышение рентабельности производства. Обеспечение требуемого уровня экологической, радиологической и медико-социальной безопасности в лесопользовании и сельхозпроизводстве на сопредельных территориях России и Беларуси.
Предполагается, что инвестиционная привлекательность пострадавших районов повысится, ресурсная база предприятий лесопромышленного комплекса расширится, в частности, за счет получения и переработки дополнительного объема нормативно-чистой продукции. Татьяна Андреевна сообщила о том, что в Брянской области 15 тыс. га лесных угодий уже стали безопасными для населения, как и лесные дары, которые любят собирать россияне, – ягоды и грибы.
Список для планирования мер адресной медицинской помощи должен включать до 40 000 человек. Высокотехнологичную помощь за счет внедрения новых медицинских технологий смогут получать до 2500 человек в год. Доля и площади сельскохозяйственных угодий, подвергшихся радиоактивному загрязнению, на которых можно планировать хозяйственную деятельность и реализовывать проекты безопасного развития, должны увеличиться до 70 процентов и составить 192 тыс. га, лесного фонда, пригодного для безопасного лесопользования, – до 50 процентов, или до 120 га.
Число граждан, попадающих в группу риска по степени психоэмоциональной напряженности, должно снизиться до 24-15 процентов, или до 330-206 тыс. человек.
Уровень информированности граждан, нуждающихся в дополнительной информации по проблемам проживания на пострадавших территориях, должен возрасти до 40-45 процентов и составить от 727 до 818 тысяч.
С Планом действий ООН по Чернобылю до 2016 года участников семинара ознакомил президент Союза «Чернобыль» России, член Совета при Президенте Российской Федерации по делам инвалидов Вячеслав ГРИШИН.
Львиную долю работы по преодолению последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС взяли на себя Беларусь, Россия и Украина. Свой вклад внесли Еврокомиссия, Организация Объединенных Наций и другие организации. Программа ООН определяет общие принципы и видение работы по преодолению неблагоприятного наследия в рамках третьего десятилетия совместных усилий представительств и агентств системы ООН в тесном сотрудничестве с тремя наиболее пострадавшими странами.
Правильным и перспективным направлением сегодня считается именно «подход, предусматривающий развитие». Благодаря защитным мерам подавляющее большинство людей, проживающих в «загрязненных» регионах, практически не подвергаются риску негативных последствий и могут спокойно растить там детей.
Однако перед местным населением все еще стоят нерешенные задачи. Многие районы испытывают трудности социально-экономического характера, отчасти в связи с нарушением нормальной жизнедеятельности, вызванной катастрофой на ЧАЭС. Развитие населенных пунктов сдерживается ограничениями на ведение хозяйственно-коммерческой деятельности, «радиационное клеймо» затрудняет реализацию продукции. Объем инвестиций часто недостаточен, инфраструктура отсутствует или находится в запущенном состоянии. Квалифицированные специалисты работе в деревнях предпочитают благополучные и безопасные места. Молодежь часто покидает регион в поисках лучших возможностей. Предоставление государством пособий и льгот миллионам жителей привело к формированию у них «синдрома иждивенчества».
В связи с этим ООН меняет свою стратегию: вместо экстренной гуманитарной помощи, которая предоставлялась в 90-х годах прошлого столетия, упор делается на социально-экономическое развитие пострадавших регионов. Населению в первую очередь необходимо улучшение экономических возможностей, обретение уверенности в силах своего сообщества и возможность получить информацию, направленную на преодоление страха, порожденного негативным влиянием радиации, решение медицинских проблем, не связанных с чернобыльской аварией.
Предложения и рекомендации международных организаций в равной мере имеют отношение к Беларуси, России и Украине. Но если Беларусь и Россия делают все от них зависящее, чтобы совместными усилиями минимизировать последствия страшной катастрофы, то Украина, как констатировали многие выступающие, присоединиться к нам отказалась.

Наталья ДОЛГУШИНА

_____________________________

Отмечено на карте

Михаил Амбражевич, начальник Республиканского центра радиационного контроля и мониторинга окружающей среды, поведал собравшимся о создании Тематического атласа современных и прогнозных оценок последствий аварии на ЧАЭС и пострадавших территориях России и Беларуси.

Работа над ним велась в рамках союзной Программы совместной деятельности по преодолению последствий чернобыльской катастрофы на 2006-2010 годы. Необходимо было обеспечить компетентные российские и белорусские органы государственной власти необходимой информацией для оценки перспектив и планирования социально-экономического развития, возврата к нормальным условиям жизнедеятельности населения на территориях Союзного государства, подвергшихся радиоактивному загрязнению вследствие катастрофы на ЧАЭС.
За время работы были подготовлены картографические аналитические и справочные материалы о современной и прогнозной ситуации на загрязненных территориях Беларуси до 2056 года. Проведено радиационное обследование приграничных территорий Беларуси, Полесского государственного радиационно-экологического заповедника (ПГРЭЗ) и определено содержание радионуклидов в пробах почвы. Сформированы базы данных радиоактивного загрязнения приграничных территорий России и Беларуси и ПГРЭЗ, проведены анализ данных и их статистическая обработка.
Уже готовы карты загрязнения 137Cs территорий Гомельской, Могилевской, Брестской областей по состоянию на 1986, 1996, 2006, 2016, 2026, 2036, 2046 и 2056 годы, Минской и Гродненской областей – на 1986 и 2046 годы. Подготовлен и комплект карт загрязнения территории Беларуси 90Sr на
2006-й и другие года.
На основании Закона Республики Беларусь «О правовом режиме территорий, подвергшихся радиоактивному загрязнению в результате катастрофы на ЧАЭС», установлен правовой режим территорий Беларуси. В соответствии с этим законом, территории в зависимости от плотности загрязнения почв радионуклидами и степени воздействия радиации на население подразделяются на зону эвакуации (отчуждения) – территория вокруг Чернобыльской АЭС, с которой в 1986 году было эвакуировано население в радиусе
30 км, и территория, с которой были дополнительно выселены люди в связи с плотностью загрязнения почв стронцием-90 выше 3 Ku/км2 и плутонием-238, 239, 240 – выше 0,1 Ku/км2.
Зона первоочередного отселения – это территория с плотностью загрязнения почв цезием-137 от 40 Ku/км2 либо стронцием-90, или плутонием-238, 239, 240, соответственно 3,0, 0,1 Ku/км2 и более.
Зона последующего отселения – территория с плотностью загрязнения почв цезием-137 от 15 до 40 Ku/км2 либо стронцием-90 от 2 до 3 Ku/км2 или плутонием-238, 239, 240 от 0,05 до 0,1 Ku/км2, на которых среднегодовая эффективная доза облучения населения может превысить 5 м3в в год, и другие территории с меньшей плотностью загрязнения вышеуказанными радионуклидами, где среднегодовая эффективная доза облучения населения может превысить (над естественным и техногенным фоном) 5 м3в в год.
Зона с правом на отселение – территория с плотностью загрязнения почв цезием-137 от 5 до 15 Ku/км2 либо стронцием-90 от 0,5 до 2 Ku/км2 или плутонием-238, 239, 240 от 0,02 до 0,05 Ku/км2, на которых среднегодовая эффективная доза облучения населения может превысить (над естественным и техногенным фоном) 1 м3в в год и другие территории с меньшей плотностью загрязнения вышеуказанными радионуклидами, где среднегодовая эффективная доза облучения населения может превысить 1 м3в в год.
И, наконец, зона проживания с периодическим радиационным контролем – территория с плотностью загрязнения почв цезием-137 от 1 до 5 Ku/км2 либо стронцием-90 от 0,15 до 0,5 Ku/км2, или плутонием-238, 239, 240 от 0,01 до 0,02 Ku/км2, где среднегодовая эффективная доза облучения населения может превысить 1 м3в в год.
В республике действует «Перечень населенных пунктов и объектов, находящихся в зонах радиоактивного загрязнения».
Сегодня 41,11 тыс. кв. км территории Беларуси (около 20%) загрязнена цезием-137 свыше 37 кБк/кв. м, на ней находится свыше 2614 населенных пунктов с населением свыше
1 млн 300 тыс. человек.
Площадь загрязнения стронцием-90 с уровнями загрязнения почвы выше 5,5 кБк/кв. м (0,15 Ku/км2) составляет 21,1 тыс. кв. км, или 10% территории Беларуси. Загрязнение носит локальный характер и отмечено в Гомельской (наиболее загрязнены Хойникский и Ветковский районы) и Могилевской областях (наиболее загрязненный Чериковский район).
С течением времени уровни загрязнения территорий снижаются. К сожалению, в первые годы после аварии радиоактивное загрязнение населенных пунктов определялось в основном цезием-137, отбор проб на содержание стронция-90 проводился недостаточно. Это обусловило большую относительную погрешность. В связи с чем в таких населенных пунктах необходимо уточнение радиационной обстановки – для повышения надежности оценки плотности загрязнения этим радионуклидом.

_______________________

Исполнение на контроле

В 2007 году союзные программы, курируемые комиссией, были исполнены почти на 100%.

В рамках постоянно действующего семинара при Парламентском Собрании Союза Беларуси и России под председательством Владимира АДАШКЕВИЧА прошло очередное заседание Комиссии Парламентского Собрания Союза Беларуси и России по вопросам экологии, природопользования и ликвидации последствий аварий.
Кроме депутатов Парламентского Собрания Союза Беларуси и России Татьяны Москальковой, Николая Мусалимова, Петра Шершеня на нем присутствовали заместитель начальника Департамента социальной политики и информационного обеспечения Постоянного Комитета Союзного государства, кандидат педагогических наук Ольга Виноградова и другие.
Следуя повестке дня, депутаты рассмотрели отчет Совета Министров Союзного государства об исполнении союзного бюджета за 2007 год, утвердили состав секций отделения по вопросам экологии, охраны окружающей среды и природопользования Научно-консультативного совета Парламентского Собрания Союза Беларуси и России, обсудили подготовку к изданию книги «Экология и общество: проблемы и приоритеты в условиях интеграции России и Беларуси».
Комиссия отметила, что союзная программа «Совершенствование и развитие единой технологии получения, сбора, анализа и прогноза, хранения и распространения гидрометеорологической информации и данных о загрязнении природной среды» исполнена на 99,3 процента.
Фактическое финансирование и исполнение Программы совместной деятельности по преодолению последствий чернобыльской катастрофы в рамках Союзного государства в 2007 году составило 99,2 процента.
Члены комиссии в основном согласились с выводами и предложениями, изложенными в заключении Счетной палаты России и Комитета госконтроля Беларуси по отчету союзного Совмина за 2007 год и предложили рекомендовать Высшему Государственному Совету после устранения отмеченных контрольными органами недостатков его утвердить.
В качестве дополнительного вопроса члены комиссии рассмотрели заключение Комиссии Парламентского Собрания Союза Беларуси и России по законодательству и Регламенту на проект «Порядок разработки и реализации программ Союзного государства», представленный Комиссией Парламентского Собрания Союза Беларуси и России по экономической политике.
По мнению членов Комиссии по законодательству и Регламенту, Порядок в целом согласуется с Договором о создании Союзного государства, наднациональными нормативными правовыми актами и законодательствами Беларуси и России. Но у депутатов есть принципиальные замечания.
Одно из главных – Порядок следует принимать в форме декрета Союзного государства. И вот почему.
Порядок – это общеобязательный нормативный правовой акт, регламентирующий важные общественные правоотношения. Рассчитан на продолжительное применение широким кругом лиц, в том числе находящихся под юрисдикцией государств- участников. Регулирование таких правоотношений возможно только актом прямого действия – законом или декретом Союзного государства.
Следующее замечание. Проект Порядка не согласуется с пунктом 3 Постановления Парламентского Собрания «О мерах по устранению недостатков в организации подготовки и реализации программ Союзного государства». Например, пункты 2.5–2.6 и 3.4 проекта предусматривают согласование и утверждение Советом Министров СГ сначала концепции программы, а затем самой программы. Но это положение не согласуется с абзацем вторым пункта 3 Постановления ПС, который предусматривает утверждение программ СГ по итогам одноэтапного согласования с национальными отраслевыми, экономическими и финансовыми органами исполнительной власти.
В проекте Порядка не учтены положения третьего и четвертого абзацев вышеназванного Постановления, которые предусматривают возможность после утверждения Совмином СГ основных параметров союзного бюджета предстоящего финансового года проводить конкурсы по утвержденным программам, выполнение которых должно осуществляться в предстоящем году. Как и увеличение размера авансирования работ, предусмотренных на реализацию программ, до 80 процентов от утвержденного объема финансирования на текущий год.
Члены комиссии, возглавляемой В. Адашкевичем, пришли к выводу о необходимости внимательнее изучить этот вопрос и решить его в рабочем порядке.

Наталья ВИКТОРОВА

_________________________

Операция «Ликвидация»

Хоронить целые деревни было даже страшнее, чем терять боевых товарищей.

Десятки деревень Чернобыль в прямом смысле стер с лица земли. Дома, хатки, сараи, бани – все оказалось зарыто глубоко в земле.
Летом – осенью 1988 года мне пришлось работать в составе Оперативной группы Белорусского сектора Чернобыльской зоны аварии на ЧАЭС. Штаб Оперативной группы располагался в поселке Рудаков, между городами Брагин и Хойники. В состав оперативной группы входило 5 механизированных и химических полков, а также подразделения обеспечения: связи, ремонтные, медицинская рота, транспортный взвод и другие. Личного состава насчитывалось около 7 тысяч человек. Эти воинские части дислоцировались в южных районах Гомельской области, в непосредственной близости от чернобыльской зоны или даже в самой зоне. Их основной задачей являлась дезактивация населенных участков местности от радиоактивного заражения. Но складывающаяся радиационная обстановка поставила перед нами более сложную задачу. Вышестоящее командование по согласованию с правительством страны приняло решение о захоронении населенных пунктов с очень высоким уровнем радиации, т.е. не имеющих никаких перспектив на возобновление проживания в них.
Приказ есть приказ. Пошли механизированные и химические батальоны полков по деревням производить захоронение домов. Технически это выполнялось довольно просто. После радиационной разведки по определению уровней радиации отдавалось распоряжение на захоронение деревни N. К дому подъезжает экскаватор, вырывает котлован. Затем армейским бульдозером (БАТом) дом опрокидывался в котлован и заравнивался землей. В это время пожарные машины водой сбивали радиационную пыль, поднимавшуюся при выполнении этих работ. И так дом за домом. На захоронение деревни батальону отводилось 7-10 дней, в зависимости от количества домов в населенном пункте. С апреля по октябрь 1988 года было захоронено 93 населенных пункта.
Но сухие армейские и технические термины о методике захоронения ничего не говорят о моральном состоянии исполнителей – солдат, сержантов, офицеров. Все они были призваны из запаса – простые труженики, которые своими руками строили дома, делали наши города и села лучше и краше. А тут им приказано дома разрушать, закопать в землю целую деревню! Поверьте, непросто было убедить людей идти на выполнение этой боевой задачи.
При объезде своих частей я как-то заехал в одну из захороненных деревень вблизи города Брагина. Остановил машину на центральной и единственной улице бывшей деревни. О том, что когда-то (месяц-два назад) здесь была деревня, напоминало кладбище, ровный ряд деревьев вдоль дороги да одичавшие собаки, выглядывающие из кустов. На месте домов росла высокая трава. В Афганистане мне приходилось видеть убитых, раненых сам на руках выносил. И поверьте, видеть захороненную деревню еще страшнее, чем погибшего солдата. Это страшно, это очень жутко! Даже не знаю, какие можно подобрать слова, чтобы описать это состояние.
23 года прошло с того трагического дня – дня аварии на ЧАЭС. Не думаю, что уже многое стерлось в памяти за эти годы. Ликвидаторы помнят все. Им всегда будет помниться работа в зоне аварии. Она была сложнее, ответственнее, чем участие в боевых действиях. На войне ты противника или видишь, или как-то ощущаешь. А здесь все настолько незримо, невидимо, непредсказуемо!
Кто-то из подчиненных подарил мне несколько фотографий, снятых в те дни при захоронении деревни. До сих пор не могу спокойно на них смотреть. Знаю, что архивных материалов такого рода не слишком много, поэтому хочу поделиться ими с читателями «СВ».

Алексей ЦЕРКОВНЫЙ,
гвардии полковник запаса, участник боевых действий
в Афганистане, участник ликвидации аварии на ЧАЭС

___________________________

Хлеб с маслом из чернобыльской зоны

Корреспондент «СВ» побывала на пищевых предприятиях самого загрязненного радиацией района Беларуси

Накануне поездки в Хойникский район Гомельской области – один из наиболее загрязненных «чернобыльских» районов – я обмолвилась родственнице-минчанке о том, что буду на местных молочном комбинате и хлебозаводе. «А что, они там что-то еще производят?» – наивно переспросила собеседница. На следующий день мне пришлось убедиться собственными глазами, что не только производят, но и успешно продают за рубеж.
Хойникский сыродельный комбинат был одним из последних, построенных в Советском Союзе в 1984 году. На полную мощность – почти 500 тонн молока в сутки – предприятие вышло всего за год до чернобыльской катастрофы. После нее, как вспоминает нынешний директор ЧУП «Полесские сыры» Галина Бондарь, настали тяжкие времена. И лишь покупка нового оборудования для производства сыра в конце 1999 года придала предприятию второе дыхание.
Но обывателя, как правило, интересует одно – насколько безопасен такой сыр? Сырье для его производства поступает только из Речицкого района – более чистого по сравнению с Хойникским и соседним Брагинским. Конечно, предприятие берет молоко у местных хозяйств, но из него производятся только масло, спреды и казеин. Как объясняют специалисты, радионуклиды в жирной части молока не накапливаются, а остаются в сыворотке. Поэтому ее вывозят и захоранивают на специальном полигоне. А произведенные продукты успешно проходят самый тщательный радиационный контроль. Замеры на цезий и стронций на предприятии делают не реже одного раза в месяц, все входящее сырье при поступлении на завод тоже скрупулезно проверяется. По словам директора, в прошлом году поставщикам сырья из-за превышения допустимых уровней радиации возвратили всего 300 килограммов молока, при том что в среднем в сутки на завод поступает его 133 тонны.
ЧУП «Полесские сыры» 80 процентов всей выпускаемой продукции поставляет за границу. Естественно, для этого приходится регулярно выдерживать скрупулезные проверки контролирующих органов из сопредельных стран. И претензий пока практически не было. 40 процентов экспортируемой продукции забирает Украина, 29 процентов – Польша, по 12 процентов поставляется в Германию и Россию, 7 процентов – в Кыргызстан. Два раза в месяц белорусы возят свою продукцию на продажу в Брянск. Как говорит Галина Бондарь, к ним сразу выстраивается очередь, поэтому 300-400 килограммов сыра за одну поездку уходит практически мгновенно. Только в первом квартале этого года предприятие получило валютную выручку в 2 миллиона долларов. Кстати, по наблюдениям директора предприятия, в столице Беларуси перекупщики продают сыр из Хойников в два раза дороже отпускной цены.
Еще один технологический шаг вперед предприятие сделало благодаря программе совместной деятельности по преодолению последствий чернобыльской катастрофы в рамках Союзного государства на 2006-2010 годы. Сейчас реализуется пилотный проект «Внедрение новых технологических процессов производства молочной продукции на ЧУП «Полесские сыры» из молочного сырья Хойникского и Брагинского районов». Его цель – внедрить новые технологические процессы производства плавленых сыров и сырой молочной сыворотки для увеличения объема выпуска продукции, которая соответствует требованиям радиологической безопасности. Стоимость проекта – более 357 миллионов рублей, примерно половину из этих средств выделяется из бюджета Союзного государства.
Не менее значимый пилотный проект по Программе совместной деятельности с 2007 года реализуется на Хойникском хлебозаводе. Это «Организация производства пищевых продуктов с повышенной пищевой ценностью и профилактической направленностью для населения радиоактивно загрязненных территорий». В демонстрационном зале нам показали целый стол разнообразной витаминизированной, улучшенной продукции. На заводе уже введен в действие опытно-экспериментальный участок по изготовлению биологически активной добавки марки «Допинат» («Допинат-йод», «Допинат-селен», «Допинат-витамин Д»), которые уже добавляются в хлебобулочные изделия. На вкус и цвет они не влияют, а вот витаминов и микроэлементов в рационе местных жителей становится значительно больше. Муку хлебозавод закупает в экологически чистых Барановичах. Разработанные и внедренные в Хойниках технологии обогащения хлебобулочных изделий планируется внедрить и на других предприятиях Гомельщины, расположенных на радиоактивно загрязненных территориях.
Вернувшись в Минск, я провела своеобразный эксперимент. Печеньем, пряниками и рулетами, привезенными из Хойников, муж угостил своих коллег. Кстати, особая ирония в том, что фирменное блюдо хлебозавода – «Хойникские грибочки» (как известно, натуральные грибы являются самыми большими накопителями радионуклидов). Несмотря на предупреждение, откуда привезены сладости, их размели моментально. Значит, радиофобию мы уже практически изжили. Тем более что и оснований для нее нет. Первый заместитель начальника Департамента по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС Министерства по чрезвычайным ситуациям Беларуси Анатолий Загорский на днях заверил, что в основных пищевых продуктах, производимых в общественном секторе в Беларуси, превышения действующих нормативов содержания цезия-137 и стронция-90 не регистрировалось на протяжении последних десяти лет.

Алена ЯСКО
Фото автора

____________________________

Цветы здесь не рвут…

Накануне 23-й годовщины катастрофы на Чернобыльской АЭС участники тех давних событий организовали пресс-конференцию, чтобы вспомнить о тех, кто принял на себя удар радиоактивной стихии, кто не испугался смертельной опасности и выполнил свой долг.
Для Союзного государства тема Чернобыля всегда занимала особое место. Сейчас выполняется очередная «Программа совместной деятельности по преодолению последствий чернобыльской катастрофы в рамках Союзного государства», которая рассчитана на 2006-2010 годы. Чернобыльцы оценивают существование этого союзного проекта положительно и говорят, что необходимо, чтобы подобные программы обязательно принимались и дальше, так как последствия аварии растянутся на десятилетия и даже на века.
В результате аварии была загрязнена территория площадью 160 тыс. квадратных километров. Пострадали северная часть Украины, запад России и значительная часть территории Беларуси. Люди в Чернобыле подверглись облучению в 90 раз большему, чем при падении бомбы на Хиросиму. По словам одного из участников пресс-конференции, в апреле 1986-го в Чернобыле даже ожидали ядерного взрыва мощностью примерно 200 килотонн.
В то время как все иностранные СМИ говорили об угрозе для жизни людей, а на экранах телевизоров демонстрировалась карта воздушных потоков в Центральной и Восточной Европе, в Киеве и других городах Украины и Беларуси проводились праздничные демонстрации, посвященные Первомаю. Лица, ответственные за утаивание информации, объясняли впоследствии свое решение необходимостью предотвратить панику.
Председательствующий на пресс-конференции президент «Центра социальной защиты инвалидов Чернобыля», руководитель работ по ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС, генерал-майор Николай Тараканов рассказал, что через Чернобыль прошло около 500 тыс. человек. Он посетовал, что со стороны государства чернобыльцам уделяется недостаточно внимания. Новые льготы, полученные в напряженной борьбе с чиновниками и действовавшие всего несколько лет, были срезаны при монетизации. Тараканов сказал, что тех, кто додумался отобрать у чернобыльцев их и так мизерные привилегии, «не мешало бы загнать на реактор на уборку ядерного топлива на пару часов».
Тараканов знает, о чем говорит, – он руководил этой самой «уборкой», где пары минут было достаточно, чтобы остаться инвалидом на всю жизнь. Он также заявил, что руководство АЭС село в тюрьму абсолютно заслуженно, потому что была проявлена преступная халатность.
С ним согласились и другие участники конференции. Было отмечено, что за пультом управления реактором сидели чуть ли не вчерашние студенты. В то время как в Америке после окончания соответствующего вуза надо учиться на оператора АЭС долгие годы в специальном тренировочном центре.
Слово было предоставлено народному артисту СССР и России, депутату Госдумы РФ Иосифу Кобзону. Чернобыльцы проявляют к нему особое уважение – через некоторое время после аварии он приехал к ликвидаторам, чтобы поддержать их боевой дух своими песнями. Для Иосифа Давыдовича такие рискованные поездки уже вошли в привычку. Он первым сформировал актерскую бригаду, неоднократно выезжавшую во все «горячие» точки планеты, 9 раз выступал с концертами в Афганистане, первым пошел на переговоры с террористами в Норд-Ост, первым выступил в Чечне после войны.
– Я заметил, что люди становятся совсем другими в экстремальных условиях: приезжаешь к ним – и будто на другую планету попал, – сказал Кобзон. – В Чернобыле у меня было несколько концертов. Тогда мы еще не знали, что такое радиация. Приехали в город, утопающий в зелени, в клумбах пестрели цветы. И вдруг мне говорят: Иосиф Давыдович, сегодня на концерте вам цветы дарить не будут. Почему? – спрашиваю. Потому что они все заражены. А я не могу понять: чем они могут быть так страшно заражены? И вот начался концерт. Все зрители сидят в респираторах, я, естественно, выступаю без него. И тут вижу, что люди, как бы из стеснения передо мной, стали респираторы снимать. Я им говорю: наденьте обратно, я скоро уеду, а вы-то останетесь! Отыграли мы в тот день один концерт, затем второй, и вот начался третий. Для меня это не проблема – я могу петь и больше. И тут я почувствовал, что такое радиация. У меня в горле началось странное покалывание и стал садиться голос. Впоследствии я перенес рак, мне делали операцию. Врач мне сказал, что причиной болезни могла стать моя поездка в Чернобыль. Сегодня мне жаль, что мы, депутаты, так и не смогли ничего толком сделать для чернобыльцев.
Интересные факты поведал журналистам гендиректор Регионального общественного фонда поддержки Героев СССР и Героев РФ, капитан 1-го ранга, Герой России Александр Астапов.
– За год до катастрофы в Чернобыле, в августе 1985 года, а произошел тепловой взрыв на атомной подлодке К-431. Об этом до сих пор почти никто ничего не знает. Я тогда руководил спасательной операцией. Конечно, приложили усилия, проблему устранили и потом… как бы забыли об этом. А 30 процентов людей, которые тогда с нами работали, уже умерли. К сожалению, в 1985 году никаких выводов из той аварии сделано не было. И когда в следующем году подобное случилось уже в Чернобыле, я одним из первых осознал весь ужас произошедшего. Я считаю, что в России надо учредить День памяти погибших в радиационных катастрофах, – сказал Астапов.
Его поддержал бывший начальник Штаба ГО СССР, генерал-полковник Виктор Кожбахтеев. Он посетовал, что нынешнее руководство Федерального агентства по атомной энергии России ведет себя по отношению к Чернобылю несколько легкомысленно и не придает должного значения полученному тогда опыту. Он призвал чиновников всегда помнить о ЧАЭС и «никогда не расслабляться».
– В той или иной степени испытали последствия той катастрофы 1,7 млн человек – эта цифра зафиксирована в Книге рекордов Гиннесса, – напомнила собравшимся член Координационного совета Президентского клуба «Доверие» Марина Максимова. – Кстати, на дне мирового океана покоятся 4 советские ядерные подлодки, две – американские, одна – французская. Когда это выстрелит по человечеству – никто не знает. Мы всегда должны помнить о будущем и принимать меры уже сегодня.
Она также рассказала, как накануне читала в интернет-форумах размышления молодого поколения о той катастрофе. Многие молодые люди очень уважительно относятся к подвигу ликвидаторов. Среди размышлений в Сети были и такие слова: «Тогда люди сделали богоугодное дело, явили высоту духа». Один из присутствующих на конференции отметил, что в России подвиг героев – самый распространенный продукт.
Главное, чтобы наши герои не были забыты.

Николай АЛЕКСЕЕВ

________________________

А ЖИЗНЬ ПРОДОЛЖАЕТСЯ!

Черная, черная быль…

Автобус наматывает на колеса все новые и новые километры Брянщины. Ровно гудит мотор, а за окнами – то смолистый духовой бор, то блеснувшая из-под низкого мостика извилистая речушка, то раздольная лесная луговина, вдруг обступившая шоссе с обеих сторон. Дивная земля!.. Дивная и многострадальная.

В придорожных деревнях на самых высоких деревьях и даже специально вкопанных столбах – кучерявые шапки аистовых гнезд. Аист у славян испокон веку – птица особая. Я бы даже сказал – исполненная некой сакральностью. Аисты берегут мир, покой и благополучие человеческого жилья. Народное поверье утверждает, что если улетели аисты – жди беды. Веришь – не веришь, но, как говорится, что-то в этом есть, что-то недоступное для алгебры и физики.
…Антонина Федоровна торгует пирожками у придорожного кафе, где мы остановились позавтракать.
– Эх, милок, в ту-то весну снялись у нас в деревне аисты и улетели. Вот как хошь понимай. Но старики сразу сказали: «Не к добру это. Ждите какой-то напасти».
А через несколько дней действительно пришла страшная беда. Брянщине к бедам не привыкать. Кто тут только ни топтался – и поляки, и французы, и немцы.
Немного истории. Как гласят древние летописи, Брянск даже старше Москвы. Он был основан еще в десятом веке, а по некоторым данным, даже и раньше. Назывался тогда Брянск Дебрянском, оттого что дебри в здешних окрестностях были непролазные. Любой язык склонен к лаконичности, и с годами Дебрянск стал просто Брянском. Много славных людей дала России Брянская земля!..
Перед Куликовской битвой Дмитрий Донской прибыл в Сергиев Посад за благословением на рать к Сергию Радонежскому. Хотел князь укрепиться в Вере и обрести Божий Промысел.
«Отче, – попросил князь Сергия, – дай мне в войско двух твоих иноков из чернецкого полка!»
Чернецами на Руси называли монахов. В то время это были лучшие войска – умелые, бесстрашные, исполненные любви к Отечеству и готовые умереть за него.
И призвал тогда к себе святой старец двух иноков.
«Ослябя! Пересвет! Ступайте с князем боронить землю Русскую от поганых. Благословляю!»
А Пересвет и Ослябя пришли в обитель именно из Брянска, будучи, кстати, выходцами из знатных и богатых родов. Пересвет схватился с монгольским батыром Кочубеем, и оба пали, пронзенные копьями. Так что первая русская кровь, пролитая на первом бранном поле России, была брянской. И русские полки, стиснув зубы, ринулись в сечу.
«И вскричали враги изумленные: «Может, русские заговоренные?! Их мечом сразишь – а они живут, их стрелой пронзишь – а они живут, живут и с нами сражаются!» Враг бежал, бросая раненых, оружие и знамена. А Брянск плакал, поминая под звон колоколов своих павших воинов…
Потом было еще много страшных войн. Не зря ведь Брянщину называют юго-западными воротами России. А ворота – они на то и ворота, чтобы в них ломиться. И ломились. Но, как сказал наш великий поэт Константин Симонов, «…они бежали с русских нив, оружье по пути бросая и мертвецов не схоронив».
Беда пришла апрельским утром 1986 года.
Правда, людям тогда никто не сказал, что пришла беда. Везде – подготовки к первомайским демонстрациям, репетиции многоголосого «ура!» и все такое прочее. Знать о том, что в Чернобыле рванул ядерный реактор на АЭС, что невидимые смертоносные лучи уже несколько дней тихо убивают людей в России, Украине и Беларуси, простым людям было не положено. Пусть лучше радуются, а там – как получится.
А в эти дни в раскаленное пекло четвертого блока валились вертолеты, пытались сделать хоть что-то пожарные, милиционеры и военные. Вечная память этим ребятам, отдавшим «живот свой за други своя»!..
А страна… Что страна? Страна в это время жила привычной безмятежной жизнью, готовясь первого мая пройти перед трибунами, с которых отцы народа будут приветливо помахивать шляпами.
К празднику Первомая готовились Киев, Житомир, Чернигов, готовились Гомель и Могилев, готовились российские города, не зная, что их уже убивают смертоносные невидимые лучи.
Специалисты сегодня считают, что есть различные версии той трагедии и процессов, происходивших в реакторе четвертого блока, хотя и ныне они остаются предметом научных исследований. Но, расходясь в деталях, специалисты единодушны в одном: причины аварии – в техническом несовершенстве реактора в сочетании как с ошибочными действиями персонала станции, так и со сложившейся в СССР практикой пренебрежения установленными правилами и нормами.
Вопрос, который волнует миллионы: можно ли было избежать чернобыльской аварии? Специалисты говорят, что да. В случае отсутствия ошибок персонала и конструкционных недостатков самой системы. Но в той социально-политической системе техногенные аварии были закономерны: ведь только для того, чтобы поскорее отрапортовать об очередном «успехе», крупные промышленные комплексы можно было вводить и эксплуатировать вопреки установленным правилам технической и экологической безопасности.
Что же было в «официальном» итоге?
Шесть крупных руководителей, в том числе директор Чернобыльской АЭС, главный инженер и начальник смены, были осуждены на различные сроки заключения. Ряд высокопоставленных чиновников Госатом-
энергонадзора СССР были сняты с занимаемых должностей «за крупные ошибки и недостатки в работе, приведшие к аварии с тяжелыми последствиями».
Эти «тяжелые последствия» люди помнят по сей день. Те, кто еще жив, конечно.
…Автобус уносит меня из Брянска в соседний многострадальный Гомель. Сколько же пришлось пережить этой земле! Последним страшным ударом стал Чернобыль. Больше всех в Беларуси от той катастрофы пострадали Гомельская и Могилевская области.
На городском базаре стояла маленькая сухощавая бабушка. Драповое пальто, аккуратно повязанный белый пуховый платок. А по всему лицу разбегались морщинки, словно маленькие солнечные лучики. Как же она была похожа на мою бабулю! Мне так захотелось ее обнять. Знаете, я подошел и обнял…
Она на какую-то секунду смутилась, глядя на непонятного незнакомца, а потом вдруг расцвела непередаваемой белорусской улыбкой, доброй и какой-то по-детски доверчивой: «Ты откуда, сынок?» – «Из России, из Москвы. Просто вы очень на мою бабушку похожи…»
Бабушка, Нина Алексеевна, продает на здешнем рынке зеленый лук, который выращивает дома, в маленькой однокомнатной квартирке. В баночках, на окне и на столе.
Бабушка Нина – родом из-под Хойников, что на Гомельщине. Чернобыль для нее – трагедия личная. Через год после катастрофы на АЭС ушел из жизни муж. Еще через год – сын. Диагноз один – рак щитовидной железы. Осталась только дочка в Гомеле. И луковицы на подоконнике. Такая вот жизнь…
Не хочется говорить об уроках Чернобыля. Не хочется, но все же надо.
Одной из первых мер стало ужесточение требований к безопасности атомных станций во всем мире. Если вернуться к теме чернобыльской трагедии, то здесь больше всего просматривается то, что в официальных документах называется «человеческим фактором». «Персонал допустил… реактор позволил…» Как только ни пытались «отмазываться» высокопоставленные персоны!
Чернобыль – это не только техническая катастрофа. Это еще и катастрофа чисто человеческая. Главное, что прежде всего тогдашние власти оказались принципиально неготовыми к катастрофе такого масштаба. Но самое, на мой взгляд, подлое состояло в том, что страшное людское горе иные власть предержащие по полной программе использовали в политических и личных, корыстных целях... Вот это действительно подло.
А бабушка Нина, замечательная белорусская женщина, с которой мне не хотелось расставаться, стоит по-прежнему с несчастными пучками своего доморощенного лука на Гомельском рынке. Лишенная всего: мужа, сына… Может быть, и самого смысла жизни. Осталось одно – память.
И в этой памяти – Чернобыль. Черная, черная быль…

Александр ЧУДАКОВ
Москва – Брянск – Гомель

___________________________

Чернобыль больше не повторится

На семинаре присутствовал Борис Огородников, главный научный сотрудник Государственного научного центра «Физико-химический институт имени Л.Я. Карпова», доктор химических наук, лауреат Ленинской премии, с 1986 года занимающийся наблюдением за печально известным четвертым блоком ЧАЭС. Он вспомнил, как создавался саркофаг, или объект «Укрытие», и рассказал, как там обстоят дела сегодня.

Проектированием саркофага занимались в Ленинграде и непосредственно в Чернобыле, дистанционно. Защитный колпак необходимо было соорудить очень быстро. А прежде – определить, понадобится ли там фильтрационная станция, после того как над саркофагом соорудят крышу, что будет твориться внутри и как поведут себя выбросы, когда их закупорят. Такую задачу сотрудники нашего института получили в июле 1986 года и стали готовить необходимую аппаратуру, чтобы с вертолета опустить ее для замера проб на уровень верхней отметки реактора.
Трудность заключалась в том, что вертолет не мог опуститься ниже трубы станции, поэтому должен был работать на высоте 200 метров. Легкое дуновение ветра привело к тому, что емкость с аппаратурой, раскачиваясь как маятник, зацепилась за западную стену четвертого блока, где и висит до сих пор. Вертолет и специалисты, к счастью, не пострадали.
Неудача нас не остановила, и выход из положения был найден. На высоте 70 метров саперы инженерных войск взорвали западную стену между 4-м и 3-м блоками и гарпунной пушкой перебросили трос через развал реактора. По тросу инженеры Белоярской атомной электростанции им. И.В. Курчатова пустили над реактором небольшой фуникулерчик с корзинкой, заполненной аппаратурой для измерения аэрозолей и газов четырех специализированных институтов – Курчатовского, ленинградского Радиевого института им. В.Г. Хлопина, ВНИИ неорганических материалов им. академика А.А. Бочвара и нашего. Исследования длились три недели. Затем мы сформулировали свои предложения. Итоговый доклад на правительственной комиссии в сентябре 1986 года было поручено сделать мне.
Наши специалисты пришли к выводу: ни в коем случае никакие дыры снизу не затыкать, чтобы не нарушить естественную конвекцию, предусмотреть жалюзи, которые в случае, если что-то когда-то произойдет, можно открыть и выпустить вещества в свободную атмосферу. Проектировщики усовершенствовали наши предложения: из больших газовых труб диаметром полтора метра соорудили легкую кровлю, взорвали часть западной стены вспомогательного блока, проложили вентиляционный канал диаметром 2 метра и вывели его в основную вентиляционную трубу, через которую мог выходить воздух с самых нижних отметок. Опять же на всякий случай был сделан запасной вентиляционный канал, через который газы и аэрозоли могли попадать в фильтрационную станцию. Огромный проем закрыла двухметровая задвижка. Слава богу, за 23 года ее ни разу не перекрывали. Значит, в разрушенном блоке все нормально.
Повторение чернобыльской катастрофы сегодня невозможно. Сразу же после нее РБМК-1000 был усовершенствован. В России они еще работают на Ленинградской, Курской и Смоленской станциях. Усовершенствованы блоки и на Чернобыльской станции. Так что уже через 1-2 года после аварии ее повторение было невозможно. А что касается реакторов ВВР, применявшихся на Нововоронежской, Кольской станциях, в том числе и на Украине, – это реакторы другого типа. Тем не менее конструкторы постоянно их улучшают, добиваясь, чтобы они были самозащищенными и не зависели от горе-операторов, которые работали в печально известную смену на ЧАЭС.

Сегодня Международный чернобыльский форум над первым укрытием предлагает соорудить второе – арку колоссальных размеров: расстояние между ее опорами должно быть 220 метров – 2 футбольных поля. Высота – 110 метров. Построить ее предполагают на промышленной площадке около 4-го блока, поставить на рельсы и накрыть саркофаг. Затем постепенно разобрать старый объект «Укрытие», срок действия которого рассчитан на 30 лет. 23 года, кстати, уже прошло.
Работа должна была начаться в 2005-2006 годах. Но сроки не выдерживаются, деньги, хотя и имеются, осваиваются очень плохо. Например, хранилище для отработавшего ядерного топлива из остальных трех блоков должно было быть запущено в 2003 году, но не построено до сих пор.
Дело в том, что ядерное топливо во взорвавшемся реакторе РБМК представлено в виде цилиндрических сборок длиной 7 метров. Их нужно было вытащить, разделить пополам, обрубить, чтобы не мешали, верхний, средний концевики, где нет топлива, и нижний. Строители умудрились сделать так, что здание, в котором должны были обрубать топливо, построили в зеркальном варианте: рубочная машина в здание не прошла. По моему мнению, это образец бесхозяйственности и безответственности. Но это еще не все.
Для хранения обрубленных частей топлива там построили очень длинное бетонное хранилище, а пенал под собственно хранение – для топлива, используемого в реакторах ВВР. Это реакторы совсем другого типа. В результате пеналы оказались короче, чем надо, на 15-20 сантиметров. Поэтому сегодня эти бетонные сооружения стоят невостребованными, деньги, и немалые, растрачены, а толку – ноль.
Если откровенно, я считаю строительство новой арки лишим. Закрывать нужно только опасные объекты. А от машинного зала, например, никакой опасности ожидать не стоит. Зачем закрывать его, опять бездарно тратить колоссальные средства, в то время как они могут принести реальную помощь?
Кроме того, в 2003 году на территории Чернобыльской станции должен был быть пущен и завод по переработке жидких радиоактивных отходов. В 1986 году для охлаждения блока и подавления горения графита заливали очень много воды. В течение более двух десятков лет там продолжал скапливаться конденсат: разница температур снаружи и внутри бетонного сооружения достигает 10-15 градусов. Влага стекает вниз, выщелачивает уран, плутоний, цезий, постепенно выходит за пределы блока. Может попасть в почву, в реку Припять, Днепр и так далее.
К счастью, в 4-м блоке обстановка сейчас более-менее спокойная. Все коротко- и среднеживущие радиоактивные изотопы распались. Остались долгоживущие радионуклиды: стронций-90, цезий-137, изотопы плутония. Однако из плутония-241 образуется и постепенно накапливается америций-241 – радиологически опасный альфа-излучатель.
Вызывают озабоченность возможные зоны скопления ядерного топлива. При взрыве практически все топливные сборки были разрушены. Обломки, осколки, аэрозоли, мелкие частицы и огромное тепло образовали лавообразные топливосодержащие материалы из смеси урана, циркония, кремния, железа и т.д., которые растекались по всему блоку. Предполагается, что в некоторых местах могут быть остатки топлива. И не дай бог, если накопится критическая масса, которая может привести к самопроизвольному взрыву.
Найти скопления и уметь ими управлять – одна из основных задач сегодня. Я отслеживаю состав радиоактивных аэрозолей в объекте «Укрытие». По радионуклидному составу можно понять, откуда они генерируются, что творится внутри и насколько это опасно.
К сожалению, проблемы, о которых я сказал, мало привлекают специалистов и России, и Беларуси. Дело в том, что в свое время Украина отказалась совместно решать эти проблемы. Она рассчитывает на содействие в ликвидации последствий чернобыльской катастрофы стран ЕС, которые, может быть, и помогают деньгами, но мозгами помочь не могут. В блоке фактически не бывают. Проблемы если и знают, то поверхностно. К сожалению, государственные инспекторы по ядерной безопасности Украины либо не читают публикации о реальном состоянии дел внутри саркофага, либо нынешняя ситуация их почему-то устраивает. Только у меня было публикаций шесть о том, что на Украине неправильно измеряют выбросы, занижая их примерно в 100 раз. Но никаких действий по улучшению обстановки там не предпринимают. На мой взгляд, Парламентскому Собранию Союза Беларуси и России на следующий семинар, посвященный проблемам, рожденным чернобыльской катастрофой, затронувшей и население Украины, следует пригласить и депутацию этой республики.

______________________________

В рамках семинара состоялась церемония награждения памятной медалью «65 лет освобождения Брянской области» и памятной медалью Парламентского Собрания Союза Беларуси и России. Были награждены участники семинара, в послеаварийные годы в сложнейших условиях принимавшие решения о ликвидации последствий чернобыльской катастрофы.
В числе награжденных памятной медалью «65 лет освобождения Брянской области» и члены Комиссии Парламентского Собрания Союза Беларуси и России по вопросам экологии, природопользования и ликвидации последствий аварий – В. Адашкевич, Т. Москалькова, Н. Мусалимов, П. Шершень.
Также Владимир Адашкевич, Петр Шершень были удостоены нагрудного знака Союза «Чернобыль» России «За заслуги» I степени, а заместитель начальника Главного организационного управления Секретариата Парламентского Собрания Анатолий Певнев и начальник Управления по обеспечению деятельности Комиссии Парламентского Собрания по вопросам экологии, природопользования и ликвидации последствий аварий Валерий Петренко – II степени.

______________________

Уровень подготовки семинара, прошедшего в Брянске и Гомеле 22-25 апреля, был высоко оценен союзными депутатами и участниками заседания. Редакция разделяет их мнение и благодарит аппарат Парламентского Собрания за хорошо организованную работу Собрания.