Союзное государство

Закон есть порядок

Закон есть порядок
Закон есть порядок

К номеру:   ()


01 Мая 2009 года

Оптимизация законодательства – белорусский вариант

Президент Беларуси Александр Лукашенко направил для рассмотрения в парламент законопроект «О внесении дополнений и изменений в некоторые кодексы Республики Беларусь по вопросам уголовной и административной ответственности». Какие изменения предлагается внести в белорусское законодательство? Насколько назрела в них необходимость? И в какой степени они будут полезны для белорусского общества? Об этом – наш разговор с председателем Постоянной комиссии Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь по законодательству и судебно-правовым вопросам, членом Комиссии Парламентского Собрания по законодательству и Регламенту Николаем Самосейко.

– Николай Леонидович, есть ли основание говорить только о предстоящей гуманизации или вернее было бы сказать про оптимизацию определенных моментов в законодательстве в более широком смысле, когда где-то действительно законы станут более гуманны или либеральны, а где-то вполне логично пойти по пути ужесточения наказания?
– Если брать общую статистику по представленному законопроекту, то в большей части это нормы, которые отвечают, конечно, принципу гуманизации и либерализации. Декриминализируется около пятидесяти административных составов правонарушений, причем именно в сфере экономики. То есть предлагаемые изменения направлены на либерализацию экономических отношений. Что касается ужесточения наказания по другим видам правонарушений, то я бы не применял здесь термина «ужесточение». Как юрист я полагаю, что ответственность за правонарушение должна быть адекватна его общественной опасности и причиненному ущербу. В законопроекте речь идет об усилении ответственности в отношении административных правонарушений против общественного порядка и нравственности. Если выразить смысл законопроекта, то экономика должна быть свободной, но при этом общество должно быть здоровым.
Среди новшеств по усилению ответственности – изменения в Уголовный кодекс, в которых за управление транспортным средством в состоянии алкогольного опьянения лицом, ранее судимым, предусматривается наказание в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью со штрафом от 300 до 1000 базовых величин, либо лишение свободы сроком до двух лет, чего ранее не было в Уголовном кодексе.
Предлагается также ввести административную ответственность за распитие спиртных и слабоалкогольных напитков в общественных местах. Пока запрещено распитие на наших улицах и в парках только спиртных напитков. Сейчас же это будет касаться и пива, и других слабоалкогольных напитков. С принятием предложенных поправок лицо, позволившее себе распить их в общественном месте, будет оштрафовано на сумму до восьми базовых величин, или порядка 280 тысяч белорусских рублей.
– Однако тем не менее большая часть предлагаемых изменений касается именно гуманизации, либерализации белорусского законодательства. И в какой степени, по-вашему, назрела в них необходимость?
– Я всегда говорил, что внесение изменений в действующее законодательство или принятие каких-то новых законов диктуется окружающей обстановкой – тем, что происходит у нас за окном. В первую очередь социально-экономической ситуацией и общественно-нравственными отношениями в обществе. Любое законодательное новшество диктуется объективной реальностью. Поэтому предложенный законопроект я считаю даже не просто своевременным, а в высшей степени актуальным. Нам надо приложить все усилия, чтобы быстрее дать ход этому законопроекту, чтобы он начал действовать вовремя, а не с опозданием. Потому что необходимость этих изменений назрела уже давно. В частности, декриминализация многих административных правонарушений в области экономических отношений напрямую следует из требований главы государства, декретов и указов по либерализации экономики. То есть все это требуется уже сейчас.
Какие самые серьезные из предложенных изменений? Среди декриминализируемых составов административных правонарушений – увеличение порога крупного и особо крупного размера уклонения от уплаты налогов и сборов. Если сейчас крупным размером считается сумма в 250 базовых величин, а особо крупным – 1000 базовых величин, то в законопроекте предусматривается соответственно 1000 и 2500 базовых величин. То есть неуплата налогов и сборов до 1000 базовых величин не будет образовывать состава уголовного преступления, а повлечет административную ответственность. Аналогичный подход будет и в отношении незаконной предпринимательской деятельности. Если такая деятельность повлекла ущерб менее чем на 1000 базовых величин, то предприниматель будет оштрафован на сумму в 20 процентов от неуплаченных налогов, непосредственно за незаконную предпринимательскую деятельность штраф – до 200 базовых величин, с конфискацией дохода, полученного от такой деятельности.
– В ближайшей перспективе – в каких законотворческих направлениях, по-вашему, целесообразно вести дальнейшую работу?
– Думаю, надо идти по пути упрощения отдельных административных процедур. Иначе говоря, по пути процессуальной экономии, которая предусматривает приведение административной процедуры к максимально простой и удобной форме. Такие изменения есть и в данном законопроекте. Например, расширена возможность наложения административного взыскания без составления протокола. Сужен перечень условий, при которых правила статьи 10 часть 3 Процессуально-исполнительного кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях не применяются. Если раньше их было порядка восьми, теперь протокол нужно будет составлять обязательно, когда санкции статьи предусматривают лишение специального права, конфискацию, совершение административного правонарушения повторно и в отношении предпринимателя, если правонарушение связано с осуществляемой им деятельностью.
Считаю, что либерализация по отдельным статьям Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях, сократив их количество, принесет и практическую пользу для более эффективной работы наших правоохранительных и контролирующих органов, позволив им в большей степени сосредоточить усилия именно на наиболее серьезных правонарушениях и тяжких, общественно опасных преступлениях.
– Николай Леонидович, вы как депутат союзного Парламентского Собрания тесно общаетесь с российскими парламентариями. Как вы считаете, насколько интересным и полезным для ваших российских коллег будет нынешний белорусский опыт по либерализации своего законодательства? С другой стороны, ведь и белорусским парламентариям также интересен тот полезный опыт, который можно почерпнуть в российском законодательстве?
– Мы действительно постоянно и очень тесно общаемся с нашими российскими коллегами – и в процессе работы Комиссии по законодательству и Регламенту Парламентского Собрания, и на уровне прямых межпарламентских контактов. И совершенно естественно, что при разработке многих своих новых законопроектов или внесении изменений в действующие законы мы анализируем и учитываем лучший опыт, в том числе российского законодательства. И наоборот, наш опыт также, думаю, интересен для российских коллег. Россия сегодня идет по тому же пути либерализации, оптимизации своего законодательства, и наше общение, помимо прямой практической пользы в повседневной работе, способствует созданию нормативно-правовой базы Союзного государства.

Беседовал Андрей БОБОК