Союзное государство

Протекционизм, который вредит

Протекционизм, который вредит
Протекционизм, который вредит

К номеру:   ()


01 Мая 2009 года

Экономическое сотрудничество Беларуси и России должно быть направлено на то, чтобы обе страны и Союзное государство в целом вышли из кризиса более крепкими, чем до него. В этом убежден член Комиссии Парламентского Собрания по безопасности, обороне и борьбе с преступностью, председатель Постоянной комиссии Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь по аграрным вопросам Сергей КРЫЖЕВИЧ. В этом контексте важное значение имеет и обеспечение равных условий доступа товаров на рынки двух стран.
На последнем заседании Высшего Госсовета был одобрен План совместных действий Беларуси и России по минимизации последствий финансового кризиса, улучшению параметров платежного баланса, совершенствованию условий ведения предпринимательской деятельности и взаимной торговли.
Беларусь и Россия приняли, по сути, актуализированную программу действий по формированию единого экономического пространства Союзного государства. В принципе этот шаг был ожидаем, и он вполне логичен. Ведь в прошлом году взаимный товарооборот между нашими странами превысил 34 миллиарда долларов, что само по себе свидетельствует о высокой степени интегрированности национальных экономик. Только вдумайтесь: Беларусь, население которой меньше десяти миллионов человек, входит в число лидеров в торговле с Российской Федерацией. Товарооборот Беларуси и России сопоставим с товарооборотом России и огромного Китая с его миллиардным населением. Мы к тому же очень тесно кооперированы с российскими партнерами. Такие гиганты, как МАЗ, БелАЗ, МТЗ и другие белорусские предприятия, до 70 процентов комплектующих покупают в России для финишного производства в Беларуси. То есть обеспечивают работой и зарплатой не только многие тысячи белорусов, но и россиян.
Союзный бюджет за прошедшие 10 лет увеличился в семь раз и в текущем году составляет около пяти миллиардов рублей. За этими цифрами – опять же сотни тысяч рабочих мест, взаимополезное взаимодействие в сфере промышленности, энергетики, строительства, сельского хозяйства, в области безопасности и военно-технического сотрудничества, социальной политики.
На сегодняшний день практически решены вопросы, связанные с обеспечением равных прав граждан Беларуси и России на выбор пребывания и места жительства, участие в хозяйственной деятельности, на получение образования, медицинской помощи, трудоустройство и оплату труда. Дальнейшее продвижение в обеспечении равных прав граждан, на мой взгляд, тесно связано с углублением экономической интеграции и созданием единого экономического пространства. К сожалению, тут еще имеется ряд нерешенных проблем.

Важнейшим пунктом совместного антикризисного плана является обеспечение равных условий доступа товаров на рынки двух стран. Иначе говоря, белорусские и российские производители должны иметь одинаковые условия на рынках друг друга. На деле же регионы России, поставив барьер для импорта, поставили барьер и для белорусской продукции. В первую очередь это касается машин и оборудования. Поддержка отечественного производителя в условиях кризиса – решение, безусловно, оправданное, но здесь нельзя рубить сплеча, подход должен быть взвешенным. Ведь, во-первых, Беларусь – страна-союзница. Во-вторых, она со своей стороны не принимала никаких заградительных мер и полностью открыта для всех российских товаров.
Если сегодня в России есть субсидирование процентных ставок при продаже российской техники, то это в полной мере по согласованному перечню должно распространяться и на товары белорусского производства. Создается парадоксальная ситуация, когда белорусская сторона берет на себя обязательство профинансировать из своего бюджета закупку ростовской сельхозтехники, а российская сторона в это время заявляет о неготовности субсидировать закупку белорусской техники. Это явная протекционистская мера, которая сдерживает не только продвижение белорусских товаров на российский рынок, но и союзное строительство в целом. Не потому ли доля экспорта Беларуси в Россию в общем объеме экспорта на сегодняшний день снизилась до 32 процентов, а экспорт в страны ЕС возрос до 46 процентов?
Надо понимать, что когда мы говорим о равных условиях доступа к мерам господдержки, естественно, не имеем в виду, чтобы за счет российского бюджета оказывалась поддержка МАЗу, МТЗ или другим белорусским предприятиям. Речь идет о реализации продукции, и субсидия предоставляется своему российскому покупателю, который нуждается в белорусской технике, а не белорусскому продавцу этой техники.
В нынешних сложных экономических условиях, как это ни парадоксально, создается благоприятная возможность выйти на качественно новый уровень развития в отношениях между нашими странами, от простого товарного обмена перейти к еще более глубокой интеграции, в том числе в инновационных отраслях. Весьма перспективным делом является совместная реализация крупных инфраструктурных проектов. Таких, например, как строительство первой белорусской АЭС – это очень капиталоемкий проект, и здесь многие предприятия Беларуси и России могут найти свою нишу.
Главная задача в условиях кризиса – поддержать конкурентоспособность экономик Беларуси и России. Надо во что бы то ни стало сохранить совокупность кооперационных связей, которые были наработаны за прошедшие годы. Именно на это должна быть направлена работа всех белорусских и российских депутатов, политиков, экономистов, чиновников. Да и вообще каждого белоруса и россиянина. Когда бы ни закончился нынешний мировой кризис, он ведь отнюдь не последний. Не исключено, что ситуация будет развиваться волнообразно: за депрессией последует оживление, затем может начаться следующая волна спада, потом снова подъем. Поэтому главная задача сегодня заключается не только в том, чтобы удержаться на плаву, а укрепить экономический иммунитет к негативным внешним воздействиям.