Союзное государство

ТУРИЗМ – отрасль стратегическая

ТУРИЗМ – отрасль стратегическая
ТУРИЗМ – отрасль стратегическая

К номеру:   ()


01 Июня 2009 года

Специальный выпуск, посвященный постоянно действующему семинару при Парламентском Собрании Союза Беларуси и России в Краснодарском крае В тесном тандеме

Председатель Комиссии Парламентского Собрания Союза Беларуси и России по социальной политике, науке, культуре и гуманитарным вопросам, член Комитета Государственной Думы по безопасности
Виктор ВОДОЛАЦКИЙ:

– Тема союзного туризма – краеугольная в союзном строительстве. И если мы хотим оперативно принять необходимые для развития туристической отрасли в Союзном государстве решения, считаю необходимым в проект рекомендаций включить все важные предложения участников семинара.
Новую редакцию рекомендаций передадим Председателю Парламентского Собрания Союза Беларуси и России Борису Грызлову, в Совет Министров Союзного государства и профильным министерствам. Кроме того, считаю необходимым создать рабочую группу, чтобы предложения, направленные на развитие внутреннего туризма, были оперативно реализованы в первую очередь в отраслях, которые дадут резкий скачок экономики.
Если иметь в виду, что экономический кризис – один из факторов роста экономики, то мы должны использовать его наилучшим образом и проконтролировать, чтобы те, кто остался без работы, имели возможность войти в туристическую отрасль и получить рабочие места.
15 лет наши туристы поднимали экономику таких стран, как Турция, Египет, в то время как Россия и Беларусь имеют огромное количество уникальных мест, привлекательных для всех стран. Но наша молодежь о них не знает.
Последнее время парламентарии и исполнительная власть работают в тесном тандеме. И если сегодня многие проблемы в области туриндустрии, стоящие перед Россией, в Беларуси решены, нам ничего не надо выдумывать. Необходимо унифицировать наше законодательство. В частности, если Беларусь пошла на беспрецедентный шаг по снижению налоговых ставок для тех, кто занимается туриндустрией, мы должны сделать то же самое.
Чтобы развивать социальный туризм, нужны государственные программы. Именно они было основой лечебно-оздоровительного, социального, молодежного туризма в советское время. Раньше Краснодарский край принимал около 15 тысяч ребятишек из Беларуси. Затем эта цифра стала постепенно снижаться. Сегодня Фонд социального страхования дает путевки только гражданам России. Но если мы говорим о Союзном государстве, создании совместного турпродукта, необходимо законодательно закрепить право россиян и белорусов получать медицинские услуги там, где необходимо и удобно им, – и в России, и в Беларуси.

___________________________________

Познай свой край

В Апшеронском районе Краснодарского края на высоте 1700 м над уровнем моря в отеле Азиш-Тау, со всех сторон окруженном горами, прошло 16-е заседание постоянно действующего семинара при Парламентском Собрании Союза Беларуси и России на тему: «Развитие туристической индустрии в Союзном государстве: нормативно-правовые, социально-экономические и культурно-познавательные основы».

Три с половиной часа участники семинара, а это депутаты Парламентского Собрания, Государственной Думы, представители Постоянного Комитета Союзного государства, Администрации Президента России, профильных российских и белорусских министерств и ведомств, краевой администрации, руководители туристических комплексов и СМИ, добирались из Краснодара к месту заседания.
Конечно, собраться и поговорить можно было бы в Москве или в Минске. Но члену Комиссии Парламентского Собрания по социальной политике, науке, культуре и гуманитарным вопросам, заместителю председателя Комитета Государственной Думы по культуре Зое Степановой пришла в голову, на мой взгляд, блестящая идея: показать его участникам красоты и туристический потенциал Краснодарского края и Адыгеи. Затем сесть за стол переговоров, вытащить на белый свет проблемы, мешающие развиваться туристической отрасли в России и Беларуси, выслушать более успешных белорусских коллег и выработать рекомендации, которые позволят нашим туроператорам работать в нормальном законодательном поле на благо бюджетов всех уровней. Вот почему 16-е заседание семинара началось в Большой Азишской пещере.
Она известна с 1911 года, но экскурсионным объектом стала в 1987 году. Ее длина – более 640 метров. Доступно для осмотра пока только 220. Пещера состоит из объемных разноярусных галерей и больших залов. По красоте и величию превосходит многие из подземных комплексов. Оборудована пешеходными дорожками, лестницами и ограждениями, удобна и безопасна для осмотра.
Большая Азишская пещера богата натёчными образованиями. Это колонны, крупные (несколько метров) сталактиты и сталагмиты. За 100 лет они увеличиваются на 1 сантиметр. В 1973 году пещера объявлена памятником природы. Но она – лишь малая толика того, что могло бы и может привлечь в край туристов не только Союзного государства, но и дальнего и ближнего зарубежья.

Весь следующий день законодатели и исполнители рассказывали друг другу о красотах своей родины, успехах и неудачах в развитии отрасли, искали выход из финансовых и законодательных ловушек.
Задача эта не только важная, но и актуальная. Особенно если помнить, что на дворе мировой финансовый кризис, а по оценкам Всемирного Совета по туризму и путешествиям, в 2008 году, например, доля туризма в мировом ВВП с учетом вклада сопутствующих отраслей составила 9,9 процента. Многие страны Европы значительную часть своего благосостояния построили именно на доходах от туризма. И немудрено: он занимает первое место по созданию новых рабочих мест. Три-четыре туриста обеспечивают создание одного рабочего места в туротрасли и еще нескольких – в сопутствующих отраслях. В условиях экономического кризиса туриндустрия может вобрать в себя высвобождающиеся трудовые ресурсы и часть малого бизнеса. Об этом напомнил ведущий форума, председатель Комиссии Парламентского Собрания по социальной политике, науке, культуре и гуманитарным вопросам, член Комитета Государственной Думы по безопасности Виктор Водолацкий, посетовав, что наш туризм сегодня больше выездной, чем въездной. Из почти 24 миллионов иностранных граждан, посетивших Россию в прошлом году, туристов оказалось лишь 2,3 миллиона. Зато посмотреть другие страны захотели 11,3 миллиона россиян.
Дефицит платежного баланса по статье «Поездки» составил порядка 10 миллиардов долларов США. Это значит, что столько же отечественные любители отдохнуть за рубежом вложили в экономику других стран, в то время как самим не хватает.
Беларусь в 2008 году посетили 5,3 миллиона туристов из 134 стран. Доходы достигли почти 110 миллионов долларов США – на 78,8 процента больше, чем годом раньше. К 1 апреля 2009 года лицензии на туристическую деятельность имели 877 организаций. Только в марте белорусы зарегистрировали 47 новых турфирм. В текущем году наши сябры планируют увеличить экспорт туристических услуг еще на четверть.
Почему в маленькой республике получается, а у нас нет? И как в таких условиях создать союзный турпродукт, способный конкурировать с Египтом, Турцией, Малайзией и другими привлекательными для среднего класса странами? Об этом и шел разговор в отеле Азиш-Тау.

Наталья ДОЛГУШИНА

_______________________________

Вернуть отечественного туриста – наша задача

Дмитрий НИКИФОРОВ, руководитель Департамента комплексного развития курортов и туризма Краснодарского края, рассказал, как обстоят дела в этой отрасли у них.

Крупнейший в России санаторно-курортный комплекс Краснодарского края включает в себя более 1,5 тысячи крупных и средних предприятий: 220 санаториев и пансионатов с лечением, 200 детских оздоровительных лагерей. Остальные – пансионаты, дома и базы отдыха, гостиницы, гостевые дома и отели. 300 предприятий оказывают услуги по лечению и оздоровлению граждан. В 2008 году курорты Краснодарского края посетили 12 миллионов туристов. Тогда же в Анапе и Геленджике появились VIP-кемпинги для туристов, приехавших в «домах на колесах». В них отдохнуло более 750 000 человек. В 2009-м в крае будет работать 140 автокемпингов.

Казалось бы, все в порядке, но это не так. В крае два сезона: летний и «мертвый». Поэтому главная задача администрации – из двух сделать один – круглогодичный. Планируется освоить территории, имеющие большие ресурсы, но использующиеся не в полном объеме. Для чего санаторно-курортный комплекс перевести на круглогодичную работу, развивая турпродукты межсезонья, бальнеологию, максимально использовать каникулярный период. Повысить качество услуг и подготовку кадров туриндустрии. Ввести классификацию средств размещения.
Дмитрий Никифоров не сомневается, что курортная отрасль может стать локомотивом для экономики региона. Но есть проблемы, которые можно разделить на 2 категории. Относящиеся к одной из них край может решить самостоятельно, к другой – только при федеральной поддержке.
К первой категории относятся: разработка новых турпродуктов, увеличение количества экскурсионных маршрутов, развитие этно- и познавательного туризма. Брендирование территорий. Утверждение градостроительных планов и благоустройство муниципальных образований. Создание благоприятного инвестиционного климата. Подготовка кадров и повышение качества сервисного обслуживания. Расширение туристических предложений – туры выходного дня, spa-туры, деловой туризм, индустрия развлечений. Привлечение дополнительного сегмента отдыхающих.
Традиционными стали «Киношок» в Анапе, «Кинотавр» и конкурс молодых исполнителей «Пять звезд» в Сочи, гидроавиасалон в Геленджике и ряд других. Однако в планах края – развитие событийного туризма, цель которого – сформировать привычку отдыхать на курортах Кубани у молодежи. Возрождать пеший туризм, вспомнить забытые советские маршруты.
На Кубань приезжают не только позагорать на пляже и искупаться в море. Нынешним туристам подавай интересные экскурсии и яркие впечатления. Поэтому здесь развиваются новые виды туризма. Работают культурно-этнографический парк «Добродея», музей «Горгиппия» и Армянский культурный центр «Арин-Берд» в Анапе, этнический центр «Черкесский аул» в Крымском районе. 10 винзаводов предлагают винные туры. Но этого мало. У Краснодарского края большой потенциал для развития этнотуризма, и его надо использовать на полную катушку.



И здесь надо вспомнить о второй категории проблем, решив которые поток туристов, отдыхающих на курортах Турции и Египта, можно вернуть в Отечество. В середине марта этого года Департамент комплексного развития курортов и туризма Краснодарского края поведал о них в Торгово-промышленной палате РФ и в Государственной Думе. Одна из них – государственный заказ на обслуживание льготной категории россиян. Это, безусловно, поможет выжить санаторно-курортным учреждениям в нелегких условиях. Однако вопреки логике, средства из федерального и региональных бюджетов для санаторно-курортного лечения граждан льготной категории, то есть социально незащищенных слоев населения, включая детей, из года в год уменьшаются. И это тогда, когда национальный проект «Здоровье» выбивается из сил, чтобы сделать здоровыми именно эту категорию населения.
Профи отечественного курортного бизнеса предложили соответствующим федеральным структурам подумать об увеличении бюджетного финансирования на приобретение путевок малоимущим россиянам по линии Фонда социального страхования. Им это позволит поправить здоровье, здравницам обеспечит круглогодичную работу, положительно повлияет на их рентабельность и снизит цены на путевки. (Но если мы говорим о развитии союзного туризма, предлагая узаконить его как внутренний, надо подумать, как российские курорты сделать доступными для белорусов. – Прим. ред.)

У Краснодарского края есть предложения и посерьезней. Там считают, что поддержать отечественную туриндустрию в условиях кризиса, повысить конкурентоспособность отдыха и лечения в России можно введением налоговых льгот и снижением тарифов на энергоносители и коммунальные услуги. Что интересно: до 2006 года в санаторно-курортном комплексе были налоговые льготы на имущество и землю. Но их отменили. Налоговое бремя легло на себестоимость и цену путевок.
В качестве антикризисных мер край, во-первых, считает необходимым ввести государственное регулирование тарифов на коммунальные услуги и энергоносители и льготный налог на имущество и земельный для здравниц, обслуживающих организованные группы социально незащищенных слоев населения – школьников, пенсионеров, инвалидов, ветеранов, санаторно-курортным и гостиничным предприятиям, обслуживающим организованные группы школьников, пенсионеров, инвалидов, а также детским оздоровительным учреждениям независимо от источников финансирования. Перенести им сроки уплаты налога на имущество предприятий и на землю на третий и четвертый кварталы.
Во-вторых – снизить цены на проезд (перелет) к месту отдыха. Транспортные расходы для жителей северных и восточных регионов России составляют от 30 до 70 процентов стоимости санаторно-курортного лечения. В Беларуси, например, выросло целое поколение молодых, ни разу не побывавших в Москве, Санкт-Петербурге, на Кубани. Им по карману съездить в Польшу, в страны ЕС. А увидеть всю территорию Союзного государства – нет. Нам, его строителям, это надо? Конечно, нет.
Снижение стоимости проезда или перелета способно стимулировать спрос на лечение и отдых на курортах, обеспечить развитие внутреннего туризма, разблокировать наши, российские красоты для белорусской молодежи. Следовательно, необходимо разработать экономические рычаги регулирования цен на пассажирские перевозки к месту санаторно-курортного лечения и отдыха.
В-третьих, законодательно стимулировать работодателей приобретать санаторно-курортные путевки своим работникам. Для чего внести изменения в Налоговый кодекс РФ, которые позволят предприятиям независимо от форм собственности и видов деятельности приобретать санаторно-курортные путевки для своих работников за счет уменьшения налогооблагаемой базы по налогу на прибыль.
Наконец, законодательно решить проблемы деятельности малых средств размещения – до 50 номеров, развития экстремального вида туризма – джипинга. Ни в одном из федеральных нормативных актов не предусмотрены положения, разрешающие перевозку пассажиров автомобильными средствами вне обустроенных дорог. Отсутствуют нормы, регулирующие деятельность автокемпингов, экскурсионную, различных видов экстремального туризма.
Примером несовершенства законодательства можно назвать принятый 3 декабря 2008 года Федеральный закон №244-ФЗ
«О передаче земельных участков, находящихся в границах курортов федерального значения, в собственность субъектов Российской Федерации или в муниципальную собственность…», который оставил без внимания прибрежные территории, относящиеся к курортам краевого и местного значения.
Есть проблемы с берегоукрепительными работами на морском побережье. Из-за размыва и резкого сокращения ширины пляжей на многих участках берега активизировались оползневые и другие берегоразрушающие процессы. Федеральное законодательство, регламентирующее сферы влияния береговых территорий, тоже надо усовершенствовать.

Край предлагает разработать нормативную базу для упорядочения деятельности и регламентации оказания услуг малыми средствами размещения, меблированными комнатами, квартирами, сдаваемыми внаем, а также индивидуальными предпринимателями, оказывающими услуги по кратковременному проживанию туристов. В разрабатываемых национальных отраслевых стандартах, технических регламентах отразить специфику средств размещения, оказывающих санаторно-курортные услуги. Внести изменения в действующую нормативную базу по урегулированию и регламентированию вопросов по организации экскурсионной деятельности, услуг кемпингов, джипинга и других экстремальных видов туризма.
Внести необходимые изменения в Налоговый кодекс РФ с целью введения нового налогового сбора «Курортный сбор», который будет взиматься с посетителей курортной зоны и расходоваться целевым образом.
Внести изменения в Федеральный закон №244-ФЗ «О передаче земельных участков, находящихся в границах курортов федерального значения, в собственность субъектов Российской Федерации или муниципальную собственность» – для решения проблем земельных участков, относящихся ко всем курортным территориям и пляжам, проведения берегозащитных мероприятий, а также выработке механизма, позволяющего закреплять пляжные территории на условиях долгосрочной аренды.
Поддержка санаторно-курортного и туристского комплекса на федеральном и региональном уровнях в условиях негативного влияния мирового финансового кризиса будет способствовать развитию внутреннего туризма. Создаст мультипликативный эффект развития экономики, ведь туризм – локомотив для отраслей, занятых в обслуживании туристов: транспорта, связи, торговли, общественного питания, культуры, винно-водочной промышленности и прочего. Обеспечит стабильные налоговые поступления во все уровни бюджета, создаст новые рабочие места, повысит благосостояние населения курортных территорий. И, что самое главное, укрепит здоровье и обеспечит условия для полноценного отдыха и профилактики заболеваний российских граждан, и в первую очередь детей, в том числе из малообеспеченных слоев населения.

_____________________________

Турпродукт на любой вкус

Накануне летних отпусков туризм в Союзном государстве оказался в центре внимания. В Апшеронском районе Краснодарского края прошло 16-е заседание постоянно действующего семинара при Парламентском Собрании Союза Беларуси и России, посвященное развитию белорусско-российского туризма. Чуть ранее в Минске состоялась совместная коллегия Министерства спорта и туризма Беларуси и Министерства спорта, туризма и молодежной политики России. Об этих значимых событиях в белорусско-российских туристических отношениях, а также о возможностях белорусского туризма корреспондент «СВ» попросил рассказать директора департамента по туризму Министерства спорта и туризма Беларуси Виктора ЯНКОВЕНКО.

– Виктор Архипович, о чем шла речь на совместной коллегии туристических министерств Беларуси и России?
– Поднимался целый спектр вопросов. Самый главный – это развитие и создание совместных приграничных и трансграничных маршрутов. Например, Россия – Беларусь – Литва – Польша. Мы пришли к единому мнению, что прежде всего нам надо улучшать доступность наших стран. Например, добиться того, чтобы виза, полученная гражданином третьей страны, была одновременно действительна и в России, и в Беларуси. Обсуждался вопрос сотрудничества в области статистики и учета данных по туризму, другие актуальные проблемы.
По итогам заседания министры подписали план совместных действий на 2009-2010 годы, который включает очень широкий спектр сотрудничества. Это и создание совместных маршрутов, и участие в инвестиционных проектах, и совместная подготовка кадров и нормативных документов, и обмен рекламными материалами, в том числе подготовка проекта единого календаря основных туристских событий на 2010 год...
Но главное – это работа над проектом нового межправительственного соглашения о сотрудничестве в сфере туризма, потому что предыдущее подписано в 1995 году. За это время поменялась нормативная база, да и туризм, согласитесь, стал другой.
Обо всем этом шла речь и на семинаре в Апшеронском районе. Развитие туристической индустрии в Союзном государстве названо одним из приоритетов союзного строительства вообще.
– Какова белорусская составляющая в этой индустрии? Что из себя сегодня представляет белорусский туристический продукт?
– За последние 10 лет в Беларуси и сам туризм, и отношение общества к нему претерпели кардинальные изменения. Государство четко определило, как и куда мы должны двигаться, чего хотим добиться. Была разработана Национальная программа развития туризма в Беларуси на 2006-2010 годы, в которую в 2008-м были внесены корректировки. Мы сделали своего рода инвентаризацию туристического продукта. Начали с дорог. Они в общем-то у нас всегда были нормальные, а вот придорожный сервис сильно хромал. Поэтому была разработана соответствующая программа, которая сразу же дала положительные результаты. Только в прошлом году появилось 48 новых объектов придорожного сервиса. Скажу честно, уже сегодня ехать по международным дорогам Беларуси нестыдно. Есть хорошие комплексы придорожного сервиса и на дорогах республиканского значения. И созидательный процесс в этом направлении продолжается.
То же самое и с гостиницами. Еще несколько лет назад в Беларуси не было ни одного отеля мирового уровня. Сейчас ситуация совершенно другая. Например, в Минске появились гостиницы класса «четыре» и «пять звезд». Работает программа по строительству и реставрации двух- и трехзвездочных туристских отелей. Хорошие гостиницы появились не только в областных городах, но и во многих райцентрах.
А вот ситуация с туристическими автобусами тревожит. По сравнению с 2002 годом количество машин, которые имеют право осуществлять международные перевозки, уменьшилось на 20 процентов. Правда, позитивные сдвиги наметились в развитии авиапарка.
– Результаты работы по созданию туристической инфраструктуры действительно очевидны. Но туриста сначала надо чем-то завлечь. А в республике нет ни гор, ни моря…
– Всемирная туристская организация отметила, что у нас есть три других очевидных плюса. Это хорошие дороги, второе – это трудолюбивые и гостеприимные люди, а третье – уникальный для Европы природный потенциал.
И это действительно так. Четыре национальных парка занимают почти 9 процентов территории Беларуси, плюс уникальный Березинский биосферный заповедник, более 90 заказников республиканского значения, порядка 400 – местного значения. Поэтому стратегия ясна – строить базы и дома отдыха, санатории, дома охотника, рыболова. Кстати, уже сегодня во все 102 белорусских санатория нельзя купить путевку. И это тоже отнюдь не случайно. Беларусь одна из немногих республик бывшего Советского Союза, где удалось сохранить лучшие традиции санаторно-курортного лечения. А медицинское оборудование, набор лечебных процедур и квалификация медперсонала в белорусских здравницах соответствуют западным стандартам. Плюс оптимальное сочетание цены и качества. Замечу, что отдых в белорусских здравницах очень популярен у россиян.
Нельзя скидывать со счетов и культурный потенциал таких городов, как Минск, Полоцк, Гродно… Посмотрите, какой прекрасный старинный дворец отреставрировали в Гомеле, не говоря уже о Мирском и Лидском замках, Несвижской резиденции князей Радзивиллов и так далее. Замечу, что туристические объекты активно реставрируются в каждом регионе. Ставится задача, чтобы каждый из них имел свою «изюминку». Например, были проведены большие восстановительные работы и начал действовать Августовский канал, который через реки связывает четыре страны – Польшу, Беларусь, Литву и Россию. Сейчас реализуется программа развития Припятского Полесья, у которого свои плюсы: национальные парки, прекрасная нетронутая природа. Развивается приграничный проект с Польшей по развитию туризма в Беловежской Пуще. Витебская область с Латвией и Литвой реализует проект в Белорусском Поозерье, на территории которого плотность чистых и уникальных озер – одна из самых высоких в мире.
Очень активно развивается сельский туризм. В прошлом году белорусские сельские усадьбы приняли уже около 40 тысяч туристов.
Министерство спорта и туризма уделяет большое внимание популяризации белорусского туристического продукта. Постоянно разрабатываются новые экскурсионные маршруты, которые затрагивают религиозный, познавательный, экологический и другие активные виды туризма.
– И в заключение – ваше мнение о белорусско-российских туристических отношениях.
– У нас самые что ни на есть крепкие взаимоотношения в сфере туризма, которые подкрепляются как общей культурой, историей, менталитетом, так и желанием сотрудничать. К тому же если объединить наш туристический потенциал, то нам действительно вовсе не понадобится «берег турецкий». У Союзного государства есть все для самого взыскательного туриста. Просто надо целенаправленно работать в этом перспективном направлении.

Александр РУДКОВСКИЙ

_______________________________



Важнейшей предпосылкой для развития туризма, повышения его социально-экономической значимости для граждан и государства является формирование законодательства, соответствующего требованиям сегодняшнего дня, учитывающего как современный мировой опыт, так и традиции отечественного права. Насколько эффективно сегодня помогает развивать рынок туристических услуг белорусское законодательство? Об этом – наша беседа с членом Комиссии Парламентского Собрания Союза Беларуси и России по социальной политике, науке, культуре и гуманитарным вопросам, председателем Постоянной комиссии Палаты представителей Национального Собрания Республики Беларусь по охране здоровья, физической культуре, делам семьи и молодежи Олегом ВЕЛИЧКО.

– Закон Республики Беларусь «О туризме» был принят в 1999 году. Однако с тех пор многое изменилось в жизни страны. Белорусское законодательство о туризме необходимо было согласовать и с принципами Всемирной туристической организации. Какие принципиальные изменения были приняты в этой связи?
– Принятый в 1999 году Закон «О туризме» сыграл в свое время важную роль в становлении туризма в Республике Беларусь. Он легализовал отношения в этой сфере, определил принципы государственной политики, цели, приоритеты и пути государственного регулирования туристической деятельности. Однако значительные изменения в законодательстве, новые социально-экономические условия, противоречия отдельных норм Закона положениям других законодательных актов определи необходимость внесения в него ряда изменений и дополнений.
Новая редакция Закона «О туризме», принятая в 2007 году, существенно обновила и дополнила понятийный аппарат, определила организационные формы и виды туризма, права и обязанности участников и субъектов туристической деятельности, порядок создания туристических зон, формирования и реализации туров. Закон четко разграничил деятельность туроператоров и турагентов, предусмотрел подробное описание программы тура, определил существенные условия договора оказания туристических услуг.
Принципиально новыми в Законе явились нормы, определяющие порядок экскурсионного обслуживания. Для обеспечения гарантированного качества оказания услуг было предусмотрено создание Национального реестра экскурсоводов и гидов-переводчиков и введена их обязательная профессиональная аттестация.
Туризм для Беларуси – это не просто имидж страны. Создание объектов туристической инфраструктуры, обустройство туристических зон дает вторую жизнь расположенным возле них населенным пунктам. Это рабочие места, благоустройство территорий, повышение уровня жизни местного населения. В последние годы в республике произошли значительные позитивные перемены в области туристской инфраструктуры. Возросло число новых комфортабельных гостиничных комплексов, реконструируется и обновляется существующий гостиничный фонд. Особое внимание уделяется организации питания (в том числе развитию национальной кухни) и улучшению придорожного сервиса.
Таким образом, в республике создана и функционирует определенная база обслуживания туризма. Но она должна постоянно развиваться и совершенствоваться. И, безусловно, без надлежащего правового обеспечения здесь не обойтись.
Для создания благоприятных условий развития отрасли в 2006 году Указом главы государства предусмотрено предоставление ряда налоговых льгот в сфере туризма, в том числе при оказании отдельных видов туристических услуг, а также при строительстве или реконструкции объектов туристической индустрии. В 2007 году правительством утверждена Национальная программа развития туризма в Республике Беларусь на 2008-2010 годы. Ее цель – создание высокоэффективного и конкурентоспособного туристического комплекса, который, с одной стороны, сможет удовлетворить потребности граждан в разнообразных туристических услугах, а с другой – внесет значительный вклад в развитие экономики нашей страны. Программой предусмотрено, в частности, развитие туристической индустрии, разработка комплекса мер по модернизации материальной базы туризма, активизации строительства новых объектов, обеспечение высокого качества туристических услуг в соответствии с международными стандартами.
– Отдых в Беларуси традиционно привлекал и привлекает россиян прежде всего хорошим соотношением качества и стоимости услуг и, конечно, теплым отношением самих белорусов к гостям из братской страны. Насколько, по-вашему, еще велик резерв для расширения масштабов российского туризма в Беларуси и, наоборот, белорусского туризма в России?
– Туризм сегодня является одной из динамично развивающихся отраслей мировой экономики. И в Беларуси, и в России многое делается для того, чтобы в наших странах эта отрасль также активно развивалась и приносила моральные и материальные выгоды. Достигнуты необходимые договоренности и между нашими странами, и работа в данном направлении продолжается. 21 мая 2009 года состоялось совместное заседание коллегий Министерства спорта и туризма Республики Беларусь и Министерства спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации, на котором обсуждались вопросы дальнейшего взаимовыгодного сотрудничества в сфере туризма. Резервы в этом направлении еще велики, и я не сомневаюсь, что все у нас получится.
– Агро- и экотуризм, туризм исторический, ностальгический, культурный, спортивный – эти перспективные направления туристической индустрии нуждаются в государственной поддержке. Причем не только в финансовой и организационной, но и в законодательной. Что уже сделано в этом направлении и что планируется сделать в ближайшее время?
– В республике создаются все необходимые условия для их развития. Древняя и богатая история, самобытная культура, уникальные водно-болотные угодья, реликтовые леса делают Беларусь привлекательной как для иностранного, так и для отечественного туриста. Растет популярность новых видов туризма, например агроэкотуризма. В 2006 году Указом Президента Республики Беларусь предусмотрен комплекс мер для дальнейшего развития агроэкотуризма в республике, улучшения условий жизни граждан в сельской местности и совершенствования сельской инфраструктуры. Как результат – уже сегодня в Беларуси имеются усадьбы, отвечающие самым высоким требованиям. Хозяева предлагают туристам и отдыхающим походы на байдарках, краеведческие маршруты, велотуры, рыбалку, охоту, другие виды активного отдыха. Развивается экологический туризм, благо у страны все есть для его развития. Он предполагает создание специальных троп и мест, где можно наблюдать за дикой природой. Главный принцип – не нанести ущерба природному равновесию.
Вместе с тем многое еще предстоит сделать. Национальная программа развития туризма в Республике Беларусь на 2008-2010 годы предусматривает, в частности, создание туристических деревень с постройками в духе традиционного народного зодчества на основе существующих сельских поселений, организацию сельских туров с проживанием и питанием в деревенских домах, создание агротуристических комплексов на базе сельскохозяйственных производственных кооперативов, организацию активного отдыха на природе (например, фотоохоту на представителей животного и растительного мира в их естественных условиях).
Надеюсь, реализация поставленных задач в сочетании с уникальными природно-климатическими условиями Беларуси позволят сделать сельский туризм еще более востребованным и популярным видом отдыха.
– По мнению экспертов, туристический «локомотив» может в значительной мере потянуть за собой всю экономику страны. Скажем, по оценкам специалистов Всемирной туристической организации, удельный вес туризма в создании мирового ВВП 2010 года составит минимум 11-12 процентов. Насколько Беларусь готова использовать такой экономический шанс?
– Развитие туризма в любой стране зависит от комплекса факторов, условий и ресурсов. В явном выигрыше находятся те страны, которые имеют море и горы. И хотя Беларусь не располагает этими основополагающими для туризма ресурсами, у нас есть ряд своих преимуществ по сравнению с другими странами.
Беларусь славится многообразием и красотой природы, уникальным культурно-историческим наследием. В республике много памятников природы, природных лечебных ресурсов, охотничьих и рыболовных угодий. В нашей стране четыре национальных парка, 97 заказников, более 10 тысяч озер, около 20 тысяч рек. На нашей земле расположено свыше 15 тысяч объектов, имеющих историческую, культурную, архитектурную значимость, есть много памятных мест, связанных с именами выдающихся деятелей мировой истории и культуры.
Не следует забывать о преимуществах географического положения нашей страны. Это и близость к Западной Европе и Скандинавии – туристическому рынку с очень высоким финансовым потенциалом,. и соседство со странами Балтии, Россией, Украиной, предоставляющее серьезный ресурс для развития трансграничного туризма.
Все это плюс активная государственная поддержка создают хорошие предпосылки для развития туризма в Беларуси.

Беседовал Андрей БОБОК

________________________________

Недружелюбно и дорого
Россия остается непривлекательной для интуристов

4 марта в Москве был представлен отчет Всемирного экономического форума «Индекс конкурентоспособности секторов туризма и путешествий-2008». Специалисты поставили Россию на 59-е место из 133 возможных. То, что мы оказались в первой половине списка, объясняется наличием большого числа природных и культурных достопримечательностей. Но слабая транспортная и туристическая инфраструктура, низкий уровень безопасности и высокие цены нивелируют все достоинства страны.
Лучшими для туристов, как и в 2007 году, были признаны Швейцария, Австрия и Германия. Россия за год поднялась с 64-го на 59-е место. Относительно достойное место в рейтинге объясняется наличием в России интересных туристических объектов. Мы занимаем 5-е место в мире по числу объектов всемирного природного наследия и 9-ю позицию – по объектам всемирного культурного наследия. Также исследователи ВЭФ высоко оценили качество медицинского обслуживания в РФ – наше здравоохранение поставили на 10-е место в мире. Видимо, к иностранцам у отечественных врачей особое отношение.
Специалисты в своем отчете четко показали, почему интурист к нам не торопится. «В стране слабая транспортная инфраструктура. По качеству наземного транспорта РФ поставили на 81-е место, по качеству авиаинфраструктуры – на 88-е. По доступности номеров в отелях мы занимаем 85-е место в мире, а по ценам на них – 116-е. Очень важный момент – низкий уровень дружелюбности местных жителей по отношению к иностранцам (131-е место). По безопасности мы тоже в самом хвосте (129-е место). Помимо этого у нас очень высокие цены на авиабилеты, что особенно важно, учитывая размеры страны. А стоимость страховки для иностранного туриста – одна из самых высоких в мире.
По качеству дорог Россия стоит на 104-м месте в мире, а по числу ДТП мы 124-е. По доступу к чистой питьевой воде наше место –
53-е, по качеству окружающей среды в целом – 107-е. А по затратам туристов (уровень цен) нас поставили на 108-ю позицию.
При этом эксперты не отрицают, что у России большой потенциал в сфере туризма. Главное – правильно его развивать. «По заказу Минрегиона мы исследовали 29 регионов России, – рассказала директор Strategy Partners Елена Киселева. – Результаты показали, что большие перспективы развития туризма есть не только у Москвы и Питера, но и у Татарстана, Свердловской, Нижегородской, Калининградской областей, Краснодарского края. Однако в том же Краснодарском крае пока нет качественной туристической, транспортной инфраструктуры. Все нужно развивать

По данным портала
Economic Light

_________________________________

Неброское обаяние Синеокой

Почему российский турист в Беларуси чувствует себя, как дома, не забывая, что в гостях?

Нынешней весной британский туристический портал TravelMail назвал Беларусь в числе десяти самых интересных туристических маршрутов 2009 года. Впервые за постсоветскую историю Беларусь туристическая оказалась в одном ряду с далекой Малайзией и островом Аруба, Галапагосскими островами, США, Австралией, Египтом, а также Мексикой, ОАЭ и Польшей.
В список обязательных для посещения мест британский портал включил национальный парк «Беловежская Пуща» и белорусские болота. О Минске британцы отзываются как о современном городе, символом которого служит новое здание Национальной библиотеки в стиле hi-tech. Английские журналисты с некоторым удивлением отмечают, что на улицах Минска нет даже окурков, а по центральным проспектам мегаполиса можно спокойно гулять ночью. Пресса указывает также на выгодный обменный курс валют, приводя примеры цен билетов в оперу и метро: 2 фунта и 15 пенсов соответственно.
Статистика свидетельствует, что не только прагматичным англичанам, искушенным в путешествиях западноевропейцам, но и славящимся безудержной широтой души россиянам по вкусу белорусский турпродукт. В 2008 году почти 60 тысяч туристов из России прошли по 677 белорусским туристско-экскурсионным маршрутам. Достопримечательности страны, на перепутьях которой вершилась европейская история, никого не оставляют равнодушными.

Путешествуя по Беларуси, можно остановиться в большом городе или вдалеке от цивилизации – в гостиничном комплексе природного заказника или национального парка. Турист, путешествующий самостоятельно, может переночевать в любом понравившемся ему месте – на берегу озера, в лесу или на поляне. Прошлым летом в лесах и на берегах водоемов Беларуси было оборудовано 26 палаточных городков.
Если вы цените первозданную природу, берите отпуск в сентябре и приезжайте в Беловежскую Пущу. 19-20 сентября здесь пройдут мероприятия по случаю 600-летия установления заповедного режима самого старого леса Европы. В минувшем году в объекты инфраструктуры Пущи инвестировано 26 миллиардов рублей. Гостей встречает отличная гостиница с бассейном, саунами, конференц-залом. Для них разработаны новые экологические маршруты, велосипедные и пешеходные. Отдыхать здесь – одно удовольствие. Можно вволю надышаться чистейшим, целебным воздухом, обнять шершавый дуб-великан, одно прикосновение к которому прибавляет сил, полюбоваться плюшевыми телятами пущанских зубров.
Кстати, популяция белорусских зубров сегодня насчитывает около 700 особей. Лесные великаны чувствуют себя в Беларуси очень хорошо. Во время недавней командировки в Осиповичский район Могилевской области на столе сотрудников местного райисполкома я увидела уникальный снимок: стадо зубров мирно пасется на фоне офисного здания «Белтрансгаза». Среди белого дня, рядом с людьми, совершенно не опасаясь за свои шкуры. Если бы звери понимали язык людей, я попыталась бы объяснить им, что опасаться все-таки надо: отстрел выбракованных особей у нас с недавних пор разрешен. Поскольку по белорусским меркам – это дорогое удовольствие (от 10 тысяч евро), охотники – в основном россияне и жители Западной Европы. Белорусские лесхозы предлагают поохотиться и на лисицу (отстрел одной особи – около 45 евро), волка (555 евро), дикого кабана (от 75 до 850 евро), косулю (55-95 евро), лося (500-1000 евро), оленя (315-1080 евро), глухарей, вальдшнепов, тетеревов, водоплавающих птиц...

Жила когда-то на берегу большого озера с хрустально-прозрачной водой хорошая девушка Нара. На закате любила она сидеть у воды на песчаном берегу и петь, подыгрывая себе на гуслях. Однажды чудесные песни Нары услышал пан, старый вдовец, и захотелось ему взять девушку в жены. Но у Нары был любимый юноша, и она отказалась. Тогда слуги убили парня, а девушку силой привели в панские хоромы. В ночь перед венчанием Нара подожгла дворец и попыталась убежать. На берегу ее нагнала дворцовая охрана. Когда Нара поняла, что от погони не уйти, бросилась в воду. С того времени люди называют озеро ее именем – Нара, или Нарочь. И верят, что каждый, кто искупается в Нарочи, станет красив душою и лицом.
На самом крупном озере Беларуси (80 квадратных километров), лежащем в окружении песчаных пляжей, сосновых лесов и березовых рощ, работают 13 здравниц и учреждений отдыха, количество отдыхающих в которых приближается к 60 тысячам в год. К их услугам – благоприятный климат, полные ягод и грибов лесные массивы, собственные минеральные источники, торфогрязи и сапропели. «Фирменное блюдо» Нарочи – великолепные копченые угри, которые по смешным ценам продаются на каждом маленьком рынке.
Большинство из 102 белорусских здравниц отличаются таким же прекрасным сервисом и разнообразием услуг. Гостям необязательно сразу покупать путевку на две-три недели. Можно приобрести тур выходного дня и поехать в здравницу вместе с друзьями, чтобы пожарить на свежем воздухе шашлыки, прогуляться по сосновому лесу и березовым рощам, поплавать в бассейне, попариться в сауне и пройти лечебные процедуры – грязевые ванны, массаж, иглоукалывание… Чего только ни предлагают современные здравницы своим гостям: молочно-медовые, углекислые, скипидарные ванны, спелеолечение, гидромассаж, лечение грязями, инфракрасную сауну, реабилитационную капсулу, ароматерапию, апитерапию, талассотерапию, фитотерапию, мануальную терапию... При этом каждый из санаториев имеет свою особенность, свою, так сказать, изюминку.
– Возьмите, например, «Радон», – говорит Иван Аверченко, генеральный директор «Белагроздравницы», одного из крупнейших санаторно-курортных объединений Беларуси. – Это и вовсе уникальный санаторий. Аналогичный имеется лишь в Алтайском крае России и один – на Украине. И все, больше нигде источников естественного радона нет. А ведь именно здесь, помимо всего прочего, у отдыхающих идет заметное повышение общего иммунитета организма, успешно излечивается бесплодие у женщин, решаются аналогичные мужские проблемы. Санаторий «Рассвет» в Любанском районе обладает уникальнейшей минеральной водой, не уступающей знаменитой трускавецкой. Недавно получили письмо от одной из жительниц Брянска, отдыхавшей здесь. У женщины отсутствует одна почка, во второй – камни и песок. А попила «рассветовской» водички – и обследование на УЗИ, причем не у нас, а в России, показало разительную перемену к лучшему. Вода санатория «Поречье» – не аналог известной друскининкайской, она лучше, поэтому славилась по всему Советскому Союзу. Эта вода не только лечит желудочно-кишечный тракт, но и эффективно помогает при заболеваниях печени, мочевыводящих путей, различных метаболических синдромах. «Сосновый бор» славится мощнейшей современной диагностической базой, нестандартными оздоровительными процедурами, изумительным андропарком. А здешняя «минералка» – великолепная профилактика заболеваний сердечно-сосудистой системы и желудочно-кишечного тракта. Словом, у каждого санатория своя уникальность, причем основанная на природных факторах нашей республики.
Очень существенный козырь лечебного и оздоровительного отдыха в Беларуси – и его стоимость. Путевка на 21 день в санаторий достойного уровня с проживанием в стандартном одноместном номере, четырехразовым питанием и базовым лечением обойдется примерно в 300 долларов. В среднем один день, проведенный в санатории, обходится в 15-25 долларов, в зависимости от категории номера и уровня здравницы. Россиянам регистрироваться по месту пребывания не надо. Большинство крупных санаториев организуют доставку своих гостей от Минска и других крупных станций. Впрочем, при отсутствии какого бы то ни было языкового барьера добраться до здравницы самостоятельно тоже не составит труда.
Одна из белорусских туристических газет, проанализировав стоимость отдыха в Турции, Крыму, Болгарии и Испании, пришла к выводу, что в июне отдых в белорусских санаториях на 54,5 процента дешевле отдыха в турецкой гостинице с тремя звездами, в июле – на 59,1 процента, в августе – на 62,4 процента. Белорусский отдых также стоит меньше болгарского – на 40,1 процента в июне, 53,6 процента – в июле и 53,2 процента – в августе. В сравнении с двумя неделями релакса на испанском побережье Коста Брава пребывание в санатории «Озерный» дешевле на 55 процентов в июне, 69,9 процента и 75,3 процента – в июле и августе соответственно. Белорусские санатории также дешевле крымских пансионатов – на 48,6 процента в июне и на 64,5 процента – в июле и августе.
Спрос на оздоровительный отдых в Беларуси растет: в прошлом году наши санатории приняли более миллиона белорусов и примерно восемьдесят тысяч гостей из-за рубежа.

Агротуризм появился в Беларуси сравнительно недавно. Но у нас уже есть «усадьбы-бутики», одна из которых – усадьба «Над Нёманом», получившая Гран-при на первом национальном конкурсе агроусадеб.
Пожалуй, главная достопримечательность усадьбы – сам хозяин Валерий Сальковский, выпускник Ленинградской консерватории, единственный в Беларуси профессионал игры на гуслях звончатых. Это он вместе с женой Оксаной построил дом в баварском стиле на хуторке близ города Березовка Лидского района и создает единственный в Беларуси дом-музей гусляра. Помимо живописной природы, вкуснейшей кухни и иных традиционных деревенских прелестей туристам предлагается катание по Неману на плоту, экскурсии на знаменитый стеклозавод «Неман» с изучением мастерства стеклодувов, посещение Новогрудского замка, музея Адама Мицкевича, поездка в Мирский замок… «Над Неманом» с удовольствием отдыхали литовские сенаторы и Премьер-министр Беларуси Сергей Сидорский, англичане и немцы…
Общее количество агроусадеб в Беларуси стремительно растет. Сейчас их насчитывается 474. В агроэкотуризме для обозначения уровня усадеб используются не гостиничные «звездочки», а другие символы, причем в каждой стране свои. В Литве это «аисты», в Латвии – «бабочки», в Испании – «оливки», в Австрии – «цветочки», во Франции – «колоски». В Беларуси символом высочайшего качества услуг служат четыре зеленых «петушка», выполненных в технике вытинанки. Усадеб, получивших максимальное число «петушков», в стране уже около десятка – «Приозерная» (Лепельский район), «Песчаный берег» (Быховский район), «На заречной улице» (Кобринский район), «Кролова хата» (Россонский район), «Докудово» (Лидский район), «Вязынк» (Молодечненский район) и другие. Стоимость проживания в них – от 15 до 50 долларов в день, с учетом трехразового питания.
У белорусского агроэкотуризма хорошие перспективы. Недавно служба быта Полоцкого района заявила о готовности сдавать отдыхающим не просто комнату или домик, а целую деревню. «Деревня напрокат» из 11 домиков и бани разместилась на берегу озера, на месте старой базы отдыха. Она уже готова принять первых посетителей. Здесь можно будет отдохнуть не только с семьей или с друзьями, но целым производственным коллективом.
Белорусы не умеют кратко отвечать на вопрос о том, какие достопримечательности стоит посмотреть туристу: наша земля богата на природные и исторические памятники, места боевой славы. Пожалуй, навскидку все без исключения жители назовут Беловежскую Пущу, Брестскую крепость, Несвижский и Мирский замки, этнографический комплекс «Дудутки» и мемориальный комплекс «Хатынь», Нарочь и Браславские озера, города Полоцк и Минск. А поразмыслив, дополнят этот список спелеолечебницей в шахте под Солигорском и аквапарком в СОК «Юность» близ Минска, древним Заславлем и молодым Светлогорском, монастырем в Пустынках (Мстиславльский район) и лесным храмом рядом с животворным источником в урочище Проща Осиповичского района… В нынешнем году, объявленном в Беларуси Годом родной земли, «Народная газета» совместно с исполкомами проводит республиканскую акцию «Семь чудес Беларуси», и как выясняется, в каждом белорусском уголке найдется немало истинных чудес, способных удивить и восхитить каждого. Словом, за один туристический сезон всю Беларусь не объехать, всего не посмотреть.

Ирина ДЕРГАЧ

_________________________________

Узнай Россию!

Российская туристическая индустрия должна прирастать провинцией

Как и любой другой сектор экономики, туристический бизнес переживает кризис. В то же время очевидно, что совсем отказаться от активного отдыха человечество не сможет. Миллионы людей выберут более дешевые курорты, сократят время пребывания в отпуске, будут меньше покупать сувениров, шикарным ресторанам предпочтут недорогие кафе. И так будет год, два… ну максимум три (будем оптимистами или реалистами). А затем обязательно случится то, что уже имело место быть в подобных ситуациях, – подъем экономики, снижение числа безработных, рост уровня жизни и… желание компенсировать несколько лет «воздержания». Не надо быть Нострадамусом, чтобы предсказать туристический бум в ближайшие годы. И вот этот момент надо не упустить.

Необходимо, чтобы отечественный туризм стал привлекательным и для любителей высокой культуры, и для искателей острых ощущений, и для этого в России есть ВСЕ!
Безусловно, не следует забывать, что туризм – это определенная статья доходов, и, конечно, необходимо развивать въездной туризм, привлекая в страну как можно большее количество иностранцев, дабы пополнять государственную казну. Однако не следует забывать, что туризм – один из видов активного отдыха. А посему чем больше в стране развит внутренний туризм и чем больше наших соотечественников активно отдыхает, тем здоровее нация. Не следует забывать, что 150 миллионов россиян являются таким же серьезным потенциалом отечественной туристической отрасли, как и граждане зарубежных государств. И что немаловажно, но пока не очень выполнимо – «любить» их надобно одинаково, имеется в виду – одинаково хорошо.
УЗНАТЬ РОССИЮ! А вот тут есть объективные сложности. Даже если турист посвятит всю свою жизнь поездкам по городам и весям земли русской, то вряд ли сумеет посмотреть все ее достопримечательности и красоты. Так куда поехать и что посмотреть в России? Ну, конечно, это Москва, Санкт-Петербург, Кремль, Эрмитаж, Третьяковка, Русский музей, Золотое кольцо. Эти «стратегические объекты» отечественной туристической индустрии известны и в стране, и за рубежом.
Но мы предложим вашему вниманию в качестве «секретного оружия» уникальные туристические места российской глубинки!
Не секрет, что иностранец хочет чего-то экзотического, самобытного, присущего только России. Как-то в самый разгар «застойного социализма» западным туристам предложили осмотреть символ советского экономического могущества – Братскую ГЭС. На обратном пути автобус вышел из строя. Вокруг тайга, но как в голливудском фильме, в кустах оказался рояль, то бишь изба лесника. В Сибири жилище лесника только с большой натяжкой можно назвать избой. В общем, вкуснейших и экзотических даров местной природы на ужин, включая сногсшибательный напиток под названием «первач», а также места для ночлега (счастливчикам достался сеновал) хватило всем. Это приключение произвело на зарубежных граждан такое впечатление, что следующая группа интуристов ультимативно потребовала поломки автобуса в том же месте, выразив готовность сполна оплатить незапланированную экзотику!
Времена меняются, и в наше время российская туриндустрия может предложить уже запланированную экзотику, интересную как иностранным гражданам, так и соотечественникам. То, что иностранцы открывают для себя Россию, – это, что называется, в порядке вещей… Но, оказывается, россияне также по-новому начинают видеть свою родину.
Самая русская деревня – так называют Верхние Мандроги. Если своеобразное путешествие в XIX век вызывает несказанное удивление россиян, то иностранцев вообще приводит в неописуемый восторг. На берегу красивой реки Свирь между Ладожским и Онежским озерами в 270 км от Санкт-Петербурга с 1996 года реализуется оригинальный проект по воссозданию русской национальной деревни. Расписные терема, резные избы, гастрономический рай национальной кухни, всевозможные национальные забавы – катание на тройках с бубенцами, рыбалка, охота. Красота природы и гостеприимство хозяев позволят ощутить себя персонажем русской сказки. Можно устроиться на ночлег в деревенской избе, а можно снять гостиничный номер в рубленом тереме с крестьянской утварью. Единственное отличие от настоящей деревни – предусмотрены все удобства! В ремесленной слободе на ваших глазах гончары, резчики по дереву, ткачи изготовят сувенир по вашему выбору. Можно и самому сесть за прялку или гончарный круг, а то и расписать матрешку или пасхальное яйцо. А после «работы» милости просим в музей русской водки, где (это не оговорка)… более 2000 сортов этого напитка. Далее пикник на природе… В общем, это отдых для тех, кто устал от городской суеты.
Город Мышкин представляет уникальную группу самых малых городов России. Мышкин – это своеобразный город-музей русской провинции, сохранивший старинную застройку купеческого города и особый провинциальный уклад жизни. Он расположен на левом берегу Волги между старинными русскими городами Угличем и Рыбинском. Автомобильными дорогами город связан с Москвой (260 км) и Ярославлем (92 км). Население города – 6 тысяч человек. Все современные здания Мышкина вынесены за пределы старого города. Мышкин не имеет промышленных вкраплений. Два ведущих промышленных предприятия – нефтеперекачивающая станция и газокомпрессорные цеха – находятся за чертой города в 5-10 км. В городе работают краеведческий музей «Мышкин – столица лоцманов», Музей всемирно известного производителя водки Петра Смирнова, выходца из Мышкинского уезда, Музей деревянного зодчества, Музей старинной техники, Православный музей частных семейных коллекций, картинная галерея, музей «Русские валенки», музейная экспозиция «Лён», музейный комплекс «Мельница», музейная экспозиция «Тайны XVIII века», Дом ремесел с четырьмя мастерскими: гончарная, кузнечная, столярная и стеклодувенная. Ну и, конечно, единственный в мире Музей мыши приглашает своих гостей побывать в «мышином царстве-государстве». Там вы узнаете знаменитую легенду о Мыши, давшей название городу, познакомитесь с мышами со всего света, а также с мышами-подарками великих людей. Тут же в музее кукольный театр, где главные персонажи, конечно, мыши, разыгрывают жанровые сценки на разных языках народов мира, чем приводят в восторг и умиление интуристов.
В 2007 году Мышкин посетило более 100 тысяч туристов, было принято 300 круизных теплоходов и 1200 туристических автобусов. Туристический имидж Мышкина постоянно возрастает, что создает инвестиционную привлекательность в сфере туристического бизнеса. На территории города и района реализуется несколько инвестиционных проектов в туристско-рекреационной сфере, которые направлены на создание условий для многодневного пребывания туристов в городе.
Началось возрождение как туристического объекта старинного русского города Торжок в Тверской области. Реставрируется ансамбль царского Путевого дворца середины XVIII века. (Торжок, как известно, расположен на пути из Петербурга в Москву.) Недалеко от города в селе Прутня – могила Анны Керн… Насыщенность Торжка историческими, культурными, архитектурными памятниками в сочетании с милой провинциальностью создают все предпосылки для организации серьезных туристических потоков. Кстати, совершенно неприемлемо быть в Торжке и не отведать воспетые Пушкиным знаменитые котлеты Пожарского. Уже сейчас в городе проходят Троицкие гулянья, Масленица, Великое торжище, фестиваль «Купеческий караван». Туристы с удовольствием принимают участие в обрядах сватовства, «великосветских» балах, мастер-классах по изготовлению изделий народных промыслов и т.д. Непередаваемая и почти забытая атмосфера русского провинциального города, которая так отчетливо ощущается в Торжке, становится его визитной карточкой.
Село Лаптево Павловского района Нижегородской области также решило заявить о себе во весь голос и привлечь туристов. В феврале здесь прошло чествование русского валенка. В рамках празднования русского валенка состоялся театрализованный конкурс «Русский валенок», в рамках которого гостей ознакомили с историей валенка. Для самых активных участников был организован бег в валенках с препятствиями, бой валенками. Повеселил народ конкурс на лучшую частушку о валенках. В течение всего праздничного дня работала выставка-ярмарка изделий народных художественных промыслов.
А в Омской области решили память о декабристах увековечить любопытным образом. В одном из районов оборудовали арестантский этап, по которому гнали каторжан, в том числе и замешанных в событиях 14 декабря 1825 года, благо и дорога, и окружающий пейзаж за прошедшие 200 лет мало изменились. Желающих одевают в арестантскую робу, навешивают ручные и ножные кандалы – и вперед! Тут же еще и казак на лошади с нагайкой зычным голосом подгоняет отставших. (Бить не бьет!) В общем, несколько километров такой экзотики оставляют неизгладимое впечатление у смельчаков. Пока по этапу рискуют «брести» исключительно россияне, но уже получены заявки от нескольких туристических групп из Европы.
Мы представили вам несколько зарисовок российской туристической глубинки. Однако не следует забывать, что интурист любит экзотику и готов платить за нее. Но при этом туалет должен быть теплым, а вода в одном из кранов душа непременно горячей, разумеется, при наличии в другом кране воды холодной. Да и отечественные туристы, особливо те, кто знаком с зарубежным сервисом, становятся с каждым годом все требовательнее и разборчивее.

Игорь КРЫЛОВ

_________________________

Спецвыпуск подготовили
Наталья ДОЛГУШИНА
Владимир КОРОБИЦЫН (фото)