Союзное государство

Анапа встречает гостей

Анапа встречает гостей
Анапа встречает гостей

К номеру:   ()


01 Августа 2009 года

СПЕЦИАЛЬНЫЙ ВЫПУСК



В санатории «Вита» проходит третий ежегодный слет суворовских училищ Союзного государства Атмосфера единения и братства позволит ребятам установить дружеские отношения на всю жизнь

Заместитель ответственного секретаря Парламентского Собрания Андрей ЖУК рассказал «СВ», какое значение имеет это мероприятие для воспитанников суворовских училищ Беларуси и России и для укрепления союза двух государств в целом, какие сюрпризы ожидают суворовцев в этом году.

– Летом 2007 года прошла первая гражданско-патриотическая смена в санатории «Вита», и с этого момента отдых для суворовцев стал регулярным. Что ждет суворовцев в этом году?
– Действительно, в 2007 году в санатории «Вита» в Анапе прошла первая гражданско-патриотическая смена с участием воспитанников из трех российских суворовских училищ – Тверского, Владикавказского, Свердловского, а также Минского суворовского училища. В течение трех недель опытные воспитатели проводили с ребятами спортивные и развлекательные мероприятия, много внимания уделялось воспитанию, образованию, а также лечению и оздоровлению ребят. Молодые люди из Беларуси и России познакомились и подружились. Много нового и интересного узнали они о Союзном государстве.
Подавляющее большинство суворовцев составляли дети-сироты или те, у кого отцы погибли при выполнении служебного долга, при защите интересов государства. Эти дети, находясь в каникулярном отпуске, лишены были возможности организованно отдохнуть, тем более в таких комфортных условиях на Черноморском побережье. По статистике, 80 процентов суворовцев, прибывших на отдых, впервые увидели море. И можно представить радость ребят, которые получили такую возможность.
В прошлом 2008 году в санатории отдыхали суворовцы также из трех российских училищ и одного белорусского: Санкт-Петербургского, Ульяновского Казанского и Минского.
В 2009 году было принято революционное решение – пригласить суворовцев из всех училищ, находящихся на европейской части государства, а это шесть суворовских училищ, одно Нахимовское училище, Пансион воспитанниц МО РФ и Минское суворовское училище. Мероприятие обещает быть интересным: люди приезжают из разных регионов, и каждый из них привносит свой колорит – песни, танцы, особенности своей культуры.
В это же время, в период с 15 по 23 августа, в Анапе будет проходить фестиваль «Творчество юных», учредителями которого являются Парламентское Собрание Союза Беларуси и России и Постоянный Комитет Союзного государства. Наши суворовцы, нахимовцы и воспитанницы будут принимать участие в торжественном открытии этого фестиваля и гала-концерте, который будет проходить на центральной площади города Анапы с участием воспитанников из Беларуси и России и молодежи, проживающей на территории Краснодарского края.
Для суворовцев участники фестиваля «Творчество юных» дадут концерт на территории санатория, посвященный Союзному государству.

– Как проходила подготовительная работа Секретариата Парламентского Собрания? Какую роль он играет в организации отдыха суворовцев?
– Прежде всего Парламентское Собрание является учредителем этого мероприятия. В 2007 году мы были заказчиками-координаторами и через Секретариат Парламентского Собрания шло финансирование этого мероприятия. Сейчас заказчиками-координаторами являются Министерство обороны РФ и Министерство обороны РБ. Они получают деньги из бюджета Союзного государства и оплачивают проезд детей к месту отдыха и обратно, а также непосредственно их отдых в санатории «Вита».
Для того чтобы состоялась Военно-патриотическая смена учащихся суворовских училищ, была проведена огромная подготовительная работа. В этой работе на разных этапах были задействованы десятки людей. Особая благодарность – депутатам Парламентского Собрания, сотрудникам Министерства финансов, Постоянного Комитета, Секретариата Парламентского Собрания, офицерам Министерства обороны РФ и РБ. Место проведения смены было определено в результате открытого конкурса, в техническом задании которого были заложены основные требования: наличие собственного пляжа на берегу Черного моря, современного медицинского оборудования, спортивного комплекса, возможность комфортного размещения по два-три человека в комнате, пятиразовое питание и так далее. Абсолютно всем выставленным условиям соответствовал санаторий «Вита», поэтому он и стал победителем в конкурсе.

– Известно, что санаторий «Вита» по своей структуре похож на модель государства, где существует даже своя валюта. Расскажите об этом.
– Прибыв в санаторий, дети становятся гражданами удивительной страны «Виталия», со всеми ветвями власти и ее атрибутами. В ролевой игре суворовцы становятся президентами, премьер-министрами, сенаторами, депутатами, мэрами городов, министрами и так далее. Играя, они управляют, принимают решения, отдают распоряжения, следят за их выполнением. Это очень увлекательно и интересно. За соблюдение дисциплины, поддержание порядка, за успехи в спорте и учебе дети получают купоны, которые можно отоварить в санаторском магазине. Мне кажется, такая игра способствует сплочению ребят, укреплению дружбы между ними, развивает и учит их.
– Что позволяет поддерживать и стимулировать дух единения и братства в санатории?
– Во многом это заслуга замечательного директора санатория Николая Васильевича Димоева и его сотрудников – настоящих патриотов нашей страны. Это люди, которые отдают себя полностью для того, чтобы воспитывать и лечить своих воспитанников. Даже в трудный период межсезонья сотрудники санатория стараются сохранить свой коллектив, чтобы в летний период максимально направить свой опыт и знания на помощь детям.
На территории лагеря царит атмосфера дружбы и взаимопонимания. По вечерам у них всегда проводятся различные мероприятия: конкурсы, спортивные состязания, дискотеки. Словом, 2000 человек живут как одна семья. Мне пришлось присутствовать при закрытии сезона: я видел на лицах ребят слезы прощания, они обменивались адресами, телефонными номерами, клялись друг другу, что через год обязательно встретятся.
Этот отдых для суворовцев много значит: за право снова съездить в санаторий «Вита» они борются своей учебой, дисциплиной и своими спортивными достижениями. Именно поэтому суворовцы едут на отдых в санаторий с огромным желанием.
– Андрей Петрович, насколько перспективно это мероприятие – организация ежегодного совместного отдыха воспитанников училищ Союзного государства? Отвечает ли оно задачам укрепления Союза Беларуси и России и воспитанию патриотического духа молодежи?
– Безусловно, это очень полезное и нужное мероприятие. В этом году из бюджета Союзного государства выделено 6 млн рублей на проведение летнего отдыха. Деньги большие, но мы прекрасно понимаем, насколько важно и нужно, чтобы молодежь росла здоровой.
Сегодня мы столкнулись с проблемой алкоголизма молодежи. Наркотики становятся все более доступными, а количество людей, зависимых от этого зла, с каждым годом увеличивается. Для решения подобных проблем необходим комплексный подход, одних запретительных мер, как показывает практика, недостаточно.
Прежде всего нужна пропаганда здорового образа жизни, и в этом плане в санатории «Вита» делается все необходимое, а на его территории нет места ни алкоголю, ни наркотикам.
Суворовцы, нахимовцы – это будущие офицеры и защитники нашей Родины, поэтому очень важно, чтобы в возрасте 14-15 лет они познакомились со своими сверстниками из разных училищ, подружились, установили контакты и поддерживали дружеские отношения всю жизнь.
И наконец, известно, что дети, отдохнувшие три недели на море, меньше болеют в зимний период и лучше учатся.

Беседовала
Лариса ЛЕМЕНТА
_________________________

«Вита» навсегда!

«Вита» остается с нами на всю жизнь», – всегда повторяет Юлия Моргунова. В 2005 году Юля приехала в санаторий «Вита» в первый раз и с тех пор не представляет свой летний отдых без дружной и веселой компании «виталианцев».
В этом году Юля поступает на факультет журналистики. Из-за вступительных экзаменов в университет приехать на первые смены не получилось. Но в августе она снова посетит любимый санаторий и уже не в качестве отдыхающей, а в качестве вожатой. Своими яркими впечатлениями и теплыми воспоминаниями о «Вите» Юля поделилась с газетой «Союзное вече».

– Юля, как ты впервые попала в «Виту»?
– Мой отец – мастер спорта по плаванию, старший тренер. Он вез в «Виту» группу юных спортсменов на летний отдых. Вместе с ними в «Виту» попала и я. Там мне сразу объяснили систему республики «Виталия» и суть обучающей программы. Это оказался не просто санаторий, а настоящая детская республика. К серьезным делам ребенка еще не допускали. А на следующий год меня уже начали учить.
Я уже тогда увлекалась журналистикой и с радостью приняла предложение выпускать в лагере газету. Я приехала с камерами и кассетами, видеомагнитофоном. Снимала все мероприятия, потом переписывала. Была замом главного редактора. Обновляла новостную ленту сайта.
Затем меня пристраивали помощником к каким-нибудь министрам. Одно время я была вместе с министром культуры: организовывала все мероприятия и общие сборы. На следующий год была помощником министра печати и информации. И вот здесь уже приобрела самостоятельность. Мне стали поручать какие-то обязанности. В прошлом году я приехала на должность министра финансов и юстиции. Работала непосредственно с детишками. Конечно, дети обычно неусидчивы, сидеть долго на лекциях им неинтересно, хоть и стараешься показать им все наглядно, с картинками, излагать в самой доступной форме. Я читала лекции по правам ребенка, цитировала выдержки из Конституции республики «Виталия».
– Как вы, 16-17-летние, находили способ контактировать с совсем маленькими?
– Им это интересно. Они же играют во взрослую жизнь. Когда просто объявляешь ребятам: «Кто хочет открыть свою фирму?», естественно, девочки сразу загораются идеей открыть салон красоты, мальчики – работать в собственном салоне татуировок или рекламном агентстве. Они загораются мгновенно и еще ходят за тобой, спрашивают советов, как и что правильно делать. Поэтому проблем не возникает никаких. Маленькие смотрят на старших, разумеется, берут пример.
– Какое участие принимали суворовцы?
– Самое активное. Ребята-суворовцы принесли массу оригинальных идей. Например, фотографироваться в суворовской форме, которую они могли одолжить. Все с восторгом эти формы примеряли. Или песня под заказ – для понравившейся девушки или для любимого вожатого, лучшего друга, поздравление с днем рождения. Суворовцы оказались очень одаренными исполнителями. Кстати, суворовцы активно участвовали и в работе Государственной Думы. В прошлом году спикером Госдумы стал Артем Калитеня из Минского суворовского училища. Очень серьезный, собранный, ответственный парень. У нас было следующее испытание для лидеров. Давалась веревка, и ребята, держа ее за концы, должны были образовать ровный круг. Артем сразу запомнил всех по именам, обращался к каждому и грамотно распределял, кому что нужно делать. И действительно получился идеальный круг.
– Как проходил в прошлом году День Союзного государства?
– Накануне Дня Союзного государства нашей Госдумой был подписан договор о вступлении республики «Виталия» в Союз Беларуси и России. И на празднестве эту радостную весть сообщили всем жителям. Прошло патриотическое мероприятие, к которому мы ответственно подготовились. Суворовцы готовили песни, номера, звучали потрясающие стихи русских классиков. Наш педсостав, в который входят и опытные хореографы, готовил номера от шоу-балета «Тодес». Все это было ярко, красочно. Завершился праздник салютом. Был также торжественный парад суворовцев.
Интересно было послушать ребят с активной гражданской позицией, которые рассуждали о том, что они думают о проекте Союзного государства. Эти ребята уже в столь юном возрасте интересуются политикой и обстановкой в мире, в котором живут.
– Какие самые яркие и веселые моменты из жизни «Виты» тебе запомнились?
– Каждый день что-то смешное происходило! Все рассказать – времени не хватит. Но вот, например, один забавный случай: в «Виталии» принято всегда желать другу другу приятного аппетита. И вот за завтраком сидят несколько городов. Сначала город пожелал вожатым приятного аппетита, вожатые – городу. И потом они начинают передавать приветы соседним городам. И на это все уходит ползавтрака. Потом еще долго обмениваются благодарностями. Вот так и проходило все – с шутками, смехом, шумом-гамом и прочими веселостями.
У нас проводятся и свои Олимпийские игры.
В рамках Олимпиады проводятся состязания в комическом футболе: дети играют против вожатых. Все должны быть в костюмах. Я была в костюме царской дочки. Кстати, играть я не умею, поэтому это было очень забавное зрелище, когда я в бальном платье пыталась хоть как-то пнуть мячик.
– А какие есть в «Виталии» традиции и обычаи?
– Наверное, самая красивая традиция – это «Свечка». Каждый вечер, после дискотеки все собираются на городской площади. Посередине стоит свечка. Сев вокруг нее, все должны поделиться своими дневными впечатлениями.
И еще есть традиция ежевечернего прощания. Ребята берутся за руки, сидя в кругу, и тихо-тихо говорят друг другу такие слова: «День отшумел, и ночью объятый, лагерь готов ко сну». «Доброй вам ночи, наши ребята», – говорят девочки. «Доброй вам ночи, наши девчата», – говорят мальчики. «Доброй вам ночи, вожатые наши, завтра нам снова в путь. Спокойной ночи».
– Какой бесценный опыт тебе дало пребывание в «Вите»? Что тебе уже пригодилось в жизни или же пригодится, как тебе кажется, в будущем?
– Опыт, который я получила там, неоценим. Каждый год возвращаясь из лагеря, ты несешь в себе частичку света. Ее хватает на целый год. Общение с людьми, с детьми – все это оставляет свой отпечаток. Всем тем, чему нас научили там, пользуешься совершенно неосознанно. Республика «Виталия» – это замечательная стартовая площадка для будущей жизни.
– Что бы ты могла пожелать тем, кто в этом году в первый раз поедет в «Виту»?
– Успеть везде. Часто не хватает времени за одну смену попробовать себя в разных видах деятельности и разных амплуа, поучаствовать везде. Но ведь возможность всегда есть! «Море и солнце, песок и горы, мы – это «Вита», родные просторы, нас много, скучно не будет, мы – это «Вита», и мы вас любим!» Это «кричалка» нашей республики. Наверное, ее слова лучше всего отражают суть того, что есть «Вита». Я храню блокнот, в котором ребята оставили мне многочисленные пожелания. Почти все хотят возвращаться в «Виту» вновь и вновь. «Вита» – навсегда, она не отпускает. Я не знаю другого места, где люди были бы столь душевны и открыты.

Беседовала
Татьяна КУТАРЕНКОВА

_________________________

Сыны Суворова

65 лет Московское суворовское военное училище приучает юношей «до издыхания быть верными Отечеству»

Как ни странно, но именно представительнице слабого пола, императрице Анне Иоанновне, принадлежит судьбоносный для российского военного образования указ. По ее монаршей воле в 1731 году было открыто первое специализированное военное учебное заведение – Сухопутный (Первый) шляхетский кадетский корпус. Затем последовали Морской, Артиллерийский, Инженерный и другие кадетские корпуса.
Вот уже почти 65 лет Московское суворовское военное училище блюдет традиции славной российской военной школы. Как некогда сказал мэр Москвы Юрий Лужков: «Глубоко символично, что училище носит имя великого полководца, генералиссимуса А.В. Суворова, своим военным талантом прославившего Россию, жизненные принципы которого являются надежным ориентиром для суворовцев».

«Я, суворовец Московского суворовского военного училища, перед лицом своих товарищей торжественно обещаю…» – с этих слов, произнесенных во всеуслышание на площади у Храма Христа Спасителя перед лицом родителей, однокашников, будущих наставников, начинается новый этап в жизни многих мальчишек, которые впредь гордо именуются суворовцами.
Они смогли, добились своего: позади медкомиссия, психологический отбор, экзамены, которые «подкосили» немало поступавших. По словам начальника училища генерал-майора
А.В. Нечаева, конкурс в МСВУ на трехлетний срок обучения составляет три человека на место, с учетом разнарядки, выдаваемой военкоматами. Не будь ее, на место претендовали бы все 10 человек.
Нужно отметить, что с
1 сентября 2009 года Московское суворовское военное училище откроет свои двери для совсем еще юных поклонников ратного дела – объявлен набор курсантов в пятые классы. Для них знаменитое учебное заведение станет вторым домом на 7 лет.
Этот год знаменателен для МСВУ еще двумя событиями:
6 июня состоялся юбилейный, 60-й выпускной, а 1 октября училищу исполняется 65 лет.
Уже 65, всего 65. Московское суворовское училище ведет свою историю от, казалось бы, далекого 1944 года. 1 октября в торжественной обстановке на площади Минина и Пожарского в городе Горьком (Нижний Новгород) училищу было вручено Боевое Знамя, курсанты приняли присягу. Первым начальником стал генерал-майор К.А. Железников, награжденный двумя орденами Красного Знамени, орденами Ленина и Красной Звезды.
В 1943 году Народному комиссариату обороны согласно постановлению правительства №901 «О неотложных мерах по восстановлению хозяйства в районах, освобожденных от немецкой оккупации» было поручено создать на освобожденной от оккупантов территории военные училища «по типу старых кадетских корпусов» для детей, оставшихся без родителей. Назвать их решили в честь выдающегося российского полководца. Всего в период с 43-го по 44-й год было образовано более 10 военных образовательных учреждений имени Суворова.
1 декабря 1943 года у суворовцев начался первый учебный год. Их воспитание и обучение были доверены лучшим наставникам и преподавателям, многие из которых для этого были отозваны из действующей армии. Едва открывшись, суворовские училища сразу стали притягивать молодых людей, которые хотели посвятить себя служению Родине. Какому молодому человеку в то время не грезилась аккуратная кадетская форма с алыми погонами. Суворовцы даже принимали участие в первом Параде Победы, прошедшем на Красной площади 24 июня 1945 года.
Спустя четыре года в Горьковском училище состоялся первый выпуск, тогда из его стен в свободное плавание пустились 88 человек. А в августе 1956 года ГСВУ было переведено в Москву, в Фили, где когда-то стояли полки Багратиона, и размещено на территории бывшей разведывательной школы на улице Новозаводской. Училище стало называться Московским.
А в октябре 1991 года МСВУ передислоцировали в Бабушкинский район, в место, где ранее располагалась школа подготовки младших специалистов Строительных войск Министерства обороны.
Идет время, поколения суворовцев сменяют друг друга, но антураж элитного военного учебного заведения остается. Высоко развевается Боевое Знамя Московского суворовского военного училища. Эту любовь к России своим характером, своими делами подтверждают выпускники. Шестеро из них были удостоены высших государственных наград за заслуги перед Отечеством. Среди них: С.П. Козлов – Герой Советского Союза, проявивший себя в военных действиях в Афганистане; А.И. Бочаров, С.И. Шаврин, С.В. Костин, Р.Н. Щетнев, И.А. Милютин – Герои Российской Федерации, проявившие себя в военных действиях в Чечне.
Среди выпускников МСВУ – такие видные персоны, как Игорь Иванов, бывший министр иностранных дел и секретарь Совета Безопасности России; Стас Намин, известный музыкант, композитор, продюсер.
Есть люди, которых с Суворовским училищем связывают не только воспоминания об удалой юности. В жизни Бориса Кабанова Московское суворовское училище играет особую роль. Он родился в 1955 году в общежитии Московской военной разведывательной школы, в которой работали его родители. На следующий год на территорию разведшколы было переведено Горьковское СВУ. Родителям Бориса предложили вакансии в училище и комнату в том же общежитии, и они согласились. Так, детство Кабанова прошло в стенах Суворовского. Будучи юношей, он поступил и отучился в МСВУ, а позже судьба вновь привела Бориса Кабанова в родное училище уже в качестве офицера-наставника.
Но не стоит поэтизировать Московское суворовское училище сверх меры. У монеты есть и другая сторона. Ведь жизнь суворовца не так проста – с подъема в 7.00 и до отбоя в 22.30 молодых людей ожидает насыщенный день: занятия физическими упражнениями, уроки, самостоятельные занятия, военная подготовка. Помимо этого, все желающие могут записаться на различные факультативные занятия, в студию журналистики и творческого развития, издающую свою газету «Атака». По окончании трехгодичного курса обучения в студии выдается диплом, который можно использовать как рекомендацию для поступления на факультет журналистики. В библиотеке без труда найдутся книги на самый взыскательный вкус. По наблюдению библиотекаря В. Шахгельдянц, нынешние суворовцы, в отличие от предыдущих поколений, почти не читают Дюма, Верна, Конан Дойла, зато все чаще спрашивают томики Пушкина и «Фауста» Гете.
МСВУ считается престижным учебным заведением, поэтому требования к курсантам высоки, на них ложится серьезная нагрузка, которая по плечу далеко не всем. Тем не менее каждый год одетые в парадную форму выпускники искренне улыбаются и радуются тому, что они выдержали своеобразное испытание на прочность, возмужали, обрели новые знания. И вряд ли хоть один из них пожалел, что несколько лет назад решил поступить в Московское суворовское военное училище.
Каждый выпуск отмечает дату окончания училища с особым размахом, придумываются все новые и новые шалости, чтобы было что вспомнить самим, да и офицерам-наставникам. Однажды бывший начальник училища генерал-майор В.А. Рощин, пытаясь предупредить очередную проделку, сказал суворовцам: «Не вздумайте ночью пушку выкатить на плац». Долго и с удовольствием суворовцы возили пушку по плацу после наступления темноты. А водрузить ее на место оказалось не так-то просто, пришлось обратиться за помощью к дежурному по роте офицеру. Но это всего лишь мальчишеские проказы, на которые нужно просто закрыть глаза.
Главное, что сейчас, как и 65 лет назад, юношей прельщают алые погоны и служба на благо России. А уж как трепещут сердца девушек при виде этих самых юношей в суворовской форме.

Иван КУТУЗОВ

_____________________

«Внуки» полководца

Минские суворовцы чтят традиции своих предшественников
и становятся героями нашего времени

Минское суворовское военное училище – первая жизненная ступенька для сотен белорусских мальчишек, которые с детства мечтают стать генералами. Конечно, не каждый из них сможет осуществить эту мечту в силу различных обстоятельств. Но кем бы ни стали суворовцы в будущем, они навсегда запомнят время, которое провели в стенах родной альма-матер. Здесь они находят верных друзей, которые всегда готовы поддержать их в трудный час. В Минском СВУ ребят учат дисциплине, доблести и чести, уважению и галантности и всему тому, что понадобится каждому мужчине, кем бы он потом ни стал.

Предшественниками Минского суворовского училища в Беларуси были кадетские корпуса (Шкловский, Брестский, Гродненский, Полоцкий), которые появились в XVIII-XIX веках.
Минское СВУ располагается недалеко от живописного берега Свислочи по улице Богдановича, классика белорусской литературы. Построено оно было еще в XIX веке (изначально тут находилась духовная семинария, переведенная в Минск из Слуцка).
Всю историю училища можно узнать, побывав в его музее. Сюда с удовольствием приходят на экскурсию все минские школьники, чтобы увидеть мундиры первых суворовцев, легендарный автомат ППШ, пулю времен Суворова, трофейный немецкий бинокль, ледоруб, побывавший с суворовцами на Эльбрусе во время покорения вершины в 70-е годы прошлого века, и многое-многое другое. Среди уникальных экспонатов – кинжал, подаренный в 1988 году министром обороны Афганистана суворовцу Петру Чаусу, обломки американского бомбардировщика, сбитого выпускником минского СВУ над Ханоем в декабре 1972 года.
Те, кто интересуется историей, с любопытством изучают выдержки из постановления СНК Союза ССР, ЦК ВКП(б) от 21 августа 1943 года: «Для устройства, обучения, воспитания детей воинов Красной армии, партизан Отечественной войны, а также детей советских и партийных работников, рабочих и колхозников, погибших от рук немецких оккупантов, организовать в Краснодарском, Ставропольском краях, Ростовской, Сталинградской, Ворошиловградской, Воронежской, Харьковской, Курской, Орловской, Смоленской и Калининской областях: девять Суворовских военных училищ, типа старых кадетских корпусов, по 500 человек в каждом, всего 4500 человек, со сроком обучения 7 лет, с закрытым пансионом для воспитанников...»
Многие из школьников оказываются настолько впечатлены увиденным, что позже возвращаются сюда с твердым желанием самим непременно стать суворовцами. Кстати, в музее училища не только проводятся экскурсии, но и принимают присягу солдаты контрактной службы.

Минские суворовцы верны славным традициям, некоторым из которых уже более полувека. Например, в день посвящения в суворовцы (1 сентября) выпускники училища пришивают погоны первокурсников к их форме. А с альма-матер юноши всегда прощаются, подкидывая в воздух фуражки. Интересно, что ежегодно суворовцы выкатывают на плац, где проходит церемония выпуска из училища, и тяжелую чугунную пушку времен самого Суворова (обычно она стоит у входа в здание). Эта своеобразная детская шалость перед началом взрослой жизни приносит много радости и самим суворовцам, и их гостям.
В училище свято чтят память выпускников МСВУ, погибших в Афганистане: во время вечерней проверки командир роты всегда зачитывает первым имя героя, навечно зачисленного в списки личного состава. Минские суворовцы-барабанщики, по традиции, открывают военный парад на День Независимости Беларуси
3 июля. А выпускники – от курсанта до генерала – уже много лет с гордостью носят на обратной стороне своего кителя алый погон родного училища, прикрученный к «крабу», знаку об окончания Суворовского училища.
Суворовцы всех времен, по традиции, встречаются в последнее воскресенье ноября (мероприятие приурочено к Дню рождения Суворова – 24 ноября). Праздником же самого училища считается 6 ноября: в этот день в 1953 году учебному заведению вручили Боевое Красное знамя. Кстати, в июне 2006 года на 50-летие со дня первого выпуска перед современными суворовцами предстали первые знаменосцы, выпускники 1956 года – подполковник Владимир Кирющенко, генерал-лейтенант Алексей Гулько и полковник Владимир Лагутин. Как и более полувека назад, они гордо пронесли первое знамя родного училища.

Секретарь Республиканского совета Белорусского суворовско-нахимовского союза (БСНС) Андрей Стовба – человек с энциклопедическими знаниями: он может рассказать о каждом из более чем 12 тысяч выпускников. Информацию о суворовцах всех поколений БСНС собирает постоянно, а итогом этой кропотливой работы стал выпуск справочника к 55-летнему юбилею МСВУ (он отмечался в прошлом году). Издание стало настоящим подарком для всех, кому интересна судьба своих однокашников.
– Почти 80 процентов выпускников стали военными – от прапорщика до офицера, – говорит Андрей Стовба. – Но и те, кто оказался на «гражданке», тоже не затерялись. В частности, более 100 суворовцев стали известными учеными. А самый известный минский суворовец, достигший наибольших высот в военном деле, – это, пожалуй, нынешний министр обороны Беларуси, генерал-полковник Леонид Мальцев.
Кстати, как замечает Андрей Стовба, среди выпускников 1967 года, когда училище оканчивал Леонид Мальцев, больше всего генералов и ученых.
В научной сфере наиболее известен суворовец Владимир Хавинсон – доктор медицинских наук, заслуженный изобретатель России, директор Санкт-Петербургского института биорегуляции и геронтологии СЗО РАМН. Профессор Хавинсон награжден и серебряной медалью Пауля Эрлиха, присуждаемой Европейской академией естественных наук за выдающиеся достижения в профилактической и социальной медицине. Сейчас он номинируется на Нобелевскую премию.
Среди минских суворовцев немало и тех, кто совместил научную и военную службу. В частности, один из них – главный травматолог Министерства обороны России, генерал-майор медицинской службы, академик Военно-медицинской академии, заслуженный врач России Владимир Шаповалов. Ученый разработал и внедрил в практику новые методы лечения доброкачественных опухолей, ложных суставов, деформаций и дефектов костей, эндоскопической хирургии, микрохирургической техники при повреждениях сухожилий, нервов, сосудов конечностей. В 1983-1984 годах во время службы в Афганистане, где являлся начальником травматологического отделения армейского госпиталя, он лично прооперировал более 900 раненых.
– В Афганистане погибли 24 выпускника Минского суворовского военного училища, – напомнил Андрей Стовба. – А еще один наш выпускник, сотрудник специального назначения ФСБ России майор Роман Катасонов, принимавший участие в освобождении от чеченских боевиков школьников в Беслане, погиб в сентябре 2004 года.
Героями суворовцы становятся и в мирное время. Так, в мае 2006 года белорус Сергей Суховило, рискуя жизнью, спас солдата своего подразделения. Во время учебного занятия по метанию боевой гранаты тот неожиданно выронил РГД-5 с выдернутой чекой. Суворовец не растерялся: за несколько секунд до взрыва он вытолкнул бойца из окопа и прикрыл его своим телом. Оба остались живы. За свой подвиг герой был награжден орденом «За личное мужество». Сейчас майор Суховило – начальник штаба батальона 38-й отдельной мобильной бригады.

В этом году выпускниками МСВУ стали 134 юноши, на их место пришли 189 новых мальчишек. Это ученики 6-го и 7-го классов (с учетом проведения образовательной реформы в Беларуси), которые проведут в стенах училища пять лет.
Как рассказал заместитель начальника МСВУ по идеологической работе Михаил Махнач, право поступления в училище без вступительных экзаменов (при положительных результатах медицинского освидетельствования и психологического отбора) предоставляется детям военнослужащих, лиц начальствующего и рядового состава милиции, органов финансовых расследований Комитета госконтроля, органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям, детям погибших, умерших или пропавших без вести при исполнении обязанностей военной службы. Кстати, льготами при поступлении пользуются также и кандидаты, отобранные Мин-
спортом и Спортивным комитетом Вооруженных сил Беларуси для комплектования специализированных классов (футбол, гандбол, стрельба и греко-римская борьба).
Суворовцы изучают военные дисциплины и ежедневно приобщаются к военным будням. Мальчишки постигают также азы хореографического мастерства (классические танцы и брейкданс), поют в хоре, изучают этику и эстетику, английский, немецкий и французский языки (самые достойные получают свидетельства военных переводчиков).
– Мы не варимся в собственном соку, а активно сотрудничаем с коллегами из России и Украины: ежегодно минские суворовцы отправляются по обмену в Санкт-Петербург и Киев, – рассказывает Михаил Махнач. – Суворовцы удостоены права попасть на Бородинское сражение, реконструкцию знаменитой битвы. И, естественно, белорусские суворовцы всегда с нетерпением ожидают поездки в Анапу. И благодарны за этот подарок Парламентскому Собранию Союза Беларуси и России.

Ирина ПРИМАК
___________________________

«У каждого в жизни – своя дорога…»

Кто-то верит в то, что на этой Земле у каждого из нас есть свое предназначение, у других подобные слова вызывают лишь улыбку. Скорее всего, последним просто не повезло столкнуться с теми, кто всю жизнь посвятил одному делу и не видел для себя иного пути. На самом деле такие люди – самые счастливые, ведь им не нужно мучиться вопросом о том, правильно или нет сделан выбор, они просто достойно исполняют свою работу и счастливы этим. Глядя на Леонида Александровича Резника, который посвятил всю свою жизнь военной службе и, став писателем, продолжил военную тему в своих произведениях, очень сложно усомниться в том, что предназначение все-таки есть.

Леонид Александрович родился в 1934 году, и Великая Отечественная война ворвалась в его семью так же, как и в миллионы других. «Война отложила глубокий, печальный след в сознании даже такого маленького человека, каким был я», – говорит Леонид Александрович. И, таким образом, именно Великая Отечественная предопределила его дальнейшую жизнь.
Тогда для многих мальчишек, находившихся под впечатлением от славных побед нашей армии, военное училище становилось целью после окончания школы. Восторгом и примером для подражания были солдаты, идущие в строю по городу с песней или под марш военного оркестра и офицеры в красивой форме, танцующие с девушкой на танцплощадке в парке.
Понимали: быть офицером – это почетно».
В сентябре 1945 года в Горьковское суворовское военное училище дополнительно набирали 50 ребят только 1934 года рождения. Среди них был и наш герой. На семь лет Суворовское училище стало для него домом.
С тех пор прошло уже больше шестидесяти лет, но до сих пор Леонид Александрович с любовью и теплотой вспоминает о тех, кто окружал его в то время, о том, как его самого воспитали детство и юность, проведенные в погонах. По словам нашего героя, именно в училище ему дали моральную, духовную и физическую закалку, научили выносливости и постоянной работе над собой. «Мы вынесли оттуда не только прочные знания, но и чувство особого военного братства, дружбы, коллективизма, единства, которые дают нам всем право на всю жизнь говорить: «Я из суворовцев!» Эти чувства глубоко заложены в нас. За годы жизни, службы, где бы мы ни встретились с генералом или лейтенантом, командующим или командиром взвода, а то и просто с человеком в гражданской одежде, на груди которого значок с профилем Великого полководца и с буквами СВУ, трудно не остановиться, не заговорить, не поинтересоваться, какое училище и когда окончил, чем занимается сейчас», – говорит наш герой.
Леонид Александрович прожил долгую, сложную, полную испытаний, но очень интересную и в чем-то даже поучительную жизнь. Почти 40 лет он прослужил в Вооруженных силах нашей страны. Леонид Александрович получил звание полковника, когда ему еще не было и сорока лет! Был награжден орденом «За службу Родине в ВС СССР» III степени и, кроме того, еще стал кандидатом политологических наук.
– Леонид Александрович, расскажите, пожалуйста, о своей военной службе. Как получилось, что вы стали еще и политологом?
– После окончания Суворовского училища в 1952 году я два года учился в Одесском Краснознаменном пехотном училище имени К.Е. Ворошилова. Учился отлично и окончил училище по первому разряду. В июле 1954 года мне было присвоено первое офицерское звание – лейтенант. Осенью 1954 года началась совершенно новая для меня, самостоятельная жизнь, жизнь молодого офицера.
Я был назначен командиром учебного взвода в полковую школу, где в течение шести месяцев готовили младших командиров. Сделал два выпуска, и оба были оценены на «отлично».
В ноябре 1955 года по рекомендации политического отдела дивизии я был избран секретарем комитета комсомола артиллерийского дивизиона 198-го Гвардейского артиллерийского полка дивизии.
Прошли годы на различных должностях комсомольской работы.
В октябре 1960 года я получил назначение в город Орджоникидзе в Высшее Северо-Кавказское военное техническое училище войск ПВО страны – помощником начальника политического отдела училища по комсомольской работе.
Сама обстановка в Высшем военно-учебном заведении побуждала к учебе, повышению своих знаний.
Мне шел 28-й год. Рамки знаний, которые я получил в военном среднем училище, стали меня стеснять, особенно при общении с офицерами старшего звена.
В 1962 году я был принят слушателем первого курса факультета Противовоздушной обороны страны Военно-политической академии имени В.И. Ленина.
После окончания академии я, один из трех выпускников, сразу был назначен начальником политического отдела зенитного ракетного полка ПВО на Дальнем Востоке.
Последние 10 лет службы прошли в городе Баку в должности начальника политического отдела Специальных частей и учреждений Закавказья.
Уволился из рядов Вооруженных сил СССР в феврале 1989 года по собственному желанию, когда понял, что ценности, в которые мы свято верили и которым честно служили, рушатся. Так сложилась моя жизнь и служба в Советской армии после Горьковского суворовского военного училища. Но жизнь продолжалась.
Пять лет преподавал политологию в Институте социального управления и политологии. Затем по рекомендации Кабинета министров Азербайджана был назначен помощником генерального представителя госконцерна «АЗАЛ» – Азербайджанские авиалинии в Российской Федерации. В той должности проработал четыре года и два года был исполнительным директором авиакомпании «Супер-Авиа» в Москве. Уволился «вчистую» в феврале 2000 года.
– Отчего, будучи кандидатом политологических наук, вы не пишете о политике?
– Я из поколения 30-х годов двадцатого столетия. Позже это поколение стали называть «поколением памятных 60-х». Годы учебы в академии (1962-1966 годы, мне было 28-32 года) были годами, как говорят сегодня, «оттепели». Этот период начался вскоре после смерти Сталина в 1953 году и коснулся многих сторон жизни нашего общества. На XX съезде КПСС в 1956 году и на XXII съезде в 1961 году культ личности И. Сталина был подвергнут резкой критике. Началась реабилитация жертв репрессий.
К 1962 году небольшой «ветер перемен» ощущался и в нашей академии. Мы жадно ловили каждое слово преподавателей, улавливали новые акценты в оценках прошедших и текущих событий. Имя Сталина часто уже не произносилось. Нас предупреждали о недопустимости начетничества и формализма, слепого преклонения перед любыми авторитетами.
В период учебы в академии мы впервые начали получать иногда обрывочную, дозированную информацию о массовых репрессиях в тридцатые годы. Этого было достаточно, чтобы медленно, часто еще неосознанно, но начался период частичной переоценки ценностей в истории нашего государства и партии, которыми жило наше общество до той поры. Когда мы слышали о миллионах безвинно погибших, мы очень переживали и спокойно об этом говорить не могли.
Медленно, но происходила переоценка ценностей социализма и коммунизма в сторону социал-демократии. Эти мнения крепли и особенно сформировались в конце 80-х годах. В 1989-1993 годы я преподавал в Бакинской зональной высшей партийной школе (Бакинская ВПШ) два года и три года – в Институте социального управления и политологии. Именно в эти годы у меня появилось отвращение к публичной политике. Я не состою ни в одной партии. Именно поэтому о политике я предпочитаю не писать.
– Что послужило началом вашей творческой – писательской деятельности?
– В феврале 2000 года, когда завершилась моя 46-летняя трудовая деятельность, я ощутил громадный пробел в моей жизни, какую-то пустоту и никчемность. Такие мысли у меня появились впервые. Необходимо было заняться чем-то интересным для себя и полезным для моей семьи. Вместе с тем чувство потери места в жизни, сознание никчемности были для меня совершенно недопустимы. Встал вопрос: что делать, как сохранить себя как личность, чем занять освободившееся время, как использовать свои знания, силы и энергию, богатый опыт аналитической и творческой работы?
Я давно заметил, что чем старше становится человек, тем острее ощущает он потребность в каком-то итоговом осмыслении прожитой жизни. Психологи утверждают, что привычка периодически обращаться к воспоминаниям хорошо тренирует память. А память, как всякая иная функция организма, чтобы не угаснуть, нуждается в постоянной работе и тренировке.
Еще более ясно выразился по этому вопросу великий русский писатель Алексей Толстой: «…память – основа разума!»
Я поверил их словам и начал работу над книгой «Воспоминания по дорогам моей жизни». Я твердо решил сделать все возможное, чтобы обогатить и продлить активную часть моей жизни на Земле, не унывать и не сдаваться. В то же время эта работа приносит и моральное удовлетворение, позволяет как бы заново прожить жизнь, не отрываясь от реальной действительности.
– В своих «Воспоминаниях…» вы затрагиваете вопрос чести. Скажите, пожалуйста, что такое честь для суворовца?
– С юных лет в Суворовском военном училище нас воспитывали, что честь человека, и прежде всего военного человека, превыше всего. Часто мы повторяли заповедь суворовских богатырей: «Поступать по совести, но помнить о долге». Была и такая: «Душу – Богу, сердце – даме, честь – никому». У нас был негласно выработан «Кодекс чести». В эти годы я не помню, чтобы задумывался над смыслом этих слов. Они были для меня естественными, как дисциплина, правдивость, искренность, дружба, уважительное отношение к товарищам в коллективе, как гордость за героическую историю нашего государства. С годами все чаще я ставил перед собой вопрос, что такое честь, совесть и какое место эти понятия занимают в жизни человека?
Убежден, честь – это достойные уважения и гордости моральные качества и этические принципы личности. Первичной основой чести всегда является убеждение в неизменности нравственного характера человека. Поэтому потерянную честь нельзя восстановить, если только она не потеряна по причине клеветы, оговора, ошибки или недоразумения.
– Что бы вы хотели пожелать тем, кто мечтает стать настоящим суворовцем?
– Дорогие друзья! Я бы не хотел агитировать всех поступать в суворовские училища или кадетские корпуса. В конечном итоге, каждый человек сам выбирает свой путь в жизни. Но, если тебе нравится военная служба и ты твердо решил стать военным человеком, конечно, стремись поступить в суворовское училище или в кадетский корпус. В их стенах тебе дадут прекрасное образование, воспитание и перспективу в жизни. Запомни: чтобы поступить в эти учебные заведения, надо быть физически и морально здоровым человеком.
И еще, анализируя прожитую жизнь свою, родных и близких, друзей и товарищей по Суворовскому училищу и академии, по службе и работе, я вновь и вновь убеждаюсь в верности бытующего мнения, что у каждого человека на Земле есть своя дорога. И если человек находит свою дорогу, он счастлив.
Как говорят, человек – это возможность, жизнь – это творчество. С этим невозможно не согласиться. Вступая в пору юности, как правило, каждый человек знает свою дорогу. В эти годы все ясно, все возможно, все под силу и люди не боятся мечтать о том, что бы они хотели сделать в жизни. Так было и у меня.
Потом появляется какая-то неуверенность. Очень важно уметь преодолеть это состояние, только в этом случае закаляется твоя воля, укрепляется твой дух.
Жить – значит действовать, бороться, причем не только за жизнь, но и за полноту и улучшение жизни.
Моя жизнь подтверждает, что наряду с умом весьма существенным для нашего счастья является твердость характера, сила воли, терпимость, а нередко и мужество. В этом смысле для меня Человек – это борющийся человек, живущий наполненной жизнью в любых условиях. Именно такой идущий человек осилит дорогу собственного совершенства и добьется счастья в жизни.

Ирина ЛЕВИНА
_______________________

От Африки до Азии

Сергей Шпак – выпускник Минского суворовского военного училища 1982 года. Еще в юности судьба связала его жизнь с несколькими странами: украинец по национальности, родился в Латвии, долгое время жил с семьей в Германии, затем учился в Суворовском училище в Беларуси, а после учился в институте в Москве. Уже тогда словно было предопределено будущее – работа практически по всему миру и бесконечные переезды-перелеты. Сергей Петрович – военный переводчик и долгое время работал военным наблюдателем. Он владеет немецким и английским языками. За его плечами и война в Афганистане, и военные миссии в Африке и на Ближнем Востоке. Но, как признается сам Сергей Петрович, куда бы ни забрасывала жизнь, в каких бы сложных ситуациях он ни оказывался, знания и закалка, полученные благодаря суворовскому воспитанию, всегда его выручали. О годах обучения в Минском суворовском военном училище и о своей дальнейшей службе газете «Союзное вече» рассказал сам Сергей ШПАК.

– Почему вы выбрали для поступления именно Суворовское училище?
– Мой отец был военнослужащим, 10 лет прослужил в Латвии, потом 5 лет в Германии. Сомнений в том, куда поступать, не было. Более того, мой сосед, который был на год старше, уже поступил в Суворовское. Наша семья как раз возвращалась из Германии. И по соображениям отца, это был оптимальный вариант.
Конечно, присутствовала в те годы некая романтизация образа военного. Воспитывались мы все на фильмах «Офицеры» и «В бой идут одни старики». Был, конечно, определенный романтизм, но, с другой стороны, так как я сам из семьи военнослужащих и все детство провел по военным городкам, я с детства знал эту жизнь, понимал, что в те годы быть военным было престижно. Плюс возможность и свою страну посмотреть, и за границу съездить.
– Чем запомнились вам годы обучения в Суворовском?
– Как правило, по общеобразовательным дисциплинам мы, минчане, были впереди всех остальных. Очень многое зависит от офицеров, занимающихся воспитанием суворовца. У нас, что мне очень нравилось, почти все офицеры-воспитатели были выпускниками Института физической культуры. Некоторые были в сборной Союза. Многие офицеры разряды выполняли сами. Летом нас вывозили в лагеря. Моему командиру взвода было за 40. И вот марш-бросок – шесть километров. Мы бежим с оружием, в сапогах, и он рядом с нами бежит, тоже с автоматом. Разве что фуражку менял на пилотку, чтобы было удобнее бежать.
Между суворовцами были особые взаимоотношения. Мы достойно относились друг к другу, также достойно к нам относились офицеры и преподаватели. «Один за всех и все за одного» – всегда было для нас железным правилом. Круговая порука в хорошем смысле слова. Даже если нахулиганили. Если считали, что человек поступил неправильно – наказание терпели все, но потом разбирались с виновником уже сами. В годы обучения, конечно же, был юношеский максимализм, бескомпромиссность. У нас очень не любили врунов, не было жизни ворам. Случалось, что кто-то попадался на воровстве – потом он об этом жалел. Иногда достаточно было одного разговора. Жутко ненавидели «мазистов», т.е. блатных, которые пользовались своими связями и задавались.
Конечно, у тех, чьи родители работали за рубежом, обеспеченность была лучше. У нас у одного парня был маленький магнитофон, который мы старательно прятали от офицеров. По вечерам слушали музыку. У него родители были в Алжире и присылали ему целыми блоками записанные кассеты с музыкой, которую крутили по алжирскому радио. Вся западная музыка, свежая, новенькая. А какой-то патологической зависти никогда не было. У кого руки протягивались к чужим вещам, с теми поступали жестко.
– Как наказывали?
– Бывало, что и физически. Бывало, что и морально. Был случай: одного товарища поймали на воровстве. Он просто сидел в классе, а на доске было написано: «У нас в взводе есть вор, и мы знаем, кто это». Эта надпись постоянно была у него перед глазами. После этого он ни на чем не попадался.
– Какие в те годы были праздники для суворовцев?
– В первую очередь спартакиады. Существовала дополнительная группа спортсменов, с которыми проводили занятия по всем секциям. Общий уровень физической подготовки у нас был хорошим. Иногда даже обидно было, что не всех берут в спортсмены. К сожалению, дополнительно заниматься стрельбой или еще каким-нибудь видом спорта не получалось. Плаванием – тоже: у нас не было в училище бассейна. Но именно в училище меня научили ходить на лыжах. И уже в институте для меня не составляло никакого труда сдавать все нормативы.
– Были ли у вас в юности и есть ли сейчас любимые фильмы и книги о военных и о войне?
– Я обожал и постоянно перечитывал «Два капитана» Каверина. Еще одна моя любимая книга – это «Одиссея капитана Блада». А кино – «В бой идут одни старики». Знаю этот фильм наизусть, так же, как и фильм «Аты-баты, шли солдаты». Просто все это очень напоминает мне годы службы. Люблю и некоторые американские фильмы. Очень понравился фильм «Взвод» Оливера Стоуна. Я посмотрел его после возвращения из Афганистана. Многое отличается, но много похожего. Особенно что касается человеческих взаимоотношений. О войне снимать сложно, тем более человеку, не познавшему ее. Но некоторые фильмы достойны упоминания. Хороший фильм про Афганистан – «Афганский излом». Без всякой бравады и суперменства.
– Что вам дало обучение в Суворовском? Какой бесценный жизненный опыт, который пригодился вам потом?
– Суворовское дало мне очень многое – то, что я вряд ли получил бы в обычной школе. В Суворовском нам очень хорошо преподавали иностранные языки. На них был основной упор. И, конечно же, физическая и нравственная закалка. Когда я попал в Афганистан, именно суворовский опыт помог мне там выжить.
Говоря об уровне подготовки, могу привести такой яркий пример: в моем взводе после поступления в Суворовское было 26 человек, почти все они сдали вступительные экзамены на хорошие отметки. После первой четверти у нас из 26 человек был один хорошист. Все остальные – двоечники. Настолько высокими были требования. Я, при том что сдал экзамены при поступлении на «отлично», имел две двойки. Было правило: за двойки в первой четверти не отчисляли. После второй четверти отчисляли, если двоек было больше двух. Фактически давали возможность для того, чтобы человек подтянулся. И преподаватели относились к нам по-отечески. Понимали, что мы в определенной степени ограничены в родительской заботе и ласке. Но это никогда не мешало предъявлять к нам преподавательские требования. Приходилось прилагать серьезные усилия для учебы.
– Что было после окончания Суворовского?
– Поехал поступать в военный институт Министерства обороны. Сдал экзамены, попал на одногодичные курсы. Затем попал на два года в Афганистан. После чего еще четыре года доучивался в Москве. А дальше была работа за границей. С 1994 года я занимался миротворческой работой. Преподавал на курсах наблюдателей ООН, ездил за рубеж как наблюдатель. Я до сих пор военный, в звании подполковника. Но уже скоро увольняюсь.
– Как сложилась дальнейшая судьба и карьера тех, кто с вами учился?
– Большинство уволились. Сейчас из моего взвода в Вооруженных силах остались, наверное, человек пять. Кто-то служит в России, кто-то – в Беларуси, кто-то – на Украине. А в основном пошли в бизнес. Как говорил наш командир взвода на одной из наших встреч: «Лопатой из вас никто не работает».
– Вы два года прожили в Минске. Часто ли возвращаетесь в город, с которым связаны суворовские годы?
– Не так часто, как хотелось бы. Но ностальгия очень сильна. Я очень люблю Минск. Мне нравятся изменения, которые произошли в архитектурном плане города в последние 10 лет. И я всегда считал, что минчане – особенные люди, очень приятные и душевные. В прошлом году мы, выпускники, отмечали в Минске 55-летие нашего училища.
– Много ли вы ездили по миру? Какие поездки и страны запомнились больше всего?
– Все эти поездки у меня были связаны либо с только что закончившимися боевыми действиями, либо с вялотекущими. Мне проще сказать, где я не был. Был в Афганистане. Два года работал переводчиком в Танзании. В 1994 году отучился в Швеции на курсах штабных офицеров ООН, профессионально занимался миротворческой деятельностью. Я был и военным наблюдателем в Руанде, Ираке, Кувейте, Либерии. Был начальником отдела переводов в авиационной группе в Анголе. Был военным монитором в Непале. В основном ездил по африканским странам. Но посетил и США, и Германию. Каждая страна уникальна и запомнилась мне чем-то особенным, сложно выделить какую-то одну.
Работа за рубежом была нелегкая. Иногда месяцами приходилось жить в палатках, самому готовить пищу. Иногда работать приходилось до 15 часов в сутки. Плюс 24 часа на связи. Месяцами без выходных. В Либерии я работал на разоружении и демобилизации вооруженных формирований. За первые полгода у меня было только четыре дня выходных. А все остальное время – на работе. Один раз отпросился на два дня, доехал до столицы, только переоделся – раздался звонок. Я оделся и уехал обратно. Но эта работа была безумно интересной.
– Какой вы запомнили войну в Афганистане?
– В 1983-1985 годах я был в Афганистане. Сначала был переводчиком артиллерийского полка. Потом попал в пехоту. Молодые мы были тогда, безалаберные, семей еще не было – ничто не держало. Делали много глупостей. Сейчас просто волосы дыбом встают, когда вспоминаешь.
Мы были младшими лейтенантами, а работали в коллективе, в котором все остальные офицеры были майорами и подполковниками. Это накладывало определенный отпечаток. Доходило до того, что начальники говорили: «А вот я когда лейтенантом был, только за пивом и за колбасой бегал для своих командиров». А нам воспитание и престиж профессии этого не позволяли делать. На почве этого иногда и возникали конфликты. А в целом, все понимали, что под одним Богом, под одними пулями ходим, и старались не портить отношения.
– В ваши годы обучения еще не было училищ для девочек. Сейчас они существуют. Что вы думаете о такой часто обсуждаемой проблеме, как женщина в Вооруженных силах?
– Знаете, когда я еще только учился, первое время война навевала романтику, но только до тех пор, пока я не попал в Афганистане в госпиталь и не увидел раненых и покалеченных женщин из числа гражданских. Я считаю, что женщина – это в первую очередь мать. Если она оказалась на войне, она должна только помогать раненым: гораздо приятнее, когда в госпитале за тобой ухаживает женщина. Но не ходить в атаку. Это не ханжество с моей стороны. Не могу я смотреть, когда эту красоту железом рвет!
– Какое напутствие вы могли бы дать поколению молодых суворовцев?
– К глубокому сожалению, сегодня военное образование теряет популярность среди молодых людей. Нынешнее поколение суворовцев постигает военное дело в очень тяжелое для армии время. Офицер больше думает о том, как прокормить семью, а не о том, как нормально заниматься боевой подготовкой. Я – подполковник, прослужил 27 лет в Вооруженных силах. Что уж говорить о молодом лейтенанте. Он же молодой, и ему хочется погулять, встретиться с любимой девушкой. Если в наши времена поход на дискотеку влетал нам в хорошую копейку, что уж говорить о сегодняшнем дне.
Но какие бы сложные времена мы ни переживали, всегда нужно помнить: есть такая профессия – Родину защищать. И это не просто высокие слова. Она действительно есть, и это прерогатива мужчины. Он всегда должен охранять свой дом. Так повелось с древних времен, с зарождения человеческой цивилизации. Помимо этого, мужчина обязан оставаться человеком. И никогда не пренебрегать знаниями. К сожалению, мы все сегодня во власти меркантильных интересов. Но не нужно сводить все к выгоде. Военному человеку также очень важно, создавая семью, правильно выбрать спутницу жизни, чтобы, по крайней мере, на службе не отвлекаться на тыловые проблемы. Главное – знать, что дома тебя любят и ждут, и тогда будешь спокоен.

Беседовала
Татьяна КУТАРЕНКОВА

_______________________

Суворовская школа жизни

Выпускник Санкт-Петербургского суворовского военного училища Олег Мандров сегодня – специалист по коммуникационному консалтингу. Военная карьера не стала частью его биографии, но о времени обучения в Суворовском Олег вспоминает с особой теплотой. Ведь именно там он приобрел настоящих друзей и твердую армейскую закалку.

– Как пришла мысль поступать в Суворовское и было ли это вашим решением?
– Я поступил в Ленинградское суворовское училище в 1990 году. Большинство учащихся были сыновья военных. И для меня поступление в Суворовское тоже стало продолжением семейных традиций. Мой отец был военным, дед был военным… Готовиться к серьезной военной карьере, конечно, лучше начинать как можно раньше.
Таким образом, после 8-го класса школы передо мной другого выбора не было. Хотелось поступить, потому что в те годы было такое патриотическое воспитание. Главное – решить, в какой город ехать поступать. Выбрал Ленинград по той причине, что в этом училище преподавали французский язык, а я в школе начал изучать французский язык. К тому же Ленинград – очень красивый город. Хотелось его посмотреть и лучше узнать.
– Начали учиться в одном государстве, а закончили в другом?
– Да, поступил в 1990-м, а окончил в 1992 году. Я попал в переходный период. У всех была надежда на то, что это временные трудности, но, как мы знаем, многие союзные республики начали обретать независимость и самостоятельность. Украина даже дальше пошла – начала формировать свою собственную армию. Это отразилось и на нас, суворовцах. Наш коллектив состоял процентов на 20 из москвичей, еще процентов 25 – товарищи со всей России, и процентов 25 – украинцы. И соответственно, у нас произошел раскол коллектива. Украинцы, приезжая из дома после отпуска, были уже другими. Они понимали, что будут служить не в российской армии, а именно в украинской. Но были ребята, которые хотели остаться в российской армии. В те годы эта ситуация существенно осложняла наши отношения. Тем не менее дух коллективизма был сильнее, чем политические предпочтения.
– Друзей настоящих вы приобрели в училище?
– Во взрослой жизни найти настоящих друзей значительно сложнее. И я могу сказать, что друзьями мы становились, когда вместе преодолевали трудности обучения в училище. С той поры у меня остались друзья, мы встречаемся, общаемся, вспоминаем те годы, вместе стараемся найти выход из каких-то сложных ситуаций.
– Как проходили ваши дни в училище?
– Мы учились по принципу «спорт плюс образование», с добавлением, естественно, военных предметов. Распорядок дня был довольно жесткий. После занятий – самоподготовка. В это время воспитатель, который был в каждом взводе, присутствовал в процессе подготовки уроков курсантов и следил за качеством подготовки. А потом ужин и отбой.
Для творчества, по сути, времени не было. Но, конечно, воспитанники находили время и создавали группы, выступали и активно тренировались… Я большую часть времени проводил за занятиями спортом или учебой. Каждый выбирал то, что ему интересно. В суворовских училищах очень серьезная система образования, намного выше, чем в школе. И образование подконтрольно.
Были и такие, кто не выдерживал физических нагрузок. Уходили по медицинским противопоказаниям. Из 100 поступивших курсантов 30 уходили точно. Но уходили не потому, что не хотели учиться в Суворовском, а потому, что не получалось.
– На личную жизнь время было?
– Скажем так, количество свободного времени напрямую зависело от того, как учишься. Если учишься хорошо, то все выходные можешь заниматься личными делами. Можешь гулять по городу, общаться с девушками, ходить в кино. Проблем с учебой у меня не было, я мог законно отдыхать. Конечно, были и организованные походы в театры, музеи, кино, в парки, и эти мероприятия проходили независимо от успеваемости.
– А какую музыку слушали?
– Конечно, аппаратура необходимая была, и каждое поколение пыталось пополнить имущество новыми гитарами, новыми усилителями. В то время были популярны такие группы, как «Технология», тогда еще малоизвестный «Рондо», группа «Мастер», уже был популярен тяжелый рок, группа «Ария». В Питере в «Юбилейном» проходили концерты, и мы ходили на них. В то время гремел Виктор Цой с группой «Кино», и мы его слушали.
– Дискотеки были?
– Дискотеки были для нас отдельным мероприятием. Не часто, но в общем было два варианта: или организовать дискотеку у себя и пригласить девушек, или пойти на какую-то общественную дискотеку. Во втором случае все заканчивалось какими-то историями…
– Расскажите, пожалуйста.
– Ну, скажем так, в Санкт-Петербурге еще есть одно училище – Нахимовское, это училище такого же плана, только там готовят моряков. С этими ребятами у нас были довольно сложные отношения. Когда мы встречались группами в городе, происходили столкновения на уровне словесных разборок, но нашему курсу, кстати, удалось эти отношения сделать более ровными, вплоть до того, что потом мы даже в выходные вместе отдыхали. Самые главные противники любого начинающего военного – это, конечно, гражданская молодежь, а дискотеки – это именно та площадка, где происходили столкновения гражданской молодежи с нами, но в большинстве случаев победа была за нами! Конечно, на дискотеках все происходило из-за девушек. В Петербурге была такая дискотека в «Доме пионера и школьника», она могла вместить человек пятьсот. Был однажды случай, который запомнился. Когда те, кто оставался в училище, получили сигнал о том, что происходит недалеко, прибежали спасать товарищей. Помню, что улица наполнилась черной массой людей в военной форме, суворовцы стояли как один друг за друга.
– С сегодняшними суворовцами общаетесь?
– Традиционно все суворовские училища каждый год устраивают дни открытых дверей. Обычно это юбилейная дата училища. Там собираются люди разных годов выпуска, бывают и довольно преклонного возраста, окончившие училище несколько десятилетий назад. Иногда по итогам таких мероприятий выходят брошюры, книги. Мы стараемся поддерживать связь друг с другом. Есть училища, кадетские братства.
– Современное Суворовское отличается от того заведения, куда поступали вы?
– Думаю, да, потому что суворовские училища с момента своего основания пережили три этапа своей истории. Изначально они были созданы для того, чтобы принимать на обучение детей, родители которых погибли в ходе Великой Отечественной войны. Детей забирали после 4-го класса. Обучение проходило в течение семи лет. Мой отец учился семь лет в Суворовском училище. Потом придумали, скажем так, более «облегченную версию», но я не знаю, с чем это связано. Обучение было переведено на двухгодичное.
– Какой важный жизненный опыт вы приобрели за время обучения в Суворовском?
– Прежде всего, это самостоятельность. Воспитанник, обучаясь в Суворовском, находится в отрыве от семьи. Сегодня я могу сказать, что мне это пошло только на благо. Проживание в училище сильно отличается от семейных устоев. Это психологически закаляет ребенка. Когда оказываешься в коллективе, начинаешь приобретать навыки совместного общежития, приходится отвечать за свои поступки и слова в разных жизненных ситуациях. Качества, не совместимые с жизнью в коллективе, – лживость, воровство, самоутверждение за счет слабых и др. – все это быстро лечится. Воровство, к примеру, каралось побоями и исключением из училища. Таких курсантов сначала отселяли в санчасть, а оттуда уже отправляли домой. Воспитанники, я думаю, усваивали эти уроки на всю жизнь.

Беседовала
Алена ВАРНАЧЕВА