Союзное государство

Праздник, объединяющий народы

Праздник, объединяющий народы
Праздник, объединяющий народы

К номеру:   ()


01 Июля 2009 года

Продолжение... Николай Басков – человек-праздник Николай Басков всегда вызывал в обществе «бурю эмоций». То обсуждают внешний вид певца, то неудачный брак, то новую пассию – красавицу Оксану Федорову. Не утихают споры о вокальных данных исполнителя. Одни считают его голос волшебным, другие настаивают на его обыденности. Правда, пока идут споры, Басков ездит с гастролями, собирает большие концертные залы, а по выходным неизменно появляется на телеэкране в качестве ведущего «Субботнего вечера». – Николай, как же вас представлять: певец, телеведущий, шоумен?.. – Я сказал бы – «всеобъемлющий артист». Сам не знаю, как меня на все хватает. Из Мюнхена после совместного с Монтсеррат Кабалье классического концерта прилетаю в Петербург петь оперу, оттуда – в Москву на «Песню года», потом – снова оперная сцена, затем – запись программы «Звездный лед». Сейчас я здесь, на «Славянском базаре в Витебске» в качестве председателя жюри молодежного конкурса. А впереди – плотный гастрольный график, съемки в «Голубом огоньке на Шаболовке». Между всем этим еще умудряюсь «зажечь» в каком-нибудь клубе. Когда я долго пою только эстрадные песни, начинаю скучать по оперной сцене. И наоборот. Вряд ли что-то кардинально изменится в будущем, скорее всего, так и буду «сидеть на двух стульях». И с программой «Субботний вечер», которую я веду уже несколько лет, расставаться не хочется. Да и потенциал шоумена я в себе чувствую – шутить люблю. Я вообще человек очень веселый, балагур. – Когда-то на сцене Большого театра вы стали самым молодым Ленским за всю историю оперы «Евгений Онегин» – вам не было и двадцати двух лет... – Знаете, когда я пришел в Большой театр, Лемешева и Козловского уже не было, но оставались их престарелые поклонницы. И всю свою любовь они перенесли на меня. Как-то выхожу с ариозо Ленского: «Я люблю вас, я люблю вас, Ольга...» И вдруг с галерки старческий голос: «Коленька, я вас тоже люблю!» А если серьезно, то опера – это как первая любовь. И эту любовь к опере я несу и пронесу в своем сердце всю свою жизнь. Тем более что у меня такие замечательные учителя... – Вы о Монтсеррат Кабалье? – Да, мне очень приятно, когда она говорит, что у нее есть единственный ученик – Николай Басков. Благодаря этому я и вошел в историю музыкального мира. Помню, Монтсеррат мне как-то рассказывала, что ей задали вопрос: «А вы предлагали Фредди Меркьюри поучиться опере?» На что она ответила: «Да, я предложила. Но у него, к сожалению, не было таких верхних нот, как у Баскова». Монтсеррат – моя вокальная мама. Я получил феноменальную вокальную технику. Чтобы вы поняли, приведу пример: есть у одного человека дорогущая машина, и он может ее только водить, а у другого человека есть такая же машина, и он знает, как ее собрать и разобрать. Вот я и могу благодаря Монтсеррат собрать и разобрать голос. Пройдут годы, возьму учеников и поделюсь с ними профессионализмом и мастерством. – Как вы относитесь к критике в свой адрес? – Комментариев по поводу своего стиля, пения выслушал много и хочу сказать: пусть говорят. Ошибаются те, кто считает меня эстрадным исполнителем, положившим арии на вторую полку. Доказывать никому ничего не собираюсь. Придите на концерт, послушайте исполнение мной серьезных произведений, тогда и выносите вердикты. Хочу заметить, что карьеру в опере делаю без спешки, но зато упорно. Я еще молод, а голос зреет, как вино, с каждым днем становясь все выдержаннее, все сочнее. Так что будьте добрее, мои дорогие критики! Алексей КОРОЛЕВ ____________________ «Моя профессия – и работа, и хобби» Так уж сложилось, что на нынешнем «Славянском базаре в Витебске» в международном конкурсе исполнителей эстрадной песни участвуют два выходца из Гомеля – 23-летний Андрей Колосов, представляющий Беларусь, и 26-летний Дмитрий Даниленко, который выступает за Россию, где он сейчас живет, учится и работает. Однако не белорусские корни Димы стали его козырной картой – позади очень жесткий отбор. Сильных претендентов было много, но в итоге профессиональное жюри во главе с Николаем Басковым отдало предпочтение Даниленко. – Дмитрий, в отличие от большинства российских конкурсантов прежних лет, многие из которых впервые приезжали в Беларусь, вам, как говорится, будут помогать родные стены. Вы ведь родились в Гомеле и большую часть жизни прожили в этом городе... – Да, я действительно родился в Гомеле и прожил там 22 года. Потом поступил в Санкт-Петербургскую консерваторию на вокально-режиссерский факультет. Так что сейчас живу и учусь в северной столице России. – Помните ли вы свои первые музыкальные шаги? С чего начался ваш «роман» с песней? – То, что я солировал вместе с магнитофоном в детстве, вряд ли можно назвать первыми музыкальными шагами. Скорее, первыми признаками музыкальности. Более-менее профессионально заниматься музыкой я начал в пятом классе, когда поступил в школу искусств по классу аккордеона. Отучившись, перешел к освоению гитары. Ну а как играть на гитаре и не петь? Тем более если это получается довольно неплохо. – Почему вдруг в вашей биографии появился Белорусский государственный университет транспорта? Кстати, на кого вы там учились? – После окончания школы была мысль пойти по музыкальной стезе, но... Сами понимаете, для людей, которые с этим никогда не были связаны, у которых даже среди знакомых нет музыкантов, это непросто. Но попытка была. Я поступил в Гомельский государственный колледж искусств на вокальное отделение и уже мог быть туда зачислен. Однако здравый ум и близкие говорили, что певец – не профессия. Поэтому забрал документы из колледжа и поступил в Белорусский государственный университет транспорта. Кстати, именно в это время я познакомился со своим первым педагогом по вокалу – тенором Иваном Степановичем Проценко, заслуженным артистом СССР. После третьего курса перевелся на заочное отделение университета. А параллельно поступил туда, откуда три года назад забрал документы, – в колледж искусств имени Ф.Н.Соколовского. Конечно, на фоне этих событий я участвовал в концертах и различных музыкальных конкурсах, причем небезуспешно. Пару лет пел первым тенором в хоре мужского Никольского монастыря в Гомеле. Выступал на разных сценах – от маленьких ресторанных до больших государственных площадок. Получив университетский диплом, я еще продолжал учиться в колледже искусств, но не окончил его и уехал в Питер. Поступил там в консерваторию. – Насколько мне известно, вы в Питере не только учитесь, но уже и работаете в театре музыкальной комедии... – В этот театр я попал по результатам прослушивания, которое устраивается периодически. Я тогда еще не окончил первый курс консерватории, и для меня приглашение работать в театре было предметом необыкновенной гордости. – Судя по всему, эстрада вам по-прежнему не чужда? – С эстрады я начинал, и, если честно, она мне ближе. Но и эстрада очень даже разная бывает... – Во время проходившего в Москве отбора российского исполнителя для участия в витебском конкурсе жюри возглавлял Николай Басков. Он же нынче председательствует и в жюри этого международного конкурса на «Славянском базаре». И уже пошли разговоры о том, что он вас протежирует... – С Николаем Викторовичем я познакомился в прошлом году на международном конкурсе «Романсиада», где мне присудили Гран-при. Кроме того, он вручил мне тогда свою личную премию. На данный момент считаю это самым большим своим достижением в конкурсах, хотя и раньше получал первые премии и Гран-при. Вторая наша встреча с Басковым состоялась на отборочном туре «Славянского базара», где опять вышла вперед моя кандидатура, возможно, благодаря голосу Николая Викторовича. Этим наше знакомство пока и ограничилось. Следующая встреча уже будет в Витебске. Надеюсь, я выступлю достойно и не заставлю председателя жюри пожалеть о том, что он поддержал меня... – Кстати, как проходил отбор в Москве? Действительно ли сильные были конкуренты? – Я никогда не слушаю выступления своих соперников. Это сбивает. Поэтому ничего о них сказать не могу. – Дмитрий, следили ли вы раньше за происходящим на «Славянском базаре»? Доводилось ли бывать в Витебске? – За «Славянским базаром» следил каждый год, когда жил в Беларуси. В Витебске был один раз, ездил в гости к друзьям. – Знакомы ли вы со своим земляком Андреем Колосовым, который в этом году будет представлять на конкурсе Беларусь? – Мы знакомы с Андреем. Гомель – город небольшой, и все музыканты друг друга знают. Правда, в силу разных обстоятельств общались мы довольно мало. Об Андрее могу сказать, что это хороший, добрый, талантливый парень. Я рад его успехам и желаю ему удачи в дальнейшем. – Какие песни вы будете петь на конкурсе в Витебске? – Для «Славянского базара» я подготовил три песни. В день жеребьевки исполню «Заклятье» Евгения Мартынова. А на самом конкурсе буду петь «Княжну» Вячеслава Шарапова, художественного руководителя ансамбля «Песняры», и «Фантастику» Филиппа Киркорова. – Готовите ли специальные костюмы, какое-то шоу? Чем, кроме вокала, намерены покорить жюри и зрителей? – Разумеется, под каждый номер шьется костюм, идет серьезная подготовка. Хочется не просто выступить, а стать первым. – Приходилось ли раньше пересекаться с оркестром Михаила Финберга, в сопровождении которого вы будете петь одну из своих конкурсных песен? – До этого, к сожалению, мне не приходилось сотрудничать с оркестром Михаила Яковлевича. Но я уверен, что профессионализм белорусского маэстро поможет мне достойно выступить. – Чем вы увлекаетесь помимо музыки и вокала? – На что-то еще помимо музыки и вокала, увы, не хватает времени. Есть учеба и работа, и это забирает все время. Так что моя профессия одновременно является и работой, и хобби. – Есть ли у вас талисман или какой-то особый ритуал перед выходом на сцену? – Мой талисман – это те люди, которые волнуются за меня и поддерживают. Пока такие люди есть, все у меня будет в порядке! Виктор КУКЛОВ Самая верная поклонница – мама В Гомеле живут родители Дмитрия Даниленко – Людмила Михайловна и Виктор Павлович, которые, конечно же, будут следить за выступлением сына в Витебске и болеть за него. Накануне конкурса наш корреспондент пообщалась с мамой Димы. – Людмила Михайловна, каково это – иметь талантливого сына? – Это очень приятно, хотя и волнительно. Всякий раз, когда сына ждет очередное выступление, серьезный конкурс или просто участие в концерте, мы вместе с ним переживаем. Ну а «Славянский базар» – это особенно ответственно. Конечно, когда-то Дима и думать не мог о том, что удостоится чести быть его конкурсантом. Но прошли годы, он добился определенных творческих успехов, а потому сегодня его участие в главном конкурсе Беларуси воспринимается как закономерность. – Когда вы поняли, что у него есть способности к музыке и вокалу? – Очень рано, когда Дима еще ходил в детский сад. Вспоминаются утренники, когда моему малышу доставляло несказанное удовольствие петь и танцевать. У него это получалось лучше, чем у других ребят. Было понятно, что ребенок обладает и слухом, и хорошим голосом. Когда он подрос, мы отдали его в музыкальную школу, где он учился по классу аккордеона, освоил игру на гитаре. Кроме того, и в школе, и в Белорусском государственном университете транспорта, где Дима получал высшее образование, все время принимал участие в концертах, вечерах. – У кого-то из вашей семьи были музыкальные способности? – Да, его прадедушка самостоятельно освоил игру на скрипке и великолепно играл на ней, об этом осталось немало семейных историй. Отец Димы, хотя и не поет, но обладает достаточно хорошим голосом, который, видимо, и передался сыну. На скрипке играет сестра Димы, которая живет сейчас в Загребе. Есть другие родственники, которые играют на музыкальных инструментах. Как самые близкие люди, мы всегда старались создать условия для развития Диминого таланта. В Беларуси рядом с ним было немало специалистов, которые помогали его творческому становлению. – Вы следите за его творчеством? – Когда представляется возможность, посещаю концерты с его участием. Иногда даже выезжаю в другие города. В частности, неоднократно бывала на концертах в Минске. Анализирую выступления, высказываю свое мнение. Поскольку Дима живет сейчас в России и очень занят, видимся нечасто, но постоянно созваниваемся. – А накануне «Славянского базара» виделись с сыном? – Да, приехав в Беларусь, он заскочил буквально на одну ночь в Гомель, чтобы повидаться с нами, и утром отправился в Минск по конкурсным делам. – Желаю удачи Диме, и пусть оправдаются ваши надежды! – Спасибо! Валентина ЛАЙКОВА ___________ Андрей КОЛОСОВ: «Пусть победит сильнейший» На международном конкурсе исполнителей эстрадной песни «Витебск-2009» Беларусь будет представлять в этом году солист Гомельской областной филармонии Андрей Колосов. Ему 23 года, у него внешность модели, добрая белозубая улыбка. Он очень обаятелен, буквально с первых минут общения располагает к себе. Белорусские специалисты, которые помогают ему готовиться к главному песенному конкурсу года с международным статусом, надеются, что в совокупности с проникновенной лиричной манерой исполнения эти качества помогут представителю нашей страны достойно состязаться с другими конкурсантами. Путь Андрея Колосова на сцену, как и факт его участия в «Славянском базаре», на первый взгляд воспринимаются как некий дар судьбы. Но это только на первый взгляд. Андрей, хотя и не имеет специального музыкального образования (окончил кулинарный колледж, некоторое время работал поваром, продолжает учебу в Могилевском государственном университете продовольствия), запел вовсе не неожиданно. Его мама Елена Петровна – профессиональная пианистка и певица, объездившая с концертами немало стран мира, стала для Андрея и «музыкальной школой», и «консерваторией», и преподавателем по вокалу. Она всегда понимала, что у сына талант. Но как человек, знающий о сцене и превратностях артистических судеб не понаслышке, придерживалась мнения, что неплохо бы получить какую-то другую специальность, а жизнь все расставит по своим местам. Андрей с детства любил готовить и принял поначалу решение закрепить эти навыки профессионально. Но когда обстоятельства подарили другую возможность, поспешил ею воспользоваться. Случилось так, что Андрей, работая поваром в ресторане под Гомелем, негромко напевал, готовя блюдо для клиента. Так, говорит он, дело лучше спорилось. Хозяйка ресторана, услышав радующее слух пение, предложила молодому работнику попробовать себя в ее заведении в качестве певца. Не раздумывая долго, Андрей согласился, ведь выступать уже приходилось – в школе, колледже принимал участие во всевозможных вечерах и концертах. Семь лет, преодолевая застенчивость, выступал в любительском театре, да и творческое общение с мамой давало уверенность, что все получится. С появлением молодого певца с приятным лирическим баритоном посетителей в ресторане заметно прибавилось. Многие стали приходить специально, чтобы послушать Андрея. Вернувшись из очередной творческой командировки, Елена Петровна узнала, что в ее отсутствие сын сменил профессию. Она обрадовалась этому и поддержала его. А спустя некоторое время последовали прослушивание в Гомельской областной филармонии и прием в качестве вокалиста в оркестр. Там Андрея Колосова встретили тепло, ведь знали его еще мальчишкой, которого приводила Елена Петровна. Началась серьезная работа на музыкальном поприще, гастроли с концертами по области и стране. Первое участие в конкурсе «Звездный Крым. Зимние каникулы» в украинских Черновцах принесло второе призовое место. Репертуар Андрея достаточно широк – песни о войне, популярные песни советского времени, известные белорусские и российские шлягеры. Его кумиры – Элтон Джон, «Песняры», Анатолий Ярмоленко, Валерий Дайнеко, Валерий Меладзе, Филипп Киркоров. Из молодого поколения – Александр Понайотов, Алексей Чумаков, которые, считает он, внесли свежую струю в современную эстраду. Интересны Андрею и многие другие отечественные и зарубежные певцы, которых он не только с удовольствием слушает, но и учится у них. Но главным его кумиром и в определенной степени эталоном в музыкальном и песенном творчестве была и остается мама, Елена Петровна, к мнению которой он прислушивается и которая знает об этом нелегком ремесле практически все. Сейчас, когда сын стал профессиональным исполнителем, она обращает весь свой опыт на то, чтобы его талант раскрылся как можно полнее, старается уберечь от многих ошибок, подстерегающих молодых певцов. И просто заботится о нем как родной и близкий человек: вместе с ним распевается в домашних условиях, следит за его здоровьем, питанием, помогает организовать рабочее время. Это однако не означает, что она чрезмерно опекает сына. Во всем остальном, кроме занятий пением, его образ жизни похож на тот, которым живут сверстники. Андрей занимается спортом. Предпочтение отдает штанге, но в пределах необходимого – для поддержания хорошей физической формы, которая для певца также важна. У него есть девушка, немало друзей. Некоторые из них, поделился молодой человек, узнав о том, что он сменил профессию, были немало удивлены, но порадовались за него. Ведь Андрей в самом деле обладает хорошим голосом, считают они, и, наверное, было бы неправильным, если бы он не реализовал свой талант. И сейчас, узнав о том, что их друг едет в Витебск защищать честь своей страны на главном песенном конкурсе, некоторые из них решили отправиться поддержать его. Причем друзья как из Гомеля, с которым у него связаны все основные события жизни, так и из Могилева, где он получает высшее образование. Мама и девушка скорее всего останутся дома и будут следить за ходом событий по телевизору. Решили, что так будет лучше для него, он сможет сконцентрироваться и ни на что другое, кроме конкурса, не будет отвлекаться. У Андрея много родственников, которые также поспешили поздравить молодого человека с высокой честью представлять свою страну на столь престижном фестивале и высказали свою поддержку. Выступит Андрей с двумя лирическими песнями: «Верни мне музыку» Арно Бабаджаняна на стихи Роберта Рождественского и «Поле, зямля да пясок» руководителя ансамбля «Песняры» Вячеслава Шарапова. С первой Андрей Колосов и победил во время отбора для участия в конкурсе, вторым произведением была «Белорусская княжна» Вячеслава Шарапова. Знаменитого песняра не оставило равнодушным исполнение его песни. Он поздравил молодого исполнителя из Гомеля (кстати, своего земляка) с победой в отборочном туре, но подчеркнул, что для успешного выступления на конкурсе предстоит немало потрудиться. Это Андрей и делал все месяцы накануне «Славянского базара». – Очень хочется оправдать доверие и надежды всех, кто на меня поставил, выступить на максимуме возможностей, – говорит молодой исполнитель. Но как бы не сложились для него дела на конкурсе, он настроен совершенствоваться в своей профессии и дальше – получить образование по профилю и много-много работать над собой. В этом убедило и общение со знаменитыми представителями белорусской эстрады – тем же Вячеславом Шараповым, маэстро Михаилом Финбергом... Одного из участников, выходца из Гомеля Дмитрия Даниленко, который будет выступать за Россию, он хорошо знает. Дмитрий не только работал в Гомельской областной филармонии, но и занимался у его мамы Елены Петровны. Как человек доброжелательный, Андрей говорит: «Пусть победит сильнейший!» К тому же будет наверняка немало интересных певцов и из других стран. Валентина ЛАЙКОВА __________________ С 1992 по 1997 год победителям международного конкурса эстрадных исполнителей вручались изящные, но вызывавшие немало веселых ассоциаций призы: «Золотой петух» и символические яйца на хрустальных подставках. В 1998–2002 годах призеры получали васильковый букет из цветных металлов, стекла и камней. С 2003 года символом победы стала «Золотая Лира» – статуэтка в виде девушки, возносящей над головой символ фестиваля – василек. _____________________ Скромное обаяние мэтра Признаваясь в прошлом году в любви к «Славянскому базару», Иосиф Кобзон не лукавил. Прошел год – и он снова засобирался в Витебск... Народный артист СССР, народный артист РСФСР, народный артист Украины, народный артист Дагестанской АССР, заслуженный артист Чечено-Ингушской АССР, лауреат Государственной премии СССР, академик гуманитарных наук, почетный профессор МГУ, депутат Государственной Думы Российской Федерации... Личности такого масштаба всегда интересны. Иосифа Кобзона без всяких натяжек можно назвать легендарным представителем российской культуры. В его репертуаре — 1500 песен! Причем за многие годы своей творческой деятельности он так и «не освоил» пение под фонограмму. Иосиф Кобзон побывал с гастролями более чем в ста странах мира, не раз выступал с концертами в Беларуси, прикипел душой и к «Славянскому базару в Витебске». – На этом фестивале я чувствую себя очень комфортно, потому что именно здесь наблюдается возвращение к истокам настоящей, профессиональной песни, – сказал Иосиф Кобзон. – Именно хороших песен не хватает сегодня исполнителям. С удовольствием вспоминаю времена, когда песни сочиняли замечательные композиторы Френкель, Колмановский, Фрадкин, Островский, Бабаджанян, а стихи к ним писали талантливые поэты. Стихи — ведь это основа песни. Хорошо еще, что нынешние «творцы» называют свои стихи к песням просто словами. А зачастую это и вовсе просто набор случайных слов. Увы, современная эстрада не может похвалиться истинными шлягерами. Вроде бы на сцене немало молодых, симпатичных, талантливых исполнителей, но что они поют! Поэтому, наверное, все же должна быть хоть какая-то художественная цензура. И не стоит пугаться этого слова. Цензура – это прежде всего профессиональный художественный совет. Несмотря на свои 70 с небольшим «хвостиком» лет, Кобзон поблажек себе не дает. По-прежнему много работает – поет, «думствует», участвует в разных проектах. Хотя честно признается: «Нет ничего хуже старости. И это сплошное лицемерие, когда кто-то с упоением заявляет о том, как прекрасна осень жизни. Ничего в этом нет прекрасного. Ты еще полон идей, желаний, но уже далеко не все можешь реализовать...» Иосиф Давыдович занесен в Книгу рекордов России как самый титулованный артист страны. При этом он никогда не носился со своей популярностью как с писаной торбой. «Это награды чисто символические, — говорит он. — Я никогда не носил никаких наград. Зато горжусь тем, что в 1991 году спас звание «Народный артист Советского Союза», это звание дорогого стоит». Что ж, давно подмечено: чем масштабнее и значительнее личность, тем скромнее запросы. – Следите ли вы за конкурсами молодых исполнителей эстрадной песни? – Мне всегда интересно, с чем выходят на сцену представители нового поколения. Порой просто недоумеваешь: артист ничего из себя не представляет, а кругом мелькает его физиономия. В шоу-бизнесе это сейчас называют раскруткой. Я уважаю популярность, но только тогда, когда это результат труда. А о начинающем исполнителе имеет смысл говорить по прошествии какого-то времени. Кто и какое место займет сегодня на фестивальном конкурсе, это важно только для исполнителей и их продюсеров. Важно проследить дальнейшую судьбу артиста, помочь ему двигаться дальше в нужном направлении. – Формально вас относят к представителям старой эстрадной гвардии. Тем не менее вы постоянно «омолаживаете кровь» – то с Децлом вместе поете, то вот на нынешнем «Славянском базаре» заявлены вместе с молодежной группой «Республика». Любите поюморить в новогоднюю ночь. Кстати, как вы относитесь к пародиям на себя? – Надеюсь, что с чувством юмора у меня по-прежнему все в порядке. Что касается пародий, меня это не раздражает. Я не видел ни одной злой пародии на себя, наоборот, все они были смешные. К тому же, если пародируют, значит, не могут пройти мимо твоего творчества. Ну а с молодежью я всегда с удовольствием создаю какие-то номера, мне это интересно. Да и не только с молодежью. В прошлом году я в шестой раз стал дедушкой — у меня появился внук Михаил. Всем своим внукам я посвятил по песне – каждому пою свою. Самому младшему пел: «У меня родился внук, стало все светлей вокруг...» – Вы всегда входили не только в эстрадную элиту, но и первым откликались на чужую боль – выступали с благотворительными концертами для воинов-интернационалистов в Афганистане, пели в Чернобыле в июне 1986-го, пошли на переговоры с террористами, когда они взяли в заложники участников и зрителей мюзикла... – Я люблю быть первым. Первым из артистов я поехал в Афганистан, совершил туда девять поездок. Бывал и в Чернобыле. Для меня счастье помогать, общаться с людьми, находящимися в экстремальных условиях. Считаю, что долг артистов быть рядом с такими людьми. ______________ Обвенчанные музыкой Леся Кодуш и Слава Нагорный – счастливая семейная пара, причем самая молодая на белорусской эстраде Сначала они нашли друг друга на сцене, и постепенно творческая дружба переросла в большую любовь. Так что без преувеличения можно сказать: их «поженила» музыка. Леся: Ну, как видите, довольно успешно спелись. Хотя сначала и я, и Слава пели сольно, затем полтора года выступали вместе – просто как друзья, это действительно так. Конечно, молва уже тогда нас спешила если не поженить, так уложить в одну постель. Но на вопросы о наших личных взаимоотношениях мы всегда отвечали правду: между нами сугубо дружеские отношения. Наверное, если следовать методам дешевого пиара, можно было бы насочинять всяких небылиц – пусть только говорят побольше и почаще. Все это – «мыльные пузыри», дутая популярность может очень быстро лопнуть. Может, мы пока звезд с неба не хватаем, но стараемся совершенствоваться в своей профессии. – Тем не менее «усовершенствовали» и дружеские отношения... Леся: Да, так как-то получилось, что постепенно дружба переросла в любовь. Мы поженились. – Вы молодые, красивые, талантливые, да еще и на виду постоянно. Наверняка у каждого из вас есть тайные или явные воздыхатели. Они не мешают семейной жизни? Слава: Леся не только красивая, но еще и очень умная. У нее два высших образования – музыкальное и связанное с менеджментом. Многие уже знают, что мы женаты, поэтому особо не докучают. Леся: Всякое, конечно, бывает. Даже когда я гуляла с коляской, некоторые мужчины пытались познакомиться... Ну а наличие адекватных поклонников только стимулирует творческий процесс. Это помогает почувствовать, что наши песни нужны, их хотят слушать. – У вас довольно хитовые песни, всегда с какой-то изюминкой... Леся: Это все благодаря композитору Олегу Елисеенкову. Авторы текстов меняются, а композитор у нас практически один. Недавно мы записали еще две его песни. Но, как говорит сам Олег Николаевич, нельзя зацикливаться на чем-то одном, надо двигаться дальше, развиваться. Есть у нас в репертуаре и песня Петра Елфимова, с которым мы дружим. Ядвига Поплавская и Александр Тиханович подарили нам свою песню, за что им низкий поклон. – Многие артисты, чтобы утолить репертуарный голод, сами пытаются писать песни. Вы не пробовали? Слава: Пока наше самое достойное «авторское произведение» – дочь Эмилия. Такое вот сценическое имя выбрали для нее, с прицелом на будущее. Когда подрастет, может, уже для нее начнем сочинять песни. 25 сентября ей исполнится два годика. А недавно снялись в семейном клипе, посвященном детям. – Вы частые гости «Славянского базара в Витебске», в этом году выступите в главном концерте Дня Беларуси. Наверняка следите и за международным конкурсом молодых исполнителей. Кстати, вы сами в конкурсах когда-нибудь участвовали? Леся: В детстве, когда только начинала петь, мне тогда лет десять было... Слава: Главный конкурс – отбор в студию «Гран-при» при оркестре Михаила Финберга — мы прошли. Это был серьезный кастинг. К сожалению, студия просуществовала всего один год, но каков состав: Петр Елфимов, Дима Колдун, Вера Каретникова, группа «Ванильное небо»... И мы благодаря этому проекту твердо стоим на сцене уже почти целую пятилетку. – Многие начинающие артисты стремятся уехать в Москву делать карьеру или еще куда подальше. У вас такого искушения не было? Слава: В России и своих певцов хватает. На самом деле любому артисту хочется покорять новые просторы, чего уж тут лукавить. Мы любим Беларусь и никуда не собираемся уезжать. Но выступать за ее пределами, гастролировать — почему бы и нет? – Как вы относитесь к строительству Союзного государства Беларуси и России? Слава: Мы очень болеем за то, что происходит в наших странах, переживаем, когда происходят какие-то «короткие замыкания». И именно «Славянский базар в Витебске» помогает укрепить дружеские отношения и духовные связи. Леся: У нас общее историческое прошлое, но хотелось бы, чтобы мы имели и общее будущее. Надо дружить странами, друг с другом. А уж Беларуси и России сам Бог велел быть вместе! Виктор КУКЛОВ _________________ Не безымянная звезда Трудно равнодушно пройти мимо афиш «Театральных встреч», ставших неотъемлемой частью «Славянского базара». Один из наиболее привлекательных «манков» – творческий вечер народного артиста России Михаила Козакова, который состоится 10 июля в Национальном государственном академическом драматическом театре имени Якуба Коласа. Он приедет в город на Двине, чтобы рассказать о себе, друзьях и своей профессии. Хотя «специализаций» в искусстве у Михаила Михайловича много: актер, режиссер, сценарист... Говорят, Козаков – человек сложный, «такой противоречивый весь», как выразилась бы одна из героинь его знаменитого фильма «Покровские ворота». Растащил народ на цитаты и снятую им «Безымянную звезду». Помните колоритную мадам Ку-ку, которую блестяще сыграла Светлана Крючкова? А как хороши там Игорь Костолевский, Анастасия Вертинская, да и сам Михаил Козаков. На его счету десятки ярчайших кинообразов. Благодаря ему по-новому зазвучала на эстраде, радио и телевидении великая поэзия. Осенью Михаил Козаков отметит свое 75-летие. Он родился 14 октября 1934 года в Ленинграде в семье известного писателя Михаила Эммануиловича Козакова. Отношение к литературе имела и мама, работавшая редактором. – Как меня воспитывали? Общением, разговорами родителей и их друзей, которые велись при мне, – вспоминает Михаил Козаков. – Если надо было поговорить на «взрослую» тему или о политике (что было самым опасным в те времена), мама произносила по-французски «Не при детях», а потом друг родителей, писатель Мариенгоф, обращался ко мне: «Мишка, ну-ка сыпь отсюда». И я «сыпал». Слушая взрослых, можно было понять их принципы жизни, представления о порядочности. Это очнулось во мне позже, но западало тогда. Я и по сей день питаюсь тем «волшебным отваром», что получил в детстве. Родители вели со мной разговоры и споры об искусстве. Не только о том, хорошо ли что-то сыграно, написано, а – про что, зачем это. Меня воспитывали книгами. Отец мог сказать: «Рановато тебе это читать. Подожди, потом больше поймешь». Но не вырывал книгу из рук... По окончании школы Михаил Козаков поступил в школу-студию МХАТ. На последнем курсе состоялся его дебют в кино – он сыграл Шарля Тибо в политической драме Михаила Рома «Убийство на улице Данте», рассказывающей о французской актрисе Мадлен Тибо. В этой картине также впервые снялись в кино Валентин Гафт и Иннокентий Смоктуновский. В 1956 году Козаков был принят в театр имени Владимира Маяковского, где 22-летнему актеру уже в первый год работы доверили сыграть Гамлета. Эта роль произвела на него глубокое впечатление. В 1959 году Козаков покинул театр Маяковского и перешел в «Современник», где проработал более десяти лет – до 1970-го. Затем он прослужил два года во МХАТе и девять лет в театре на Малой Бронной, где дебютировал в качестве театрального режиссера – поставил спектакль по пьесе Леонида Зорина «Покровские ворота». В 1992 году Михаил Козаков уехал в Израиль, работал в тель-авивском камерном театре. В 1996-м вернулся в Россию, создал в Москве собственную театральную антрепризу. И конечно же все эти годы Козаков много снимался в кино и сам снимал фильмы. Среди наиболее ярких его киноролей – Педро Зурита в «Человеке-амфибии», Сильвио в пушкинском «Выстреле», Джек Берден в политической ленте «Вся королевская рать». Комедийное дарование актера наиболее ярко проявилось в фильмах «Комедия ошибок» Вадима Гаузнера, «Соломенная шляпка» Леонида Квинихидзе, «Здравствуйте, я ваша тетя!» Виктора Титова. Михаил Михайлович сыграл более 60 ролей! Свой первый фильм – «Безымянная звезда» – Козаков снял в 1978 году. В начале 80-х он перенес на экран «Покровские ворота». Фильм получился искрометный, веселый, с легким налетом ностальгической грусти. В картину пробовались Андрей Миронов (на роль Хоботова) и Наталья Гундарева (на роль Маргариты Павловны). Однако режиссер предпочел «поселить в коммуналке» неизвестных в то время актеров – Анатолия Равиковича, Инну Ульянову, которую знали лишь по эпизодической роли в «Семнадцати мгновениях весны». Главную роль тоже доверил практически неизвестному тогда Олегу Меньшикову. Зато сыграть Велюрова предложил Леониду Броневому. «Коммуналка – неизвестные лица. И среди них – одно известное лицо, Велюров. Он – артист», – пояснил свой выбор режиссер. Вслед за «Покровскими воротами» Козаков снял детскую комедию «Если верить Лопотухину», экранизировал спектакль «Маскарад» по трагедии Михаила Лермонтова. Не остался незамеченным и телевизионный «Визит дамы» по пьесе Дюрренматта. Несмотря на разные жанры, все его фильмы объединяет неповторимый режиссерский почерк. Но конечно же лучше побывать на творческом вечере Михаила Михайловича и узнать обо всем из первых уст. Рассказчик он тоже удивительный. Виктор КУКЛОВ ___________________ Дыхание Балтики В этом году на «Славянском базаре в Витебске» как никогда ранее широко будет представлено искусство Латвии, в делегации этой страны – около ста артистов, музыкантов, художников На церемонии торжественного открытия XVIII Международного фестиваля искусств на сцену выйдут маэстро Раймонд Паулс и несравненная Лайма Вайкуле. Появления Раймонда Паулса в Витебске ожидали давно. Если Лайма уже не однажды выходила на сцену Летнего амфитеатра, в том числе и с сольными программами, то маэстро на витебском фестивале появится впервые. Перед белорусским зрителем он предстанет в своем новом амплуа – как композитор музыкально-драматического спектакля «Одесса, город колдовской...», премьера которого с успехом прошла в сентябре 2007 года в Рижском русском театре имени Михаила Чехова. Вместе с Паулсом 11 июля на сцену филармонии выйдет и латышская оперная дива Илона Багеле. В программе «Фестиваль без границ» певица исполнит произведения Рахманинова, Чайковского, Стравинского. У рояля – маэстро. 12 июля в витебском костеле Святой Варвары выступит камерный оркестр под управлением дирижера Айварса Брокса, а в концертном зале «Витебск» пройдет молодежный концерт «Даугавпилс приглашает друзей». Кроме музыкального и драматического искусства Латвия обещает удивить гостей и участников фестиваля выставками художников и фотографов. «Динабург вдохновляет» – так называется экспозиция работ международных пленэров, посвященных Марку Ротко, художнику нового направления в живописи ХХ века – абстрактного экспрессионизма. Презентация состоится 11 июня в Витебском краеведческом музее (городская ратуша) в 12 часов. Чем подкупила Паулса Одесса? Композитор Раймонд Паулс, драматург Вячеслав Вербин и режиссер Владимир Золотарь воплотили на сцене культурный миф Одессы — яркого и харизматичного южного города у моря. Спектакль «Одесса, город колдовской...» создан по мотивам произведений Исаака Бабеля. Одесса Бабеля – веселая, горячая, бесшабашная, где «любовь до неба, страсть до крови, дружба до гроба и похороны всегда по высшему разряду». Бабель населил свою Одессу персонажами, в которых, по словам писателя, есть «задор, легкость и очаровательное – то грустное, то трогательное – чувство жизни». Реальные одесские уголовники Мишка Япончик, Сонька Золотая Ручка в его воображении превратились в художественно достоверные образы Бени Крика, Любки Казака, Фроима Грача. «Короля» одесского преступного мира Беню Крика Бабель изобразил защитником слабых, своеобразным Робин Гудом. Для композитора Раймонда Паулса работа над «Одессой...» была и новой и не очень... Он написал музыку для целого ряда спектаклей, кино- и телефильмов: «Слуги дьявола», «Стрелы Робин Гуда», «Смерть под парусом», «Театр», «Двойной капкан», «Как стать звездой». Им были созданы мюзиклы «Сестра Керри» и «Шерлок Холмс». С 2000 года композитор тесно сотрудничает с Рижским русским театром, где свое второе рождение получил его мюзикл «Керри». Но для большинства зрителей постсоветского пространства имя композитора тесно связано с исполнительским эстрадным искусством. Известность композитору принесла в 1975 году песня «Листья желтые», многие помнят его шлягеры «Подберу музыку», «Танец на барабане», «Старинные часы», «Миллион алых роз», «Без меня». Раймонд Паулс славится не только как исключительно одаренный мелодист, которого справедливо сравнивают с Джорджем Гершвином, кстати, одним из любимых композиторов самого маэстро. Его называют человеком, зажигающим звезды: Паулс является одним из основателей и бессменным сопредседателем жюри международного конкурса молодых исполнителей популярной музыки «Новая волна». – Когда мне принесли пьесу «Одесса, город колдовской...», я очень долго думал, – рассказывает Раймонд Паулс, – и понял, что это будет нечто такое, чего я не делал еще никогда. Перед необычностью задачи слегка растерялся. Мне помогло то, что я случайно по российскому ТВ увидел документальный фильм о Бабеле. В фильме рассказали о трагедии этого очень талантливого человека, который погиб от рук НКВД в 1940 году. Мне понравилось, что в пьесе много специфических одесских выражений, есть слова на идиш. Однажды случайно узнал, что и Джордж Гершвин – выходец из Одессы. Сколько талантов оттуда вышло! Мне понравились стихи Славы Вербина, на которые предстояло написать музыку. Светлана ДЕДИНКИНА __________________ «Сказке» Рыбака нет конца! Главный герой «Евровидения-2009» исполнит в Витебске свою победоносную песню Не так много времени прошло с того момента, как Саша Рыбак одержал блестящую победу на конкурсе «Евровидение» в Москве, набрав рекордные 387 баллов. Однако за этот короткий промежуток он уже успел побывать с гастролями во многих странах Европы, погостить у бабушки в Минске, выпустить свой дебютный альбом Fairytales («Сказки»). Обещал наведаться в Витебск и слово свое держит. Такого ажиотажа вокруг участника «Евровидения» еще до оглашения результатов в истории этого конкурса, пожалуй, не было – Александр изначально стал фаворитом и зрителей, и журналистов. Сегодня победную песню Fairytale («Сказка») фаны всей Европы переводят на разные языки, среди которых есть и белорусский. Но сам Саша пока не решил, будет ли исполнять «сказочный» хит в другой версии. Наряду с норвежцами больше всех радовались его успеху белорусы, сразу же признавшие в нем своего, и вполне оправданно, так как родился и первые годы своей жизни Саша провел в Минске. Здесь по-прежнему живут его бабушка и другие родственники. Поэтому как своего в доску встречали Рыбака поздним вечером 28 мая в белорусской столице, куда он прилетел вскоре после победы в Москве... Запись на телевидении, интервью радиоканалам, несколько фотосъемок, репетиции перед выступлением во Дворце Республики. Но несмотря на такой сверхплотный график, ему все-таки удалось выкроить время для своей бабушки Зинаиды Егоровны. Она ждала Сашу дома, приготовила его любимые колдуны и блинчики с творогом. Увы, встреча была коротка, и любимый внук не успел все это «уничтожить»... Перед вылетом в Осло Наталья Валентиновна, Сашина мама (она же его менеджер), сообщила, что в начале лета выходит дебютный диск Рыбака. Он улетел, но обещал вернуться! За несколько недель до начала XVIII Международного фестиваля искусств «Славянский базар в Витебске» стало известно, что Рыбак и его удалая группа Frikar Dance Company примут участие в концерте открытия. – На 9 июля у Александра запланировано выступление в норвежском городе Тронхейм, – сообщил директор «Славянского базара» Родион Басс. – Поэтому чтобы 10 июля, в день официального открытия фестиваля, он попал в Витебск как минимум к 16 часам, мы договорились с одной транспортной компанией Москвы о чартерном рейсе. В 13.00 певца и группу заберут в Тронхейме и привезут в Витебск. На пять вечера намечена репетиция, а часом позже – пресс-конференция. На самом концерте он споет свою знаменитую «Сказку» и легендарную для белорусов «Паўлінку». – Саша, что ты чувствуешь сегодня, став победителем конкурса «Евровидение»? – «Евровидение» – крупнейшее музыкальное событие года в Европе. Я горжусь тем, что принимал в нем участие! Мне пришлось действительно много поработать, чтобы найти концепцию для конкурса, но это того стоило. Честно говоря, изначально я ставил перед собой цель просто пройти в финал международного конкурса, но каким большим сюрпризом для меня стало, когда европейские зрители сделали песню Fairytale «народной». Это самое лучшее, что могло со мной произойти! – Поведай историю создания этой поистине сказочной песни. – Песня была написана абсолютно «случайно»! Прошлым летом, когда я стоял на вершине красивой горы и играл на скрипке, неожиданно родилась мелодия. Я понял, что это самая лучшая музыка из всех, что я слышал и писал. Когда в итоге все получилось и песня Fairytale была дописана, я почувствовал, что эта композиция хорошо подошла бы для «Евровидения». – Твоя песня включают фольклорные мотивы различных стран. Как тебе удалось добиться такого сочетания? – Я концентрировался исключительно на норвежской фолк-музыке и не думал сделать ее международной. Но мелодия у песни очень простая, поэтому во многих странах она может показаться своей. – Сегодня тебя знают миллионы людей, а с чего все начиналось? Как ты решил стать музыкантом? – На самом деле я не очень помню, как все начиналось, кроме того, что мама и папа заставляли меня в пять лет учиться играть на скрипке. Уже подростком я начал понимать, как мне повезло, что я талантлив. Правда, многие дети в школе так не считали и всячески подшучивали надо мной. Чтобы привлечь их внимание, порой мне приходилось играть в противоположных классике стилях. А в 17 лет начал петь, чтобы произвести впечатление на девочек. Пару лет назад попробовал совмещать различные жанры музыки, после чего и стали появляться песни, подобные Fairytale. – Что тебе нравится в жизни артиста? – Больше всего я люблю исполнять песни перед большой аудиторией, особенно если зрители не бросают в тебя помидоры. И в скором времени смогу рассказать еще несколько «сказок» со сцены своим слушателям. – А какую музыку ты обычно сам слушаешь? – Люблю черпать вдохновение из музыки, не похожей на мою собственную. Так я могу расширить свой музыкальный горизонт. Я никогда не устаю слушать Стинга, Андреа Бочелли и Майкла Джексона. – Время на отдых остается? – Конечно! Я обожаю играть в видеоигры. Мои любимые – Mario Galaxy и Twilight Princess для Nintendo и GTA для 4 X-box. Кстати, моя мечта – записать саундтрек для какой-нибудь новой игры. Сергей АНДРИАНОВ ________________ Давай за жизнь! Все поклонники группы «Любэ» переживали за ее лидера Николая Расторгуева, когда он болел. И страшно обрадовались, когда Николаю стало лучше и было объявлено, что группа все же выступит на «Славянском базаре в Витебске» в программе «Москва собирает друзей». Сегодня мы говорим словами из его песни – «Давай за жизнь, Николай!» и предлагаем интервью Расторгуева в формате «блиц». – Николай, с чего начиналась ваша музыкальная карьера? – Запел я в школе в 15 лет. Вначале подражал «битлам», затем, бренча на гитаре по вечерам, стали с другом сочинять сами. Диплома о музыкальном образовании у меня нет. Но есть большой опыт профессиональной музыкальной деятельности. Начинал с ансамбля «Шестеро молодых». Потом были ВИА «Лейся, песня», «Рондо» и, наконец, «Здравствуй, песня», руководил которым композитор Игорь Матвиенко. Тогда в основном исполнялись песни Вячеслава Добрынина. – Когда создавалась группа «Любэ», были ли другие варианты названия? – Других вариантов не было. Когда продюсер Матвиенко собрал группу, все поддержали мое название. И не потому, что я пять лет, до 1990 года, прожил в Люберцах, а потому что «Любэ» на жаргоне значит хорошо, отлично. – Вы много поете военно-патриотических песен, а сами в армии служили? – Нет, в армии я не служил. Когда учился в Московском технологическом институте легкой промышленности, там была военная кафедра, но поскольку меня отчислили из института, офицерские погоны так и не получил. Но я считаю, что мужчина должен служить в армии. Одни должны поддерживать армию материально, а другие, как «Любэ», содействовать поднятию ее морального духа. – Как вы относитесь к пению под «фанеру»? – Отрицательно. Мы никогда в жизни не работали под фонограмму. – Расскажите о вашей дружбе с кинематографом. – Началась она с «Зоны «Любэ». Продолжалась потом участием в фильмах «На бойком месте» и «Чек». Для себя я считаю наиболее ценным участие в фильме «На бойком месте», в котором приобрел большой опыт. – Кто следит за вашим имиджем? – Моя жена Наташа. Она по профессии модельер. – Хватает ли времени на семью? – К счастью, да. Когда не на гастролях, после концертов ноги так и несут домой. Жена и сын – мой хороший тыл. – Какую кухню вы предпочитаете? – Я очень люблю вкусно поесть. Предпочтение отдаю китайской кухне, обожаю осьминогов, кальмаров, хорошее мясо. – Ваши увлечения? – Бильярд, фитнес-клуб, баня. – Правда, что вы суеверный человек? – Да. Перед полетами я никогда не бреюсь и обуваюсь с левой ноги. – Вы выступаете не только в странах СНГ, но и в дальнем зарубежье. Как вас там принимают? – Где бы мы ни выступали, везде нас принимают хорошо, оказывают теплый прием. Артур МЕХТИЕВ _____________________ В 2006 году в Витебске состоялся концерт, посвященный 20-летию оркестра под управлением Михаила Финберга. В этом же году в здании Литературного музея открылась музейная экспозиция «Международному фестивалю искусств «Славянский базар в Витебске» – 15 лет». В основе выставочной экспозиции – фрагменты декораций, плакаты, фотографии, призы, печатная продукция. В историю фестиваля вошла и встреча президентов Беларуси, России и Украины, состоявшаяся в Витебске в 2001 году. _____________________ «Роман с жизнью» Верный традиции поэтов-шестидесятников, Евгений Евтушенко по-прежнему читает свои стихи в Политехническом музее. Причем обязательно каждый год в день своего рождения – 18 июля. А в этом году ровно за неделю до своего 76-летия Евгений Александрович представит «Роман с жизнью» на «Славянском базаре», куда, кстати, он приедет впервые. Евтушенко выйдет на сцену концертного зала «Витебск» вечером 11 июля. Об этом человеке написано много, но мы посчитали, что никто не расскажет о нем лучше его самого. Я начал печататься с пятнадцати лет. Свой день рождения вот уже в который раз буду отмечать в Политехническом музее – совсем рядом с редакцией газеты «Советский спорт», где 2 июня 1949 года было напечатано мое первое стихотворение. Первые мои опубликованные стихи были очень плохими. Они посвящены сравнительному анализу быта американских и советских спортсменов. Конечно, тогда я не был ни в какой Америке, ничего о жизни американских спортсменов не знал и обо всем судил по нашей советской прессе. Начиналось мое стихотворение так: Под грохот трещоток дробный, В залах, где воздух сперт, Ломаются руки и ребра – И это у них спорт! Типичные стихи мальчика сталинского времени. Мои стихи всегда удивляли своими рифмами и своей ритмикой. Тогда господствовала формальная классичность стиха, и в такой ритмике, сначала разработанной Маяковским, работали только два поэта – Семен Кирсанов и Николай Асеев. Но Кирсанова называли формалистом, Асеев был также оттеснен. И мои стихи заметили – их свободный ритм выходил за рамки господствующего соцреализма. Несмотря на поверхностность и забавность моих стихов, их форма бросалась в глаза. А этот мой стиль сформировался с детства: примерно с девяти лет, вооружившись словарем русского языка, я просиживал дни и ночи, стараясь подобрать буквально к каждому слову новую, никогда не употреблявшуюся рифму. Потом мой словарь рифм украли. И, возможно, благодаря этому у меня выработалась «рифмовательная» способность. Мне очень повезло с дружбой в литературе. Особенно важной для меня была дружба с поэтом Владимиром Соколовым, который был чуть старше меня. Это первый поэт поколения шестидесятников, который описал войну, увиденную глазами детей. У него есть знаменитые строчки: «Четвертый класс мы кончили в предгрозье, из пятого мы перешли в войну». Я перешел в войну из первого класса, но с Соколовым мы очень подружились. И когда меня исключили из школы с «волчьим билетом» (по подозрению в краже школьных учебников), то спустя четыре года он помог мне поступить в Литературный институт без аттестата зрелости, с помощью моей выпущенной первой книжки. Это был редчайший случай. В литинституте я встретил совершенно замечательных молодых талантливых людей – прозаика Юру Казакова, будущего драматурга Михаила Рощина, совсем еще юного Роберта Рождественского. И для всех нас Владимир Соколов всегда был самым большим авторитетом. Шестидесятники, отстаивавшие права диссидентов, были «подписантами». Этим уже забытым молодым поколением словом обозначали людей, которые, не будучи диссидентами, защищали их право говорить о том, что происходило в те годы в нашей стране: о литературе, искусстве, историческом пути нашего государства. Нас, «подписантов», не жалели, подвергали постоянным опалам, оскорблениям, повышенной цензуре. Сейчас многие об этом забыли. Но мне было суждено услышать и иное мнение. Как-то после бурных заседаний в Верховном Совете во время перестройки мне позвонил Михаил Сергеевич Горбачев. Он сказал: «Мы тут с Раисой сидим и вспоминаем, как, приехав в Москву, впервые слушали ваши стихи в столовой. И мы помним, насколько западали слова поэтов вашего поколения в наши души. Ваше выступление стало, возможно, одним из переломных моментов в моей жизни, когда я впервые задумался о том, что так дальше жить нельзя». Я горжусь своим поколением. Ведь это Гагарин и Сахаров, Капица и Ландау, мощнейшая литературная плеяда шестидесятников, творчество Окуджавы, Галича, Аксенова, Высоцкого, Ахмадулиной... Я никогда о ней не писал, потому что все-таки это интимная тема, кого-то из ханжей это, может, даже шокирует: мне было 15 лет, а этой женщине – 27. Она была пасечницей на Алтае. Там были деревни сплошь из вдов солдат, убитых на войне. Когда меня исключили из школы, я оказался на Алтае в геолого-разведывательной экспедиции, потому что меня не брали никуда. Я прибавлял себе возраст. И вот эта замечательная женщина, когда узнала, что мне всего 15, так плакала – стояла перед иконой на коленях и просила прощения у Господа. Я как-то подумал о том, что, возможно, она еще жива. Также живет на этой одинокой пасеке. И вдруг по радио или телевизору услышит стихи, где я благодарно помню о ней, и поймет, что ничего плохого она не сделала, просто открыла мне душу женскую. По-моему, любовь – это удивительное слияние, высшая точка природы, когда мужчина и женщина не чувствуют границ между телом и душой. Этим любовь прекрасна, и ничего выше этого момента нет. Когда тело сливается с душой, ты не знаешь, где твоя душа, а где тело. Родина – тоже живое существо. Оно состоит из женщин, детей, людей, которых мы встретили в жизни. Родина – это не набор политических лозунгов и фраз. Любовь к Родине – это не любовь к политической системе. Это прежде всего люди. Часто можно услышать, мол, Родина – наша с вами общая Родина во всем виновата. Но Родина – это ведь мы с вами! И мы должны за все отвечать – не только за настоящее, но и за прошлое. И только когда у нас возникнет ответственность еще и за будущее – все придет в норму. У меня есть такое сатирическое стихотворение, которое называется «В государстве по имени «Как бы». Вы заметили, что очень часто люди употребляют последнее слово в этой фразе. Почему? А потому что в жизни нашей очень много вот этого «как бы». Спрашиваешь: «Ты честный человек?» В ответ слышишь: «Ну, как бы честный». Даже говорят так: «Я как бы влюблена». Так появилось это сатирическое стихотворение. Я думал, его будет трудно перевести на английский, и если переведешь, то американцы, например, не поймут. И вдруг, когда мы с моими студентами перевели его для эксперимента, они сказали: да это же самое популярное слово сейчас в Америке! И в Америке это звучит как стихотворение про Америку, в России – как про Россию, да и в Беларуси, уверен, кто-то узнает себя. И вот когда каждый из нас задумается, решит в первую очередь что-то поменять в себе, уберет это самое «как бы» – мир отзовется, изменится в лучшую сторону и тогда никакой кризис страшен не будет. Подготовил Алексей КОРОЛЕВ _________________ Мелодии израильских друзей Артисты из Израиля – постоянные участники «Славянского базара в Витебске». В 1998 году представитель этого государства Рафаэль завоевал здесь Гран-при международного конкурса эстрадных исполнителей. Каждый год израильтяне приезжают на фестиваль дружной компанией, и их концерты стали ярким вкраплением в многонациональный праздник искусств. Кого и что ждать в этом году? На этот вопрос мы попросили ответить руководителя израильской делегации Аркадия Крумера. – В числе тех, кто примет участие в нынешнем «Славянском базаре», немало истинных почитателей этого фестиваля. Композитор и музыкант Юрий Поволоцкий, актриса и певица Слава Казанцева приедут на витебский форум искусств в третий раз. А ансамбль танца «Визави» побывает здесь во второй раз. Специально для «Славянского базара» этот коллектив подготовил новые танцы. Артисты ансамбля «Клейманбенд» в Витебске тоже не новички. Между их первым приездом и нынешним – годы успешных гастролей в Израиле и за рубежом. А вот солисты Новой израильской оперы Феликс Лившиц (тенор) и Мирелла Гардинару (сопрано) побывают на «Славянском базаре» впервые. Их концерт состоится во вторник, 14 июля, в Витебской областной филармонии в рамках программы «Фестиваль без границ». Дебютирует на форуме и арабский танцевальный ансамбль REEM. Увидеть вместе всех артистов из Израиля можно будет 14 июля в концерте «Мелодии друзей». Приглашаем на него всех наших друзей! Виктор ЛЮБИМОВ