Союзное государство

За общую безопасность

За общую безопасность
За общую безопасность

К номеру:   ()


01 Ноября 2009 года

10-11 ноября в Минске состоялся организованный Парламентским Собранием Союза Беларуси и России «круглый стол» на тему «Союзное государство и система международной безопасности»

Проблемы форума обсуждали белорусские и российские депутаты, а также ученые, представители силовых структур, министерств и ведомств наших стран. В «круглом столе» приняли участие заместитель председателя Парламентского Собрания, председатель Постоянной комиссии Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь по международным делам и связям с СНГ Сергей Маскевич, заместитель председателя Парламентского Собрания, заместитель председателя Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Александр Бабаков, Чрезвычайный и Полномочный Посол Российской Федерации в Республике Беларусь Александр Суриков. Какова роль и место Союзного государства в сложившейся на сегодня системе международной безопасности? С какими новыми вызовами и угрозами своим национальным интересам и безопасности приходится сталкиваться Беларуси и России? И что можно и нужно предпринять, чтобы надежно обеспечить международную и региональную безопасность, а также стабильное развитие стран – участников Союзного государства? По этим и ряду других вопросов участники «круглого стола» высказали свои компетентные мнения. Вела заседание председатель Комиссии Парламентского Собрания по вопросам внешней политики, председатель Постоянной комиссии Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь по международным делам и национальной безопасности Нина Мазай.


Анатолий ВАНЬКОВИЧ, председатель Комиссии Парламентского Собрания Союза Беларуси и России по безопасности, обороне и борьбе с преступностью, заместитель председателя Постоянной комиссии по национальной безопасности Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь:

– Международная безопасность подразумевает такое состояние системы взаимодействия государств, при котором гарантируется внешняя составляющая национальной безопасности каждой страны, а также практически исключается угроза войн и военных конфликтов при разрешении международных и региональных противоречий. Между тем история и современная практика международного сообщества показывают, что неизбежное пересечение разнонаправленных интересов государств является источником различных кризисов и конфликтов. В то же время совпадающие либо сходные интересы лежат в основе блокирования государств, образования и формирования ими межгосударственных образований. Это в полной мере относится и к созданию Союзного государства Беларуси и России.
Практика международных отношений последних лет показывает, что спектр и рост масштабов участия межгосударственных образований в мировом политическом процессе на глобальном и региональном уровнях расширяются. Особенно заметен рост влияния союзов и коалиций на обеспечение безопасности мирового сообщества. Это обусловлено тем, что высшие интересы международного сообщества, а именно выживания человеческой цивилизации в современных условиях, диктуют необходимость формирования систем международной безопасности (глобальной и региональных), отвечающих потребностям всех субъектов международных отношений.
Беларусь и Россия на сегодня уже сформировали общую концептуальную базу обеспечения безопасности Союзного государства в различных областях. И очевидно, что одним из основных инструментов обеспечения национальной безопасности является внешняя политика, деятельность государств на мировой арене, направленная на взаимодействие с другими субъектами международных отношений – иностранными государствами и их союзами, международными организациями всемирного и регионального масштаба, зарубежными политическими партиями, общественными организациями и группами интересов.


Андрей БОНДАРЕНКО, старший советник Департамента новых вызовов и угроз Министерства иностранных дел Российской Федерации:
– К современным видам угроз, актуальных как для России, так и для Беларуси, прежде всего относятся терроризм, экстремизм, отдельные элементы сепаратизма, пиратство и незаконная торговля людьми, наркоторговля и трансграничная экономическая преступность, преступления в информационной среде, в том числе связанные с отмыванием денег. Все большее влияние на безопасность Союзного государства оказывают энергетические дисбалансы, формирующиеся как на территории Западной Европы, так и бывшего СССР.
Несмотря на определенные успехи в борьбе с терроризмом, это социально-политическое явление до сих пор оказывает отрицательное влияние на общественную безопасность, истощает людские и финансовые ресурсы. Поэтому крайне важно совместными усилиями поддержать проект Всемирной конвенции по борьбе с международным терроризмом, предложенный Индией, а также контртеррористическую стратегию ООН. Однако здесь существует ряд подводных камней, прежде всего отсутствие закрепленного в международном праве понятия «терроризм». По нашему мнению, здесь возможно использование определений «терроризма», закрепленных в антитеррористических конвенциях, принятых в ШОС. Более того, Екатеринбургская конвенция, принятая в этом году, дает странам – участникам ШОС широкий маневр по противодействию терроризму, в том числе по привлечению к уголовной ответственности юридических лиц, участвующих в террористической деятельности, конфискации имущества и т.д. Беларуси, как наблюдателю в ШОС, считаю, необходимо более активно подойти к имплементации норм данной конвенции в свое законодательство.


Виктор ПЕТРИЩЕВ, заместитель начальника Научно-исследовательского центра ФСБ России, доктор юридических наук:

– В отношении государств СНГ администрация США последовательно реализует принцип «Разделяй и властвуй!». Америке и ее партнерам не нужен сплоченный и сильный союз государств, способный противостоять ее глобальным амбициям. Поэтому в отношении каждой из стран постсоветского пространства проводится тонко просчитанная стратегическая линия, ориентированная, с одной стороны, на внесение разногласий между государствами этого региона, а с другой – на заманивание лидеров отдельных стран в фарватер политики Вашингтона. Примеры – продвижение во власть проамерикански настроенных политиков (Грузия, Украина), подготовка, финансовая и идеологическая поддержка «бархатных» революций, инспирация внутри- и межгосударственных конфликтов в интересах ослабления стран – участниц СНГ.
Сегодня весьма актуально стоит вопрос о необходимости обеспечить безопасность Союзного государства, которое Президент России назвал «интеграционным ядром» СНГ, и создать условия для поступательного и неуклонного сближения всех стран Содружества. Особая роль в решении этой исторической миссии принадлежит народам Беларуси и России. Следует безотлагательно, на основе объективного анализа и всесторонней экспертной оценки угрозообразущих факторов исследовать их генезис, источники, динамику развития обстановки и выработать адекватную ситуации комплексную систему обеспечения безопасности Союзного государства. При этом основные усилия надо сконцентрировать на укреплении региональной безопасности, для чего необходимо выработать и последовательно претворять в политической практике меры по развитию отношений с государствами постсоветского пространства.


Александр ВИНИДИКТОВ, заместитель начальника Управления информационных программ секретариата Организации Договора о коллективной безопасности:

– Сегодня система безопасности, которая охватывала бы все заинтересованные стороны в Евро-Атлантическом регионе, отсутствует. ОБСЕ такие функции на себя взять не смогла, ее роль в области межгосударственной безопасности сошла на нет. Центром согласования интересов она тоже не стала. Стагнация охватила и такую важную сферу, как контроль над вооружениями. Но главное – не получилось ни равной безопасности, ни одинаковых ее гарантий для всех.
На заседании Совета безопасности Республики Беларусь 15 декабря 2008 года Президент Беларуси заявил, что Беларусь выступает за строительство новой архитектуры европейской безопасности, учитывающей интересы государства. «Международное право уже не может защитить суверенитет и территориальную целостность государства, не обладающего достаточной силой для отражения возможной агрессии. А война, к сожалению, негласно признается некоторыми государствами приемлемым инструментом их внешней политики», – сказал Президент Республики Беларусь. Белорусский лидер также отметил, что важнейшим направлением укрепления национальной безопасности является участие страны в международных системах безопасности: Организации Договора о коллективной безопасности, а также в создании единого оборонного пространства с Российской Федерацией.
Необходимо создавать новую систему безопасности, не только европейской, но и центральноазиатской – эта мысль приобретает все большую поддержку как в ряде государств – членов ОДКБ, так и в соседних с ними странах. Государствами – членами ОДКБ уже проделана огромная работа по формированию политики безопасности и самой системы региональной безопасности. Вместе с тем еще недостаточно отработаны механизмы обеспечения безопасности, механизмы совместных действий в кризисных ситуациях, нормативно-правовые акты, на которые мы должны опираться в рамках существующих договоров, правильное сочетание региональных, национальных и международных интересов.


Владимир СУЛИМОВ, заместитель начальника Генерального штаба Вооруженных сил Республики Беларусь – начальник Главного оперативного управления, генерал-майор:

– Укрепление дружбы и сотрудничества между Республикой Беларусь и Российской Федерацией было и остается одним из приоритетных направлений внешней политики как Беларуси, так и России. С учетом сложившейся внешнеполитической обстановки, возможных угроз в отношении Республики Беларусь в государстве выработаны свои приоритеты в строительстве и развитии Вооруженных сил. Основной акцент в них сделан на коллективное обеспечение безопасности в Восточно-Европейском регионе с учетом созданной в 2000 году региональной группировки войск (сил) Республики Беларусь и Российской Федерации, которая рассматривается в качестве гаранта обеспечения стабильности в регионе и наиболее весомого элемента в системе стратегического сдерживания. Ее создание реально повлияло на расстановку сил в Европе.
Система совместной обороны Союзного государства базируется на согласованных усилиях Республики Беларусь и Российской Федерации, направленных на поддержание необходимого военного потенциала, качественную подготовку вооруженных сил, планирование и организацию совместных мер по предотвращению военной угрозы и отражению агрессии. Отрадно, что именно сотрудничество в военной сфере в рамках Союзного государства было и остается наиболее динамично развивающимся.
В интересах проверки текущего состояния РГВ(С) было спланировано и проведено с 18 по 29 сентября 2009 года оперативно-стратегическое учение «Запад-2009», которое явилось логическим завершением подготовки РГВ(С) в 2009 году. Столь масштабное совместное учение проведено впервые за последние несколько десятилетий. Впервые практически было отработано применение РГВ(С) в единой системе стратегических действий в случае развязывания против Союзного государства крупномасштабной агрессии. Такой подход отвечает интересам как Республики Беларусь, так и Российской Федерации.
В ходе учения впервые на практике был апробирован комплекс мер по оказанию государствам – членам ОДКБ военной и военно-технической помощи. Секретариатом и Объединенным штабом ОДКБ в ходе совместного учения сил и средств системы коллективной безопасности, проходящего в рамках ОСУ «Запад-2009», были разработаны предложения по оказанию Республике Беларусь военной и военно-технической помощи при нарастании военной угрозы, а также расчеты по перегруппировке соединений вооруженных сил государств-членов на территорию Республики Беларусь. Таким образом, можно констатировать, что механизм обеспечения коллективной безопасности в рамках ОДКБ уже переведен в практическую плоскость.


Иван САВВИДИ, заместитель председателя Комиссии Парламентского Собрания Союза Беларуси и России по вопросам внешней политики, член Комитета Государственной Думы по международным делам:

– Интеграционные процессы на постсоветском пространстве явились непосредственным отражением дальнейшего обострения геополитического противоборства в мире, и в частности за наследие Советского Союза. Начавшийся в середине 90-х годов процесс строительства и развития Союзного государства объективно вступил в противоречие с геостратегическими планами Вашингтона и его европейских союзников по расчленению России, установлению над всем постсоветским пространством экономического, политического и военного контроля.
Атлантическая геостратегия исходит из того, что на постсоветском пространстве не должно возникнуть политического образования, способного служить противовесом в мировой политике и экономике, успешно конкурировать с США и другими странами Запада. Такая установка в корне противоречит главной задаче Союзного государства – стать реальным противовесом сложившемуся однополюсному миру, мощным двигателем в прорыве агрессивного трансатлантического монополизма, интеграционным ядром нового единения государств.
За десятилетие работы Парламентского Собрания Союза Беларуси и России в практику внешнеполитической деятельности России прочно вошел термин «союзный парламентаризм». Успешно идет процесс унификации и гармонизации национальных законодательств. Российские и белорусские депутаты встречаются и обмениваются мнениями во время межпарламентских слушаний, научно-практических конференций, «круглых столов». Упрочилась практика организации и проведения заседаний постоянно действующего семинара при Парламентском Собрании по вопросам строительства Союзного государства.


По итогам обмена мнениями участники «круглого стола» выработали предложения для укрепления международной безопасности Союзного государства. В интересах снижения рисков для наших стран от потенциальных опасностей участники встречи предложили более активно реализовывать принцип предотвращения, используя накопленный международными структурами опыт превентивной дипломатии, применять опыт работы долгосрочных миссий и Верховного комиссариата ОБСЕ по делам национальных меньшинств. Такой подход, в отличие от традиционного реагирования на уже проявившиеся угрозы, представляет перспективное направление политики и практики обеспечения международной безопасности.
Без пристального внимания участников «круглого стола» не осталось ни одного направления международной безопасности Союзного государства: согласованная антинаркотическая политика и обеспечение информационной безопасности, приграничное сотрудничество, финансовая, технологическая, продовольственная, транспортная и другие виды безопасности – по всем вопросам участники встречи, высказав свои мнения, пришли к единому знаменателю.

Материал подготовил
Андрей БОБОК