Союзное государство

Время созидания

Время созидания
Время созидания

К номеру:   ()


01 Ноября 2009 года

Базовому проекту союзной стройки – 10 лет

8 декабря исполнится 10 лет со дня подписания Президентом Российской Федерации Б.Н. Ельциным и Президентом Республики Беларусь А.Г. Лукашенко Договора о создании Союзного государства. О том, какую роль Договор играет в построении единого российско-белорусского государства, рассказывает председатель Комиссии Парламентского Собрания Союза Беларуси и России по законодательству и Регламенту, заместитель председателя Комитета Государственной Думы по делам национальностей Степан ШОРШОРОВ. К сожалению, я не был членом союзного парламента в то время и не могу передать атмосферу, в которой работали мои коллеги 10 лет назад. Но слышал, что у них было огромное желание объединиться в единое государство как можно быстрее. Даже одно из рабочих наименований Договора, о котором я говорю, звучало как «Договор об объединении России и Беларуси». Этого требовала политическая обстановка тех лет и народы наших стран, душой и сердцем не принявшие распад Советского Союза. Поэтому остановлюсь на фактах.
Работала над ним временная Комиссия Парламентского Собрания Союза Беларуси и России по вопросам развития Союзного государства, которую возглавили заместители Председателя Парламентского Собрания Сергей Бабурин и Александр Козырь. В состав комиссии вошли Чрезвычайный и Полномочный Посол Республики Беларусь в Российской Федерации, депутат ПС Владимир Григорьев, российские и белорусские парламентарии.
Н. Биндюков, Н. Столяров, Г. Тихонов, А. Бойцев, С. Понасов и
В. Колесников – с российской стороны. Ю. Малумов, А. Шпилевский, Г. Вронский и А. Тишкевич – с белорусской. В подготовке проекта договора активно участвовала Комиссия Парламентского Собрания по законопроектным предложениям и Регламенту, возглавляемая в тот период Еленой Мизулиной. Не остались в стороне и остальные комиссии, активно предлагая в проект поправки по широкому кругу вопросов. Не преувеличивая, можно сказать, что весь депутатский корпус Парламентского Собрания участвовал в подготовке Договора. Безусловно, в подготовке межгосударственного Договора участвовали и представители органов государственной власти и управления государств-участников, включенные в состав российской и белорусской частей рабочей группы по подготовке проекта Договора об объединении России и Беларуси распоряжениями президентов государств-участников.
Свою лепту внесли и юристы Секретариата Парламентского Собрания, готовившие необходимые материалы: они проводили экспертизу предложений, составляли таблицы поправок, а их было около 800, готовили ответы на письма граждан России и Беларуси и т.д.
По предложению Парламентского Собрания в Договор были включены положения, без которых приступить к союзному строительству было невозможно. Это предметы ведения единого государства и государств-участников, образование двухпалатного Парламента Союзного государства, Совета Министров, Суда и Счетной палаты, уточнение прав граждан Союзного государства. Специальный раздел посвятили наднациональным актам, их иерархии и соотношению с национальными нормативными правовыми актами.
Таким образом, 10 лет назад Договор закрепил основные принципы строительства Союзного государства, заложил основы его государственного устройства, установил структуру наднациональных органов власти, сформулировал цели его создания, определил систему нормативных правовых актов Союзного государства и механизмы их реализации в зависимости от сферы ведения регулируемых ими вопросов.


Так чего же хотели в то время наши народы и парламентарии, к чему стремились? Хотели мирного и демократического развития. Укрепления дружбы, проверенной веками и на фронтах Великой Отечественной. Полную чашу на столах, за которыми сидели бы накормленные и ухоженные детишки. Мечтали вырастить здоровую, образованную молодежь, уверенно смотрящую в будущее, с перспективой получить хорошее образование и работу. Обеспечить достойную старость старикам и всем – от мала до велика – достойное, доступное медицинское обслуживание. Хотели быть счастливыми в атмосфере межнациональной гармонии.
В подкрепление договора была принята Программа действий Российской Федерации и Республики Беларусь. Ее реализация и должна была ознаменовать завершение создания Союзного государства с едиными: экономическим пространством, транспортной системой, таможенной территорией, денежной единицей, общим бюджетом, согласованной политикой в международных делах, в сфере обороны, безопасности, борьбы с преступностью, социальной и культурной областях.
Многое из задуманного выполнено. Мы начали создавать законодательную базу Союзного государства. Активно идет унификация национальных нормативно-правовых актов. Постоянно совершенствуется бюджетная политика: уже три года подряд бюджет Союзного государства принимается в предшествующий его исполнению год. С 1 января 2010 года заработает Таможенный союз Беларуси, Казахстана и России. Успешно формируются единые научно-техническое, информационное, образовательное пространства, ведется совместная политика в области экологической безопасности, гидрометеорологии, мониторинга и охраны окружающей среды, предупреждения и ликвидации последствий природных и техногенных катастроф, включая последствия аварии на ЧАЭС. Унифицируется законодательство в области охраны труда, социальной защиты населения, пенсионного обеспечения, здравоохранения. День ото дня крепнут связи наших силовых структур. Мы проводим согласованную политику в области обороны, военного строительства, использования военной инфраструктуры, разработки и размещения совместного оборонного заказа, функционирования региональной группировки войск, единую пограничную политику.
Договор, если так можно выразиться, легитимировал создание Союзного государства на международном уровне. Следующим шагом должна была стать легитимация внутренняя, то есть принятие Конституционного Акта.
Но этого не произошло, хотя работа над проектом «союзной конституции» ведется с 2002 года. А в январе 2006 года Комиссия по подготовке проекта Конституционного Акта даже поручила сопредседателям внести его на рассмотрение Высшего Государственного Совета Союзного государства. В середине декабря 2007 года ВГС внес изменения в состав комиссии: сопредседателями назначил Председателя Государственной Думы Бориса Грызлова и Председателя Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь Владимира Попова. Сегодня проект практически готов. Для его принятия необходима политическая воля.


Теперь несколько слов о том, зачем нам нужна союзная конституция. Без нее невозможно построить действительно единое финансово-экономическое пространство. Национальные законодательства, какими бы близкими ни были отношения и устремления стран-участниц, нельзя привести к единому знаменателю. Недоразумения между ними могут возникнуть хотя бы из-за того, что тот или иной юридический термин трактуется по-разному.
Вот и получается, что соглашения и договоры, не подкрепленные наднациональной законодательной базой, конкурентоспособные на мировом рынке прибыльные союзные проекты зачастую невозможно реализовать, как бы этого ни желали их участники. Мы теряем огромные деньги, которые могли бы пойти в союзный бюджет для подкрепления социальной политики. И это – лишь одна грань проблемы, а их множество, включая геополитическую ситуацию.


Может ли Парламентское Собрание в таких условиях эффективно работать как легитимный парламент, принимать необходимые нашим хозяйственникам законы? Ваша газета этот вопрос уже поднимала, и я склонен согласиться с одним из разработчиков Договора о создании Союзного государства и проекта Конституционного Акта, вашим автором, доктором юридических наук, профессором, главным научным сотрудником Института государства и права РАН Алексеем Автономовым. Он считает, что, если толковать Договор буквально, полномочия парламента, включая принятие законов в рамках исключительного ведения Союзного государства, у Парламентского Собрания уже есть. Необходимо эту идею озвучить и реализовывать. Первым, по его мнению, мог бы стать закон о бюджете Союзного государства, поскольку бюджетно-финансовая сфера – одно из основных полномочий парламента. Пока же, вопреки логике, Парламентское Собрание бюджет только принимает, утверждается он Декретом Высшего Государственного Совета. Хотя статус закона выше статуса декрета. И уровень ответственности разный: за законом, принимаемым парламентариями, стоят их избиратели во всей полноте мнений и стремлений. За декретом – лишь власть.


В заключение хочу поделиться своими мыслями о том, как можно было бы оптимизировать работу парламентариев исходя из реалий нынешнего дня. В первую очередь, на мой взгляд, необходимо провести мониторинг союзного законодательства, включая комплекс двусторонних договоров и соглашений России и Беларуси. Это поможет нам разобраться, в каком состоянии находится правовая система Союзного государства, какие пробелы наднационального и национального законодательства тормозят союзное строительство, каких именно соглашений нам не хватает для эффективного союзного строительства. Исходя из выводов специалистов, и нужно строить свою дальнейшую работу.
Но экспертиза нормативно-правовой базы Беларуси и России – кропотливая, длительная, серьезная работа и может быть поручена только профессионалам, труд которых должен быть достойно вознагражден. Понимаю, что в условиях кризиса выделять на нее средства из союзного бюджета проблематично, но сделать это необходимо. Это поможет нашей экономике, подкрепленной выверенной законодательной базой, сделать мощный рывок вперед. Даже в условиях мирового кризиса.