Союзное государство

Государство – для народа

Государство – для народа
Государство – для народа

К номеру:   ()


01 Января 2010 года

Главный приоритет – стимулирование экономического роста

Новый год принято начинать с реализации новых проектов и планов, с решения новых задач. Вместе с тем движение вперед возможно только на основе анализа итогов года ушедшего, осмысления достижений, наработок и назревших вопросов. Именно с такой позиции определяют координаты своей законотворческой работы в 2010 году депутаты Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь. О том, каким был прошедший год для белорусских парламентариев, что полезного удалось сделать депутатам на законотворческом поприще, какие темы будут приоритетными для них в новом году, читателям газеты «Союзное вече» рассказывает Председатель Палаты представителей белорусского парламента, первый заместитель Председателя Парламентского Собрания Союза Беларуси и России Владимир АНДРЕЙЧЕНКО. Основная часть законодательных решений, принятых Палатой представителей в 2009 году, посвящена противодействию последствиям глобального финансово-экономического кризиса. Они касались вопросов либерализации экономики, снятия излишних административных барьеров для бизнеса, совершенствования налогообложения, стимулирования деловой и инвестиционной активности, выработки гарантий для предпринимательства, совершенствования арендных отношений. Особое внимание было уделено тем проблемам, которые касаются качества жизни граждан, – это здравоохранение, образование, жилищное кредитование, трудовая занятость, реализация социальных обязательств государства по пенсионному обеспечению, а также адресная социальная поддержка отдельных категорий граждан, прежде всего ветеранов Великой Отечественной войны, детей-сирот, инвалидов и многодетных семей. Даже в нынешних непростых экономических условиях глава государства А.Г. Лукашенко поставил задачу сохранить достигнутые в стране социальные стандарты жизни, и эта задача последовательно реализуется в законодательстве. В республиканском бюджете на 2010 год, принятом на третьей сессии Палаты представителей, которая завершилась на исходе декабря, социальная составляющая осталась по-прежнему на уровне 60 процентов, несмотря на известные финансово-экономические проблемы.
Если говорить в целом о ключевых позициях бюджета, то в нем предусмотрено дальнейшее совершенствование налоговой системы, выделение финансовых средств на поддержку реального сектора экономики, реализацию программы жилищного строительства. Увеличены ассигнования на научные исследования, включая прикладные, и международное научно-техническое сотрудничество, на охрану окружающей среды. Запланирован рост бюджетного финансирования образования, здравоохранения, социальной политики. Предусмотрены также средства на реализацию ряда республиканских программ, в их числе «Молодежь Беларуси», по предупреждению инвалидности и реабилитации инвалидов, социальной поддержке пожилых людей, развитию и оптимизации сети учреждений социального обслуживания.
Отмечу также то, что в сформированном в прошедшем году законодательстве (принято 105 законов) новые правовые меры носят не просто превентивный, а комплексный и системный характер. Они значимы, по моему мнению, и с точки зрения совершенствования правовой базы, и очень важны для дальнейшего поступательного развития нашей страны.

Хотя каждый из принятых законопроектов регулирует важные для государства вопросы, в сформированной правовой базе есть законопроекты, имеющие наиболее широкое общественное звучание.
В экономическом пакете я выделил бы принятие уже названного бюджета страны на 2010 год, Особенной части Налогового кодекса, обновление банковского, финансового, земельного, строительного и транспортного законодательства, корректировку действующих законов о государственной регистрации субъектов хозяйствования, о деятельности унитарных предприятий, хозяйственных обществ, о малом и среднем предпринимательстве.
В блоке законопроектов по тематике государственного строительства и конституционных прав граждан отмечу такие документы, как «О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь», изменения и дополнения в избирательное законодательство, в Закон «О статусе депутата местного Совета депутатов», в законодательство по осуществлению административных процедур. Нельзя не упомянуть и корректировку некоторых кодексов, касающуюся совершенствования судопроизводства.
Законодательство об обороне и безопасности пополнилось законами «Об амнистии в связи с 65-летием освобождения Беларуси от немецко-фашистских захватчиков», «О государственной охране», «Об органах и подразделениях по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь». Усилены правовые меры борьбы с преступностью.
Последовательно обновляется правовая база экологической направленности. В новой редакции принят Закон «О государственной экологической экспертизе». Внесены изменения в некоторые законы об использовании атомной энергии, об охране окружающей среды и рациональном использовании природных ресурсов, о формировании и функционировании национальной экологической сети и биосферных резерватов. Да и в целом хотел бы сказать, что в Республике Беларусь накоплен хороший опыт решения вопросов охраны окружающей среды, чему в немалой степени способствует созданная законодательная база. Но жизнь не стоит на месте, страна активно развивается. И рост производства требует не только взвешенного, разумного подхода к использованию наших природных ресурсов, но и соответствующего нормативно-правового обеспечения. Парламент занимается и будет системно заниматься законодательным регулированием вопросов экологии и рационального природопользования в соответствии с проводимой государственной политикой, независимо от международной политической конъюнктуры. Мы строим государство для белорусского народа, и власть делает все, чтобы наши люди жили достойно и безопасно, в том числе и с точки зрения экологических условий. Новые поколения будут нам за это только благодарны.

В социальном пакете принятых парламентом решений наибольший общественный резонанс вызвало определение основ государственной молодежной политики, совершенствование порядка обращения и реализации лекарственных средств, расширение в законодательстве прав работников на охрану труда. В одном законодательном акте комплексно урегулированы все вопросы социальной защиты граждан, пострадавших от катастрофы на Чернобыльской АЭС и от других радиационных аварий. Комплексно, в новой редакции изложены правовые меры, предпринимаемые государством по социальной защите инвалидов.
Сделан важный шаг к кодификации законодательства образовательной сферы. На осенней сессии Палаты представителей мы приняли в первом чтении проект Кодекса Республики Беларусь об образовании, аналогов которого в мире еще нет, что само по себе свидетельствует о том, какое большое значение придается в нашей стране развитию образования.
Прошедший год был плодотворным и в работе парламента по формированию международной договорно-правовой базы. Она значительно расширилась и укрепилась. К примеру, ратифицированы документы, направленные на сотрудничество Беларуси с другими государствами в области осуществления и взаимной защиты инвестиций, международных автомобильных перевозок пассажиров и грузов, в борьбе с преступностью и обеспечении безопасности, в таможенных делах, в сотрудничестве в сфере здравоохранения и по другим вопросам.
Особо выделю в этом законодательном блоке ратификацию 15 договоров по созданию Таможенного союза Беларуси, России и Казахстана, реальная работа которого началась уже с 1 января наступившего 2010 года введением единого таможенного тарифа. Полагаю, что в дальнейшем все вопросы, которые, естественно, будут возникать в Таможенном союзе, как и в любом новом деле, должны решаться оперативно, в интересах всех участников этого интеграционного объединения. Но, несомненно, на старте Таможенного союза у наших стран есть главное – политическая воля глав государств, общее понимание необходимости создания условий для выравнивания и укрепления отношений в сфере экономического взаимодействия. А также понимание того, что Таможенный союз позволит нашим экономикам развиваться динамичнее, что благотворно скажется на качестве жизни людей трех наших стран.

Непростой для всего мира 2009 год сказался и на результатах работы экономики Республики Беларусь, замедлив рост производства промышленной продукции и снизив наш экспорт. И все же система антикризисных мер оправдала себя. Уровень валового внутреннего продукта, по итогам года, составил 100,2 процента. Страна фактически достигла докризисного показателя ВВП. Рентабельность в промышленности достигла 10 процентов, а энергоемкость ВВП по сравнению с 2008 годом снизилась почти на 6 процентов. Рост производства сельскохозяйственной продукции составил 101,3 процента. Выполнена программа строительства. Нет проблем с выплатой пенсий, стипендий и социальных пособий. Сохранить достигнутый в сложных условиях высокий темп экономического развития страны уже к уровню прошедшего года – такая главная задача стоит в 2010 году перед всеми органами государственного управления, в том числе и перед Национальным собранием Беларуси, депутаты которого обеспечивают экономику адекватной правовой базой. Задача очень ответственная, сложная, требующая солидарных усилий и максимально напряженной работы, так как мировой финансово-экономический кризис еще продолжается.
4 января Указом Президента А.Г. Лукашенко утвержден план подготовки законопроектов на 2010 год. В 45 пунктах этого плана предусматривается подготовка новых законопроектов, а также концепции Закона «О технических нормативных правовых актах Республики Беларусь», определены сроки их подготовки, сроки внесения в Палату представителей Национального собрания и ответственные субъекты права законодательной инициативы. Причем более половины разрабатываемых нормативных актов составляют документы экономической направленности. Среди них – проекты законов «О государственных закупках товаров (работ, услуг)», «О системе жилищных строительных сбережений», «Об агропромышленном производстве», «Об эмиссионных ценных бумагах и профессиональных участниках рынка ценных бумаг», проекты Инвестиционного и Жилищного кодексов Республики Беларусь, поправки в гражданское, хозяйственное, бюджетное, банковское и другие законодательства. Депутаты Палаты представителей работают над совершенствованием Закона «О транспортно-экспедиционной деятельности» с учетом практики его применения.
На днях мы провели в Палате представителей совещание с участием председателей постоянных комиссий, а также руководящих работников секретариата, на котором обсудили задачи по подготовке к очередной, четвертой сессии. Она откроется 2 апреля. Времени, казалось бы, еще достаточно, но затягивать проработку законопроектов, находящихся в профильных комиссиях, ни в коем случае нельзя. Это касается как процедурных, так и содержательных вопросов законотворческого процесса. Большинство в парламентском портфеле составляют законопроекты, уже прошедшие первое чтение. Нам надо оперативно принять по ним взвешенные решения, как говорится, без раскачки, в четко определенный срок. В пакете приоритетной тематики – проект Закона «О поддержке малого и среднего предпринимательства», Кодекса Республики Беларусь об образовании, поправки в законы, регулирующие хозяйственную, научную, научно-техническую и инновационную деятельность, а также новая законодательная инициатива «О нетрадиционных и возобновляемых источниках энергии». Ожидается внесение в Палату представителей и ряда других законопроектов, принятие которых сыграет важную роль в повышении экономического потенциала Беларуси, ее конкурентоспособности.