Союзное государство

Проще, удобнее, надежнее

Проще, удобнее, надежнее
Проще, удобнее, надежнее

К номеру:   ()


01 Апреля 2010 года

Западная граница Союзного государства становится более либеральной для законопослушных граждан, но более защищенной от нарушителей и контрабандистов Без загранпаспорта по «зеленому» коридору

С 1 января 2008 года в белорусских пунктах пропуска действует единая автоматизированная система погранконтроля. Благодаря ей жизнь путешественников, пересекающих белорусскую границу, существенно упростилась. Например, раньше, перед тем как попасть за границу, белорусам надо было обратиться в паспортный стол, чтобы получить разрешительный штамп на выезд. И ждать этого штампа приходилось не день и не два.
Эта унылая процедура изжила себя после того, как ведомства правоохранительного блока (МВД, Минобороны и прочие органы и службы) создали базу данных, в которую заносятся все правонарушители, не имеющие права покидать пределы страны. Алиментщики, уклонисты от воинской службы, находящиеся в розыске лица – кого в этой базе только нет. Пограничники имеют к ней доступ, благодаря чему могут прямо на границе проверить человека. Нет проблем с законом – езжай куда хочешь, что-то задолжал – сначала рассчитайся. При таком подходе штампы определенно не нужны. А загранпаспорта ушли в прошлое еще раньше.
Вообще, за последние годы белорусская граница стала гораздо более либеральной. Например, с 2006 года в пунктах пропуска заработала система «зеленого» и «красного» коридоров, здорово облегчающая пересечение границы тем, кому не надо ничего декларировать.
Также отметим, что полтора года назад значительно ужалась пограничная зона. Раньше она распростиралась на 50 километров от границы, занимая чуть ли не четверть территории страны, теперь – всего на 10-15.
К слову, попасть в приграничье можно без всяких проблем. Граждане Беларуси должны заплатить пошлину (около 2 долларов) за посещение погранзоны и уведомить по телефону территориальный орган погранслужбы о предполагаемом времени своего визита. Иностранцам доступ на эту территорию также не закрыт. Правда, для поездки им нужно получить пропуск. Выдается он по заявке в течение 5-7 дней.

Дело техники

Безопасность границы зависит не только от людей.
На что только ни идут нелегалы, чтобы пересечь белорусскую границу с Евросоюзом. Одни роют подкопы, другие орудуют кусачками, чтобы «обезвредить» проволочные заграждения, третьи – зимой пытаются переплыть Западный Буг. Контрабандисты тоже всячески хитрят. За всеми этими «проделками» пограничникам сложно было бы уследить, полагайся они исключительно на свои силы. К счастью, им на помощь приходит современное оборудование, которое значительно упрощает службу.

Чувствительный «Ворон»

Пока значительная часть белорусской границы оборудована все еще пускай и надежными, но не самыми современными образцами сигнализационных систем. Однако пограничники уже завершают тестирование новой российской сигнализационной системы «Ворон». Отзывы о ней пока что самые положительные.
– Обычная сигнализация на все элементы воздействия реагирует одинаково. Пробежал кабан или косуля, прошел человек – в любом случае происходит срабатывание. А это значит, что личный состав поднимается по тревоге, – рассказывает начальник отдела Госпо-
гранкомитета Андрей Гирс. – Система «Ворон» создавалась на основе лазерных и нейрокомпьютерных технологий. Ее искусственный интеллект запоминает, классифицирует сигналы и реагирует только тогда, когда действительно есть угроза незаконного пересечения границы. Благодаря этому практически исключаются пустые выезды. Думаю, «Ворон» будет иметь приоритет перед другими сигнализационными системами во время переоборудования белорусской границы.

Беспилотник в полете

Рубежи Беларуси надежно защищены не только на земле, но и с воздуха. В июне прошлого года пограничники закупили вертолет «Экюрель» французской компании «Еврокоптер». От аналогов его отличает экономный расход топлива (на час полета требуется 220 литров керосина, тогда как имеющиеся на вооружении Ми-8 сжигают все 800), а также бесшумность – «француз» может подобраться незамеченным к нарушителю на 200-метровую дистанцию. В этом году Госпогранкомитет планирует приобрести еще три «Экюреля». Белорусские пилоты уже прошли обучение во Франции.
Впрочем, для воздушного патрулирования границы летчики нужны не всегда. Планируется, что в скором времени белорусские пограничники начнут использовать беспилотные летательные аппараты. Такая техника позволяет оперативно реагировать на внештатные ситуации и фиксировать нарушения. На белорусской границе уже проведены первые эксперименты по применению беспилотников, разработанных российским НПО им. С. Лавочкина. Результаты обнадеживают.

Накроет «Шквал»

Около 200 километров белорусско-украинской границы проходит по рекам. Но это не проблема, потому что в распоряжении пограничников есть самые современные катера.
«Шквал» – разработка гомельских инженеров. Длина судна составляет 5 метров, вес – около полутоны. На борт оно может принять шесть человек. Несмотря на свои отнюдь не миниатюрные габариты, катер способен ходить даже при глубине 15 сантиметров. При этом скорость он развивает до 80 километров в час. И, что немаловажно, без особого шума.
Катер «Гепард» на воде не столь быстроходен, как «Шквал» (около 70 километров в час), зато на суше это судно на воздушной подушке способно разогнаться до 100 километров в час.

Лаборатория на колесах

Попытки перевоза через границу грузов с повышенным радиационным фоном нынче не редкость. В прошлом году белорусские пограничники зафиксировали 131 такой случай, в этом – уже более 30 (к слову, два груза так и не попали на территорию страны ввиду отсутствия необходимых документов).
До 2007 года каждый факт подозрения на наличие радиоактивности был чреват долгими разбирательствами, которые могли растянуться на несколько недель. Не все пункты пропуска оборудованы стационарными системами радиационного контроля. Приходилось пользоваться «гражданским» оборудованием, ждать, пока в ведомствах исследуют груз и дадут свое заключение. Однако с появлением у пограничников мобильной лаборатории оперативного реагирования (МЛОР) ситуация значительно упростилась.
Лабораторию, оборудованную на базе микроавтобуса «Газель», пограничники в шутку зовут «НИИ на колесах». Если груз «фонит», лаборатория оперативно прибывает на место и в течение нескольких часов выявляет причины повышенного уровня радиации. МЛОР точно распознает ядерные и радиоактивные материалы и даже способна указать их точное расположение в кузове. Лаборатория столь же остро «чувствует» наркотики и взрывчатку.