Союзное государство

Коллективная безопасность на внешних границах

Коллективная безопасность на внешних границах
Коллективная безопасность на внешних границах

К номеру:   ()


01 Апреля 2010 года

Мониторинг военно-политической обстановки в регионах ОДКБ позволяет своевременно реагировать и вырабатывать общие законодательные подходы к решению проблем безопасности Геннадий ПЕРЕКОПСКИЙ, начальник информационно-аналитического отдела ОДКБ Секретариата Совета МПА СНГ, секретарь Постоянной комиссии Парламентской Ассамблеи ОДКБ по вопросам обороны и безопасности:

– На минской сессии в июне 2006 года Совет коллективной безопасности ОДКБ определил необходимость развития парламентского измерения ОДКБ в рамках Межпарламентской Ассамблеи СНГ. В целях гармонизации национальных законодательств, разработки модельных законов и рекомендаций для решения уставных задач ОДКБ, организации взаимодействия по вопросам международной и региональной безопасности в ноябре 2006 года создана Парламентская Ассамблея Организации Договора о коллективной безопасности.
Система коллективной безопасности ОДКБ сегодня строится по региональному принципу. В настоящее время имеется три региона коллективной безопасности: Восточно-Европейский (российско-белорусская войсковая группировка), Кавказский (российско-армянская войсковая группировка) и Центрально-Азиатский (куда входят ограниченные по составу Коллективные силы быстрого развертывания в Центрально-Азиатском регионе).
В соответствии с Программой правового обеспечения Плана основных мероприятий по всестороннему укреплению межгосударственного сотрудничества, формированию и развитию системы коллективной безопасности в рамках Организации Договора о коллективной безопасности, а также по приглашению парламентов государств – членов ОДКБ депутаты Постоянной комиссии Парламентской Ассамблеи ОДКБ по вопросам обороны и безопасности ежегодно выезжают в регионы коллективной безопасности для изучения военно-политической обстановки. В 2005 и 2009 годах депутатские группы выезжали в Восточно-Европейский регион коллективной безопасности ОДКБ в Республику Беларусь.
В 2005 году депутатская группа посетила г. Брест и Брестскую область, провела рабочие встречи с руководством города и области, личным составом пограничной заставы №2 в Беловежской Пуще на границе с Польшей, посетила пограничный переход «Варшавский мост».
В прошлом году в ходе поездки члены Парламентской Ассамблеи ОДКБ провели рабочие встречи с руководством Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь, встретились с офицерами Военной академии Министерства обороны республики, посетили Государственный таможенный комитет, Главный штаб ВВС и ПВО, дивизион ПВО, Государственное научно-производственное объединение «Агат».
Практика работы Парламентской Ассамблеи ОДКБ по изучению военно-политической обстановки показала, что ситуация в зоне ответственности ОДКБ динамично меняется и продолжает формироваться под воздействием разноплановых глобальных и региональных факторов, имеющихся и вновь возникающих вызовов и угроз национальной и коллективной безопасности.
Состояние военно-политической обстановки в Восточно-Европейском регионе коллективной безопасности ОДКБ свидетельствует о сохраняющихся негативных тенденциях, обусловленных влиянием внешних факторов, среди которых можно выделить:
дальнейшее совершенствование системы базирования Вооруженных сил США в европейской зоне, изменение количественных и качественных параметров американского военного присутствия в Европе;
совершенствование военной инфраструктуры и оперативного оборудования территории восточноевропейских стран – членов НАТО;
формирование в составе коалиционных сил НАТО высокомобильных войсковых группировок с минимальными сроками готовности к их применению;
дальнейшее проникновение США и НАТО на постсоветское пространство и вовлечение стран бывшего СССР в орбиту своего влияния.
Мониторинг военно-политической обстановки в регионе показал, что в республике создана современная функциональная таможенная служба с четко выстроенной системой таможенного законодательства, развитой инфраструктурой, применяющая современные информационные технологии и работающая по международным стандартам. Параллельно с совершенствованием таможенной инфраструктуры обустраивается приграничная территория.
Пограничные службы Российской Федерации и Республики Беларусь наращивают сотрудничество в интересах охраны внешней границы Союзного государства. В соответствии с Программой обустройства внешней границы Союзного государства на 2007-2011 годы проводится комплекс мероприятий по строительству, оборудованию и вводу в эксплуатацию объектов пограничной инфраструктуры, находящихся на территории Республики Беларусь.
Военное сотрудничество, как основной превентивный фактор поддержания стабильности и безопасности, развивается комплексно. Приоритетным для Республики Беларусь было и остается военное сотрудничество с Российской Федерацией. Оно осуществляется на двусторонней основе – как в рамках Договора о создании Союзного государства, так и в формате Организации Договора о коллективной безопасности.
В соответствии с Договором о коллективной безопасности Республика Беларусь совместно с Российской Федерацией обеспечивают безопасность в Восточно-Европейском регионе.
Региональная группировка войск (сил) Республики Беларусь и Российской Федерации является основой Восточно-Европейского региона коллективной безопасности ОДКБ, в полной мере оправдывает свое предназначение и служит ключевым фактором в поддержании мира и стабильности в регионе, гарантом коллективной безопасности не только двух стран, но и всех государств – членов ОДКБ на западном направлении. В рамках обеспечения функционирования региональной группировки войск министерствами обороны Беларуси и России проводится совместная работа по созданию механизма обеспечения безопасности Союзного государства, нормативной правовой базы объединенных систем технического и тылового обеспечения, системы управления региональной группировки войск (сил).
Поступательное развитие взаимодействия военных ведомств Беларуси и России позволило поднять их совместную подготовку на качественно новый уровень. Проводимые учения «Запад-2009» стали итоговым мероприятием оперативной подготовки Вооруженных сил Союзного государства в прошлом году и способствовали созданию реально действующей системы обеспечения безопасности Союзного государства.
В целом стабильная обстановка в республике обуславливается реализуемым комплексом организационно-практических мероприятий в правоохранительной сфере, иными мерами, исключающими предпосылки возникновения социальной напряженности в обществе, способствующими повышению степени доверия граждан к руководству страны и проводимой внутренней политике. В настоящее время правительством республики реализуется ряд государственных программ по таким приоритетным направлениям, как борьба с преступностью, противодействие незаконному обороту наркотиков, нелегальной миграции.
Сегодня существенно возросла союзническая солидарность, взаимное стремление учитывать интересы друг друга, готовность к выработке консенсусных подходов, желание поддерживать союзников в сложных ситуациях для достижения конкретных результатов в углублении интеграционных процессов в формате ОДКБ.
Парламентская Ассамблея ОДКБ продолжит сложившуюся практику мониторинга военно-политической обстановки в регионах коллективной безопасности ОДКБ, которая позволяет парламентариям государств – членов Организации более ясно представлять реальную картину состояния коллективной безопасности, своевременно реагировать и вырабатывать общие законодательные подходы к решению проблем безопасности.
Буквально накануне сегодняшнего мероприятия, на заседаниях постоянных комиссий Парламентской Ассамблеи ОДКБ, был рассмотрен и одобрен вопрос «О предоставлении Парламентскому Собранию Союза Беларуси и России статуса наблюдателя при Парламентской Ассамблее Организации Договора о коллективной безопасности». В ходе предстоящего выездного заседания Совета Парламентской Ассамблеи ОДКБ 31 мая – 1 июня с.г. в Ереване этот вопрос будет рассмотрен руководителями парламентов государств – членов ОДКБ.