Союзное государство

Надежный барьер на пути преступности

Надежный барьер на пути преступности
Надежный барьер на пути преступности

К номеру:   ()


01 Апреля 2010 года

Сотрудничество между силовыми структурами двух государств позволяет обеспечивать безопасность Союзного государства в пограничной сфере Сергей Тиринов, начальник управления Государственного пограничного комитета Республики Беларусь.

Внешняя граница Союзного государства, охраняемая белорусскими пограничниками, составляет третью часть общей протяженности Государственной границы Республики Беларусь (более 3,5 тыс. км и более 1,2 тыс. км).
Существующие современные реалии показывают, что обстановка в пограничном пространстве Республики Беларусь динамично меняется. Возникают новые вызовы и угрозы.
И если ранее степень опасности для Республики Беларусь проявлялась в военно-политической сфере, то сегодня доминируют криминальные и экономические факторы.
Хочу подчеркнуть, что пограничным ведомствам Беларуси в достаточно сложных условиях удается своевременно вскрывать и минимизировать негативные процессы, оказывающие серьезное влияние на ситуацию на границе и в приграничье. Тем самым пограничная безопасность страны и в целом внешней границы Союзного государства обеспечивается на должном уровне.
Прошедший период был по объективным причинам непростым. Проявились некоторые негативные тенденции в развитии обстановки на границе и приграничных территориях, вызванные последствиями мирового финансового кризиса.
Повысилась трансграничная криминальная активность, причем в большей степени в сопредельном приграничье. Вызванная кризисом трансформация ценообразования и условий деятельности субъектов хозяйствования во всех странах вынуждает криминальные структуры, имеющие интересы на границе, быстро перестраиваться и менять тактику. Возникшие новые условия для получения сверхприбыли подталкивают их к активным и более организованным действиям.
Исходя из выводов оценки обстановки и анализа экспертных оценок ожидается, что тенденция роста общеуголовных (в т.ч. коррупционных) преступлений, а также правонарушений в погранично-таможенной сфере в сопредельных государствах сохранится на протяжении последующих лет.
Незаконная транзитная миграция, торговля людьми, международный терроризм, контрабанда оружия, боеприпасов, незаконный оборот наркотиков и радиационных материалов – это далеко не весь перечень факторов, оказывающих влияние на состояние пограничной безопасности. Это всем известно.
Назову лишь некоторые итоги деятельности органов пограничной службы Республики Беларусь по этим направлениям.
В числе наиболее актуальных факторов, с которыми столкнулось наше государство, – именно вопросы противодействия незаконной миграции граждан в страны Евросоюза, среди которых наиболее «востребованными» являются Латвия, Литва, Польша, Германия, Австрия, Италия, Франция, Великобритания, Скандинавские государства и ряд других стран Евросоюза.
Однако, если ранее через Беларусь проходили миграционные потоки в основном из стран Азии и Африки, то в последние годы эта тенденция изменилась. Мы все чаще сталкиваемся с устойчивыми попытками миграции на Запад граждан государств постсоветского пространства, в частности Таджикистана, Туркменистана, Казахстана, Кыргызстана, Узбекистана, Азербайджана, Армении и Молдовы.
Всего в 2009 году и в первом квартале 2010 года органами пограничной службы Беларуси задержано более 140 незаконных транзитных мигрантов – нарушителей границы, 28 организаторов и пособников незаконной транзитной миграции. Кроме того, выявлено более 13 тысяч потенциальных незаконных мигрантов (иностранцев) с поддельными, чужими и неисправными документами.
Данным вопросам в последнее время уделяется наибольшее внимание. Так, за последние месяцы в рамках различных форумов нашу страну посетили представители европейских государств и международных организаций, до которых были доведены меры, принимаемые Республикой Беларусь в противодействии миграции, а также высказаны позиции по ее минимизации. В конце сентября 2009 года эти вопросы обсуждались на состоявшемся в Минске заседании рабочей группы Международной пограничной конференции с участием Президента Республики Беларусь А.Г. Лукашенко, а в марте текущего года – в рамках заседания рабочей группы Международной конференции по пограничным вопросам по противодействию незаконной миграции.
Кроме того, в конце марта 2010 года состоялось подведение итогов совместной операции «Барьер» по пресечению деятельности трансграничных организованных преступных групп на канале незаконной миграции.
Незаконный оборот наркотических средств, психотропных веществ, сильнодействующих лекарств и прекурсоров по-прежнему остается одной из самых серьезных угроз национальной безопасности государств Европейского региона, в том числе Республики Беларусь.
Международный масштаб незаконного оборота наркотиков и вовлечение все большего количества государств в мировую сеть маршрутов их нелегальной транспортировки в настоящее время не позволяют четко разграничить страны на производителей наркотических средств или их потребителей. Республика Беларусь вследствие своего географического положения выступает как потребитель, так и государство транзита. Действующий на территории государства нелегальный рынок наркотиков предлагает почти полный ассортимент известных наркотических средств и психотропных веществ.
Поставки опиатов в Беларусь и далее в государства Европейского союза осуществляются в основном из Афганистана и Пакистана через государства Средней Азии, затем через Российскую Федерацию по Северному пути. В последнее время отмечаются случаи, когда опиаты, в частности партии героина, доставляются в Европу из Афганистана через Иран, кавказские государства, Россию и Республику Беларусь.
Из государств Европейского союза (Нидерланды, Польша и Литва) на нелегальные рынки наркотиков Республики Беларусь и Российской Федерации поставляются психотропные вещества (стимуляторы амфетаминового ряда, МДМА), а также марихуана и гашиш. В 2010 году отмечены факты контрабанды психотропных веществ из Литвы в Украину транзитом через Республику Беларусь.
Всего органами пограничной службы самостоятельно и во взаимодействии с правоохранительными органами Беларуси задержано около 50 кг (на внешней границе СГ – 44). Разрабатывалось более десятка каналов поставок наркотиков в Беларусь и незаконного, транзитного их перемещения через ее территорию.
Совместно с милицией в приграничных районах в рамках проводимых рейдов уничтожено более 12 тонн зеленой массы наркосодержащих растений.
По выявленным преступлениям самостоятельно и по нашим материалам и информации взаимодействующими органами возбуждены десятки уголовных дел.
В соответствии с решением Совета командующих пограничными войсками государств – участников СНГ (от 24 апреля 2008 г.) в мае 2009 года при координации Госпогранкомитета с участием пограничных ведомств России и Украины проведена совместная специальная пограничная операция «Граница-2009» по противодействию проникновения через границы государств – участников СНГ контрабанды материальных, наркотических средств и их прекурсоров.
В рамках защиты экономических интересов при незаконном перемещении через государственную границу и в приграничных районах изъято товарно-материальных ценностей более чем в 2,5 тыс. случаев на сумму более 43 млрд рублей. В том числе на внешней границе Союзного государства – 1690 случаев на сумму свыше 23,7 млрд рублей.
В рамках противодействия терроризму и экстремизму на приграничной территории совместно с ГТК, КГБ, МВД и иными органами проведено свыше 50 профилактических и оперативно-разыскных мероприятий по пресечению незаконного оборота оружия и боеприпасов, в результате которых из незаконного оборота изъято 166 единиц огнестрельного оружия (на внешней границе СГ – 115), свыше 5,5 тыс. штук боеприпасов (5043), а также изъято из обращения более 17 кг (10) взрывчатых веществ.
В целом можно констатировать, что, несмотря на сложную обстановку, органам пограничной службы удается сохранять ситуацию на границе и в приграничье стабильной, управляемой и контролируемой во многом благодаря созданию интегрированных систем охраны границы, внедрению новых современных технологий и умелому их применению.
Отдельно хочу остановиться на вопросах приграничного сотрудничества, в том числе с сопредельными государствами.
Одним из основных направлений является разработка и реализация совместных программ в интересах создания пограничной инфраструктуры на внешней границе Союзного государства.
В настоящее время Госпогранкомитет Республики Беларусь и Федеральная служба безопасности Российской Федерации реализуют совместную Программу обустройства внешней границы Союзного государства на период 2007-2011 годов, мероприятия которой распространяются на белорусско-прибалтийский и российско-украинский участки внешней границы Союзного государства.
Действующей программой заявлена основная цель – частично обустроить к 2012 году российско-украинский участок и завершить обустройство белорусско-латвийского и белорусско-литовского участков внешней границы Союзного государства.
Очевидно, что с завершением действующей программы все вопросы по обеспечению безопасности внешней границы Союзного государства полностью решены не будут.
По нашему мнению, требуется разработка новой программы на период 2012-2016 годов. Позиция Госпогранкомитета по белорусской части будущей программы была изложена на коллегии Пограничного комитета Союзного государства 18 февраля в Бресте.
Есть уверенность, что в случае внесения согласованных предложений о разработке новой Программы укрепления пограничной безопасности Союзного государства на период 2012-2016 годов Министерством экономики и Министерством финансов, а также Правительством Республики Беларусь она будет поддержана.
Мы также не возражаем против разработки программы обустройства границ и обеспечения пограничной безопасности в рамках Таможенного союза, но исходим из того, что уровень интеграции и взаимодействия Республики Беларусь и Российской Федерации в рамках Союзного государства значительно выше и отказываться от него нельзя.
В целом можно констатировать, что уровень сотрудничества между пограничными структурами двух государств позволяет эффективно осуществлять охрану внешней границы и обеспечивать безопасность Союзного государства в пограничной сфере.