Союзное государство

На благо народов наших стран

На благо народов наших стран
На благо народов наших стран

К номеру:   ()


01 Июля 2010 года

Выступление Председателя Парламентского Собрания Союза Беларуси и России, Председателя Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Бориса ГРЫЗЛОВА на открытии тридцать седьмой сессии Парламентского Собрания Союза Беларуси и России:

– Уважаемые депутаты, представители постоянных наблюдателей и гости тридцать седьмой сессии Парламентского Собрания Союза Беларуси и России!
Рад приветствовать вас в связи с нашей новой встречей и продолжением совместной работы.
У нынешней сессии, как обычно, насыщенная повестка, в центре которой – обсуждение отчета Совета Министров Союзного государства об исполнении бюджета Союзного государства за 2008 год и блок организационных вопросов. Кроме того, мы обсудим дополнение в Регламент Парламентского Собрания Союза Беларуси и России.
Нам предстоит утвердить изменения в составе комиссий Парламентского Собрания, а также избрать заместителя Председателя Парламентского Собрания. Убежден в том, что приход заинтересованных, небезразличных к делу союзной интеграции людей самым благотворным образом скажется на нашей совместной деятельности.
Предстоящее обсуждение отчета Совета Министров Союзного государства об исполнении бюджета Союзного государства за 2008 год – это продолжение последовательно проводимого Парламентским Собранием совместно с Советом Министров курса на укрепление бюджетного процесса в Союзном государстве.
Следует отметить, что наши интеграционные усилия имеют большое значение для российского и белорусского народов. В наших странах продолжается важная работа по сближению национальных экономик и гармонизации законодательства.
В ходе обсуждения отчета Совета Министров Союзного государства об исполнении бюджета Союзного государства за 2008 год мы рассмотрим проект постановления Парламентского Собрания и заключение Комиссии Парламентского Собрания по бюджету и финансам, содержащее подробный анализ выявленных проблем и предлагающее комплекс мер по их устранению, в том числе – предложения по совершенствованию существующей нормативной базы Союзного государства.
Речь пойдет прежде всего о действующем Порядке формирования и исполнения бюджета Союзного государства.
Отдельные его положения на протяжении нескольких лет вызывают нарекания со стороны контрольных органов и нуждаются в корректировке.
Указанный Порядок требуется доработать и в связи со вступившим в силу Соглашением о регулировании вопросов собственности Союзного государства. До сих пор не выполнено сделанное еще в 2006 году поручение Совета Министров Союзного государства по разработке единой методики учета объектов собственности, созданных и создаваемых в государствах-участниках за счет средств бюджета Союзного государства. Эта задержка лишает нас возможности использовать союзную собственность при формировании доходной части бюджета и содержать эту собственность за счет средств бюджета.
Определенные претензии есть и к Порядку разработки и реализации программ Союзного государства. В нынешнем виде он слишком бюрократизирует некоторые этапы утверждения и реализации программ. Вместе с тем у Парламентского Собрания есть предложения по введению одного цикла согласований программ, а также по уточнению координационных и контрольных функций Постоянного Комитета в данной сфере.
Не первый год в отчете Совета Министров об исполнении бюджета Союзного государства отмечается наличие значительных остатков неиспользованных средств на счетах бюджетополучателей. Одна из основных причин этого явления – ненадлежащая организация государственными заказчиками реализации программ и мероприятий.
Актуальным представляется вынесенное на рассмотрение сессии дополнение в Регламент Парламентского Собрания Союза Беларуси и России, позволяющее на «правительственном часе» в рамках сессии Парламентского Собрания заслушивать должностных лиц органов Союзного государства.
Нам предстоит также заслушать информацию о прошедшей в мае этого года в городе Санкт-Петербурге научно-практической конференции «Актуальные проблемы строительства и развития Союзного государства» и о ежегодно проводимом Парламентским Собранием фестивале «Молодежь – за Союзное государство».
Уважаемые друзья!
Уверен, что мы с вами будем и дальше настойчиво добиваться укрепления всестороннего сотрудничества между Российской Федерацией и Республикой Беларусь на благо народов наших стран.
Позвольте пожелать всем нам плодотворной работы здесь, в столице Республики Беларусь – Минске.
Тридцать седьмую сессию Парламентского Собрания Союза Беларуси и России объявляю открытой.

____________________

Министры будут держать ответ

Одна из мер контроля деятельности исполнительных органов власти перед парламентом страны – отчетность должностных лиц за проделанную работу. В Государственной Думе, например, это «правительственный час». Союзные депутаты предложили включить подобную норму и в Регламент Парламентского Собрания Союза Беларуси и России. Постановление было принято единогласно. Подробнее о новшестве рассказывает председатель Комиссии Парламентского Собрания Союза Беларуси и России по законодательству и Регламенту Степан ШОРШОРОВ:

– Новая статья предусматривает возможность приглашать на сессии Парламентского Собрания должностных лиц органов Союзного государства и государств-участников для ответов на вопросы депутатов – о деятельности Совета Министров, о реализации актов и международных договоров между государствами-участниками по вопросам, отнесенным к предметам ведения Союзного государства. На «правительственный час», например, будут приглашаться Государственный секретарь Союзного государства, руководители органов Союзного государства, республиканских органов государственного управления Республики Беларусь и федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации, а также руководители государственных организаций, являющихся государственными заказчиками по программам Союзного государства. Отчитываться перед депутатами будут пока только три министра: иностранных дел, экономики и промышленности.
Если приглашенное должностное лицо не может прибыть на «правительственный час», то обязано уведомить об этом Председателя Парламентского Собрания или первого заместителя Председателя Парламентского Собрания не позднее чем за пять дней до «правительственного часа», указав причину отсутствия, и направить на «правительственный час» своего заместителя.
Решение о времени проведения и вопросах, выносимых на «правительственный час», принимает Совет Парламентского Собрания – по предложению комиссий. Приглашает должностных лиц органов Союзного государства Председатель Парламентского Собрания или его первый заместитель. Время для доклада – не более 20 минут. Представитель Комиссии Парламентского Собрания, выступивший с инициативой проведения «правительственного часа», тоже вправе выступить с докладом продолжительностью не более 20 минут. На вопрос депутата дается одна минута, а на ответ – не более трех минут. Прения в рамках «правительственного часа» не проводятся, но приглашенное должностное лицо вправе выступить с заключительным словом продолжительностью не более 10 минут.

______________________

Девять лет раздумий

Одна из задач союзных парламентариев – приведение в соответствие с новой редакцией Регламента состава постоянных наблюдателей при Парламентском Собрании. В связи с чем председатель Комиссии Парламентского Собрания по вопросам внешней политики Нина МАЗАЙ напомнила депутатам, что еще в мае 2001 года Парламент Молдовы обратился с просьбой рассмотреть возможность предоставления ему статуса постоянного наблюдателя при Парламентском Собрании.

На восемнадцатой сессии 5 июня 2001 года было принято решение предоставить Парламенту Молдовы статус постоянного наблюдателя – после того, как будут предоставлены все необходимые для этого документы. Но они так и не поступили, поэтому вопрос о статусе молдавского парламента все это время оставался открытым.
На предыдущей сессии Парламентского Собрания было принято решение привести состав постоянных наблюдателей в соответствие со статьей 19 нового Регламента Парламентского Собрания, и Комиссии Парламентского Собрания Союза Беларуси и России по вопросам внешней политики было поручено дополнительно изучить этот вопрос. В Парламент Молдовы последовал запрос с просьбой проинформировать нас о намерениях Парламента Молдавии по поводу дальнейшего сотрудничества с Парламентским Собранием.
19 февраля 2010 года молдавская сторона в письме на имя Ответственного секретаря Парламентского Собрания Союза Беларуси и России Сергея Стрельченко сообщила, что «нынешние внутренние и внешние приоритеты Парламента Республики Молдова не предусматривают на данный момент приобретения этого статуса». На основании этого сообщения и в соответствии со статьей 19 пункта 5 Регламента Парламентского Собрания Союза Беларуси и России депутаты единогласно поддержали предложение считать постановление от 5 июня 2001 года утратившим силу.

______________________

Когда объединяет музыка

На пятый фестиваль приедут не только молодые исполнители из России и Беларуси, но и делегация Украины. Об этом сообщил председатель Комиссии Парламентского Собрания Союза Беларуси и России по социальной политике, науке, культуре и гуманитарным вопросам Виктор ВОДОЛАЦКИЙ.

– Мы позиционируем этот молодежный фестиваль не как белорусско-российский, а как мероприятие, объединяющее молодежь разных стран и культур. И чем больше будет творческих коллективов с национальным колоритом, тем эффективнее он станет. Фестиваль стартовал в 2006 году в Анапе, а последнее время проходил в Ростове-на-Дону. За эти годы его успели посетить около 50 тысяч человек. Только в прошлом году, например, приехало примерно 300 исполнителей и более 15 тысяч зрителей. С каждым годом число участников увеличивается. Приятно, что эта инициатива депутатов Парламентского Собрания, в том числе и членов «социальной» комиссии, стала любима молодежью Союзного государства.
На мой взгляд, актуальность фестиваля обусловлена прежде всего необходимостью активизировать участие молодежи Беларуси и России в программах и мероприятиях Союзного государства. Кроме того, фестиваль способствует развитию творческого потенциала подрастающего поколения. А вообще подобные культурные программы позволяют молодым людям быть активными участниками общественной жизни, прививают им хороший вкус, выполняют и образовательную функцию. Неудивительно, что парламентарии единогласно проголосовали за то, чтобы придать молодежному фестивалю статус международного и ежегодного. Ведь наша цель – создание единого культурного пространства, укрепление славянского единства, дружбы и взаимопонимания молодежи, сохранение и развитие лучших традиций в области культуры и искусства.

______________________________

Союзному бюджету – новый облик

Татьяна ГОЛУБЕВА, член Комиссии Парламентского Собрания Союза Беларуси и России по бюджету и финансам, заместитель председателя Постоянной комиссии Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь по жилищной политике, строительству, торговле и приватизации:

– На очередном заседании Комиссии по бюджету и финансам, на котором рассматривался ход подготовки бюджета Союзного государства на 2011 год, было отмечено, что работа в целом идет в нормальном режиме. Поэтому уже в ближайшее время можно ожидать внесения проекта бюджета в Парламентское Собрание. Вместе с тем вызывает обеспокоенность, что в разрабатываемом проекте нет многих новых программ. По информации Постоянного Комитета, из восьми подготовленных проектов новых программ ни одна не будет утверждена до конца текущего года. А причины – как субъективного характера – нерасторопность государственных заказчиков, так и объективного – новая редакция Порядка разработки и реализации программ, на мой взгляд, еще больше усложнит их утверждение. В результате значительные объемы средств бюджета могут оказаться невостребованными.
Считаю целесообразным рассмотреть возможность объявления Советом Министров Союзного государства конкурса на лучший инвестиционный проект Союзного государства, где отбор участников может осуществляться экспертной комиссией под председательством двух национальных вице-премьеров. Причем на реализацию проекта можно использовать средства союзного бюджета.
Ориентация на инновационные проекты Союзного государства в сочетании с традиционными программами придаст новый облик бюджетному процессу в Союзном государстве и положит начало инновационно-интенсивному развитию. Долгосрочное инвестиционное сотрудничество государств-участников должно быть ориентировано на практическую реализацию передовых достижений фундаментальной и прикладной науки, способных сделать прорыв в решении проблем глобального характера и задач устойчивого развития Беларуси и России. Особое внимание необходимо уделить формированию перечня приоритетных научно-технических и инновационных программ и проектов, исходя из условий возможной практической реализации. При этом приоритет должен быть отдан проектам, выходящим на беспрецедентное решение.
Следует доработать единую систему научно-технической экспертизы проектов программ Союзного государства, участвующих в конкурсном отборе, предусмотрев ее финансирование за счет средств союзного бюджета. Необходимо активизировать работу в этом направлении Научно-консультационного совета Парламентского Собрания и Межакадемического совета по проблемам развития Союзного государства.
И еще одно предложение – оно также прозвучало на заседании нашей комиссии. Для ужесточения контроля выполнения союзных программ ввести следующий порядок: сумму недовыполненной части программы (объем неосвоенных средств) ответственная сторона в следующем году вносит в реализацию программы из собственных средств. Тогда каждый – и госзаказчик, и исполнитель – задумается над тем, что программу надо выполнять в установленные сроки.

_______________________

Что имеем – сохраним

В перерывах между заседаниями сессии корреспонденты газеты «Союзное вече» поинтересовались у союзных парламентариев, как они оценивают состояние белорусско-российских интеграционных процессов? И какова, по их мнению, роль депутата Парламентского Собрания Союза Беларуси и России в решении проблем, возникающих на пути союзного строительства?

Слишком много политики
Франц КЛИНЦЕВИЧ, заместитель председателя Комиссии Парламентского Собрания Союза Беларуси и России по информационной политике, первый заместитель председателя Комитета Госдумы по делам ветеранов:
– Идет рабочий процесс, ничего, я считаю, не поменялось ни в лучшую, ни в худшую сторону. К сожалению, в отношениях между нашими странами много политики, и это мешает работать. Что касается роли депутата, то пока не будут приняты политические решения на высоком уровне, говорить о ней реально вряд ли возможно, да и не нужно.
Задача депутата сегодня – не допустить, чтобы под влиянием сиюминутных эмоций между нами возникли серьезные разногласия. Надо сохранить то, что мы имеем. А в том, что мы эти временные трудности преодолеем, у меня нет сомнений.

Обсуждаем новые проекты
Андрей КОКОШИН, член Комиссии Парламентского Собрания Союза Беларуси и России по бюджету и финансам, первый заместитель председателя Комитета Госдумы по науке и наукоемким технологиям:
– У нас есть продвижение вперед с точки зрения выполнения бюджета и повышения бюджетной дисциплины. Из союзного бюджета финансируются важнейшие совместные программы – по обороне, безопасности, высоким технологиям. Я, например, могу с удовлетворением сказать о наших общих достижениях в области микроэлектроники. И мы сейчас активно обсуждаем с нашими белорусскими друзьями вопрос о работе над новыми проектами, выводящими нас на мировой уровень в микроэлектронике. Программа шаг за шагом формируется, что позволит нам приблизиться к мировым лидерам в области производства отдельных видов микроэлектронной продукции.
Парламентское Собрание инициирует новые интересные и перспективные проекты и программы, следит за их выполнением. И нынешняя сессия очень важна тем, что мы обсудили, как будем дальше работать над важнейшими вопросами. В России поставлена задача модернизации экономики. Аналогичные инновационные задачи поставлены и в Беларуси. И то, что мы делаем сегодня в рамках Союзного государства, – это весомый вклад в модернизацию наших экономик, в повышение их конкурентоспособности.

Ключевые моменты
Евгений СМИРНОВ, заместитель председателя Комиссии Парламентского Собрания Союза Беларуси и России по законодательству и Регламенту, председатель Постоянной комиссии Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь по законодательству и государственному строительству:
– Отношения с Россией у нас рано или поздно наладятся. Когда делается что-то новое, всегда есть разночтения, непонимание, это – нормальный процесс. Ситуация политически и экономически неординарна: два суверенных государства хотят идти интеграционным путем. И парламент в этих процессах должен играть важную роль. И все встанет на свои места. Правильно в заключительном слове сказал Борис Грызлов: дружба нерушима и все ключевые моменты остаются в силе.

Движущая сила
Анатолий НОВИКОВ, член Комиссии Парламентского Собрания Союза Беларуси и России по безопасности, обороне и борьбе с преступностью, председатель Республиканского совета белорусского общественного объединения ветеранов:
– Движущая сила единения, строительства Союзного государства сегодня, на мой взгляд, парламентарии и ветераны. Ветераны как никто желают единства, а парламентарии делают все, что в их силах, чтобы руководители думали о народе, а не о своих амбициях. Ведь все разногласия между нами во многом искусственные. Я уверен – Союзное государство будет!

Споры интеграции
не помеха
Сергей КРЫЖЕВИЧ, член Комиссии Парламентского Собрания Союза Беларуси и России по безопасности, обороне и борьбе с преступностью, председатель Постоянной комиссии Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь по аграрным вопросам:
– Интеграционные процессы между Россией и Беларусью идут и будут углубляться, несмотря на всяческие неувязки, возникающие между нами время от времени. Эти противоречия временные, антагонистического характера не имеют. Подтверждение тому – практически решенный газовый спор. Здесь больше субъективного, чем объективного.
По поводу экспорта сельхоз-
продукции тоже не раз возникали споры, но всегда разрешались. Не исключаю, что проблемы во взаимной торговле могут появляться и в дальнейшем, но интеграции аграрных отраслей Беларуси и России, как показала последняя совместная коллегия отраслевых министерств, не помешают.
Если говорить о роли депутатов в союзном строительстве, то по сравнению с ролью представителей других ветвей власти она доминирует, поскольку союзные парламентарии активнее. У нас постоянно проходят сессии, заседания комиссий Парламентского Собрания, российские и белорусские депутаты регулярно общаются, находят точки соприкосновения. Если в ходе союзного строительства возникают проблемные вопросы, подключаются к их решению. Думаю, другим властным структурам следует брать пример с депутатского корпуса обоих парламентов. На нынешней сессии Парламентского Собрания, например, было принято решение ввести «правительственный час», на который будут приглашаться члены Совета Министров Союзного государства. Это полезное решение, поскольку положительно скажется на реализации союзных программ.

Решил – исполняй
Алексей РОЗУВАН, заместитель председателя Комиссии Парламентского Собрания Беларуси и России по безопасности, обороне и борьбе с преступностью, член Комитета Госдумы по безопасности:
– Союзный бюджет, который мы ежегодно принимаем, исполняется, как и намеченные программы, а их несколько десятков. Если возникают проблемы, мы их устраняем. Есть, конечно, злопыхатели, пытающиеся доказать, что отношения России и Беларуси ухудшаются, но это не так – даже несмотря на возникающие порой конфликтные ситуации.
В вопросах обороны и безопасности у России и Беларуси – полное взаимодействие и взаимопонимание, и программы, которые курирует наша комиссия, полностью реализуются.
Считаю, что если бы все за-
ключенные между нашими странами соглашения и договоренности исполнялись, то не было бы никаких проблем. Поэтому задача депутатов Парламентского Собрания – сделать все, чтобы они действительно исполнялись. Это главное. Только в этом случае не будут возникать конфликтные ситуации.