Союзное государство

Курс прежний – на сотрудничество

Курс прежний – на сотрудничество
Курс прежний – на сотрудничество

К номеру:   ()


01 Июля 2010 года

25 июня в Минске прошла XXXVII сессия Парламентского Собрания Союза Беларуси и России. В центре внимания депутатов был отчет об исполнении союзного бюджета за 2008 год. Перед заседанием Председатель Парламентского Собрания Союза Беларуси и России, Председатель Государственной Думы Борис Грызлов и первый заместитель Председателя Парламентского Собрания, Председатель Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь Владимир Андрейченко рассмотрели ряд организационных вопросов. Главное – исполнение бюджета
У нынешней сессии традиционно насыщенная повестка, ядро которой составляют обсуждение отчета союзного Совета Министров об исполнении бюджета Союзного государства за 2008 год и блок организационных вопросов, пояснил Борис Грызлов, открывая заседание высокого форума. В работу сессии включено обсуждение дополнения в Регламент Парламентского Собрания Союза Беларуси и России. Еще один важный вопрос – изменения в составе комиссий Парламентского Собрания и избрание заместителя Председателя Парламентского Собрания. В связи с назначением заместителя Председателя Парламентского Собрания Союза Беларуси и России Бориса Батуры председателем Минского облисполкома Председателем Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь избран Анатолий Рубинов. Совет Республики делегировал его в состав Парламентского Собрания и рекомендовал на должность заместителя Председателя Парламентского Собрания. Изменения коснулись и российской депутации: на место выбывшего члена Комиссии Парламентского Собрания по вопросам внешней политики Андрея Нелидова делегирован сенатор от Смоленской области Николай Фролов. Его кандидатура, акцентировал Борис Грызлов, особенно значима сегодня – в условиях развития российско-белорусского межрегионального сотрудничества. Председатель Парламентского Собрания убежден, что приход заинтересованных, небезразличных к делу союзной интеграции людей самым благотворным образом скажется на совместной деятельности.

Из кризиса –
с минимальными потерями
Обсуждение отчета Совета Министров Союзного государства об исполнении союзного бюджета за 2008 год – это, по мнению Б. Грызлова, продолжение проводимого Парламентским Собранием совместно с Советом Министров курса на укрепление бюджетного процесса. Наши страны проделали большую работу по сближению национальных экономик и гармонизации законодательства, и во многом благодаря этому нам удалось противостоять мировому экономическому кризису, из которого Беларусь и Россия в прошлом году вышли с минимальными потерями.
От Совета Министров Союзного государства слово держал заместитель Государственного секретаря Союзного государства – член Постоянного Комитета Союзного государства Альберт Степанов. Он рассказал о том, что сделано его ведомством в ответ на замечания контрольных органов. Специальная Межведомственная рабочая группа разработала план нормативной базы в поддержку Соглашения о собственности Союзного государства. После согласования концепции в Минфине России она будет вынесена на заседание Совмина. Есть и единая методика выявления и учета союзной собственности и ряд других документов. Вступил в законную силу новый порядок разработки и реализации союзных программ. Урегулированы вопросы, связанные с деятельностью ТРО Союзного государства, в частности о порядке оплаты труда и о зачислении доходов от предпринимательской деятельности в союзный бюджет. В июне в национальные бюджеты России и Беларуси возвращены неиспользованные остатки 2007-2008 годов. Вместе с тем, заметил А. Степанов, пока не удалось решить вопрос, поднятый по настоянию союзных парламентариев, – о порядке проведения конкурсов при исполнении союзных программ. Постком продолжит работу в этом направлении.

Финансовая дисциплина пока хромает
В ходе обсуждения отчета об исполнении бюджета Союзного государства за 2008 год депутаты рассмотрели проект постановления Парламентского Собрания и заключение Комиссии по бюджету и финансам, содержащее подробный анализ выявленных проблем и комплекс мер по их устранению, в том числе предложения по совершенствованию союзной нормативной базы. Некоторые положения Порядка формирования и исполнения бюджета Союзного государства вызывают нарекания контрольных органов. Порядок требуется доработать и в связи со вступлением в силу Соглашения о регулировании вопросов собственности Союзного государства. Пока же поручение союзного Совета Министров по разработке единой методики учета объектов собственности, созданных и создаваемых в государствах-участниках на средства бюджета Союзного государства, не выполняется с 2006 года. Эта задержка ставит под вопрос использование союзной собственности при формировании доходной части бюджета и содержание собственности за счет средств бюджета. Есть претензии и к Порядку разработки и реализации программ Союзного государства. В нынешнем виде он излишне бюрократизирует некоторые этапы утверждения и реализации программ. Парламентское Собрание предлагает ввести один цикл согласований программ и уточнить координационные и контрольные функции Постоянного Комитета в данной сфере.
На счетах бюджетополучателей выявлены неиспользованные средства. Одна из основных причин этого явления, по мнению заместителя председателя Комитета государственного контроля Республики Беларусь Раисы Саврицкой, – ненадлежащая организация государственными заказчиками реализации программ и мероприятий. Бюджет 2008 года утвержден по доходам и расходам в сумме 4,1 млрд российских рублей. В ходе исполнения доходная часть была увеличена почти на 736 млн российских рублей – за счет целевых остатков средств бюджета, не использованных в 2007 году, и свободных остатков прошлых лет. Средства направлены в дополнение к запланированным на 2008 год ассигнованиям, а также на четыре новые программы, два мероприятия и одну действующую программу. В доход бюджета в 2008 году поступило 4,8 млрд российских рублей. Расходы профинансированы на 97 процентов к уточненному годовому плану, однако практически по всем разделам не были использованы в полном объеме. Основная доля – 4,2 млрд российских рублей – приходится на финансирование 48 программ и мероприятий. Освоение средств составило 84 процента против 90 процентов в 2007 году.
Тем не менее, отметил заместитель председателя Комиссии по бюджету и финансам Александр Антоненко, в последние годы наблюдается положительная тенденция в формировании бюджета Союзного государства. В целом доходы союзного бюджета за 2008 год, включающие согласованные отчисления участников, по сравнению с 2006-2007 годами в среднем увеличились на 30 процентов. Все процедуры принятия и утверждения бюджета 2008 года были выполнены вовремя. Не обошлось, правда, и без недостатков. Анализ исполнения бюджета 2008 года показал, что фактический объем доходов, поступивших в отчетный период, позволял распорядителям освоить их в полной мере, но из-за недостаточной финансовой дисциплины по большинству разделов это сделано не было. Имела место неравномерность кассового исполнения расходов в течение финансового года. И все же пять программ, как и планировалось, были завершены вовремя. В 2008 году, как и на протяжении многих лет, ни разу не были использованы деньги Резервного фонда Союзного государства. Чтобы избежать замораживания бюджетных средств, с 2009 года Резервный фонд в бюджете Союзного государства не предусматривается.

Чиновников – на ковер
Одна из главных причин выявленных недостатков – несовершенство нормативной базы Союзного государства и неоправданно низкие темпы ее развития. Действующий порядок формирования и исполнения союзного бюджета не учитывает ряд принятых в рамках Союзного государства решений. Недостатки неоднократно отмечались контролирующими органами, однако их так и не устранили. Предложения Посткома о внесении соответствующих изменений и дополнений в действующий порядок находятся на согласовании в Министерстве финансов России с 2008 года. До сих пор не разработаны нормативные документы о размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг для нужд Союзного государства. Не решена проблема учета союзной собственности, не определен орган управления Союзного государства, уполномоченный Советом Министров на ведение реестра имущества Союзного государства.
Комиссия по бюджету и финансам предложила депутатам согласиться с выводами контрольных органов по итогам исполнения бюджета за 2008 год и с учетом указанных недостатков рекомендовать Высшему Государственному Совету Союзного государства отчет утвердить. По мнению Бориса Грызлова, усилить контрольные функции Парламентского Собрания позволит «парламентский час». Эта норма в качестве дополнения была введена в Регламент Парламентского Собрания в ходе тридцать седьмой сессии. Когда она заработает, парламентарии получат право заслушивать руководителей ведомств, в том числе выступающих государственными заказчиками программ Союзного государства.
Союзные депутаты заслушали информацию о прошедшей в мае в Санкт-Петербурге научно-практической конференции «Актуальные проблемы строительства и развития Союзного государства» и о ежегодно проводимом Парламентским Собранием фестивале «Молодежь – за Союзное государство».
Прошедшая сессия подтвердила конструктивный настрой, который неизменно отмечает деятельность союзных депутатов. Союзные парламентарии и на этот раз остались верны высоким целям сотрудничества, предполагающего неукоснительное соблюдение обеими сторонами всех взаимных обязательств. И, как неоднократно звучало и с парламентской трибуны, и в беседах депутатов, ни у кого нет сомнений в нерушимости дружбы между нашими братскими народами.

Андрей БОБОК