Союзное государство

Остановить кровопролитие

Остановить кровопролитие
Остановить кровопролитие

К номеру:   ()


01 Июля 2010 года

В результате трагических событий на юге Киргизии погибли сотни людей, более двух тысяч пострадали в ходе столкновений, десятки тысяч стали беженцами. И хотя так называемое временное правительство Киргизии уверяет, что ситуация нормализована и находится под контролем, число жертв и пострадавших продолжает расти. Что же реально происходит сегодня в центральноазиатской стране? В каких направлениях вероятнее всего дальнейшее развитие событий и что могут предпринять страны – участницы Союзного государства и все члены ОДКБ для нормализации обстановки в Киргизии? Об этом – беседа с председателем Комиссии Парламентского Собрания Союза Беларуси и России по безопасности, обороне и борьбе с преступностью, заместителем председателя Постоянной комиссии Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь по национальной безопасности Анатолием ВАНЬКОВИЧЕМ. – Самое страшное сегодня в том, что в Киргизии продолжают гибнуть люди, среди погибших есть женщины, дети, старики. И представители временного правительства признают, что реальное число погибших может значительно превышать официальные цифры. Как такое могло произойти в мирной, спокойной стране? На мой взгляд, среди настоящих, а не мнимых причин трагедии можно назвать прежде всего неспособность временного правительства управлять ситуацией в стране. Пришедшее к власти неконституционным путем, в результате антигосударственного переворота временное правительство Киргизии сразу продемонстрировало свою слабость, ведь люди, называющие себя руководством страны, никем не избраны. А ведь тот, кто приходит к власти, в первую очередь должен понимать, что его главная задача – сохранить целостность своего государства, обеспечить безопасность своего народа. В Киргизии после переворота, когда ситуацию еще можно было держать под контролем, эти вопросы не были серьезно продуманы. Новоявленные «лидеры» прежде всего занимались дележом власти, охотой за сторонниками президента Бакиева, а не главными для страны вопросами.
После переворота, с моей точки зрения, самым разумным было бы объявить открытые и свободные выборы президента и парламента. Уверен, что руководство, избранное большинством, навело бы порядок в стране и вывело ее из политического тупика. Вместо этого – самоназначения на высшие государственные посты и репрессии сторонников Бакиева. Обстановка в Киргизии накалялась с каждым днем, и вероятность, что ситуация в стране нормализуется сама собой, сегодня мала.
Достоверной информации о том, что на самом деле происходит в Киргизии, у нас нет. Поэтому первоочередная задача – любыми законными путями получить достоверную информацию о реальной ситуации в республике. Только тогда страны – участницы ОДКБ получат возможность принять взвешенное, продуманное решение, что именно необходимо предпринять. Все громче звучат предложения ввести на территорию Киргизии войска ОДКБ. На мой взгляд, это крайняя мера, когда исчерпаны все остальные – политического, информационного, гуманитарного характера. Международная практика показывает: введение войск часто оборачивается еще большими жертвами. Перед нами – примеры Афганистана, Ирака. Когда в страну входят войска, это всегда вызывает у населения отрицательную реакцию. Кроме того, ОДКБ предназначена для защиты государств-участников от агрессии извне. То есть, если мы хотим серьезно рассмотреть вопрос о вводе войск стран – участниц ОДКБ в Киргизию в миротворческих целях, необходимо срочно менять устав ОДКБ.
Что сегодня можно было бы предпринять для нормализации ситуации в Киргизии? Основываясь на достоверной информации, страны ОДКБ должны выработать единый подход к реагированию на киргизские события и предпринять совместные меры политического, информационного и гуманитарного характера, чтобы каждая из противоборствующих сторон поняла серьезность наших намерений. Но если это не принесет реальные результаты, ввести в Киргизию миротворческий контингент из войск стран, чья конституция разрешает их применение в таком качестве. И при этом чтобы в процессе приведения к миру воюющих сторон мирное население не пострадало. После установления мира в Киргизии должны состояться свободные, честные выборы президента и парламента. Без этого, несмотря на любые миротворческие усилия, в стране будут оставаться предпосылки для новых конфликтов.
Народ Киргизии для нас, белорусов, не чужой. Об этом сказал наш президент Александр Лукашенко. Не чужой он и для других стран – участниц ОДКБ. Мы десятилетия жили в едином государстве, где было не важно, русский ты или узбек, татарин или киргиз. Искреннюю озабоченность и готовность помочь народу Киргизии высказал Президент России Дмитрий Медведев и главы всех государств – членов ОДКБ. Выходит, здесь наша позиция едина: необходимо немедленное прекращение кровопролития. Значит, нам всем необходимо скоординировать усилия и переходить к конкретным действиям.
Пример Киргизии еще раз подтвердил: для обеспечения безопасности любого государства необходимо работать на упреждение. Не только реагировать на уже возникшую, а тем более переросшую в конфликт угрозу, но и стараться ее предотвратить. Необходим перспективный прогноз событий по самым разным сценариям. Целостность и безопасность своего государства надо защищать ежедневно, ежеминутно, не выпуская из виду ни одного вопроса.
Порой мы, глядя на происходящие в мире события, говорим: это далеко, до нас оно не дойдет. А жизнь демонстрирует совершенно иное. Вспомним, как несколько десятилетий назад, говоря о наркотрафике, утверждали: до Европы он не докатится. Однако сегодня это – одна из главнейших угроз и для европейского сообщества, и для стран СНГ. Как и терроризм, и торговля людьми, и другие угрозы нового времени. Поэтому, я считаю, нам, участникам такой структуры, как ОДКБ, необходимо сделать правильные выводы из таких горьких политических уроков, как трагедия в Киргизии. Повторение киргизского сценария где бы то ни было недопустимо.