Союзное государство

Приграничное спокойствие

Каким его видят депутаты Парламентского Собрания Союза Беларуси и России?
Приграничное спокойствие
Приграничное спокойствие

К номеру:  46 (343)


07 Октября 2010 года

Комиссия Парламентского Собрания Союза Беларуси и России по безопасности, обороне и борьбе с преступностью совместно с представителями законодательной власти Витебской, Псковской и Смоленской областей провели совместное заседание в Витебске.  В повестке дня – решение проблем безопасности приграничных регионов.

Приграничные регионы Беларуси и России наладили эффективную систему взаимодействия для обеспечения безопасности граждан. Так считает председатель Витебского облисполкома Александр Косинец. Сотрудничество представителей органов законодательной власти Псковской, Смоленской и Витебской областей позволяет эффективно решать вопросы по всем направлениям социально-экономического развития регионов, в том числе и борьбы с преступностью. Так, например, в Витебской области снижается уровень тяжких и особо тяжких преступлений, а раскрываемость их сегодня почти стопроцентная.
– Наша главная задача – обеспечить высокое качество жизни и безопасность наших граждан. Развитие взаимодействия приграничных регионов Беларуси и России будет способствовать повышению эффективности решения этих проблем, – добавил Александр Косинец.
Первый заместитель председателя Комитета Государственной Думы по природным ресурсам, природопользованию и экологии Валерий Прозоровский, в частности, отметил:
– Мы значительно продвинулись в решении общих социальных вопросов, а вот в сфере унификации законов обеспечения безопасности еще предстоит большая работа. Законы должны быть едины.
Как было отмечено на заседании, сегодня в Совете Федерации РФ ведется работа над проектом федерального закона «О приграничном сотрудничестве». Член Комитета Госдумы РФ по делам национальностей Виктор Антонов считает, что с принятием такого документа будут созданы необходимые предпосылки для расширения приграничных контактов и укрепления международных и экономических связей Российской Федерации с сопредельными государствами. А это, в свою очередь,  повлияет на устойчивое социально-экономическое развитие приграничья, повышение уровня жизни населения.
– Необходимо активизировать работу по ликвидации пробела в правовом регулировании приграничного сотрудничества, – подчеркнул Виктор Антонов.
Между тем, по мнению заместителя председателя Государственного таможенного комитета Республики Беларусь Василия Дементея, в Союзном государстве и Таможенном союзе Беларуси, России и Казахстана участились случаи попытки контрабанды. Несмотря на принятые практические меры, наблюдается активизация контрабанды и незаконной экономической деятельности. К новым угрозам безопасности относятся и попытки ввоза контрабандных товаров, поступающих в Беларусь под видом продукции, происходящей с территории других участников Таможенного союза. Еще одной угрозой является применение мошеннических схем уклонения от уплаты таможенных платежей.
В приграничных регионах стран Таможенного союза наблюдается рост фактов незаконного оборота черных и цветных металлов.
Сегодня завершается процесс формирования единого правового поля Таможенного союза. Работа таможенных служб по выявлению и пресечению каналов контрабанды, сбору доказательной базы для привлечения к ответственности правонарушителей становится все более эффективной.
В качестве примера результативного сотрудничества таможенников Беларуси и России Василий Дементей привел недавнюю ликвидацию канала контрабандных поставок партий одежды и обуви польского производства, ввозимых на территорию Союза Беларуси и России под видом строительных материалов. Белорусские таможенники выявили этот факт на территории Брестской области, из незаконного оборота изъято импортной одежды и обуви на 660 тысяч долларов, возбуждено уголовное дело. Российские коллеги уже в Москве задержали партию аналогичных товаров на сумму более 1,5 млн российских рублей. По факту контрабанды возбуждено уголовное дело.
Помимо оперативно-розыскной деятельности для выявления контрабанды активно используются технические средства таможенного контроля. На белорусском участке внешней границы работают 5 мобильных сканирующих установок, осуществляющих контроль в отношении ввозимых товаров и транспортных средств. В значительной степени безопасность обеспечивается системой анализа и управления рисками, позволяющей целенаправленно проводить операции таможенного контроля товаропотоков. Кроме того, в 2010 году в ГТК создан ситуационно-аналитический центр, обеспечивающий централизованный оперативный контроль за состоянием дел на границе в режиме реального времени. На пресечении распространения наркотиков специализируется кинологическая служба ГТК, штат которой в 2011 году предполагается расширить до 60 кинологов и 77 служебных собак.
Разрабатывается новый проект «Электронная таможня», который предусматривает дальнейшее внедрение и развитие перспективных информационных таможенных технологий,  направленных на расширение взаимодействия с участниками международной торговли, создание благоприятных условий для ведения организациями и предприятиями внешнеэкономической деятельности.
Среди правовых нестыковок в странах Таможенного союза депутаты обратили внимание на разночтение в вопросах привлечения к ответственности за провоз контрабанды. Белорусская сторона пошла по пути либерализации и не применяет в отличие от России и Казахстана уголовную меру ответственности за экономическую контрабанду.  
– Мы разграничиваем, что может решить законодательная власть областей на региональном уровне, а что необходимо решать на уровне Парламентского Собрания Союзного государства, – говорит председатель Комиссии Парламентского Собрания Союза Беларуси и России по безопасности, обороне и борьбе с преступностью Анатолий Ванькович. – Ряд вопросов по взаимодействию органов внутренних дел России и Беларуси требует доработки. Это касается и проблемы выдачи обязанных лиц, розыска и задержания правонарушителей, возврата угнанных автомобилей. Трансграничная преступность ставит перед нами все более новые проблемы. Но милиция в пику преступности границ не имеет. Процесс совершенствования нормативной правовой базы постоянный. Мы заинтересованы все правовые нестыковки в сфере обеспечения безопасности, о которых шла речь на заседании нашей комиссии в Витебске, ликвидировать уже в течение ближайшего полугодия.  
  
Светлана ДЕДИНКИНА