Союзное государство

Наша безопасность – в наших руках

После распада СССР впервые в своей истории 24 субъекта России, 3 из 6 областей Беларуси полностью и 2 частично стали приграничными территориями
Наша безопасность – в наших руках
Наша безопасность – в наших руках

К номеру:  46 (343)


07 Октября 2010 года

29-30 сентября в Витебске участники совместного заседания Комиссии Парламентского Собрания по безопасности, обороне и борьбе с преступностью и представители Витебского областного Совета депутатов и органов законодательной власти Псковской и Смоленской областей обсуждали проблемы укрепления безопасности и приоритетного развития приграничных территорий Союзного государства. О своем видении решения проблем рассказывает член этой комиссии, первый заместитель председателя Комитета Государственной Думы по природным ресурсам, природопользованию и экологии Валерий ПРОЗОРОВСКИЙ.

– Приграничные территории – это территории, границы которых частично совпадают с государственной границей. И от того, насколько крепкими они будут, во многом зависит не только социально-экономическое развитие Беларуси и России, но и строительство Союзного государства в целом. Сегодня эти территории столкнулись с комплексом острых проблем: их безопасности угрожают трансграничная преступность, контрабанда, наркотрафики, незаконная миграция, экспансия со стороны сопредельных государств, расхищение природных ресурсов и так далее. Ситуация осложняется тем, что, как правило, уровень экономического развития и качество жизни населения приграничных территорий ниже среднего по стране, у них отсутствует опыт противостояния угрозам, а главное – не созданы правовые и организационные условия для разрешения подобных проблем.
Когда мы говорим о социально-экономическом развитии, повышении уровня жизни наших граждан, подразумеваем, конечно же, надежно работающие системы жизнеобеспечения, безопасную среду обитания, бесперебойное транспортное обслуживание, эффективную миграционную политику, отрегулированный рынок труда, развитую информационную инфраструктуру, включая связь всех видов. Отдельная забота – повышение уровня и доступности медицинского обслуживания, развитие лечебно-оздоровительных зон, курортов регионального значения, санитарный контроль, предотвращение распространения эпидемий и особо опасных болезней. Немаловажно позаботиться и о повышении качества сферы услуг – торговли, общественного питания, бытового обслуживания населения. Всего, с чем каждый из нас сталкивается ежедневно. И здесь, думаю, россиянам есть чему поучиться у Беларуси, вернее, вспомнить о ГОСТах, стоявших на страже нашего здоровья во времена Советского Союза, а сегодня охраняющих желудки братьев-белорусов: надежность и качество белорусских молочных и мясных продуктов удостоверены высоким спросом на них в городах и весях России.

Но это – социальный аспект проблем, требующих незамедлительного решения. Есть и те, которые непосредственно касаются сферы безопасности: предупреждение и пресечение преступлений, борьба с контрабандой, охрана общественного порядка. В этот блок сегодня попала и безопасность дорожного движения: по статистическим данным, в России, например, на дорогах гибнут 30 тысяч человек ежегодно. Нельзя не упомянуть и о стихийных  бедствиях – нынешнее лето лишний раз подтвердило: угрозу природных катаклизмов не учитывать нельзя. В России в июле–августе сгорело почти 2 тысячи домов, свыше 3,5 тысячи жителей остались без крова. Площадь пожаров превысила 15 млн гектаров.
Беларусь и здесь оказалась примером. Я с интересом прочитал в газете «Союзное вече» материал о противопожарных мерах, применяемых в республике. Меня особенно поразило, что за год в ней в среднем горит лишь 1,5 (!) га леса. На фоне российских пожаров этого лета по-особому воспринимаешь работу тех, кто занимается ликвидацией последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, следит за рациональным природопользованием и экологической безопасностью, охраняет среду, в которой мы живем. Сама жизнь убеждает нас в необходимости развивать приграничное сотрудничество не только в производственной и социально-экономической сферах, безопасности,  но и в области предупреждения аварий, катастроф, чрезвычайных ситуаций, ликвидации последствий стихийных бедствий.
На фоне вызовов сегодняшнего дня главной задачей органов власти Союзного государства, на мой взгляд, должно стать социально-экономическое развитие приграничных территорий, а его концепцией – соответствующая союзная программа. Нужна и нормативно-правовая база. В связи с чем законодательным органам приграничных областей России и Беларуси и союзным парламентариям – членам профильной комиссии необходимо разработать целевые программы социально-экономического развития и укрепления безопасности приграничных территорий государственного, регионального и местного уровней, которые лягут в основу единой союзной программы, или стратегии опережающего развития этих территорий. Их особый статус в государственной системе необходимо закрепить в национальных законодательствах.
Было бы целесообразно администрациям приграничных территорий – Витебской, Могилевской, Псковской, Смоленской и Брянской областей – в следующем году провести региональное совещание руководителей областных органов исполнительной власти, наметить и согласовать задачи укрепления безопасности в различных сферах жизнедеятельности на последующие годы. А депутатам белорусских областных Советов и законодательных органов Псковской, Смоленской и Брянской областей разработать соответствующую нормативно-правовую базу, пакет региональных программ, мероприятий и проектов приоритетного развития и укрепления безопасности приграничных областей Беларуси и России.
Комиссия Парламентского Собрания Союза Беларуси и России по безопасности, обороне и борьбе с преступностью, в свою очередь, готова подключиться к работе над программами, помочь обобщить результаты законотворческой работы профильных комиссий и комитетов палат Национального собрания Республики Беларусь и Федерального Собрания Российской Федерации в сфере региональной безопасности. К работе над оптимизацией нормативно-правовой базы для законодательного обеспечения приоритетного развития приграничных территорий можно привлечь и коллег из других комиссий Парламентского Собрания, поскольку сфера безопасности включает задачи, над решением которых работают все союзные депутаты.