Союзное государство

Поиски взаимных компромиссов

Жизненные интересы народов важнее политической конъюнктуры
Поиски взаимных компромиссов
Поиски взаимных компромиссов

К номеру:  48 (345)


20 Октября 2010 года

15 октября в Москве  прошло заседание Совета Министров Союзного государства, на котором был рассмотрен широкий круг вопросов, касающихся практически всех сторон деятельности Союзного государства. Прежде всего необходимо было согласовать приоритеты бюджетной политики на 2011 год, чтобы обеспечить ритмичное финансирование и реализацию союзных программ, кроме того, обсудить вопросы сотрудничества в социальной сфере, а также гуманитарные и просветительские проекты.

Премьер-министр России Владимир Путин определил общий настрой как двусторонней встречи, так и комплекса взаимоотношений между Россией и Беларусью: «Важно, чтобы позитивные процессы развивались вне зависимости от текущей конъюнктуры. Она бывает разной, как мы понимаем, и я глубоко убежден: проблемы, споры, недопонимания, которые возникают между близкими соседями, как и в семье бывает, неизбежны. Но жизненные интересы, чаяния наших братских народов важнее. Основная цель и смысл нашей работы – в повышении благосостояния и качества жизни граждан России, Беларуси, Союзного государства, в создании новых возможностей для наших людей. Искренне настроены и в Беларуси, и в России на плодотворное сотрудничество и тесный диалог».
Россия и Беларусь постепенно преодолевают последствия глобального кризиса, выходят на траекторию устойчивого роста. Во многом это и результат тесной координации действий в 2008-2010 годах, работы в рамках совместного плана по минимизации последствий мирового кризиса. В январе – августе сего года двусторонний товарооборот прибавил 20%, а экспорт в Россию белорусских товаров рос опережающими темпами и составил 50%.
Вместе с тем, заявил Владимир Путин, наряду с увеличением объемов торговли необходимо использовать потенциал производственной кооперации, активизировать взаимный обмен инвестициями и, конечно, поддерживать совместные высокотехнологичные проекты, в том числе и за счет бюджета Союзного государства.
Премьер-министр Беларуси Сергей Сидорский подтвердил настроенность белорусской стороны на конструктивную работу, сказав, что заседание союзного Совмина является основной площадкой для обсуждения широкого спектра вопросов белорусско-российского сотрудничества и взаимодействия практически во всех сферах. Экономическое сотрудничество, по словам белорусского премьера, является основой для дальнейшего развития других сфер и направлений. Он также отметил, что взаимодополняемость экономик двух государств способствует тесному взаимодействию Беларуси и России, а сложившиеся кооперационные связи между предприятиями благоприятствуют благополучию наших народов. Сергей Сидорский  напомнил, что в рамках Союзного государства реализуются десятки совместных программ и проектов. По его словам, еще недавно «принимались простые программы, а сегодня мы переходим к более сложным, инновационным».
После заседания Совета Министров прошла встреча в формате тройки Таможенного союза, где к Премьер-министру Республики Беларусь С. Сидорскому и премьер-министру Российской Федерации В. Путину присоединился их казахстанский коллега К. Масимов.
– Считаю нашим общим достижением тот факт, что российско-белорусское сотрудничество успешно подкрепляется трехсторонней интеграцией, – подчеркнул российский премьер, открывая заседание Совета Министров. – Мы не только наращиваем работу в рамках Таможенного союза, но и выходим на формирование основ Единого экономического пространства России, Беларуси, Казахстана.

Действовать сообща
По итогам переговоров Председатель Правительства Российской Федерации В. Путин, Премьер-министр Республики Беларусь С. Сидорский и Премьер-министр Республики Казахстан К. Масимов провели совместную пресс-конференцию.
Характеризуя заседание Совета Министров Союзного государства и встречу глав правительств стран – участниц Таможенного союза,
В. Путин сказал, что оба мероприятия прошли в деловом, конструктивном ключе. Были  рассмотрены проблемы торгово-экономического, гуманитарного сотрудничества. Основной акцент был сделан на главном интеграционном проекте – формировании Единого экономического пространства. «Сегодня, в ходе непростой дискуссии, нам все-таки удалось выйти на приемлемые, согласованные решения по самым сложным вопросам. Это вселяет в меня надежду на то, что дальше движение пойдет еще легче, чем было до сих пор», – заявил российский премьер.
На Совете Министров Союзного государства были согласованы основные параметры союзного бюджета на 2011 год и была достигнута договоренность продолжить тесную координацию анти-
кризисных мер. В частности, поддерживать совместные деловые проекты, поощрять кооперационные связи предприятий.
В контексте необходимости дальнейшего развития гуманитарного сотрудничества, в которое вовлечены широкие круги научной, творческой, культурной общественности России и Беларуси, российский премьер особенно отметил первый проект Союзного государства в области кинематографии – совместный российско-белорусский фильм «Брестская крепость». Премьерный показ картины состоялся 22 июня этого года в Бресте, а 4 ноября лента выходит на широкий экран. В. Путин выразил надежду, что этот фильм найдет отклик в душах зрителей всех поколений и на всем постсоветском пространстве, включая и Казахстан.
Напомнив, что 10 октября исполнилось 10 лет Евразийскому экономическому сообществу, Владимир Путин заявил, что  Россия, Беларусь, Казахстан образуют интеграционное ядро ЕврАзЭС и уже перешли к работе в рамках единой таможенной территории. Следующая задача – выйти на более высокий уровень интеграции, в 2010-2011 годах сформировать правовые основы Единого экономического пространства. В этой связи перед нашими странами стоят во многом схожие проблемы, они связаны с модернизацией и инновационным развитием экономик, их диверсификацией, ростом благосостояния граждан. И действовать мы намерены сообща, объединяя наши природные, технологические, кадровые ресурсы, развивая производственную кооперацию, транспортные артерии, строя общий рынок, сделал вывод российский премьер.
Правильность такого подхода показали недавние глобальные экономические потрясения. Скоординировав планы по борьбе с кризисом, свои стратегии выхода из него, Россия, Беларусь и Казахстан смогли минимизировать потери и издержки, быстро восстановить товарооборот, укрепить позиции на региональных и международных рынках. Запуск ЕЭП – это шаг в сторону современной, открытой экономики, при этом более устойчивой к резким колебаниям мировой конъюнктуры. Сейчас активно идет содержательное наполнение проекта Единого экономического пространства. В. Путин сделал важное заявление, сказав, что принято совместное решение ускорить подготовку запуска механизма ЕЭП и сформировать необходимую нормативную базу до 1 января 2011 года, а не в два этапа, как это предполагалось сделать ранее.
Российский премьер также сообщил, что на трехсторонних переговорах рассматривалось 17 договоров, большая часть из которых либо уже согласована, либо находится в высокой степени готовности. Что касается остальных документов, то по ним идет предметное, конструктивное обсуждение с привлечением ведущих экспертов и специалистов. «Конечно, на этом пути есть объективные сложности, но важно, что конечная цель у нас одна и мы планируем двигаться к ней совместно. И движение идет быстрыми темпами – быстрее, чем можно было даже предположить».  
Отвечая на вопрос, насколько жесткая риторика последнего времени между Москвой и Минском может повлиять на  формирование Единого экономического пространства, В. Путин сказал, что «политическая атмосфера, конечно, всегда влияет на все сферы деятельности государства и на международные отношения в двустороннем, многостороннем формате. Мы исходим из того, что фундаментальные интересы наших народов будут всегда важнее, что мы будем руководствоваться именно этими соображениями. И нам бы очень не хотелось, чтобы вышеупомянутые проблемы повлияли на интеграцию, на развитие наших торгово-экономических связей. Этого пока нет, слава Богу. Надеемся, что этого и не случится».
Российский премьер разъяснил вопросы присоединения России к ВТО. Прежде всего В. Путин сказал, что  рассматривались два возможных варианта: совместное вступление в рамках Таможенного союза, либо, согласовав принципы вступления, Россия присоединяется к этой организации самостоятельно. В конечном итоге Россия, согласовав основные параметры, «чувствительные для экономик» стран – участниц Таможенного соглашения, и исходя из этих договоренностей, решает самостоятельно вопрос о присоединении к ВТО. Владимир Путин особенно подчеркнул, что российская сторона «ничего не делает такого, что выходит за рамки наших договоренностей. Мы в тесном контакте находимся и с белорусскими партнерами, и с казахстанскими партнерами».
Владимир Путин еще раз разъяснил позицию России касательно пошлин  на углеводороды. Он напомнил, что вывозные таможенные пошлины в торговле газом с Беларусью вообще не применяются. «Что касается цен на газ. Мы договорились сегодня о том, что (по-другому мы никогда и не ставили вопрос) у нас имеется действующий контракт, который будет работать на протяжении всего 2011 года, и цены на газ в 2011 году должны сформироваться исходя из этого контракта».  Таможенные пошлины на нефть частично действуют, но и то не в полном объеме. Весь объем, необходимый для внутреннего потребления (а это 6,3 млн тонн сырой нефти), Беларусь получает  без пошлин. «Речь идет о том, что мы взимаем пошлину с такого объема, который, по сути, формирует экспортный потенциал». «Вместе с тем, – акцентировал российский премьер, – как мы и договаривались с Сергеем Сергеевичем (С. Сидорский) после подписания и ратификации всего пакета документов, который должен быть положен в основу формирования Единого экономического пространства, российская сторона взяла на себя обязательства вообще отменить все вывозные экспортные таможенные пошлины на сырую нефть. Мы сегодня еще раз подтвердили эту позицию – это будет исполнено».
Говоря о ЕЭП, Владимир Путин подчеркнул, что смысл его формирования заключается в том, чтобы предоставить всем хозяйствующим субъектам, всем участникам экономической деятельности, по сути, национальный режим. «Вы знаете, что мы в России достаточно активно и последовательно идем по пути устранения административных барьеров. Все это в полном объеме будет распространяться и на наших партнеров из Беларуси и Казахстана».
Было высказано опасение, не поглотит ли Единое экономическое пространство Союзное государство после 2015 года? Чтобы этого не случилось, необходимо «двигаться более быстрыми темпами по другим чувствительным направлениям», высказал свое видение проблемы российский премьер: «Например, мы уже много лет обсуждаем возможность введения единой валюты Союзного государства. Если мы сделаем это – значит, степень и глубина интеграции в рамках Союзного государства будет другая, более глубокая, по этому направлению, чем в рамках Единого экономического пространства».
– Но на сегодняшний день наши принципиальные договоренности фундаментального характера с точки зрения интеграционных процессов в области экономики в рамках Единого экономического пространства, пожалуй, являются более серьезными, чем в рамках Союзного государства, – заметил Владимир Путин. – Но предпосылки к тому, чтобы продвинуться в направлении развития отношений в рамках Союзного государства, есть. И я очень рассчитываю на то, что это будет происходить.
По словам российского премьера, все принципиальные вопросы достаточно подробно обсуждены на уровне центральных банков и на уровне министерств финансов. Вопрос только в принятии политического решения. Владимир Путин, доверительно «раскрыв кухню», сказал, что «не может быть двух эмиссионных центров в рамках Союзного государства – в Минске и Москве. Это невозможно, так как разрушит и белорусскую, и российскую экономики. Это первоначальное требование белорусская сторона сняла». В настоящее время, по словам В. Путина, возникла сложность с объединенным Центральным банком: белорусская сторона считает, что он должен формироваться на принципах 50 на 50. Но объемы российской и белорусской экономик – разные, поэтому российский премьер считает такой паритет «несправедливым».
Премьер-министр Республики Казахстан К. Масимов обратил внимание на важный вопрос недискриминационного доступа к транзиту по железным дорогам. На прошедшей встрече было принято принципиальное решение со стороны России и Беларуси, что начиная с 1 января 2013 года этот вопрос будет решен. Таким образом, казахстанские грузоотправители будут иметь возможность транспортировать свои грузы по территории всего Единого экономического пространства на одинаковых условиях, точно так же российские и белорусские товаропроизводители смогут делать это на территории Казахстана.
В добавление к сказанному Владимир Путин сообщил, что к 1 января 2013 года Россия унифицирует внутренний тариф и экспортно-импортный тариф: он будет единым и будет ниже, чем транзитный тариф сегодняшнего дня. Кроме того, с 1 января 2015 года казахстанские и белорусские транспортники смогут перевозить грузы по российским железным дорогам, используя свой локомотивный парк.

Союзное государство:
к новым рубежам  
Правовую базу российско-белорусского сотрудничества составляет более 150 межгосударственных и межправительственных договоров и соглашений. Многосторонние соглашения о сотрудничестве связывают наши страны в рамках СНГ, ЕврАзЭС и ОДКБ. Новым принципиальным шагом в дальнейшем развитии интеграционного взаимодействия призван стать Таможенный союз. Следующим этапом будет формирование этими странами с 1 января 2012 года Единого экономического пространства.
Прямым результатом процессов союзного строительства является создание в отношениях между Россией и Беларусью фактически единого миграционного пространства, обеспечение возможности взаимных поездок по внутренним национальным документам без прохождения таможенного и пограничного контроля. Граждане двух стран имеют возможность находиться на территории другого государства без регистрации и постановки на миграционный учет в течение 30 дней. Осуществляется также гармонизация законодательства в экономической сфере, в области налогово-бюджетной и денежно-кредитной политики, валютного регулирования. Тесное взаимодействие обеспечивается в вопросах внешней политики, военного и военно-технического сотрудничества, коллективной безопасности.
Активно развиваются российско-белорусские торгово-экономические связи. Хотя под влиянием кризиса в мировой экономике объем взаимного товарооборота сократился в 2009 году до 23,4 млрд долларов (против 34,2 млрд долларов в 2008 году), в 2010 году темпы роста практически восстановились и достигли в первом полугодии 18,5% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. При этом российский экспорт в Беларусь, в котором преобладают энергоресурсы и товары сырьевой группы, возрос на 6,6%, а импорт из Беларуси (в нем доминируют машиностроительная продукция, оборудование, продовольственные товары) – на 48,9%.
В целом удельный вес Беларуси во внешнеторговом обороте России составляет 5%, а доля России во внешнеторговом обороте Беларуси – порядка 47%. Россия закупает 99,9% всего объема белорусского экспорта мяса и мясных продуктов, 86% молока и молочной продукции, 91% металлообрабатывающих станков, 76% обуви, 70% мебели, 85% дорожной и строительной техники, 45% тракторов, 75% холодильников, 98% телевизоров.
В торгово-экономическом взаимодействии России и Беларуси в настоящее время продолжается поэтапный переход на универсальные рыночные принципы. Необходимость этого была вызвана произошедшим в предыдущие годы замедлением динамики союзного строительства из-за отставания в реализации ранее достигнутых договоренностей, в частности, в вопросах формирования Единого экономического пространства и углубления валютной интеграции. В рамках реализации такого подхода в декабре 2006 года подписан контракт на 2007-2011 годы, определивший новые условия поставок российского природного газа в Беларусь (с дисконтом от рыночной цены поставок российского газа в Европу). В мае 2007 года заключен договор купли-продажи, согласно которому «Газпром» на коммерческой основе приобрел за 2,5 млрд долларов 50% акций белорусской компании ОАО «Бел-
трансгаз» (оплата производилась равными долями в течение 2007-2010 годов). В январе 2007 года введен механизм взимания льготной пошлины при экспорте в Беларусь российской нефти и нефтепродуктов. В январе 2010 года он был заменен новой схемой, в соответствии с которой поставки российской нефти для внутреннего потребления Беларуси осуществляются на беспошлинной основе (сегодня это 6,3 млн тонн), а за нефть сверх указанного объема взимается экспортная пошлина в полном размере.
Для поддержки белорусской экономики и стабилизации социально-экономического положения в Беларуси в условиях перехода на рыночные принципы в двустороннем торговом сотрудничестве Россия предоставила Минску льготные государственные кредиты в размере 1,5 млрд долларов в декабре 2007 года, 1 млрд долларов – в ноябре 2008 года и 500 млн долларов – в марте 2009 года.
Одним из важных направлений интеграционного взаимодействия является реализация порядка 40 межгосударственных экономических, оборонных, социальных программ и проектов. Их финансирование частично осуществляется из бюджета Союзного государства, объем которого в 2010 году составляет 4,87 млрд российских рублей (взнос России – 65%, Беларуси – 35%).
Большую роль в российско-белорусских отношениях играет активно развивающееся межрегиональное сотрудничество. Все шесть белорусских областей и Минск связаны соглашениями о сотрудничестве с 80 субъектами Российской Федерации, среди которых наибольшую активность проявляют Москва и Московская область, Санкт-Петербург, Тюменская, Смоленская, Нижегородская области, Татарстан. В Минске действуют представительства трех российских регионов. В 13 регионах России открыты отделения Посольства Беларуси.
Важным аспектом российско-белорусской интеграции является формирование единого информационного пространства Союзного государства. Первоочередными задачами в этом плане являются разработка нормативно-правовой базы двустороннего сотрудничества в информационной сфере и совершенствование деятельности Телерадиовещательной организации Союзного государства.
Россия и Беларусь выступают с единых или близких позиций по основным международным проблемам, тесно сотрудничают в ООН, других универсальных и региональных организациях. Поддерживаются активные контакты между внешнеполитическими ведомствами в рамках Программы согласованных действий в области внешней политики государств – участников Договора о создании Союзного государства. Укрепляется российско-белорусское сотрудничество в сфере обороны и безопасности, антитеррористической деятельности, борьбы с преступностью. С декабря 2001 года действует Военная доктрина Союзного государства. Эффективно функционирует совместная региональная группировка войск. В феврале 2009 года подписано Соглашение о создании Единой региональной системы ПВО России и Беларуси.
В социальной сфере работа ведется в соответствии с Договором о равных правах граждан от 25 декабря 1998 года. Важным шагом в его реализации стало создание равных возможностей в получении бесплатного образования и при трудоустройстве, обеспечение одинаковых имущественных прав граждан двух стран. Эта работа существенно активизировалась после вступления в силу подписанного в январе 2006 года пакета соглашений по обеспечению равенства прав российских граждан в Беларуси и белорусских граждан – в России, в частности, в сфере здравоохранения, социального обеспечения и налогообложения.
Насыщенный характер носят связи между Россией и Беларусью в области культуры. Наиболее крупным среди культурных мероприятий является частично финансируемый из бюджета Союзного государства ежегодный фестиваль «Славянский базар в Витебске». В 2009 году проводился Год культуры России в Беларуси, а в 2010-м – Год культуры Беларуси в России.

Материал подготовил
Игорь КРЫЛОВ