Союзное государство

Второй ребенок – это правило

Именно такой акцент сделан в новой Концепции социального развития Союзного государства на 2011-2015 годы
Второй ребенок – это правило
Второй ребенок – это правило

К номеру:  49 (346)


28 Октября 2010 года

Вопросы социальных гарантий белорусов в России и россиян в Беларуси намрямую касаются миллионов человек, поэтому тема оставалась актуальной во все времена. Причем здесь едва ли не главным моментом является поиск взаимовыгодных решений. Именно такие цели преследует и новая Концепция социального развития Союзного государства на 2011-2015 годы, которая направлена на обеспечение равных прав и достойного уровня жизни для граждан России и Беларуси, создание условий для социального согласия, предупреждение возможных конфликтов. Как любой другой ключевой документ, концепция прежде всего определяет основные направления сотрудничества двух стран, на основе которых планируется разработка конкретных совместных программ. Какими будут основные направления работы на ближайшие пять лет? За ответом на этот вопрос  корреспондент «СВ» обратился к директору Научно-исследовательского института труда Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь Светлане ШЕВЧЕНКО.

– Как известно, документ подобного плана разрабатывается не впервые. В чем особенность этого?
– Действительно, это уже вторая концепция, первая была разработана на 2000-2004 годы – с продлением действия на следующие пять лет. Общая направленность нового документа остается по сути той же – он призван обеспечить равные права для граждан двух стран на основе сближения норм законодательства. Вместе с тем в нынешнем варианте есть и отличия. Здесь шире и детальнее представлен круг вопросов, которые отражают различные аспекты социальной сферы. В концепции – 12 разделов, некоторые появились впервые, в частности раздел по демографии. Кроме того, предлагается по-новому расставить акценты в решении ряда проблем. К примеру, в области социальной защиты населения планируется направить усилия на повышение адресности социальной помощи.
– Работа над новой редакцией – очередной повод подвести итоги. Что удалось сделать в сфере социальной политики в предыдущие годы?  
– Несомненным достижением прошлого стал двусторонний Договор о сотрудничестве в области социального обеспечения, который был подписан в 2006 году. Это соглашение урегулировало порядок выплат в случае инвалидности, потери кормильца, увечья на производстве или профзаболевания, полученного во время работы белорусов в России и россиян в Беларуси.  Кроме того, благодаря данному документу введен принцип взаимозачетов в назначении пенсий, что позволяет обеспечивать их выплату в зависимости от стажа, заработанного на территории каждого из двух государств. Таким образом, людям не нужно беспокоиться, смогут ли они получить причитающиеся им выплаты при перемене места жительства или работы в связи с переездом в соседнюю страну.  
Стоит напомнить, что в рамках Союзного государства граждане Беларуси и России имеют одинаковые гарантии на получение медицинской помощи, полностью равноправны в вопросах трудоустройства. Они могут свободно перемещаться по территории Союзного государства без заполнения миграционных карт. Более того, белорусам, которые находятся в Российской Федерации не более 30 дней, не требуется оформлять регистрацию. Согласитесь, это не так уж мало. Наконец, не будем забывать и еще об одном существенном моменте – о взаимном признании дипломов и профессиональных квалификаций. Но есть и различия.

Во-первых, в наших странах до сих пор разный принцип назначения пенсий. В Беларуси работает распределительная пенсионная модель,  которая в России сочетается с обязательной накопительной системой. Второе отличие – в сфере оплаты труда. В Беларуси она базируется на Единой тарифной сетке, у россиян действуют отраслевые системы оплаты труда. В-третьих, у членов Союзного государства сохраняются разные подходы к вопросу медицинского страхования: в России оно и обязательное, и дополнительное добровольное, в Беларуси – вместо обязательного медицинского страхования медицинское обеспечение, которое при желании может дополняться добровольным медицинским страхованием.
– А как новая концепция решает проблему нелегальной миграции?
– Действительно, свободное перемещение людей по территории разных государств без заполнения миграционных карт имеет обратную сторону –  отсутствует четкое представление о масштабах миграции. Дело в том, что число организаций, которые официально оформляют договоры по трудоустройству белорусов в России, невелико. Как правило, люди ищут работу сами, а значит, и отследить их передвижения невозможно. В то время как любому государству элементарный статистический учет необходим. Хотя бы для того, чтобы просчитать масштабы возможных изменений и оценить потенциал рабочей силы, которая со временем может вернуться на родину. Такая информация позволяет грамотнее проектировать модернизацию  экономики, разрабатывать программы создания новых рабочих мест.
Беларусь делала запросы в Федеральную службу миграции России, и российская сторона проводила разовые мониторинги, базируясь на данных по месту регистрации наших соотечественников. Однако сегодня назрела необходимость в постоянной информации. Поэтому одним из направлений концепции станет совместный мониторинг общего рынка труда. Сейчас  Министерство здравоохранения и социального развития России рассматривает вопрос о включении в статистическую отчетность по труду нового показателя – о занятости белорусов. Оба государства заинтересованы, чтобы трудовая миграция была легальной и чтобы масштабы ее можно было учитывать, прогнозируя развитие общего рынка труда Союзного государства.
– Чем вызвано появление раздела, посвященного демографии?
– Ни для кого не секрет, что демографическая ситуация как в России, так и в Беларуси оставляет желать лучшего. Несмотря на то что рождаемость в наших странах наконец-то стала увеличиваться, а младенческая и детская смертность значительно снизилась, проблем предостаточно. По-прежнему невысоким остается уровень продолжительности жизни при относительно больших показателях смертности. Учитывая эти нюансы, приоритетным направлением в демографической политике на ближайшее время должно стать формирование системы ценностей, ориентированной на семью с двумя и более детьми. Замечу, что ставка на второго ребенка является новым ключевым моментом. И сделано это неслучайно. Акцент на трехдетную семью стоит делать лишь в том случае, если правилом становится рождение второго малыша. Кроме того, среди приоритетов Союзного государства – создание благоприятных экономических условий для работников, имеющих детей. Чтобы они могли безболезненно совмещать трудовые и семейные обязанности. Нельзя забывать и о неблагополучных семьях, где в первую очередь страдают дети. И здесь наши страны едины: всем детям необходимо предоставить одинаковые стартовые возможности, обеспечить качественное образование и нормальные условия жизни. Речь идет прежде всего о доступных формах семейного обустройства сирот, в том числе и «сирот» при живых родителях. Домов-интернатов должно становиться все меньше.