Союзное государство

Союзной собственности нужна нормативно-правовая база

Союзной собственности нужна нормативно-правовая база
Союзной собственности нужна нормативно-правовая база

К номеру:  53 (350)


23 Ноября 2010 года

Вопрос о собственности Союзного государства, повышения эффективности формирования и исполнения бюджета Союзного государства с учетом реализации Соглашения  о регулировании вопросов союзной собственности всегда вызывает острую дискуссию, что уже само по себе говорит о его актуальности сегодня. Собравшиеся за круглым столом депутаты Парламентского Собрания Союза Беларуси и России, ответственные работники Постоянного Комитета и Секретариата Парламентского Собрания, представители органов исполнительной и законодательной власти и научной общественности обеих стран обсуждали его, не обходя острых углов.

Союзный бюджет – важный инструмент для решения совместных задач

Дмитрий САБЛИН, председатель Комиссии Парламентского Собрания Союза Беларуси и России по бюджету и финансам, заместитель председателя Комитета Государственной Думы Российской Федерации по собственности:
– Проблематика союзной собственности, ее формирования, учета и использования актуальна прежде всего потому, что союзный бюджет является эффективным инструментом решения совместных социально-экономических задач Беларуси и России.
Стоит напомнить, что впервые общий бюджет Союза Беларуси и России был сформирован в 1998 году за счет отчислений средств из национальных бюджетов государств-участников в пропорции: Россия – 65 процентов, Беларусь – 35 процентов в объеме 585 млн российских рублей. В 2010 году доходная часть бюджета Союзного государства определена уже в сумме, достигающей почти 5 миллиардов. То есть за прошедшие 13 лет его номинальный объем увеличился почти в 10 раз. И свыше 90 процентов средств союзного бюджета направляется на финансирование совместных программ и мероприятий, охватывающих как материальное производство, так и социальную сферу, а также  обеспечение безопасности.
Количество союзных программ в последние годы постоянно увеличивается, и в рамках каждой из них решаются актуальные задачи на прорывных направлениях науки, техники и технологии. Бюджетом Союзного государства на 2010 год предусмотрено финансирование 42 союзных программ и мероприятий по таким главным направлениям, как промышленность, энергетика, строительство, транспорт, связь, информатика, военно-техническое сотрудничество, правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности Союзного государства, социальная политика, образование, культура, здравоохранение и физическая культура, средства массовой информации,  и другим.
Одно из достижений в организации бюджетного процесса за последние годы – это еще и своевременное принятие бюджета Союзного государства на очередной финансовый год и исполнение его доходной части на 100 процентов. Есть в этом и заслуга депутатского корпуса.
Вместе с тем отсутствие нормативно-правовой базы по учету и оценке объектов собственности, созданных и приобретенных в государствах-участниках за счет средств бюджета Союзного государства, не позволяет эффективно использовать результаты реализации союзных программ для формирования доходной части бюджета Союзного государства. Назрела также необходимость внесения изменений и дополнений в Порядок формирования и исполнения бюджета Союзного государства.
Решение этих вопросов внесет реальный вклад в дальнейшее формирование правовой основы взаимодействия Беларуси и России в бюджетно-финансовой сфере.

От сложения сил общие цели всегда становятся ближе

Сергей МАСКЕВИЧ,  заместитель председателя Парламентского Собрания Союза Беларуси и России, председатель Постоянной комиссии Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь:
– Тема сегодняшнего разговора особенно актуальна для развития взаимодействия в финансово-бюджетной сфере Союзного государства. Для дальнейшего развития бюджетного процесса в Союзном государстве необходимо проанализировать имеющийся опыт в решении проблем, обозначить положительные моменты, определиться с тем, что необходимо активнее развивать, найти варианты устранения имеющихся трудностей, в том числе законодательным путем, чтобы двигаться дальше в укреплении взаимовыгодного сотрудничества. Конструктивный обмен мнениями позволит определить вектор нашего движения на ближайшую перспективу, и от сложения наших интеллектуальных сил общие цели и ориентиры станут ближе.
  
Документ о союзной
собственности нужен
уже сегодня

Сергей ЗАБОЛОТЕЦ, руководитель Представительства Постоянного Комитета Союзного государства Беларуси и России в Минске:
– Эффективное использование средств союзного бюджета – это надежный залог успешной, поступательной работы по дальнейшему строительству нашего Союзного государства. В последние годы очень важным положительным моментом является своевременное принятие бюджета Союзного государства. Это позволяет эффективно, без задержек финансировать союзные программы уже с первого января. При этом, конечно, от исполнителей программ хотелось бы их более тщательной финансовой проработки.
Практически уже завершена работа (проведено двенадцать заседаний рабочей группы) по формированию и утверждению методики выявления и инвентаризации имущества, созданного и приобретенного за счет средств бюджета Союзного государства. Все органы государственного управления России и Беларуси завизировали проект документа, осталось завизировать его в Минфине России, и можно начинать работу. Ее итогом будет принятие нормативно-правового документа по союзной собственности – скорее всего, это будет Декрет о собственности Союзного государства Беларуси и России, который необходимо принять как можно быстрее, потому что уже сегодня возникают проблемы и разночтения по поводу урегулирования вопросов использования результатов выполненных союзных программ.
  
План мероприятий –
на грани срыва

Альберт СТЕПАНОВ, заместитель Государственного секретаря – член Постоянного Комитета Союзного государства:
– Как председатель совместной рабочей группы по реализации Плана мероприятий по разработке нормативно-правовой базы по учету, оценке и управлению активами, созданными и приобретенными за счет средств бюджета Союзного государства, могу сказать, что почти за два года своей деятельности рабочая группа провела достаточно интенсивную работу. И к предстоящему заседанию Совета Министров Союзного государства готовится доклад о том, что уже сделано и что пока не удалось сделать.
Но сегодня могу констатировать, что план находится на грани срыва, несмотря на то что пункты плана прорабатывались, согласовывались, уточнялись по времени. Были привлечены на финансовой основе два больших экспертных сообщества, которые подготовили колоссальный массив информации. Однако, к сожалению, этот информационный массив, в форме проектов нормативных актов, методических разделов, лежит уже почти год «мертвым грузом» в Постоянном Комитете. И сегодня я не могу предъявить хотя бы проекты нормативных актов, которые прошли первоначальную экспертизу рабочей группы.
При этом проект Концепции управления собственностью Союзного государства прошел согласование в высших органах государственного управления России и Беларуси, но пока не имеет статуса нормативного акта, так как не утвержден Министерством финансов Российской Федерации, что в целом тормозит и принятие всей остальной нормативной базы.
Уже почти три года не выполняется также решение Совета Министров Союзного государства о введении единой методики учета союзной собственности. Проработав полтора года, рабочая группа подготовила документ, но это не единая методика учета имущества – это методика выявления союзной собственности, в силу определенной запущенности этого учетного процесса прежде всего в Российской Федерации. По сути, это компромисс в три страницы, где описано, кто должен определять это имущество, по какой процедуре, как относиться к этим объектам и так далее. Тем не менее на очередном заседании Совета Министров Союзного государства в марте 2011 года рабочая группа представит полноценный, объективный доклад, и вполне вероятно, что в течение 2011 года станет возможным запустить процесс инвентаризации союзного имущества.
Часто звучат мнения о том, что не нужно переоценивать результаты выполнения союзных программ, тем не менее недооценивать их тоже нельзя. Например, в 2001-2004 годах в рамках союзной программы по производству оборудования для выпуска специализированных химических волокон из союзного бюджета было выделено 90 млн российских рублей. Когда же недавно компетентные эксперты провели оценку проекта, только его интеллектуальная собственность была оценена в 2 млрд 750 млн российских рублей. И таких примеров можно привести немало. Все это подталкивает нас к более активному движению в нужном направлении.
Нужно подготовить Декрет о союзной собственности. Пусть мы еще, скажем, год напряженно поработаем, но получим реальный результат и доведем этот документ до рассмотрения на Высшем Государственном Совете Союзного государства.

Целесообразно использовать опыт Беларуси

Александр КОСТЮК, начальник управления учета имущества республиканской собственности Фонда государственного имущества Государственного комитета по   имуществу Республики Беларусь:
– Ратификация Соглашения о регулировании вопросов собственности Союзного государства – это, безусловно, важный шаг на пути ее формирования. Но для того, чтобы Союзное государство как собственник могло через свои уполномоченные органы управлять и распоряжаться союзным имуществом, необходимо разработать и принять целый ряд нормативных правовых актов как на уровне Союзного государства, так и Республикой Беларусь и Российской Федерацией.
К сожалению, в настоящее время отсутствует нормативно-правовая база, регламентирующая создание, учет и распоряжение собственностью Союзного государства, порядок определения долей сторон в создаваемом имуществе либо в объектах промышленной и интеллектуальной собственности, порядок оформления имущественных прав Союзного государства, а также ответственность сторон за учет, сохранность и распоряжение имуществом.
Вместе с тем Соглашение дало нам возможность, не дожидаясь утверждения правовых актов, выработать и предложить механизм формирования союзной собственности, подходы к организации и методологии ее выявления и учета.    
В результате деятельности совместной Рабочей группы был подготовлен первый пакет проектов нормативно-правовых актов, среди которых – Концепция управления собственностью Союзного государства и Методика выявления и учета (инвентаризации) имущества, созданного и приобретенного за счет средств бюджета Союзного государства. Оба проекта Госкомимуществом Республики Беларусь согласованы.
Работая над ними, белорусская сторона исходила из того, что в состав имущества, которое может быть признано собственностью Союзного государства, не следует включать все имущество, созданное или приобретенное для обеспечения выполнения союзных программ и проектов. По нашему мнению, не следует передавать в собственность Союзного государства имущество, обеспечивающее безопасность стран-участников. В частности, имущество пограничных и таможенных переходов (здания и сооружения режимного характера, оборудование контрольного и охранного назначения, защищенные и режимные коммуникационные линии связи и тому подобное), имущество информационно-вычислительного центра Государственного таможенного комитета, жилые дома на погранзаставах для служащих Государственного пограничного комитета, оборудование командных пунктов Министерства обороны, оборудование для обеспечения оперативно-розыскной деятельности Министерства внутренних дел и Комитета государственной безопасности, а также имущественный комплекс Гомельского специализированного диспансера, финансирование завершения строительства и оснащение медицинским  оборудованием которого осуществлялись в том числе и за счет белорусского бюджета и резервного фонда  Президента Республики Беларусь.
Таким образом, право собственности Союзного государства на имущество должно рассматриваться в каждом конкретном случае с точки зрения использования созданного имущества в интересах обеих сторон, в том числе интересов коммерческих.
В соответствии с Соглашением о регулировании вопросов собственности Союзного государства, состав имущества, подлежащего передаче в собственность Союзного государства, и порядок такой передачи определяются международными договорами и актами Союзного государства. До заключения таких договоров и разработки процедуры его передачи расположенное на территории Республики Беларусь имущество, созданное либо приобретенное за счет средств бюджета Союзного государства, числится на балансах у исполнителей программ и проектов, которые распоряжаются им в соответствии с белорусским законодательством. Поэтому назрела необходимость на уровне Постоянного Комитета Союзного государства установить или хотя бы рекомендовать не только порядок учета, но и порядок и пределы распоряжения созданным и приобретенным имуществом (хранение, списание, консервация, передача третьим лицам приватизация и так далее).
Достоверный и полный учет созданного и приобретенного имущества как раз и необходим для решения главного вопроса – какое конкретно имущество должно и может быть передано в собственность Союзного государства в целях его использования в интересах как Союзного государства, так и каждой из сторон. Мы считаем, что целесообразно использовать имеющийся опыт Беларуси по учету такого имущества.
Собранная нами в ходе учета с 1998 по 2009 год информация содержит  сведения о всех видах созданного и приобретенного имущества (объекты недвижимости, строительные материалы, оборудование, мебель, вычислительная, бытовая, дорожная и строительная техника, транспортные средства, приборы, средства связи, проектные, ремонтные и реставрационные работы, конструкторская и технологическая документация, технические, эскизные и рабочие проекты, технологические карты, опытные образцы и модели, нормативно- правовая документация, научно-технические отчеты), его стоимости, количестве, месте нахождения и использовании.
На 1 января 2010 года в Республике Беларусь учетом охвачены имущественные комплексы, здания, оборудование, автомобили и другое имущество и нематериальные активы. Всего 133 494 единицы, балансовая стоимость  которых – 966 млрд белорусских рублей. В Беларуси учетом охвачено 304 юридических лица государственной и негосударственной форм собственности, принимавших участие в исполнении совместных программ и проектов Союзного государства, и 20 органов государственного управления. 21 процент  всей балансовой стоимости созданного имущества приходится на два созданных имущественных комплекса (заказчик – Министерство по чрезвычайным ситуациям), 27,3 процента – на построенные объекты недвижимости (заказчики – преимущественно Государственный таможенный комитет и Государственный пограничный комитет), машины и оборудование – 28,3 процента, незавершенное строительство, производство и работы – 0,7 процента, прочие основные фонды – 2 процента, нематериальные активы – 20,7 процента.  Из-за отсутствия союзной нормативно-правовой базы учет и распоряжение этим имуществом осуществляются в соответствии с белорусским законодательством. За прошедшие годы было списано более 12 процентов имущества, передано третьим лицам 2,2 процента.
К сожалению, Фонд государственного имущества не располагает информацией о расположенном на территории Российской Федерации имуществе, созданном и приобретенном в результате реализации совместных программ и проектов Союзного государства,  и  о методиках учета такого имущества.

Сдерживающий фактор для союзных доходов

Алексей ШИЛО, консультант Постоянного Комитета
Союзного государства:
– Неурегулированность вопроса о собственности Союзного государства, безусловно, является сдерживающим  фактором в расширении доходных источников бюджета Союзного государства.  И здесь особое внимание необходимо уделить учету и оценке результатов реализации союзных программ, поскольку они содержат значительную долю интеллектуальной собственности, направленной на обеспечение приоритетных направлений развития Союзного государства. Для этого, в свою очередь, необходимо разработать нормативно-правовое, методологическое и программное обеспечение инвентаризации, учета, оценки и управления собственностью Союзного государства, а также отработать механизмы вовлечения ее в хозяйственный оборот.
В соответствии с Планом мероприятий Постоянный Комитет Союзного государства провел открытый конкурс на право заключения договоров на выполнение НИР по разработке нормативно-правовой базы по учету, оценке и управлению активами, созданными и приобретенными за счет средств бюджета Союзного государства. По результатам НИР получены проекты документов, которые направлены на рассмотрение заинтересованным министерствам и ведомствам Республики Беларусь и Российской Федерации.
Доработка разработанных Рабочей группой проектов нормативно-правовых актов, чтобы их можно было вынести на рассмотрение Совета Министров Союзного государства, тормозится из-за того, что не утвержден основополагающий документ – Концепция управления собственностью Союзного государства. Проект Концепции согласован всеми профильными министерствами и ведомствами России и Беларуси, кроме Минфина России.
Предложения Минфина России, который предлагает, чтобы в проекте Концепции были отражены положение по составу собственности Союзного государства, этапы нормативно-правового регулирования отношений, связанных с формированием и управлением собственностью Союзного государства, обсуждались на заседаниях совместной Рабочей группы и признаны преждевременными, поскольку в соответствии с Планом мероприятий их разработка осуществляется после утверждения Концепции управления собственностью Союзного государства.  

Хождение по замкнутому кругу

Ольга ПОПОВА, начальник управления организации непроизводственной сферы и зарубежной собственности Росимущества Российской Федерации, заместитель председателя совместной рабочей группы по реализации Плана мероприятий по разработке нормативно-правовой базы по учету, оценке, управлению активами, созданными и приобретенными за счет бюджета Союзного государства:
– Сегодня собственность Союзного государства – это некая аморфная собственность, которая то ли есть, то ли ее нет. В течение двенадцати лет формировался союзный бюджет, выделялись деньги на программы, какие-то юридические лица их выполняли. И действительно, очень грустно, что в отличие от Беларуси, где инвентаризация была проведена, в России это не сделано.  Насколько я понимаю, в Беларуси было отдельное поручение, у нас такого поручения не было. В течение шести последних лет Росимущество (это его последнее название, оно преобразовывалось из одной структуры в другую) таких поручений не получало, мы занимались только федеральной собственностью. Никто нам не давал поручения и права инвентаризировать собственность Союзного государства.
Конечно, если будет такое поручение и полномочия, мы будем этим заниматься. Но на сегодня этот вопрос уже «перезрел», потому что этим должно заниматься Союзное государство – должен быть создан некий орган, который будет инвентаризировать и учитывать это имущество.
В сентябре 2010 года в Беларуси прошло последнее заседание нашей Рабочей группы, мы рассматривали проекты тех нормативных актов, которые согласовали почти со всеми инстанциями еще весной, но до сих пор не можем договориться с Минфином России. Могу процитировать мнение этого уважаемого ведомства: «Полагаем невозможным создание системы управления собственностью Союзного государства по причине отсутствия собственной государственности Союзного государства». То есть получается, что мы здесь собрались непонятно для чего! Так мы никогда не подготовим эти нормативные акты и никогда не утвердим их.
Далее они пишут: «До юридического оформления государственности Союзного государства создание новых органов Союзного государства актом одного из его органов, а именно Высшим Госсоветом, представляется не соответствующим Договору о создании Союзного государства». Получается какой-то замкнутый круг. Но когда мы обращаемся к первоисточнику – Договору о создании Союзного государства Беларуси и России, там предусмотрено в качестве одной из целей создание единого экономического пространства, которого не будет без имущества. Кроме того, к исключительному ведению Союзного государства относится управление собственностью. Я считаю, что этим все сказано.  Кстати, почему бы представителей этого ведомства не пригласить на  заседание Совета Министров Союзного государства, и пусть они скажут – почему не утверждают?
Почему появился проект Концепции управления собственностью Союзного государства? Потому что есть Соглашение о собственности Союзного государства. Концепция – это тот документ, который определяет на перспективу наши цели и задачи. Второй документ, который мы разработали, – это Методика выявления и инвентаризации собственности Союзного государства.
Затягивание согласования всех этих документов – это упущенная выгода, и я думаю, она измеряется большими цифрами. Поэтому главная на сегодня задача – утверждение данных документов.
Я понимаю, что каждый чиновник хочет показать свой профессионализм. Но какие-то изменения всегда можно внести, если нужно. Только тот не ошибается, кто не работает. И второе: да, в План мероприятий мы записывали одни формулировки, но когда проработали некие нормативные акты, посчитали, что необходим еще один документ. Представители Минфина России об этом знают, они информированы обо всех моментах, которые мы обсуждаем на Рабочей группе. Знаете, мы иногда собираемся на заседание Рабочей группы, день совещаемся и расходимся ни с чем: у каждого свое субъективное мнение. Поэтому надо находить компромисс, каждый должен заниматься своим делом.

Полигон для оптимальных решений

Александр АНТОНЕНКО, заместитель председателя Комиссии Парламентского Собрания Союза Беларуси и России по бюджету и финансам, председатель Постоянной комиссии Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь по бюджету, финансам и налоговой политике:
– Состоявшийся разговор считаю плодотворным. Все сказанное найдет отражение в рекомендациях, которые будут содействовать разработке нормативно-правовой базы по учету и оценке объектов собственности, созданных и приобретенных в государствах-участниках за счет средств бюджета Союзного государства. А значит, поспособствуют повышению эффективности формирования и исполнения бюджета Союзного государства, совершенствованию организации бюджетного процесса в Союзном государстве.
Уверен, что и в дальнейшем мы продолжим практику заинтересованного обсуждения, будем выявлять возникшие трудности и  предлагать эффективные пути их преодоления.

Концепцию готовы поддержать только с учетом замечаний

Татьяна РОМАНОВА, начальник отдела бюджетной политики в сфере деятельности Союзного государства Департамента международных финансовых отношений Министерства финансов Российской Федерации:
– Этот вопрос носит больше юридический характер, поэтому, безусловно, при подготовке заключения мы привлекали нашу юридическую службу. Мы высказали некоторые замечания, в частности просили устранить ряд положений, не соответствующих Договору о создании Союзного государства. С этим замечанием согласен Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации. То есть если эти замечания будут учтены, то мы поддержим Концепцию. Это замечания, которые в принципе устранимы.
В отношении остальных документов – да, действительно большой пакет поступал, и видимо, это документы, разработанные организациями, которые были отобраны на конкурсной основе. Ранее упоминались средства – 15 млн российских рублей. Я не знаю, были они истрачены все полностью или нет.
Второй документ, который сейчас находится в стадии подготовки, – это Методика выявления и инвентаризации имущества, которое создано за счет средств бюджета Союзного государства. Но у нашей службы, занимающейся методологией бухгалтерского и бюджетного учета этих объектов, есть к нему замечания. В планах разработки нормативно-правовой базы был заявлен несколько иной документ – там шла речь о Методике учета. А из того документа, который сейчас находится на согласовании, учет исключен. Осталась только методика выявления и инвентаризация.

ОСТРЫЕ ДЕБАТЫ И ДЕЛЬНЫЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

Обсуждение проблем, связанных с разработкой и утверждением нормативно-правовых актов, регулирующих вопросы союзной собственности, проходило в ходе семинара в Силичах остро и  принципиально. Итогом дискуссии стали предложения и рекомендации, которые призваны активизировать работу по совершенствованию организации бюджетного процесса в Союзном государстве с учетом необходимости отражения в бюджете проблемы содержания и использования созданных при его исполнении объектов собственности. В частности, поступило предложение просить Совет
Министров Союзного государства оперативно заслушать вопрос «О ходе подготовки нормативно-правовой базы по учету, оценке и управлению активами, созданными и приобретенными за счет средств бюджета Союзного государства» с принятием решений, позволяющих Постоянному Комитету Союзного государства приступить в 2011 году к работе по инвентаризации и учету объектов
союзной собственности. Участники семинара выразили озабоченность по поводу того, что в бюджете Союзного государства не предусматриваются средства на содержание созданных и создаваемых в ходе его исполнения материальных объектов, что приводит к их преждевременному физическому износу. Неопределенность принадлежности этих объектов и объектов интеллектуальной
собственности создает предпосылки к их неправомерному использованию и юридическому оформлению прав на них третьими лицами, а также невозможности использования этих активов для
пополнения доходной части бюджета. Отмечена также большая работа, проделанная союзными органами и органами власти государств-участников при реализации Плана мероприятий по разработке нормативно-правовой базы по учету, оценке и управлению активами, созданными и приобретенными за счет средств бюджета Союзного государства. Предложено рекомендовать Совету Министров Союзного государства рассмотреть на своем заседании в 2011 году вопрос «О содержании и использовании собственности Союзного государства, созданной и приобретенной за счет средств его бюджета», а Совету Парламентского Собрания Союза Беларуси и России в соответствии с Регламентом Парламентского Собрания рассмотреть вопрос о целесообразности заслушивания Парламентским Собранием руководителей Постоянного Комитета Союзного государства по вопросу о реализации мероприятий по учету, оценке и управлению активами, созданными и приобретенными за счет средств бюджета Союзного государства.