Союзное государство

Почему остатки не сладки?

Перспективы совершенствования бюджетного процесса
Почему остатки не сладки?
Почему остатки не сладки?

К номеру:  53 (350)


23 Ноября 2010 года

Татьяна РОМАНОВА, начальник отдела бюджетной политики в сфере деятельности Союзного государства Департамента международных финансовых отношений Министерства финансов Российской Федерации:

– Необходимость совершенствования нормативно-правового регулирования бюджетного процесса назрела уже давно. Нормативные акты, которые регулируют бюджетный процесс, в первую очередь порядок формирования и исполнения бюджета Союзного государства, были разработаны еще в 2000-2002 годах. Нормативно-правовые акты, которые касаются данной сферы, содержат немало отсылочных норм к национальному законодательству. Между тем национальное законодательство Беларуси и России претерпело значительные изменения.

Кроме того, необходимость совершенствования обусловлена экономическими причинами. Формируется союзный бюджет за счет отчислений из национальных бюджетов. Как известно, планирование бюджета у нас осуществляется, как правило, с корректировок ассигнований. В последнее время на это оказал влияние еще и мировой экономический кризис. Кроме того, увеличение общей доходной части в определенной степени связано с инфляционными процессами в наших странах.
На сегодня прописаны процедуры и критерии отбора проектов союзных программ. Недавно была разработана новая редакция подготовки и реализации союзных программ. Говорить о ее недостатках пока рано. Но, на мой взгляд, внесенные изменения не позволят решить все проблемы, связанные со стремлением повысить качество отбора проектов программ, которые потом финансируются за счет средств Союзного государства. Не решены также вопросы полномочий главных распорядителей бюджета Союзного государства, их ответственности за их целевое и эффективное использование.

Определенный формальный характер носит метод программно-целевого планирования. Отсутствует нормативное регулирование и казначейское исполнение бюджета Союзного государства на территории Российской Федерации. До сегодняшнего дня не подписано соглашение между Постоянным Комитетом Союзного государства и Федеральным казначейством об исполнении бюджета Союзного государства. Поэтому в работе преобладает низкий уровень контроля над использованием средств. Происходит это из-за отсутствия четких процедур осуществления такого внешнего контроля.  
Кроме того, необходимо учитывать, что когда мы формируем бюджет на очередной год, то часть расходов, как правило, уже предопределена ранее принятыми решениями Высшего Госсовета или Совета Министров Союзного государства. Это касается утвержденных программ и мероприятий.
Поэтому, я думаю, не нужно уделять большое внимание этой части бюджетных обязательств. Следует прежде всего ориентироваться на новые финансовые обязательства, которые включаются в проект бюджета на очередной год. Поэтому если бы мы разделили бюджетные обязательства на действующие и вновь принимаемые, то можно было бы более четко определить правила их финансового обеспечения.

Чтобы повысить качество бюджетного планирования, нужен своевременный краткосрочный и долгосрочный прогноз развития Союзного государства. Ведь, например, когда разрабатывался проект бюджета на 2010 год, прогноз на 2010 год еще не был принят, не был подготовлен.
Также следует позаботиться о повышении эффективности использования средств. Нужно постепенно уходить от резервирования в бюджете фактически свободных, не используемых средств, которые, как правило, остаются неиспользованными по истечении года.

Практика бюджетного процесса подсказывает основные направления его возможного совершенствования. Особое внимание следует уделить вопросу финансирования союзных программ. Ведь на них направляется основная часть средств бюджета Союзного государства. Программно-целевой метод планирования бюджетного процесса, который применяется, нужно признаться, работает слабо. Мы имеем данные, что реализация программ осуществляется неритмично, средства вовремя не осваиваются. В результате этого мы имеем целевые остатки, причем в значительном объеме.
Например, в 2008 году объем целевых остатков составлял 713 миллионов российских рублей, в 2009-м – 485 миллионов, а за три квартала 2010-го – 150 миллионов рублей. Но следует учитывать, что за эти три квартала кассовые расходы составляют лишь около 50 процентов от доходной части. Это не очень хороший показатель. Поэтому по итогам года, видимо, остатки могут удвоиться. То есть назрела потребность в ужесточении требований к обоснованности запланированных расходов. Иначе имеющаяся практика расхолаживает государственных заказчиков.
По состоянию на начало октября 2010 года по ряду программ кассовое исполнение составляет ноль процентов.

Несвоевременное использование средств ведет к тому, что план реализации программ на следующий год не выполняется, нередко практикуется перенос сроков выполнения программ.
Говорят, что слишком долго проходит процедура согласования программ. Но одно дело, когда вносятся незначительные коррективы. Но совсем иное, когда программы, по сути, переделываются заново, изменяется их содержание. Поэтому и необходимо рассмотрение на уровне Совета Министров Союзного государства.
Совершенствование бюджетного процесса позволит повысить эффективность реализуемых программ и мероприятий, укрепить ответственность государственных заказчиков и непосредственных исполнителей программ.